Сгоз по 44
Понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) устанавливается статьей 3 44-ФЗ. Расчет этого показателя помогает оценить деятельность организации и отчитаться перед контролирующими органами. Поэтому каждому заказчику необходимо помнить особенности этого показателя.
Содержание
- СГОЗ — что это такое
- Как рассчитать СГОЗ по 44-ФЗ
- Пример: Методика расчета СГОЗ у единственного поставщика
- Как считать СГОЗ государственным и муниципальным заказчикам по 44-ФЗ
- Пример расчета СГОЗ для казенного учреждения
- Расчет СГОЗ для бюджетных учреждений
- Пример определения СГОЗ для бюджетного учреждения
- Расчет СГОЗ для унитарных предприятий
- Что делать заказчику, если СГОЗ изменился
- Что собой представляет СГОЗ
- Для чего необходим СГОЗ
- Порядок определения СГОЗ по ФЗ №44
- Инструкция по расчету СГОЗ
- Примеры расчетов
- Как ввести сведения в план-график
- Что такое совокупный годовой объем закупок, и для чего он нужен?
- Как рассчитать совокупный годовой объем закупок?
- Как поступить заказчику в случае изменения СГОЗ?
- Какие денежные средства входят в СГОЗ
- Какие суммы нельзя включать в СГОЗ
- Зачем заказчикам считать СГОЗ
- Примеры расчета
- Расчет необходимого объема закупок у СМП и СОНО
- Расчет предельного объема закупок по итогам электронного запроса котировок
- Расчет допустимого объема закупок у единственного поставщика по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ
- Совокупный годовой объем закупок по 223-ФЗ
- Как определить СГОЗ по 223-ФЗ
- Разъяснения по теме
СГОЗ — что это такое
Под совокупным годовым объемом закупок понимается общее количество финансовых средств, которые выделяются учреждению для приобретения необходимых товаров и услуг. Оно определяется на финансовый год. Эти средства предназначены для оплаты контактов, которые заключены до начала отчетного периода и подлежат оплате в рассматриваемом финансовом году.
Объем выделяемых денежных средств должен быть утвержден в смете или плане хозяйственно-финансовой деятельности. Расчет этого показателя проводится при помощи суммирования определенных строк сметы или плана.
Разработка методики расчета СГОЗ была инициирована законодателями в связи с большим количеством споров, которые ходили вокруг необходимости включения стоимости долгосрочных контрактов, оформленных в прошлом году и исполняющихся в текущем. После введения этого термина ситуация разъяснилась. Если договор оформлен в текущем году, а его исполнение запланировано на следующий, то в СГОЗ включается только та сумма, которая оплачивается в нынешнем отчетном периоде.
Как рассчитать СГОЗ по 44-ФЗ
Определение СГОЗ играет немаловажную роль в планировании закупок товаров и услуг. Этот показатель необходим для следующего:
- Принятия решения о необходимости формирования контрактной службы. Если окажется, что СГОЗ превосходит сто миллионов рублей, то создание контрактной службы необходимо. Если эта сумма меньше, заказчику достаточно назначить специалиста, который будет осуществлять закупку товаров и услуг. Такое правило прописано во второй части статьи 38 44-ФЗ.
- Чтобы просчитать объем закупок, которые необходимо осуществить у поставщиков, относящихся к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих предприятий. В статье 30 44-ФЗ прописано, что на долю таких поставщиков должно приходиться не менее 15% от СГОЗ.
- Для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у единственного поставщика. При этом цена одного контракта не может превышать 100 тысяч рублей. Согласно части 1 статьи 93 44-ФЗ общий объем товаров и услуг, закупаемых таким методом, не может превосходить 5 % от СГОЗ. В сумме он не должен превышать 50 миллионов рублей.
- Для просчета количества товаров и услуг, которые можно закупить посредством запроса котировок. Исходя из второй части статьи 72 44-ФЗ, объем закупок при помощи запроса котировок не может превосходить 10% от СГОЗ. Эта сумма не должна быть больше 10 миллионов рублей.
Рассчитанный показатель должен быть обязательно включен в план-график. Для формирования этой цифры необходимо использовать методические указания, разработанные правительством РФ.
Основные правила расчета СГОЗ
Для расчета СГОЗ применяется определенная формула. Она будет состоять из следующих компонентов:
- Стоимость контрактов, заключенных в прошлом финансовом году и подлежащих к оплате в нынешнем отчетном периоде.
- Договора, которые заключены, будут исполняться и оплачиваться в нынешнем финансовом году.
- Оформленные в нынешнем году контракты, которые будут исполняться в текущем и в последующих годах. Включается только та часть, которая оплачивается в текущем финансовом периоде.
При расчете СГОЗ не должны учитываться следующие траты:
- Заработная плата, командировочные выплаты сотрудников.
