Списание лекарственных средств с истекшим сроком годности

Списание лекарственных средств с истекшим сроком годности

Деятельность некоторых организаций, например, аптек, поликлиник, частных медицинских кабинетов и др., связана с использованием и реализацией лекарственных средств (ЛС). Как любой продукт, они должны быть реализованы или применены вовремя, производитель обозначает для этого допустимый срок годности. Однако неизбежны ситуации, при которых часть препаратов останется на полках или на складе уже после того, как этот срок истечет. Как правильно поступать в таких случаях, каким образом оформлять их списание и куда потом девать просроченные ЛС, разбираемся в этой статье.

Как проводить проверку срока годности лекарств?

Содержание

Просроченные – значит, недоброкачественные

Цифра на упаковке лекарственных препаратов, обозначающая конечную дату для его применения, очень важна. Даже если по факту с содержимым флакона или коробочки ничего не случится за лишние несколько дней после указанной даты, продавать или принимать такие лекарства уже нельзя.

Ст. 59 закона «Об обращении лекарственных средств» приравнивает препараты с истекшим сроком годности к недоброкачественным, выводя их из-под регламента фармакопеи. В ст. 31 Федерального закона №86-ФЗ от 22 июля 1998 года их продажа прямо и категорически запрещается.

С обозначенной даты они перестают быть лекарствами, а считаются подлежащим утилизации товаром, утратившим потребительские свойства. Как поступать с ними дальше, говорится в Инструкции, утвержденной Приказом Минздрава России № 382 от 15 декабря 2002 года. Она действительна в отношении следующих лекарственных средств:

  • чей срок годности истек;
  • которые по какой-либо причине пришли в негодность;
  • фальсификатов;
  • контрафактной лекарственной продукции;
  • подделок, официально зарегистрированных в РФ лекарственных торговых марок.

Регламент относительно уничтожения таких ЛС утвержден законодательством РФ:

  • в Постановлении Правительства РФ от 03 сентября 2010 года №674 – для большинства медпрепаратов;
  • в Приказе Минздрава РФ от 12 ноября 1997 года №330 – если лекарства относятся к психотропам или наркотическим средствам.
  • Можно ли на расходы на утилизацию лекарственных препаратов с истекшим сроком годности уменьшать базу по налогу на прибыль, если они произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены? Подлежат ли изъятию, уничтожению и утилизации некачественные и опасные лекарственные препараты?
    Посмотреть мнение суда

Обязанности владельцев некондиционных лекарственных средств

Те юридические лица или индивидуальные предприниматели, в чьей собственности или ведении находятся лекарственные препараты, согласно п. 2 вышеупомянутой Инструкции, должны в обязательном порядке совершать с ними следующие операции:

  1. Своевременно проводить инвентаризацию и выявлять лекарственные средства, теряющие потребительские качества или не отвечающие им изначально.
  2. Немедленно изымать такие ЛС из обращения и оформлять это установленным документальным порядком.
  3. Направлять изъятые лекарственные препараты для утилизации в полном объеме на спецпредприятия, имеющие лицензию на их уничтожение.
  4. Присутствовать лично или направить своего представителя на процедуру уничтожения ЛС (в состав специально создаваемой комиссии).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Утилизация просроченных ЛС может быть инициирована не только доброй волей собственника, но и предписаниями контролирующих органов или решением суда.

Как правильно провести списание лекарственных средств

Процедура списания и последующей утилизации лекарственных препаратов связана с достаточно обширным документальным сопровождением. Главной бумагой является Акт списания, который станет основанием для передачи испорченных или просроченных лекарств на уничтожение. Процесс выявления и списания таких лекарственных средств предусматривает несколько важных этапов:

  1. Инвентаризация:
    • выявление и фиксация недоброкачественных ЛС;
    • внесение сведений в инвентаризационные ведомости (с подписями членов инвентаризационной комиссии и лиц с материальной ответственностью);
    • отражение этих данных в бухгалтерской документации.
  2. Для фиксации данных о порче ЛС можно применять следующие формы:

  • №ТОРГ-15 и №ТОРГ-16, утвержденные Постановлением Госкомстата России № 132 от 25 декабря 1998 года «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;
  • формы из Методических рекомендаций для практических и научных работников, утвержденных Приказом Минздрава России № 98/124 от 14 мая 1998 года.
  • Актирование. Акт о порче товарно-материальных ценностей по форме № А-2.18 заполняется членами инвентаризационной комиссии в тот момент, когда эта порча выявлена. На каждую группу испорченных активов составляется отдельный акт (например, на медикаменты, тару и др.). В этом документе должны быть указаны причины обнаруженной порчи и лица, виновные в ней. Указывается балансовая стоимость испорченных лекарственных средств и медтары. К нему присовокупляются объяснительные виновных в порче лиц (если такие установлены). Этот документ составляется в 3 экземплярах: один экземпляр акта должен будет остаться у материально ответственного лица и быть использован для приложения к отчету при списании матценностей.
  • Сепарация. Отобранные для списания лекарственные средства уже нельзя хранить вместе с доброкачественными. Их нужно перенести в специальную «зону карантина» – отдельное выделенное место (п. 12 Приказа № 706 н).
  • ВАЖНО! Акт списания является главным документом при утилизации испорченных или просроченных лекарственных средств. На его основании они передаются в спецорганизации для уничтожения.

    Правомерное уничтожение лекарственных средств

    Ставшие недоброкачественными лекарства не могут быть просто выброшены в мусор. Их нужно в обязательном порядке передать для законодательно регламентированного уничтожения специальным фирмам, имеющим на это разрешение.

    Финансовый учет утилизации лекарственных средств

    Собственник заключает с такой организацией договор оказания услуг – он будет служить документом, подтверждающим расходы.

    ВНИМАНИЕ! Расходы на утилизацию зависят не только от тарифов фирмы, но и от особенностей утилизации тех или иных лекарственных препаратов: например, таблетки уничтожить значительно легче, чем лекарства в аэрозольной форме, отсюда и более высокая стоимость утилизации последних. Влияет на стоимость уничтожения также упаковка лекарств, их вес, объем.

    После непосредственного уничтожения фирма-исполнитель выдает заказчику счет на услуги, после чего оформляется Акт приемки выполненных работ (он обычно стандартный).

    Налоговый кодекс предписывает учитывать эти траты при начислении налога на прибыль (п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Вопрос: Как отражаются в учете списание продукции медицинского назначения (лекарственных средств) в связи с истечением срока ее годности и уничтожение данной продукции специализированной организацией?
    Посмотреть ответ

    Можно ли уничтожить лекарственные средства самостоятельно

    Закон разрешает самостоятельную утилизацию лекарственных средств их собственникам при одновременном соблюдении таких условий:

    • владелец не является производителем ЛС;
    • партия, подлежащая утилизации, небольшая по объему.

