Сборщики налогов

Сборщики налогов

Политический вакуум в степи был заполнен Золотой Ордой. Под предводительством Чингиз Хана море монгольских воинов, выросших на конском молоке, подчинило своей власти местные племена и обратило свои взоры на русов. Монголы сразу потребовали десятую часть… от всего, и еще чтобы этот налог выплачивался ежегодно. Это не был тот же налог, который возлагали Хазары. Десять процентов, требуемых Хазарами, были мелочью в сравнении с десятью процентами Монгол. Русским пришлось выучить, что о налоговых системах нельзя судить только по их ставкам.

Процветающие русские города, стоявшие на речных путях, были превращены в руины. Жестокие Викинги Русы не шли ни в какое сравнение с Монголами. Страх и ужас мгновенно распространялся по городам и деревням, стоило кому-либо заприметить монгольского всадника. Как правило, русские яростно сражались за свою землю, в чем пришлось убедиться Гитлеру. Modus operandi Золотой Орды был прост. Осадив какой-либо город, монголы отправляли посла с простым ультиматумом – заплатить либо умереть. Кода очередь дошла до Рязани (около ста миль от Москвы), князь так ответил на обычный запрос монгол отдать десятую часть всего (включая жителей города): «Когда никого из нас не останется – все будет ваше». Собственно, так и произошло. Рязань была стерта с лица земли.

Монгол интересовали только подати и рекруты для их армий. Русская культура, в этом плане, их не интересовала, как и всякая другая. Под игом монгол русская цивилизация скатилась в века мрака в тот самый момент, когда Запад начал выбираться из самого мрачного периода в своей истории, вступая в эпоху Ренессанса – возрождения культуры древней Греции и Рима. «Монголы», как заметил русский поэт Пушкин, «не подарили России Аристотеля».

Расшатывание русской культуры достигалось монголами с помощью налогообложения. В течение более чем двухсот лет Монгольского ига Россия прошла через три ярко выраженные фазы монгольской налоговой системы.

Вначале Монголы передали работу по сбору податей влиятельным мусульманским купцам из Багдада. Сами Монголы были воинами, и работа по сбору податей была ниже их достоинства. Мусульманские сборщики податей с не меньшим успехом занимались работорговлей. Жителей деревень, которые были не в состоянии расплатится, они хватали и отправляли на рынки рабов в Багдаде. В 1162 году несколько русских городов восстали и перерезали всех мусульман до единого, навлекая на себя тем самым неминуемую месть и смерть. История, однако, как и все, на что оказывает влияние природа человека, не может быть точно предсказана.

Великий русский князь Александр Невский убедил хана не предпринимать карательных набегов, а вместо этого – реформировать систему сбора налогов. В результате чего мусульманские сборщики податей были выведены из нее. Хан разделили Россию на ряд военно-финансовых округов, во главе каждого из которых встал монгол директор по сбору податей – Великий Баскак, поддерживаемый гарнизоном монгольских воинов.

Была проведена перепись всех земель, населения, зарегистрированы все юноши, годные для службы. Система с виду была римской, но по духу – ассирийской, духу, который до сих пор доминирует в российском социальном порядке.

Появилась система двойного управления. Удельные русские князья ведали всем, кроме сбора податей и военной политики, находившихся в руках хана. Великие Баскаки были районными начальниками татаро-монгольских финансов, занимаясь сбором семи базовых налогов:
1) годовая подать и чрезвычайные сборы;
2) налог с продаж;
3) таможенная подать;
4) налог с необрабатываемой пахотной земли;
5) налог с обрабатываемой пахотной земли;
6) полюдье;
7) подать за уклонение от военной службы.

Третья заключительная фаза монгольской системы налогообложения несла в себе семена собственного уничтожения. Хан допустил обычную, но фатальную ошибку, связанную с ослаблением контроля над сбором налогов. Великие Баскаки были заменены русскими князьями. Со стороны система смотрелась хорошо. Удельные князья будут руководить налоговой системой, и необходимость в поддержке монгольских гарнизонов отпадет. Новая система сулила хану быстрые и гораздо более дешевые деньги.

Какой-то непонятный князь из никому не известного русского городка обратил на себя внимание хана своими необычайно успешными методами выколачивания денег. Город назывался Москвой, князя звали Иван Первый по прозвищу Калита (денежный мешок) – за его экстраординарные таланты в сборе податей. Иван убедил хана поручить ему сбор податей с русских городов-должников. Слава Денежного Мешка быстро росла, как и спрос на его услуги. Очевидно, монголы задавались вопросом – почему бы разъяренным русским налогоплательщикам не иметь дело с Иваном? Зачем отважным воинам унижать себя сбором податей, когда Денежный Мешок в состоянии сделать эту работу за них? Какими бы доводами монголы не руководствовались, так или иначе они стремились к тому, чтобы ответственность по сбору налогов была переложена на московского князя.

