Ремонт автомобильной проводки

Ремонт автомобильной проводки

ИА ГАРАНТ

Каков порядок отражения в бухгалтерском учете организации операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов (в данном случае — нового кондиционера) следует рассматривать в качестве составной части расходов на ремонт транспортного средства.

Обоснование вывода:

В бухгалтерском учете ремонт является одним из способов восстановления имущества (п. 26 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Затраты на текущий ремонт отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, в том числе арендованных) на основании п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Согласно п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее — План счетов) для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу, отражаемых на счете 44) используются счета 20-29 (реже — 20-39).

Отношения сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, регулируются нормами гражданского законодательства о подряде (глава 37 ГК РФ) и о возмездном оказании услуг (глава 39 ГК РФ).

Из разъяснений, представленных, например, в письмах Минфина России от 05.08.2014 N 03-11-11/38552, от 28.08.2013 N 03-11-06/3/35364, от 24.07.2013 N 03-11-06/3/29245, от 05.04.2013 N 03-11-06/3/11238, следует, что договор на оказание услуг (выполнение работ) по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства может предусматривать замену (установку) подрядчиком (исполнителем) конкретных запчастей, при этом стоимость данных запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства (независимо от того, выделяется ли стоимость таких запчастей отдельной строкой в договоре на оказание услуг или нет). Такая деятельность рассматривается Минфином России как деятельность по оказанию услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства.

В приведенных письмах также допускается ситуация, когда при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства заключается отдельный договор купли-продажи на передаваемые запчасти и оплата запчастей осуществляется отдельно от оплаты услуг, предоставляемых в рамках договора по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства. Такую деятельность по продаже запчастей, по мнению финансового ведомства, следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности.

Указанные выводы сделаны Минфином России с учетом того, что пп. «ж» п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, определено, что соответствующий договор (заказ-наряд, квитанция или иной документ) должен содержать перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество.

Отметим, что упомянутые правила регулируют отношения с потребителями услуг — физическими лицами, имеющими намерение заказать, либо заказывающими, либо использующими услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Вместе с тем и для отношений сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, заказчиком которых является юридическое лицо, законом определено, что работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 704, ст. 783 ГК РФ). При этом предусматривается, что установленная сторонами цена включает компенсацию издержек подрядчика (исполнителя) и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации договор на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильной техники подразумевает, что при выполнении работ исполнитель использует собственные запасные части (кондиционер) и расходные материалы, отдельного договора купли-продажи на данное имущество не заключается, поэтому отношения, возникающие между сторонами в части запасных частей и расходных материалов, не следует рассматривать как обособленные отношения по договору купли-продажи товаров, выходящие за рамки отношений по договору на техническое обслуживание и текущий ремонт.

С учетом изложенного выше мы полагаем, что при отражении в бухгалтерском учете операций по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобильной техники организации-заказчику не следует рассматривать использованные подрядчиком (исполнителем) для выполнения работ (оказания услуг) запасные части и расходные материалы (в данном случае кондиционера) в качестве отдельных активов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов организации-заказчику целесообразно рассматривать в качестве составной части расходов на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт транспортных средств, что с учетом Плана счетов подразумевает следующие бухгалтерские записи:

Дебет 20 (26, 44…) Кредит 60
— отражены расходы на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт автомобильной техники исходя из их общей стоимости (с учетом стоимости использованных подрядчиком (исполнителем) собственных запасных частей и расходных материалов);

Дебет 60 Кредит 51 (50)
— оплачена стоимость ремонта (технического обслуживания) автомобиля.

К сведению:

В соответствии с п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01) стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Определения понятий достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации основных средств в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету не содержатся. Вместе с тем эти понятия предусмотрены нормами главы 25 НК РФ, которые регулируют порядок определения стоимости амортизируемого имущества, включая основные средства, для целей налогового учета. Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Той же нормой определено, что в целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Полагаем, что понятия, содержащиеся в п. 2 ст. 257 НК РФ, могут быть применены и при решении вопроса об основаниях изменения первоначальной стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета.

Как разъясняется в письме Минфина России от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94, установка на автомобиль нового оборудования может быть квалифицирована как дооборудование, влекущее изменение первоначальной стоимости основного средства, если в результате такой установки произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К схожим выводам приходят и суды. Так, Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 03.04.2014 N 04АП-4378/13 указал следующее: действующее правовое регулирование позволяет сделать вывод, что основным признаком для квалификации произведенных работ в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ, как при модернизации, так и при техническом перевооружении, являются технические изменения (улучшения), которые приводят к положительным экономическим последствиям (повышение производительности).

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.06.2008 N А05-12045/2007 пришел к выводу о том, что установка охранной и акустической систем не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств.

По существу аналогичное мнение высказал ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 26.10.2010 по делу N А32-23439/2008-26/334-2009-4/914, указавший, что при оснащении автомобиля газобаллонным оборудованием технико-экономические показатели автомобиля не изменяются, поэтому произведенные затраты не могут быть признаны затратами, связанными с техническим перевооружением автомобилей, и не могут увеличивать первоначальную стоимость.

Таким образом, установка на автомобиль того или иного оборудования (приборов) может быть квалифицирована как работы по дооборудованию, реконструкции, модернизации, приводящие к увеличению первоначальной стоимости основного средства, если она вносит изменения в технические характеристики, улучшает эксплуатационные свойства транспортного средства.

В данном случае в результате замены кондиционера таких изменений не произошло. Поэтому вести речь о модернизации или дооборудовании нет оснований.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Работа специализированного автосервиса направлена на предоставление широкого спектра услуг как юридическим, так и физическим лицам. Автосервис может производить ремонт транспортных средств, предоставлять услуги мойки, техобслуживания, специализированного магазина, кафе и т.п. Расскажем в статье, как ведется бухгалтерский учет в автосервисе, какие особенности имеет.

Особенности ведения бухучета в автосервисе

Расчетные операции специализированного сервиса производятся: (нажмите для раскрытия)

  • с физлицами посредством ККМ
  • с юрлицами — по безналичной оплате.

Бухгалтерия обязана вести отдельный учет каждой услуги, движения уставного капитала, денежных средств, основных средств (далее — ОС), нематериальных активов (далее — НА) и, соответственно, платежей с поставщиками. Читайте также статью: → «Особенности бухгалтерского учета аккумуляторов для автомобилей».

