Смета доходов и расходов

Смета доходов и расходов

Для эффективного существования коммерческих и некоммерческих организаций необходимо вести четкий учёт расходов и поступлений денежных средств. В этом деле широко используется смета доходов и расходов.

Такой документ часто является обязательным и должен быть составлен максимально правильно, чтобы исключить возможные просчёты, которые негативно скажутся на экономическом положении компании.

Содержание

Что такое смета доходов и расходов

Каждая смета, в независимости от рода деятельности предприятия, делится на доходную и расходную часть. Иными словами, данная смета – это некий план, учёт поступления средств и имеющихся расходов на предвиденные (аренда помещения, оплата коммунальных услуг) и непредвиденные нужды (замена оборудования). Как правило, перечень финансовых данных приводится к одинаковому виду, что облегчает процесс сравнения смет между собой за разные периоды времени.

Образец сметы расходов и доходов

Любая смета должна выполнять главную задачу – после её прочтения должно становится предельно ясно, откуда поступают денежные средства и в каком объёме, сколько компания тратит на те или иные нужды за определённый календарный период. Стоит также отметить, что оформление, согласование и утверждение документа выполняется в произвольной форме, на усмотрение специалиста.

Смета доходов и расходов ТСЖ

Особенностью смет ТСЖ является тот факт, что в статье 151 ЖК РФ чётко прописаны возможные варианты источников финансирования. Доходные средства могут представлять собой взносы, доход от сдачи подвальных помещений, работа электриков, сантехников, краевые гранты.

Что касается расходной части, то здесь в обязательном порядке включены расчёты с поставщиками коммунальных услуг, содержание придомовых территорий, восстановление имущества, налоги. Дополнительными тратами станут непредвиденные расходы: судебные издержки, погашение кредитных долгов, страхование.

Смета расходов и доходов предприятия

Бюджетный анализ деятельности предприятия в обязательном порядке должен включать в себя обзор реальных сумм, которые поступают и расходуются в течение установленного промежутка времени. Смета не только помогает запланировать вероятные источники финансирования, но и наметить план по дальнейшему развитию предприятия.

Особенности содержания учётных документов зависят от вида деятельности самой организации, конкурентоспособности и общего стажа на рынке. Если с доходами у каждой фирмы свои собственные положения, где прописывается источник финансирования, то большинство расходов являются одинаковыми.

Например, затраты могут включать оплату труда сотрудников, аренда зданий, транспортные расходы, ремонтные работы и прочее. Для грамотного и простого составления смет чаще всего используют обычную программу Excel или заключают договор с профессиональными организациями.

Смета расходов и доходов бюджетного учреждения

Несмотря на то, что смета бюджетных учреждений является по своему назначению таким же документом, как и в коммерческих организациях, требования к ней наиболее высокие. Все это объясняется государственным финансированием, а это значит, что учёт поступлений и расходов должен быть максимально оперативным и чётким.

Более того, порядок составления, а также подтверждения зафиксирован статьёй 221 БК РФ. По запросу вышестоящего распределителя бюджетных средств организация обязана представить отчёт в течение 10 дней, с подробным описанием доходов/расходов по установленной форме.

Оставить заказ на создание сметы

Заказать

В ст.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» указано, что некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Смета доходов и расходов заменяет собой баланс некоммерческой организации в том случае, если эта организация функционирует без приобретения прав юридического лица и не стоит на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, что допускается для общественных организаций Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». Однако и те некоммерческие организации, которые формируют и сдают в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность, должны составлять смету доходов и расходов. В ст.12 гл.5 «Управление некоммерческой организацией» утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений отнесено к компетенции высшего органа управления. Финансовый план организации и смета доходов и расходов организации — это одно и тоже.
Требования к составлению финансового плана (сметы доходов и расходов) законодательно не определены. Некоммерческая организация может самостоятельно определять статьи доходов и расходов и планировать их размер в соответствии с имеющимися источниками средств и направлениями своей деятельности. Финансовый план (смета доходов и расходов) может быть составлен как в целом на год, так и с разбивкой по кварталам. При выполнении нескольких программ по каждой из них целесообразно составлять отдельную смету.
Подписано в печать
18.12.2000
«Консультант Бухгалтера», 2001, N 1

