Страховая по ОСАГО выплатила мало, что делать?

Страховая по ОСАГО выплатила мало, что делать?

Важные факты из статьи

  1. Если страховая компания заплатила мало денег – меньше стоимости восстановительного ремонта, то у вас по новым правилам есть 4 шага для получения недостающей суммы: заявление страховщику, а затем к омбудсмену, независимая экспертиза и суд.
  2. Но первое, что необходимо сделать – это запросить акт расчёта, чтобы понять, на каком основании получилась меньшая сумма по ОСАГО – из-за сильного износа, неправильного расчёта страховой или по иным причинам.
  3. По сути введение финансового уполномоченного призвано упростить порядок получения достаточной суммы денег, но в случае суда вы можете взыскать штраф за неисполнение обязательств. Но суд также может уменьшить неустойку, а вот омбудсмен не может.

С учетом изменений и поправок в Закон об ОСАГО, которые уже были приняты и вступили в силу, получить страховую выплату в полном объеме становиться всё труднее. И ведь не всегда потерпевший сможет получить деньги, я бы сказал, что выплату в 2020 году надо еще заслужить. Нужно знать свои права и правильно действовать при общении со страховыми компаниями и новым финансовым уполномоченным. Итак, что делать, если страховая выплатила мало – сумму меньше ущерба, стоит ли подавать в суд? Об этом мы вам и расскажем.

Если договор ОСАГО причинителя вреда заключен после 27 апреля 2017 года, тогда для потерпевшего в общем случае страховое возмещение осуществляется путём обязательного восстановительного ремонта автомобиля.

Выплата полагается в следующих случаях:

  1. если потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт, а страховая по направлению посчитала мало;
  2. если стоимость ремонта превышает лимиты по ОСАГО или все участники признаны ответственными за причиненный вред – то есть положена меньшая сумма по степени невиновности в аварии, а сам потерпевший не готов доплачивать за ремонт;
  3. при полной гибели транспортного средства (напомним, что для целей ОСАГО полная гибель наступает тогда, когда стоимость ремонта ТС равна или превышает рыночную стоимость авто на дату ДТП, либо когда ремонт невозможен);
  4. смерти потерпевшего;
  5. когда здоровью потерпевшего в ДТП причинен тяжкий или средний вред, и он сам в заявлении выбрал выплату страхового возмещения деньгами;
  6. если потерпевший является инвалидом, который имеет транспортное средство по медицинским показаниям и денежная форма возмещения также указана в заявлении на выплату;
  7. машина не старше 2х лет, она на гарантии, а у страховщика нет договоров на ремонт со станциями официального дилера;
  8. гарантия на авто более 2х лет, но страховщик в период гарантии не направляет ремонтироваться на СТО дилера;
  9. нет СТО ближе, чем за 50 км (по дорогам общего пользования) от места жительства или от места ДТП (выбирает потерпевший), а страховщик не готов организовать доставку поврежденного ТС на станцию и обратно;
  10. если страховщик не может организовать ремонт в автосервисе, которую выбрал потерпевший при заключении договора ОСАГО и потерпевший не согласен ремонтировать авто на другой станции;
  11. срок ремонта на СТО превышает 30 рабочих дней;
  12. если согласился на доплату, но в ходе диагностики выяснилось, что нужно доплатить еще больше, но потерпевшего это не устраивает;
  13. если страховщик не выдал направление на ремонт в установленный законом срок 20 дней;
  14. когда машину приняли в ремонт, но становится понятно, что в согласованный срок (30 рабочих дней) ремонт не будет завершен или к нему еще толком не приступили;
  15. в случае подписания потерпевшим соглашения со страховщиком о произведении страхового возмещения в денежной форме.

Стоит отметить, что некоторые из названных причин для выплаты деньгами прямо прописаны в Законе об ОСАГО, а некоторые продиктованы сложившейся судебной практикой и позицией Верховного Суда, поэтому не исключено, что за право получить деньги за ДТП придется посудиться.

Будьте внимательны, если не глядя подписать соглашение со страховщиком, то можно лишить себя права в дальнейшем оспорить размер выплаты, если страховая насчитала мало денег (подробнее об этом уже рассказывалось в статье об обращении по ОСАГО за страховым возмещением).

Первое, что нужно понимать, с чем связана такая маленькая выплата, для этого необходимо письменно обратиться к страховщику с заявлением, в котором потребовать ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также выдать копию акта о страховом случае. Копию акта обязаны выдать в течение трех дней со дня получения соответствующего заявления.

