Проверки Роспотребнадзор

Проверки Роспотребнадзор

Роспотребнадзор – государственная инстанция, основной функцией которой является надзор за работой учреждений для защиты прав клиентов. В Роспотребнадзор входят Центры гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ), а также территориальные санитарно-эпидемиологические станции (СЭС). Они занимаются реагированием на заявления физических лиц о санитарных нарушениях.

Содержание

Сфера деятельности

Функции Роспотребнадзора распространяются на проверки различных отраслей оказания услуг. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №332 от 30.06.2004 Роспотребнадзор отвечает за:

  • Контроль за соблюдением санитарных норм в продуктовом магазине, на стройке, на предприятии общепита, в медицинских центрах, экспертиза качества продуктов питания;
  • Соблюдение требований закона о правах клиента;
  • Оформление заключения после проведения контрольных проверок;
  • Мониторинг соблюдения санитарно-эпидемиологических правил;
  • Переаттестация сотрудников, работающих на производстве, перевозке, продаже продуктов питания;
  • Статистическую отчетность.

Классификация проверок

Инспекции Роспотребнадзора классифицируют в зависимости от планирования:

  • Плановые;
  • Внеплановые;

От проведения ревизии:

  • Личные;
  • Документарные.

Плановая ревизия

Плановая проверка Роспотребнадзора проводится один раз в три года по графику, который формируется на год. Публикуется план проверок Роспотребнадзора на официальном сайте ведомства. Ознакомившись с графиком, можно получить детальную информацию о времени, месте и назначении ревизии. За три дня до проведения инспекции, субъект предпринимательской деятельности оповещается об инспекции. Подобное сообщение передается предпринимателю лично или отправляется почтой.

На протяжении 2019-2020 годов в соответствии с федеральным законом №294-ФЗ не проводятся плановые ревизии предприятий малого бизнеса, кроме медицинских учреждений, учебных заведений и организаций, осуществляющих массовые мероприятия.

Внеплановые ревизии

Внеплановые проверки Роспотребнадзора могут быть результатом реагирования на жалобы граждан по защите прав потребителей или устранения недостатков, выявленных предыдущей ревизий. Основанием для инспекции может быть только обращение с указанием фактов нарушения, реквизитов заявителя и предпринимателя. На внеплановую проверку необходимо получить санкцию прокурора.

О проведении внеплановой инспекции предприниматель уведомляется за день до ее проведения. Без предупреждения могут быть проинспектированы учреждения, связанные с изготовлением, хранением, транспортировкой и реализацией продуктов, а также любые организации при возникновении угрозы жизни или здоровью людей.

Личная (выездная) ревизия

Проверка осуществляется инспектором непосредственно в организации. Инспектируется не только ведение документации, но и соблюдение санитарных правил производства (хранения, реализации) продукции или оказания услуг.

Документарная

Для проверки запрашиваются только документы.

Кто подпадает под ревизию

Учитывая сферу деятельности Роспотребнадзора, стать кандидатом на проверку может любое предприятие, оказывающее услуги или реализовывающее товары для населения. Например, образовательные, медицинские или торговые учреждения.

Другими словами, Роспотребнадзор имеет право проинспектировать любую деятельность, связанную с оказанием услуг гражданам.

Что контролируют

Что проверяет Роспотребнадзор? Плановые ревизии инспекции направлены на надзор за:

  • Соблюдением закона о защите прав клиентов;
  • Санитарно-эпидемиологическими нормативами;
  • Проведением аттестации сотрудников общепита;
  • Выполнением законодательства в сфере энергосбережения.

Инспекция в результате рассмотрения обращения гражданина изучает:

  • Законность трудовых отношений;
  • Соответствие квалификационного уровня сотрудников;
  • Своевременное прохождение медосмотра, наличие санитарных книжек;
  • Наличие сертификатов качества продукции;
  • Работу контрольно-кассовой аппаратуры;
  • Соответствие качества товара заявленному качеству (пробы);
  • Визуальный осмотр и замеры строения – для подтверждения соответствия нормам.

