Специалист по социальной работе

Специалист по социальной работе

Должностная инструкция специалиста по социальной работе отделения срочного социального обслуживания

Должностная инструкция специалиста по социальной работе отделения срочного социального обслуживания

1.1. Специалист по социальной работе отделения срочного социального обслуживания относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность специалиста по социальной работе отделения срочного социального обслуживания принимается лицо, имеющее высшее образование без предъявления требований к стажу работы и сертификат специалиста по социальной работе или среднее специальное образование, сертификат специалиста по социальной работе и стаж работы в учебно-воспитательных, медицинских учреждениях или органах социальной защиты не менее 5 лет.

1.3. Специалист по социальной работе отделения срочного социального обслуживания назначается на должность и освобождается от нее приказом .

1.4. Специалист по социальной работе отделения срочного социального обслуживания должен знать:

— постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, нормативные и другие руководящие материалы по социальной защите населения;

— психологию;

— социологию;

— специфику работы в различной социальной среде;

— основы общей и семейной педагогики;

— формы и методы воспитательной работы и просвещения;

— нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, права несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов;

— основы уголовного и гражданского права; порядок и организацию установления опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения;

— организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения, гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни;

— национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции региона;

— нормы и правила дорожного движения, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы;

— основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— .

Специалист по социальной работе отделения срочного социального обслуживания:

2.1. Выявляет и учитывает на территории обслуживания одиноких престарелых и инвалидов, семьи с детьми, в том числе детьми-инвалидами, нуждающиеся в социальной поддержке, определяет характер и объем необходимой им помощи, организует ее предоставление нуждающимся гражданам.

2.2. Консультирует по различным вопросам социальной защиты.

2.3. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или группы.

2.4. Ведет работу с заявлениями граждан об оказании социальной помощи, проводит обследование материально-бытового положения граждан, готовит соответствующие документы (заявления, акты обследования) на комиссию.

2.5. Координирует работу по социальному обслуживанию с предприятиями торговли, общественного питания, здравоохранения, коммунального хозяйства, предприятиями и учебными заведениями.

2.6. Проводит среди населения работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно-транспортного травматизма, правонарушений.

2.7. Оказывает помощь в семейном воспитании лицам, испытывающим негативное воздействие социального окружения по месту жительства, учебы, работы.

2.8. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

2.9. Принимает заявления и предложения граждан по вопросам социального обслуживания.

2.10. Предоставляет клиентам информацию о полном перечне услуг, оказываемых специалистами отделения.

2.11. Осуществляет конкретные мероприятия по предоставлению социальных услуг малоимущим гражданам, гражданам оказавшимся в трудной жизненной ситуации, — клиентам отделения.

2.12. .

Специалист по социальной работе отделения срочного социального обслуживания имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение подчиненными сотрудниками.

3.5. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.10. .

Специалист по социальной работе отделения срочного социального обслуживания несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Скачать должностную инструкцию: Должностная инструкция специалиста по социальной работе отделения срочного социального обслуживания

Общий каталог всех должностных инструкций тут: Список разделов Должностных Инструкций!

Общий каталог описания должностей тут: Список типовых должностей!