Из этих документов можно будет сделать вывод о том, есть ли вина страховщика в том, что за полученные повреждения выплачено мало, или нет. Ведь сумма выплаты может быть меньше, чем стоимость ремонта и по независящим от страховщика причинам, например, большая разница между стоимостью запчастей в справочнике РСА, который обязателен при расчете стоимости ремонта по ОСАГО, и рыночной стоимостью деталей в магазинах.

В акте осмотра, калькуляции или заключении независимой экспертизы указаны не все повреждения, которые образовались в вашем ДТП. Или же поврежденная деталь подлежит замене, но страховщик, пытаясь сэкономить, назначает её ремонт.

В таких случаях становится понятно, что имеет место быть именно недоплата страхового возмещения и надо требовать недостающую сумму, но как это правильно сделать? Об этом и поговорим далее.

В 2019 году законодатель придумал новые правила для разрешения споров со страховщиком, на наш взгляд, существенно упростив всю процедуру.

Для обычных граждан, являющихся потребителями финансовых услуг (да, страхование — это финансовая услуга) нужно страховщику подать или направить заявление о разногласиях. От того, каким образом это заявление будет направляться в СК, будет зависеть срок его рассмотрения.

Заполненный документ можно отправить:

  • электронно – тогда срок рассмотрения будет 15 рабочих дней,
  • заказным письмом – в этом случае срок составит уже 30 календарных дней.

Быстрее всего, проще, да и дешевле направить заявление в форме электронного документа. То есть собственнику авто (выгодоприобретателю) необходимо составить заявление, распечатать его и подписать. Затем подписанное заявление сканируется, и уже готовый файл направляется страховщику.

В п. 5.4. Правил страхования указано, что в электронном виде надо направлять заявление по электронной почте на официальный адрес электронной почты страховщика. Такой адрес обязательно есть на официальном сайте любой страховой организации. Например:

Но необходимо помнить, что нужно иметь доказательство того, что вы такое заявление направляли, поэтому в обязательном порядке отправляйте электронное письмо с отчетом о доставке. При таком способе срок рассмотрения вашего заявления составит 15 рабочих дней (при условии, что с момента нарушения ваших прав страховщиком прошло не более 180 дней).

У некоторых страховых компаний можно отправить такое заявление по форме для обращений на сайте или в личном кабинете. В таком случае, лучше направить двумя способами и по электронной почте, и через форму для обращений.

Можно и по старинке отправить заказным письмом с описью вложения или вручить лично в офисе страховщика под отметку о принятии. Срок рассмотрения заявления в таком случае составит 30 календарных дней.

Важно! При подаче указанного выше заявления о разногласиях потребителям финансовых услуг не обязательно проводить независимую экспертизу машины и прикладывать отчет к заявлению. В стандартной форме заявления необходимо указать только размер требований имущественного характера. Если вы его точно не знаете, то указывайте лимит в 400 000 рублей, не ошибётесь.

Экспертизу, конечно же лучше провести и иметь на руках экспертное заключение, но это, в первую очередь, нужно самому потерпевшему, чтобы понимать и адекватно оценивать обоснованные он требования предъявляет к страховщику или нет. Но весь вопрос в том, что если в дальнейшем по данному спору будет принято решение финансовым уполномоченным, то стоимость такой экспертизы он не возместит.

Если же решение финансового уполномоченного не устроит, то при обращении в суд вы должны будете обосновать свои требования и тут-то сделанная ранее экспертиза и пригодится, а расходы на её проведение, в случае положительного решения по делу, будут подлежать возмещению.

Следующий этап борьбы на нашем пути в случае, если страховая по ОСАГО заплатила меньше, чем реальный ущерб – это обращение с заявлением к финансовому омбудсмену (уполномоченному).

Если страховщик не удовлетворил ваши требования или удовлетворил недостаточно – частично (включая выплаты неустойки, финансовой санкции), тогда после получения ответа на ваше заявление можно готовить заявление к финупу.

Да, кстати, если страховая компания в установленные законом сроки не приняла решение по вашему заявлению и не направила ответ, то ждать его нет необходимости, по истечению установленных законом сроков на рассмотрение можно сразу обращаться к омбудсмену. Для такого обращения также предусмотрена стандартная форма заявления.

Как и в случае со страховыми, обратиться к нему можно несколькими способами:

  • заказным письмом с описью вложения о недостаточной выплате,
  • в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте,
  • через сайт Госуслуг (пока такая функция недоступна),
  • а также в бумажном варианте через МФЦ.

