Срок службы лампы светодиодной

Срок службы лампы светодиодной

Всем привет!

Предупреждение: Будет много букв, но вроде все по делу. Статья рассчитана на новичков, умеющих пользоваться паяльником.

Часть 1. Предисловие

Наверное, многие из вас меняли штатные лампы накаливания в плафонах салона, в подсветке номера, в габаритных огнях, в приборной панели и т.д., на светодиодные лампы.

Как правило, при подобных заменах используются уже готовые автомобильные светодиодные лампы, рассчитанные на напряжение 12 вольт.

По сравнению с лампами накаливания, преимущества светодиодных ламп известны, это малое энергопотребление, большой выбор цветов свечения, меньший нагрев, а также существенно больший срок службы.

Однако, для долгой и счастливой жизни светодиода весьма важно, чтобы протекающий через него ток не превышал заданных производителем величин. При превышении максимально допустимого тока, происходит быстрая деградация кристаллов светодиодов, и лампа выходит из строя.

Поэтому, в «правильные» светодиодные лампы уже встроен стабилизатор тока (драйвер). Но такие лампы, как правило, стоят недешево. В связи с этим, в автолюбительской среде гораздо большее распространение получили дешевые светодиодные лампы, не имеющие встроенного стабилизатора. Примеры таких ламп на фото 1:

Полный размер

1. Дешевые автомобильные светодиодные лампы на 12 В.

Из-за отсутствия стабилизатора, такие лампы весьма чувствительны к скачкам напряжения в бортовой сети автомобиля. Кроме того, хитрые узкоглазые производители ламп рассчитывают их параметры, как правило, на максимальное напряжение 12В. Однако, как известно, при работе двигателя напряжение в бортсети составляет 13.5-14.5В. В итоге, светодиодные лампы, не имеющие стабилизатора, часто служат даже меньше, чем обычные лампы накаливания. Особенно это заметно при использовании светодиодных ламп в подсветке номера и в габаритных огнях, когда светодиоды работают в течение длительного времени. Месяц-другой, реже полгода, и лампа начинает мигать, а вскоре и совсем гаснет.

Один из способов продлить жизнь таким лампам — это подключение их через стабилизаторы тока (или напряжения), которые защитят лампы от скачков напряжения в бортовой сети автомобиля и обеспечат требуемый ток. Однако, такой способ имеет ряд существенных недостатков:

Недостаток 1. Для установки стабилизаторов требуется вмешательство в электропроводку автомобиля, на что пойдет не каждый автовладелец, особенно в гарантийный период.

Недостаток 2. По схемотехнике, стабилизаторы делятся на линейные и импульсные. Линейные довольно сильно греются при относительно небольших токах, а импульсные генерируют высокочастотные помехи, которые влияют на качество приема радио.

Недостаток 3. Ламп в автомобиле много, и на каждую (пусть даже группу ламп) поставить стабилизатор проблематично.

Недостаток 4. Возврат к штатным лампам накаливания может потребовать демонтажа ранее установленных стабилизаторов.

Поэтому, в данной статье я предлагаю способ, как существенно продлить срок службы светодиодных ламп, без использования стабилизаторов. Речь пойдет о простой доработке самих светодиодных ламп.

Часть 2. Немного теории

Мне приходилось разбирать множество автомобильных светодиодных ламп. Несмотря на разный внешний вид, тип цоколя и габаритные размеры, практически все недорогие лампы конструктивно похожи, с небольшими вариациями, которые я отмечу далее.

Итак, среднестатистическая автомобильная светодиодная лампа выполнена по типовой схеме, представленной на рис. 2 (приведен пример для 9 светодиодов):

Полный размер

2. Типовая схема светодиодной лампы без стабилизатора, на 9 светодиодов

Обозначение элементов на схеме, слева направо:

R0: Резистор-обманка для системы контроля исправности ламп. О нем я сделаю отдельный материал, здесь его пока не рассматриваем. Этот резистор может присутствовать, а может и нет.
I0 — ток через резистор R0. Добавлено: Резисторы-обманки в светодиодных лампах, плюсы и минусы.

VDS1: Диодный мост. Так как для светодиодов важна полярность подключения, диодный мост позволяет подключать лампу как обычную лампу накаливания, не думая о полярности. Самые дешевые лампы не имеют диодного моста, но, в последнее время, он часто присутствует даже в малогабаритных бесцокольных лампах. Диодный мост установлен в лампу чисто для удобства пользователя.