Какие требования должны быть соблюдены при оформлении поступления членских взносов в некоммерческую организацию? «
Бухгалтерские консультации «

Формирование сметы доходов и расходов в некоммерческих организациях позволяет запланировать бюджет на предстоящий период. Этот документ является обязательным для осуществления нормальной, бесперебойной деятельности НКО.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк сметы доходов и расходов некоммерческой организации .docСкачать образец сметы доходов и расходов некоммерческой организации .doc

Что такое «некоммерческая организация»

К некоммерческим организациям относятся любые официально зарегистрированные сообщества, которые не ставят своей основной целью зарабатывание денег.

Иными словами, предпринимательской деятельностью НКО заниматься права не имеют (за исключением случаев, когда эта самая деятельность направлена на достижение их прямых целей).

Обычно эти организации работают в сфере образования и здоровья, культуры, религии, спорта и т.п.

Тем не менее, для их функционирования, как и для коммерческих или бюджетных структур, также требуются определенные финансы. Они могут поступать в качестве вступительных и членских взносов, благотворительности, процентов от вкладов, безвозмездных актов дарения, грантов и т.д. Эти средства расходуются на поддержание деятельности организации, оплату работы администрации НКО, аренду помещений, хозяйственные нужды, поддержку каких-то проектов и прочее.

Что входит в понятие смета, как ее составить и для чего она нужна

Смета – это план доходов и расходов на какой-то конкретный промежуток времени. Она составляется исходя из индивидуальных потребностей организации и включает в себя все позиции, по которым может происходить движение денежных средств.

Сметы могут формироваться как на организацию в целом, так и на какие-то ее отдельные проекты. Документ является приблизительным и строится обычно на основе данных из бухгалтерского учета. Также берутся в расчет предыдущий опыт и наработки, текущие нужды НКО, ее цели и задачи.

Поскольку в большинстве своем некоммерческие организации существуют на добровольные взносы (пожертвования, дарения и т.п. безвозмездные вливания), смета важна в том смысле, что позволяет отследить насколько обоснованно происходят траты из бюджета НКО и действительно ли они идут на целевые потребности.

Кто составляет смету

Как и в любом другом предприятии, финансовую смету некоммерческой организации составляет бухгалтер или лицо, исполняющее его функции (например, руководитель).

В любом случае, вне зависимости от того, на кого будет возложена эта обязанность, после формирования, смета должна быть передана на подпись главному должностному лицу НКО.
Его автограф подтвердит действительность сметы и даст «добро» на воплощение ее в жизнь.

Заверять бланк при помощи печати необязательно – это надо сделать, только если такая норма прописана в нормативных актах организации.

Смета обычно составляется, как уже говорилось выше, на определенный промежуток времени (чаще всего год, но может быть и полугодие, и квартал) и включает стандартный для той ли иной НКО перечень статей доходов и расходов, а также строку по непредвиденным тратам.

Особенности составления сметы, общие моменты

Если вы являетесь членом НКО или вам просто поручили составить смету, а у вас для этого не хватает опыта, воспользуйтесь приведенными ниже советами и посмотрите образец документа. На его основе вы с легкостью сможете создать свою индивидуальную смету, учитывающую особенности именно той организации, в отношении которой она составляется.

Итак, для начала общая информация.