Иван сумел максимально использовать преимущества своей новой роли в налоговой системе хана. В отсутствие Баскаков, внимательно следивших за движением денег, у князя теперь была возможность удерживать большУю часть собираемых денег у себя. Прибыль была колоссальной. Хан назначил управляющего, которого звали Московская Дорога, ответственного за ежегодный сбор податей. В его обязанности входил надзор за передачей хану собираемых налогов. Но Дорога не принимал непосредственного участия в сборе податей. Иван был жесток, но избирательно. Монголы в отношении задолжавших городов применяли подход выжженной земли – когда страдали и мужчины, и женщины, и дети.

Налоги древности. За что платили наши предки?

Иван же не обижал простых крестьян. Наоборот – он наказывал знать и городских глав.

Успех Калиты произвел на Хана такое сильное впечатление, что вскоре Иван Первый был назначен главным сборщиком податей по всей Руси. Москва стала счетной палатой всех монгольских податей. Город, о котором ранее никто не слыхивал, отныне будет на устах у всех.

Огромные прибыли от надбавок к податям и умению поладить с Московской Дорогой, позволили московскому князю заняться присоединением соседних владений и земель. У него были средства для найма лучших воинов. Города, которые нельзя было купить, можно было легко завоевать. Его богатство привлекло внимание киевских церковных иерархов. Подобно императору Рима Августу, князь добился контроля над Русью через контроль над ее податной системой. Шаг до статуса Царя (цезаря) стал для него таким же легким, каким был в свое время для Августа. Доходы от податей позволили построить московский Кремль, который был единственной крепостью в России, способной противостоять осаде монгол. Другие русские князья вскоре были вынуждены объединится вокруг Москвы, по своему желанию, либо против него.

Образование

Мытарь — это… Значение слова «мытарь»

15 ноября 2014

Человек от Бога проповедует среди народа. Но вот что это? Его видят сидящим среди мытарей и блудниц! Люди, которые до этого слушали его, возмущаются: «Вот человек, пьяница, друг мытарей и блудниц!» Ситуация, взятая из Библии, описывает проповедь Иисуса Христа, Сына Бога. Но почему в то время считалось таким предосудительным общаться с мытарями? Да и кто такие мытари?

Кто такой мытарь

Если сказать коротко, мытарь — это старое слово, которое описывает человека, служба которого заключается в том, чтобы собирать налоги с простого народа. Неудивительно, что в то время к этим людям так относились в обществе! Да и во все времена люди, которые обдирали бедных, были не в почете в народе. Что же тогда побудило Иисуса, Сына Бога, сидеть среди таких людей, которых совсем не уважали? Какую роль эти люди занимали в те времена и в течение истории? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Чем занимались мытари в Риме

В Римской империи сбором налогов, накладываемых на земельные участки, занимались римские военачальники. Данная система была хорошо урегулирована. Однако обладать властью на экспорт или импорт товаров, перевозимых через страну купцами, мог, в принципе, каждый, кто обладал соответствующим влиянием. Достаточно было получить необходимое разрешение. Но стоить эта привилегия могла немалое количество финансовых средств. Когда такие «мытари», или сборщики, занимались своей работой, то могли получать прибыль от налоговых поступлений, которые намного превышали сумму их обычной ставки. Правда, вся эта деятельность проводилась совсем не так легко, как может показаться. Субподрядчики или начальники постоянно контролировали правомерность сбора налогов в некоторых частях своей территории.

Закхей и Матфей — сборщики податей времен Христа

Читая Священное Писание, мы находим информацию о мытаре по имени Закхей. Из Евангелия от Луки, девятнадцатой главы, первого и второго стихов, мы узнаем, что он был, скорее всего, начальником, поставленным над другими мытарями или сборщиками налогов. Мытарь Матфей — следующий, о ком мы узнаем из Слова Бога — Библии. Иисус, Сын Создателя, назначил его апостолом или «посланником» (как исходит из дословного перевода этого слова). По-видимому, Матфей не только занимался тем, что собирал налоги в Капернауме, но и имел в этом городе свою налоговую контору.

Почему мытарей не уважали

К таким людям, как Закхей и Матфей, в те времена относились с глубоким презрением и неуважением. Они завышали налоги, взимавшиеся с простого народа, этих людей не очень-то почитали их же соотечественники. Также в Священном Писании мы находим информацию о том, что некоторые евреи считали отвратительным даже есть вместе с такими людьми. К ним относились как к грешникам и ставили в один ряд с общественными проститутками. Свое презрение к этим людям евреи выражали и потому, что те поддерживали Римскую империю, которая состояла, как считалось, из «нечистых» язычников. Если бы такой человек лежал на улице без сознания, то ему вряд ли бы кто-либо оказал помощь.