Опять же, дешевле, проще и быстрее всё делать через личный кабинет на официальном сайте. Там можно заполнить стандартную форму, а также прикрепить сканы или фотографии всех необходимых документов.

Кстати, о фотографиях и уже упомянутой независимой экспертизе. Финансовый уполномоченный при рассмотрении вашего спора со страховщиком вправе провести независимую экспертизу поврежденного ТС. Поэтому, даже если вы не делали экспертизу, лучше иметь и загрузить вместе с заявлением фотографии поврежденной машины и все фото имеющихся повреждений (как правильно фотографировать, можно прочитать ).

В противном случае экспертиза будет проведена только по фотографиям, которые предоставит страховщик, и вы же понимаете, что он меньше всего заинтересован в том, чтобы экспертиза была в вашу пользу. Делаем выводы.

Отправили, направили, послали. Дальше порядок такой:

  1. в течение 3 рабочих дней со дня поступления вашего обращения в службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного он принимает к рассмотрению заявление (или не принимает) и уведомляет вас об этом;
  2. в течение 15 рабочих дней со дня передачи ему вашего заявления, он рассматривает его и принимает по нему решение об удовлетворении требований или об отказе в удовлетворении;
  3. срок, указанный в пункте 2 может быть приостановлен на время проведения независимой экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.

Получается, что ждать решения финупа можно максимально 28 рабочих дней. Можно взять небольшой запас и остановиться на 30 рабочих днях. После истечения этого срока и не получения от финансового омбудсмена решения по заявлению можно обращаться в суд с аналогичными требованиями.

Если ответ вы получили, но он вас не устраивает, то в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения финупа в законную силу (это еще 10 рабочих дней со дня подписания решения финупом) вы также вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

При кажущейся простоте обращения в суд из-за малой выплаты страховой компанией неподготовленному человеку, даже в случае обоснованности его требований, может быть нелегко отстоять свои права. Конечно же, лучше иметь представителя в суде, но в случаях, когда размер требований не такой большой, на гонорар юристу можно потратить большую часть спорного возмещения.

Между тем, в погоне за справедливостью необходимо трезво и здраво оценивать финансовые риски, связанные с судебным разбирательством. Так, например, по делу, где будет спор о повреждениях от ДТП как о причине малого возмещения, скорее всего, страховщик будет ходатайствовать о проведении по делу судебной экспертизы, которая, в свою очередь, стоит довольно-таки дорого. Это важно на случай, если экспертиза будет не в вашу пользу, и суд в итоге примет решение об отказе в удовлетворении ваших требований, тогда расходы по её проведению будут взысканы с истца.

Но не всё так печально и рискованно. Многие автовладельцы прекрасно справляются и сами, выигрывают суды у страховщиков и получают справедливые суммы. Ведь страховщик, нарушая свои обязательства и выплачивая мало денег, должен будет еще выплатить и штрафные санкции:

  • неустойку за каждый день просрочки после истечения 20 дней в размере 1% от недоплаченной суммы,
  • финансовую санкцию.

А суд в случае неудовлетворения требования потребителя взыскивает со страховщика еще и штраф в размере 50% от недоплаченного страхового возмещения.

Эти суммы, к сожалению, суд вправе снизить по обоснованному заявлению СК о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса, но суды в 2020 году стараются в рамках своих полномочий устанавливать какой-то баланс и взыскивать в пользу потерпевших средние суммы по схожим делам.

Здесь стоит отметить еще одну тонкость – финансовый уполномоченный, в отличие от суда, не вправе применять ст. 333 ГК РФ и снижать неустойку и финансовую санкцию, поэтому в его решении должна фигурировать их полная сумма (а это не более 400 000 рублей).

Именно поэтому стоит обращаться к омбудсмену за выдачей исполнительного документа (удостоверения) на следующий же день после вступления его решения в законную силу, чтобы страховщик, пропустивший срок на обжалование его решения, уже не смог восстановить его, тем самым переведя разбирательство в юрисдикцию суда.

Суды, в основном, проходят в спокойном режиме, стороны предоставляют доказательства в обоснование своих требований и позиций, заявляют ходатайства, приобщают отзывы и возражения, высказываются и отвечают на вопросы суда.

Очень часто потерпевшие заявляют требования не только к страховщику, но сразу и к причинителю вреда, в случае, если суммы по ОСАГО явно будет недостаточно для восстановления поврежденной машины. То есть когда денег на ремонт слишком мало – меньше стоимости ремонта не только по причине занижения выплаты страховщиком, но и расчёта возмещения по ОСАГО с износом. Третьими лицами могут быть привлечены СТО или второй страховщик.