  1. Единого образца сметы расходов и доходов НКО на сегодня нет, так что представители организаций могут составлять ее в произвольной форме. Хорошо, если в НКО есть свой шаблон документа – тогда туда достаточно вписать необходимые на данный период времени строки и цифры, а также убрать все лишнее. Мы же исходим из того, что такого шаблона нет и двигаемся дальше.
  2. Смету можно составлять на простом обычном листе любого удобного формата. Если листов несколько (т.е. смета длинная и детальная), все листы нужно скрепить между собой при помощи суровой нити (степлер использовать не рекомендуется), указав на последней странице количество листов и поставив подпись ответственного за составление сметы сотрудника.
  3. Смета может быть составлена как от руки, так и напечатана в электронном виде (с последующей распечаткой).
  4. Данный документ, как любой другой бланк, имеющий отношение к деятельности организации, по структуре условно можно разделить на три части. Первая — это «шапка», т.е. вводный раздел, затем идет основная часть (ее обычно оформляют в виде таблицы) и, наконец, заключение. Последовательность этих частей нарушать не следует.

В готовую, утвержденную смету вносить правки крайне нежелательно, однако, если это предусмотрено в учетной политике организации, в течение отчетного периода некоторые статьи корректировать допускается.

Образец документа

В начале документа следует написать:

  • название некоммерческой организации;
  • дату составления сметы;
  • период, на который она рассчитана.

Затем идет таблица:

  • сначала вписываются средства, оставшиеся с прошлого периода;
  • потом по порядку вносятся стандартные статьи доходов, свойственные именно для этой НКО – напротив каждой пишется приблизительная, ожидаемая цифра;
  • далее таким же образом отражаются расходы;
  • в конце подводится итог.

После составления сметы

В течении года руководство и финансовая администрация НКО должны стремиться к реализации сметы в максимальном объеме.

По окончании отчетного периода составляется анализ, который показывает уровень исполнения сметы.

В нем отражаются фактические цифры по каждой статье доходов и расходов, прописанной в смете.

Сопоставление планируемых и реальных данных дает возможность проанализировать отклонения и недостатки в разработке бюджета и избежать их при составлении сметы на следующий год (или иной период отчета).

Новости партнеров

Типовая форма программы деятельности федерального казенного предприятия, подведомственного Федеральному агентству воздушного транспорта

План финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, подведомственного Федеральному агентству воздушного транспорта

Показатели по поступлениям и выплатам учреждения, подведомственного Федеральному агентству воздушного транспорта

Показатели финансового состояния учреждения, подведомственного Федеральному агентству воздушного транспорта

Заявление на аттестацию кандидата на должность ректора федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования, подведомственного Федеральному агентству воздушного транспорта

Персональные данные кандидатуры на должность ректора вуза, подведомственного Федеральному агентству воздушного транспорта

Отчет федерального учреждения здравоохранения, подведомственного Федеральному медико-биологическому агентству, о расходах средств федерального бюджета, связанных с осуществлением денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи федеральных учреждений здравоохранения, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству

Смета доходов и расходов некоммерческой организации

Формирование сметы доходов и расходов в некоммерческих организациях позволяет запланировать бюджет на предстоящий период. Этот документ является обязательным для осуществления нормальной, бесперебойной деятельности НКО.

Смета доходов и расходов на содержание федерального казенного предприятия

Тип документа: Смета

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 4,7 кб

Скачать образец документа

  • Смета: образцы (Полный перечень документов)
  • Поиск по фразе «Смета» по всему сайту
  • «Смета доходов и расходов на содержание федерального казенного предприятия».doc
  • Скачано документов

Занесено в базу

Внесены исправления в

  • Договоры
  • Все документы
  • Календарь праздников и выходных на 2020 год
  • Регистрация малого бизнеса полезно
  • Как самостоятельно составить договор
  • Таблица кодов ОКВЭД

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции «скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.

Казенные предприятия: особенности ведения учета (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 22.01.2016

Организация (основной вид деятельности — уборка территорий, удаление и обработка твердых бытовых отходов) учреждена администрацией сельского поселения в форме муниципального казенного предприятия (далее — МКП). Каким образом в МКП должен быть организован учет следующих операций:

— получение имущества в оперативное управление;
— формирование доходов и расходов по смете;
— получение бюджетных средств от собственника имущества МКП;
— перечисление части прибыли собственнику имущества МКП?

Прежде чем ответить на поставленные вопросы, дадим небольшую юридическую справку о правовом положении казенных предприятий, которое во многом предопределяет бухгалтерский учет обозначенных выше операций.