Сборщики налогов и Христос

Однако читая Евангелие, повествующее о жизни Господа Иисуса, мы замечаем, насколько разительно отличались взгляды, которым учил он, от общепринятых в то время. Мы нигде не читаем, что Матфей или Закхей продолжали обманывать людей после того, как стали христианами. Напротив, как мы узнаем из Библии, Матфей оставил свою контору ради того, чтобы следовать за своим Господом. Не удивительно, что Христос так ценил этого человека! Он сам неоднократно говорил: «Не здоровые нуждаются во враче, а больные», — показывая тем самым, что мытарь — это не такой уж безнадежный человек, как считало большинство в те времена. Более того, то, с какими чувствами Матфей написал свое повествование о жизни Христа, восхищает многих ценителей мировой литературы.

Как на Руси когда-то называли сборщиков налогов?

«Читая его Евангелие, — говорят они — чувствуешь, с какой теплотой он говорит о своем Господе». Видно, что весть Сына Бога находила отзывы в сердцах даже тех, кто в глазах других находил только лишь презрение.

Что означает слово «мытарь»

Чтобы лучше понять значение слова мытарь, нужно исследовать происхождение самого этого понятия. Оказывается, что в давние времена слова «мыт» и «мыто» подразумевали точки, где проводилась проверка транспортных средств на суше и на воде. Всевозможные пошлины, которые налагались на них, возлагали на народ неподъемное бремя. Мытники в древней Руси — это нередко были «воры в законе» — бандиты, которых не любили. В словаре Ожегова этому слову дается простое определение. Согласно ему, мытарь — это сборщик податей в Иудее. А словарь Даля дополняет это определение. В нем содержится некоторая добавочная информация. Согласно этому словарю, мытарь — это сборщик мыта в Руси. От этого слова происходят два других — «мытарить» и «мытарство». Согласно словарю Ожегова и Шведовой, первое понятие передает мысль о том, чтобы кого-то придавать мытарствам или страданиям, а второе указывает на муку или страдание. Очевидно, что слово «мытарь» стало синонимом жестокого человека, садиста, который придает других страданиям. Уже по этому можно судить о той репутации, которую имели эти люди. Ранее различные древние профессии подвергались осуждению, но в особенности эта.

Очевидно, близкое по значению к слову «мытарь» — такое понятие, как «мытить» или «мытарствовать», что означает передавать в наем или брать (словарь Даля). Это слово, кроме всего прочего, может означать чей-то недуг, болезнь или страдания. Помимо всего этого, данное слово может указывать на того, кто живет за чужой счет или тунеядствует.

«Мытарство» на Руси

В те времена вся пошлина или налог, который собирали мытари, шел на обеспечение князей, владеющих тем или иным уделом. Они обладали правом разрешать или не позволять мыт на своей территории. К примеру, когда два князя договаривались о совместном сотрудничестве, тогда и первый и второй были обязаны из вежливости позволить купцам без лишних препятствий провозить свои товары по территории другого. В то время это называли «без рубежа» (т. е. без границ) или «без зацепок» (т. е. без препятствий).

Если же были те, кто хотел всячески избежать уплаты обязательного налога, тогда такие люди могли быть оштрафованы за нарушение устного закона. Такой штраф назывался «промытом». Отсюда же происходит слово «промытаривать», которое созвучно современному «промотать», что, очевидно, указывало на штрафные санкции, из-за которых человек мог лишиться последнего имущества.

Виды налогов

В те времена различали несколько видов такого «мыта». Под мытарство подпадали, как мы уже узнали, как наземные торговые маршруты, так и водные. Поэтому различали несколько видов мыта: «проплавной мыт», «мыт прибрежный», «мостовщина» и «мыт наземный». Такой пошлинный налог мог быть уплачен в денежном эквиваленте либо же товарами. Мостовщина же подразумевала уплату налога при проезде через мосты.

Кроме всех вышеперечисленных видов, налог взимался за провоз товара, его простой и при его продаже. Неудивительно, что для простых людей, да и для зажиточных, это было равносильно обдирательству.

Татаро-монголы и пошлины

Татаро-монголы увеличили и без того неподъемное бремя народа. Со времени ордынского завоевания они ввели новый вид мыта, который назывался «тамгой». Если кто-то хотел участвовать в торговле на рыночных площадях или ярмарках, которые были так популярны в то время, также должен был заплатить этот вид налога. Согласно словарю Ожегова, тамга — это пошлина, которая взималась таможенной службой за приложенные клейма. Размер этого налога зависел не от того, какое количество поставлялось в том или ином месте, а от того, сколько стоил определенный товар. Подобным образом даже монастыри могли утверждать на своей территории торги и брать с товара, который был привезен, тамгу. Вот такие были древние профессии.