- Средства, предназначенные для уплаты налоговых сборов и прочих обязательных платежей в бюджет.
- На возмещение вреда, который был причинен заказчиком во время ведения своей деятельности.
- Доход, полученный о деятельности заказчика и средства, предназначенные для закупок в рамках 223-ФЗ.
Таким образом, СГОЗ формируется из сумм, которые предназначены для оплаты закупленной продукции и услуг в текущем финансовом периоде. Эта цифра оказывается идентичной денежным лимитам бюджетных обязательств.
Пример: Методика расчета СГОЗ у единственного поставщика
Согласно первой части статьи 93 44-ФЗ общий объем закупок у единственного поставщика не может превосходить двух миллионов рублей или 5% СГОЗ (но более 50 миллионов рублей). При этом цена одного контракта не должна превышать 100000 рублей. Такие ограничения не применяются при закупке товаров и услуг, необходимых для потребности сельских поселений.
СГОЗ в этом случае можно определить по следующей формуле:
Чтобы понять принцип расчета, разберем пример. Государственная организация имеет СГОЗ в размере 3 миллионов рублей. Для закупки у единственного поставщика можно использовать не более 5%. В нашем примере 5% составляет 150 тысяч рублей. Этой суммы для покрытия потребностей недостаточно. Поэтому в этом случае заказчику выгоднее использовать предел в 2 миллиона рублей. Тогда организация получит возможность проводить закупки до 100 тысяч рублей напрямую. Оставшийся от первоначальной суммы (3 млн.) миллион организация может потратить для проведения закупок другими способами.
Расчет СГОЗ для запроса котировок
Закупать товары и услуги посредством запроса котировок можно в размере, не превышающем 10% от СГОЗ. При этом сумма не должна превосходить 10 миллионов рублей. Это довольно жесткие рамки, которые установлены 72 статьей 44-ФЗ. Это нужно обязательно учитывать при распределении выделенных средств.
Методика расчета СГОЗ для поставщиков, относящихся с СМП или СО НКО
Частью 1 статьи 30 44-ФЗ установлена обязанность заказчика проводить закупки у СМП и СО НКО на сумму не меньше 15% от СГОЗ. Такие закупки можно проводить двумя основными способами:
- Установить ограничение на участие поставщиков. В документации прописывается, что поучаствовать в закупке могут только СМП или СО НКО.
- Прописав в перечне требований к участникам необходимость привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, относящихся к СМП или СО НКО.
Правила расчета СГОЗ аналогичны методике определения суммы при закупке у единственного поставщика. При подсчетах не учитываются товары и услуги, необходимые для поддержания обороны страны, предоставления кредитов, работ, связанных с атомной энергетикой.
Продолжая вышеописанный пример, в котором из трех миллионов у единственного поставщика можно закупить товаров и услуг на сумму 2 миллиона рублей. Следовательно, у СМП можно закупить на сумму (3 миллиона – 2 миллиона) *15% = 150000 рублей.
Годовой объем закупок заказчику приходится рассчитывать для каждого финансового года, сделать это нужно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Эта цифра отражается в план-графике и публикуется в ЕИС.
Совокупный годовой объем закупок представляет собой итоговую сумму финансирования, которая, в соответствии с плановой документацией, будет направлена на ведение закупочной деятельности. В СГОЗ входят также и госконтракты, заключенные в предыдущем периоде, оплата по которым должна пройти в текущем году (п. 16 ст. 3 44-ФЗ).
Рассчитывая общий объем финансирования на госзакупки по 44-ФЗ, заказчик должен исключить суммы финансового обеспечения, отведенные на заказы по нормам 223-ФЗ.
Как считать СГОЗ государственным и муниципальным заказчикам по 44-ФЗ
Лимиты бюджетных обязательств, которые доводятся до госзаказчиков на проведение закупок, прописываются и утверждаются ежегодно в бюджетных сметах (п. 2 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ). Ответственными за разработку и ведение таких смет назначаются работники финансовых и бухгалтерских подразделений государственных и муниципальных заказчиков.
СГОЗ рассчитывают контрактные управляющие или сотрудники контрактных служб госзаказчиков. Расчет производится строго на основании подписанной руководством бюджетной сметы. Совокупный объем закупок на год исчисляется путем суммирования всех денежных средств, выделенных по кодам видов расходов (КВР) с 200 по 245, 323, а также с 411 по 414.
Пример расчета СГОЗ для казенного учреждения
Для расчета СГОЗ казенного учреждения нужно сложить суммы по кодам видов расходов 244 и 242. Он составит 13 760 627,00 руб.