    Чаще всего эта ситуация возникает в аптечных учреждениях.

    Утилизировать ЛС нужно в установленном Инструкцией порядке, определенном для каждого типа уничтожаемых лекарственных средств:

    • жидкие лекарства необходимо сильно развести водой (не менее, чем 1:100) и вылить в канализационные стоки;
    • таблетки, которые растворяются в воде, требуется растереть в порошок, который также растворяют в воде и выливают;
    • мази и нерастворимые лекарственные формы нужно сжечь;
    • обломки ампул, коробки, конвалюты, флаконы и др. утилизируются как бытовой мусор (выбрасываются)

    К СВЕДЕНИЮ! Если уничтожаемые вещества являются взрывоопасными или легко воспламеняемыми, их самостоятельная утилизация запрещена.

    Акт об уничтожении

    ВАЖНО! Рекомендации по составлению акта о списании медикаментов от КонсультантПлюс доступны

    После утилизации членами комиссии заполняется специальный акт. В нем нужно отразить такую информацию:

    • дата утилизации;
    • место, где это произошло;
    • данные всех членов комиссии по уничтожению (ФИО, должности, места работы);
    • причины, по которым ЛС направлены на утилизацию;
    • список уничтожаемых медикаментов (название, количество единиц, особенности упаковки, тары);
    • наименование собственника утилизируемых активов (фирмы или ИП) и его данные;
    • обоснование способа утилизации (для каждого лекарства из списка).

    ВНИМАНИЕ! Акт об уничтожении должен быть подписан всеми членами комиссии и скреплен печатью ликвидационного предприятия.

    После составления в течение 5 дней данный документ или его заверенная копия направляется в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

    Вопрос: Как составить акт о списании медикаментов? Является ли акт документальным подтверждением расходов, связанных с уничтожением медикаментов, для целей налога на прибыль?
    Посмотреть ответ

    Что грозит нерадивым собственникам ЛС

    Если в арсенале организации или индивидуального предпринимателя вовремя не утилизируются утратившие кондиционность лекарственные средства, для недобросовестных владельцев ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена серьезная ответственность:

    • для организации – штраф в сумме от 40 000 до 50 000 руб.;
    • возможно приостановление профильной деятельности до 3 месяцев;
    • для должностного лица, уличенного в реализации лекарственной «просрочки», – штраф от 4 000 до 5 000 руб.

    «Бонусом» пойдет потеря репутации учреждения и, как следствие, падение спроса и уважения у клиентов.

    Что делать с лекарствами, пришедшими в негодность? Большинство людей просто выкидывают просроченные таблетки в мусорный бак. Но медикаменты – это химические соединения, которые могут нанести вред естественному балансу природной среды. Поэтому обращение с ними требует соблюдения определенных правил.

    Законодательство об утилизации лекарств

    Порядок избавления от ненужных медикаментов регулирует САНПиН – «Санитарные правила и нормы». Этот нормативный документ в инструкции «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» устанавливает их классификацию из 5 групп, от «А» до «Д».

    Дополнительная информация! В действующей классификации отходов врачебных учреждений соответствующая литера обозначает степень опасности «мусора» для человека и природной среды:

    • «А» — фактически не представляют опасности;
    • «Б» — опасные, возможно инфицированные;
    • «В» — носители тяжелых заболеваний;
    • «Г» — токсичные;
    • «Д» — содержащие в составе радиоактивные компоненты.

    К токсичному утильсырью группы «Г» относятся:

    • лекарства, средства диагностики и обеззараживания, использование которых в дальнейшем невозможно;
    • отходы производств и предприятий фармацевтической сферы (лабораторий, фабрик, аптек и т.д.).

    Это большинство таблеток, мази, гели, сиропы, растворы и эмульсии, которые больше не могут быть использованы по назначению. При избавлении от них необходимо руководствоваться правилами для отходов группы «Г».

    Однако, нужно учитывать и имеющиеся исключения. Например, утилизировать ампулы из-под лекарственных препаратов, следует в зависимости от их содержимого. Так существует отдельно разработанный регламент – «Порядок уничтожения непригодных к использованию вакцин и анатоксинов». Он поясняет, что инактивированные вакцины – это класс «А», то есть неопасные отходы. А вот «живые» вакцины – уже класс «Б», и перед уничтожением их необходимо обеззараживать.

    В целом лекарства должны быть утилизированы, если у них:

    • истек срок годности: даты выпуска средства и окончания срока возможного использования в обязательном порядке указываются на упаковке;
    • был существенно нарушен рекомендованный режим хранения: ряд препаратов можно хранить только со строгим соблюдением режима «холодовой цепи», некоторые растворы необходимо использовать сразу же после вскрытия ампулы, а ненужные остатки выбросить и т.д.;

    • повреждена упаковка: если нарушена целостность бумажной или пластиковой оболочки, то нельзя использовать те пилюли, которые оказались «в открытом доступе», так как они могли загрязниться, изменить свои свойства под воздействием воздуха и т.п.;
    • на упаковке стерты или неясно обозначены маркировка, данные о названии и допустимых сроках использования средства;
    • внешний вид лекарства не соответствует описанию в инструкции: таблетки или мазь изменили цвет и консистенцию, на дне флакона с эмульсией появился осадок или хлопья, возможность выпадения которых не указана производителем и т.п.

    Обратите внимание! Многие медицинские препараты относятся к опасным токсичным отходам. Это значит, что попадая в естественную природную среду, они будут разрушать почву, отравлять воду, могут стать причиной гибели растений, животных и птиц, а в итоге – нанести вред и здоровью людей. Поэтому их нельзя просто выбрасывать с обычным мусором либо смывать в канализацию.

    Как утилизируются лекарства

    В лечебных учреждениях и на предприятиях фармацевтической сферы медикаменты утилизируются вместе с другими отходами, в соответствии с действующими законодательными актами и нормами.

    Основные этапы утилизации медицинских отходов:

    1. Допускается их временное накопление в емкостях, соответствующих классу опасности: например, для группы «Г» разрешена упаковка в закрывающиеся крышкой контейнеры, а затем – в специальные мешки черного цвета. Для накопления упаковок с медицинским мусором в учреждении выделяется особое место, соответствующее правилам хранения данного класса утильсырья.
    2. Обеззараживание и дезинфекция медикаментов в автоклавах и СВЧ-печах. Автоклав – установка, в которой стерилизация происходит в результате обработки загруженного сырья паром при температуре больше ста градусов по Цельсию. СВЧ-печь осуществляет дезинфекцию с помощью микроволн и нагрева до ста сорока градусов.
    3. Термическое уничтожение с помощью специального оборудования – инсинераторов и пиролизных установок, в которых утильсырье разлагается под воздействием высоких температур.
    4. Вывоз на свалки неопасной части мусора. Токсичные отходы должны транспортироваться на специальные полигоны для последующего захоронения.