Правовое положение МКП

Обращаем ваше внимание, что унитарные предприятия обоих видов, в соответствии с ГК РФ, являются коммерческими предприятиями.
Как указано в ст. 8 Закона N 161-ФЗ, казенное предприятие создается, в частности, если:
— преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд (надо полагать, что в данном случае собственник имущества казенного предприятия является одновременно заказчиком указанных продукции, работ, услуг);
— есть необходимость осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.
Имущество казенного предприятия состоит (ст. 11 Закона N 161-ФЗ):
— из имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления собственником этого имущества. Важно, что в общем случае право на такое имущество возникает у казенного предприятия с момента его получения (п. 2 ст. 11 Закона), при этом стоимость имущества, закрепляемого за казенным предприятием при его учреждении, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 5 ст. 8 Закона N 161-ФЗ);
— из доходов предприятия от его деятельности;
— из иных не противоречащих законодательству источников.
В казенном предприятии не формируется уставный фонд (п. 5 ст. 12 Закона N 161-ФЗ), при этом за счет чистой прибыли создаются резервные и иные фонды (ст. 16 Закона N 161-ФЗ).
Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), если иное не установлено законами и правовыми актами. Деятельность предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия (ст. 19 Закона N 161-ФЗ).
Доходы казенного предприятия распределяются в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 17 Закона N 161-ФЗ).
Например, в соответствии с п. 18 Правил создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 N 872) федеральные казенные предприятия должны перечислять в федеральный бюджет не более 25% чистой прибыли, остальные 75% направляются в резервный и иные фонды. При этом указанными правилами закреплено, что финансирование деятельности таких предприятий осуществляется за счет доходов от реализации производимой ими продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов. При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода. Порядок выделения средств федерального бюджета определяется бюджетным законодательством (п. 13 Правил создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий).

Общие правила организации бухгалтерского учета в МКП

Операции по получению имущества в оперативное управление

Формирование доходов и расходов по смете

Получение бюджетных средств от собственника имущества МКП

Налогообложение данных поступлений осуществляется в порядке, описанном выше (как и налогообложение прочих доходов).

Перечисление части прибыли собственнику имущества МКП

Если говорить о распределении доходов казенного предприятия в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 161-ФЗ, по нашему мнению, учет данных операций должен быть организован в соответствии с описанием счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Согласно Инструкции N 94н направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям (участникам) организации отражается проводкой Дебет 84 Кредит 75. Фактическое перечисление средств учредителю показывается записью Дебет 75 Кредит 51.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

На практике множество вопросов возникает по структуре затрат в некоммерческой организации (далее — НКО) и порядку составления сметы. Можно ли увеличить косвенные расходы, чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль? Существуют ли типовые формы смет для НКО? Рассмотрим эти и другие вопросы на примере образовательной НКО.

Специфика деятельности НКО может быть самой разнообразной. Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон №7-ФЗ). Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей такой организации (п. 1 ст. 2 Закона № 7-ФЗ).

Иными словами, деятельность НКО (вне зависимости от созданной формы) не предполагает в качестве основной цели получение прибыли.

Общие требования к смете

Основным документом, определяющим финансово-хозяйственную деятельность НКО, является смета.

Сразу отметим, что каких-либо типовых форм смет не существует, также отсутствует нормативные акты, регламентирующие заполнение сметы. Поэтому при составлении смет нужно руководствоваться спецификой деятельности НКО.

Так, НКО могут формировать общие сметы, а также детализированные сметы на отдельные проекты, которые финансируются за счет целевых источников.

При составлении сметы необходимо исходить из того, что средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы только на эти цели.

В смете отражаются не фактический, а предполагаемый объем, целевое направление и временное распределение доходов и расходов.

Смета доходов и расходов образовательной НКО

Смета доходов и расходов образовательной НКО представляет собой документированный план поступлений и расходов средств такой организации.