Наименование показателя |
Код по бюджетной классификации Российской Федерации |
Сумма на год |
|||
---|---|---|---|---|---|
раздел |
подраздел |
целевая статья |
вид расходов |
||
Увеличение стоимости материальных запасов |
1 405 570,00 |
||||
Фонд оплаты труда учреждений |
52 828 200,00 |
||||
Прочие выплаты |
82 900,00 |
||||
Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений |
15 954 100,00 |
||||
Услуги связи |
2 746 187,00 |
||||
Работы, услуги по содержанию имущества |
1 505 400,00 |
||||
Услуги связи |
82 000,00 |
||||
Коммунальные услуги |
8 021 470,00 |
||||
Итого по коду БК (по коду раздела) |
82 625 827,00 |
||||
Итого: |
82 625 827,00 |
Расчет СГОЗ для бюджетных учреждений
Бюджетные учреждения ведут свою деятельность на основе ПФХД — плана финансово-хозяйственной деятельности. Планирование закупок и расчет СГОЗ также осуществляются в строгом соответствии с ПФХД.
По аналогии с госзаказчиками, план финансово-хозяйственной деятельности в бюджетном учреждении составляет ответственный работник бухгалтерии, финансового или планово-экономического отдела (п. 2 раздел 1 требований к ПФХД, утв. Приказом Минфина РФ № 81н от 28.07.2010).
Расчет совокупного объема закупок по 44-ФЗ производится контрактным управляющим, сотрудником контрактной службы путем суммирования доведенных до учреждения бюджетных средств, запланированных на оплату товаров, работ и услуг для нужд такого заказчика в текущем году.
При этом в отдельной графе плана финансово-хозяйственной деятельности прописываются суммы, запланированные на закупки по 223-ФЗ.
ВАЖНО! Такое финансирование не учитывается при исчислении СГОЗ по нормам федеральной контрактной системы.
Пример определения СГОЗ для бюджетного учреждения
Для расчета СГОЗ бюджетного учреждения нужно взять только сумму выплат на закупки товаров (работ, услуг) на 2020 г. по 44-ФЗ. Она составит 5 500 000 руб.
Расчет СГОЗ для унитарных предприятий
Бюджет на отчетный период унитарных предприятий также утверждается в плане или программе финансово-хозяйственной деятельности.
Для вычисления специалист должен обратиться в бухгалтерию за данными об объемах финансирования и рассчитать совокупный объем заказов на год на основании сведений из ПФХД о денежных средствах, отведенных на оплату контрактов по 44-ФЗ.
Если предприятие также ведет закупочную деятельность по нормам 223-ФЗ, то суммы, запланированные на осуществление таких заказов, необходимо вычесть из общего объема финансирования по ПФХД.
Что делать заказчику, если СГОЗ изменился
Величина СГОЗ может меняться в течение отчетного периода, и заказчику необходимо строго следить за такими изменениями. На основании совокупного объема закупок вычисляются объемы заказов, которые нужно заключить с субъектами малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО). Следовательно, если меняется СГОЗ, то это приведет и к изменению максимального объема закупок у СМП и СОНКО.
Если же заказчик ошибочно рассчитает и проведет такие процедуры, то это может привести к санкциям со стороны проверяющих органов и штрафам в размере до 50 000 рублей.
Совокупный годовой объем закупок меняется, если заказчику увеличивают или уменьшают текущее финансирование по КВР.
ВАЖНО! Заказчику не нужно производить перерасчет СГОЗ, если у него образовалась экономия по контракту, а также когда соглашение с поставщиком расторгнуто или исполнено не в полном размере (Письмо Минэкономразвития № Д28и-1632 от 21.04.2017).
Если совокупный объем заказов на год изменился, специалисту надлежит внести изменения в действующий план-график закупок, а затем перепроверить расчеты для следующих видов заказов:
Во избежание штрафных санкций ответственный сотрудник должен внимательно следить за выделенными на осуществление закупочной деятельности объемами финансирования и оперативно производить перерасчет СГОЗ в случае их изменения.
СГОЗ – это совокупный годовой объем закупок. Это понятие и все его нюансы изложены в статье 3 ФЗ №44 «О госзакупках» от 5 апреля 2013 года. Это значение позволяет оценить работу компании, подготовить отчет перед контролирующими структурами, определить необходимые лимиты.
Что собой представляет СГОЗ
СГОЗ – это совокупный объем финансов, выделяемых фирме под покупку нужных услуг и продукции. Параметр нужно рассчитывать ежегодно. В рамках расчетов будут учитываться деньги, которые выделены по контрактам, заключенным до начала года. Предполагается, что эти финансы будут тратиться в текущем году. Предоставленные финансы утверждаются в смете или плане хозяйственной деятельности. Расчеты подразумевают суммирование показателей из некоторых строк сметы или плана.
Официальное формирование порядка расчетов СГОЗ обусловлено большим числом конфликтов. Последние вызваны неоднозначностями в нормативных актах. В частности, ранее было непонятно, стоит ли учитывать при расчетах стоимость долгосрочных контрактов, которые появились в предыдущем году и реализуются в нынешнем.