КА «Кадровый метод» — это современное кадровое агентство по быстрому и эффективному поиску, подбору персонала. Наше агентство по подбору персонала окажет услуги по рекрутингу необходимого Вам персонала. Ищем и подбираем топ персонал (топ менеджеров, директоров, управленцев высшего звена), персонал среднего звена, IT специалистов, менеджеров продаж, линейный персонала, бухгалтеров, врачей, стилистов, …
Информацию для работодателей по услугам поиска и подбора персонала Вы можете найти на данной странице. На странице «Акции» Вы можете узнать о наших последних акциях и спецпредложениях для Заказчиков (работодателей). На странице каталога должностных инструкций, прочитать какая должна быть должностная инструкция и скачать базовые варианты ДИ.
Если Вам интересен запрос ищу работников, то мы Вам подберем персонал, а соискателям поможем найти работу! Осуществим поиск сотрудников и поиск работников для Вас в сжаты сроки.
Для Вашего удобства мы создали раздел «Подбор персонала по профессиям» в котором мы разместили подробную информацию по основным позициям популярных заявок от Заказчиков поиска и подбора, но с привязкой к конкретному названию вакансии, к примеру секретарь, менеджер по продажам, товаровед, удаленный менеджер по продажам, менеджер по закупкам, топ персонал, руководители и т.д., а также раздел «Поиск и подбор (рекрутинг) персонала по специализациям»
Для соискателей созданы 3 полезных раздела, а именно «Как составить резюме», «Советы соискателю» и «Открытые вакансии». Соискателю станет найти работу проще! Наши советы соискателям работы помогают найти работу, если прочитать внимательно все статьи! Подписка на рассылку наших новых вакансий на странице «Подписка на новые вакансии»

Поддержка и помощь людям

Специалист, занимающийся социальной работой, занимается оказанием и организацией как бытовой, так и мат.помощи менее социально защищенным гражданам (инвалиды, сироты, неблагополучные семейные ячейки и т.д.). Профессия предполагает подготовку к будущей деятельности и постоянное самосовершенствование согласно рабочему плану.

Также социальный работник выявляет тех граждан, которые нуждаются в различных социальных услугах и выявляет характер таких услуг (помощь продуктами, ремонт, покупка одежды и т.д.). Еще один вид поддержки – разработка программы восстановления и реабилитации в семьях.

Социальный работник должен максимально приблизить жизнь и ее образ у своих подопечных к стандартным условиям. Для того, чтобы люди смогли комфортно чувствовать себя в обществе, социальный работник выясняет возможности и желание участия людей в общественной жизни.

В случае необходимости сотрудник, согласно указаниям специалистов, может выполнять технические функции. Это покупка и доставка необходимых вещей и продуктов, доставка одежды в прачечную и оказание первой доврачебной помощи.

Если это нужно, сотрудник социальной службы может проводить беседы, работать с людьми и наблюдать за жизнью подопечных. Труд сотрудника тарифицируется по трем-пяти разрядам и может определяться по медицинским, социальным и другим критериям.

Какими качествами должен обладать сотрудник

Любой работник социальной службы должен обладать следующими качествами:

  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • стрессоустойчивость;
  • толерантность;
  • эмпатия;
  • коммуникабельность;
  • отличная память;
  • концентрация.

При наличии всех или большинства качеств человек может стать социальным работником и помогать гражданам.

Противопоказания

Человек не сможет быть социальным работником, если у него есть такие заболевания:

  • болезни ОДА;
  • заболевания сердца и сосудов;
  • психические и нервные заболевания;
  • кожные и инфекционные болезни.

При этих и подобных заболеваниях человеку противопоказан уход за другими людьми.

Чем еще может заниматься специалист?

Помимо перечисленного выше, специалист, занимаясь обеспечением социальной службы, должен выполнять следующие функции:

  1. Диагностика и выявление проблем в семье во время адаптации приемного ребенка.
  2. Обеспечение и осуществление психологической диагностики.
  3. Использование в работе командного подхода с привлечением всех возможных ресурсов как своих подопечных, так и всего общества.
  4. Ведение личного дела семьи с подробным документированием.
  5. Предоставление отчетов согласно срокам – каждый день, неделю, месяц и т.д.
  6. Участие в программах оценки качества предоставляемых услуг.
  7. Поддержка ценностей организации.
  8. Консультирование в офисе и на дому.

Специалист соцработы – это устойчивый к стрессам и функциональный человек, способный ладить с любыми людьми вне зависимости от их характера и степени опасности. У профессионального рабочего на такой специальности в области есть множество обязанностей и требований, поэтому стать таким работником сможет не каждый.