Современные «мытари»

Стоит отметить, что сборщик податей — профессия, которая всегда преследовалась простым народом, и даже в наше время люди, которые лишают последнего простых людей, ненавистны для других. Сегодня также можно встретить очень много нечестности в правительственных кругах, ведающих налогами. Так, таможенная служба, которая занимается проверкой багажа и проверяет сертификацию товаров, перевозимых за границу, также нередко поступает нечестно. Можно услышать огромное количество жалоб на медленное обслуживание и оттягивание с целью выудить хоть что-то из людей. Таким образом, таможенная служба сегодня — то же самое, что сборщики податей в древние времена.

Прыжок в историю

Как мы узнали из этой статьи, мытники в древней Руси — это были те люди, которых очень не любили. Также мы узнали, как к таким людям относился Христос — Сын Божий. Кроме того, у нас была возможность провести параллель с нашим временем, с различными налоговыми конторами и таможенными службами.

Автомобили
Карго — это… Значение слова «карго»

Приступая к написанию статьи, я рассчитывала найти вполне конкретное определение вполне конкретному понятию. Но… не тут-то было. Есть как минимум четыре объяснения того, что значит слово карго. Итак…Карго …

Бизнес
Синдикат — это… Значение слова «синдикат»

Синдикат – это объединение предпринимателей, которые централизованно, для всех членов, осуществляют закупку сырья и реализацию выпускаемой продукции. Все компании-участники синдиката сохраняют самостоятельность …

Домашний уют
Мезонин — это… Значение слова «мезонин»

Существует несколько вариантов использования чердачного пространства. Прежде всего, это мансардное помещение, расположенное под самым скатом крыши, а также дополнительная пристройка к чердаку – мезонин. Это отде…

Духовное развитие
Схимники — это… Значение слова «схимник»

Каждому, кто пожелал посвятить свою жизнь иноческому подвигу и достигнуть в этом деле высот, предстоит пройти три этапа, из которых и состоит путь к его вершине. Тройственная структура системы монашества включает в се…

Духовное развитие
Неофит — это… значение слова и синдром неофитства

Когда человек обращается в какую-либо религию, он называется новообращенным, или по-гречески – неофитом. У этого периода есть свои особенности, которых мы кратко коснемся в данной статье.

Духовное развитие
Юродивый — это… Значение слова «юродивый». Святые юродивые

Люди считают, что юродивый – это человек с обязательным наличием у него психического расстройства или телесного изъяна. Говоря простым языком, это обычный дурак. Церковь неустанно опровергает данное определение,…

Закон
Увечье — это… Значение слова в разных сферах жизни

Как часто мы слышим фразы: «причинить увечья», «увечья, не совместимые с жизнью», «трудовые увечья». Используя это слово в обиходе, мы редко задумываемся о его происхождении, но прекрасно понимаем, о чем идет речь.

Искусство и развлечения
Прозаик — это… Значение слова

Литература – сложная наука. В ней, как и в любой другой, есть свои термины. Например, прозаик. Это одно из устойчивых слов, которое для простого человека, далекого от мира книг, может оказаться непонятным.

Искусство и развлечения
Мемуары — это… Значение слова «мемуары»

Мемуары – это замечательный повод рассказать потомкам о правдивых событиях своего времени. Это анализ собственной личности, выявление причинно-следственных связей жизни. Эмоциональная насыщеннос…

Искусство и развлечения
Пасторальный — это…Значение слова. Пасторальная симфония Людвига ван Бетховена

Пасторальный — это жанр в литературе, музыке, живописи и театре. Каково значение данного слова?

Что может называться пасторалью? Какие существуют примеры употребления слова в литературе? Что такое пасторальная музыка?…

Монгольская администрация на Руси

Часть II

В каждой тьме вербовкой воинов и сбором налогов занималась тщательно разработанная сеть административных чиновников, которые никоим образом не подчинялись русским князьям и несли ответственность только перед ханским правительством. Когда на Руси установились численные районы, командиры монгольской регулярной армии были поставлены во главе каждой тьмы и тысячи. У любого из этих командиров был в качестве помощника налоговый инспектор (даруга) соответствующего ранга. Позднее даруга брал на себя всю полноту ответственности за район. В рескрипте Тайдулы митрополиту Феогносту (на основании ярлыка Джанибека) упоминаются три категории даруг: волостные, городские и деревенские. Их имена следуют после упоминания о «князьях улусов». Русский перевод в этом месте, как и в ряде других, не вполне ясен, и возможно, что под князьями подразумеваются даруги более высокого ранга. В терминологии древнерусского перевода ханских ярлыков улус, вероятнее всего, соответствовал тьме; волость — тысяче, город — сотне , а село — десятку. О существовании даруг высшего ранга мы также узнаем из русских летописей. Таким образом, можно заключить, что во главе каждого численного района любого уровня находился даруга.