Для чего необходим СГОЗ
У предпринимателя может возникнуть вопрос о том, зачем нужно рассчитать СГОЗ. В статье ФЗ-44 о контрактной службе (часть 1 статья 38) указано, что иногда предприниматель должен организовывать контрактную службу для исполнения государственной закупки. Если СГОЗ составляет более 100 миллионов рублей, участник закупки обязан создать службу. Если же сумма меньше, то функции контрактной службы может выполнять одно лицо. Второй вариант выгоднее, так как организация службы предполагает большие расходы. Для того чтобы соблюсти закон, нужно заранее определять совокупный объем.
Показатель СГОЗ также используется при расчетах этих значений:
- Минимальное число государственных закупок у малого бизнеса и НКО, работающих в социальной сфере (часть 1 статьи 30 ФЗ №44).
- Максимальное число заказов при осуществлении запроса котировок (часть 2 статьи 72 ФЗ №44).
- Максимальное число контрактов у единственного поставщика (пункт 4 и 5 части 1 статьи 93).
Показатель совокупного объема закупок нужен при оформлении этих документов:
- Отчет об объеме государственных закупок у малого бизнеса и НКО.
- План график (пункт 2 части 3 статьи 21 ФЗ №44).
На портале «Госконтракт» указано, что государственные закупки могут осуществляться только на базе оформленного плана-графика.
Порядок определения СГОЗ по ФЗ №44
Для определения общего объема закупок используется формула. Она включает в себя эти компоненты:
- Стоимость контрактов, появившихся в прошлом году. Предполагается, что оплачиваться они будут в текущем периоде.
- Заключенные договоры, выполняемые и оплачиваемые в текущем году.
- Контракты, заключенные в нынешнем году, которые подлежат выполнению в нынешнем и следующем году. В расчетах учитывается только та часть, которая будет уплачена в нынешнем периоде.
При установлении общего объема закупок учитываются эти расходы:
- Зарплата и командировочные.
- Деньги, которые будут направлены на уплату налогов и других платежей в государственную казну.
- Выплата компенсации за нанесение ущерба, который был нанесен предпринимателем.
- Доход от деятельности субъекта.
- Средства, которые были выданы в рамках закупки.
Совокупный объем формируется из денег, предназначающихся для оплаты приобретенных товаров и услуг в актуальном периоде.
Что не учитывается при расчетах СГОЗ
Перечень контрактов, которые не учитываются при определении СГОЗ, установлен частью 1 статьи 30 ФЗ №44. В частности, это касается государственных закупок для малого бизнеса и НКО, работающих в социальной сфере:
- Оборонные заказы и закупки, обеспечивающие безопасность государства.
- Предоставление кредитования.
- Заказы, касающиеся применения атомной энергии.
- Контракты у единственного поставщика (часть 1 статьи 83 ФЗ №44).
- Закрытые аукционы и конкурсы.
То есть все эти положения можно исключать при проведении расчетов.
Инструкция по расчету СГОЗ
Правильный расчет предполагает установление лимитов закупки для малого бизнеса и НКО. Сначала человеку нужно определить полный объем покупок. Потом нужно вычесть из получившегося результата значения, не учитываемые при расчетах СГОЗ. Рассмотрим инструкцию по расчетам:
- Определяется общий объем закупок для конкретной организации за год.
- Из результата вычитывается сумма, положенная на оплату кредитов, закрытых закупок, оборонных продуктов и продуктов в сфере атомной энергии.
- Из результата вычитается 15%. Получившуюся величину нужно округлить в большую сторону. Нужно это вследствие высокого риска уменьшения стоимости в период аукциона.
При расчетах используется эта формула:
СГОЗ = П + Т + С
В ней используются такие значения:
- П – контракты, оформленные в прошедшем году и предполагающие оплату в текущем году.
- Т – контракты, полученные в текущем году, а также выполненные, предполагающие получение оплаты.
- С – контракты, полученные в текущем году и актуальные в течение нескольких следующих лет.
Это общая форма для расчетов СГОЗ. Именно путем сложения этих показателей формируется общий объем закупок. Однако порядок расчетов будет разниться в зависимости от того, для какой компании нужно определять параметр.
Примеры расчетов
Рассмотрим простейший пример. В 2018 году для субъекта выделены лимиты на бюджетные контракты в объеме 10 000 000 рублей. Объем совокупных закупок на 2018 год составит 10 000 000 рублей. Но потом из этой суммы нужно вычитать суммы, положенные для оплаты полученных в 2017 году и выполненных в 2018 году контрактов. Это начальный показатель.
Пример расчета минимальной величины закупок у малого бизнеса и НКО
СГОЗ составляет 10 000 000 рублей. Из этой величины нужно вычесть стоимость закупок на базе пункта 1 части 1 статьи 30 ФЗ №44. К примеру, стоимость таких закупок составляет 3 000 000 рублей. Для определения лимита закупок для малого бизнеса нужно определить 15% от СГОЗ. Именно 15% и является минимальной величиной.