Документы, подлежащие проверке

Многих предпринимателей интересует вопрос, какие документы проверяет Роспотребнадзор? По закону, предприниматель обязан предоставить для проверки:

  • Статут, устав;
  • Заполненные санкнижки;
  • Документация контроля санитарных норм;
  • Лицензии на предоставление услуг;
  • Доски объявлений;
  • Книжки жалоб и заявлений;
  • Меню или прейскурант;
  • Документы, на основании которых арендовано или приобретено помещение;
  • Контракты с третьими лицами (на вывоз мусора, проведение дезинфекции);
  • Журналы проведения санитарных ревизий;
  • Журнал регистрации дезинфицирующих препаратов.

Правила проведения ревизии

Любая инспекция должна начинаться с предъявления проверяющего удостоверения и копии приказа о ревизии. Предприниматель имеет право знать, чем вызвана инспекция, кто и когда будет ее проводить.

В начале ревизии Роспотребнадзор проверяет документацию. На предоставление документов инспектор обязан предоставить письменный запрос с копией приказа о проведении проверки.

Сведения, которые должны быть известны инспектирующему органу, например, ИНН, субъект имеет право не предоставлять. Такие изменения действуют с 2016 года. Ответ на запрос документации, а именно заверенные копии запрошенных документов, должны быть предоставлены в течение десяти суток после получения запроса.

Если предприниматель отказывается предоставлять необходимую документацию, это грозит ему привлечением к административной ответственности и наложением штрафа.

Итог ревизии – оформление заключения или акта с указанием выявленных нарушений, предписаний об их исправлении. Копия акта выдается предпринимателю. Также о проведенной ревизии инспектор делает отметку в Журнале проверок.

На обжалование заключения проверяющего предпринимателю предоставляется три месяца. Направить заявление можно на адрес вышестоящего руководства или суда.

По результатам инспекции представитель Роспотребнадзора вправе:

  • Оформить предписание об устранении выявленных недостатков;
  • Оштрафовать организацию;
  • Вынести предписание о временном приостановлении функционирования заведения до устранения нарушений;
  • Направить материалы в суд, если действия предпринимателя квалифицируются, как преступление.

Сроки проведения инспекций

Проверяет Роспотребнадзор предприятия и организации не более 20 дней. Указанный срок может быть увеличен, в предусмотренных законом случаях, еще на двадцать дней. О таком продлении руководителя предприятия предупреждают заблаговременно.

Однако для документарной инспекции, которая перерастает в выездную, общий срок увеличивается до сорока дней. Для малых предприятий установлены сокращенные сроки инспекции: до пятидесяти часов за год для малого бизнеса, до пятнадцати часов для микробизнеса.

Заявить об увеличении сроков ревизии может инспектор, а утверждает руководитель, выдавший приказ о ее проведении. Для малого бизнеса продление сроков возможно только по согласованию с санитарными врачами.

Штрафные санкции

После проверки магазина Роспотребнадзором предприниматель может быть привлечен к:

  • Административной;
  • Дисциплинарной;
  • Гражданской;
  • Уголовной.

Наиболее распространенным взысканием за недостатки, выявленные при инспекции, является административная ответственность в виде штрафа. Размер штрафных санкций составляет от двадцати до двухсот тысяч рублей. За неисполнение предписания Роспотребнадзора предприятие привлекается к ответственности по административному кодексу. Обжаловать подобное решение можно в течение десяти дней.

Подготовка к ревизии

Лучший способ выдержать проверку с честью – обратиться к специалистам. Существует ряд коммерческих организаций, предлагающих консультации и подготовку документации.

Самому быстро привести в порядок документацию вряд ли удастся. Поэтому, если нет желания тратиться на дополнительные услуги, следует организовать предприятие так, чтобы проверяющий ничего не нашел даже при внезапной инспекции.

Уделяйте внимание санкнижкам работников, сертификаты качества, срокам хранения продукции, периодичности дезинфекций, достоверности цен.

Правила поведения во время ревизии

Соблюдая простые рекомендации, вам без труда удастся пройти любую ревизию. Итак:

  1. Сохраняйте спокойствие;
  2. Пригласите сотрудника юротдела;
  3. Уведомьте о ревизии всех сотрудников;
  4. Ознакомьтесь с удостоверениями инспекторов и приказом о проведении проверки;
  5. Проконтролируйте, чтобы инспектор оставил запись в Журнале проверок;
  6. Внимательно изучите заключение о проведенной инспекции.

Роспотребнадзор начал массовые проверки, как бизнес выполняет новые санитарные требования введенные в целях ограничения распространения коронавируса.

