Санации, что это?

Санации, что это?

Мы оказываем услуги по разработке и реализации планов санации предприятия.

Санация предприятия – это система мер, направленных на финансовое оздоровление предприятия и предотвращение его банкротства. Финансовая санация предприятия может осуществляться как за счет его собственных ресурсов, так и за счет средств сторонних участников, таких как кредиторы, клиенты или государство. Для проведения санации предприятия нужно наличие реальной возможности восстановления платежеспособности должника.

Предлагаемая нами услуга разработки планов санации предприятия предусматривает реорганизацию предприятия, ликвидацию убыточных подразделений и малоэффективных видов деятельности, а также реализацию неиспользуемых активов. Кроме того, мы проводим предварительный анализ причин убыточной деятельности, который включает в себя изучение показателей деятельности предприятия, рациональности использования фонда основных и оборотных средств и прочее.

Наши услуги по сопровождению процедур финансовой санации и банкротства основаны на работе опытных и квалифицированных юристов.

Мы гарантируем вам эффективную и быструю помощь.

Процесс санации организации подразумевает под собой совокупность мер, имеющих целью недопущение банкротства компании путем улучшения финансового положения последней и усиления ее конкурентоспособности. При выполнении процедуры предприятию-должнику передаются финансовые ресурсы, за счет использования которых появляется возможность исполнения его денежных обязательств, а также восстановления нормальной платежеспособности.

Когда и в каких видах проводится санация

Процедура санации востребована в некоторых ситуациях, среди которых в числе основных следующие:

  1. Предприятие самостоятельно изыскивает варианты получения внешней помощи для возможности выхода из кризисного положения. При этом со стороны кредиторов не инициируется банкротство компании.
  2. Организация по своей инициативе обращается в арбитражный суд. В заявлении указывается собственное банкротство и вносится предложение о применении санации.
  3. В результате поступления заявлений от кредиторов организации-должника принимается судебное решение о санации.

В зависимости от критериев получения финансовой поддержки извне и степени тяжести кризисной ситуации санация организации предусматривает:

  • Реорганизацию задолженности предприятия, не сопровождаемую изменением его юридического статуса. Способ применим для ликвидации неплатежеспособности в ситуациях кризисного состояния, оцениваемого как временное.
  • Реорганизацию компании, в ходе которой происходит изменение юридического статуса санируемого должника. Способ используется при безнадежном кризисном положении в организации.

К сведению! В качестве применяемых мер для выправления ситуации без изменения статуса организации служат выделение бюджетных средств (для государственных структур) или целевого займа от банка (после получения аудиторского заключения), льготное налогообложение, выпуск ценных бумаг (при наличии гарантии санатора) или перевод задолженности на другую компанию, изъявившую желание участвовать в санации проблемного должника.

Санация реорганизуемого предприятия может проводиться в форме:

  1. Слияния. Компания-должник вливается в устойчивую в финансовом отношении компанию, теряя при этом юридический (самостоятельный) статус. При объединении организаций одной отрасти имеет место слияние горизонтальное, при объединении компаний из смежных отраслей – вертикальное, а если предприятия не имеют отраслевых или иных пересечений, то процесс носит название конгломератного слияния.
  2. Разделения, применяемого в отношении организаций, занятых производственной деятельностью многоотраслевого характера.
  3. Поглощения. Санатор, поглощая проблемную компанию, получает в результате комплекс имущества и основную часть активов должника, который сохраняется в виде юридического лица при получении статуса дочернего предприятия.
  4. Преобразования (по решению учредителей) в акционерное общество. При выборе данной процедурной формы требуется обеспечение предусмотренного действующим законодательством минимального размера средств для создания уставного фонда.
  5. Приватизации, которая также востребована при процедуре санации государственных предприятий.
  6. Сдачи в аренду. Форма применима в отношении предприятий государственной принадлежности, передаваемых (одновременно с долгами организации) в аренду участникам трудового коллектива.

В чем заключается финансовый анализ, проводимый до начала санации

Специально созданная комиссия анализирует финансовое и хозяйственное состояние должника с учетом основных показателей его деятельности, имущественного состояния. По показателям бухгалтерского баланса проводится расчет общей стоимости имущества, размера оборотных активов, а также собственных и заемных средств, вложенных в имущество.

