Степени ценовой дискриминации

Степени ценовой дискриминации

Фирма, обладающая монопольной властью, может ее использовать для проведения особой ценовой политики, так называемой ценовой дискриминации.

В данном контексте понятие «дискриминация» является чисто техническим термином (от лат. dicriminatio — различие) и не носит негативного смысла.

Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Важно подчеркнуть, что различия в ценах не отражают различия в издержках, связанных с оказанием покупателю транспортных или других услуг. Поэтому не всегда различие в ценах можно считать ценовой дискриминацией, а единая цена свидетельствует о ее отсутствии. Так, например, не является ценовой дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т.д. С другой стороны, поставка для всех разноудаленных покупателей одного и того же товара по единой цене может рассматриваться как ценовая дискриминация.

  • Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо, чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной;
  • чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы;
  • чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.

Как показывает практика, наиболее благоприятные условия для осуществления ценовой дискриминации имеются на рынке услуг или на рынке материальных товаров, при условии, что разные рынки отделены друг от друга большими расстояниями или высокими тарифными барьерами.

Степени ценовой дискриминации

Впервые понятие ценовой дискриминации в экономическую теорию ввел английский экономист Альфред Пигу (1920). Он же предложил различать три ее вида, или степени.

Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя. Рассмотрим, как она влияет на прибыли фирмы.

Если монополист не проводит ценовой дискриминации, т.е. устанавливает единую цену Р*, то как видно из рис. 1 , при объеме выпуска от 0 до Q*(при котором выполняется равенство МС=MR) дополнительная прибыль от реализации каждой дополнительной единицы (предельная прибыль, Мп) равняется разнице между предельным доходом и предельными издержками

Мп=MR — MC.

Производство любого количества сверх оптимального сократило бы экономическую прибыль монополиста, которая может быть подсчитана как сумма прибылей от каждой реализованной единицы, что на рисунке соответствует заштрихованной площади АСЕ. Потребительский излишек, т.е. разница между суммой, которую покупатель готов был заплатить, и рыночной ценой Р*, изображен верхним треугольником АР*М.

Если монополист проводит ценовую дискриминацию, то тогда все единицы товара продаются по их цене спроса, и следовательно, каждая дополнительно реализованная единица увеличивает совокупный доход на величину той цены, по которой она продается, т.е.

MR=P.

Это означает, что кривая спроса становится и кривой предельного дохода, как в модели совершенной конкуренции. Однако в отличие от конкурентного рынка, при котором существует единая цена, и значит MR=AR, для монополии, осуществляющей ценовую дискриминацию, цены разных единиц продукции различны, т.е. MR≠ AR.

Оптимальный объем производства монополиста, осуществляющего ценовую дискриминацию, расширяется до точки оптимума Q** совершенно конкурентного рынка. В этих условиях совокупная прибыль монополиста (площадь АЕ’С) включает в себя весь потребительский излишек.

Рис. 1. Совершенная ценовая дискриминация

На практике совершенная ценовая дискриминация почти невозможна, поскольку для ее реализации монополист должен знать цены спроса всех возможных потребителей своей продукции. Некоторое приближение к ценовой дискриминации данного вида возможно при наличии небольшого числа покупателей, например, при индивидуальной предпринимательской деятельности (услуги врача, юриста, портного и т.д.), когда каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.

Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование).

Предположим, что монополист устанавливает две цены: при объеме от 0 до Q* цена Р’, при объеме от Q* до Q** цена Р».

Если бы монополист устанавливал единую цену, например Р’, то его совокупный доход равнялся бы произведению соответствующего объема и цены (TR=Р’Q*). При осуществлении нелинейного ценообразования доход увеличивается и становится равен площади фигуры 0Р’ABCQ**.

Рис. 2. Ценовая дискриминация второй степени (нелинейное ценообразование)

Чем более дифференцирована цена продукции, тем в большей степени данная ценовая дискриминация приближается к совершенной.

В реальной жизни ценовая дискриминация второй степени чаще всего принимает форму ценового дисконта (т.е. скидок). Например:

  • скидки на объем поставок (чем больше объем заказа или поставки, тем больше скидка к цене);
  • кумулятивные скидки (цена проездного единого билета на год, который предполагают ввести в московском метрополитене относительно ниже цены ежемесячного проездного);
  • ценовая дискриминация во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, различные наценки в ресторанах в дневное и вечернее время) и т.д.

Иногда данный тип дискриминации называют самоотбором. Не имея реальной возможности определить цены спроса всех своих клиентов (как при совершенной ценовой дискриминации), продавец предлагает всем одинаковую структуру цен, предоставляя покупателю самому решать, какой объем и, следовательно, какие рыночные условия он выбирает.

Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены.

Примерами подобной ценовой дискриминации могут служить:

  • авиабилеты туристского и первого классов;
  • спиртные напитки класса «люкс» и другие алкогольные продукты;
  • скидки на билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров;
  • плата за подписку на специализированные издания для организаций и индивидуальных подписчиков (для вторых она, как правило, ниже);
  • гостиничные тарифы и плата за посещение музеев для иностранцев и резидентов (в России) и т.д.

После того как фирма разделит своих потенциальных покупателей на некоторое количество сегментов, возникает вопрос установления своих цен для каждого сегмента. Рассмотрим, как это происходит.

Пусть монополист выделяет два изолированных сегмента рынка (анализ может быть использован и для большего числа сегментов). Его цель, как и прежде, максимизация прибыли от реализации продукции на обоих рынках.

Основное условие максимизации прибыли на первом сегменте рынка может быть записано как

MC=MR1,

где MR1 — предельный доход от реализации на первом сегменте.