В летописях даруги, служившие на Руси, называются баскаками. Это тюркский термин, значение которого полностью соответствует монгольскому «даруга». Налоговый инспектор, ответственный за все Великое княжество Владимирское, назывался «великим баскаком». Каждый баскак имел в своем распоряжении небольшой отряд монгольских и тюркских солдат, вокруг которого он должен был создать мобильное воинское подразделение для сохранения порядка и дисциплины в районе. В связи с этим следует заметить, что, хотя большую часть рекрутировавшихся русских воинов периодически отправляли в Золотую Орду и Китай, часть из них удерживалась для местных нужд. Каждому баскаковскому подразделению отводилось постоянное жилье, которое со временем становилось процветающим поселением.

Как на Руси когда-то называли сборщиков налогов?

Следы таких поселений сохранились в русской топонимике. Целый ряд городов и деревень, носящих название Баскаки или Баскаково, расположены в различных регионах Руси на территории прежних тем. Когда войска баскака оказывались не в состоянии самостоятельно справиться с такими затруднениями, как бунты населения, русские князья обязаны были поддержать их, используя войска, находившиеся в их распоряжении.

Следует вспомнить, что во время правления Берке налоги на Руси взимались мусульманскими купцами. Эта система стала причиной многих страданий жителей и позднее была отменена; после этого количество налоговых чиновников существенно возросло. В ханских ярлыках русскому духовенству упоминаются три категории сборщиков налогов: писцы (по-тюркски, битикчи), сборщики налогов в сельской местности — даньщики и сборщики налогов и таможенных пошлин в городе — таможенники.

Существовало две основных разновидности налогов: (1) прямые налоги с населения сельских районов; (2) городские налоги. Основной прямой налог назывался данью. В основе его была десятина. Первоначально, как мы знаем, монголы требовали десятуючасть «со всего». В их первом приказании люди и лошади были упомянуты особо (каждая масть лошади отдельно) Несомненно, скот и продукты сельского хозяйства также подлежали десятине. Однажды в Новгороде в 1259 г. монголы собрали налог, называвшийся tuska, который был, видимо, больше обычного, поскольку стал причиной горьких жалоб. «Ибыло великое смятение в Новгороде, — говорит летописец, — когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Это, видимо, тот же самый налог, который называется tzgu армянской летописи Григора Алканца. Сам термин «туска» сходен с тюркским словом tuzghu, которое обозначает «пищу, которую приносят в дар приехавшим правителям или посланникам». С другой стороны, в уйгурском документе середины XIV века упоминается налог называемый tüsh ür, и это название, возможно, связано с уйгурским словом tüsh, которое обозначает «интерес», «доход». Русская форма «туска», по-видимому, произошла либо от tüshük, либо от tuzghu. Во всяком случае, туска была сверхналогом, вполне можно понять возмущение новгородцев по поводу этого дополнительного побора. Такой налог был введен монголами как карательная мера после восстания в Новгороде. Он больше не повторялся, и основой дани продолжала оставаться десятина. Со временем количество десятины было упорядочено, и дань выплачивалась в серебре, а не натуральным продуктом. В Новгороде в XIV и XV веках сбор налога, соответствовавшего дани, назывался «черным бором». Первоначально, должно быть, его платили шкурами черных куниц. Такие платежи назывались «черными», в отличие от платежей «белым» серебром. Однако во времена правления Василия II «черный бор» определялся в серебряных гривнах.

Помимо дани существовал ряд других прямых налогов. Поплужное (на Севере Руси — посоха) было налогом на вспаханную землю. Поплужное происходит от слова «плуг»; этот термин пришел в русский язык из немецкого. Сохой (откуда происходит посоха) на Севере Руси называли «легкий плуг». Таким образом, термины «поплужное» и «посоха» можно передать как «деньги с плуга». В связи с этим можно добавить, что исконное славянское слово для обозначения плуга — «рало» употребляли, главным образом, в Южной Руси. Действительно, в некоторых южных регионах «рало» было единицей налогообложения в киевский период. Ям являлся особым налогом на содержание конно-почтовых станций. Еще один налог, упоминающийся в ханских ярлыках, — война (военный, или солдатский налог) ; по-видимому, его собирали в те годы, когда не вербовали рекрутов. И еще один налог в ярлыках называется пошлиной. Как И. Березин, так и Б. Шпулер толкуют его в терминах монгольской системы налогообложения в Золотой Орде и других частях Монгольской империи как калан. В самом прямом смысле калан (тюркское слово) являлся налогом на землю; но это слово употреблялось и в более широком значении с дополнительным смысловым оттенком «подчинение», «порабощение». Как мы увидим , в Западной Руси в монгольский и послемонгольский период существовала категория царских рабов, которые назывались каланными. Если мы допустим, что «пошлина» соотносится с «каланом», мы сможем толковать ее как денежную плату вместо обязанности работать в качестве каланного. Однако, четко не установлена идентичность «пошлины» и «калана».