Про назначение судом экспертизы уже говорилось, но не будет лишним, перед тем как суд приостановит дело, приобщить к материалам дела свои фотографии с осмотра(ов) в электронном виде, чтобы эксперт мог все повреждения увидеть и отразить в своём заключении.

Когда о проведении экспертизы ходатайствует страховщик, то почти всегда он просит назначить экспертизу в определенные организации. Все мы понимаем, что они могут быть независимыми, а могут и не быть. На этот случай стоит подготовить свой список организаций (2-3 учреждения), куда бы вы рекомендовали назначить экспертизу, а против списка ответчика возражать.

В основном, суды длятся довольно-таки продолжительное время, иногда полгода, иногда год. Если дело сложное, то и больше. Это тоже стоит иметь в виду и не обрушиваться с критикой на своих представителей о том, что очень долго всё делается.

Если суд примет решение в вашу пользу, вы сможете потом по исполнительному листу взыскать всё присужденное. И делается это 2 способами:

  • либо через службу приставов,
  • либо через банк, в котором у страховщика есть счета.

Судами рассматриваются сотни тысяч дел по спорам потерпевших со страховщиками и, конечно, уже сформировалась некая практика. Также по спорным вопросам высказались Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Из последнего это Определение Верховного Суда о том, что потерпевший при определенных условиях вправе оспорить соглашение о денежной выплате, заключенное со страховщиком и признать его недействительным. В таком случае появляется право требовать выплату в полном объеме, но, как вы поняли из данной статьи, путь этот не легкий.

Надеемся, что статья будет вам полезной и поможет вам отстоять свои права в случаях, когда страховщик рассчитывает и выплачивает слишком мало денег за ДТП.

Как оспорить выплату по ОСАГО, к сожалению, становится актуальным вопросом для большинства автолюбителей, ставших участниками ДТП. При заключении договора страхования по системе ОСАГО водители надеются, что при попадании в автоаварию, они получат сумму выплат, покрывающую ущерб.

На практике автовладельцы сталкиваются с тем, что сумма страховых выплат занижена и не компенсирует восстановление машины. Закон предусматривает возможность оспорить размер компенсации. Мы подробно рассмотрим этот вопрос.

Хочешь мира – готовься к войне

Ни для кого не секрет, что страховые компании, как коммерческие организации, для увеличения свой прибыли стараются уменьшить свои расходы за счет занижения сумм страховых выплат.

Мы выделили главные правила, которые помогут участнику автомобильной аварии выполнить полный восстановительный ремонт поврежденной машины за счет страховых выплат.

Правило № 1: Объём знаний напрямую влияет на сумму компенсации

Помните, что размер страховых выплат напрямую зависит от составленных на месте дорожно-транспортного происшествия документов. Несомненно, после столкновения, вы пребываете в состоянии стресса. Но, как бы вам тяжело не было, необходимо взять себя в руки, и принимать активное участие в оформлении автоаварии.

Обязательно контролируйте работу инспектора ГИБДД. При оспаривании размера страховых выплат вам понадобиться справка о ДТП, которую составляет только инспектор, прибывший на место автоаварии. Если вы пригласили аварийного комиссара, то за его работой, также, следует внимательно наблюдать.

В справке о ДТП должен быть зафиксирован полный перечень всех повреждений, полученных автомобилем при столкновении. Именно от этого документа отталкиваются эксперты при оценке причиненного ущерба. Проверьте всю информацию в справке: адрес и время аварии, пострадавшие автовладельцы и т.д.

Не стоит откладывать «на потом» изучение процедуры оформления Европротокола. Вы должны знать все тонкости и нюансы заполнения этого документа, а также изображения схемы ДТП. Ведь стать участником мелкого дорожного происшествия, к сожалению, можно в любой момент. От ваших знаний и действий напрямую зависит размер компенсационной выплаты.

Правило № 2: Ремонт машины, только, после получения всей суммы выплат

Выполнение этого правила позволит оспорить размер компенсационных выплат по страховке ОСАГО.

На протяжении 5 рабочих дней после обращения пострадавшего автолюбителя в страховую компанию с письменным заявлением о выплатах, с прилагаемыми к нему документами, страховщик проводит осмотр поврежденного автомобиля.

При каждой страховой компании имеется оценочная организация. Будьте внимательны при подписании акта осмотра машины. Обязательно проверяйте все ли повреждения включил в документ эксперт. Ведь, на основании этого акта сотрудники оценочной компании рассчитают калькуляцию стоимости восстановительного ремонта.