Соответствующим образом, основное условие максимизации прибыли на втором сегменте имеет вид:

MC=MR2,

где MR2 — предельный доход от реализации на втором сегменте рынка, то есть

MC=MR1=MR2.

Мы знаем, что предельный доход фирмы соотносится с коэффициентом эластичности спроса по формуле MR=P(1+1/Ed), поэтому равенство MR1=MR2 можно представить как

P1(1+1/Ed1)=P2(1+1/Ed2),

или

P1/P2=(1+1/Ed2)/(1+1/Ed1).

Из данного равенства видно, что в основе ценовой дискриминации третьей степени лежит различие в эластичности спроса для разных сегментов рынка. Чем выше эластичность спроса, тем относительно ниже цены. На практике это означает использование ценовых скидок для категории потребителей с эластичным спросом и назначение более высоких цен для потребителей с неэластичным спросом. Другими словами,

если |Ed1|>|Ed2|, то Р1

Введение

В ходе осуществления мониторинга был изучен объем судебных актов, в результате которых устанавливается правомерность применения территориальными органами Федеральной антимонопольной службы нормы п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ) в 2015-2017 годах. Одновременно с этим были изучены несколько дел, вынесенных судами до 2015 года, с целью прослеживания единообразия судебной практики на более длительном отрезке времени. Самое большое количество рассмотренных дел относятся к 2015 году (20 дел), в 2016 году их число составило 19, в 2017 году — 13 дел, а за небольшой рассмотренный нами промежуток 2014 года — 3 дела.

Всего было проанализировано 49 судебных актов, в число которых входят как решения арбитражных судов первой инстанции, так и арбитражных апелляционных судов, и федеральных арбитражных судов округов (кассационная инстанция). Все проанализированные судебные решения вступили к моменту их анализа в законную силу, что позволяет делать выводы о состоянии судебной практики «в статике», без возможного ее изменения в дальнейшем.

При осуществлении мониторинга правоприменения были поставлены следующие задачи:

1) Изучить, устанавливается ли судом при оценке действительности актов ФАС наличие в фактических обстоятельствах дела требуемого применимой нормой состав правонарушения, а также установлен ли этот состав ФАС с достаточной степенью достоверности;

2) Оценить, является ли судебная практика по применению изучаемой нормы стабильной и однообразной в различных регионах; если не является таковой, понять тенденции ее дальнейшего развития;

3) Установить, правильно ли осуществляется правоприменение со стороны органов исполнительной власти и судов; составить перечень выявленных нарушений при их наличии;

4) Понять, как суд относится к обжалуемым актам ФАС – не являются ли подобные акты для суда предопределенными, и отменяет ли на практике суд решения ФАС? Не присутствует ли ангажированность в их «отношениях”?

Необходимо отметить, что были проанализированы практически все дела, дошедшие до стадии рассмотрения в судах кассационной и апелляционной инстанций за выбранный период времени. Подобная немногочисленность практики может свидетельствовать как о «непопулярности” нормы п.8 ч.1 ст.10 ФЗ № 135-ФЗ как таковой, так и о правильном ее применении со стороны ФАС, в результате чего нарушители или заявители (потерпевшие) теряют основания для обжалования действий ФАС в суде. «Оседание” практики по обжалованию решений ФАС в арбитражных судах первой инстанции также должно свидетельствовать о верном правоприменении исследуемой нормы права судами, следуя той же логике.

Мониторинг правоприменения осуществлялся путем анализа судебных решений «по группам”, объединенных по различным критериям. В частности, по критерию однородности правонарушений.

Правонарушения в сфере электроэнергетики

В десяти проанализированных судебных решениях правонарушение совершалось лицом или ФАС осуществляла проверку заявления в области потребления электроэнергии. Чаще, все нарушения антимонопольного законодательства, связанные с созданием дискриминационных условий, в сфере электроэнергетики совершаются в отношениях с потребителями, а не с контрагентами хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. Это может быть связано с тем, что энергосбытовые компании, зачастую, являются не просто доминирующим субъектом на определенном рынке, а являются субъектами естественных монополий, из чего следует отсутствие у них конкурентов на настоящем товарном рынке. При этом, нельзя сказать, что нарушения в этой сфере имеют какое-то сходство в фактических обстоятельствах или в юридической мотивировке суда. Наоборот, дела не похожи друг на друга и возбуждаются по разным основаниям. Так, в некоторых случаях энергосбытовая компания обвиняется в начислении счетов за пользование энергией различным потребителям различными способами: какая-то группа потребителей оплачивает по нормативным показателям, другая группа, при этом, получает счета согласно показаниям специальных приборов учета; где то заявители и ФАС усматривают нарушение в отказе в подключении потребителя к сетям этой компании (в этих случаях применяется не только п.8, но и п.5 ч.1 ст.10 в совокупности); в некоторых случаях обстоятельства дела заключались в навязывании невыгодных условий контрагенту (совокупность с п.3 ч.1 ст.10).

Интересным в данной группе может выступать тот факт, что состав «создание дискриминационных условий” зачастую вменяется лицу наряду с другими составами из группы злоупотребление доминирующим положением. Это говорит о том, что ФАС и суды правильно толкуют норму ч.1 ст.10 Федерального закона о защите конкуренции, который не устанавливает закрытого перечня составов и не принуждает к вменению конкретного состава в каждом деле. Законодатель установил возможность «смешивать” составы в зависимости от фактических обстоятельств, и правоприменительные органы верно ею пользуются. Показательным здесь может являться дело № А17-2547/2015, в рамках которого в ФАС поступило заявление физического лица на действия сбытовой компании. В заявлении указывалось, что компания нарушает антимонопольное законодательство, поскольку создает дискриминационные условия. Физическое лицо настаивало на том, что оно не достигает согласия с компанией по определенному условию договора, в это же время у третьих лиц подобные условия закреплены договором. ФАС, а в последствии и суд указали, что наличие подобных условий в договорах с третьими лицами не доказано заявителем, а к согласованию сторонами условий договора полностью применяется принцип свободы договора, значит, само по себе недостижение согласия по всем условиям договора не является нарушением со стороны хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке.