    Оборудование для утилизации лекарственных средств с истекшим сроком годности сегодня есть уже во многих лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ). Это позволяет избавиться от большей части отходов в ЛПУ самостоятельно.

    Однако, не все учреждения могут решить подобную задачу без посторонней помощи. Например, постоянно работающие медпункты есть в каждом дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Но в детских садах не предусмотрено использование оборудования для утилизации лекарств.

    В таком случае необходимо заключить договор с компанией, оказывающей услуги по утилизации просроченных лекарственных средств. Тогда в ДОУ нужно будет лишь собрать их в специальные емкости, а вывоз, обеззараживание, уничтожение фармотходов либо их отправку для захоронения на полигоне осуществят специалисты. По выполнении работ заказчику обязательно предоставляется акт об утилизации лекарственных препаратов.

    Предприятия, предлагающие услуги по избавлению от медицинских отходов, должны иметь соответствующую лицензию.

    Как правильно избавиться от лекарств дома

    К сожалению, в России на сегодняшний день отсутствует практика приема пришедших в негодность лекарственных препаратов у населения. Поэтому, если вы беспокоитесь о возможном вреде от выбрасываемых вами в обычный мусорный бак медикаментов, можете воспользоваться следующими простыми советами:

    1. Внимательно изучите инструкцию лекарственного средства, возможно производитель указал, каким образом оно может быть выброшено.
    2. Не выливайте и не выбрасывайте остатки в канализацию, если это не разрешено инструкцией по применению средства.
    3. Освободите таблетки от бумажной или пластиковой оболочки и смешайте их с несъедобным мусором. Это необходимо сделать, чтобы химикат не попал в пищу животному или человеку. Неплохим решением будет использование для утилизации закрывающейся банки или плотной коробки, в которой препараты можно пересыпать песком или землей. Упаковки от пилюль по возможности мелко изорвите. За неимением твердой тары сложите мусор в пакет и плотно его завяжите.
    4. Вынесите из дома опасный мусор незамедлительно, чтобы он не стал «добычей» любопытных детей и домашних животных.

    Важно! Не забывайте регулярно проводить ревизию своей аптечки. Необходимо вовремя избавляться от всех медикаментов с истекшим сроком годности, а так же тех, которые хранились неправильно. Помните, что употребление пришедшей в негодность таблетки не только не решит вашу проблему, но и может нанести дополнительный вред здоровью.

    Мифы о домашней утилизации лекарственных препаратов

    Широко распространены ошибочные мнения о максимально безопасном освобождении от фармацевтического «мусора» в домашних условиях.

    Например, нередко можно встретить советы измельчить сами пилюли и таблетки перед выбрасыванием, чтобы исключить их повторное использование нашедшими людьми. Но в реальности это делать опасно, так как вы сами можете подвергнуться нешуточной «химической» атаке от неосторожного вдыхания образовавшегося порошка, попадания его на кожу или в глаза.

    Так же не эффективен совет смешивать выбрасываемую фармацевтику с рассыпчатыми продуктами, чтобы визуально «спрятать» ее от посторонних глаз. В таком случае возможность попадания ее кому-либо в пищу только увеличивается, так как и люди, и животные, подбирающие еду в мусорных баках, отнюдь не брезгливы.

    Программа «Take back»

    В некоторых странах программа приема лекарственных средств у населения уже работает. Ее название, «Take back», переводится с английского, как «забрать назад».

    Сдать непригодные препараты можно в специальные пункты приема, расположенные в аптеках или лечебных учреждениях. Подобный опыт с успехом практикуется в Канаде и странах Евросоюза.

    О том, как правильно проводить утилизацию просроченных лекарственных средств, рассказывает фармацевт в следующем видео.

    Сегодня практика утилизации лекарств в России по-прежнему оставляет желать лучшего. Не только обычные граждане за неимением доступной альтернативы продолжают выбрасывать всевозможные таблетки в обычный мусор. К сожалению, нередки и нарушения правил избавления от медицинских отходов среди врачебных учреждений и предприятий фармацевтической отрасли. В итоге огромное количество опасных медикаментов в нашей стране по-прежнему оказывается на обычных открытых свалках.

    «Бюджетные учреждения здравоохранения:

    бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 4

    Деятельность лечебно-профилактических учреждений здравоохранения связана с использованием медикаментов, вспомогательных материалов, перевязочных средств и прочих материалов, используемых в процессе лечения больных (далее — медикаменты). Медикаменты используются ими для лечения больных, проведения профилактических мероприятий, а также в научных целях. Перечень таких медикаментов довольно обширный, а их получение в различной расфасовке делает учет трудоемким. В предлагаемой статье мы рассмотрим основные моменты учета медикаментов.

    Организация учета

    Основным документом, регламентирующим организацию и порядок учета медикаментов в учреждениях здравоохранения, является Инструкция N 747 <*>. Согласно этой Инструкции в учреждениях здравоохранения материальные ценности учитываются по следующим группам (п. 1 разд. 1 Инструкции N 747):

    <*> Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утв. Приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747.

    — медикаменты: лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;

    — перевязочные средства: марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.;

    — вспомогательные материалы: бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.;

    — тара: склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутылки, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно.

    Ответственность за рациональное применение и учет медикаментов, создание соответствующих условий их хранения и обеспечение материально-ответственных лиц мерной тарой несет руководитель учреждения.

    Поступление медикаментов в учреждения здравоохранения может быть организовано двумя способами:

    — непосредственно через аптеки, являющиеся структурными подразделениями учреждения;

    — через базы поставщика (аптечные склады поставщика).

    Учет медикаментов в учреждениях, имеющих аптеку

    Поступление медикаментов

    Чаще всего поступление медикаментов в лечебно-профилактические учреждения организовано через аптечные склады (аптеки). Помещение, в котором размещается аптека, должно отвечать надлежащим условиям хранения медикаментов в соответствии с правилами, утвержденными действующими приказами Минздрава России.

    Основная задача аптеки — обеспечение лечебно-профилактического учреждения изготовленными внутриаптечно и готовыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, предметами ухода за больными и так далее.