R1-R3: Токоограничивающие резисторы для цепочек из трех светодиодов HL1.1-HL1.3 и т.д. Эти резисторы задают ток, протекающий через каждую из цепочек светодиодов. Чем больше сопротивление резистора, тем меньше ток через светодиоды.

HL1.1-HL1.3: Цепочка из трех светодиодов. В разных по конструкции светодиодных лампах, количество цепочек и количество светодиодов в цепочке может быть различным, но часто используются именно цепочки из трех светодиодов. На данной схеме для примера показана лампа с тремя цепочками по три светодиода в каждой. Есть лампы, состоящие вообще из одного светодиода, но схемотехника у них такая же.

Чтобы повысить надежность работы лампы, правильно ставить на каждую из цепочек отдельный токоограничивающий резистор R1-R3. В этом случае выход из строя светодиодов в одной из цепочек не повлияет на ток через другие цепочки. Однако, в целях экономии, производители дешевых ламп ставят один общий резистор на все цепочки. Такие лампы менее надежны, но выяснить это суждено уже покупателю. Упрощенная схема лампы с одним токоограничивающим резистором приведена на схеме на рис. 3:

Полный размер

3. Упрощенная схема светодиодной лампы с одним токоограничивающим резистором

От теории перейдем к практике. Я не буду грузить вас сложными расчетами, просто покажу, что и как делать.

Часть 3. Доработка автомобильных светодиодных ламп, не имеющих встроенного стабилизатора тока

Для доработки ламп понадобятся:

1. Паяльные принадлежности — паяльник на 25-40 Вт, флюс, припой.
2. Наличие мультиметра и паяльного фена приветствуется.
3. Набор резисторов требуемой мощности и номиналов. Возможно, для определения типа и номиналов резисторов, придется предварительно разобрать одну лампу для изучения.

Пример 1: Цилиндрические лампы типа C5W или C10W

Отпаиваем металлические контактные колпачки, нагревая их феном или паяльником сбоку, в месте соприкосновения с платой. Под одним из колпачков видим резистор-обманку R0, о нем поговорим в следующей записи (фото 4):

Полный размер

4. Отпаиваем контактные колпачки

На фото 5 слева направо видим диодный мост VDS1, две цепочки светодиодов HL1-HL2 по три светодиода в каждой, и общий токоограничивающий резистор R1. Это означает, что данная лампа выполнена по упрощенной схеме с одним резистором (см. рис. 3).

Полный размер

5. Элементы светодиодной лампы

Для сравнения, на фото 6 приведена более «правильная» лампа, где используются три токоограничивающих резистора, по одному на каждую цепочку:

Полный размер

6. Внизу лампа с тремя токоограничивающими резисторами, вверху — с одним

На фото 7 показана светодиодная лампа со светодиодной матрицей (технология COB). Такие лампы легко отличить по внешнему виду, на них не видно отдельных светодиодов. Для матрицы COB используется один токоограничивающий резистор R1. В данном конкретном случае, это не удешевление:

Полный размер

7. Лампа с COB-матрицей

Доработка лампы очень простая и сводится к замене токоограничивающих резисторов на резисторы большего номинала. Тем самым мы уменьшаем ток через светодиоды, в результате они меньше греются и дольше служат.

Я провел ряд измерений на различных светодиодных лампах, и для себя сделал следующие выводы:

Вывод 1: Большинство дешевых ламп рассчитаны производителем на максимальное напряжение 12В, не более. При работе в реальных условиях, при напряжении в бортсети порядка 13.5-14.5В, светодиоды работают с перегрузкой и быстро выходят из строя.

Вывод 2: Увеличение номинала токоограничивающего резистора в 2-3 раза не сильно сказывается на яркости свечения лампы, но пропорционально снижает ток через светодиоды, чем существенно продлевает их ресурс.

Вывод 3: Даже при уменьшении тока в 3-5 раз по сравнению с исходным, светодиодные лампы светят ярче, чем аналогичные лампы накаливания.

Отпаяв колпачки и получив доступ плате, выпаиваем заводской резистор и вместо него впаиваем свой, с увеличенным сопротивлением.

На фото 8 заводской резистор сопротивлением 22 Ом заменен на резистор сопротивлением 100 Ом (почти в 5 раз больше):

Полный размер

8. Впаиваем резистор с увеличенным сопротивлением.