Правонарушения в сфере перевозок

В этой сфере также выявлено достаточно много дел, рассматриваемых судами, а именно шесть из рассмотренных судебных решений связаны с перевозкой пассажиров, а также еще несколько связаны с перевозками грузов. При этом, грузовые перевозки не вызывают особого аналитического интереса, поскольку они не содержат выделяющихся правовых позиций или особенностей, отличающих их от других дел.

Все шесть дел, рассмотренных ФАС и судами, связанные с пассажирскими перевозками, касаются осуществления услуг перевозчикам автобусными станциями (автовокзалами). Все они являются однотипными, а выявленное нарушение идентичным: компании, владеющие автобусными станциями (здесь были представлены как государственные или муниципальные учреждения, так и частные компании) определяли стоимость оказания сервисных услуг перевозчикам в процентом отношении от стоимости реализованных последними проездных документов.

При этом, услуги, очевидно, оказывались одинаковые, а ФАС и суды отмечали, что их объем и качество не зависят от протяженности маршрута. В это же время, перевозчики дальних маршрутов, получается, платили больше, так как их билеты в совокупности стоили дороже, чем билеты на короткие дистанции.

В таких делах была правильно применена норма п.8 ч.1 ст.10, поскольку было установлено, что необоснованное установление цены услуг автовокзалов является дискриминационным по отношению к группе перевозчиков, оказывающих перевозки на длинные дистанции.

Ниже приводится позиция суда кассационной инстанции, не только верно применившего анализируемую норму Федерального закона «О защите конкуренции”, но и, безусловно, максимально полно мотивировавшего свое решение со ссылками на действующее законодательство.

Судами обеих инстанций на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стоимость билета, реализуемого пассажиру, не оказывает влияние на качественные и количественные характеристики процесса оказания услуг автовокзала перевозчику Услуги автовокзала как услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, включают в себя услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т.п.); информационные услуги (предоставление зрительной и световой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписание движения, тарифах, правилах перевозок и т.п.); оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т.п.; предоставление санитарно-гигиенических услуг; услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камеры хранения, услуги носильщиков и т.п.) (пункт 3.3 ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта»). Стоимость билета, реализуемого пассажиру, не оказывает влияние на качественные и количественные характеристики процесса оказания услуг автовокзала перевозчику (работу касс, информирование пассажиров, диспетчерское обслуживание транспортных средств). Перевозчики осуществляют деятельность на маршрутах разной удаленности от начального пункта, в связи с чем стоимость билета увеличивается пропорционально дальности следования пассажира, соответственно, увеличивается сумма отчислений от реализации одинакового количества билетов и, как следствие, сумма, подлежащая оплате за услуги автовокзала. В результате такой системы расчета платы за услуги автовокзала перевозчик, осуществляющий деятельность на маршрутах дальнего следования, производит оплату в большей сумме, нежели перевозчик, осуществляющий деятельность на маршруте меньшей протяженности, неся при этом различные затраты при осуществлении идентичного вида деятельности, что ведет к ущемлению интересов одной группы перевозчиков и создает необоснованные преимущества другой, тогда как комплекс фактически полученных услуг автовокзала, оказываемый различным перевозчикам, не связан с дальностью следования пассажиров по маршруту. Применение предприятием метода ценообразования на услуги автовокзала в процентном соотношении от стоимости перевозки не основано на экономических, технологических и иных особенностях предоставления услуг автовокзала различным перевозчикам и не свидетельствует об установлении одинаковой стоимости количественно, качественно и технологически одинаковых услуг автовокзала для всех перевозчиков, стоимость на одинаковые услуги автовокзала для каждого перевозчика является различной. Предприятие, оказывая перевозчикам одинаковые услуги, определенные договором, устанавливает для перевозчиков экономически, технологически и иным образом не обоснованные различные цены (тарифы) на один и тот же товар, что, в свою очередь, приводит к дискриминации одних хозяйствующих субъектов — перевозчиков, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами — перевозчиками, так как ставит их в неравное положение друг с другом на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа автобусами регулярных маршрутов, чем допускает нарушение пунктов 6 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Далее, перейдем к анализу правоприменительной практики с точки зрения установления органами необходимых для правоприменения фактических обстоятельств, элементов состава правонарушения, а также с позиций правомерности действий территориальных органов ФАС с точки по привлечению лиц к ответственности.

Состав правонарушения

Главным действием ФАС и суда при привлечении к административной ответственности должен быть процесс установления и фиксации состава правонарушения в материалах дела. Без подобного установления и фиксации состава невозможно привлечение к административной ответственности, о чем многократно говорили суды при разъяснении нормативной базы, а также привлеченные к ответственности лица, аргументируя незаконность действий территориальных органов ФАС.

Отметим, что состав п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции” предполагает:

а) наличие доминирующего положения нарушителя на товарном рынке;

б) осуществление действия (бездействия), являющегося злоупотреблением таким доминирующим положением;

в) создание дискриминационных условий;

г) недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Установив состав, необходимо проанализировать, во всех ли случаях суд проверял надлежащее установление и закрепление состава в материалах административного дела.