Расчеты будут следующими:
(10 000 000 – 3 000 000) * 15%.
Результат: 1 050 000 рублей.
Определение максимального объема закупок методом запроса котировок
Максимальный объем в данном случае равен 10% от размера СГОЗ. То есть проводятся эти расчеты:
10 000 000 * 10% = 1 000 000 рублей.
ВАЖНО! Годовая величина контрактов, созданных через осуществление запроса котировок, не может превышать 100 000 000 рублей.
Как ввести сведения в план-график
Для ввода показателя СГОЗ в план-график нужно зайти на сайт государственных закупок. В частности, требуется зайти в личный кабинет. Затем нужно выбрать вкладку «Реестры» и нажать на «План-график». Когда план откроется, выбирается пункт «Итоговые позиции». Сюда и нужно занести сведения о совокупном объеме.
Статья предназначена заказчикам. В ней мы поговорим о понятии совокупного годового объема закупок и рассмотрим особенности расчетов для некоторых видов процедур согласно нормам 44-ФЗ.
Что такое совокупный годовой объем закупок, и для чего он нужен?
Это понятие относится к основным и дается в п.16 ч.1 ст.3 44-ФЗ. Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) – это общая сумма денег, полученная организацией для проведения процедур, целью которых является обеспечение нужд этих организаций.
СГОЗ по 44-ФЗ нужен для решения ряда задач и исчисления важных критериев экономической деятельности:
- контроль закупочной деятельности организатора торгов передается либо контрактному управляющему, либо контрактной службе. Выбор необходимого варианта осуществляется исходя из величины СГОЗ: если он менее 100 млн. рублей, достаточно контрактного управляющего, если более – полномочия передаются контрактной службе (ст.38 44-ФЗ);
- в закупочной документации указывается требование привлекать в субподрядчики представителей СМП и СОНКО, сумма сделок с ними должна быть не менее 15% от СГОЗ в течение года (ст.30 44-ФЗ);
- при проведении запроса котировок устанавливается объем закупок, которые можно провести в данной форме. Их сумма должна быть не более 10% от СГОЗ (ч.2 ст.72 44-ФЗ). Такой же порядок закреплен в ч.2 ст.82.1 44-ФЗ для аналогичной процедуры в электронном виде;
- закон позволяет заказчику заключить контракт с единственными поставщиками без проведения конкурентных процедур. Совокупная стоимость таких договоров не должна быть более 5% от СГОЗ (п.4 ч.1. ст.93 44-ФЗ);
- некоторым организаторам торгов, например учреждениям культуры, образовательным и научным организациям, позволено заключать контракты без проведения конкурентных процедур (п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ). Их совокупная сумма не должна превышать 50% от СГОЗ.
Совокупный годовой объем применяется при составлении плана-графика на финансовый год и отчета о привлечении к закупкам СМП и СОНКО.
Из каких сумм состоит СГОЗ?
- из прошлогодних контрактов, но оплата по ним будет производиться в текущем году;
- из контрактов текущего года и оплатой их в этом же текущем году;
- из контрактов, заключенных в текущем году на несколько лет, но учитывается только оплата за них в текущем году.
Таким образом, совокупный годовой объем получится, если сложить все эти виды контрактов за прошедший, текущий и будущий года.
По размеру СГОЗ можно понять, кто вправе осуществить конкретную процедуру. Если суммарная цифра не превышает 100 млн. рублей, и у заказчика нет контрактной службы, то заказчик назначает уполномоченное лицо (контрактного управляющего), ответственного за заключение и выполнение обязательств по контракту. Если объем закупок более 100 млн. рублей, то заказчик обязан сформировать контрактную службу.
Обязательными являются следующие условия: у работников контрактной службы должно быть хотя бы дополнительное образование в области закупок, а должность контрактного управляющего может занимать либо руководитель заказчика, либо один из его заместителей.
Какие суммы не включаются в СГОЗ?
Согласно ст.30 44-ФЗ не входят в совокупный годовой объем закупок:
- соглашения для обеспечения обороны и безопасности государства;
- услуги по предоставлению кредитов;
- контракты с единственным поставщиком, кроме контрактов, которые проведены в рамках п.25-25.3 ч.1 ст.93 44-ФЗ по итогам несостоявшегося определения исполнителей, не включающих СМП и СОНКО;
- договора в области атомной энергетики;
- процедуры с закрытым характером определения поставщиков.
Не включаются в совокупный объем по 44-ФЗ платежи по контрактам и договорам, заключенным по Федеральному закону № 223-ФЗ и действовавшему до 2014 г. Федеральному закону № 94-ФЗ.
Как рассчитать совокупный годовой объем закупок?