Изучаются показатели ликвидности и платежеспособности, сложившиеся на начало и на конец отчетного периода, выполняется раскрытие задолженности (дебиторской, кредиторской) по времени возникновения, размерам, очередности выплат, поставщикам. Анализируются отношения со значимыми поставщиками, степень вероятность поддержки последними реструктуризации и готовности к сотрудничеству.

Выявляется уровень имеющихся ликвидных активов и степень их достаточности/недостаточности для удовлетворения в оговоренный договорами срок предъявляемых кредиторами требований, обязательств перед бюджетом.

С целью определения основных показателей ликвидности определяются остатки средств на счетах должника (расчетном, текущем валютном, специальном, аккредитивов) и размер задолженности по банковским и иным займам.

Анализируются виды затрат, учитываемых в себестоимости производимого изделия, включая не связанные с производственно-хозяйственной деятельностью, для выявления возможности их последующего использования, сдачи в аренду или продажи. Определяется фактическое наличие сырья, запасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, топлива, иных видов товарных и материальных ценностей, не относящихся к процессу производства.

Итог. На основании информации, полученной при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, членами комиссии подготавливаются выводы и предложения по формам и способам ведения санации компании, финансовым и материально-техническим источникам ресурсов для реализации проектов.

Какие пункты предусматривает план санации предприятия

При ведении досудебной санации компания составляет план процедуры совместно с кредиторами, в котором указываются:

  • данные о текущем финансовом и хозяйственном состоянии и организационной структуре должника, наличии дочерних предприятий, филиалов, представительств, правовом статусе имущества подразделений;
  • цели процедуры и меры, предусматриваемые для улучшения платежеспособности компании (реструктуризация организации, реализация и сдача в аренду имущества, ликвидация нерентабельных производств или их перепрофилирование, изменение сроков оплаты платежей (рассрочка), изменение (продление) сроков займов, уменьшение численности штатного списка), а также временные границы для их осуществления;
  • расчет размеров необходимых средств, требуемых для проведения запланированных мероприятий;
  • выявление источников финансовых средств для осуществления мероприятий, предпринимаемых для оздоровления производственной деятельности: обязательства инвесторов и кредиторов касательно выделения финансовой поддержки или условий гашения задолженности, банковские ссуды, бюджетные ресурсы;
  • условия, от выполнения которых зависит участие инвесторов и кредиторов в ведении досудебной санации: распоряжение долей от продукции организации, аренда фондов предприятия или получение (покупка) права собственности на имущество, перевод долга (кредиторских требований) на инвестора;
  • ожидаемые последствия после выполнения принятого плана мероприятий по санации, прогнозные показатели по прибыли и убыткам, движению денежных средств на планируемый период.

К сведению! После одобрения кредиторами план подлежит отправке на утверждение в хозяйственный суд. Если в срок до 6 месяцев от момента принятия решения о реорганизации план процедуры не был передан на утверждение в суд, ставится вопрос о банкротстве организации и запускается процесс ее ликвидации.

Возможные последствия процедуры санации

Срок для досудебной санации ограничивается периодом в 1 год, в ряде случаев возможна его пролонгация уполномоченным органом не более чем на 6 месяцев.

За 2 недели до завершения процедуры управляющий предоставляет кредиторам отчет с приложением списка требований. Итогом собрания, созываемого для рассмотрения отчета, является решение из числа следующих:

  1. Об исполнении принятого плана мероприятий и окончании процедуры по восстановлению платежеспособности проблемного предприятия.
  2. О направлении в суд заявления, содержащего ходатайство о:
    • прекращении процесса досрочно по причине восстановленной платежеспособности компании и начала расчетов с долгами (кредиторами);
    • продлении ранее определенного срока (периода) для проведения процедуры;
    • признании компании банкротом и запуске процесса ликвидации юридического лица;
  3. О заключении мирового соглашения.