Стоит отметить, что в подавляющем большинстве дел суд, так или иначе (специально отмечая это в своем решении или делая это «мимоходом”), проверяет установление и фиксацию состава правонарушения со стороны ФАС. В тех случаях, когда состав не установлен ФАС при рассмотрении административного дела, суд правомерно отменяет такой акт как нарушающий законодательство Российской Федерации.

Территориальные органы ФАС в своих решениях всегда основываются на действительном доминирующем положении правонарушителя на рынке. Также, в результате анализа практики выявлено, что ФАС старается анализировать действия лиц на предмет действительного злоупотребления, о чем свидетельствует тот факт, что обычную хозяйственную деятельность ФАС не признает злоупотреблением доминирующим положением. Так, в указанном уже выше деле, ФАС не усмотрела правонарушения в действиях энергосбытовой компании, поскольку деятельность по согласованию условий договора является обычной и не выходящей за рамки принципа свободы договора.

Однако, только в одном из проанализированных судебных решений, суд отметил, что при создании дискриминационных условий нет необходимости изучения последствий для рынка и для конкуренции на рынке, поскольку гипотеза ч.1 ст.10 предусматривает, что само по себе ущемление интересов других лиц или потребителей (которое и есть, по сути, дискриминация) является элементом состава. Некоторые же суды, наоборот, отмечали, что ФАС сделан правильный вывод о влиянии правонарушения на конкуренцию на товарном рынке.

Такой подход судов нельзя назвать неправильным или ошибочным, поскольку гипотеза признает элементом состава и то, и другое, а суды не отменяют решения ФАС о привлечении к ответственности за создание дискриминационных условий только на том основании, что нет последствий для конкуренции. Указание в мотивировочной части решений ФАС и суда на действительное и доказанное оказание влияния на конкуренцию имеет место быть.

Далее, отметим, что ФАС и суды верно отмечают необходимость непосредственно создания дискриминационных условий, то есть, такие действия, в результате которых одно лицо (одна группа лиц) приобретает необоснованные преимущества относительно другой группы лиц. Только в таком случае может быть доказано совершение правонарушения по п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции”.

Так, интересным является определение ВС РФ №309-КГ17-12762 об отказе в передаче надзорной жалобы на рассмотрение по делу А76-14818/2016, в рамках которого ВС указал, что ФАС должна доказать действительное наличие дискриминации, а именно определить, по отношению к кому положение «потерпевшего” стало хуже.

Поскольку ФАС этого не сделал, его решение о привлечении к ответственности было отменено. Отметим, что в первой инстанции, это решение было оставлено в силе. Такая практика свидетельствует о том, что не у всех судов первой инстанции существует четкое понимание состава правонарушения, а также необходимых стандартов доказывания, но суды высших инстанций ведут практику к единообразному и правильному применению норм права.

Подобная позиция ВС, в свою очередь, заставляет задуматься, как именно необходимо указывать «хозяйствующих субъектов, по сравнению с которыми…”, поскольку ФАС и суды в подавляющем большинстве случаев только абстрактно указывают ту группу, которая получает преимущества, но не устанавливает таких субъектов поименно. Это решение ВС является на данный момент относительно новым (вынесено 15 сентября 2017 года) — с течением времени можно будет проследить, изменится ли практика или указания на круг или группу хозяйствующих субъектов останется достаточно.

Основание возбуждения административного дела

Интересно, что различные цены на услуги или товары являются главным и самым часто встречающимся основанием для начала разбирательства по злоупотреблению доминирующим положением, связанным с созданием дискриминационных условий.

При этом, суды специально отмечают (и отменяют решения ФАС по этому основанию), что сама по себе различная цена не может являться основанием для привлечения к ответственности в таких случаях как: установление цены в ходе переговоров, поскольку стороны сами изъявляют собственную волю; различные цены могут быть обусловлены различными технологическими или экономическими условиями региона, порта, клиента и т.д. Так, при рассмотрении дела № А25-1741/2013 суд посчитал обоснованным даже различные цены для постоянных и новых клиентов одного и того же хозяйствующего субъекта. Такое решение суда может быть подвергнуто критическому анализу, поскольку «постоянство клиента” не может быть во всех случаях признано достаточным обоснованием. Так, лицо, постоянно подключающееся к электросетям (например, застройщик) вряд ли может рассчитывать на более дешевую стоимость услуг (например, по сравнению с владельцем частной постройки) — возникает неравенство положения при оказании одного и того же объема услуг. При продажах же, объем услуг может различаться, поскольку опыт работы с клиентом позволяет сглаживать «шероховатости” при процессе поставки и устранять некоторые мелкие сложности, такие как, например, построение логистики.

В некоторых решениях суд даже отмечает, что не только различная стоимость услуг, но и различный способ определения конечной стоимости ставит лица в неравное положение, а значит имеет место нарушение п.8 ч.1 ст.10. Подобное имело место в описанных выше делах по различному начислению стоимости услуг различным группам потребителей электрической энергии: по счетчикам и с применением нормативов потребления.

Кроме того, ФАС и суды верно исследуют существование единого и, главное, свободного товарного рынка. Так, ФАС правомерно отказывала в возбуждении дел там, где не идет речь о свободном рынке, а идет речь о лицензируемой деятельности или, более того, деятельности, которую могут осуществлять только прямо поименованные в законе лица. По мнению ФАС, в этом случае нельзя говорить о нарушении конкурентной среды, поскольку подобной конкурентной среды на рынке вовсе не существует. Подобная аргументация имела место, например, при рассмотрении дел об оказании услуг по проведению медицинских осмотров: А28-8811/2015 и А28-8812/2015.

Выводы:

1) Федеральная антимонопольная служба в ходе рассмотрения административного дела в подавляющем большинстве случаев надлежащим образом устанавливает состав правонарушения, предусмотренный гипотезой анализируемой статьи ФЗ № 135-ФЗ. В тех случаях, когда ФАС не установил требуемый состав правонарушения, суд отменяет такие решения ФАС как противоречащие закону. Нарушений в этой части не выявлено.