Коллеги Блока по правовым и корпоративным вопросам «Газпромнефть-Логистика» изучили более 300 проверок за май и выяснили, на какие нарушения особенно пристально обращают внимание проверяющие сотрудники Роспотребнадзора.

Ниже представлены рекомендации и алгоритм работы:

1. ОСНОВАНИЯ ПРОВЕРОК:

Чаще всего Роспотребнадзор приходит с внеплановой проверкой по требованию прокурора. На такие проверки не распространяется мораторий, который вводило Правительство – это значит, что прийти
с проверкой могут и к субъектам малого и среднего бизнеса (п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, подп. «в» п. 1 постановления Правительства от 03.04.2020 № 438).

Прокурор вправе потребовать проверить Компанию, если получит информацию о нарушениях из обращений граждан, организаций, должностных лиц, СМИ или из других источников (п. 3.1 приказ Генпрокуратуры от 27.03.2009 № 93). Например, если прокурор узнает, что в организации кто-то из сотрудников заразился коронавирусом. Роспотребнадзор обязан выполнить требование прокурора
и проверить Компанию.

Другая распространенная ситуация – Роспотребнадзор приходит, когда сам получает информацию про нарушения, связанные с новыми санитарными требованиями.
Обычно это обращения муниципальных органов или конкретных граждан.

ВАЖНО: Роспотребнадзор проверит, как организация выполняет выданные Роспотребнадзором рекомендации по профилактике коронавируса. В рекомендациях есть спорные формулировки, из-за которых возникают сомнения, насколько они обязательны – напр. «рекомендуется осуществлять следующие меры», «целесообразно организовать и осуществлять»… (п. 1, 2 рекомендаций РПН от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32). Тем не менее практика проверок показывает, что рекомендации с подобными формулировками обязательных к исполнению и, в целях избежания штрафов необходимо их выполнять.

На основе Рекомендаций региональные органы Роспотребнадзора издали предписания, в которых прямо обязали компании выполнять профилактические мероприятия. Эти предписания обязательны для всех (абз. 4 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ). В качестве примера по ссылке можно ознакомиться с одним из вынесенных предписаний.

2. НА КАКИЕ НАРУШЕНИЯ БУДУТ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ:

2.1. Наиболее часто встречающее нарушение, которое было зафиксировано Роспотребнадзором при проведении проверок (73% от общего числа нарушений) —
не проводят уборку с дезинфекцией.

Сотрудники Роспотребнадзора при проведении проверок требуют показать журнал или график, в котором зафиксированы все уборки, а также журнал приготовления раствора дезинфекции.

Если документов нет – проверяющие могут сделать вывод, что уборка не проводится. Также следует отметить, что если Компания проведет дезинфекцию во время внеплановой проверки – это не будет являться основанием для освобождения от ответственности. В этом случае Роспотребнадзор укажет, что невозможно проверить, проводили ли
уборку с нужной регулярностью до проверки.

ВАЖНО: прошу проверить наличие в Обществе указанных документов. При их отсутствии – необходимо будет оформить.
По ссылке можно скачать шаблон графика дезинфекции и инструкции, как проводить дезинфекцию во время эпидемии

Нарушения из материалов проверок:

1. «При проведении проверки проводилась дезинфекционная обработка поверхностей платежно-кассового оборудования, ручек входных дверей, ручек
холодильного оборудования, при этом записи в журнал не производятся, определить кратность мероприятий по обеззараживанию контактных поверхностей в течение рабочей смены не представляется возможным» (паспорт проверки 772004410484);

2. «Не проводится ежедневная уборка помещений организации торговли с применением дезинфицирующих средств (пол торгового зала, рабочие места два раза в день утром
и вечером; уборка и дезинфекция туалетов (пол, санитарно-техническое оборудование, вентили кранов, спуск бачков унитазов) – 3 раза в день), журналы, подтверждающие соблюдение проведения кратности уборок и дезинфекции не ведутся» (паспорт проверки 772004408506);

3. «Отсутствует график и подтверждающая информация о проведении уборок в помещении (два раза в день утром и вечером), обработка дверных ручек, кассового аппарата, терминала для оплаты банковской карты каждый час не проводится)» (паспорт проверки 772004411080).