К сведению! Если собранием не принято какое-либо решение из вышеуказанных либо расчеты с кредиторами не проведены в определенные для этого сроки, то хозяйственный суд принимает решение, по которому должник признается банкротом и начинается ликвидационная процедура.

Санация признается удовлетворительной, если в результате ее проведения показатели работы компании свидетельствуют о росте ликвидности, наличии платежеспособности, доходности, увеличении стоимости активов, то есть о ее выходе из ситуации финансового кризиса.

. Санация должника — это система мероприятий, которая осуществляется во время производства по делу о банкротстве, направлена ??и оздоровление финансово-хозяйственного положения должника удовлетворение в полном объеме или частично в требований кредиторов. Она может включать кредитования, реорганизации, в том числе изменение организационно-правовой формы должника, изменение формы собственности, системы управления должника тощо.

Процедура санации вводится постановлением хозяйственного суда по ходатайству комитета кредиторов в срок, не превышающий срока действия процедуры распоряжения имуществом, сроком до 12 месяцев, который может быть пр родовженний еще до 6 месяцев или сокращен по ходатайству комитета кредиторов, управляющего санацией или инвесторов (лиц, участвующих в санации, принимая обязательство о погашении долга, полностью или частично, должника в определенных условиях, в том числе приобретения права собственности на его имущество.

Одновременно хозяйственный суд по согласованию комитета кредиторов назначает управляющего санацией, которым может быть руководитель предприятия, распорядитель имущества или постороннее лицо, которое имеет лицензию арбитражного к керуючог.

Со дня вынесения решения о санации прекращаются полномочия органов управления должника и управление должником переходит к управляющему санацией, который имеет ряд прав (распоряжаться имуществом должника с учетов ограничений, предусмотренных. Законом; заключать от имени должника сделки, в том числе мировое соглашение, подавать заявления о признании сделок, заключенных должником, недействительными) и обязанностей (принять в го сподарське ведение имущество должника и организовать проведение его инвентаризации; открыть специальный счет для проведения санации и расчетов с кредиторами; разработать и представить на утверждение комитета кредиторов план санации, на совершение сделок (в том числе мирового соглашения) от имени должника организовать ведение бухгалтерского и статистического учета и финансовой отчетности, осуществлять за ходы по взысканию дебиторской задолженности перед должником; рассматривать требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим после возбуждения дела о банкротстве в процедуре распоряжения май ном должника и санации, а также заявлять в установленном порядке возражения относительно указанных требований кредиторов; отчитываться перед комитетом кредиторов по реализации плана санации; своевременно сообщать и государственный орган по вопросам банкротства о своем назначении, утверждении мирового соглашения, окончание выполнения плана санации, освобождения от обязанностей; иные полномочия, предусмотренные. Законом.

Основное назначение управляющего санацией — это разработка и обеспечение выполнения одобренного комитетом кредиторов и утвержденному хозяйственным судом плана санации, который должен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника и содержать мероприятия по такого восстановления до продажи имущества должника как целостного имущественного комплекса, условия участия инвесторов, при их наличии, в удовлетворении требований креди торов, срок и очередность выплаты должником или инвестором долга кредиторам и т.п.. Если в течение 6 месяцев со дня вынесения постановления о санации в хозяйственный суд не будет подано одобренного комитетом кре диторив плана санации, хозяйственный суд может принять решение о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедурыи.

Управляющий санацией обязан подать собранию кредиторов письменный отчет в случае: истечения срока санации (за 15 дней до его окончания), при наличии оснований для досрочного прекращения санации (отн становления платежеспособности должника, заключение мирового соглашения). Этот отчет должен содержать сведения о финансово-хозяйственном состоянии должника и наличии у должника денежных средств, которые могут быть спря правленных на удовлетворение требований кредиторов должника, а также другие сведения о возможности погашения кредиторской задолженности, оставшейсяя.