Кроме этого, организация, работающая в системе автосервиса (как и ИП), производит закупку запчастей с материалами, оборудования, инструментария — всего того, что необходимо для проведения ремонтных и иных работ. Использованные ресурсы списываются согласно требованиям законодательства.

Осуществляя деятельность в системе автосервиса, можно вести бухучет удаленно, заключив договор на аутсорсинг с бухгалтерской компанией. Это может обойтись примерно в 8–12 тыс. руб. в зависимости от специфики оказываемых услуг, видов деятельности, режима налогообложения, штата работающих сотрудников, производимых банковских операций и др. Достаточно единожды правильно организовать бухучет и можно избежать регулярных типичных ошибок, которые отрицательно сказываются на финансовых итогах автосервиса.

Первичная документация, используемая в системе автосервиса

Деятельность в автосервисе подразумевает:

  • прием заказов;
  • приведение в исполнение полученных заказов;
  • доведение действительных услуг до клиентуры.

Исходные, начальные документы в этом процессе играют первостепенную роль, поскольку каждая составляющая процесса требует должного оформления. Оплачиваемые услуги могут оформляться как исходными документами, так и при помощи жетонов, кассовых чеков (далее по тексту — КЧ) и т. п.

Исходная документация Что собой представляет?
Договор по техобслуживанию, ремонту Включает:

данные заказчика (юридический адрес) и исполнителя (ФИО, контакты, адрес),

информацию о транспорте (марка, номер, модель),

время поступления заказа, сроки его выполнения, стоимость работ,

список оказываемых услуг с перечислением задействованных материалов и запчастей с их ценой,

гарантию,

ответственность сторон;

клиенту отдается копия

Бланк заказа Заполняет клиент (физлицо) по образцу БО-1
Журнал учета заказов Необходим для регистрации принятых к исполнению заказов
Рекламационный акт Составляется при приеме на ремонт по гарантии
Акт сдачи-приемки Оформляется, когда владелец оставляет свое транспортное средство для ремонта;

фиксирует состояние автомашины, имеющиеся повреждения, комплектацию, отданные запчасти и материалы;

заказчику отдается копия

Номерной талон Выдается при диагностике, мойке, отдельных видах работ при техобслуживании и др.
КЧ Включает:

  • данные организации, предоставляющей услуги;
  • чековый номер;
  • дату поступления заказа и его цену;
  • ИНН;
  • номер ККМ.
Контрольно-кассовая лента, удостоверенная налоговиками журнал кассира-операциониста (КМ-4) и т. д. Это документы, свидетельствующие о платежах клиентов, на хранении остаются до 5 лет
Кассовый отчет Составляется кассиром в конце рабочего дня и сдается с вырученными деньгами
Приходный кассовый ордер Показывает передачу вырученных денег и кассового отчета
Учетная ведомость по движению денег и проведению услуг Необходима для контролирования движения денег (прибытие, траты, остаток);

составляется каждый день по форме № 4 в 2 экземплярах (для бухгалтерии и приемного пункта)

Накладные поставщика, инвойс, товарно-транспортная документация, акт приема для последующего пользования Используются для учета ОС

Подобное документальное оформление, быстрый учет поступающих заказов являются обязательными для осуществления полноценной деятельности в автосервисе, обеспечения контроля над сохранностью, движением заказов и расчетами с клиентурой.

Налогообложение организаций (ИП), работающих в системе автосервиса

От применяемого налогового спецрежима в организации (ИП) зависят расходы на сборы, взносы и собственно принцип работы в системе автосервиса.

Режим налогообложения Особенности применения Налоговая нагрузка
УСН (6% с прибыли) Штат работающих не более 100 чел.;

годовая прибыль до 60 млн;

БСО за ремонт с физлицами;

работа с юрлицами посредством ККМ, расчетного счета

Имущественный налог не уплачивается;

основной налог снижается за счет страховых сборов;

обязательно ККМ при реализации запчастей

УСН (прибыль — траты) Особенности применения как и при УСН с 6% от прибыли Не взимается налог на имущество;

обязательно ККМ при реализации запчастей;

если дохода нет, уплачивается 1% от дохода

ЕНВД Только штатные ограничения в 100 чел.;

БСО за ремонт с физлицами, а запчасти по чекам;

работа ведется посредством ККМ, расчетного счета — с юрлицами;

запчасти по чекам

Не уплачивают имущественный налог;

основной налог уплачивают ежеквартально в любом случае, подсчитывается он с учетом численности работающих;

уплаченные страховые сборы за работников снижают основной налог на 50%

ОСН с НДС Без лимитирования;

БСО с физлицами по ремонту;

с юрлицами — ККМ, расчетный счет

Много налогов, включая НДС;

если дохода не будет, налоги не уплачивают либо их размер минимален

ОСН без НДС Лимитирование только по части прибыли — до 2 млн за квартал;

БСО с физлицами, а с юрлицами — счет либо ККМ

Большая нагрузка в отношении налогов;

если прибыли нет, размер налогов существенно снижается либо их не платят

Таким образом, свою деятельность в системе автосервиса организации и ИП могут осуществлять, находясь на системе налогообложения УСН либо ОСН. При этом некоторые виды деятельности могут подпадать под ЕНВД (НК РФ, ст.346.26, п.2, пп.3). Выбор налогового режима следует производить с учетом указанных выше особенностей их применения и налоговой нагрузки. Читайте также статью: → «Что лучше УСН или ЕНВД для ИП?».

Типовые операции и контировки в бухучете организаций (ИП), занятых в системе автосервиса Перемещение денежных средств в кассе отображается при помощи сч. 50. Операции по расчетному счету учитываются на сч. 51.

Бухгалтерия применяет следующие стандартные контировки: (нажмите для раскрытия)

  • ДТ 50, КТ 46 — реализация за наличные деньги услуг, товаров;
  • ДТ 51, КТ 62 — реализация по расчетному счету услуг, товаров;
  • ДТ 62.01, КТ 90,01 — выполнение ремонта;
  • ДТ 50, КТ 62.01 — платеж физлицом за ремонтные работы;
  • ДТ 51, КТ 62.01 — платеж за починку юрлицом;
  • ДТ 41, КТ 60 — поступление запчастей в автосервис;
  • ДТ 60, КТ 51 — оплата поставщику за запчасти;
  • ДТ 90, КТ 41 — списывание запчастей по мере исполнения услуг;
  • ДТ 62, КТ 90 — автомойка (для физлица);
  • ДТ 50, КТ 62 — платеж за автомойку согласно акту работ физлицом;
  • ДТ 51, КТ 62 — платеж за автомойку согласно счету юрлицом.