    Для выполнения своих основных функций аптека обязана:

    — соблюдать установленные действующими нормативными документами правила внутриаптечного изготовления и отпуска медикаментов (согласно разрешенному ассортименту);

    — поддерживать ассортиментный перечень медикаментов согласно профилю и специализации учреждения;

    — осуществлять отпуск медикаментов и изделий медицинского назначения бесплатно или со скидкой отдельным группам населения и категориям граждан в соответствии с действующим законодательством;

    — изучать спрос и предложения на фармацевтическом рынке по номенклатуре и ценам медикаментов и изделий медицинского назначения;

    — соблюдать порядок сертификации и контроля качества медикаментов, оформления соответствующей документации.

    Ответственность за сохранность медикаментов в аптеке возложена на заведующего аптекой или его заместителя, с которыми заключаются договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.

    Поступающие в аптеку медикаменты отражаются в учете по розничным ценам в суммовом выражении. Кроме того, ведется предметно-количественный учет следующих медикаментов (п. 6 разд. 1 Инструкции N 747):

    — ядовитых лекарственных средств в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения СССР от 03.07.1968 N 523;

    — наркотических лекарственных средств в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения СССР от 30.12.1982 N 1311;

    — этилового спирта;

    — новых препаратов для клинических испытаний и исследований в соответствии с действующими указаниями Министерства здравоохранения СССР;

    — дефицитных и дорогостоящих медикаментов и перевязочных средств по списку, утвержденному Минздравом СССР;

    — тары, как порожней, так и занятой лекарственными средствами.

    Предметно-количественный учет медикаментов ведется в Книге предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера. На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница (п. 15 Инструкции N 747).

    При поступлении в аптеку медикаментов заведующий аптекой или лицо, на то уполномоченное, проверяет соответствие их количества и качества данным, указанным в документах, правильность цен на единицу указанных материальных ценностей (согласно действующим прейскурантам), после чего делает на счете поставщика надпись «Цены проверены, материальные ценности мною приняты (подпись)» (п. 6 Инструкции N 747).

    При приеме медикаментов производится контроль в целях предупреждения поступления в аптеку некачественных лекарственных средств. При этом, по мнению автора, необходимо проверить:

    — соответствие поступающих лекарственных средств требованиям по показателям «Описание», «Упаковка», «Маркировка»;

    — правильность оформления расчетных документов (счетов);

    — наличие сертификатов качества (паспортов) производителя и других документов, подтверждающих качество лекарственных средств.

    На лекарственные препараты (лекарственные средства) в поврежденной упаковке, не имеющие сертификатов и (или) необходимой сопроводительной документации, забракованные при приемке, не соответствующие заказу или с истекшим сроком годности, составляется акт. Далее эти лекарства возвращаются поставщику.

    В случае обнаружения недостачи, излишков и порчи материальных ценностей комиссия, созданная по поручению руководителя учреждения, осуществляет прием поступивших материальных ценностей в соответствии с инструкциями о порядке приема продукции и товаров по количеству и качеству. Материально-ответственные лица (зав. складом, м.о.л. отделений, кабинетов и т.д.) согласно п. 57 Инструкции N 70н <*> ведут учет медикаментов по наименованиям, дозировке и количеству в Книге (Карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042, 0504043), форма которой утверждена Приказом Минфина России от 23.09.2005 N 123н. По каждому наименованию медикаментов и их дозировке заводится отдельная страница (карточка).

    <*> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н.

    Полученные и проверенные счета-фактуры, накладные поставщиков заведующий аптекой записывает в Книгу регистрации накладных, поступивших в аптеку (ф. 6-МЗ), после чего передает их в бухгалтерию учреждения для оплаты.

    Причем стоимость весовых медикаментов, то есть сухих и жидких, требующих перед их отпуском в отделения (кабинеты) учреждения определенной обработки в аптеке (смешивания, фасовки и т.п.), подлежит отражению в графе 6 книги ф. 6-МЗ (п. 17 Инструкции N 747).

    Отпуск медикаментов из аптеки

    Отпуск медикаментов из аптеки производится в размере, который определяется текущей потребностью в них:

    — ядовитые — из расчета 5-дневной нормы;

    — наркотические — 3-дневной;

    — остальные — 10-дневной.

    В зависимости от масштаба учреждения отпуск медикаментов может осуществляться или через старшую медсестру учреждения, или через старших медсестер отделений, с которыми также заключаются договоры о материальной ответственности. Если учреждение не достаточно крупное, то старшая медсестра учреждения на основании заявок, составленных старшими медсестрами отделений, заполняет Требования-накладные (ф. 0315006) по каждому отделению на необходимые им медикаменты. Основанием для составления заявок в отделениях является листок назначений в историях болезни пациентов, согласно которому определяют наименование необходимых для лечения медикаментов, дозировку, а также их объем. Полученные старшей медсестрой медикаменты затем выдаются в отделения.

    Если учреждение крупное, то Требования-накладные составляются на уровне отделений. Они в 3 экземплярах подписываются заведующими отделениями, и на них ставится разрешительная подпись руководителя учреждения. В Требовании-накладной обязательно указываются полное наименование лекарственных средств, их размеры, фасовка, лекарственная форма, дозировка, упаковка и количество, необходимые для определения их розничной цены и стоимости.

    Если в Требовании-накладной не указаны полные данные на выписанные лекарственные средства, заведующий аптекой обязан при выполнении заказа дописать во всех экземплярах необходимые данные или внести соответствующие исправления, однако исправление количества, фасовки и дозировки лекарственных средств в сторону их увеличения категорически запрещается.

    Особые требования предъявляются к оформлению Требований-накладных по медикаментам, подлежащим предметно-количественному учету, которые должны быть затребованы из аптеки на отдельных Требованиях-накладных со штампом, печатью учреждения, в них должны указываться номера историй болезни, фамилии, имена и отчества больных, для которых выписаны медикаменты.

    На основании Требования-накладной на отпущенные медикаменты, подлежащие предметно-количественному учету, составляется Ведомость выборки израсходованных медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ). Записи в ней ведутся по каждому наименованию в отдельности. Ведомость подписывается заведующим аптекой или его заместителем. Общее количество отпущенных за день указанных медикаментов согласно выборке за день переносится в книгу (ф. 8-МЗ) (п. 15 Инструкции N 747).

    Согласно Требованию-накладной заведующий аптекой производит отпуск медикаментов материально-ответственным лицам отделений, которые расписываются в их получении из аптеки, а заведующий аптекой или его заместитель — в их выдаче. Один экземпляр Требования-накладной возвращается материально-ответственному лицу отделения.

    Заведующим складом или лицом, на то уполномоченным, производится таксировка каждого Требования-накладной для определения общей стоимости отпущенных материалов. Списание медикаментов производится по средней фактической себестоимости каждого наименования медикамента, сформированной на момент их отпуска.