2) Судебная практика в различных регионах Российской Федерации должна быть признана единообразной и стабильной. Судебные органы правильно толкуют и применяют соответствующие положения законодательства о защите конкуренции. В этой части мониторинг правоприменения показал положительный результат.

3) Установлено, что суды, в целом, правильно применяют на практике положения п. 8 ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ. Также, суды надлежащим образом исправляют ошибки, допущенные со стороны антимонопольных органов, оздоравливая тем самым практику правоприменения.

4) Касательно последней поставленной задачи, ангажированности судом перед решениями ФАС не выявлено.

5) Установлено, что в судебных решениях зачастую отсутствует специальное указание на п.8 ч.1 ст. 10; вместо этого, суды ссылаются на ч. 1 ст. 10 в целом, указывая при этом в описательной части нормы, что имело место создание дискриминационных условий. Такое специфическое написание текстов судебных решений может свидетельствовать, по нашему мнению, о непопулярности среди судейского корпуса перечисленных в качестве открытого перечня актов злоупотребления доминирующим положением, поскольку суд может просто сослаться на такое злоупотребление в целом, не подбирая конкретный состав, чтобы уменьшить шанс судебной ошибки.

6) Также, осталось не понятным после анализа судебной практики, что именно законодатель понимает под «дискриминационными условиями». Должны ли они вести к установлению дискриминации в собственном смысле слова? Должна ли дискриминация основываться на угнетении группы лиц, обладающих отличительными специфическими признаками (религиозные или политические взгляды, цвет кожи и др.), или же должно просто иметь место поставление в неравное положение, не связанное с групповыми характеристиками лиц? В этой связи, может быть предложено изменение Федерального закона «О защите конкуренции» с целью уточнения понятия «дискриминация» для целей его применения.

Список анализируемых дел.

  1. Определение Верховного суда от 15.09.2017 по делу № 309-КГ17-12762;
  2. Определение Верховного суда от 21.12.2016 по делу № 306-КГ16-17664;
  3. Постановление арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.12.2016 по делу № А74-3002/2016;
  4. Постановление арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.12.2015 по делу № А19-20689/2014;
  5. Постановление арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.05.2015 по делу № А69-2199/2014;
  6. Постановление арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.12.2016 по делу № А59-558/2016;
  7. Постановление арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.09.2016 по делу № А59-5533/2015;
  8. Постановление арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.11.2015 по делу № А51-33079/2014;
  9. Постановление арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.08.2015 по делу № А04-7750/2014;
  10. Постановление арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.07.2015 по делу № А16-1473/2014;
  11. Постановление арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.05.2015 по делу № А51-19418/2014;
  12. Постановление арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.09.2016 по делу № А19-20689/2014;
  13. Постановление арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2015 по делу № А45-26015/2014;
  14. Постановление арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.01.2017 по делу ;
  15. Постановление арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.09.2017 по делу № А73-10266/2016;
  16. Постановление арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.09.2017 по делу № А26-316/2016;
  17. Постановление арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.04.2013 по делу № А26-5250/2012;
  18. Постановление арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.12.2012 по делу № А05-2249/2012;
  19. Постановление арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.01.2017 по делу № А13-15704/2016
  20. Постановление арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.01.2016 по делу № А25-1741/2013;
  21. Постановление арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2015 по делу № А53-24194/2014;
  22. Постановление арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.12.2015 по делу № А53-16581/2014;
  23. Постановление арбитражного суда Московского округа от 06.06.2016 по делу № А40-83499/2015;
  24. Постановление арбитражного суда Московского округа от 30.09.2015 по делу № Ф05-13647/2015;
  25. Постановление арбитражного суда Московского округа от 22.09.2015 по делу № А40-206903/2014;
  26. Постановление арбитражного суда Московского округа от 10.06.2013 по делу № А40-82507/12-82-758;
  27. Постановление арбитражного суда Поволжского округа от 12.10.2016 по делу № А06-9638/2015;
  28. Постановление арбитражного суда Поволжского округа от 27.07.2017 по делу № А65-15920/2016;
  29. Постановление арбитражного суда Центрального округа от 20.04.2017 по делу № А68-2064/2016;
  30. Постановление арбитражного суда Центрального округа от 14.10.2015 по делу № Ф10-3648/2015;
  31. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу № А79-9575/2013;
  32. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 по делу № А29-6111/2015;
  33. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.11.2015 по делу № А28-8812/2015;
  34. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.11.2015 по делу № А28-8811/2015;
  35. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015 по делу № А17-2547/2015;
  36. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 по делу № А74-8443/2015;
  37. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 по делу № А74-2035/2015;
  38. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016 по делу № А27-10295/2015;
  39. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 по делу № А56-48231/2013;
  40. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу № А56-48237/2013;
  41. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 № А56-3378/2013;
  42. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по делу № А56-78044/2014;
  43. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 по делу № 17АП-5984/2017-АК;
  44. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 по делу № А48-3626/2015;
  45. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 по делу № А35-9473/2014;
  46. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу № А35-13267/2012;
  47. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 по делу № А68-2064/2016;
  48. Постановление арбитражного суда Владимирской области от 15.12.2016 по делу № А11-6393/2016;
  49. Постановление арбитражного суда Томской области от 02.02.2017 по делу № А67-9156/2015;

В зависимости от того, насколько полно реализуется условия осуществления ценовой дискриминации, насколько удачно они сочетаются между собой, можно говорить о разных возможностях проведения дискриминационной политики фирмы.