Подбором номинала резистора можно изготовить лампы для различных применений, например, для освещения салона сделать поярче, в подсветку номера — поменьше яркостью и т.д. Например, на фото 9, для подсветки номера, я поставил резисторы сопротивлением 150 Ом (в 7 раз больше штатного 22 Ом), яркость все равно осталась больше штатных ламп накаливания:

Полный размер9. Для ламп подсветки номера, сопротивление штатного резистора увеличено в 7 раз

Пример 2. Бесцокольные лампы T10 W5W

Отгибаем контактные усики и разбираем лампу (фото 10):

Полный размер10. Светодиодная лампа T10 W5W с несколькими светодиодами SMD

Видим, что лампа имеет простейшую конструкцию, без диодного моста, питание на светодиоды подается через один токоограничивающий резистор (фото 11):

Полный размер11. Примитивная конструкция с одним резистором

Еще одна распространенная разновидность лампы W5W, с одним мощным светодиодом. Разбирается аналогично предыдущему примеру (фото 12):

Полный размер12. Лампа T10 W5W с одним мощным светодиодом

Здесь в конструкции питание подается через два последовательно включенных резистора. Это сделано для того, чтобы резисторы поменьше грелись (фото 13):

Полный размер13. Для меньшего нагрева, использовано два резистора вместо одного

Пример 3. Малогабаритные лампы T5 для приборной панели

Как правило, из-за ограниченного размера, в конструкции таких ламп оставлен лишь один светодиод и один токоограничивающий резистор. Разбираются аналогично лампам W5W, путем отгибания усиков (фото 14-15):

Полный размер14. Лампы для приборной панели Полный размер15. Один светодиод и один резистор

Все рассмотренные лампы дорабатываем аналогично, просто заменяем штатные резисторы на свои, с увеличенным в 2-3-5 раз номиналом. Сопротивление резистора подбираем, в зависимости от требуемой яркости свечения.

Часть 4. Некоторые практические советы

Совет 1. В лампах различного размера и конструкции, могут использоваться различные по типу и размеру элементы. Как правило, компоновка деталей лампы довольно плотная, поэтому запаять вместо штатных другие типоразмеры часто бывает затруднительно, из-за ограниченного свободного места. Поэтому, заранее подбирайте подходящие детали, но при этом чтобы мощность нового резистора не была меньше мощности штатного (фото 16):

Полный размер16. Запаять деталь другого размера не всегда возможно

Совет 2. При работе с паяльным феном, легко повредить горячим воздухом соседние детали, например, светодиоды. Поэтому, перепаивая резисторы, закрывайте другие детали от воздействия горячего воздуха. Я, например, просто прикрывал светодиоды пинцетом (фото 17):

Полный размер17. При работе феном, прикрывайте соседние детали от горячего воздуха

Совет 3. При выпаивании колпачков ламп C5W и C10W, часть припоя может вытечь. При сборке лампы, для надежной пайки колпачков, можно заранее добавить припоя на контактные пятачки платы, тогда при нагреве припой надежно соединит плату и колпачок.

Полный размер18. Для более надежной пайки колпачков, можно добавить припой на контактные пятачки

Совет 4. Некоторые лампы со светодиодными матрицами COB, для красоты прикрыты декоративными пластиковыми стеклами. Эти стекла ухудшают теплоотвод, рекомендую их снять, на внешний вид подсветки по факту это никак не влияет, а охлаждаться лампа будет лучше (фото 19):

Полный размер19. Рекомендую удалить декоративные стекла с матриц COB

И в завершение, небольшой прикол. Интересно, откуда на лампе взялась надпись «КОЛЯ», нанесенная промышленным способом? (фото 20):

Полный размер20. И в Китае есть свои Коли 🙂

Данная простая доработка позволяет существенно продлить ресурс автомобильных светодиодных ламп, даже без использования стабилизаторов тока или напряжения.

Всем яркой и надежной подсветки, до связи!

Почему перегорают светодиодные лампочки?

Многие водители, меняющие автомобильные лампочки накаливания на светодиодные, отмечают недолгий срок жизни последних… Лампы либо прекращают светить, либо, что еще более неприятно, начинают хаотично подмаргивать. Почему это происходит – ведь светодиод, по сути, почти вечный прибор? Попробуем разобраться!