2.2. Второе наиболее часто встречающее нарушение, которое было зафиксировано Роспотребнадзором при проведении проверок (65% от общего числа нарушений) –
нет приборов для обеззараживания воздуха.

Роспотребнадзор указывал в письмах-разъяснениях, что Компании обязаны использовать специальные приборы для обеззараживания воздуха в местах,
где постоянно находятся работники (например, вп. 2.8 рекомендаций РПН от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32, п. 2.12 рекомендаций РПН от 18.04.2020 № 02/7329-2020-27).

ВАЖНО: поскольку у каждого обеззараживателя ограниченная зона действия, при проведении проверки сотрудники Роспотребнадзора будут обращать внимание покрывает
или нет действие прибора всю площадь помещений.

Также проверят сертификат на обеззараживатель – если прибор нельзя использовать в присутствии людей, это будет являться нарушением.

Необходимо проверить площадь покрытия приборов и сертификаты на возможность использования данных приборов в рабочих зонах при нахождении персонала.

Нарушения из материалов проверок:

1. «В производственных помещениях – Цех №2 (строение 3) зуборезного и резьбообразующего инструмента (в цехе работают 11 человек), а также на проходной отсутствуют ультрафиолетовые бактерицидные облучатели для обеззараживания воздуха от болезнетворных микроорганизмов, что не исключает возможность распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-пСоУ, среди персонала (2 УФО лампы установлены лишь в медицинском кабинете)» (паспорт проверки 772004407984).

Таким образом, необходимо дополнительно обозначить документально (путем издания памятки). График проведения обеззараживания помещений, в случае, когда
бактерицидные излучатели установлены не в каждой рабочей зоне и уточнить периодичность и длительность проведения каждого обеззараживания в рабочей зоне.

2.3. Недостаточный запас масок (35% от общего числа нарушений).

Компания обязана обеспечить как минимум 5-дневный запас одноразовых масок для работников. Запас нужно рассчитать с учетом смены масок не реже, чем каждые
три часа (п. 2.7 рекомендаций РПН от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32, п. 2.11 рекомендаций РПН от 18.04.2020 № 02/7329-2020-27 и др.).

Конкретных правил, как производить расчет запаса, нет. Но можно сделать вывод, что если в Компании обычный 8-часовой рабочий день, то на каждого работника должно быть
в запасе не меньше 20 масок на неделю. Первую маску работник получает в начале рабочего дня в 9 утра, затем меняет маску в 12 и 15 часов, в 18 часов рабочий день заканчивается – и так все пять дней. (1+1+1+1)*5

ВАЖНО: В ходе проверки сотрудники Роспотребнадзора потребуют показать сам запас масок и документы, которые подтверждают закупку.

Нарушения из материалов проверок:

1. «Сотрудники не обеспечены достаточным количеством масок (респираторов), а также одноразовых перчаток.
На момент проверки в запасе имеется: 7 шт. масок, 1 пара перчаток» (паспорт проверки 772004408787)

2. «Отсутствует запас одноразовых масок, перчаток и кожных антисептиков для обеспечения 96 сотрудников средствами индивидуальной защиты органов дыхания
(исходя из продолжительности рабочей смены с учетом необходимости смены масок не реже 1 раза в три часа)» (паспорт проверки 772004407967);

3. «Сотрудники работают в одноразовых масках и перчатках (запас одноразовых масок недостаточно на 5 рабочих дней)» (паспорт проверки 772004411080);

2.4. Недостаточный запас антисептиков (33% от общего числа нарушений).

Если организация должна по рекомендациям Роспотребнадзора предоставить работникам антисептики – факт наличия антисептиков будет проверен сотрудниками Роспотребнадзора в ходе проверки. Пункт 1.3, 2.3 рекомендаций РПН от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32, п. 1.4 рекомендаций РПН от 18.04.2020 № 02/7329-2020-27).

ВАЖНО: Антисептики должны быть сертифицированы именно как антисептики — в состав антисептика для рук должно входить 60-80% изопропилового или этилового спирта, обычные влажные салфетки не подойдут. Сотрудники Роспотребнадзора попросят показать сертификат на антисептик.

Нарушения из материалов проверок:

1. «Не обеспечено наличие дезинфицирующих средств, антисептиков для обработки рук сотрудников, фактически персоналом используются влажные салфетки с антибактериальным эффектом» (паспорт проверки 112004409577);

2.5. Нет сертификата на средство дезинфекции (33% от общего числа нарушений).