    Обратите внимание: Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н внесены изменения в Инструкцию N 70н (Приказ на момент издания журнала не получил регистрацию в Минюсте России). Согласно Приказу N 25н списание медикаментов может осуществляться не только по средней фактической стоимости, но и по фактической стоимости каждой единицы.

    Протаксированные Требования-накладные ежедневно записываются по порядку номеров в Книгу учета протаксированных Требований-накладных (ф. 7-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера. При этом номера Требований-накладных на медикаменты, подлежащие предметно-количественному учету, подчеркиваются. По окончании месяца в Книге учета подсчитывается итоговая сумма по каждой группе медикаментов, а также общая сумма за месяц, которая проставляется цифрами и прописью.

    Иной подход к списанию из аптеки применяется в отношении вспомогательных материалов и тары. Так, например, вспомогательные материалы списываются в расход в аптеке, а также бухгалтерии учреждения в денежном выражении по мере их поступления в аптеку (п. 24 Инструкции N 747). Стоимость тары, не подлежащей обмену и возврату, включенная поставщиком в цену медикаментов, относится в расход при их списании. Если стоимость безвозвратной одноразовой тары не включена в цену полученных средств, а показана в счете поставщика отдельно, эта тара по мере высвобождения от упакованных в нее лекарственных средств списывается с подотчета заведующего аптекой в расход. Стоимость обменной (возвратной) тары поставщику или тарособирающей организации включается в отчет заведующего аптекой, а возвращенные учреждению за нее денежные средства относятся на восстановление кассовых расходов.

    Обратите внимание: при отпуске в отделения (кабинеты) учреждения лечебной минеральной воды в обменной посуде-таре в Требованиях-накладных стоимость минеральной воды указывается без стоимости посуды-тары.

    При установлении потерь от порчи лекарственных средств составляется Акт на списание материальных запасов (ф. 0504230), хранящихся в аптеке и пришедших в негодность. Акт составляется в двух экземплярах комиссией, назначенной руководителем учреждения с участием главного бухгалтера учреждения, заведующего аптекой и представителя общественности, при этом выясняются причины порчи ценностей, а также устанавливаются виновные в этом лица. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию учреждения, второй остается в аптеке. По недостачам и потерям от порчи лекарственных средств, явившимся следствием злоупотреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установления недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск. Пришедшие в негодность лекарственные средства в присутствии комиссии, составившей акт, уничтожаются с соблюдением установленных для этого правил. При этом на акте делается надпись с указанием даты и способа уничтожения за подписями всех членов комиссии. Уничтожение ядовитых и наркотических лекарственных средств производится в порядке, установленном Приказами Минздрава СССР от 03.07.1968 N 523 и от 30.12.1982 N 1311.

    Отчетность по медикаментам

    В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет отчет аптеки о приходе и расходе медикаментов в денежном (суммовом) выражении ф. 11-МЗ по группам медикаментов (п. 28 Инструкции N 747). В отчет включается также сумма разницы, образующейся между стоимостью ингредиентов, оцененных по розничным ценам, и стоимостью изготовленной аптекой при лабораторных работах продукции, исчисленной в тех же ценах. Для учета этих работ в аптеке ведется Книга учета лабораторных работ (ф. АП-11), страницы которой должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера.

    В случаях если аптека получает и отпускает медикаменты, предназначенные для клинических испытаний, исследований и научных (специальных) целей, стоимость таких материальных ценностей указывается в отчете ф. 11-МЗ как по приходу, так и по расходу отдельно в дополнительно вводимых для этого графах.

    Составление отчета ф. 11-МЗ начинается с указания остатка стоимости медикаментов по каждой их группе на начало отчетного месяца. Эти остатки переносятся из утвержденного отчета ф. 11-МЗ за предыдущий месяц. В приход записывается стоимость медикаментов, поступивших в аптеку за месяц согласно счетам поставщиков, зарегистрированным в книге ф. 6-МЗ. В расход записывается стоимость отпущенных аптекой лекарственных средств отделениям (кабинетам) по накладным (требованиям), записанным в книгу ф. 7-МЗ. На основании актов и других документов, служащих основанием для списания, в расход записывается также стоимость испорченных лекарственных средств, возвращенной (реализованной) обменной тары и суммарные разницы от лабораторно-фасовочных работ.

    В конце отчета показывается остаток стоимости лекарственных средств и прилагаются подлинные документы, кроме протаксированных накладных (требований), которые хранятся в аптеке.

    Отчет аптеки составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета подписывается заведующим аптекой и представляется в бухгалтерию учреждения не позднее 5-го числа следующего за отчетным месяца, в условиях механизации учета в сроки, утвержденные графиком документооборота; второй остается у заведующего аптекой. После проверки отчета бухгалтерией и утверждения его руководителем учреждения он служит основанием для списания бухгалтерией учреждения израсходованных лекарственных средств.

    Обратите внимание: сотрудники бухгалтерии не реже одного раза в квартал проверяют правильность ведения книг ф. 7-МЗ, ф. 8-МЗ, ведомости ф. 1-МЗ и подсчета итогов в Требованиях-накладных и заверяют проверенные документы своей подписью (п. 21 Инструкции N 747).

    Ежемесячно старшие медсестры учреждений или медсестры отделений составляют Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 2-МЗ), и сдают его в бухгалтерию вместе с:

    — требованиями-накладными, на основании которых медикаменты были получены из аптеки;

    — требованиями-накладными, на основании которых они были отпущены в отделения или кабинеты.

    Учет медикаментов в учреждениях, не имеющих аптек

    Учреждения здравоохранения, не имеющие своих аптек, снабжаются медикаментами напрямую из аптечных складов поставщиков, которые снабжают медикаментами и изделиями медицинского назначения лечебно-профилактические учреждения.

    Учреждения (отделения, кабинеты) получают медикаменты из аптечного склада поставщиков только в размере, определяемом текущей потребностью в них, и в сроки, установленные графиком, утвержденным руководителем учреждения и заведующим аптечным складом. Медикаменты в учреждения из аптечного склада отпускаются по накладным. На ядовитые и наркотические медикаменты, а также этиловый спирт накладные выписываются отдельно.

    Лекарственные средства из аптечного склада получают материально-ответственные лица: старшие медицинские сестры отделений (кабинетов), главные (старшие) медицинские сестры амбулаторно-поликлинических учреждений по доверенностям ф.: М-2, М-2а, выдаваемым в порядке, установленном Инструкцией Министерства финансов СССР по согласованию с ЦСУ СССР от 14.01.1967 N 17. Срок действия доверенности устанавливается не более чем на текущий квартал, а на получение ядовитых и наркотических лекарственных средств доверенность выдается на срок до одного месяца.