Хозяйственный суд утверждает отчет управляющего санацией и выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если собранием кредиторов по результатам рассмотрения этого отчета. Принято решение ния

о выполнении плана санации, окончания процедуры санации и восстановления платежеспособности должника;

о досрочном прекращении процедуры санации в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходом к расчетам кредиторов

Отчет управляющего санацией не подлежит утверждению в случае установления хозяйственным судом обоснованности жалоб кредиторов или отсутствие признаков восстановления платежеспособности должника, о чем выносится ся соответствующее постановление. Неутверждение хозяйственным судом отчета управляющего санацией или неподачу такого отчета в установленной»!. Срок является основанием для признания должника банкротом и открытия ликвидационной й процедурцедури.

План санации организации — план процесса восстановления платежеспособности, составляется в случае, если на организацию был подан иск о банкротстве и комитетом кредиторов большинством голосов было принято решение о начале процедуры санации.
План санации предприятия — документ, регламентирующий финансовую, хозяйственную и управленческую деятельность предприятия на весь период прохождения процедуры санации, а также содержащий информацию об имеющемся у предприятия имуществе, кредиторской и дебиторской задолженности, источниках и порядке очередности погашения накопленной задолженности. Он должен быть направлен на максимальное удовлетворение требований кредиторов, улучшение финансового состояния, восстановление платежеспособности и повышение конкурентоспособности организации и, как правило, содержать следующие основные разделы:

  • общая часть,
  • анализ производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния,
  • организация производства и управления,
  • маркетинг и сбыт,
  • производство и снабжение,
  • технология,
  • кадры,
  • финансы
  • прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.

План санации организации, по сути, очень похож на бизнес-план, но имеет ориентацию на то, каким именно образом будут погашаться долги и дает оценку реальности этого. Что касается структуры плана санации, то здесь в отличие от бизнес-плана добавляется реестр кредиторов, содержащий наименования кредиторов, сумму задолженности и срок ее образования.
В общей части плана санации (аналогичной разделу «Резюме» бизнес-плана) содержится краткая характеристика предприятия, его сильные и слабые стороны, причины банкротства и основные пути выхода из него.
Источниками финансирования санации могут быть средства, привлеченные на условиях займа или на условиях собственности; на поворотной или невозвратной основе.
Главной целью плана является осуществление частичной реконструкции и технического перевооружения предприятия, направленной на увеличение объемов производства и сбыта, снижение себестоимости производства, освоение новых видов продукции, решение экологических и социальных проблем.

На фоне кризиса, спровоцированного пандемией коронавируса, необходимость разработки и внедрения закона о санации бизнеса становится все более очевидной не только для предпринимательского сообщества, но и для органов государственной власти. Как считает председатель Совета Торгово-промышленной палаты России по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза, меры по «оздоровлению» предприятий нужно принимать уже сейчас, пока не отменили мораторий на банкротство и бизнес не накрыло волной исков от кредиторов.