24.01.2013 52227

Профессия «социальный работник» официально в России существует с 1991 года, но исторические предпосылки ее существовали давно. Долгое время функции данной категории специалистов выполняли представители различных профессий. Они распределялись между учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, правоохранительных органов, как правило, слабо взаимодействующими в достижении главной цели — социальной помощи, поддержки человека.

В настоящее время подготовка специалистов по социальной работе развернута в более чем 93 учебных заведениях. При этом ежегодно возрастает их число. Расширение сети вузовской подготовки сопровождается качественными изменениями их внутренней структуры: оформляются ориентированные на социальную работу учебные, научно-исследовательские, методические подразделения, центры, лаборатории.

В настоящее время в стране остро стоит проблема социальной работы как феномена цивилизованного общества. В Российской Федерации система социальной работы начала формироваться с 1991 года, когда была официально введена новая профессия «специалист социальной работы». До этого времени функции данной категории специалистов выполняли представители различных профессий, они распределялись между учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, правоохранительных органов, как правило, слабо взаимодействующими в достижении главной цели — социальной помощи, поддержки человека. Придание новой профессии официального статуса юридически оформило накопленный опыт в России за многие столетия.

Глубокие корни милосердного отношения человека к человеку, богатый опыт благотворительности, попечительства, народные, национальные традиции, отличающиеся гуманизмом и самобытностью, накопленные нашими предшественниками, являются одной из существенных предпосылок формирования современной системы социальной работы в России.

Можно сказать, что история социальной работы в России насчитывает более тысячи лет, т.к. началом ее можно считать договор 911г. князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой (10).

В течение столетий призрение и благотворительность сосредоточивались в церковно-приходских и монастырских приделах.

По мере усложнения социальных проблем в общественном сознании все настойчивей пробивалась идея развертывания государственной системы общественного призрения.

В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства, помимо восстановления хозяйства была направлена также на повышение благосостояния трудящихся.

Адресность социальной помощи, поддержки особо проявилась в военные и послевоенные годы, когда осуществлялось всенародное социальное движение: поступление денежных средств для обороны, восстановления народного хозяйства, забота и лечение раненых, детей-сирот и т.д.

В конце 60-х — начале 70-х годов была создана единая система пенсионного обеспечения. В начале 80-х годов расширяются мероприятия по оказанию помощи семьям, имеющим детей, и работающим матерям, вводится бесплатное обеспечение учащихся общеобразовательных школ учебниками и др.

Радикальные экономические и политические реформы, начавшиеся в конце 1980-х годов, породили глубокие кризисные процессы. С конца 80-х годов в России происходят значительные политические, экономические и социальные изменения. Прежние системы социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры пришли в упадок. Происходит трансформация всей прежней формы жизнеустройства. В морально-психологическом плане становится больше нетерпимости, неуважение к закону (44).

В этих условиях стало крайне важно, чтобы система социальной помощи и поддержки населения, отдельных людей, групп работала особенно эффективно. Закономерность институирования социальной работы именно в данный исторический период подтверждается мировым опытом, который свидетельствует о том, что два процесса — рыночных реформ и становления социальной работы, следовательно, и подготовки профессиональных кадров — идут параллельно.

Если в России социальная работа официально существует всего восемь лет, то в зарубежных странах этот вид деятельности достаточно распространен и имеет более чем столетнюю историю.

Именно поэтому извлечение уроков из опыта зарубежных стран Европы и США представляется особенно актуальным, ибо этот опыт — продолжительный по времени и эффективный по результативности.

В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы, который уже используется в нашей стране. Хотя, говоря о становлении социальной работы в России, нельзя не учитывать тот факт, что на сегодня наше государство является еще государством переходного типа.

Говоря о становлении социальной работы в нашей стране, необходимо помнить, что исторически социальная работа, как профессиональный вид деятельности возникла на рубеже XIX и XX веков во многих Европейских государствах как Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция и Франция, а также США и развивается наряду с благотворительными организациями.