✔ Локализация проблемы и чуть-чуть теории

Вот типичный пост с одного из «светодиодных» форумов:

— Поменял в машине лампы на светодиоды (никакого драйвера, тупо понижающие сопротивления) в плафоне салона, габаритах и подсветке багажника, через 3-4 месяца начал мерцать плафон в салоне (именно моргать как стробоскоп, одна линейка SMD-диодов, потом две), затем такая же мутотень с одним габаритом произошла… Поменял в плафоне лампу на новую — через 2 месяца эффект повторился… Вопрос — почему это происходит? Дело в качестве компонентов или тут другая проблема?
Ernesto

Попробуем разобраться! И начнем с теории. Светодиод питается строго определенным током, который нормирован производителем. Меньше – можно, больше – нельзя! Поэтому последовательно с «гирляндой» диодов включается элемент, ограничивающий или стабилизирующий ток через них до значения, рекомендованного производителем диодов.

Собственно, к долговечности диодов в лампах со встроенным стабилизатором тока (который часто называют «драйвером») нет претензий. Однако большинство продающихся сегодня LED-ламп небольшой мощности (габаритные огни, подсветка салона, приборной панели, поворотников и т.п.) – это лампы, сделанные без «драйвера», по упрощенной схеме: не со стабилизатором тока, а с ограничителем, роль которого выполняет простой резистор. С ним схема простейшей диодной лампочки небольшой мощности выглядит так (фото 8).

Наиболее характерные неисправности таких светодиодных ламп:

* Полное перегорание – выход из строя одного диода в цепочке. Если цепочка в лампе одна, то из-за сгорания любого из диодов последовательная цепь разрывается, и лампа гаснет целиком.
* Частичное перегорание – выход из строя одной из цепочек, если их в лампе несколько. Не вызывает погасание, но яркость падает.
* Мерцание-«стробоскоп» – своеобразный дефект «умирающего» диода в цепочке, когда от перегрева меняется p-n-структура кристалла – на полупроводнике образуется нестабильная область, то пропускающая ток, то нет…

Так почему LED-лампочки перегорают? В чем кроется проблема их недолговечности? В том, что производители не используют стабилизаторы тока, а применяют элементарные резисторные ограничители? Отчасти да… но не только!

Даже простейший резистор неплохо выполняет свою функцию в качестве «бронежилета» для светодиодов, защищая их от избыточного тока и преждевременной гибели. Но только в том случае, если:

* Номинал этого резистора корректно рассчитан и обеспечивает безопасный ток через диоды;
* Напряжение питания стабильно.

А вот ни того, ни другого зачастую нет… Китайские горе-инженеры знают, что автовладельцы, как правило, покупают LED-лампочки по принципу: «А включите мне её, я посмотрю, как светит!». И продавцы готовы идти навстречу покупателям – у них всегда под рукой специальный стенд с разнообразными патронами и аккумулятором, на котором они готовы зажечь любую лампу на пробу. А раз клиент «любит глазами», то производители ламп рассуждают следующим образом – нужно поставить такой токоограничительный резистор, чтобы лампочка загорелась отчаянным светом и выглядела привлекательно даже на 10-11 вольтах питающего стенд старого аккумулятора, который давно не заряжался!

В итоге диоды лампы даже при 12 вольтах УЖЕ работают с перегрузкой, а после того, как двигатель завели, напряжение в бортсети, питающее диоды, поднимается с 12 до 14,2 вольт – а это, на минуточку, почти 20% разницы! Ток еще вырос – уже до опасных величин. Вырос ток – выросла температура кристаллов диодов, что дало лавинообразно еще больший рост тока – и диоды перешли в режим работы на износ!

✔ Переходим к практике!

Чтобы продемонстрировать, как это выглядит, переходим к экспериментам – элементарным, но наглядным! Просто подадим на несколько наобум купленных диодных ламп стандартное для автомобильной бортсети напряжение 14,2 вольта и посмотрим на потребляемый лампой ток, разогрев лампы и дальнейший рост тока.

Протестируем пару разных моделей ламп типа W5W, лампу C5W, лампу-панель с цоколем C5W, а также влагозащищенные лампы в корпусе с креплением под болт, рассчитанные на монтаж в бампер в качестве ДХЛ (фото 1).

Берем для начала лампу в виде светодиодного модуля-панели с выносным цоколем, как у стержневых ламп типа C5W и C10W. Предполагается, что этот модуль можно запихнуть в потолочный светильник автомобиля и подключить к контактам, предназначенным для штатной C5W. Модуль готовый, лепится на двусторонний скотч, рассчитан на простую установку своими руками (фото 2).