Вдобавок к постоянным налогам ханы сохраняли за собой право, если считали необходимым, требовать дополнительный налог. Известный как запрос, он упоминается в ярлыках, а иногда и в летописях. Кроме того, когда князья-Чингисиды и ханские посланники путешествовали по Руси, предполагалось, что русские будут делать им «подарки», снабжать их пищей, фуражом для коней, а также обеспечивать лошадьми и повозками для передвижения.

Основной налог с городов назывался тамга. Как на монгольском, так и на тюркском языках термин «тамга» обозначает «эмблему», особенно — эмблему клана, а отсюда и «клеймо», чтобы метить лошадей и другие виды собственности, принадлежащие клану. В качестве эмблемы администрации, тамга представляла собой рисунок на печати, а затем и саму печать, в особенности клеймо на поступающих в налог вещах. В Персии при Хулагу тамга являлась основным сбором в количестве примерно 0,4 % от капитала: ежегодно предприниматели и купцы должны были платить один динар из каждых 240 динаров их капитала. Тамга платилась золотом или, по крайней мере, подсчитывалась в золоте. Наиболее богатые купцы (по-русски — гости) облагались налогом индивидуально; купцы среднего достатка объединялись в ассоциации, которые служили единицами налогообложения. Со временем тамга приняла форму налога на оборот товаров и собиралась как таможенная пошлина. В современном русском языке «таможня» происходит от слова «тамга». Взимался также местный налог на товары — мыт.

В Персии иль-ханов существовал особый налог на то, «что накапливается в мастерских, у ремесленников и купеческих объединений, а также дополнительный налог на выдачу лицензий в некоторых ремеслах». Русские ремесла, по-видимому, подлежали такому же налогообложению. Известно, что в 1258 г. в Новгороде были сосчитаны все дома с целью сбора городских налогов. Летописец комментирует, что сами бояре устроили это, так что самое тяжкое бремя легло на бедных.

Таможня дает добро

Нил Максиня

Таможня — государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление.

Слово «таможня» произошло от тюркского слова «тамга», означавшего у кочевых народов Средней Азии клеймо, которое обычно ставилось на различные предметы в качестве знака собственности. В Древней Руси, в период Золотой Орды, тамгой именовалась торговая пошлина. У тюркских кочевых племён тамга ставилась в первую очередь на скот (лошадей) и различные предметы представляющие особую ценность. Тамга могла обозначать как принадлежность скота или имуществ отдельному владельцу, так и принадлежность к определённому роду/племени (родовая тамга и т. д.).

На Руси ряд платежей которые было поручено взимать местным русским князьям назывались «мыт». В старину таможню называли мытней (мытня), мытницей. Скорее всего, от слова Мытный двор — место для взымания пошлины (мыт).
Поговорка «не мытьем, так катаньем». Большое число товаров перевозилось в бочках, поэтому употребляется слово «катанье», а «мыта» являлась денежной единицей.

В своем словаре Макс Фасмер пишет:

Таможня «происходит от др.-русск. тамъга 1) «печать», 2) «вид подати татарам», из тюркск., ср. чагат., уйг., тат.

История налогов. Часть 1: подати Древней Руси и ордынский «выход»

tamga «клеймо владельца, печать, подать, пошлина», тур. damga «печать». Др.-русск. тамъга — Новгор. I летоп., под 1257 г., полоцк. грам. 1405 г. Др.-русск. таможьникъ «татарский сборщик податей» (ярлык 1267 г.), «таможенник» (Смол. грам. 1284 г.).

Так все-таки слово «таможня» происходит от древнерусской или тюркской тамги?

В Древнем Риме колонами называли (лат. coloni) мелких земельных арендаторов, а в раннее средневековье в Западной Европе одну из категорий зависимых крестьян. Для обозначения колонов императорских доменов в конце 5 века применялся термин tamiacus. Слово греческое и означало «государственный, казённый, арендатор государственных угодий», образовано из thama «плотной массой, густо, часто». Вероятно, связано с делением императорского домена на множество мелких участков, арендную плату могли называть тамгой. В русском языке на основе латинского варианта возникли слова «томиться», «таможня». Под бременем аренды можно и утомиться. 

Мытарь — сборщик податей; в современном смысле — таможенник.

В древности Мытарем в Новом Завете называется человек, занимавшийся сбором податей и налогов в Древней Иудее.

Так как мытари состояли на службе у римского прокуратора Иудеи (по сути у оккупационных войск), то они считались предателями иудейского народа. За это они были всеми презираемы и нелюбимы, а общение с ними как минимум не приветствовалось или даже считалось грехом. Мытари упоминаются в библейских текстах Нового Завета в Евангелие от Луки, где упоминается отношение к ним иудейского общества того времени.

Один из 12-ти апостолов Христа, а именно Левий Матфей, считающийся автором Евангелия от Матфея ранее был мытарем. Об этом говорится в Библии.