Возникновение социальной работы, как профессиональной деятельности непосредственно связано с воплощением идеи Мэри Ричманд (США) (139). Она предложила индивидуальный метод социальной работы, в основу которого была положена медицинская модель.

Социальные мероприятия М. Ричманд (139) подразделяет на взаимодополняющие категории:

— Косвенный метод лечения (возможность посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении);

— Непосредственный метод (воздействие на самого клиента с помощью установленных с ним партнерских отношений и фасилитации).

В это же время и другое движение получило развитие в США. Это организация приютов для беженцев, иммигрантов, людей, работающих по контракту. В содержании деятельности ставился акцент на самопомощь и взаимную помощь. Джейн Адамс, одна из наиболее известных лидеров этого движения, основала сеттльмент в Чикаго (139). Работа, связанная с организацией приютов, была реакцией на давление индустриальной революции, приведшей в американские города многих эмигрантов.

Различные по своей философии, подходам и методам, два рассмотренных движения, зародившиеся в США, начали сближаться, а затем и работать вместе ради общей цели (170).

В последние десятилетия социальная работа в США в своем развитии имеет три основных теоретических направления (172,195, 199), отличающиеся объектом предпринимаемых усилий; в первом случае это конкретный индивид, во втором — группа людей, оказавшихся в сложной ситуации, в третьем, — община.

Под индивидуальной социальной работой понимается (78) направление, система ценностей, вид практики, используемые социальным работником для помощи индивидам и семьям в решение психологических, межличностных, социоэкономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом.

Групповая социальная работа понимается нами как форма или метод работы, который используется с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта для развития его физического и духовного потенциала. Формирования социального поведения.

Общинная социальная работа — метод, позволяющий расширить масштаб социальной помощи среди населения в городских кварталах, общинах. Чаще всего (78) под ней понимается интеграция всех других методов, когда перед социальным работником ставиться задача: добиться того, чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем.

И.М. Лаврененко (82), кроме индивидуальной и групповой социальной работы, выделяет также семейную, общественную работу (с сообществом на макроуровне) и социальное администрирование.

Для большинства исследователей социальной работы характерно понимание ее сущности в определении близкое тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США.

Социальная работа — это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способностей к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей.

Как любая деятельность, социальная работа имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, ее можно представить в виде схемы (см. схему 1).Нам хотелось бы охарактеризовать компоненты этой системы.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в социальной помощи (инвалиды, пенсионеры, дети, мигранты и др.).

Субъект социальной работы — социальные работники, занимающиеся этим видом деятельности профессионально или на общественных началах. К субъекту могут быть отнесены и организации, ведущие социальную работу и управляющие ею.

Содержание социальной работы включает в себя:

— цели;

— задачи;

— функции;

— средства.

Современная трактовка теории социальной работы позволяет выделить следующие ее цели и задачи:

Основной целью социальной работы, на наш взгляд, является увеличение степени самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы.

Следовательно, в условиях перехода общества к социально ориентированной рыночной экономике перед социальной работой встают следующие задачи:

— осуществление перехода от государства, декларирующего готовность решать все социальные проблемы, к человеку, сделать его положение более самостоятельным и независимым;

— создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявлять свои возможности и получать все, что им положено по закону;

— создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечья, душевный срыв, или жизненный кризис, может жить, сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;

— достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Содержание социальной работы непосредственно вытекает из ее функций:

1. Диагностическая — социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;

2. Прогностическая — прогнозирует развитие событий, процессов, происходящих в семье, группе, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;

3. Правозащитная — использует законы, правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населению, его защиту;

4. Организационная — способствует организации социальных служб на предприятии и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи, социальных услуг населению;

5. Предупредительно — профилактическая- приводит в действие различные механизмы (педагогические, психологические, юридические, медицинские и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

6. Социально-медицинская — организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовки молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

7. Социально-педагогическая — выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно — досуговая, спортивно-оздоровительная, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

8. Психологическая — оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности. Оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

9. Социально-бытовая — способствует в оказанию необходимой помощи и поддержке различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.п.) в улучшении их быта, жилищных условий;

10. Коммуникативная — установление контакта с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Средствами социальной работы называют те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы.