    Получение лекарственных средств из аптечного склада поставщика материально-ответственные лица учреждения подтверждают распиской на всех экземплярах накладных, при этом они получают один экземпляр, протаксированный по каждому медикаменту до полной копейки, а работник аптечного склада поставщика расписывается в их выдаче и правильности таксировки на всех экземплярах накладных (п. 37 Инструкции N 747).

    Полученные из аптечного склада медикаменты хранятся в отделениях (кабинетах).

    Обратите внимание: запрещается получение и хранение медикаментов в отделениях (кабинетах) сверх текущей потребности, также нельзя выписывать их из аптечного склада по общим накладным для нескольких отделений (кабинетов) и производить последующую фасовку, перемещение из одной посуды в другую, замену этикеток и др.

    В амбулаторно-поликлинических учреждениях поступление медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету, обеспечивает главная (старшая) медицинская сестра по отдельным накладным. Она получает их из аптечного склада и выдает в отделения (кабинеты) для текущей потребности.

    Учет по приходу и расходу медикаментов, а также представление отчетности в учреждениях, где нет аптек, организуется в том же порядке, что и в учреждениях, имеющих в своем составе аптеки (п. 40 Инструкции N 747).

    Аптечный склад поставщика на основании накладных, выписанных за определенный период (неделю, декаду, полмесяца), предъявляет учреждению счет-фактуру.

    Данные счета из аптечного склада за полученные отделениями (кабинетами) медикаменты проверяет бухгалтерия учреждения согласно приложенным к ним накладным, подписанным материально-ответственными лицами отделений (кабинетов), и служат основанием для списания израсходованных медикаментов по каждому отделению (кабинету) и учреждению в целом.

    Бухгалтерский учет медикаментов

    Бюджетная деятельность

    Бухгалтерский учет медикаментов осуществляют сотрудники бухгалтерии в соответствии с Инструкцией N 70н.

    В обязанности работников бухгалтерии входит:

    — обеспечение правильной организации бухгалтерского учета медикаментов;

    — осуществление контроля над своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;

    — контроль над правильным, экономным и расходованием по назначению денежных средств, выделяемых на приобретение медикаментов, за их сохранностью и движением;

    — постоянный контроль над правильным ведением в отделениях (кабинетах) учреждения предметно-количественного учета лекарственных средств;

    — участие в проведении инвентаризации медикаментов, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете.

    Учет медикаментов осуществляется на аналитическом счете 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства». В дебет счета записывается сумма поступивших медикаментов, по кредиту счета — выданных в эксплуатацию.

    Согласно п. 57 Инструкции N 70н аналитический учет медикаментов ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).

    Учет операций по расходу медикаментов, их выбытию из эксплуатации, перемещению внутри учреждения ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

    Рассмотрим отражение основных операций по поступлению и списанию медикаментов в бухгалтерском учете.

    Пример 1. Учреждение за месяц получило и оплатило поставщикам:

    — медикаменты на сумму 280000 руб.;

    — перевязочные средства — 100000 руб.;

    — вспомогательные материалы — 50000 руб.

    Всего на сумму 430000 руб.

    Данные медикаменты оприходованы и приняты к учету заведующей аптекой м.о.л. Назаровой Н.И.

    Из аптеки выданы в подотчет старшей медицинской сестре м.о.л. Павловой И.А.:

    — медикаменты на сумму 150000 руб.;

    — перевязочные средства — 60000 руб.

    Всего на сумму 210000 руб.

    Учреждение финансируется за счет госбюджета, предпринимательской деятельности не ведет. Лицевой счет обслуживается в ОФК.

    На основании данных первичных документов будут произведены следующие бухгалтерские записи.

    Дебет

    Кредит

    Сумма,
    руб.

    Оприходованы медикаменты

    1 105 01 340
    м.о.л.
    Назарова Н.И.

    1 302 20 730

    Согласно изменениям,
    внесенным в Инструкцию
    N 70н Приказом N 25н

    1 105 01 340
    м.о.л.
    Назарова Н.И.

    1 302 22 730

    Выдано со склада в
    эксплуатацию

    1 105 01 340
    м.о.л.
    Павлова И.А.

    1 105 01 340
    м.о.л.
    Назарова Н.И.

    Списана стоимость
    вспомогательных
    материалов

    1 401 01 272

    1 105 01 440
    м.о.л.
    Назарова Н.И.

    Списана стоимость
    израсходованных
    медикаментов

    1 401 01 272

    1 105 01 440
    м.о.л.
    Павлова И.А.

    Перечислены денежные
    средства поставщику

    1 302 20 830

    1 305 04 340

    Согласно изменениям,
    внесенным в Инструкцию
    N 70н Приказом N 25н

    1 302 22 830

    1 305 04 340

    Вторая проводка на
    сумму принятых
    бюджетных обязательств

    1 501 03 340

    1 502 01 340

    Предпринимательская деятельность

    Многие медицинские учреждения наряду с бюджетной осуществляют предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность учреждений здравоохранения заключается в оказании медицинских услуг физическим лицам на платной основе.

    В этом случае необходимо организовать раздельный учет медикаментов по видам деятельности, так как оплата медикаментов, которые будут использованы в предпринимательской деятельности, за счет бюджетных средств не допускается, и поэтому будет расценена проверяющими органами как нецелевое использование бюджетных средств. В Требованиях-накладных нужно отдельно указывать выдачу медикаментов, приобретенных за счет средств от предпринимательской и бюджетной деятельности.

    Пример 2. Согласно выписанному Требованию-накладной хирургическому отделению требуются медикаменты:

    — для бюджетной деятельности — на сумму 10000 руб.;

    — для предпринимательской деятельности — 4000 руб.

    Поэтому при раздельном учете медикаментов, приобретенных в аптеке за счет бюджетной и предпринимательской деятельности, эти операции будут отражены следующими бухгалтерскими проводками.

    Содержание операции

    Дебет

    Кредит

    Сумма,
    руб.

    Выданы из аптеки
    медикаменты для бюджетной
    деятельности

    1 105 01 340
    хирургическое
    отделение

    1 105 01 340
    склад

    Выданы из аптеки
    медикаменты, приобретенные
    за счет средств от
    предпринимательской
    деятельности

    2 105 01 340
    хирургическое
    отделение

    2 105 01 340
    склад

    Списаны на расходы
    медикаменты
    приобретенные:

    за счет бюджетных средств

    1 401 01 272

    1 105 01 440

    за счет средств от
    предпринимательской
    деятельности

    2 401 01 272

    2 105 01 440

    Это идеальный пример, поскольку вести такой учет можно только с применением компьютерной техники на всех этапах учета, также нужно владеть точной информацией: сколько и каких медикаментов потребуется на лечение больных за счет бюджетных средств, а сколько за счет средств от предпринимательской деятельности.