Правила применения СГОЗ удобнее объяснить на примере. Представим, что у ООО «Образцово-показательная организация»:
- в 2020 г. заключено 10 контрактов на общую сумму 10 млн. рублей, из них пять, чья совокупная стоимость составляет 7 млн., будут оплачены в 2020 г., а пять, на сумму 3 млн., подлежат оплате в 2021 году;
- с 2019 остались открытыми и неоплаченными 5 контрактов, которые в сумме составляют 5 млн. рублей.
СГОЗ 2020 г. будет состоять из суммы 5 контрактов текущего года, оплата которых также предстоит в текущем году, и 5 контрактов за 2019 г.:
Сумма СГОЗ = 7 млн. руб. + 5 млн. руб. = 12 млн. рублей.
Оставшиеся 5 контрактов с совокупной ценой 3 млн. руб., хоть и подписаны в текущем периоде, перейдут в 2021 г.
Расчет для СМП и СОНКО
По 44-ФЗ заказчик обязан проводить закупки у СМП и СОНКО в размере не менее 15% от СГОЗ. Это требование указано в ч.1 ст.30. По количеству процедур у СМП и СОНКО заказчик отчитывается ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным.
С 2019 года в этом отчете произошли важные изменения. Теперь в расчет идут все процедуры, предназначенные для СМП и СОНКО, даже если закупка признана несостоявшейся (подана единственная заявка, только одна заявка признана соответствующей). Информация автоматически попадает в отчет из реестра заключенных контрактов, который ведет заказчик. Для использования этой функции при открытии контракта в ЕИС организатору торгов следует поставить галочку в графе, где говорится о том, что поставщик/исполнитель относится к числу СМП и СОНКО.
Обратимся снова к примеру с «Образцово-показательной организацией»:
СГОЗ = 12 млн. руб. Допустим, сумма договоров, которые не могут быть включены в совокупный годовой объем при формировании нормы закупок у СМП и СОНКО, составляет 3 млн. руб. Следовательно, необходимый объем закупок у СМП и СОНКО составит:
(12 000 000 – 3 000 000) / 100 × 15 = 1 350 000 рублей.
Расчет предельного объема закупок по результатам электронного запроса котировок
Предельный разрешенный объем контрактов, которые можно заключить по результатам такой процедуры, формируется с применением полного размера СГОЗ:
12 000 000 / 100 × 10 = 1 200 000 рублей.
Проведение котировок допускается, если размер НМЦК не выходит за пределы 500 000 рублей, а совокупный объем соглашений, заключенных по результатам этой процедуры, не должен превышать 10% от СГОЗ и быть больше 100 млн. рублей одновременно.
Эти же правила действуют и для обычного запроса котировок.
Расчет допустимого объема закупок у единственного поставщика
Все организаторы торгов вправе заключать соглашения без проведения конкурентных процедур, и составлять они должны не более 300 тыс. руб. по одному контракту. А сумма их не может быть больше 2 млн. руб., либо 5% от СГОЗ, но не выходить за пределы 50 млн. рублей (п.4 ч.1 ст.93 44-ФЗ). Разрешенная сумма договоров для заказчика из примера с «Образцово-показательной организацией» составит:
12 000 000 / 100 × 5 = 600 000 рублей.
Если заказчик относится к категории учреждений, которым позволено заключать контракты согласно п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ, бюджет таких сделок зависит от величины совокупного годового объема. Контракт должен быть не более 600 тыс. руб., а суммарный годовой показатель – не более 5 млн. руб., либо не более 50% от СГОЗ и не превышать 30 млн. руб. Для «Образцово-показательной организации» расчет будет таким:
12 000 000 / 100 × 50 = 6 000 000 рублей.
Как поступить заказчику в случае изменения СГОЗ?
Заказчик должен строго следить за изменением совокупного годового объема, которое может происходить в течение отчетного периода. Исходя из величины совокупного годового объема, вычисляется количество контрактов, которые позволено заключать с представителями СМП и СОНКО. Т.е. если меняется СГОЗ, то и объем таких закупок для СМП и СОНКО изменится.
Если заказчик допустит ошибки в расчетах и проведет такие процедуры, то это может приведет к санкциям со стороны контролирующих организаций и штрафам в размере до 50 000 рублей.
Совокупный годовой объем закупок меняется, если организатору торгов увеличивают или урезают текущий бюджет по кодам видов расходов (КВР).
Важный момент! Заказчику не нужно производить перерасчет СГОЗ, если у него образовалась экономия по контракту, а также когда контракт с исполнителем расторгнут или не полностью исполнен (Письмо Минэкономразвития № Д28и-1632 от 21.04.2017 г.).
Если совокупный объем на год изменился, уполномоченному лицу необходимо внести изменения в действующий план-график закупок, а затем перепроверить расчеты для следующих видов заказов:
Чтобы не довести дело до штрафных санкций, ответственный специалист должен внимательно следить за полученным финансированием на осуществление закупочной деятельности и оперативно реагировать на изменения СГОЗ.