Валютные операции отображаются на сч. 52. Принцип учета в большинстве своем подобен операциям по расчетному счету.

Бухгалтерия основных средств (ОС) и нематериальных активов (НА) в системе автосервиса

ОС в автосервисе — это также часть имущества, которая используется в периоде, превышающем год. К ним причисляют постройки, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь и т. д. Бухгалтерией для учета ОС используется сч. 08 «Капитальные вложения», 02 «Изношенность ОС», 47 «Реализация, убытие ОС». Читайте также статью: → «Счет 08 в бухгалтерском учете: вложения во внеоборотные активы. Проводки».

Соответствующие операции при поступлении средств отображаются стандартными контировками:

  • ДТ 75, КТ 85 — обязательства учредителей по вкладу;
  • ДТ 01, КТ 75 — главное производство в собственности организации;
  • ДТ 48, КТ «НА» — выбывание на начальную цену объекта;
  • ДТ 05, КТ 48 — выбывание на величину амортизации;
  • ДТ 48, КТ 80 — финансовый итог от убытия НА;
  • ДТ 04, КТ 08 — инвентарная цена НА;
  • ДТ 04, КТ 87 — НА получены на безвозмездной основе.

Бухгалтерия учитывает ОС по начальной их цене во время нахождения их в организации. Траты по ОС — капитальные вложения организации автосервиса.

Пример 1. Основные контировки для отображения операций, связанных с починкой транспорта и использованием запчастей

ООО «Василек» продает запчасти оптом и ремонтирует автотранспортные средства. На организацию поступил заказ по починке автомашины. Во время ремонтных работ использовались запасные части, выписанные со складского помещения. Бухгалтерия отобразила все операции по описанной ситуации стандартными контировками.

Стандартные применяемые контировки Характеристика
ДТ 10-2, КТ 41-1 Выданы запчасти со складского помещения автосервису
Сторно ДТ 68 (НДС), КТ 19-3 Вычет НДС
ДТ 10-2, КТ 19-3 Учитывание НДС в цене запчастей
Сторно ДТ 41-1, КТ 42 Торговая наценка запчастей
ДТ 20, КТ 10-2 Себестоимость запчастей отнесена на ремонтные затраты
ДТ 20, КТ 02 Траты на ремонт автомашины
ДТ 62, КТ 90-1 Доход от выполненных ремонтных работ
ДТ 90-2, КТ 20 Списание себестоимости произведенных работ вместе с ценой запчастей
ДТ 50-1, КТ 62 Заказчиком внесена оплата за выполненные ремонтные работы
ДТ 90-9, КТ 99 Учтен полученный доход от починки автомобиля

Пример 2. Оптимальный режим налогообложения для работы в системе автосервиса и бухгалтерия

К. Д. Леонидов, слесарь по специальности, принимает решение заняться ремонтом автотранспортных средств. Работать собирается один. В такой ситуации ему уместнее зарегистрироваться ИП и выбрать режим налогообложения ЕНВД.

При этом спецрежиме налоговая нагрузка будет минимальная, а прибыль будущий предприниматель сможет расходовать на свое усмотрение. Применение ЕНВД позволит не платить имущественный налог и снижать базу налога на 50% за счет уплачиваемых ежеквартально страховых взносов. Далее К. Д. Леонидов должен заказать БСО и открыть расчетный счет.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. К какому режиму лучше отнести починку и техническое обслуживание транспортных средств, осуществляемых в период действующего срока гарантии (по договору с производителем)?

Оптимальным вариантом будет использование ЕНВД (Письма Министерства финансов России № 03-11-05/109 <1> и № 03-11-04/3/88). Следуя разъяснениям министерских писем, руководствоваться нужно ОКУН. В классификаторе ремонтные услуги автотранспорта равнозначны коду «Техническое обслуживание, ремонт транспорта и оборудования». Причем оплата не зависит от того, кому (юрлицу либо физлицу) и каким способом (наличным либо безналичным) производится оплата услуг.

Вопрос №2. На каком счете отображать централизованную закупку запасных частей для специализированного магазина и автосервиса?

Используется сч. 41 «Товары».

Вопрос №3. Как лучше учитывать материалы с запчастями?

Плательщики налогов запасные части и материалы причисляют к расходным материалам. Бухгалтерией используется сч. 10 «Материалы». Их списание производится без торговой наценки, на траты по покупной стоимости.

Вопрос №4. Является ли использование собственных запчастей организации автосервиса в ходе ремонта торговлей либо относится к услуге по ремонтным работам авто?

Все зависит от оформления заказа. Если в договоре по ремонту предусматривается замена запчастей, то ЕНВД уплачивают только за проведение ремонтных услуг. Но когда на запасные части, которые отдаются заказчику, заключается отдельный договор, клиент оплачивает их отдельно. Это значит, что здесь имеет место другой вид деятельности — розничная торговля.

Вопрос №5. Можно ли использовать ЕНВД, когда затраты на ремонт оплачивает страховщик?

Да, ограничений на этот счет нет.

Идей для открытия своего дела много. Вы, наконец-то, определились и открыли автосервис. Только что зарегистрировали бизнес, голова идет кругом, и у вас сразу появились вопросы о том, как правильно и как лучше вести бухгалтерский учет автосервиса. Ведь хочется грамотно планировать расходы и, конечно же, оптимизировать налоговую нагрузку.

В ведении бухгалтерского учета в автосервисе есть нюансы. Расскажем о них.

Чаще всего автосервис предоставляет самый разнообразный спектр услуг. При этом есть возможность предоставлять их как физическим, так и юридическим лицам.

Что относится к услугам автосервиса?

Обычно сервисы занимаются ремонтом легковых или грузовых, импортных или отечественных транспортных средств. Однако собственники предпочитают расширять варианты услуг, и тогда уже среди услуг встречаются автомойки и автомагазины с аксессуарами и запчастями, и даже кафе.

Документы, необходимые в работе

Чтобы была возможность отразить реализацию услуг в учете, используются первичные документы:

  • договор на оказание услуг;
  • акт выполненных работ или;
  • счет-фактура, если вы работаете с НДС.