    Как поступить, если с получением такой информации возникают сложности? В этом случае можно посоветовать следующее: вначале определить долю предпринимательской деятельности в общем объеме работы учреждения, а затем рассчитать сумму израсходованных медикаментов, приходящуюся на предпринимательскую деятельность, за месяц.

    Рассмотрим это на примере.

    Пример 3. Из аптеки в хирургическое отделение выданы медикаменты на сумму 10000 руб., которые были использованы, в том числе, и в предпринимательской деятельности. Медикаменты приобретены за счет бюджетных средств. Лимиты бюджетных ассигнований из расчета на месяц составляют 200000 руб., выручка от предпринимательской деятельности — 50000 руб. Всего — 250000 руб.

    Определим долю, которая падает на предпринимательскую деятельность в общем объеме учреждения — 20% (50000 / 250000) руб. х 100).

    Определяем сумму израсходованных медикаментов, приходящуюся на предпринимательскую деятельность — 2000 руб. (10000 руб. х 20 / 100). Сумма израсходованных медикаментов на бюджетную деятельность — 8000 руб. (10000 — 2000).

    Отразим бухгалтерскими проводками эти операции.

    Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт, компания «РосКо – Консалтинг и аудит»

    Какой порядок налогового и бухгалтерского учета приобретения аптечек для оказания первой помощи? Какие особенности учета, если впоследствии расходы на приобретение аптечек возмещаются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ? Разберемся в практических аспектах учета подобных расходов и доходов.

    Начнем с того, что наличие медицинской аптечки обязательно для всех организаций, независимо от осуществляемых видов деятельности. В соответствии со ст.163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в том числе, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Условия труда представляют собой совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. В силу ст. 209 ТК РФ охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое (ст.223 ТК РФ). Таким образом, независимо от наличия вредных производственных факторов, работодатель обязан иметь аптечки в организации.

    Источником приобретения медицинских аптечек могут быть собственные средства организации, а также средства ФСС РФ в счет финансового обеспечения предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

    Налогообложение

    Расходы на приобретение аптечек для оказания первой помощи впоследствии могут возмещаться за счет средств, подлежащих уплате в ФСС РФ. И в этом случае возникают спорные моменты в части возможности принятия НДС к вычету, а также налогового учета доходов (расходов).

    1.1 Налог на прибыль

    Согласно пп.7 п.1 ст.264 НК РФ в составе прочих расходов учитываются расходы на обеспечение нормальных условий труда. Перечень расходов на «нормальные условия», приведенный в ст.163 ТК РФ, является открытым, то есть предприятие само вправе определять, что относится к нормальным условиям труда в его понимании. Между тем анализ норм ст.22, 163, 209, 223 ТК РФ и других отраслей права позволяет сделать вывод, что конкретный перечень нормальных условий труда в ТК РФ не установлен. Приведенные нормы закона, не связывают обязанность работодателя обеспечить нормальные условия труда и отдыха для работников с каким-либо особым характером работы или видом деятельности (решение АС Мурманской области от 11.11.2015 г. №А42-8232/2014).

    Мероприятия по улучшению условий труда работников работодатель обязан проводить за счет собственных средств. Таким образом, расходы на осуществление подобных мероприятий можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии их экономической обоснованности (письма Минфина РФ от 24.03.2014 г. №03-03-06/2/12697, от 21.11.2013 г. №03-03-06/1/50213).

    Спорным вопросом является возможность налогового учета расходов на комплектацию аптечек изделиями медицинского назначения, не приведенного в перечне лекарственных препаратов и медицинских изделий, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 г. №169н (далее по тексту – Перечень №169н).

    Так, в перечне №169н должны содержаться:

    — изделия медицинского назначения для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран (жгут кровоостанавливающий, бинты марлевые медицинский нестерильный и стерильные, пакет перевязочный медицинский индивидуальный стерильный с герметичной оболочкой, салфетки марлевые медицинские стерильные, лейкопластырь бактерицидный и рулонный);

    — изделия медицинского назначения для проведения сердечно-легочной реанимации (устройство для проведения искусственного дыхания или карманная маска для искусственной вентиляции легких);

    — прочие изделия медицинского назначения (ножницы для разрезания повязок, салфетки антисептические, из бумажного текстилеподобного материала, стерильные спиртовые, перчатки медицинские нестерильные смотровые);

    — прочие средства.

    То есть лекарственные препараты в приведенном перечне №169н не значатся.

    А, по мнению финансистов, укомплектация аптечек должна производиться строго по Перечню №169н (письмо Минфина РФ от 20.08.2012 г. № 03-03-06/1/412). Это означает, что организация не сможет признать в налоговом учете расходы на приобретение лекарственных средств, которые не поименованы в Перечне №169н. С такой позицией финансового ведомства трудно согласиться. Приведенный Перечень №169н содержит ограничительно­ минимальный набор изделий медицинского назначения. Как уже отмечалось, налоговое законодательство, в частности, глава 25 НК РФ не содержит запрета на комплектацию аптечек дополнительными лекарственными средствами.

    Кроме того, для отдельных видов деятельности существуют еще отраслевые санитарные правила. Так, для организаций железнодорожного транспорта утверждено Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.2003 г. №32 «О введении в действие «Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250-03».

    Пунктом 4.6.4 СП 2.5.1250-03 «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» установлено, что аптечка первой помощи должна быть укомплектована медикаментами и перевязочными материалами. Аптечка железнодорожная для оказания первой помощи пострадавшим в вагонах поездов дальнего следования при возникновении чрезвычайных ситуаций или временного расстройства здоровья пассажиров должна включать в себя помимо перевязочных материалов валидол, анальгин, корвалол, цитрамон, баралгин, дротаверина г/х и ацетилсаллициловую кислоту.

    С целью исключения налоговых рисков, список лекарственных препаратов, которые должна содержать медицинская аптечка, необходимо утвердить руководителем организации (например, в качестве приложения к положению об охране труда).

    Немало спорных моментов возникает в том случае, если расходы на приобретение препаратов для оказания первой помощи возмещаются за счет средств ФСС РФ.

    Минздравсоцразвитием РФ утвержден типовой перечень (далее по тексту – Перечень №181н) ежегодно реализуемых работодателем за счет средств ФСС РФ мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (приказ от 01.03.2012 г. №181н). Например, за счет средств ФСС РФ может финансироваться создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи (п. 26 Перечня №181н).

    Согласно правилам финансового обеспечения предупредительных мер (Приложение к Приказу Минтруда РФ от 10.12.2012 г. №580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», далее по тексту — Правила финансового обеспечения), за счет сумм страховых взносов в ФСС РФ подлежат возмещению расходы страхователя, в том числе на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи (пп.»к» п. 3 Правил финансового обеспечения).