При подаче на лампу 14,2 вольт она буквально бьет по глазам нездоровым светом и стремительно раскаляется в руках – потребляемый ток при включении составляет 0,58 ампера (более 8 ватт) и непрерывно растет от саморазогрева кристаллов – через пару минут он доходит до 0,71 ампера (это уже 10 ватт!) и продолжает повышаться. Держать лампу в руке даже в течение секунды становится невозможно, что говорит о том, что температура перевалила за 70-80 градусов, и это не предел… То, что диоды смонтированы на алюминиевой плате, служащей якобы неплохим теплоотводом, им совершенно не помогает (фото 3).

Вывод: в погоне за яркостью китайцы запитали диоды в лампе экстремальным током, превышающим все здравомыслимые пределы, из-за чего такая лампа заранее обречена. Девайс оправдывает свое название – «бренд», породивший эту лампу, называется… Long Hui… Длинный, стало быть, вам «привет». Из Китая…

Следующим берем LED-аналог популярной бесцокольной пятиваттной автомобильной лампочки типоразмера W5W. Светодиодная W5W-лампа имеет упаковку, фасуется по 2 штуки в блистер, на котором имеется марка некоего российского дистрибьютора, но, по сути, она столь же косоглаза и беспородна, как и панелька Long Hui…

У приличных брендов, типа Osram или Philips, светодиодный аналог 5-ваттной лампы накаливания W5W потребляет 1 ватт, что соответствует току около 0,07 ампера. Китайский LED-аналог W5W, как видим, «кушает» значительно больше – 0,26 ампера (около 3,5 ватт) и также быстро разогревается до болезненных ощущений в ладони, тогда как рабочая температура таких диодов не должна превышать 45-50 градусов…

Вывод: лампа условно пригодна для кратковременной работы (скажем, в плафоне освещения багажника), но при долговременном режиме (скажем, в габаритных огнях) она тоже не жилец (фото 4)…

Еще одна лампа-аналог W5W. Лампа совсем уж беспородная – даже в сравнении с предыдущими, ибо продается без упаковки – «на развес». Яркость её ниже, чем у предыдущей, но и режим работы поэтому более правильный. После подачи на лампу напряжения 14,2 вольта она потребляет ток 0,14 ампера – лампа теплая, но не обжигающая, что свидетельствует о почти корректном режиме работы диодов (фото 5).

Следующий «клиент» – плоская лампа стандарта C5W. Включаем, смотрим – лампа не слишком яркая, но потребляет меньше ватта и весьма умеренно греется. Должна жить долго (фото 6).

Ну и под конец – лампочки, выполненные в формате болтов для установки в бампер. Жесть как она есть… Единственные, «благодаря» которым автору удалось получить реальный ожог ладони – пусть и несильный… Потребляют всего 0,2 ампера, но за счет алюминиевого корпуса нагреваются снаружи до полного изумления. Не глядя взяв лампочку в руку после горения в течение нескольких минут, был вынужден с матерщиной и визгом её выронить (фото 7)!

Предварительный, промежуточный вывод выглядит так – вставляя LED-лампочки в своих машинах вместо классических, довольные их яркостью и белым светом автовладельцы закрывают плафоны, фары и прочие светильники так и не узнав о том, что при напряжении 14,2 вольта лампы разогреваются до аварийной температуры…

✔ Выводы

В конце хотелось бы озвучить четкие и исчерпывающие рекомендации по подбору качественных ламп… Но сделать это я не берусь вот по какой причине. Возьмем, к примеру, пресловутую лампочку W5W – пятиваттную, бесцокольную, повсеместно используемую в большинстве автомобилей. Классическая лампа накаливания W5W от хорошего бренда стоит 20-30 рублей. Её безымянный китайский светодиодный аналог стоит уже около 100 рублей – и он, хотя светит ярче, а энергии потребляет меньше, является лотереей в плане надежности. Может проработать долго, если китайцы не переборщили с яркостью и потреблением тока, а может «откинуться» через месяц-другой. Соответственно, светодиодная W5W хорошего бренда, типа упоминавшихся уже Osram или Philips, уж точно будет работать долго и счастливо, но при этом и стоит 500-800 рублей за пару, что лично мне видится за гранью добра и зла (фото 9).