Есть и другие важные документы. Чтобы оформить заказ, например, ремонта ТС в автосервисе физическому лицу, то потребуется заполнить бланк-заказ по форме БО-1.

Чтобы своевременно вести учет оказанных услуг, корректно их отображать и проводить, используйте принятые и утвержденные формы:

  • Оказаны услуги авторемонта автосервисом Дт 62.01 Кт 90.01
  • Оплачены услуги авторемонта физическими лицами Дт 50 Кт 62.01
  • Оплачены услуги авторемонта юридическими лицами Дт 51 Кт 62.01

Когда вы предоставляете услуги по ремонту, после выполненных работ, автосервис должен правильно списать отработанные запчасти:

  • Поступили запчасти в автосервис от поставщиков Дт 41 Кт 60
  • Оплачены запчасти поставщику по счету и товарной накладной Дт 60 Кт 51
  • Списаны запчасти при оказании услуг автосервиса Дт 90 Кт 41.

Автосервис и налоги

В настоящее время можно выбрать и использовать один из предложенных режимов:

  • ОСНО;
  • упрощенку (первого или второго типа);
  • ЕНВД;
  • патент.

Как показывает практика, чаще всего предприниматели в сфере автосервисов выбирают УСН или ЕНВД. Такой выбор позволяет снизить налоговую нагрузку.

Организация бухгалтерского учета автосервиса

Бухгалтерия автосервиса обязана не только вести отдельный учет для каждой представленной услуги, но и фиксировать движения денежных средств и платежей с поставщиками.

Таким образом, чтобы соответствовать всем требованиям законодательства, необходимо:

  • учитывать уставной капитал сервиса и следить за его изменениями;
  • разбираться в расчетных данных с поставщиками;
  • уметь работать с основными имеющимися средствами и нематериальными активами.

Если автосервис закупает для работы запчасти и различные материалы, оборудование и другие необходимые инструменты, то использованные ресурсы должны списываться согласно требованиям законодательства.

Неважно, какой именно вид учета будет вестись: учет клиентов, ТС или запчастей. В любом случае, все эти вопросы лучше доверить специалисту.

Автоматизация работы автосервиса

В помощь бухгалтеру и собственнику создано большое количество программ для облегчения ведения учета.

Программа БИТ.Автосервис создана на базе 1С:Управление торговлей 8.3., ред. 11. Таким образом, пользователи получают все преимущества и функционал известного продукта 1С. Еще один плюс: бухгалтеру не нужно долго учиться и разбираться в системе, для обмена данными с «1С:Бухгалтерия» используются стандартные механизмы.

Решение БИТ.Автосервис автоматизирует предприятие любого размера: от маленького СТО с двумя подъемниками до сетевых автосервисов.

Какие преимущества дает программа?

Вы сможете:

  • видеть подробную историю взаимодействия с каждым клиентом и партнером;
  • оперативно получать данные о необходимости и статусе заказа запчастей;
  • видеть и анализировать все виды взаиморасчетов с поставщиками.

В решение встроен отдельный блок по отчетности, где есть все отчеты по складу, продажам, поставщикам и клиентам, которые доступны в привычной программе 1С:Управление торговлей.

Обязательная маркировка шин

Напомним, что обязательная маркировка товаров затронула и автобизнес. Так, эксперимент по маркировке шин и покрышек, который был запущен 20 июня, завершится уже 30 ноября 2019 года, а обязательная маркировка стартует 1 декабря.

Уже сейчас проработаны и утверждены предложенные методы маркировки шинной продукции:

  • лазерная гравировка;
  • этикетирование;
  • RFID-метки.

Если с 1 декабря предприниматели будут продавать немаркированную продукцию, то штраф придется заплатить всем участникам рынка. Законом предусмотрена и уголовная ответственность с конфискацией товара, если будет зафиксирована продажа немаркированных шин без чипирования в особо крупных размерах.

Осталось совсем мало времени, но вы еще можете успеть заказать модуль для 1С для маркировки шин и необходимое оборудование, чтобы избежать штрафов и других наказаний.

В результате вы получите:

  • настройку и доработку 1С в соответствии с требованиями закона о маркировке;
  • регистрацию в системе «Честный знак»;
  • специальную ЭЦП для маркировки;
  • подбор спецоборудования для маркировки шин;
  • подключение ЭДО.

Звоните, наши специалисты готовы рассказать подробный алгоритм действий для автосервисов при введении обязательной маркировки товаров.

Вводная информация

Первым делом, надо отметить, что законодатели, создавая Налоговый кодекс, особую фантазию в части «автомобильных трат» не проявили, поместив все возможные расходы, которые могут возникать у организаций-автомобилистов, в одну норму. А именно — в подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. В нем сказано, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта. И все. Никаких конкретных указаний на то, что именно можно включить в такие расходы, мы в НК РФ не найдем. Поэтому порядок учета расходов, возникающих у организации в процессе владения автомобилем — на стоянку, мойку, оплату услуг временной парковки и т.п., вызывает трудности и даже иногда споры с налоговыми органами. Давайте попробуем разобраться, какие сопутствующие расходы можно учитывать и как доказать обоснованность их списания.

Расходы на стоянку

По своей сути расходы, связанные с оплатой стоянки автомобиля, можно разделить на две большие группы. В первую войдут затраты, связанные с хранением автомобиля в то время, когда он не используется организацией (ночью, в выходные и т.п.). А во вторую — оплата временных парковок во время разъездов.

Теоретически никаких проблем с включением этих затрат в расходы при налогообложении прибыли возникать не должно. Ведь, как мы уже упоминали, подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ сформулирован настолько широко, что под него можно подвести любые затраты, возникающие у организации в связи с владением автотранспортом. Да и связь расходов на хранение автомобиля и на разовые парковки с содержанием автотранспорта оспорить сложно.

Однако на практике с этим возникают проблемы. И вот почему. Любой расход можно включить в налоговую базу по налогу на прибыль только в том случае, если он экономически обоснован и документально подтвержден (ст. 252 НК РФ). Именно с документальным подтверждением в большинстве случаев и возникают проблемы.

Очень часто услуги по хранению и по парковке наличными деньгами оплачивает водитель. С точки зрения бухгалтера получается, что оплата произведена через подотчетное лицо. А значит, это лицо должно будет составить авансовый отчет (не позднее трех рабочих дней) и приложить к нему оправдательные документы (п. 11 Порядка ведения кассовых операций, утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40 (Письмо ЦБ РФ от 04.10.93 № 18)). И если составить отчет — не проблема, то с оправдательными документами все как раз наоборот.