    При этом страхователь обособленно осуществляет учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов и ежеквартально отчитывается перед ФСС РФ об их использовании по форме, приведенной в письме ФСС РФ от 02.07.2015 г. №02-09-11/16-10779 (п.12 Правил финансового обеспечения).

    Проанализируем порядок налогового учета доходов (полученных средств из ФСС РФ) и расходов (приобретение аптечек).

    Как правило, финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний, ФСС РФ зачисляет на расчетный счет организации либо производит зачет средств в счет уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. И в этом случае у страхователя возникает вопрос о необходимости налогообложения полученных средств.

    Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к положениям ст.41 НК РФ, определяющей понятие «доходы». Так, доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. При получении компенсации расходов на финансирование предупредительных мер, страхователь не получает никакой экономической выгоды, а следовательно, данные средства не облагаются налогом на прибыль, несмотря на то, что положениями ст.251 НК РФ не предусмотрено исключение из состава налогооблагаемых доходов такого вида финансирования (письма Минфина РФ от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568).

    Так, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 г. № А27-9551/2012 судьями отмечено, что поскольку финансирование заключается в том, что сумма расходов, осуществляемых страхователем, засчитывается ФСС РФ в счет уплаты страховых взносов, а в НК РФ отсутствует норма, которая бы квалифицировала такое финансирование в качестве дохода по налогу на прибыль, то ссылка налогового органа на п.8 ст.250 НК РФ необоснованна. Таким образом, средства страхователя, затраченные на проведение мероприятий, приведенных в Правилах финансового обеспечения и компенсируемые за счет средств ФСС РФ, в состав доходов в целях исчисления налога на прибыль не включаются.

    Аналогичный подход применяется и в отношении налоговых расходов, связанных с приобретением аптечек. Расходы, которые впоследствии компенсируются ФСС РФ, для целей исчисления налога на прибыль не учитываются (письма Минфина РФ от 15.02.2011 г. №03-03-06/2/33, от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 г. №А27-9150/2012). При этом расходы в виде начисленных страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний признаются в «расходной» налоговой базе в полном объеме (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    1.2 Единый налог при УСН

    В отношении приобретения аптечек за счет собственных средств без последующей компенсации расходов ФСС РФ отметим, что расходы на обеспечение нормальных условий труда, в том числе расходы на приобретение аптечек, в закрытом перечне разрешенных расходов «упрощенца» не значатся (п.1 ст.346.16 НК РФ). На этом основании финансисты делают вывод, что такие расходы не учитываются при расчете единого налога (письмо Минфина РФ от 24.10.2014 г. №03-11-06/2/53908).

    Однако рассматриваемые расходы можно классифицировать в качестве материальных расходов (п. 2 ст. 346.16, пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) и признать на дату погашения задолженности перед поставщиком медицинских аптечек (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Однако такой порядок налогового учета может вызвать претензии налоговых органов. Арбитражная практика по данной тематике отсутствует.

    В отношении доходов и расходов, финансируемых за счет средств ФСС РФ, проблемы в налоговом учете возникают те же, что и для организаций, применяющих общую систему налогообложения.

    1.3 НДС

    Напомним основные условия, при которых налогоплательщик имеет право применить налоговый вычет по НДС в части приобретенных медицинских аптечек (п.1 ст.172 НК РФ):

    — товар приобретен для операций, подлежащих налогообложению НДС;

    — счет-фактура оформлен в соответствии с требованиями ст.169 НК РФ;

    — товар принят к учету.

    В отношении приобретения аптечек за счет собственных средств без последующей компенсации расходов ФСС РФ никаких сомнений в возможности принятия НДС к вычету не возникает. Если вышеуказанные условия соблюдены, то НДС правомерно принимается в состав налоговых вычетов в общеустановленном порядке.

    Однако на практике у налогоплательщика могут возникнуть проблемы в случае возмещения ФСС РФ стоимости приобретенных аптечек с учетом НДС. То есть получается, что налогоплательщик возместил сумму НДС из бюджета (в момент приобретения аптечек) и впоследствии получил (зачел) ее в общей сумме возмещаемых расходов ФСС РФ. Но и в данной ситуации никаких ограничений в части принятия НДС в полном объеме к вычету, положения ст.172 НК РФ и ст.170 НК РФ не содержат.

    Перечень ситуаций, при которых ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению, ограничен (п.3 ст.170 НК РФ). При этом возмещение расходов на приобретение аптечек за счет средств ФСС РФ не подпадает под применение описанных в п.3 ст.170 НК РФ ситуаций.

    Бухгалтерский учет

    Согласно п.7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. №92н), бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются как возникновение целевого финансирования. Суммы целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний включаются в состав прочих доходов (абз.3 п.9 ПБУ 13/2000). Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены (п.9 ПБУ 13/2000).

    Операции по приобретению медицинских аптечек с последующим возмещением расходов за счет средств ФСС РФ отражаются в бухгалтерском учете записями:

    Содержание хозяйственной операции

    Дебет

    Кредит

    Сумма, в рублях

    Приняты к учету медицинские аптечки

    100 000

    Отражен «входной» НДС

    10 000

    Принят НДС к вычету

    10 000

    Погашена задолженность поставщику

    110 000

    Медицинские аптечки переданы в соответствующие подразделения организации

    20,23,25,26,44

    100 000

    Отражена сумма финансирования на осуществление предупредительных мероприятий (на основании полученного разрешения от ФСС РФ)

    100 000

    Отражено уменьшение задолженности страховых взносов на сумму осуществленных расходов

    100 000

    Отражена сумма целевого финансирования по приобретенным аптечкам в составе доходов будущих периодов

    100 000

    Средства целевого финансирования признаются в составе доходов будущих периодов в момент принятия к учету аптечек с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске (передаче) аптечек в производственные подразделения организации.

    Отражено отнесение доходов будущих периодов в состав прочих доходов

    100 000

    Штраф за отсутствие (неукомплектацию) аптечек

    И в завершении статьи напомним, что отсутствие в организации аптечки первой помощи, равно как и ее неукомплектация, могут привести к административной ответственности.

    Например, в одном из решений Московского городского суда от 12.12.2014 г. №7-9197, организация была признана виновной в нарушении требований Перечня №169н с наложением штрафа в 50 000 рублей (п.1 ст. 5.27 КоАП РФ). Аналогичное решение вынесено и в постановлении АС Московского округа от 27.04.2015 г. №А41-15774/2014.

    Статья актуальна на 07.02.16

    admin

    Добавить комментарий