– Владимир Андреевич, как в Торгово-промышленной палате оценивают инициативу по созданию законопроекта об институте санации бизнеса?
– Совершенно очевидно, что сегодня необходим инструмент по «оздоровлению» предприятий в виде института санации. За всю историю Российской Федерации у нас практически не было санаций. Принцип действия существующего законодательства о банкротстве бизнеса можно объяснить поговоркой: «Лес рубят – щепки летят». 30 лет мы рубим/банкротим этот «лес», не думая о сохранении предприятий и рабочих мест. И у Торгово-промышленной палаты, и у бизнес-сообщества сегодня есть четкое понимание необходимости создания института санации. Особенно остро осознать этот факт помог кризис, случившийся в 2020-м году из-за коронавируса. Первой предпосылкой к созданию института санации в этом ключе стал мораторий на предъявление претензий по банкротствам, введенный государством в феврале. Правительство осознало, что ликвидация предприятий — не наш путь.
– То есть действующий закон о банкротстве фактически не дает бизнесу шанса на реабилитацию?
– Конечно. Нынешний закон о банкротстве дает предприятиям только одну возможность — ликвидировать бизнес и распродать имущество, чтобы попытаться рассчитаться с кредиторами. Никто не разбирается, почему предприятие попало в сложную экономическую ситуацию и как ему можно помочь. А между тем из-за постоянных кризисов в России с проблемами сталкиваются и в принципе успешные предприятия. Для примера возьмем нынешний кризис, спровоцированный пандемией. Правительство фактически «сорвало стоп-кран» экономического развития и остановило большую часть производств. Совершенно ясно, что из-за вынужденной паузы у любого предприятия возникнут сложности. Возможно, чисто формально, предприятие даже будет подпадать под признаки банкротства. Это значит, что его нужно ликвидировать? Конечно, нет. Это значит, что нужно создать ему такие условия, которые бы помогли снова работать эффективно. Именно здесь может помочь институт санации. Мировой опыт показывает, что «оздоровление» предприятий необходимо. Всегда нужно сначала рассматривать вопрос о санации и только при невозможности ее проведения переходить к банкротству.
– Принятие законопроектов в России проходит по разным сценариям — какие-то новации согласовывают в считанные дни, какие-то — лежат в кабинетах месяцами. Какое ведомство или конкретные политические фигуры могли бы ускорить принятие законопроекта об институте санации бизнеса?
– Я думаю, не нужно изобретать велосипед, а просто возложить эту миссию на Минэкономразвития России. Оно должно быть главным заказчиком создания института санации бизнеса. Торгово-промышленная палата, хоть и не имеет права законодательной инициативы, но готова активно участвовать в разработке законопроекта. Мы уже приняли решение об активном обсуждении этой новации, по итогам которого будут подготовлены предложения для органов власти, чтобы обратить их внимание на острую необходимость срочного принятия мер.
– Как вы думаете, если мораторий на банкротство, действующий до 6 октября, не будет продлен, ожидает ли бизнес волна исков от кредиторов?
– Такая вероятность существует, и, чтобы не допустить этой волны, нужно уже сейчас принимать меры по введению процедуры санации бизнеса. По моему мнению, у правительства есть уникальная возможность хотя бы на уровне административных решений помочь предприятиям — ввести некие квазипроцедуры санации, создать условия для благоприятного выхода компаний из кризиса, выделить основные проблемы бизнеса и постараться решить их. Одновременно с этим необходимо готовить законодательство о санации предприятий, чтобы институт «оздоровления» бизнеса стал полноценным законодательным институтом.
– Каким, по вашему мнению, мог бы быть механизм этих срочных мер по санации бизнеса?
– Для наглядности проведу аналогию с уголовным правом. В нем есть понятие «явка с повинной». Оно может быть применимо и для бизнеса. На мой взгляд, сейчас правильно дать предприятиям возможность добросовестно и добровольно сообщить о своих проблемах в ФНС и получить необходимую помощь. Я думаю, это ведомство на данном этапе лучше всего справится с реализацией срочных мер санации. Рассмотрев каждую «явку с повинной», налоговики должны принять соответствующее решение: банкротить предприятие или же предложить ему меры, которые могли бы помочь выйти из сложной ситуации. Это будет полезно не только для самого бизнеса, но и для ФНС, которая получит возможность собрать информацию об основных проблемах предприятий и разработать эффективный комплекс мер поддержки.
Приведу пример из мировой практики. В США предприятие, находящееся в особо тяжелых экономических условиях, может сообщить о своем положении в налоговую. Там проводят комплексный анализ и, если предприятие действительно находится в объективно тяжелой ситуации и является социально полезным, — ему уменьшают налоги. Одновременно с этим действуют жесткие карательные меры для тех, кто начинает «финтить» и заниматься налоговой оптимизацией, чтобы у бизнеса не было соблазна «инсценировать» проблемы там, где их нет. Полагаю, что в России должен действовать примерно такой же механизм.