Дело в том, что по закону в рассматриваемом случае таким документом должен быть кассовый чек — ведь произошел наличный расчет за услугу. Однако на практике автостоянки чеки не выдают, поскольку для этого нужно регистрировать кассовый аппарат, платить за его обслуживание и т.п.

Возникает логичный вопрос — можно ли чем-то заменить чек в рассматриваемой ситуации? Изучение закона о ККТ* позволяет дать на этот вопрос положительный ответ. Так, при оказании услуг населению (а в данном случае водитель корпоративной машины выступает для автостоянки именно как население) вместо чека ККТ можно выдать бланк строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона о ККТ). Такой бланк официально называется «Квитанция за парковку автомобилей». Он утвержден письмом Минфина России от 24.02.94 № 16-38 и продолжает применяться до сих пор (см. письмо Минфина России от 27.04.06 № 03-03-04/1/404 и п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.08 № 359).

Есть и еще один вариант, когда можно обойтись без кассового чека. Речь идет о праве «вмененщиков» заменять кассовые чеки документом, подтверждающим прием денежных средств за оказанную услугу (п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ). Такой документ вполне может подтверждать расходы организации на оплату услуг стоянки, с чем, кстати, не спорит и Минфин (см. письмо от 19.01.10 № 03-03-06/4/2).

Но самым, пожалуй, безопасным способом в случае с длительным (ночным, на выходных и т.п.) хранением автомобиля будет заключение официального договора со стоянкой, либо аренда (опять же официальная) гаража или парко-места. В таком случае у организации на руках будет официальный договор, а оплата будет происходить в безналичной форме. При таких условиях никаких проблем с учетом расходов возникнуть не должно.

В случае же с разовыми парковками, если не удается получить правильного документа, бухгалтеру предстоит решить: спорить с налоговиками по поводу учета расходов на парковки, или просто не учитывать данные суммы в расходах.

Тем, кто решит поспорить, сообщим, что судебной практике известны случаи, когда налогоплательщик доказывал свое право учитывать расходы на автостоянку на основании квитанций к ПКО (а именно этот документ на практике охотнее всего выдают «парковщики»). Речь идет о постановлении ФАС Московского округа от 03.05.07, 11.05.07 № КА-А40/3474-07. При рассмотрении дела суд принял в качестве документа, подтверждающего расходы на автостоянку, квитанции к приходному кассовому ордеру, в которых указывались фамилия работника, номер автомашины, сумма, а также содержалась печать организации, предоставившей услуги по стоянке. При этом суд отметил: отсутствие чеков ККТ не свидетельствует, что расходов не было вовсе — у организации имеются иные документы, подтверждающие понесенные расходы.

Штраф или оплата услуг стоянки?

Отдельно стоит остановиться на ситуациях, когда машина попадает на стоянку не по воле водителя, а по воле сотрудника ДПС. Или, проще говоря, об оплате так называемых штраф-стоянок, на которые машины помещаются за некоторые нарушения ПДД, в частности, за нарушение правил парковки.

Для ответа на вопрос о том, можно ли включить плату за штраф-стоянку в расходную часть налоговой базы по налогу на прибыль, нужно предварительно ответить на другой вопрос. Чем является перемещение автомобиля на такую стоянку — санкцией за нарушение Правил дорожного движения или услугой (пусть и навязанной) по хранению машины. В первом случае расходы учесть будет нельзя. Этому препятствует пункт 2 статьи 270 НК РФ, где сказано, что расходы в виде штрафов и других санкций при налогообложении не учитываются. Во втором случае учет этих расходов ничем не будет отличаться от оплаты обычной парковки.

Ответ на вопрос о сути штраф-стоянки надо искать в Кодексе об административных правонарушениях. Все виды санкций, которые могут применяться к лицам, допустившим административные правонарушения, исчерпывающим образом перечислены в статье 3.2 КоАП РФ. И такой санкции, как помещение автомобиля на штраф-стоянку или перемещение автомобиля в этой статье не предусмотрено. Из этого следует четкий вывод, что оплата штраф-стоянки санкцией или штрафом не является. Данный вывод подтверждает и статья 27.1 КоАП РФ, которая прямо называет перемещение автомобиля на штраф-стоянку мерой обеспечения производства по делу об административном нарушении.

То есть к санкциям и штрафам плата за перемещение машины на штраф-стоянку и оплата хранения автомобиля на ней отношения не имеет. Это означает, что данные суммы учитываются так же как и обычная парковка — на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Подтверждающим расходы документом будет являться квитанция за парковку или иные документы, которые доказывают оплату времени нахождения автомобиля на штраф-стоянке.

Штрафы за нарушение ПДД

Косвенно вопросы учета сумм штрафов мы затронули, когда рассматривали налоговые последствия помещения автомобиля на штраф-стоянку. На всякий случай напомним: пункт 2 статьи 270 НК РФ не позволяет учесть в расходах при налогообложении прибыли штрафы и прочие санкции, налагаемые госорганами. Штрафы за нарушение Правил дорожного движения как раз подпадают под действие этого пункта, поэтому в расходах не учитываются.

Однако это правило действует лишь в случае, когда речь идет о штрафах, наложенных на юрлицо, которое является владельцем автомобиля. Но в сфере дорожного движения к ответственности чаще привлекается водитель автомобиля, а не его владелец. Соответственно, подобные штрафы водитель платит за счет своих средств. Компенсировать их ему (при желании, конечно) можно различными премиями, матпомощью или надбавками. И если при этом в приказе о выплате данных сумм не указывать, что они предназначены именно для компенсации сумм штрафов, уплаченных водителем, то проблем с учетом подобных сумм в расходах не будет.

Мойка автомобиля

Наконец, несколько слов надо сказать о расходах на мойку автомобиля. Здесь ситуация, в принципе, аналогична той, что мы описали выше в части оплаты парковки и стоянки. Подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ охватывает и эти затраты. Причем, данный вывод чиновники не оспаривают (см. письмо Минфина от 20.06.06 № 03-03-04/1/530).

Поэтому проблемы могут возникнуть лишь в части документального подтверждения этих расходов. Как и в случае с парковками нужен или кассовый чек, или БСО. При этом к чеку налоговики предъявляют дополнительные требования — в нем должны быть указаны марка и государственный регистрационный номер автомобиля (см. письмо УФНС по г. Москве от 12.04.06 № 20-12/29007). Получается, что к кассовому чеку нужно приложить еще и товарный чек.