В русском языке в настоящее время аналогом мытаря принято считать налогового инспектора. В то время как в украинском и белорусском языках мытарем, мытником называется таможенник. С 1992 года на независимой Украине существует «Державна митна служба» (Государственная таможенная служба). В Белоруссии аналогичная служба называется «Дзяржаўны мытны камiтэт» (Государственный таможенный комитет).

В латинском языке глагол mitto (misi, missum) означает «пропускать, сопровождать, отпускать, выпускать». В Римской Империи mittendarius — уполномоченный по сбору налогов в провинции. Мытарь — сокращение слова mitarius. Мытарь фактически даровал ПРОПУСК в дело или выпускал из тюрьмы за уплаченные налоги.

Мытарствовать, мытарничать — жить на чужой счет. На налоги.

Мыто заплатил и считай, что отмылся от претензий Империи. Стал чистым.

Изобретение Петра I – налог на бани. По указу 1704 года думные люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по 3 рубля, простые дворяне, купцы и всякие разночинцы – по 1 рублю, крестьяне – по 15 копеек. Или плати – или не мойся.

Строительство водопроводов в Риме осуществлялось на общественные средства, а также на средства, полученные в результате победоносных войн. Так, водопровод Ашо был построен в 272 г. до н. э. на средства, полученные в результате разгрома Пирра, Марциев водопровод — в 144 г. до н. э. на средства, полученные после взятия Коринфа. Средства на эксплуатацию водопроводов формировались за счет нескольких видов налогов, относящихся к сфере водопользования. Это были налоги на бани и каналы.

Первые термы в Риме построил в 24 г. до н. э. Агриппа, проведший с этой целью шестой римский водопровод. До этого римляне в частных домах пользовались простыми банями или ваннами, расположенными в кухне. После Агриппы императоры и богатые люди также строили частные термы, так что к IV в. их насчитывалось более 800.

© Copyright: Нил Максиня, 2010
Свидетельство о публикации №210100401304

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Нил Максиня

Рецензии

Написать рецензию

похоже, что налоги на имущество, прибыль и иже с ними — недавнее изобретение. В старину налогом именовался именно таможенный сбор.

Александр Ревцов   25.11.2010 13:39     Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо. Налоги существовали давно. В Риме их было несколько сотен. Только взимались они, наверное, проще. По фиксированным ставкам по итогам прошлого периода. Правильно, а то сейчас каждый десятый — бухгалтер. Огромная прослойка бездельников.

Нил Максиня   09.12.2010 12:00   Заявить о нарушении

«Усложнение налогового законодательства есть изощренный метод уклонения от уплаты налогов» — не помню уж, кто это говорил. Будь моя воля, я упростил бы налоговый кодекс до двух-трех строк…

Александр Ревцов   09.12.2010 12:55   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Нил Максиня

Борьба Руси с золотоордынскими завоевателями

Самая мрачная страница в истории Государства Российского – это 240 лет ордынского ига, страшное время опустошительных нашествий, унизительной и обременительной дани, полной политической зависимости от золотоордынских ханов. Понадобились столетия, чтобы русские князья осознали весь ужас рабского положения Руси под властью ордынцев, необходимость объединения перед общим врагом и решились дать отпор поработителям. Произошло это на Куликовом поле, на берегах Непрядвы и Дона. Здесь 8 (21) сентября 1380 года русское воинство под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича разгромило полчища Мамая, даровав стране надежду на скорое и долгожданное освобождение от монгольского ига.

Древняя Русь оказалась под властью монголо-татар в  1240 году после нашествия Батыя. Монголы в начале XIII века создали одну из крупнейших в мировой истории военных империй, которая опиралась на террор и насилие. Противостоять  такой громаде могло только сильное и единое государство. Русь такой тогда не была. Страна с общей историей, культурой и традициями напоминала лоскутное одеяло из небольших княжеств,  раздираемых междоусобными противоречиями. Первой под власть монголо-татар в 1237 году пала Рязань: рязанские князья тщетно просили о помощи Владимир и Чернигов, никто не пришлось на выручку осажденному городу. За три года армия Батыя огнем и мечом поработила все русские земли, встречая на пути лишь сопротивление малых княжеских дружин.

Батыево нашествие нанесло огромный ущерб Руси. Многие города и селения были стерты с лица земли. Яркий пример – Куликово поле: здесь не осталось ни одного сельского поселения домонгольской эпохи. Погибли десятки тысячи людей: горожан и крестьян, ратников и князей, пытавшихся защитить Русь. Тысячи были угнаны в рабство.

Сбор дани на Руси

Золотая Орда обложила Русь данью. Помимо денежных платежей, ханы требовали, чтобы русские князья постоянно отправляли на службу Орде воинские отряды. Шансов вернуться на родину у них не было. Русские князья, чтобы взойти на престол, должны были приехать с поклоном в Золотую Орду  и получить ярлык на великокняжеский стол. И править родной землей с оглядкой на ордынских баскаков – монгольских чиновников, которые контролировали деятельность князей, обеспечивали сбор дани и проводили набор воинов в монгольскую армию.