Совокупный годовой объем закупок по Федеральному закону №44-ФЗ — это общая сумма денег, которую заказчик тратит за финансовый год на оплату контрактов, заключенных по результатам конкурентных процедур.
Какие денежные средства входят в СГОЗ
Отвечает на вопрос о том, какие средства включаются в совокупный годовой объем закупок, статья 44 ФЗ 3. В ней установлен перечень:
- Денежные средства, которые предстоит перечислить поставщикам, подрядчикам и исполнителям по контрактам, заключенным на основании конкурентных процедур в текущем финансовом году.
- Средства, которые заказчики платят по соглашениям, заключенным в итоге конкурентных процедур в предыдущих годах.
- Платежи, которые переводятся по контрактам, где контрагентами выступают представители СМП и СОНО, и заключенным с единственным поставщиком. Правило распространяется на случаи, когда такой способ выбора контрагента применили после того, как не состоялась конкурентная процедура, предполагающая заключение соглашения с представителями СМП и СОНО. Такие сделки заключают как в текущем, так и предшествующих годах.
Какие суммы нельзя включать в СГОЗ
Отдельным перечнем ст. 30 Федерального закона №44-ФЗ приводит сделки, платежи по которым не включаются в СГОЗ:
- оборонные соглашения;
- кредитные;
- контракты с единственным поставщиком, кроме контрактов, которые осуществлены по п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ по итогам несостоявшегося определения поставщиков, проведенного с ограничениями для СМП и СОНКО;
- соглашения, связанные с использованием атомной энергетики;
- контракты, ставшие итогом проведения закрытых процедур.
Не включаются в СГОЗ по Закону №44-ФЗ платежи по контрактам и договорам, заключенным по Федеральному закону №223-ФЗ и действовавшему до 2014 года Федеральному закону №94-ФЗ. Законодатели установили отдельные правила, как считать СГОЗ по закону №223-ФЗ.
Зачем заказчикам считать СГОЗ
Организациям, выступающим в роли заказчиков, совокупный годовой объем закупок по 44 ФЗ необходим для принятия ряда решений и исчисления важных показателей экономической деятельности:
- по статье 38 Закона №44-ФЗ управление закупочной деятельностью госзаказчика осуществляет либо контрактный управляющий, либо контрактная служба. Выбор одного из двух этих вариантов производится на основании величины совокупного годового объема закупок: если он не превышает 100 млн рублей, достаточно контрактного управляющего, если превышает — создавайте контрактную службу;
- статья 30 того же закона обязывает привлекать в качестве контрагентов представителей СМП и СОНО, сумма сделок с ними — не менее 15% от совокупного годового объема закупок в течение года;
- часть 2 статьи 72 этого закона устанавливает ограничение количества закупок, которые проводятся в форме запроса котировок: их сумма не должна составлять более 10% от СГОЗ. Такая же норма установлена частью 2 статьи 82.1 для аналогичной процедуры, проводимой в электронной форме;
- пункт 4 части 1 статьи 93 закона №44-ФЗ допускает заключение заказчиком соглашений с единственными поставщиками, то есть без проведения конкурентных процедур. Совокупная стоимость таких договоров не должна превышать 5% от СГОЗ;
- отдельным видам заказчиков (учреждения культуры, образовательные и научные организации), предоставлена возможность заключать контракты, не проводя конкурентных процедур, в порядке пункта 5 части 1 статьи 93. Общая сумма таких сделок — не более 50% от СГОЗ.
Показатель совокупного годового объема необходим при разработке плана-графика на финансовый год и отчета о привлечении к закупкам представителей СМП и СОНО.
Примеры расчета
Порядок применения такого показателя, как совокупный объем закупок по 44 ФЗ, удобнее проиллюстрировать примером. Допустим, что у ГБОУ «Идеальный заказчик»:
- в 2020 заключено 10 идеальных соглашений на общую сумму 10 млн рублей, из них пять, чья совокупная стоимость составляет 7 млн, будут оплачены в 2020, а пять, на сумму 3 млн, подлежат оплате в 2020 году;
- с 2018 остались незакрытыми и неоплаченными 5 идеальных контрактов, которые в сумме составляют 5 млн рублей.
Совокупный годовой объем для закупок в 2020 году состоит из семи соглашений текущего периода, оплата которых предстоит в текущем периоде, и пяти контрактов, перешедших из 2019. Сумма СГОЗ составит 12 млн рублей. Пять контрактов, чья совокупная цена равна 3 млн рублей, хоть и подписаны в текущем периоде, перейдут в СГОЗ 2020 года.