Но тут надо отметить, что в отличие от парковок, большинство организаций, оказывающих услуги по мойке автомобилей, имеют кассовый аппарат и не возражают против составления товарного чека. То есть получить данные документы гораздо проще, чем при оплате парковки.

* Федеральный закон от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

УДК 657.22:629

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ACCOUNTING OF VEHICLES

Г.М. Турсынбай, Н.Н. Горюнова G.M. Tursynbai, N.N. Goryunova

Томский политехнический университет, Россия Tomsk Polytechnic University, Russia E-mail: gulim_tursynbai@mail.ru

Актуальность исследования определяется возросшей необходимостью наличия транспортного средства для каждой компании. Автомобиль — это всегда большие затраты, учет которых «ложится на плечи» бухгалтерии. В организации должны быть разработаны внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для организации учета основных средств, включая автотранспортные средства, и контроля за их использованием. Методы ведения бухгалтерского учета в организации — это один из сложных вопросов управления компанией. Цель работы: установление статей расходов на транспортное средство в бухгалтерском учете. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение) и методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному). Результаты. Рассмотрены основные затраты на содержание автомобильного транспорта, проанализированы имеющиеся теоретические материалы по выбранной тематике, государственные законодательные акты. Принимая во внимание изменения в законодательстве 2017 года, выбрана методика внесения затрат на автомобильный транспорт в бухгалтерский учет.

Ключевые слова: Бухгалтерский учет, транспортное средство, методы бухучета, планирование, налоговый учет.

Key words: Accounting, vehicle, accounting methods, planning, tax accounting.

Необходимость наличия транспортного средства практически в любой организации оправдана возросшими глобализационными процессами, логистическими связями компаний. Почти все компании используют транспорт для перевозок сырья и материалов, готовой продукции, подсобных работ.

Естественно, наличие автомобиля в компании влечет за собой расходы на его содержание. В первую очередь это его покупка, регистрация, топливо, ремонт и

Турсынбай Гулим Маратовна,

магистрант кафедры

экономики Национального

исследовательского

Томского политехнического

университета,

634050, г. Томск,

пр. Ленина 30.

Е-mail: gulim_tursynbai@mail.ru

Горюнова

Наталия Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Национального исследовательского Томского политехнического университета, 634050, г. Томск, пр. Ленина 30. Е-mail: pnn@tpu.ru

техосмотры, мойка, парковка, лицензирование, страхование и т. д. Такие расходы разумно включать в бухгалтерский и налоговый учет.

Начнем рассмотрение транспортных средств с начала деятельности, а именно с покупки. Необходимо понимать, что приобрести его можно несколькими способами: покупка за наличный расчет, кредит или займ и по договору лизинга. В случае покупки за наличный расчет необходимо учитывать, кто является плательщиком НДС. Лучше покупать машину у тех, кто начисляет данный налог, тогда государство может вернуть предприятию часть расходов, а покупатель уменьшает свои расходы на сумму, равную налогу, что примерно составит 16,67 %.

Исходя из этого, более выгодным является такое положение, когда предприятие производит покупку у юридического лица, а не у физического. Когда автомобиль приобретается у частного лица, то государство не компенсирует НДС, а значит цена у частного должна быть меньше изначально.

При кредите или займе организация производит оплату частями, а отсюда вывод, что кредит может принести немалую прибыль. Деньги возвращаются кредитору через какое-то время, и к моменту возврата они частично обесценятся.

Когда автомобиль берется в лизинг, организация становится полноправным владельцем только через какое-то время. Что касается учета, лизинговое имущество может учитываться как лизингодателем, так и лизингополучателем, что также оговаривается при заключении договора. Тем не менее стоит отметить, что предприятию выгодно получать основное средство в лизинг. Амортизация в таком случае начисляется в три раза быстрее. Лизинговые платежи также уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Таким образом, чтобы обзавестись автотранспортным средством, можно использовать любой вариант его приобретения. На наш взгляд, выгоднее всего купить автотранспортное средство по договору лизинга. Если же это сделать не удается, то целесообразно взять кредит на приобретение автомобиля. И, наконец, если кредит взять невозможно, придется покупать транспорт за счет собственных средств .

Мы перечислили наиболее распространенные варианты. Теперь рассмотрим некоторые из них подробнее с точки зрения бухгалтерского и налогового учета.

Если транспортное средство компании служит ей более одного года, то Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, говорит нам о том, что автомобиль можно считать основным средством компании .

Высокая стоимость автомобилей позволяет также использовать их как амортизирующее имущество в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ. Напоминаем, что амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В бухгалтерском учете автомобили учитывают по первоначальной стоимости. В нее включают все фактические затраты, связанные с покупкой машины. Помимо суммы, уплаченной поставщику, это могут быть посреднические вознаграждения, невозмещаемые налоги, проценты по кредиту и т. д. Еще не забудьте включить в стоимость автомобиля и затраты, связанные с регистрацией в ГИБДД МВД России.

Выделяют два взгляда относительно проблемы отображения подобных затрат в налоговом учете. Согласно суждению налоговых организаций, изначальную цену ресурса необходимо устанавливать равно как необходимую сумму затрат в его получение, строительство, производство, доставку. Однако поскольку транспорт никак не способен принимать участие в дорожном перемещении без регистрации в ГИБДД, платежи за регистрацию должны быть включены в изначальную цену машины и предполагать затраты, сопряженные с доведением главного ресурса вплоть до состояния, в котором

оно подходит для эксплуатации. К другим затратам, сопряженным с покупкой и реализацией, принадлежат средства налогов и сборов, прибавленные в определенном Налоговым кодексом режиме. Пошлина государства принадлежит к федеральным налогам, и затраты на уплату вводятся в структуру других затрат, сопряженных с реализацией использования ресурса. В случае если определенные расходы могут являться налогами, причисленными в то же время ко многим группам затрат, то плательщик имеет право независимо установить, к какой непосредственно категории он отнесет подобные расходы. Налогоплательщики обладают возможностью определять, включать плату за регистрацию в ГИБДД в первоначальную стоимость автомобиля или же учитывать в составе прочих расходов. Свой выбор они должны закрепить в учетной политике для целей налогообложения .