Для дезинфекции компания обязана использовать только средства, которые прошли государственную регистрацию. Сотрудники Роспотребнадзора попросят представить сертификат качества и свидетельство о госрегистрации вещества. Обычные моющие или чистящие средства не подойдут – это нарушение.

ВАЖНО: если в Компании есть сертифицированное средство, но упаковка не вскрывалась или истек срок годности – это также будет квалифицировано как нарушение.

Роспотребнадзор закрепил требования к средствам дезинфекции в отдельной инструкции (письмо РПН от 23.01.2020 № 02/770-2020-32). Дополнительные требования есть
в письмах о профилактике коронавируса в конкретных сферах деятельности (например, в п. 2.7 письма РПН от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32). Также важно отметить, что официального реестра средств дезинфекции, которые можно использовать без угрозы штрафа нет. На практике сотрудники Роспотребнадзора проверяют средства дезинфекции наспециальном справочном портале , на нем можно быстро проверить регистрацию средства, если не удалось найти бумажный сертификат, напр. при проведении проверки указанной в паспорте проверки 912004411417 Роспотребназором была сделана ссылка на этот портал.

В связи с чем необходимо проверить факт исполнения требований в части наличия сертификатов средств дезинфекции.

Нарушения из материалов проверок:

1. «Отсутствует дезинфицирующее средство для уборки помещений. На момент проверки используется бытовое средство» (паспорт проверки 772004408787);

2. «На имеющиеся дезинфицирующие средства («Ника-2″) не представлены документы о государственной регистрации и методические указания по их использованию»
(паспорт проверки 772004409261).

2.6. Нет журнала измерения температуры (28% от общего числа нарушений) или нет средств измерения температуры (17% от общего числа нарушений).

При проведении проверки сотрудники Роспотребнадзора требуют, чтобы организация показала журнал, в котором зафиксированы ежедневные измерения температуры работников. Если журнала термометрии нет – Роспотребнадзор сделает вывод, что компания не выполняет профилактические меры. Также возникнут вопросы,
если по журналу видно, что температуру измеряли не всем сотрудникам.

Если в организации вообще нет термометра – сразу будет вменено нарушении. По общему правилу, термометр необязательно должен быть бесконтактным, напр. в организациях торговли Роспотребнадзор разрешает использовать и контактные термометры, но их нужно дезинфицировать после каждого применения (абз. 2 п. 1.2 рекомендаций РПН
от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32).

ВАЖНО: помимо Журнала измерения температуры в Обществе должен быть назначен работник ответственный за проведение измерений температуры.

Нарушения из материалов проверок:

1. «Термометрия персонала не проводится, на момент проверки в магазине работают 11 человек
в журнале по состоянию 08.05.2020 зафиксирована температура 9 человек» (паспорт проверки 772004409261).

2. «Для измерения температуры тела сотрудников используется 2 ртутных термометра, дезинфекция термометров не проводится» (паспорт проверки 912004411563).

3. БОЛЕЕ РЕДКО ВСТРЕЧАБЩИЕСЯ НАРУШЕНИЯ:

3.1. Не маркирован или неправильно хранится уборочный инвентарь (13%). По санитарным правилам инвентарь для уборки туалетов должен иметь красную маркировку и храниться отдельно от остального (п. 11.10 СанПиН 2.4.4.2599-10). Роспотребнадзор считает нарушением, если одним и тем же инвентарем убирают санитарный узел и рабочие помещения для профилактики коронавируса.

3.2. Сотрудники не носят маски и перчатки(10%). Сотрудники Роспотребнадзора фиксируют это нарушение, если видят сотрудников проверяемой организации без масок/ перчаток. Еще одна ситуация – если в Компании на момент проверки нет использованных масок – тогда проверяющие делают вывод, что в организации нарушают режим смены масок.
По рекомендациям Роспотребнадзора маски нужно менять не реже, чем каждые три часа. Использованные маски Компания должна собирать и герметично упаковывать в два полиэтиленовых пакета (п. 4.10 рекомендаций РПН от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24).

ВАЖНО: в организаций должен быть издан приказ об обязательном ношении масок / перчаток.

3.4. Не назначили ответственного за профилактику (5%). При проведении ряда проверок было отмечено как нарушение, если в Компании нет приказа о назначении ответственного за профилактические меры.