Законом об ОСАГО предусмотрено, что когда пострадавший водитель не достиг согласия с страховщиком о размере компенсационных выплат, то страховая компания организовывает независимую экспертизу на протяжении 5 рабочих дней с момента проведения осмотра машины. Автовладелец может самостоятельно заказать независимую экспертизу.

Экспертной организации, проводящей независимую экспертизу, нужно предоставить на осмотр поврежденную при ДТП машину. Если автолюбитель уже отремонтировал транспортное средство, то он не сможет провести независимую экспертизу. При обращении водителя в суд за объективной суммой компенсации возможно назначение судебной экспертизы.

Конечно, когда автомобиль уже отремонтирован, то судебную экспертизу проводят по документам: составленным на месте ДТП; акту осмотра авто, выполненного экспертом страховщика; результатам независимой экспертизы. Но все же, лучше предоставить на судебную экспертизу поврежденную машину или то, что от нее осталось, а также документы.

Правило № 3: Объективно оцениваем перспективы

С 01.12.2014 года все эксперты, которые работают в системе ОСАГО перешли на единый стандарт расчета ущерба поврежденных машин при ДТП.

В частности:

  • эксперты, работающие при страховых компаниях;
  • специалисты экспертных организаций, проводящие независимую экспертизу;
  • эксперты, выполняющие судебную экспертизу.

Таким образом, если разница между страховой выплатой, рассчитанной страховщиком и стоимостью восстановительного ремонта, согласно калькуляции независимой экспертизы, не превышает 10%, то ее считают статистической погрешностью. Суд откажется принимать у автовладельца исковое заявление.

Для того, чтобы иметь возможность обжаловать размер страховых выплат необходимо получить на руки калькуляцию, рассчитанную оценочной компанией при страховой фирме.

Согласно пункту 71 Правил ОСАГО водитель должен написать заявление страховщику с просьбой выдать ему на руки акт о страховом случае, акт осмотра машины с калькуляцией стоимости ремонта.

Правило № 4: Придерживаемся процедуры досудебного регулирования

С 01.09.2014 года п. 21 ст. 12, п. 1 ст. 16.1 и п. 3 ст. 19 Закона об ОСАГО предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Теперь, автолюбитель может обратиться с иском в суд только после того, как обратится в страховую компанию с письменным заявлением о страховых выплатах и письменной досудебной претензией.

В досудебной претензии водитель просит:

  • выплатить разницу между суммой затрат на восстановительный ремонт по калькуляции независимой экспертизы и размером выплаченной компенсации по страховому делу;
  • уплатить стоимость независимой экспертизы и почтовые траты.

Также, он предупреждает, что в случае отказа или отсутствия ответа будет судебное разбирательство. Исковые требования дополнятся судебными расходами и размером гонорара адвоката. К претензии прилагаются копии результатов независимой экспертизы и документы, подтверждающие стоимость экспертизы и почтовых расходов.

Страховая компания обязана на протяжении 5 рабочих дней со дня получения претензии осуществить выплату или направить почтой мотивированный отказ в удовлетворении требований. Поэтому, среди приложений к претензии должен обязательно быть листок с банковскими реквизитами, на которые страховщик впоследствии переведет требуемую разницу выплат.

Правило № 5: Обращаемся в суд

Прежде чем писать исковое заявление нужно определить подсудность. Она зависит от суммы иска. Если общая сумма исковых требований не превышает 50 тыс. рублей, то дело рассматривает мировой судья. Когда сумма свыше 50 тыс. рублей, то районный суд общей юрисдикции. Также, необходимо оплатить государственную пошлину, размер которой зависит от сумы требований.

Исковое заявление можно написать самостоятельно или обратиться за помощью к адвокату. Примеры исковых заявлений можно скачать в Интернете. Такие дела рассматриваются за 2-3 заседания суда. Для того чтобы получить оспариваемый размер страховых выплат следует после вступления в законную силу решения суда подать заявку и получить исполнительный лист.

К страховщику нужно обратиться с исполнительным листом, копией решения суда и реквизитами банковского счета, на который необходимо перевести деньги. Все документы обязательно регистрируются в канцелярии страховой компании. Вам выдают копию, на которой ставят печать, дату регистрации, ФИО и должность, сотрудника, принявшего документы.

Итог

Подводя короткий итог, хочется сказать, что участники ДТП могут оспорить размер страховых выплат в суде. Для этого им необходимо заказать независимую экспертизу. Иногда, страховщики выплачивают требуемую сумму компенсации после предъявления досудебной претензии.