Следующей не менее важной статьей является учет расходов по страхованию. В соответствии с ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» каждый автовладелец обязан страховать гражданскую ответственность . На бухгалтера же в данном случае ложится обязанность внести в расходы затраты на страхование. Эта статья расходов вносится в первоначальную стоимость автотранспорта, т. к. считается затратами на то, чтобы основное средство могло эксплуатироваться.

Но стоит напомнить, что страховая компания выдает свидетельство сроком на один год, а значит эти затраты необходимо учитывать и дальше. Таким образом, для соблюдения единообразия бухгалтерского и налогового учета, было бы логичнее сумму страхового взноса отражать в составе расходов будущих периодов, после чего равномерно списывать на затраты, пока действует договор страхования. Об этом же нам говорит и положение по ведению бухгалтерского учета: «Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида» .

Существуют и другие вопросы, подконтрольные бухгалтеру, например учет выбытия, правильное отражение расходов на содержание автотранспортного средства, использование автотранспортного средства третьими лицами, особенности учета труда водителей, транспортный налог.

Одним из не менее важных статей расходов является амортизация транспортных средств компании. Как было выяснено, автомобиль признается как основное средство. Его стоимость погашается через систему амортизации. В данном случае имеет смысл говорить о линейном способе, когда сумма амортизации за год рассчитывается исходя первоначальной стоимости основного средства, срока полезного использования и нормы амортизационных отчислений. Срок использования автомобиля устанавливается организацией самостоятельно, беря за основу производительность и мощность транспортного средства, режим и условия эксплуатации. Что касается налогового учета, автомобиль также оценивает сама фирма, но беря за основу амортизационную группу, к которой относится транспорт, исходя из статей НК РФ. Так, например, если срок и пользования составляет 48 месяцев, тогда исчисляем норму амортизации: 2,1 % (100 % * 48 мес.) в месяц.

Для того чтобы данные налогового и бухгалтерского учетов были более близки, организация зачастую устанавливает срок полезного использования более длительный именно в бухгалтерском учете. Такое ведение бухучета позволяет более просто исчис-

лять расходы, но это приводит к завышению налога на имущество. Эту проблему решают за счет внедрения модернизаций на автомобили, которая увеличивает стоимость для налогового учета, но не делает разбег цен в два раза в бухгалтерском учете .

Как известно, автомобили требуют ремонта: текущего, среднего и капитального. Здесь же рассматривается и система реконструкции и модернизации. Затраты на восстановление объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. В бухгалтерском и налоговом учете организации расходы на ремонт автотранспортных средств, являющихся основными средствами, отражаются в общеустановленном порядке по статье «Расходы на ремонт основных средств». Запасные части, приобретаемые организацией для ремонта автотранспортных средств, учитываются на счете 10 «Материалы», субсчет «Запасные части». На этом же субсчете учитываются автомобильные шины в запасе и обороте. Автомобильные шины, находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств (счет 01). В бухгалтерском учете расходы на ремонт автотранспортных средств являются расходами по обычным видам деятельности .

И последним важным пунктом, необходимым для рассмотрения, является выбытие автомобиля. Когда создается ситуация, что автомобиль необходимо списать, собирают комиссию, заключение которой оформляется как решение — Акт о списании автотранспортных средств (унифицированная форма № ОС-4а) с указанием данных, характеризующих объект .

При аварии, после которой средство не может быть использовано, оформляется инвентарная карточка объекта, где становится отметка о выбытии. Данные о списанных средствах отражаются в финансовых результатах компании, а НДС, который был уплачен и возмещен из бюджета, восстанавливают в той части, где отображена конечная стоимость транспортного средства. Из этой стоимости вычитается сумма НДС, приходящейся на стоимость оприходованных запасных частей. Далее эта сумма будет списана при подсчете прибыли или при получении суммы страховой части.

Если происходит продажа автомобиля, тогда учет ведется по статье 91 «Прочие доходы и расходы». Та организация, которая продает транспорт, исчисляет и уплачивает НДС со стоимости реализованного транспортного средства. Что касается налогового учета, то доход от продажи уменьшается на остаточную стоимость и суммы расходов, которые были потрачены на реализацию. Данное положение описано в НК РФ. Как и ранее было отмечено, налоговая сумма не всегда совпадает с бухгалтерской. Причинами расхождения данных по бухгалтерскому и налоговому учету являются :

• разная первоначальная стоимость;

• различные способы начисления амортизации;

• использование коэффициентов при начислении амортизации в налоговом учете

Смотря, какая причина стала основной в будущих расхождениях налогового и бухгалтерского учетов, бухгалтерскую прибыль принято квалифицировать по нескольким категориям:

• прибыль является постоянной разницей;

• прибыль используется для погашения временной разницы, возникшей в момент приобретения транспорта или в процессе начисления налога по амортизации .

Рассмотрим еще одну категорию, которая относится непосредственно к транспортным средствам — горюче-смазочные материалы. Для их учета используется статья 10 «Материалы», а также субсчет «Топливо». Зачастую к «Топливу» относят и такие

категории, как «ГСМ на складе», «Бензин», «На складе». Играет роль приобретение материалов за наличный или безналичный расчет. Чаще закупки ГСМ осуществляют за наличный расчет, для чего водителям заранее выдают под отчет денежные средства. Общепринято, что величина сумм наличных денежных средств для приобретения топлива, подлежащих выдаче под отчет, обычно устанавливается исходя из величины стоимости средненедельного расхода топлива, а при работе в междугородном или межобластном сообщении — исходя из величины стоимости расхода топлива на выполнение производственного задания. Базовой нормой расхода топлива и ГСМ считается техническая документация на транспортное средство. Также применяют поправочные коэффициенты, которые обоснованы различиями в дорожно-транспортных условиях, климатических и других эксплуатационных факторах. Многие организации прибегают к изменениям в зависимости от времени года, что является верным и позволяет более точно высчитывать потребность автомобиля в топливе. Переход на различные коэффициенты происходит по приказу руководителя . Расходы на приобретение топлива и материалов для транспорта, который используется в основной деятельности, относят к статьям материальных расходов. А служебные машины исчисляются как расходы прочие.