– А справится ли с «оздоровлением» предприятий ФНС? Обычно у бизнеса не слишком лестные отзывы об этом ведомстве, оно пользуется репутацией кредитора, с которым договориться сложнее всего…
– К сожалению, налоговая сегодня превратилась в формального мытаря. Это нужно менять. Например, поставить ФНС в качестве показателя KPI — рост экономики. Тогда там совершенно по-другому будут смотреть на вопрос о санации. У нас Михаил Мишустин, когда возглавлял ФНС, успешно занимался сбором денег. А сейчас, пребывая на посту премьера и отвечая за экономику страны в целом, принимает совсем другие решения. Надо понимать, что чиновник не смотрит на проблемы бизнеса широко, он просто выполняет свои функции так, чтобы к нему не было претензий у руководства. Все остальное его мало интересует. И требовать от него что-то другое неправильно. Поэтому его KPI должен строиться таким образом, чтобы он мог принимать решения в пограничных ситуациях в пользу сохранения бизнеса, когда стоит вопрос о ликвидации или санации. Одновременно с этим нужно менять и всю систему в целом, чтобы служащих ФНС не «били» за недополученные налоги, а поощряли за сохранение и развитие предприятий и рабочих мест.
– «Потянут» ли специалисты ФНС в экстренном порядке возложенные на них обязанности по реализации мер санации бизнеса? Все же это более серьезный механизм, чем просто посчитать доходы и расходы предприятия, вопрос явно требует глубокого анализа и комплексного подхода.
– Надо разделять «мирное» и кризисное время. В разное время — разные решения. Сейчас, когда нет возможности ждать принятия закона о санации бизнеса, нужно на кого-то возложить функции по оздоровлению бизнеса. На мой взгляд, лучше всего с ними справится именно налоговая служба. Но подчеркну еще раз, что это решение — продиктованное кризисным временем. В дальнейшем, конечно же, необходим отдельный орган — соответствующее агентство (комиссия). Создавать его сейчас — долго, сложно и накладно. Поэтому целесообразно было бы подключить ФНС. Например, поручить ей санацию бизнеса на год, в течение которого у правительства будет возможность проработать законопроект, создать соответствующий исполнительный орган.
– И как должен работать этот орган, по вашему представлению?
– Совершенно точно, что институт санации необходимо выделить из процедуры банкротства. Это должен быть институт предбанкротного оздоровления предприятий. Менеджерам и акционерам надо дать возможность обратиться за помощью и не попасть при этом под ликвидацию или уголовную статью за доведение до банкротства, что часто бывает. В моем понимании, в идеальном варианте, санацией бизнеса должна заниматься организация, независимая от государственных структур. Ее можно создать на основе независимых управляющих, в том числе из опытных арбитражных управляющих. При этом при госструктурах, в частности ФНС, должна быть комиссия, которая по заявлению от предприятия решает, как быть — отправлять в банкротство или «оздоравливать». При втором варианте, когда комиссия приходит к выводу, что у предприятия есть шанс восстановиться, нужно объявлять конкурс на поиск управляющего. Независимого, а не назначенного кредиторами, как это происходит сейчас в рамках банкротств. Одновременно с поиском управляющего в отношении санируемого предприятия необходимо вводить временный мораторий на претензии от кредиторов. В свою очередь выбранный управляющий решает, что делать с предприятием: реализовывать план по «оздоровлению» или продавать предприятие, но в еще действующем состоянии, когда не разбежались клиенты и поставщики. Это принципиально важный момент, потому что в рамках банкротств активы распродаются за бесценок, и в итоге и кредиторы остаются ни с чем, и предприятие ликвидировано.
– Абсолютно согласен с вами. По статистике, в рамках банкротных торгов удается погасить не более 6% долгов перед кредиторами, потому что все продается в весьма запущенном состоянии.
– Естественно. Я имел отношение к процедуре банкротства Александровского радиозавода (бренд «Рекорд») со стороны кредиторов. И выступал резко против признания компании несостоятельной и введения процедуры реализации имущества, потому что это было уникальное предприятие, и в этом была его ценность. Однако я оказался в меньшинстве, и распродажа имущества все-таки состоялась, причем прошла она совершенно варварским методом — высокотехнологичные станки, на которых делали детали для сложной техники, просто распилили на куски и сдали на металлолом, а на месте завода открыли рынок.
При этом есть положительный пример «оздоровления» подобной компании — это «Ростсельмаш». В конце 90-х это предприятие также находилось в запущенном состоянии, но пришла команда грамотных управленцев из «Нового содружества» и «подняла» завод. Хотя многие не верили в его возрождение и крутили у виска. Сегодня «Ростсельмаш» — мировой бренд, а могло получиться как с Александровским заводом — все бы сдали на металлолом и открыли рынок.

admin

Добавить комментарий