Пагубное влияние Золотой Орды привело к полной политической и экономической зависимости Руси. По подсчетам историков, общая дань с русских княжеств и Великого Новгорода  составляла в год до 15 тысяч рублей! Выплата дани наносила колоссальный экономический урон русским землям. Если баскаки не получали желаемого, русским людям грозило рабство в Орде.

Бесцеремонные поборы сборщиков дани – отрядов баскаков – часто вызывали сопротивление отдельных русских князей, городов и территорий. С этого начиналась борьба Руси с ордынским игом. Но непокорных топили в собственной крови. Малейшее сопротивление баскакам заканчивалось введением ордынских карательных отрядов. От ордынских наместников Русь избавилась только в 20-е годы XIV века при великом князе московском и владимирском Иване Даниловиче Калите. Этому предшествовал  разгром отряда баскака Чолхана (Щелкана) в Твери: в 1325 году местное население, поддержанное тверским князем,  дало отпор сборщикам дани. Ликвидация баскачеств, наместников хана на покоренных землях, стало первым серьезным достижением в борьбе Руси с золотордынцами. Но дань – деньгами, мехами, хлебом и металлом — оставалась: ее теперь собирал великий князь владимирский и сам доставлял в Орду.

Лишь во второй половине XIV века русские княжества начали отказываться платить дань. Одним из первых на это решился великий князь московский Дмитрий Иванович: Золотая Орда ничего не получала от Москвы в 1361 – 1371 и в 1374 – 1380 годах. Это был серьезный вызов Орде. И он был услышан. Неуплата дани Москвой стала одним из предлогов для похода Мамая на Русь в 1380 году. Великому князю московскому Дмитрию Ивановичу с благословения Сергия Радонежского удалось собрать единое русское войско. На призыв выступить единым фронтом против общего врага откликнулось большинство русских княжеств. 8 (21) сентября 1380 года русская рать вступила в решительную схватку с полчищами Мамая на Куликовом поле и, разгромив ордынскую громаду, возвестила Руси о начало конца ига.

Одна из главных побед Куликовской битвы – это низвергнутый стереотип непобедимости ордынцев. Героизм русского воинства, единая Русь доказали, что освобождение от золотоордынского ига возможно, что с Ордой можно и нужно бороться.

Надежды на освобождение Руси от Орды не смог убить даже внезапный набег хана Синей и Золотой Орды Тохтамыша на Москву. Сожженная в сентябре 1382 года древняя столица, возобновление дани Орде не могли изменить ход истории. После смерти Тохтамыша начался процесс распада некогда великой золотоордынской империи и, напротив, небывалый подъем Древней Руси. О прежней системе господства над Русью уже не могло быть и речи.

Борьба Руси с золотоордынскими завоевателями продолжалась до конца XV века. В 1472 году великий князь московский Иван III отказался платить дань, чем вызвал поход хана Большой Орды Ахмата. Попытка Золотой Орды вновь поставить Русь на колени не увенчалась успехом: в 1480 году (стояние на р. Угре) с ордынским игом было покончено раз и навсегда.

Рекомендуем ознакомиться с фондовыми коллекциями

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.


Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь
Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега.

Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу.

Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.

Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение убытков, а князю — пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство.

Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054).


Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну». Таков же размер пошлины уплачивался за похищение бобра из ловища.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота.

Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами.

Конфликт Дмитрия Донского (1350—1389) с темником Мамаем (? — 1380) — фактическим правителем Золотой Орды, по свидетельству С.М. Соловьева, начался с того, что «Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына великокняжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход… брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду.


В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей». А уже при князе Василии Дмитриевиче (1371—1425) упоминается «выход» сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 руб.

Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой. Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (?-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353).

Торговые пошлины в то время обычно были таковы: с воза пошлины — деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли — платить деньгу же, со струга (ладьи) — алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын. Упоминается в летописях пошлина с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д.

Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался «осьмеником». Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин.

Как называли людей, собирающие дань на Руси?

По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства.


Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя.

Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому.

Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней — 14, худой — 16 четей.

Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около
0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков — зависел от области, качества почвы, принадлежности земель.

Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор. Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Таким образом, финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца 9 века в период объединения древнерусских племен. Основной формой поборов в княжескую казну была дань. После свержения татаро- монгольского ига податное дело было кардинально реформировано Иваном III (конец 15-начало 16 в.).

Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация- сошное письмо. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы- «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

Нам Я. О.

Примечания:
1. Соловьев С.М. Соч. История России с древнейших времен. Книга 11. Том 3. – М.: Мысль, 1988. – С.11.
2. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Книга, 1988. Книга 1. Том. 11. – С. 30.
3. Соловьев С.М. Соч. Книга II. Том.4. – С. 479.

Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Другие новости по теме:

admin

Добавить комментарий