На основании изложенного, в целях исключения риска привлечения Общества к административной ответственности, прошу руководителей ЦОН и подразделений Общества провести с привлечением сотрудников Управления ПБ предварительную проверку соответствия/ несоответствия требованиям Рекомендаций по чек-листу во вложении.

По итогам проведения проверки по чек-листу предлагаю дополнительно организовать коммуникацию на предмет обсуждения выявленных отклонений и дальнейших шагов
по работе с отклонения.

Проверку по чек-листу прошу провести в максимально короткие сроки.

ЧЕК-ЛИСТ
перед проверкой Роспотербнадзора

Документы

Отметка

Примечания

Общие документы

Устав организации

+

Приказ о назначении руководителя

+

Выписка о праве собственности на объект/договор аренды

+

Лицензия/свидетельство об аккредитации

не нужно

Договор на вывоз мусора и отходов

+

Договоры на дезинсекцию, дератизацию, дезинфекцию

+

Договор на выполнение работ по очистке систем вентиляции

+

Журнал учета проведения очистки и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха

+

Паспорт системы вентиляции

+

Технический отчет о работе систем вентиляции

+

Медицинские книжки

не нужно

Санитарный журнал

не нужно

Документы по коронавирусу

Документы, подтверждающие дезинфекцию помещений с нужной регулярностью

+

График дезинфекции помещений, приказ о дезинфекции помещений в период коронавируса

Сертификат о том, что приборы обеззараживания воздуха можно использовать в присутствии людей

+

Документы, подтверждающие закупку масок для сотрудников

+

Сертификат на антисептики для рук

+

Приказ об измерении температуры сотрудникам

Журнал измерения температуры

+

Инструкция о порядке входного контроля

+

Приказ о назначении ответственного за профилактические меры

+

Олег Кириллов, партнер юридической компании «Холдсвей»

Подготовка сотрудников к проверке

Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.

В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив. В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ст. 19.7 КоАП РФ и др.

Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.

Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке

Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.

У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.

Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора

В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.

Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.

Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.

Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.

После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.

Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.

Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.

Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора

Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.

Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).

Возможные итоги проверки

По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.

Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:

  • привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения;
  • наложить штраф;
  • приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений на определенный срок;
  • при угрозе жизни или здоровью людей передать дело в суд. Такие случаи грозят лишением свободы.

Сроки проверки

По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.

Инспекторы не имеют права

  • проводить проверку в отсутствие представителей проверяемого юридического лица (исключение составляют случаи угрозы здоровью людей, животных или государственной безопасности);
  • проводить проверку без предупреждения собственника бизнеса (даже о внеплановых проверках органы обязаны предупреждать за сутки до проверки);
  • нарушать сроки проверки;
  • забирать оригиналы документов проверяемой компании;
  • требовать информацию, документы или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  • разглашать результаты проверки третьим лицам;
  • предписывать проведение каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемой компании или требовать деньги за проведенную проверку.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.

Илья Савельев, старший партнер юридической компании «АВТ Консалтинг»

Какие компании проверяют чаще всего

Чаще всего с проверками Роспотребнадзора сталкиваются организации, осуществляющие производство и продажу продуктов питания, лекарств, товаров промышленного назначения. Это магазины, аптеки, молочные, комбикормовые заводы. Также Роспотребнадзор часто проверяет школы, детские сады, дома-интернаты. Не удастся избежать проверок и компаниям, оказывающим населению бытовые услуги. Это гостиницы, медицинские центры, диагностические лаборатории, кафе и рестораны.

Зачем нужны плановые проверки и план проверок

От проведения плановых проверок в 2017-2018 годах освобожден малый бизнес.

Цель плановых проверок — санитарный и эпидемиологический надзор, контроль соблюдения компанией прав потребителей.

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Чаще плановые проверки могут проводиться в организациях в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере.

Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ.

Зачем нужны внеплановые проверки

Внеплановые проверки проводятся по жалобам о нарушениях прав потребителей, если человек уже обращался в компанию, нарушившую его права, и такое обращение было оставлено без рассмотрения или не было удовлетворено.

Если проверка нужна для предоставления правового статуса, лицензии или выдачи разрешения, то она будет проведена после поступления заявления компании.

