Ростехнадзор что проверяет

Ростехнадзор что проверяет

Большинство объектов, которые контролирует Ростехнадзор, относится к промышленности, строительству, энергетике. Однако существует много причин, по которым проверяющие могут прийти в учебное заведение. И к этому надо быть готовым.

Когда в учебное заведение могут прийти проверяющие В настоящее время Ростехнадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) действует на основании Положения, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401. Помимо этого Положения проверяющие используют в работе и другие нормативные документы, в числе которых особое место занимает Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Итак, если исходить из этих документов, то образовательное учреждение может быть проверено на предмет того, как оно соблюдает требования по эксплуатации и обслуживанию:
– электроустановок и электрических сетей (за исключением бытовых);
– тепловых установок и сетей (например, школьных котельных);
– отдельных видов оборудования, в том числе учебного, представляющего повышенную опасность (это касается в первую очередь учреждений среднего и высшего профессионального образования).
Кроме того, в ведении проверяющих находится и строительный надзор (постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54). Так что если учебное заведение ведет строительство или реконструкцию, например, учебных корпусов, то появление контролеров из Ростехнадзора вполне возможно.
Проверяющим также позволено оценивать техническое состояние различного рода подъемных устройств (в первую очередь лифтового оборудования). Кроме того, Ростехнадзор осуществляет ряд специальных функций, в частности, по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Какие виды проверок существуют Особенности проверок Ростехнадзора в зависимости от вида надзора определяются различными правовыми актами. Так, например, строительный надзор помимо Градостроительного кодекса РФ осуществляется на основании специального Положения, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54.
Ростехнадзор, как и все прочие контролирующие ведомства, при проверках обязан руководствоваться Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Сами проверки могут быть плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Предстоящую проверку Ростехнадзор должен согласовать с прокуратурой. При этом особо оговорен случай, когда предметом проверки является соблюдение учреждением требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В этом случае плановая проверка может проводиться чаще, чем раз в три года (ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
Основания для внеплановой проверки перечислены в статье 10 Закона № 294-ФЗ. Так, поводом для нее может послужить информация об угрозе или причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде и т. д. Также Ростехнадзор внепланово может проверить то, как учреждение исправило нарушения, выявленные в ходе плановой проверки.

Проводить внеплановую проверку можно только с разрешения прокуратуры. Правда, в отдельных случаях (например, если причинен вред жизни или здоровью граждан) контролеры могут самостоятельно приступить к проверке, лишь известив об этом прокуратуру.
Ход проверки Назначать проверку может руководитель территориального органа Ростехнадзора либо его заместитель. В распоряжении о проверке оговариваются основания, сроки, цели предстоящей проверки, виды и объем контрольных мероприятий, список привлекаемых экспертов. Перед началом проверки контролеры обязаны ознакомить руководителя или иное должностное лицо учреждения с этим распоряжением. Также проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения. Если у контролеров отсутствует хотя бы один из этих документов, то их можно не пускать не территорию учреждения.
Также стоит учесть, что сотрудники Ростехнадзора не имеют права проводить проверку, если при этом отсутствуют руководитель учебного заведения или иные должностные лица.
Руководителю учреждения не обязательно присутствовать при проведении проверки. Это можно поручить любому должностному лицу или уполномоченному представителю учреждения.
В свою очередь руководство учебного заведения обязано представить контролерам все необходимые документы, связанные с целями проверки, обеспечить доступ на свою территорию и к используемому оборудованию.
Выездная проверка проводится по местонахождению учебного заведения и (или) по месту фактического осуществления деятельности. К примеру, многие вузы имеют несколько учебных корпусов, зачастую расположенных по различным адресам. В подобном случае проверка проводится как по местонахождению самого вуза, указанному в его уставе, так и по местонахождению его обособленных кафедр.
В первую очередь контролеры займутся проверкой затребованных документов. Так, к примеру, если речь идет об энергоустановках, то контролеры могут проверить, как ведется техническая документация (например, специальные журналы, в которых фиксируются параметры работы конкретной установки), а также наличие у обслуживающего персонала соответствующих допусков и т. п. Далее оценивается состояние зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования транспортных средств и т. д.
Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней. Продлить проверку контролеры вправе, если, например, требуется сложное длительное исследование или экспертиза.
Отметим, что органы Ростехнадзора вправе привлекать к проведению выездной проверки экспертов, которые не состоят с учебным заведением в гражданско-правовых и трудовых отношениях. Также к проверке могут привлекаться различные экспертные организации.
Результаты проверки В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть немало статей, производство по которым находится в компетенции Ростехнадзора. Так, к примеру, статья 9.11 предусматривает ответственность за нарушение правил пользования топливом и энергией и неправильное использование соответствующего оборудования и установок.
Поэтому если будет выявлено нарушение, подпадающее под административную ответственность, то контролеры вправе составить об этом протокол, который в дальнейшем может стать основанием для привлечения учебного заведения и его руководства к ответственности. Также Ростехнадзор вправе приостановить деятельность учебного заведения, если, например, выявлена реальная угроза здоровью и жизни граждан.
По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений передается руководителю учебного заведения или иному должностному лицу под роспись (ст. 16 Закона № 294-ФЗ). Если по каким-то причинам должностное лицо не подписывает акт, то он высылается по почте с уведомлением о вручении. Сведения о проведенной проверке должны быть внесены должностными лицами Ростехнадзора в специальный журнал учета проверок, вести который – обязанность учебного заведения. Учебное заведение, привлеченное к административной ответственности, вправе обжаловать соответствующее постановление в арбитражном суде.
Важно запомнить
Итак, контролеры должны вручить руководителю учебного заведения или иному должностному лицу распоряжение о проверке и предъявить свои удостоверения. Без этого их можно не пускать на территорию. Срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок проверки может быть увеличен еще на 20 рабочих дней. Плановую проверку Ростехнадзор обязан согласовать с прокуратурой и не имеет права проводить ее чаще, чем раз в три года. Внеплановая проверка также должна проходить с разрешения прокуратуры, но в исключительных случаях этого не требуется. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений передается руководителю учебного заведения или иному должностному лицу под роспись. Если по каким-то причинам должностное лицо не подписывает акт, то он высылается по почте с уведомлением о вручении.