Собственно, советовать сакраментальное «покупайте бренд!» на фоне вышесказанного трудно, ибо слишком велик ценовой разрыв между качественной лампой накаливания и безымянной «диодкой», не говоря уже о «диодке» именитой… 30 рублей за верную «классику» со спиралькой против 100 рублей за диодную лотерею без гарантии. Или даже 30 против 250-300 за «диодку» европейского производства… Одна лампочка – это еще туда-сюда, но если вы хотите поменять несколько штук, то здравый смысл уже намекает на непродуктивность такого тюнинга, в особенности на фоне кризиса…

Попробуем подобраться к конструктивным и понятным обывателю выводам с другой стороны – как выбрать из изобилия недорогих безымянных китайских LED-лампочек такую, чтобы она служила долго? Теоретически сделать это можно, но вот практически… Чтобы прийти к правильным выводам, нужна слишком сложная процедура плюс навыки радиолюбителя… Взять в руки лампочку, изучить визуально диоды, опознать их породу, вспомнить, какой ток потребляет данный тип диодов, сосчитать их число и вычислить приблизительный потребляемый ток всей лампочки. После чего подать на лампу питание через амперметр и определить – близок ли потребляемый ток к номинальному или завышен… Бред?! Бред…

Другой вариант – купить дешевую LED-лампу и самостоятельно встроить в неё или впаять в разрыв подходящего к патрону провода подобранный резистор, снизив запредельную яркость и температуру диодов. Но тут опять-таки требуются электротехнические навыки и возня, что устроит не каждого…

Так что, похоже, круг замкнулся… Если вышеперечисленные варианты вам не подходят, то либо покупаем дорогой европейский бренд, либо экспериментируем с беспородными лампочками, меняя их одну за другой и ожидая, пока повезет, либо вовсе не вмешиваемся в конструкцию автомобиля и… ждем удешевления LED-девайсов!

Практически каждый производитель, так или иначе, завышает срок службы светодиодных ламп. Объясняется это очень просто – по сравнению с обычными лампами накаливания, светодиодные всегда намного дороже, поэтому покупателя нужно стимулировать потратить деньги именно на этот товар. И тут маркетологи вычислили два наиболее серьезных фактора, которые напрямую влияют на желание покупателя приобрести новинку – экономия электричества и более продолжительный срок службы лампы.

Маркетологи, конечно, ребята ушлые, поэтому нелишним будет разобраться, как все обстоит на самом деле, чтобы уберечь себя от лишних разочарований.

Срок службы: обещания производителей и реалии

В интернете можно найти усредненный срок службы любой светодиодной (LED) лампы вне зависимости от производителя – 50 тысяч часов. То есть, более 2083 дней или 5 лет. Но стоит знать, что реальных исследований на эту тему не проводилось (по крайней мере, в России), так что эту заманчивую цифру подтвердить экспериментально не представляется возможным.

Срок службы обычной лампы накаливания составляет около тысячи часов. Люминесцентной – от 6 до 10 тысяч часов.

Нужно учитывать и наши реалии – с перепадами напряжения, не качественной проводкой и аварийными отключениями. А если речь идет об уличном освещении, то влиять на срок службы ламп могут и неблагоприятные погодные условия. В общем, факторов немало, исключить их практически невозможно, поэтому надеяться на заявленный срок службы 5-7 лет все-таки не стоит.

Обычно светодиодная лампа требует стандартного напряжения – 220 вольт. Но почти все они будут работать и при более низком напряжении. Показатели предельно низкого и предельно высокого напряжения для каждой лампы указываются на упаковке.

Особенности «перегорания» светодиодных ламп

Есть у LED-ламп одно уникальное свойство, на которое нельзя не обратить внимания. Срок эксплуатации у них делится на эффективный и полный.

Светодиодный светильник не перегорает сразу, как обычная лампочка – он просто со временем теряет яркость. Световой поток при этом, снижается.

Полным сроком службы светильника будет считаться всё время его работы до полного выхода из строя. Эффективным – период, в течение которого он потускнеет на 30% от первоначальной яркости.

Добросовестный производитель должен указывать при маркировке товара оба этих срока, но зачастую обходится указанием только полного срока службы, который, к тому же, может быть гипотетическим, как уже было сказано выше.

Поэтому не торопитесь брать тот светильник, который, как вам обещает упаковка, будет работать 5-7 лет. Вполне возможно, что он и проработает столько, но к концу своей «жизни» светить будет не ярче, чем керосиновая лампа. Так что выгоднее будет найти товар того производителя, который честно укажет срок эффективной работы лампы, после истечения которого яркость будет неумолимо (хоть и медленно) уменьшаться.

Эффективный срок службы белых светодиодов составляет примерно 10 тысяч часов, а красных, синих, желтых и зеленых – около 25 тысяч часов. При средней эксплуатации домашнего освещения в 6 часов за сутки, уменьшение яркости лампы человеческий глаз начинает замечать примерно через 4 года ее использования.