Сметы могут быть составлены как в целом по образовательной НКО на определенный период (месяц, квартал, год, несколько лет и др.), так и на отдельную программу (проект по обучению, направление деятельности), либо на конкретное мероприятие, либо на отдельную статью расходов (например, административные расходы, представительские расходы, командировочные расходы).

Как уже было сказано, унифицированной формы сметы доходов и расходов не существует. Исключение составляют образовательные бюджетные учреждения. Для них отраслевые министерства и ведомства утверждают необходимые сметы.

Смета доходов и расходов НКО, в первую очередь, формируется в разрезе источников формирования доходной части.

Для разграничения выручки и целевого финансирования образовательные НКО могут применять счета 90 «Продажи» и 86 «Целевое финансирование».

Учет различных поступлений необходимо осуществлять на отдельных субсчетах (так называемых субконто 1, 2 и 3 порядка, если учет ведется в программе «1С»). Количество открываемых субсчетов будет зависеть от количества обучающих программ и мероприятий, форм обучения и т.д.

Например, учитывая специфику деятельности образовательного НКО и формы отчетности, предоставляемые в Минобразования России, а также для отслеживания исполнения сметы, рекомендуем ввести субсчета по счету 86 «Целевое финансирование» для промежуточных операций и раздельного учета поступлений (табл. 1).

Таблица 1. Рекомендуемые субсчета счета 86 «Целевое финансирование»

счета

Наименование

Вид

счета

Субконто 1

Субконто 2

Субконто 3

86­01

Целевое финансирование из бюджета

АП

Назначение целевых средств

Договоры

Движения целевых средств

Образовательные программы

Бесплатное питание

86­02

Прочее целевое финансирование и поступления

АП

Назначение целевых средств

Договоры

Движения целевых средств

Негосударственное финансирование (в т.ч. анонимные пожертвования)

86­03

Поступление пожертвования

АП

Назначение целевых средств

Контрагенты

86­03­1

Пожертвования юридических и физических лиц

86­03­2

Пожертвования родителей (лиц, представляющих учащихся гимназии)

86­05

Расходы по целевому финансированию и пожертвованиям

АП

Назначение целевых средств

Контрагенты

Статьи затрат

Подобный план счетов следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета образовательного НКО. Прежде, чем перейти к порядку составления сметы, несколько слов об особенностях налогового учета НКО.

Особенности налогового учета

НКО могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. При применении общей системы налогообложения необходимо учитывать ряд особенностей, обусловленных характером деятельности учреждения.

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст. 246 НК РФ некоммерческие организации признаются плательщиками налога на прибыль на общих основаниях. При этом средства, полученные такими организациями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п. 1 подп. 14 ст. 251 НК РФ). Налогоплательщик должен обеспечить раздельный учет целевых средств и использование их в соответствии с условиями получения. По окончании налогового периода НКО представляет в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Например, доход, полученный образовательной НКО от оказания платных образовательных услуг, облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке (ст. 249 НК РФ, письмо Минфина России от 24.06.2010 № 03-03-04/63, постановление ФАС Поволжского округа от 12.12.2013 № А55-5909/2013, Определением ВАС РФ от 09.04.2014 № ВАС-3384/14 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ).

Обратите внимание!

Образовательные учреждения вправе применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль, при выполнении условий, установленных ст. 284.1 НК РФ. Применение нулевой ставки возможно только в части видов образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением правительства РФ от 10.11.2011 № 917.

Льгота по НДС

НКО являются плательщиками НДС (за исключением тех организаций, которые применяют специальные налоговые режимы). Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст. 146 НК РФ). При этом полученные НКО целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В то же время для ряда НКО предусмотрены льготы.

Например, освобождены от НДС услуги, оказываемые НКО по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, письмо ФНС России от 25.08.2015 № ГД-3-3/3230@).

Обратите внимание!

Освобождены от НДС операции по реализации дополнительных образовательных услуг, в том числе семинаров, мастер-классов и лекций, без выдачи документа об образовании, если указанные услуги соответствуют уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии (письма Минфина России от 04.12.2015 № СД-4-3/21268@, от 05.12.2012 № 03-07-07/127, от 01.11.2012 № 03-07-07/112).