Выполнение водителями всех пяти правил поможет получить необходимую сумму для восстановительного ремонта.

Удачи вам на дороге!

Елена, добрый день

Все споры разрешаются в суде. Вы в праве обратиться с претензией к страховщику, представив все затраты (подсчеты на ремонт). В случае отказа прямиком в суд

Перед этим проверьте все документы на соответствие (например, что страховой правильно указаны повреждения). Попросите представить расчеты, исходя из которых они определили сумму

2. В случае, если по результатам проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков страховщик и потерпевший согласились о размере страхового возмещения и не настаивают на организации независимой технической экспертизы или независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, экспертиза не проводится.

3. Если после проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страхового возмещения, страховщик обязан организовать независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку), а потерпевший — представить поврежденное имущество или его остатки для проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки).

6.1. Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае: д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;

Посмотрите какой из приведенных разъяснений подходит для Вас

Сложно сразу сказать. Нужно документы изучать

Удачи

Хотите пройти тест по материалам статьи после ее прочтения? ДаНет

Размер страхового возмещения определяется страховой компанией по результатам технической экспертизы. И как же часто после его возмещения можно услышать от автовладельца, что он не согласен с суммой выплаты.

Оно и понятно: одно дело, когда речь идет о нескольких тысячах рублей, и совершенное иное – когда машина подлежит полному восстановлению, и понятно, что выплаченных ему денег не хватит даже на половину работы.

Что делать, если не согласен с суммой выплат по ОСАГО

Представим ситуацию: страхователь своевременно предоставил полный пакет документов в СК, доставил авто на экспертизу и с воодушевлением ждет, когда ему перечислят сумму для возмещения ущерба. В течение 20 дней после этого страховщик обязан выплатить деньги. Каково же будет удивление (но скорее возмущение) автовладельца, когда он увидит совершенно не ту сумму, на которую рассчитывал.

Страховщики очень часто занижают компенсации, но далеко не все страхователи решаются отстаивать свое право на получение выплаты в полном объеме. Дело это долгое и непростое, пусть и финансово выгодное. Тот, кто не согласен с выплатой по ОСАГО, но не знает, что делать, должен придерживаться определенной последовательности действий.

Проведение независимой экспертизы

Изначально надо убедиться, что страховая компания действительно занизила размер выплаты. Для это сначала надо ознакомиться с результатами технической экспертизы, проведенной по заказу СК. Конечно, отчеты об оценке страховщики предоставляют весьма неохотно. Но в ФЗ «Об ОСАГО» написано, что каждый держатель страхового полиса имеет право ознакомиться с результатами диагностики авто.

Когда вы сумеете получить копию отчета об оценке, надо сравнить сумму, значащуюся там, с полученной от страховой. Если они отличаются, есть повод обратиться с претензией к СК. Если значения совпадают, можно поступить по одному из 2 сценариев:

  1. Согласиться с полученной выплатой.
  2. Если не согласен с выплатой, заказать дополнительную экспертизу.

Заказывать независимую оценку надо только после того, как аналогичная проверка будет проведена страховщиком, и страхователь получит деньги. Кстати, если вы не согласны с суммой выплаты по ОСАГО, это вовсе не означает, что вы не имеете права расходовать полученные средства. Снятие компенсации не является отказом для подачи иска в суд, поскольку претензия будет выставлена в адрес страховой только в отношении недоплаченного размера выплаты.

Итак, вы получили отчет независимого эксперта. Согласно ему, страховщик вам не доплатил n-ую сумму денег. Сразу же бежать в суд не стоит. Сначала надо попробовать решить вопрос со страховой мирно. Тем более, что это обязательное условие для подачи искового заявления.

По сути досудебное урегулирование спорного вопроса выполняется «для галочки». Если СК решила занизить страховое возмещение, то вряд ли у автовладельца самостоятельно получится убедить ее изменить свою позицию. Однако с 01.09.2014 обращение в суд возможно только после составления и подачи досудебной претензии. Это требование содержится в Законе об обязательном страховании автогражданской ответственности.

Подать досудебную претензию следует на протяжении 20 дней после истечения 20-дневного периода, в течение которого СК обязана выплатить страхователю компенсацию. Если автовладелец допустит просрочку, то это будет расценено, как нарушение порядка досудебного разбирательства. Передавать в СК претензию можно лично (при этом надо требовать проставления регистрационного номера на экземпляре заявителя) или заказным с уведомлением письмом (надо сохранить квитанцию об отправке).