Расчет необходимого объема закупок у СМП и СОНО
Вернемся к «Идеальному заказчику»: СГОЗ = 12 миллионов рублей. Допустим, сумма соглашений, которые не включаются в СГОЗ при исчислении нормы закупок у СМП и СОНО, составляет 2 млн рублей. Тогда необходимый объем закупок у СМП и СОНО составит: (12 000 000 – 2 000 000) / 100 × 15 = 1 500 000 рублей.
Расчет предельного объема закупок по итогам электронного запроса котировок
Предельный допустимый объем соглашений, которые заключаются по итогам такой процедуры, исчисляется с использованием полного размера СГОЗ: 12 000 000 / 100 × 10 = 1 200 000 рублей. Проведение котировок возможно, если размер начальной максимальной цены контракта находится в пределах 500 000 рублей, а общий объем сделок, заключенных по результатам этой процедуры, не превышает 100 млн рублей. Аналогичные правила установлены и для обычного запроса котировок.
Расчет допустимого объема закупок у единственного поставщика по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ
Все заказчики вправе в пределах 5% от СГОЗ заключать контракты без проведения конкурентных процедур в порядке п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ. Общая стоимость таких соглашений не должна превысить 50 млн рублей. Допустимая сумма для заказчика из примера с «Идеальным заказчиком» составит: 12 000 000 / 100 × 5 = 600 000 рублей. Если заказчик относится к одному из видов организаций, которым предоставлена возможность заключать контракты по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, лимит таких сделок зависит от величины совокупного годового объема госзакупок. Для «Идеального заказчика» он составит: 12 000 000 / 100 × 50 = 6 000 000 рублей.
Совокупный годовой объем закупок по 223-ФЗ
СГОЗ по 223-ФЗ определяют для расчета обязательной доли особых тендеров: заказы у субъектов малого и среднего предпринимательства, приобретение высокотехнологичной и инновационной продукции, заключение соглашений с единственным поставщиком. Вот как считать совокупный годовой объем закупок по 223-ФЗ для этих целей — суммируйте все тендеры по плану закупок на отчетный период. Минэкономразвития определяет СГОЗ по 223-ФЗ как сумму всех заказов или же общую стоимость заключенных договоров организации за год (письмо Минэкономразвития № Д28и-470 от 17.02.2016).
Правительство контролирует проведение госзакупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства.
По новым правилам с 1 января 2020 годовой объем закупок у субъектов МСП согласно закону №223-ФЗ устанавливается в размере 20% (ПП № 1001 от 01.08.2019). Раньше этот показатель составлял 18%. Совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных с субъектами МСП по результатам торгов, увеличился с 15% до 18%.
Специализированные заказы — это 10 % от годового объема (письмо Минэкономразвития № Д28и-545 от 31.01.2017). ГОЗ по высокотехнологичным и инновационным товарам — 5% от суммы всех договоров, заключенных в результате госзакупок такой продукции только у СМП. Максимальную долю соглашений с единственным поставщиком заказчик определяет самостоятельно и закрепляет этот процент в Положении. ГОЗ у единственного исполнителя включает все договоры такого характера, независимо от их суммы (письмо Минэкономразвития № Д28и-470 от 17.02.2016).
Как определить СГОЗ по 223-ФЗ
Вот инструкция, как рассчитать СГОЗ по 223-ФЗ в 2020 году:
- Сложить все тендеры из проекта плана закупок и уже согласованной версии.
- Высчитать долю обязательных договоров с субъектами МСП.
- Определить фактический объем заказов путем сложения итогов по ежемесячным отчетам. В расчет включаются все соглашения, заключенные за месяц, в том числе с единственным исполнителем (ч. 19 ст. 4 Закона №223-ФЗ).
А вот какие закупки не включаются в расчет совокупного годового объема закупок у СМП по 223-ФЗ (п. 7 Положения, утвержденного в ПР РФ №1352 от 11.12.2014):
- атомная энергия;
- государственный оборонный заказ;
- тендеры за пределами России и товары, работы, услуги, приобретаемые не в РФ;
- соглашения с естественными монополиями;
- финансовые услуги (банковские, страховые, покупка ценных бумаг);
- водоснабжение, водоотведение, тепло и газоснабжение;
- торги, сведения о которых содержат государственную тайну.
Если заказчик рассчитал ГОЗ с ошибками, ему грозит административная ответственность (статьи 7.29 и 7.32.3 КоАП РФ).
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документы | Скачать |
---|---|---|
В СГОЗ включаются средства на оплату контрактов по закону №44-ФЗ, которые заключены до начала соответствующего года | Письмо Минфина №24-01-08/15238 от 13.03.2018 | Скачать |
Если возникла кредиторская задолженность в финансовом году, в котором осуществляется ее выплата, такая сумма учитывается в СГОЗ этого года | Письмо Минэкономразвития №Д28и-1852 от 26.04.2017 | Скачать |
Добавить комментарий