Вопрос:

По информационным системам общего пользования получено обращение следующего содержания: вправе ли территориальное подразделение Ростехнадзора включать опасные производственные объекты в график плановых проверок на 2015 год, если с момента окончания постоянного надзора (декабрь 2013 года) еще не прошло 3 года?

Ответ: Специалистами Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности подготовлен следующий ответ.

В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью:

  • в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности не чаще чем один раз в течение одного года;
  • в отношении опасных производственных объектов III класса опасности не чаще чем один раз в течение трех лет.

В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 6 Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 455, установление в отношении объекта повышенной опасности постоянного государственного надзора не исключает организации и проведения в отношении такого объекта и организации, владеющей объектом повышенной опасности, плановых и внеплановых проверок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вопрос от 02.2015:

В Ростехнадзор поступил вопрос о сроке, в течение которого должны быть уведомлены организация или предприниматель о предстоящей плановой проверке.

Ответ: На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

Пунктом 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-Ф3) установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трёх рабочих дней до начала её проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

На основании изложенного лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до её начала.

Вопрос от 04.2016:

Хотелось бы получить разъяснения по процедуре проведения проверок государственными надзорными органами, а также получить обоснование периодичности проверок юридического лица, эксплуатирующего более одного опасного производственного объекта в одном субъекте Российской Федерации.

Ответ: На данный запрос даны разъяснения специалистами Правового управления Ростехнадзора.

В соответствии с особенности организации и проведения проверок, в том числе в части периодичности их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Основания включения в ежегодный план и периодичность проведения проверок организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, установлены положениями , в частности пунктами 5, 5.1 статьи 16.

В ситуации, когда организация эксплуатирует несколько опасных производственных объектов, периодичность проведения проверок в отношении данной организации будет определяться временем введения в эксплуатацию или приобретением организацией данных объектов, а также классом их опасности.

Следует учитывать, что пункт 5.1 статьи 16 Федерального закона № 116-ФЗ подразумевает, что периодичность проведения плановой проверки предусмотрена не в отношении юридического лица, эксплуатирующего опасные производственные объекты, а в отношении самих опасных производственных объектов.

Указанная выше позиция подтверждается также судебной практикой. Так, в постановлении Арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 16.06.2014 по делу А82-12330/2013 указано, что пункты 5, 5.1 статьи 16 Федерального закона № 116-ФЗ не исключают возможности проведения в течение года после окончания плановой проверки одних эксплуатируемых юридическим лицом опасных производственных объектов другой плановой проверки в отношении иных эксплуатируемых этим же юридическим лицом опасных производственных объектов, расположенных по другим адресам.

Вышеуказанные положения Федерального закона № 116-ФЗ о периодичности проведения проверок не относятся к проведению плановых лицензионных проверок, так как последние регулируются положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в частности частью 9 статьи 19.