Социальная работа немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решений, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. «Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся они к управленческим или практическим социальным работникам».

Каждый специалист по социальной работе одновременно является социальным менеджером, организуя людей, объединения и учреждения, перестраивая те или иные социальные связи. Масштаб этой деятельности может быть различным: от содействия в трансформации структуры личности клиента до управления цельной социальной сферой. Характер управления в области реализации технологий социальной работы также представляет собой разнообразное поле деятельности, которое осуществляется с несколькими уровнями подсистем. Можно упомянуть самым кратким образом, что это, как минимум подсистема социальной службы (управление и/или взаимодействие с кадрами учреждений социальной сферы) и подсистема клиентского уровня (индивид, групп или община). Причем как сам социальный работник, так и указанные подсистемы имеют активную деятельностную и сознательную природу; их деятельность и поведение многогранны, а причины тех или иных поступков неоднозначны.

В настоящее время существует несколько подходов к деятельности социального работника:

1. Воспитательный — где социальный работник рассматривается как учитель, консультант, эксперт, который дает советы, обучает умениям, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения и т.п.

2. Адвакативный — применяется, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента (группы или общности), а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени. Сюда входит и помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документальной обоснованности.

3. Фасилитативный — социальный работник тут играет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой. Деятельность специалиста по социальной работе при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждения альтернативных направлений деятельности и действий, объяснения ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов, помощь в самореализации личности.

Мы считаем, что фасилитативный подход в наибольшей мере раскрывает сущность социальной работы. Более того, все чаще сегодня используется именно групповая форма социальной работы. «Социальная работа с группой — метод, который используется для оказания помощи человеку через передачу группового опыта развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения»(95, с.67). В настоящее время все больше социальных работников используют ее как основную форму работы.

Под фасилитацией в психологии подразумевают «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей)»(127, с.425). Следовательно, будучи руководителя группы, социальный работник способствует более эффективной работе ее участников, их раскрытию и коррекции, создает комфортную обстановку участникам тренинга, поэтому мы можем называть его фасилитатором.

К. Роджерс считает, что «при разумной фасилитации группа обретает потенциал и создает новые возможности для своих участников». Он вывел правила поведения фасилитатора:

1. Принятие группы.

2. Принятие человека.

3. Эмпатическое понимание.

4 Действование с точки зрения своих чувств.

5. Возможность конфронтации и обратная связь.

6. Выражение собственных проблем.

7. Избегание планирования и «упражнений».

8. Использование терапевтического потенциала группы.

9. Лспользование физических движений и физического

контакта.

По роду своей деятельности социальные работники постоянно сталкиваются с явлениями, которые в совокупности можно обозначить как «социальная патология». Официальное назначение социальной работы — искоренять эту патологию, оздоровлять общество. Само соотношение «норма» и отклонение от нее выступают как в высшей степени проблематичное. Живая реальность подталкивает социальных работников к пересмотру сложившихся стереотипов мышления, традиционных представлений и оценок. Необходимо помнить, что социальный работник имеет дело с конкретными людьми. Стремление помочь человеку порождает потребность как можно лучше понять его. Для этого необходимо поставить себя на место клиента, взглянуть на мир его глазами, попытаться ощутить его своеобразные переживания. Такая децентрация способствует расширению горизонта восприятия, освобождению от предрассудков, пересмотру привычных систем ценностей. Отсюда рождается особое мироощущение, в котором благоговение перед жизнью во всех ее проявлениях сочетается с пониманием хрупкости социальных связей, необходимости специальных усилий по их поддерживанию и восстановлению.