Различают три типа ценовой дискриминации:

1 тип. Совершенная ценовая дискриминация (дискриминация первой степени) предполагает наивысшую степень контроля над рынком и дает возможность назначения индивидуальных (разных) цен на каждую единицу товара для каждого покупателя. То есть в данном случае происходит продажа каждой единицы товара по максимальной цене, которую готов заплатить каждый потребитель. Каждый покупатель платит за единицу товара свою цену.

Отметим, что осуществлять ценовую дискриминацию первого типа на практике удается редко и в большинстве случаев является абстракцией, потому что у монополиста нет возможности точно выявить предельную сумму, которую покупатель готов выложить за его товар.

Пример:аукцион, когда участники подают письменные заявки с предложением своих условий. Потом организаторы вскрывают конверты и по ценам, предложенным участниками в заявках, удовлетворяют 100 самых выгодных для себя заявок – аукционы ГКО.

Исключением может быть сфера услуг: практика работы семейного доктора, юридических консультаций, обучения в индивидуальном порядке – репетиторство.

Наиболее мягкая форма ценовой дискриминации связана с назначением разных цен для разных групп покупателей и на отдельные партии товара. В соответствии с этим выделяют ценовую дискриминацию второго и третьего типа.

2 тип. Ценовая дискриминация по объему покупки (дискриминация второй степени), которая предполагает продажу фирмой-монополистом не каждой единицы продукции, а определенных ее порций (партий). Таким образом, отличительной чертой ценовой дискриминации этого вида является объединение товаров в группы (партии) и продажа этих групп по разным ценам.

При этом продавец устанавливает разные цены для разных объемов покупки (для разных партий): чем большее количество товара покупаешь, тем меньшая цена на покупку.

В отличие от первого вида ценовой дискриминации, где каждый покупатель платил свою (индивидуальную) цену, в этом случае различные покупатели платят одну и ту же цену, которая варьируется уже от количества приобретенного товара.

Основной принцип: Покупаешь больше – платишь меньше.

Обычной является практика назначения скидокпри покупки крупных партий товара.

При этом различают три вида скидок за большой объем покупок:

· Кумулятивные

· Некумулятивные

· Ступенчатые кумулятивные скидки

Некумулятивные скидки – представляют собой скидки, предоставляемые магазином при разовой покупке большого объема товара. Таким образом, они призваны поощрять покупателей к приобретению как можно больших партий товаров. Увеличение объема партий позволяет добиться экономии затрат на организации продаж, хранении, обработке документации и особенно транспортировке.

Кумулятивные (накопительные) скидки предполагают снижение цены в случае превышения суммарной величины закупок на протяжении определенного периода времени, даже если покупки состояли из маленьких по объему партий. Таким образом, объем продаж рассчитывается нарастающим итогом.

Кумулятивные скидки как бы «привязывают» торговлю к одним и тем же поставщикам, поскольку лишь в этом случае есть шанс получать новые партии товаров на все более выгодных условиях.

Кумулятивными ступенчатыми или просто ступенчатыми называют скидки, когда пониженная цена распространяется лишь на объем закупки сверх порогового значения (тарифы на оплату электроэнергии).

3 тип. Ценовая дискриминация на сегментированных рынках (дискриминация третьей степени)означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка).

Сегментом рынка называют группу покупателей, имеющих одинаковые кривые индивидуального спроса. Если на рынке все покупатели разбиты на несколько сегментов, то такой рынок называется сегментированным.

Условием проведения ценовой дискриминации данного типа является разделение потребителей на группы в зависимости от эластичности спроса. Предполагается, что эти категории могут быть легко идентифицированы (наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т. п.).

В соответствии с этим выделяют два сегмента рынка: дешевый и дорогой. Тем покупателям, спрос которых менее эластичен, будет предложена более высокая цена, а тем, чей спрос более эластичен — более низкая.

Основной принцип: Бедные платят меньше.

На практике такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает.

Примеры: авиакомпании и МПС устанавливают пониженную плату за проезд для учащихся, студентов и пенсионеров; плата за электричество для фирм и домохозяйств, билеты в музей, кино и т.д. для детей и взрослых.

Замечание. Обычно вопрос ценовой дискриминации обсуждается в рамках вопроса о фирме-монополисте. Однако помимо монополии ценовой дискриминацией могут заниматься также фирмы других рыночных структур. К примеру фирма, работающая на рынке олигополии или совершенной конкуренции, отвечающая вышеперечисленным условиям, может осуществлять ценовую дискриминацию.Пример: ресторан, обслуживающий отдельных клиентов по ценам со скидкой.8.2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Антимонопольная политика государства — экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

В целом можно выделить следующие инструментыантимонопольной политики:

1. Ценовое регулирование (установление верхнего предела цен, предельной нормы рентабельности и т.д.).

2. Введение высоких налогов на продукцию фирмы-монополиста.

3. Антимонопольное законодательство.

Вся электронная библиотека >>>

Экономика

Основы маркетинга

Раздел: Бизнес, финансы

С учетом различий в потребителях, товарах, местностях и т. п. фирмы часто вносят коррективы в свои цены. При установлении дискриминационных цен фирма продает товар или услугу по двум или более разным ценам без учета различий в издержках. Установление дискриминационных цен происходит в разных формах.

1. С учетом разновидостен покупателей. Разные покупатели платят за один и тот же товар или услугу разные цены. Музеи меньше берут за вход со студентов и престарелых.