Определение понятия «проверка», данное в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является общим для всех проверок, осуществляемых контрольно-надзорными органами, а не только проверок органов Ростехнадзора.

Вопрос от 27.06.2019:

Мы являемся добросовестной электросетевой компанией, соблюдаем все обязательные требования нормативно-правовых актов, возможно ли в таком случае сокращение количества проводимых проверок?

Ответ: Согласно пункту 14 положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 июля 2013 года № 610, деятельность субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии подлежит отнесению к одной из категорий риска, для которой предусмотрена периодичность проведения плановых проверок:

  • высокого (плановая проверка проводится один раз в 3 года);
  • значительного (плановая проверка проводится один раз в 4 года);
  • среднего (плановая проверка проводится не чаще одного раза в 5 лет);
  • умеренного (плановая проверка проводится не чаще одного раза в 6 лет),
  • низкого (плановая проверка не проводится).

В соответствии с пунктом 6 Положения категория риска и соответственно периодичность плановых проверок может быть изменена в случае соблюдении одного из следующих условий

  • отсутствие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о назначении наказания за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом;
  • отсутствие в течение 3 лет, предшествующих дню присвоения категории риска, вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.7 -9.9 , 9.11 и 9.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Другие разъяснения по проверкам Ростехнадзора:

  • Ростехнадзор разъясняет: Плановые проверки (периодичность, срок уведомления и др.)
  • Ростехнадзор разъясняет: Внеплановые проверки
  • Ростехнадзор разъясняет: Постоянный государственный надзор

Дополнено 18.04.2019

Работники предприятий, чья трудовая деятельность связана с регулярным использованием промышленного электрооборудования, должны проходить обучение по электробезопасности. Обучающие мероприятия завершаются проведением аттестации, основной целью которой является определение достаточности объема знаний и навыков, полученных работником. В случае успешного прохождения аттестационных испытаний сотрудник получает удостоверение о проверке знаний в данной предметной области.

Образец удостоверения

  • Образец удостоверения
  • Как проверить удостоверение по электробезопасности на подлинность

Форма данного документа установлена приложением № 2 к приказу Минтруда № 328н. Этот приказ определяет, что удостоверение должно иметь твердый переплет обложку вишневого цвета. На ней при помощи контрастного тиснения наносится наименование документа. Его внутренняя часть представляет собой бумажный вкладыш, в который вносятся необходимые сведения. В документе содержатся следующие разделы:

  • данные о работнике, являющемся обладателем удостоверения;
  • сведения об организации-работодателе, осуществившем выдачу документа;
  • информация и видах проверок знаний, пройденных работником, с указанием конкретных предметных областей, в которых проведена аттестация;
  • подтверждающие данные, включая печать организации и подпись сотрудника, ответственного за выдачу документа.

Указанная форма является строго установленной. Это означает, что удостоверение, выдаваемое сотруднику, должно строго соответствовать образцу, приведенному в приказе № 328н. Наличие расхождений с данным бланком делает удостоверение недействительным.

Как проверить удостоверение по электробезопасности на подлинность

Для того, чтобы убедиться в том, что удостоверение, предъявленное работником, действительно является подлинным, необходимо сверить его бланк с образцом из приказа № 328н. Кроме того, необходимо проверить, действительно ли оно было выдано организацией, указанной в документе. Для этого можно найти в открытом доступе контактные сведения компании и связаться с ней для уточнения этого вопроса. Однако необходимо иметь в виду, что в случае смены места работы сотрудник должен получить новое удостоверение, выданное текущим работодателем. Поэтому документ, полученный на предыдущем месте работы, после увольнения автоматически становится недействительным.

Советуем при выборе компании для обучения, обратить внимание на наличие лицензии на ведение образовательной деятельности. На первую группу по электробезопасности удостоверение не оформляется, только запись в Журнале учета присвоения 1 группы по электробезопасности.

Ростехнадзор на правах органа исполнительной власти осуществляет надзор и контроль в рамках промышленной безопасности.

Он может осуществлять проверки поднадзорных ему предприятий в области своих полномочий.

Как часто проводят?

Причиной для регулярного контроля электрохозяйства предприятия является истечение одного года со дня:

  • оформления ОПО (особо опасные производственные объекты) в государственном реестре опасных производственных предприятий;
  • истечение срока крайней плановой проверки;
  • принятие решения о вводе в эксплуатацию после строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Проверки электробезопасности по плану производятся не чаще чем 1 раз в год.