После рассмотрения основных категорий по транспортному учету хотелось бы обратить внимание на изменения в налоговом учете за 2016-2017 гг. Так, изменилась декларация по транспортному налогу с 1 января 2017 года. Стала применяться форма, и используется порядок заполнения декларации по транспортному налогу, утвержденный приказом ФНС России от 20.02.12 № ММВ-7-11/99. В новой декларации появились строки для указания месяцев регистрации и снятия с учета транспортных средств. Кроме того, в новой форме учтены изменения в НК РФ, согласно которым владельцы большегрузов смогут уменьшать транспортный налог на платежи в систему «Платон». Эта система представляет собой систему взимания платы с автомобилей, имеющих максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн .

Новые правила учета платы за возмещение ущерба дорогам в систему «Платон» действует с 3 июля 2016 года. До поправок компании с начала 2016 года учитывали в расходах по налогу на прибыль и авансовые платежи по транспортному налогу, и платежи в систему «Платон». По большегрузному транспорту компания вправе включить в расходы по прибыли платежи в систему «Платон» только в сумме, которая превышает аванс по транспортному налогу (подп. 48.21 ст. 270 НК РФ). Авансы по транспортному налогу за большегрузы платить не надо (п. 2 ст. 363 НК РФ).

Далее расходы, сопутствующие покупке основного средства (в нашем случае автотранспорта), нужно включать в первоначальную стоимость Основных средств. Основные средства можно учитывать по цене поставщика, включая НДС. Плюс расходы на монтаж. Стоимость доставки, консультационных услуг, другие платежи в первоначальную стоимость не включаются. Они списываются на расходы по обычным видам деятельности. Это позволит снизить первоначальную стоимость объекта. При обычном бухучете все расходы на покупку объекта, в том числе на доставку, информационные услуги и пр., относятся на увеличение первоначальной цены.

При традиционном бухучете в стоимость товаров включаются все расходы, связанные с их покупкой, а транспортные затраты учитываются согласно учетной политике одним из двух способов: включаются в стоимость товаров и отражаются на отдельном субсчете к счету 41. После этого распределяются между всеми приобретенными товарами пропорционально их стоимости — учитываются на отдельном субсчете «Транспортно-заготовительные расходы» к счету 44 . И в конце месяца списывают-

ся пропорционально доле реализованных товаров в общей стоимости проданных и оставшихся на складе запасов.

По новому правилу можно включать в стоимость товаров только цену, по которой их приобрели, а все остальные расходы сразу относить на счет 44 «Расходы на продажу» и списывать на счет 90 субсчет «Себестоимость продаж» в конце месяца .

Рассмотрим пример расчета налога. В ООО «Нева» находится в собственности автомобиль Range Rover sport с мощностью двигателя 251 л. с. Автомобиль был приобретен в декабре 2015 года за 4 809 000 руб. в автосалоне. Транспортное средство зарегистрировано в Москве. Ставка налога для легковых автомобилей мощностью от 250 л. с. в Москве составляется 150 руб. Повышающий коэффициент для автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло от 1 до 2-х лет — 1,3. Налог за 2016 год составил 48 945 руб. (150x251x1,3).

Вокруг отмены транспортного налога в России разговоры идут давно, ведь несправедливость принципа его уплаты очевидна. Плательщиками налога являются все, на кого зарегистрированы авто — независимо от того, пользуются ли им или нет. Получается, что собственник авто, ежедневно садящийся за руль, и собственник, использующий автомобиль раз в месяц, — заплатят налог одинаково . Против такой несправедливости выступили депутаты государственной думы, подготовившие законопроект об отмене налога. Вместо него они предложили увеличить стоимость акциза на топливо. Таким образом, расходы автовладельца будут напрямую зависеть от частоты использования своего автомобиля. На данный момент законопроект об отмене налога не рассмотрен Федеральным собранием, поэтому говорить о возможности его вступления в силу пока рано. Но на данный момент сдвиги все-таки есть. В отношении организаций с 2017 года начнет действовать льгота: для новых машин, приобретенных после 1 января 2013 года, будет отменен налог на имущество. Кроме того, Федеральный закон 03.07.2016 № 249-ФЗ вводит льготы по налогу. Послабления введены для компаний, которые используют 12-тонные грузовики . Упрощенцам дано право ставить в расходы сумму дорожного сбора, от которого предварительно нужно отнять авансы по транспортному налогу. Поэтому хотя уплата авансов по налогу отменена, исчислять налог ежеквартально все же придется, чтобы рассчитать расходы по дорожному сбору.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дорожный сбор — это плата за ущерб федеральным трассам, которую с 15 ноября 2015 года должны платить организации и предприниматели — владельцы грузовых автомобилей с массой более 12 тонн (постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504) .

Допустим, аванс по налогу за второй квартал равен 10 000 руб. Сумма дорожного сбора — 50 000 руб. Значит, в расходах по УСН за 2 квартал учитываются 40 000 руб. дорожного сбора (50 000-10 000). Предприниматели могут уменьшить налог на сумму дорожного сбора за период с 2015 года и позже, компании — за период 2016 год и позже .

Таким образом, как мы видим, в 2017 году происходят изменения, упрощающие подсчеты расходов и доходов от использования транспортных средств. Изменения в законодательстве РФ позволяют бухгалтерам, особенного малого бизнеса, более быстро приспосабливаться к глобализационным процессам общества, что хорошо сказывается на общем развитии государственной сферы финансов .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

8. Новый план счетов бухгалтерского учета с инструкцией по применению. — СПб.: Питер, 2016. — 52 с.

10. Курбиев Б.А. Учет транспортных расходов в торговых организациях // Science Time. — 2014. — № 12. — C. 276-283.

12. Курбиев Б. А. Транспортные расходы: вопросы из практики // Science Time. — 2015. — № 8. — C. 89-97.

13. Кипа Е.Г. Дебиторская и кредиторская задолженность: бухгалтерский учет и оценка // Бизнес в законе. — 2011. — № 2. — C. 348-342.

16. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет. — М.: Феникс, 2012. — 512 с.

17. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет. — М.: Феникс, 2016. — 544 с.

18. О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн: постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504 // Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: http://base.garant.ru/70397412 (дата обращения: 26.03.2017).

19. Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет. — М.: Академия, 2013. — 304 с.

20. Гомола А.И. Бухгалтерский учет. — М.: Академия, 2013. — 480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Bogachenko V.M., Kirillova N.A. Bukhgalterskiy uchet . Moscow, Phoenix Publ., 2012. 512 p.

17. Bogachenko V.M., Kirillova N.A. Bukhgalterskiy uchet . Moscow, Phoenix Publ., 2016. 544 p.

admin

Добавить комментарий