2. С учетом вариантов товара. Разные варианты товара продают по разным ценам, но без всякого учета разницы в издержках их производства. Корпорация «СКМ» продает свой самый дорогой утюг марки «Проктер-Сайлекс» за 54,95 долл., что па 5 долл. превышает стоимость следующего из наиболее дорогих ее изделий. Единственное отличие самой дорогой модели-в сигнальной лампочке, которая зажигается, когда утюг готов к работе. А установка этой лампочки обходится фирме, менее чем в доллар.

3. С учетом местонахождении. Товар продается по разной цене в разных местах, хотя1 издержки по предложению его в этих местах одинаковы. Цены билетов в театр варьируются в зависимости от того, какие участки зала предпочитают зрители.

4. С учетом времени. Цены меняются в зависимости от сезона, дня недели и даже часа суток. Коммунальные службы меняют свои расценки для коммерческих потребителей в зависимости от времени суток и в выходные дни по сравнению с будними.

Для того чтобы ценовая дискриминация сработала, необходимо наличие определенных условий2. Во-первых, рынок должен поддаваться сегментированию, а полученные сегменты должны отличаться друг от друга интенсивностью спроса. Во-вторых, члены сегмента, в котором товар продается по низкой цене, не должны иметь возможности перепродать его в сегменте, где фирма предлагает его по высокой цене. В-третьих, конкуренты не должны располагать возможностью продавать товар дешевле в сегменте, где фирма предлагает его по высокой цене. В-четвертых, издержки в связи с сегментированием рынка и наблюдением за ним не должны превышать суммы дополнительных поступлений, образующихся в результате ценовой дискриминации. В-пятых, установление дискриминационных цен не должно вызывать обиды и неприязни потребителей. В-шестых, применяемая фирмой конкретная форма ценовой дискриминации не должна быть противоправной с точки зрения закона.

В нынешней обстановке ослабления государственного регулирования в ряде отраслей деятельности, таких, как воздушные и. автомобильные перевозки, действующие в этих отраслях фирмы стали все чаще прибегать к методам установления дискриминационных цен. Посмотрим, как пользуются ценовой дискриминацией авиакомпании.

Одно время из-эа ожесточенной конкуренции между компаниями «Истерн», «Юнайтед» н еще тремя переводчиками, обслуживавшими линию Кливленд-Майами, за полет по лгому маршруту пассажир мог заплатить по 11 разным тарифам. Многие из них были нацелены на определенные сегменты рынка. Вот эти тарифы: 1} первый класс-218 долл.. 2) стандартный экономичный класс-168, 3) второй класс на ночных рейсах-136, 4) экскурсии выходного дня-134, 5) для добровольцев'»Рабочего корпуса)»-130, 6) экскурсия среди недели-128, 7) турне для организованных туристских групп-118, 8) для военнослужащих-112, 9) для молодежи-112, 10) полеты на уик-шд-103, 11) чартерный тариф-96 долл.

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: «Основы маркетинга»

Азбука экономики Словарь экономических терминов Экономика и бизнес Азбука бизнеса Введение в бизнес Аксиомы бизнеса Менеджмент Курс предпринимательства Индивидуальная предпринимательская деятельность Управление персоналом Как добиться успеха Международный менеджмент Организация предпринимательской деятельности

Банковский маркетинг

Раздел I. Понятие и сущность маркетинга

§ 1. Объективная необходимость, функции, цели, принципы, составные элементы и потенциал современного маркетинга

§ 2. Банки — стимулятор рыночных преобразовании в России

Раздел II. Организация маркетинга в коммерческих банках

§ 1. Специфика банковского маркетинга

§ 2. Изучение рынка банковских услуг

§ 3. Банковский маркетинг по видам операций

§ 4. Управление активами банка. Решение проблемы «прибыльность — ликвидность»

§ 5. Маркетинг операций с ценными бумагами

§ 6. Разработка комплексной маркетинговой программы. Стратегия банка. Текущие планы

§ 7. Ценообразование в комплексе маркетинга

§ 8. Оценка и стратегия риска в банковской деятельности

§ 9. Организационная структура банка и маркетинговая служба

§ 10. Совершенствование банковского обслуживания и реклама

§ 12. Работа банка Контроль в системе маркетинга

Директ-маркетинг

1 Вопрос. Каким образом можно использовать директ-маркетинг (Direktmarketing) на нашей фирме?

2 Вопрос. Что может служить источником идей для проведения успешных кампаний директ-маркетинга?

3 Вопрос. Как планировать кампании директ-маркетинга?

4 Вопрос. Как финансируются акции директ-маркетинга?

5 Вопрос. Как воздействуют мероприятия директ-маркетинга на нереагирующих на них людей?

6 Вопрос. Как спасти наши рекламные почтовые отправления от мусорной корзины?

7 Вопрос. Какие правила следует соблюдать при организации мероприятий директ-маркетинга?

8 Вопрос. Какие конкретные действия следует предпринимать при развитии деловой переписки?

9 Вопрос. Сколько раз получатель прочитывает информацию рекламного характера, прежде чем отреагировать?

10 Вопрос. Как можно побудить получателя послания прочитать его?

12 Вопрос. Как простое рассматривание рекламного материала переходит в заинтересованное чтение и последующее реагирование на него?

13 Вопрос. Как проверить возможность установления диалога с получателем рекламного почтового отправления?

14 Вопрос. С чего следует начать разработку кампании директ-маркетинга?

15 Вопрос. Как можно оценить возможное покрытие издержек до проведения акции?

16 Вопрос. Как влияет посещение представителя фирмы на квоту откликов потенциальных клиентов?

17 Вопрос. Что делать, если, несмотря на все усилия, заказов поступает слишком мало?

18 Вопрос. В каких случаях выражающий свою реакцию на ваше послание клиент должен подписывать ответную открытку?

19 Вопрос. В чем принципиальное отличие открытки с оплаченным ответом от бланка ответа?