ИП или юр. лицо предупреждают об очередной проверке за три дня до её начала. Это происходит с помощью копии распоряжения либо приказа начальника или его заместителя, которое отправляют заказным письмом с уведомлением либо другим доступным способом.

Период проведения плановой проверки Ростехнадзора — не более 30 рабочих дней.

Допустимо продление проверки электробезопасности по веским причинам ещё на 20 суток без учёта выходных.

Что проверяют в электрохозяйстве?

Ростехнадзор уполномочен проверять большинство работодателей всех отраслей экономики.

В связи с этим перечислить универсальный перечень документов и вопросов для проверки очень трудно.

Вначале Ростехнадзор будут интересовать документы, касающиеся эксплуатации предельно опасных производственных предприятий: всевозможные проекты работ, разрешения, приказы, планы работ, обслуживание ОПО, договора и т.д.

Сузить круг вопросов в ходе проверки электрохозяйства поможет административные регламенты Ростехнадзора.

В них имеется порядок действия работников службы перед и во время проверок. Их более десяти.

Предприятиям, занимающихся в сфере недропользования, необходим административный регламент, согласованный приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2012 года.

Компаниям, занимающимся в области проектирования, понадобится регламент, утверждённый приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 года, а строительным предприятиям необходим приказ от 31 января 2013 года.

Большинство руководителям предприятий должны ознакомиться с административным регламентом от 30 октября 2008 года №280. Он касается процедуры контроля правил эксплуатации опасных производственных объектов.

В нём содержится примерный список документов, которые изучаются в ходе проверки.

Примерный перечень основных документов:

  • документы, которые подтверждают наличие у предприятия на права собственности либо другого основания опасного производственного объекта;
  • свидетельство о гос. регистрации гражданина в роли ИП – для ИП;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговой службе;
  • документы о гос. поднадзорного предприятия в роли юр. лица – для юр. лица;
  • свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в гос. реестре опасных производственных объектов;
  • одобрение на ввод в эксплуатацию опасной производственной компании;
  • заключение, декларация экспертизы промышленной безопасности;
  • разрешение на эксплуатацию опасного производственного предприятия.

Что ещё могут проверить Ростехнадзор в области электробезопасности предприятия?

В ходе проверки ознакомление происходит не только с документацией. Ростехнадзор проведёт осмотр мест, где располагаются ОПО.

Пристально осмотрят внешний вид объектов и его отдельные части.

Какие документы составляются?

Если в процессе проверки электрохозяйства Ростехнадзор выявил на ОПО несоблюдение требований промышленной безопасности, он выписывает проверяемому предприятию предписание об устранении этих нарушений в указанные сроки.

Помимо этого, на компанию, директора и должностных лиц накладывается административная ответственность согласно статьям 9.1 и 9.19 главы кодекса РФ.

Ответственность и штрафы за нарушения

Предусмотрены следующие наказания и штрафы:

Несоблюдение требований промышленной безопасности к переработке, получению, хранению, уничтожению, перевозке и учёту взрывчатых веществ на ОПО влечёт административный штраф:

  • для должностных лиц 30000 – 40000 руб. либо отстранение на 1 – 1.5 года;
  • для граждан 4000 – 5000 руб.;
  • для юр. лиц 300000 – 400000 руб. либо отстранение до 90 суток.

Несоблюдение требований промышленной безопасности производства на ОПО влечёт административный штраф:

  • для физ. лиц 2000 – 3000 руб.;
  • для должностных лиц 20000 – 30000 руб. либо отстранение на 6 – 12 месяцев;
  • для юр. лиц 200000 – 300000 руб. либо отстранение до 90 суток.

Грубое несоблюдение требований безопасности либо несоблюдение условий лицензирования деятельности на ОПО влечёт административный штраф:

  • для юр. лиц 500000 – 1000000 руб. либо отстранение до 90 суток;
  • для должностных лиц 4000 – 50000 руб. либо отстранение на 1 – 2 года.

Использование ОПО без страхования ОПО предполагает штраф:

  • для юр. лиц 300000 – 500000 руб.;
  • для должностных лиц 15000 — 20000 руб.

Вывод

Контроль Ростехнадзора электрохозяйства не означает тяжёлое бремя на долю директора предприятия ОПО. Это своего рода индикатор безопасности опасного производства предприятия.

Даже если компания успешно работает более 15 лет и ни разу не было замечаний и аварий, необходимо помнить про человеческий фактор.

Поэтому для того чтобы избежать штрафов или отстранение от деятельности предприятия и должностных лиц, необходимо сохранить надёжность хозяйства в компании.

admin

Добавить комментарий