Другие причины — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Какие документы нужно предоставить контролерам?

Это правоустанавливающие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН) и наличие необходимых лицензий и разрешений (например, при торговле алкогольной продукцией).

Компаниям также стоит позаботиться о наличии уголков потребителя с информационными стендами, правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя, сертификатов на товар, информации о производителе и поставщике товара.

Не лишними будут свидетельства о праве собственности на помещение или договоры на аренду, договоры на вывоз мусора и иных отходов, договоры на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.

Контролеры могут проверить наличие журналов учета санитарных проверок, журнала учета дезинфицирующих средств, программ производственного контроля, инструкций по обращению с медицинскими отходами. Замерить метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов. Осмотреть вентиляцию и освещение.

Следует помнить, что все запрошенные документы при проверке предоставляются в виде копий, заверенных подписью и печатью компании. Проверяющие не имеют права требовать нотариально заверенные копии и оригиналы документов.

Как и когда контролеры должны предупредить предпринимателя о проверке?

О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить предпринимателя за 3 рабочих дня до начала проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.

Предварительное уведомление организации не требуется при причинении вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при нарушении прав потребителей.

Зиннур Зиннятуллин, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»

Если вы не согласны с результатами проверки

Существует несколько способов обжалования действий органа государственной власти в досудебном и судебном порядке, также обжалованию подлежит акт проверки или постановление о привлечении к административной ответственности.

Досудебный порядок обжалования

Если предприниматель не согласен с результатами проверки, указанными в акте проверки, или с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может отправить письменные возражения в Роспотребнадзор. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.

Жалоба рассматривается не дольше 30 дней, с дополнительными документами — не дольше 60 дней.

По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке действия проверяющего могут признать незаконными, результаты проверки могут отменить, если она проводилась с грубыми решениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.

Судебный порядок обжалования

Предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий Роспотребнадзора, если он считает, что его права в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, на него были незаконно возложены обязанности или были созданы иные препятствия для осуществления предпринимательства.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами.

Если Роспотребнадзор вынес предписание об устранении нарушений, затем постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей, но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требуется его исполнение.

Акт проверки или предписание об устранении нарушений должны быть обжалованы отдельно в досудебном или судебном порядке. Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.

Что такое контрольные закупки и по каких правилам они проводятся?

Контрольная закупка позволяет смоделировать ситуацию, при которой контролер проверяет, как продаются товары и оказываются услуги потребителям.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления предпринимателя по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена предпринимателю сразу после ее завершения. Должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.

Зачем с октября 2017 года вводятся проверочные листы

С 1 октября 2017 года при плановых проверках используются проверочные листы — это списки контрольных вопросов с перечнем требований к предпринимателю. Соблюдение этих требований позволяет сохранить жизнь и здоровье граждан.

Проверочные листы должны будут упростить жизнь проверяемым компаниям, так как будут установлены конкретные требования по проверке юридических лиц в зависимости от их вида деятельности, что должно дать возможность компаниям более детально подготовиться к проверке и знать непосредственные требования, предъявляемые во время проверки. Сейчас такие конкретные требования отсутствуют.

Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

То есть, о внеплановой проверке Вас должны предупредить не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Согласно ст. 15 Законапри проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

То есть, при проведении проверки проверяющие органы не вправе производить вышеуказанные действия.

В силу ст. 20 Закона Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (статья 20 Закона 294-ФЗ)

Грубыми нарушениями являются:

— отсутствие оснований проведения плановой проверки (проверка проводится не чаще чем один раз в три года, на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов);

— нарушение сроков уведомления проведения плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом);

— нарушение сроков уведомления проведения внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10);

— отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки, а именно обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах — возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера). Кроме того, основания проведения внеплановой выездной проверки отсутствуют и в случаях, когда обращения и заявления не позволяют установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, либо обращения и заявления не содержат сведений об указанных фактах;

— отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимой по основаниям, указанными в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10;

— нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год);

— проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

— требование документов, не относящихся к предмету проверки;

— превышение установленных сроков проведения проверки;

— непредставление акта проверки.

То есть, если при проверке будут допущены вышеуказанные нарушения ( одно из них), то ее результаты будут недействительными. В таком случае Вам следует требовать отмены такой проверки.

С уважением Ф. Тамара

admin

Добавить комментарий