Еще один небольшой секрет при выборе светодиодной лампы – срок гарантии. Чем он меньше, тем ниже качество предлагаемого товара. Не стоит брать лампы, производитель которых указал гарантийный срок в 1 год – это делается для того, чтобы избежать массового обмена вышедших из строя светильников. Два года гарантии – признак среднего качества, а от 3 до 5 лет – хорошая продукция, которая послужит вам долго.

Скупой платит трижды!

С самого начала использования ЛЕД-ламп их начали подделывать. И поскольку оригинальный товар стоил очень дорого, а китайские «аналоги» — в несколько раз дешевле, спрос на них был достаточно серьезным.

Прошло всего несколько лет, цены на светодиодные светильники существенно снизились, но наши восточные соседи все так же продолжают «гнать» в Россию поддельные ЛЕД-лампы. И их продолжают покупать. Почему не стоит этого делать?

  • Качество света такой лампы может быть совершенно непредсказуемым, что негативно влияет на здоровье.
  • Сборка китайских ламп всегда оставляет желать лучшего, и самое «безобидное», что может случиться по ходу ее использования – выбьет пробки (автомат на счетчике) или испортится люстра.
  • Никакие сроки службы в случае с поддельными лампами не работает, они могут выходить из строя в любой момент.

Иногда производители (и не только китайские) экономят при сборке ламп, что приводит к их выходу из строя раньше заявленного срока

Не только для дома

Светодиодные светильники используются не только для освещения квартир. Их можно встретить в офисах, на улицах городов. Также они с успехом применяются в косметологии. Поэтому стоит сказать пару слов о сроках службы «специализированных» LED-ламп и светильников.

Для освещения офисов, складов, торговых центров и других общественных зданий нередко используются потолочные светильники типа армстронг, состоящие из нескольких блоков светодиодов. С учетом того, что в подобных помещениях лампы работают больше 6 часов в день, срок службы светильников составляет около 3-4 лет, затем они начинают терять свою яркость.

Срок службы уличных светильников и прожекторов зависит от условий эксплуатации. Большинство производителей обещают от 6 до 20 тысяч часов работы, но по факту не всегда лампы работают столько из-за высокой чувствительности к повышенным температурам.

Светодиодные лампы в косметологии

LED-лампы также используются в ногтевом сервисе – с их помощью происходит отвердевание геля при наращивании ногтей. Оптимальный срок службы такой лампы – около 3 тысяч часов.

Иногда можно встретить рекомендацию «менять лампы не реже двух раз в месяц». Данное утверждение не соответствует действительности, частая замена будет неоправданно дорогой.

Как продлить срок службы

Чтобы лампа работала дольше, необходимо обеспечить постоянное отведение тепла, вырабатываемого ею, не допуская «тепловой деградации» светодиода. Сама конструкция такой лампы (если она качественная) уже предусматривает этот процесс, а владельцам прибора остаются лишь элементарные правила ухода, с которыми легко справится любая домохозяйка.

  • Светильники необходимо регулярно протирать от пыли и даже пылесосить. При этом категорически не рекомендуется использование любых моющих веществ, которые могут повредить лампу и даже вывести ее из строя.
  • Все манипуляции нужно проводить только с выключенной лампой!
  • Светодиодные ленты не стоит наклеивать прямо на обои или мебель, лучше использовать для этой цели алюминиевый профиль, который как раз и будет отводить «лишнее» тепло.
  • Если в общественном или производственном помещении светодиодные лампы постоянно перегреваются и портятся, то нелишним будет обратиться в любую фирму, которая занимается установкой таких ламп. Специалисты помогут обеспечить ваши светильники качественным теплоотводом и уменьшить расходы на приобретение ламп.

С учетом всего вышесказанного, можно сделать вывод: срок службы светодиодной лампы почти всегда будет меньше, чем обещает нам реклама и некоторые производители. В среднем он составляет примерно 3 года, но зависит от многих факторов, о которых мы вам уже рассказали. А простые правила ухода за светодиодными светильниками помогут продлить срок их службы и избежать потери денег.

Если взять обычную лампу накаливания, то с ней все просто. Ее срок службы считается с момента, когда вы ее вкрутили и до того момента, когда она сгорела и вы выкинули ее в мусорное ведро. Она может сгореть через 15 минут, а может и через 15 лет. Но в среднем, ее срок службы составляет 1000 часов.