Этот документ составляется в двух экземплярах. Вот образец. Обязательные пункты, содержащиеся в претензии:

  1. Сведения о сторонах страхового договора, месте и дате его заключения.
  2. Данные заявителя: ФИО, место прописки, реквизиты для перевода денег, контактный номер.
  3. Суть претензии. Необходимо подробно изложить суть дела: описать страховой случай, подробно остановиться на сумме, полученной от СК, результатах экспертизы и т.д.
  4. Обоснование размера претензии.
  5. Изложение своих требований с указанием срока их исполнения.
  6. Предупреждение о возможных последствиях. Важно указать, что если требования не будут исполнены, то вы непременно обратитесь в суд, и там уже СК придется оплачивать штраф, пеню и судебные издержки.

Иногда на этом этапе действия недовольного размером выплаты страхователя заканчиваются, поскольку страховщики знают, что в большинстве случаев суд становится на сторону истца. Но иногда встречаются и СК, которые идут до конца, даже зная, что в результате их ждет провал. Если вам «посчастливилось» встретиться именно с такой разновидностью компаний, составляйте иск и идите в суд.

Обращение в суд

Если никакие убеждения и предупреждения положительно не действуют на страховщика, подыщите юриста, специализирующегося на автомобильной тематике. В принципе, отстаивать свои интересы можно и самостоятельно. Но если вы уверены в своей правоте (а идти в суд следует только при этом условии), делать это совершенно бессмысленно.

В случае успеха все расходы, в том числе на оплату услуг юриста, будут оплачены проигравшей стороной.

Автоюрист поможет составить исковое заявление, соблюсти все процессуальные требования, подготовить полный пакет документов.

К иску необходимо приложить бумаги, составляющие доказательную базу нарушения законодательной нормы страховщиком, а именно:

  • досудебную претензию;
  • отказ в перечислении полной суммы по страховке;
  • квитанцию или выписку с расчетного счета о выплаченной компенсации;
  • отчеты об экспертизе и др.

Помимо этого прилагаются стандартные документы, такие как ПТС, СТС, паспорт заявителя, страховой полис и др.

Если после первого заседания страховая не идет на мировую, то вероятнее всего, будет назначена дополнительная экспертиза. Она инициируется судьей. Ее результаты станут решающими для вынесения окончательного приговора.

Разберем на реальном примере, сколько будет обязана выплатить СК в случае проигрыша в суде. Выплаченная сумма – 10 тысяч рублей. Всего по решению суда страховщик обязан был перечислить страхователю – 25 тысяч рублей. Значит, с него удерживается недоплаченная сумма в 15 тысяч рублей. Штраф составляет 50% от последней суммы, то есть 7,5 тысячи. Плюс пеня за каждый день просрочки в размере 1%. За один месяц – 4500 рублей. Итого страхователь получит 37 тысяч рублей, вместо 10. Страховая дополнительно пострадает еще и в части выплаты судебных расходов (оплата адвоката, судебной пошлины и др.).

Как видите, бороться за свои права, с одной стороны, сложно и долго, но с другой – выгодно.

Страховщик занизил сумму выплат

Чаще всего СК занижают выплаты по страхованию следующими способами:

  1. Направление транспортного средства на экспертизу в СТОА, заинтересованную в уменьшенной оценке объема повреждений. Чаще всего это станции, учрежденные страховщиком или аффилированные с ним.
  2. Убеждение автовладельцев в том, что повреждения были получены автомобилем еще раньше, в результате другого происшествия, а не рассматриваемого ныне страхового случая.

Помимо этого на вопрос страхователя, почему размер компенсаций явно занижен, могут быть получены какие угодно, удобные для компании ответы. Например, «машина старая, значит и износ большой», «эти детали еще раньше были отремонтированы (окрашены) после ДТП», «на такое авто низкий нормо-час» и др.

Все это отговорки, которые не надо воспринимать слишком серьезно. Лучше назначить экспертизу и действовать по описанному выше алгоритму.

Гибель авто (тотал)

Еще одна благодатная среда для уменьшения страховых компенсаций – признание гибели автомобиля. Иногда в результате серьезной аварии состояние автомобиля столь плачевно, что дешевле купить новый, нежели восстанавливать старый. Даже в такой, можно сказать прискорбной для автовладельца, ситуации страховщики умудряются занизить размер возмещения.

Каждая страховая организация определяет свой порог отнесения повреждений авто к тоталу. Для кого-то это 70%, для других 85% повреждений. Конкретные параметры определения гибели авто включаются в положения страхового договора.