Если стоимость блокнотов, ручек и продуктов питания слушателям по условиям договора включена в стоимость семинаров, НДС при оказании образовательных услуг не исчисляется (письмо Минфина России от 27.05.2015 № 03-07-11/30461).

Льготы по иным налогам

Налоговые льготы в части иных налогов на федеральном уровне для НКО не установлены. Однако такое право дано субъектам РФ.

Порядок составления сметы

Теперь перейдем непосредственно к вопросу, как составить смету.

Для того чтобы составить смету, нужно четко понимать структуру доходов и расходов в разрезе статей.

В состав прочих доходов НКО могут быть включены такие поступления, как доходы от предоставления за плату во временное пользование активов, от реализации объектов основных средств и другого имущества и т.д.

Кроме того, к источникам формирования имущества образовательных НКО относятся:

— выручка от продажи продукции, выполнения работ (например, полученная плата за обучение);

— полученные дивиденды;

— банковские проценты;

— взносы учредителей;

— гранты;

— добровольные пожертвования;

— прочие доходы.

При формировании отпускной стоимости на образовательные услуги следует учитывать, что определение размера платы за обучение законодатель представил на усмотрение сторон (ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Для определения размера оплаты образовательные НКО должны произвести расчет всех своих расходов, связанных с обучением. Отсутствие сметы расходов, при досрочном расторжении договора образовательных услуг, не позволит образовательной НКО показать реально понесенные расходы, не подлежащие возмещению (Апелляционное определение Санкт-Петербургского суда от 27.10.2014 № 33-17919/2014).

Можно ли перераспределить (увеличить) расходы в смете с целевого финансирования на «обычную» деятельность

Прямые расходы, такие как материалы, отпущенные на конкретное мероприятие, оплата труда лектора, проводящего обучение конкретной программы, относятся напрямую на конкретную программу.

При предоставлении образовательной организацией платных услуг или реализации товаров административные расходы должны распределяться, в том числе и между предпринимательской деятельностью и целевыми проектами.

Правила распределения административных расходов, именуемых в учете косвенными расходами (например, канцелярские принадлежности, заработная плата управленческого персонала, налоги), прописываются в учетной политике НКО.

Если такая методика отсутствует в учетной политике, налоговые органы могут обоснованно посчитать, что себестоимость образовательных услуг завышена на сумму расходов, относящихся к некоммерческой деятельности.

Обобщенный перечень прямых и косвенных расходов также следует закрепить в учетной политике НКО. Порядок отнесения затрат к прямым и косвенным расходам — общепринятый. Прямые расходы можно отнести непосредственно на оказываемую услугу.

Косвенные расходы могут распределяться пропорционально количеству обучающихся физических лиц либо общему фонду заработной платы либо доходу (средств целевого поступления либо выручки от оказания иных услуг согласно учредительным документам НКО).

Для того чтобы увеличить косвенные расходы, уменьшающие сумму доходов от обычных видов деятельности (например, выручки от оказания платных дополнительных услуг образования, предоставления имущества в аренду), необходимо предварительно сделать несколько вариантов расчетов, исходя из возможных баз распределения расходов.

Рассмотрим на примере, как можно распределить косвенные расходы между источниками финансирования на стадии планирования расходной части сметы.

Допустим, НКО принимает решение распределять косвенные расходы пропорционально доходам от видов деятельности.

Обобщенные показатели по поступлениям средств представлены в табл. 2.

Таблица 2. Смета доходов (в тыс. руб.))

№ п/п

Наименование статей доходов

В том числе по кварталам 2017 г.:

Итого за 2017 г.

Добровольные пожертвования, субсидии, средства учредителей (счет 86 «Целевое финансирование»)

Выручка от реализации дополнительных услуг, аренда (счет 90 «Продажи»)

1 350

ИТОГО

1 988

Доля выручки от реализации в общем объеме полученных доходов (гр. 2/гр. 3) х 100%)

0,82

0,67

0,43

0,86

Обобщенные показатели по расходованию средств представлены в табл. 3.