В настоящее время в социальной работе широкое распространение получает такой вид работы, как организация групп самопомощи (15, 83,121). Социальный работник выступает при этом в роли фасилитатора (145, с.,25), т.е. действует как можно менее директивно. Он также берет на себя роль посредника, помогая привлекать имеющийся в социуме материальные и человеческие ресурсы. Кроме того, он часто выполняет функцию защитника интересов клиентов, выступая от имени слабых и обездоленных, вызывая к гуманности и справедливости.

Наиболее важный результат групповой работы — преобразование внутреннего мира ее участников. Основа этих преобразований — переосмысление жизненных ценностей. «Хорошо организованная групповая работа дает возможность остановиться в повседневной гонке, — как пишет В.Н.Макаревич, — и задуматься. Может быть, впервые за долгое время над смыслом собственной жизни», (93, с.85). Содействие этому процессу со стороны специалиста получило название «аксикреция». Термин означает порождение, выращивание у человека или группы новых или регенерацию и переосмысление старых ценностей.

При этом важно заметить, что в процессе аксикреции социальному работнику нельзя полностью идентифицироваться с группой. Его профессиональный долг — сохранять возможный контроль над ситуацией, если она приобретает деструктивную направленность.

Преимущество групповой работы перед индивидуальной — в получении «добавочного продукта» за счет достижения и использования синергетического эффекта, который получается в результате разделения труда, специализации, координации, интеграции, а также фасилитационного воздействия одних членов группы на других.

Деятельность социального работника сориентирована на работу со всеми категориями населения. Он призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, создать условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. При этом стимулируется и активизируется разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников, волонтеров, общественности, разных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церквей, коммерческих структур, предприятий и организаций.

Тем самым обеспечивается консолидация сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, развитие активности самого клиента, его личности, как субъекта этого процесса.

В.C. Торохтий считает, что деятельность социального работника предстанет богаче и конструктивнее, если рассматривать психологическое обеспечение этого вида деятельности. Под психологическим обеспечением социальной работы автор понимает научно обоснованную многоплановую систему мер по реализации в различных структурах социальной защиты достижений психологической науки в целях поддержания психологического здоровья на уровне, адекватном ее позитивному влиянию на профессиональную деятельность и общение как специалистов, так и клиентов.

В связи с таким целостным подходом зарубежные исследователи (182, 183, 185, 186,187,190,191,192,196) считают, что необходимо интеллектуализировать социальную работу в соответствии с жизненными условиями, подвести под нее прочный научный фундамент. Социальная деятельность должна быть не только искусством, но и конструктивной теорией. Таков общий лейтмотив многих дискуссионных материалов, опубликованных в печати.

На Западе в контексте нового понимания функций социальной работы и ее принципов рассматриваются и проблемы повышения профессиональной подготовки кадров социальных работников. Основной акцент делается на формировании профессиональной компетенции, под которой понимается овладение определенными базовыми квалификациями, необходимыми для ситуативного анализа, нахождение средств для решения сложных проблем индивида и ориентации его поведения в соответствующих условиях.

Таким образом, суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что для становления социальной работы в России были объективные условия и исторические предпосылки. При этом в институциировании социальной работы в нашей стране большую роль сыграл и зарубежный опыт.

В настоящее время в социальной работе существует несколько подходов: адвакативный, воспитательный и фасилитативный. Нам кажется, что последний в наибольшей степени подходит для описания обозначенного вида деятельности, т.к. специалисты социальной сферы чаще косвенно воздействуют на клиента, стимулируя его стремление к самостоятельному решению проблемы.

Сегодня анализируя деятельность социального работника можно сказать, что специалисты этой категории интегрируют в себе педагогическую, психологическую, экономическую, правовую и медицинскую деятельность, что накладывает отпечаток на личность самого социального работника, как субъекта этой профессиональной деятельности.

admin

Добавить комментарий