Итак, если тотал признан, сколько автовладелец должен получить денег? По основному правилу страхователь должен получить компенсацию в размере, достаточном для восстановления авто, но в пределах максимально установленной суммы компенсации по ОСАГО (400 тысяч рублей).

Страховщики же и здесь пытаются уменьшить размер страховой выплаты. Чаще всего это происходит за счет оценки остатков авто. Если по собственному решению автовладелец оставляет себе то, что осталось от его авто, то СК обязательно захочет вычесть стоимость годных автомобильных остатков из общей суммы страхового возмещения. Однако такой подход совершенно незаконный, так как применим только при автостраховании КАСКО. Поэтому если СК уменьшает выплату за счет годных остатков, отправляйтесь в суд.

Если вы понимаете, что ваши права как страхователя на получение возмещения в достаточном объеме нарушены, действовать надо всегда в одной и той же последовательности. Сначала — экспертиза, затем — досудебное решение вопроса, а в завершении судебное разбирательство. Без него, к сожалению, довольно часто обойтись нельзя. В этом деле главное щепетильно отнестись к подготовке доказательной базы и действовать согласно вышеприведенной инструкции. Немаловажное значение имеет и выбор грамотного автоюриста.

Итак поскольку я столкнулся с ОСАГО получением денег, озадачился я сразу и вероятностью что меня обсчитают. Нашел вот такую статейку, выглядит вполне вроде внятно и доступно, без лишней информации.
Может кому пригодится.

Маленькая выплата по ОСАГО. Как воспользоваться независимой экспертизой.

Идея ОСАГО конечно хороша: получить страховку проще, чем вытрясти из виновника ДТП деньги. Но часто полученной выплаты по ОСАГО настолько мало, что не хватает на ремонт. Большая проблема ОСАГО в России – маленькие выплаты. В основном, это происходит из-за занижения размера ущерба «независимыми» экспертами, к которым направляет страховщик, в соответствии с ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Пошаговая инструкция для получения выплаты, которой хватит на ремонт.

1) после ДТП в течение 15 дней обратится в страховую компанию;
2) пройти экспертизу по направлению страховой компании. Данный шаг нужно сделать, если хотите хотя бы часть денег получить быстро. Если хотите все, но позже, тогда можно переходить к п.4. Как показывает практика, первые три пункта лучше не пропускать.
3) через 30 дней с момента передачи всех документов получаем выплату, посчитанную «независимыми экспертами». Этой выплаты часто не хватает на ремонт.
4) проводим действительно независимую экспертизу, на нее обязательно вызываем виновника ДТП и страховую компанию (если не вызвать, то экспертизу могут признать недействительной). Виновника ДТП и страховую компанию вызываем телеграммой, это удовольствие стоит около 160 рублей за каждую телеграмму.
5) получаем результаты независимой экспертизы. Идем в страховую компанию и пишем заявление с просьбой пересмотреть выплату на основании новой экспертизы, к заявлению прикладываем результаты экспертизы. Внимание, обязательно взять подтверждение передачи документов, поставить входящий номер на втором экземпляре заявления.
6) через 30 дней страховая компания обязана выслать Вам отказ или выплатить страховое возмещение
7) при получении отказа можно подавать в суд, предоставлять туда экспертизу, отказ или копию заявления, если ответ не получен.
Важные детали.

Нанимайте юристов, суд возмещает расходы на юристов в размере около 3000, т.к. большие суммы обычно признаются необоснованно завышенными.

Если же страховая выплата маленькая из-за износа транспортного средства (согласно закону страховое возмещение выплачивается с учетом износа частей, узлов и агрегатов), то можно подать иск в суд на самого виновника ДТП, есть судебные решения, когда эти расходы присуждают возмещать непосредственно виновному водителю.

При проведении независимой экспертизы, попросите экспертов не завышать размер ущерба. Если размер ущерба будет сильно завышен, то страховая компания попросит суд назначить третью экспертизу. Если экспертиза, назначенная судом, будет намного меньше вашей, то расходы на нее суд поделит между страховой компанией и вами. Естественно, разница в 500 руб. роли не сыграет, а 8000-10000 руб. будут существенны.

Удачных выплат.

з.ы. постфактум
после выплаты претензия НЕ подается
делается независимая
и дальше по хорошему дело уход в суд
еще момент
при независимой как сказано выше надо посылать телеграмму виновнику и его страховой компании или отправить уведомление страховой, принеся его собственно ручно в офис.
если в пределах города 3 дня
если как получилось у меня пред-во есть, но они не офис то 5 дней для иногородних.

admin

Добавить комментарий