Таблица 3. Смета расходов (в тыс. руб.)

№ п/п

Наименование статей доходов

В том числе по кварталам 2017 г.:

Итого за 2017 г.

Услуги связи

Интернет

Аренда

Коммунальные услуги

Налоги

Канцтовары и прочие материалы

Заработная плата административно­управленческого персонала

Отчисления с заработной платы во внебюджетные фонды

ИТОГО

1 365

Исходя из коэффициента распределения, косвенные расходы могут быть отнесены в уменьшение доходов, как показано в табл. 4.

Таблица 4. Смета доходов и расходов в части платных услуг по обучению (в тыс. руб.)

№ п/п

Наименование статей доходов/расходов

В том числе по кварталам 2017 г.:

Итого за 2017 г.

Доходы от оказания платных услуг по обучению

Выручка от оказания платных услуг по обучению

1 350

Прямые расходы

Материалы

Заработная плата

Отчисления с заработной платы во внебюджетные фонды

ИТОГО прямых расходов

Административно­хозяйственные расходы

Услуги связи

33,5

21,5

Интернет

24,6

20,1

12,9

25,8

83,4

Аренда

24,6

20,4

12,9

25,8

83,4

Коммунальные услуги

16,4

13,4

6,45

17,2

53,45

Налоги

32,8

26,8

17,2

34,4

111,2

Канцтовары и прочие материалы

49,2

33,5

82,7

Заработная плата административно­управленческого персонала

114,8

80,4

51,6

103,2

Отчисления с заработной платы во внебюджетные фонды

24,6

13,4

8,6

17,2

63,8

ИТОГО накладных расходов

241,5

131,15

266,6

967,25

ВСЕГО расходов

293,5

183,15

328,6

1 235,25

ПРИБЫЛЬ

6,5

66,85

21,4

114,75

Отметим, что база распределения косвенных расходов в образовательном НКО может быть выбрана пропорционально иному показателю, помимо приведенного в примере. Например, таким показателем может быть фонд оплаты труда основного персонала. От выбранной базы распределения зависит сумма косвенных расходов, уменьшающих доходы от определенного вида деятельности. В дальнейшем фактически произведенные общие расходы распределяются между видами деятельности исходя из утвержденных показателей сметы доходов и расходов. Для равномерного распределения данных расходов по видам деятельности можно разработать дополнительные (вспомогательные) таблицы к смете доходов и расходов с разбивкой плановых показателей по доходам и расходам поквартально (помесячно).

Исходя из результатов проведенных расчетов, необходимо выгодный для НКО способ распределения косвенных расходов зафиксировать в учетной политике.

Порядок утверждения сметы доходов и расходов

Согласно п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ к исключительной компетенции высшего органа управления НКО относится решение, в частности, следующих вопросов: определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества.

Финансовый план (смета) утверждается высшим органом управления НКО. Такая организация может согласовывать свои сметы только со спонсорами, жертвователями и грантодателями, а также учредителями (членами, участниками).

В любом случае, государственные органы (в том числе налоговая инспекция), не имеют права вмешиваться в деятельность НКО и вносить изменения в направления расходования средств такой организации, если их использование носит целевой характер и соответствует уставным целям НКО.

Как уже было сказано, смета представляет собой план предстоящих доходов и расходов. Соответственно, смета — не догма, а поддающийся изменению и корректировке инструмент планирования деятельности образовательной НКО.

После начала какой-либо образовательной программы могут возникать новые ситуации, в которых необходимо уточнить запланированные в смете расходы (с целью увеличения или перераспределения расходов).

При необходимости НКО может пересматривать свои сметы, соблюдая необходимые формальности. Важно помнить, что не допускается использование средств одной целевой программы для другой без письменного согласия жертвователя, грантодателя и пр. Исключение составляет случай, когда средства перечислены с формулировкой «на уставные цели организации».

admin

Добавить комментарий