20 Вопрос. Что можно использовать для целевых групп из сферы бизнеса, кроме открыток с оплаченным ответом?

21 Вопрос. Когда открытки или бланки с оплаченным ответом должны быть адресными?

22 Вопрос. Как следует представлять в рекламе сложный продукт?

23 Вопрос. Как в течение нескольких секунд дать представление о достоинствах продукта?

24 Вопрос. Что ускоряет принятие решения о покупке неизвестного продукта?

25 Вопрос. Какой способ оплаты товаров, заказанных по почте, обеспечит больше заказов?

26 Вопрос. Как неизвестному оференту завоевать доверие?

27 Вопрос. Что делать, когда коммерческое предложение включает большое количество видов товаров?

28 Вопрос. Что обеспечит большее количество заказов: лучший отбор адресатов или лучше оформленные почтовые отправления?

29 Вопрос. Как узнать, какие из моих адресатов и как будут реагировать на мои предложения в будущем?

30 Вопрос. Какие адреса можно постоянно использовать с минимальным риском?

31 Вопрос. Что следует учесть при использовании адресов новых клиентов?

32 Вопрос. Что делать с адресами заинтересованных лиц, которые еще ни разу не сделали заказ?

33 Вопрос. Что дают обращения по «холодным» адресатам, из которых откликаются только единицы?

34 Вопрос. Как часто в течение года можно обращаться к своим клиентам и заинтересованным лицам?

Где найти адреса, если их нет в издательствах, выпускающих адресные книги?

Что я теряю, если на рекламном средстве не стоит адрес получателя?

Какие сведения о клиентах помимо их адресов нужно собирать для проведения будущих акций?

Что лучше: сделать два маленьких или один большой шаг, который ведет к запланированной цели?

Как следует продавать дорогие продукты по почте «холодным» адресатам?

Как получить больше заявок на посещение торгового агента?

Какими должны быть действия по отношению к постоянным клиентам: одноступенчатыми или двухступенчатыми?

Когда следует использовать подарки или проводить беспроигрышные лотереи?

Что делать, если коммерческое предложение вызывает слабую реакцию?

В чем заключается последний шанс все-таки добиться от адресата желаемой реакции?

Какую стратегию целесообразно использовать при общении с новыми клиентами?

Как можно укрепить верность клиентов при помощи мероприятий директ-маркетинга?

Как вести разговор с клиентом, который сделал последний заказ много лет назад?

Что можно предпринять, имея дело с бывшим клиентом?

Что делать, если почтовые отправления больше не дают желаемого результата?

Каковы особенности пассивного телефонного маркетинга?

Каковы возможности активного телефонного маркетинга по сравнению с почтовыми отправлениями?

Что следует делать с нашими прежними рекламными объявлениями?

Что делать, если купон в рекламном объявлении, несмотря на хорошее исполнение, дает незначительный эффект?

Что известно о газетных приложениях и откликах на них?

Как следует относиться к новым средствам массовой информации?

Что остается на долю почтовых отправлений, если существуют другие инструменты ведения диалога?

Сколько составных частей необходимо для удачного почтового отправления?

Как должно выглядеть убедительное рекламное письмо?

Что делать, когда мнения по поводу оформления и составления рекламных писем расходятся?

Как заставить получателя рекламного письма прочитать его?

Как оформить шапку рекламного письма?

Какое количество строчек в каждом абзаце письма прочитывается обычно получателем?

Что особенно нужно выделять в рекламном письме?

Каково воздействие шрифта рекламного письма?

Когда целесообразно использовать постскриптум?

Какой должна быть структура письма?

Какие правила необходимо соблюдать при оформлении ответных открыток?

Как усилить воздействие ответной открытки при помощи визуальных средств?

В каком количестве необходима реклама на обратной стороне бланка заказа?

Каковы особенности оформления купона?

Как благодаря использованию ответной открытки увеличить квоту откликов потенциальных клиентов по телефону?

Чем можно дополнить адрес собственной фирмы?

Кто должен оплачивать почтовый сбор за ответную открытку?

Какие указания необходимо дать сотрудникам рекламного агентства, разрабатывающим ориентированные на директ-маркетинг проспекты?

Как получатели просматривают и читают проспекты и приложения?

Какая информация из почтовых отправлений должна повторяться в рекламном проспекте?

Как следует расположить в проспекте отдельные сведения?

В какие текстовые блоки поместить важную информацию и в какие — менее важную?

Как следует относиться к подаркам и лотереям, используемым для повышения эффективности почтовых отправлений?

В каких случаях помещать рекламу на конверт с рекламным письмом?

Почему в рекламных посланиях так много заголовков и подзаголовков?

Если нужно использовать много заголовков, то какую информацию под каким заголовком помещать?

Откуда известно, в каком порядке читатель просматривает заголовки?

Какой длины слова делают заголовок привлекательным для читателя?

Как достичь того, чтобы адресат чувствовал, что обращаются лично к нему?

Как добиться от получателя послания активной реакции?

При помощи каких средств можно привлечь внимание читателя на более длительное время?

Какие вербальные преграды в заголовках мешают продолжать чтение послания?

Какие приемы может использовать неопытный составитель рекламного письма?

Каковы основные правила тестирования?

Каковы шансы тестирования различных списков адресов?

Что дает тестирование разных форм предложения товара или услуг?

Что рекомендуется дополнительно помимо тестирования адресов и коммерческих предложений?

Что нужно тестировать при оформлении рекламных проспектов?

Что делать, если все дорогостоящие и по всем правилам составленные почтовые отправления оказались неэффективными?

Что еще нужно протестировать, если последняя акция оказалась очень удачной?

admin

Добавить комментарий