Срок службы светодиодов намного больше, чем у ламп
Со светодиодами не все так просто. Если мы включим светодиод и будем ждать, когда он потухнет, то можно потратить на это десятки лет. Теоретически, светодиод — это вечный источник света. И часто, продавцы уверенно заявляют, бери не сомневайся, 100 000 часов проработает стопудово! Срок службы светодиода 100 000 часов — реальность или рекламный трюк?
Так ли это на самом деле? На самом деле, НЕ так. Светодиод со временем тускнеет. Связано это с тем, что в его кристалле содержатся вредные примеси, от которых невозможно полностью избавиться на этапе производства кристалла.

Вот эти самые примеси, со временем изменяют структуру кристалла и он начинает деградировать. Это приводит к тому, что часть энергии он начинает преобразовывать в тепло, а не в свет. И светодиод начинает тускнеть.

Поэтому, сроком службы светодиода принято считать время, в течении которого он потускнеет на 30% от своего первоначального состояния.

Срок службы светодиодной ленты — это время, в течении которого ее световой поток снизится на 30% от первоначального
И чему равно это время? Точных данных мне найти не удалось. Кто-то утверждает, что 100 000 часов, кто-то 50 000, кто-то 30 000. Проверить практически невозможно.

Исходя из моего личного опыта и опыта людей, которые долго работают со светодиодами, срок службы составляет примерно 25000 часов для красного, синего, зеленого и желтого светодиода.

Срок службы белого светодиода примерно 10 000 часов.

Т.е. через это время, ваш глаз будет способен ощутить разницу в яркости, если положить рядом новую и старую ленту. Но при этом, она будет работать еще очень долго, постепенно теряя свою яркость.

На самом деле, 10 000 часов, это не так уж и мало. В среднем, бытовое освещение используется 6 часов в сутки. Ваши глаза смогут заметить снижение яркости только через 4 года.

Светодиодные лампы имеют прекрасные технические характеристики и являются самым перспективным видом освещения. Благодаря особенной конструкции светодиодных приборов и их источника света, данные модули способны проработать очень долгое время. В сравнении с аналоговым освещением, таким как люминесцентные светильники или лампы накаливания, светодиодный источник света может функционировать в 5 – 9 раз дольше.
Данные модули имеют от 25000 до 50000 часов рабочего ресурса, который зависит от определённой модели устройства. Благодаря этому область применения светодиодных ламп может быть разнообразной, и пользователь с помощью данного освещения способен решать любые технические задачи по излучению светового потока на объекты или поверхность.
Несмотря на все преимущества, любой пользователь должен соблюдать ряд правил во время использования светодиодного освещения. Необходимо создавать определённые условия для разных моделей светильников, в зависимости от их технических возможностей. При несоблюдении правил эксплуатации LED устройств, или использовании определённых модулей в неприспособленных для них условиях, светодиодный источник света может выйти из рабочего состояния.
Любая нестандартная обстановка применения светового устройства всегда влечет за собой преждевременный отказ устройства путём его частичного или моментального прекращения функционирования. Каждая светодиодная лампа имеет определённый уровень защиты (IP), который основным образом характеризует область её эксплуатации. Существуют модули для наружного и внутреннего освещения, а так же особенные модели устройств, которые предназначены для производств с агрессивной окружающей средой. Некоторые производители выпускают LED лампы для подводной установки, что даёт пользователю возможность освещать аквариумы, бассейны и иные объекты, где необходимо устанавливать источник света подводой.
Если человек будет использовать обычный бытовой светодиодный модуль в промышленности, это может повлечь за собой не только отказ от рабочего состояния самого устройства, но и способно привести к травматизму персонала или воспламенению окружающих светильник материалов. В связи, с этим любой производитель осветительных приборов рекомендует потребителю произвести консультации со специалистами в области данных электронных модулей, чтобы подобрать оптимальный и безопасный подход в освещении.
Любой человек во время эксплуатирования светодиодных ламп не зависимо от их типа и области использования должен следить за электрической сетью, и предотвращать перепады напряжения в ней. Несмотря на то, что светодиодные лампы имеют встроенные электронные модули, которые предотвращают и сглаживают любые перепады напряжения в сети, это влечёт за собой преждевременный отказ светильника от работы. Так же пользователь должен контролировать и периодически проверять стыковку патрона и цоколя ламы. При слабом коннекте может происходить электронное замыкание, которое недопустимо в момент работы источника света.
Если соблюдать все технологические рекомендации по эксплуатации светового модуля, пользователь может рассчитывать на долгосрочный срок службы устройства.

  • Циклевка паркета

admin

Добавить комментарий