Проверка воинского учета в организациях
Работодатели обязаны вести воинский учет. Это значит проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности; заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета; информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации. Причем все это регулярно проверяется военкоматами. Посмотрим, как подготовиться к проверке и на что обратить внимание.
Любая организация, независимо от формы собственности, обязана вести воинский учет. Об этом говорит п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Однако на практике компании либо не ведут воинский учет, либо соблюдают формальный учет, проверяя соответствующие документы лишь при приеме на работу. При этом не каждая компания знает о том, что военкоматом может быть проведена проверка правильности ведения воинского учета, а также начислены штрафные санкции. Подробнее об этом – в статье.
Содержание
Какие документы проверяет военкомат
Перечень проверяемых документов установлен п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее – Методические рекомендации).
К документам, подлежащим проверке, относятся:
- приказ «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе»;
- план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- картотека личных карточек на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
- журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;
- расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
- служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
- другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
- справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
Первым из названных документов является приказ об организации воинского учета (см. Пример 1). Многие компании не имеют подобного приказа. Отметим, что несмотря на то, что в Методических рекомендациях установлены требования к данному документу – как к его форме, так и к содержанию, компания может разработать собственную форму приказа.
Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение) либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.
Однако четких санкций за несогласование данного документа в законодательстве не установлено. Отметим, что отсутствие приказа может расцениваться как неведение воинского учета.
Еще одним требованием ведения воинского учета является заполнение карточки по форме № Т-2, куда заносятся соответствующие сведения. Форма № Т-2 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Однако в связи с изменениями с 2013 г. компания может разработать собственную форму.
К сведению
С 01.01.2013 применение унифицированных форм Госкомстата РФ стало необязательным. Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Негосударственные организации вправе пользоваться формами первичных учетных документов (в том числе формой № Т-2), разработанными ими самостоятельно (письмо Роструда от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1).
Кроме того, необходимо составить план ведения воинского учета в организации (его форма есть в Методических рекомендациях, см. Пример 2).
Отметим, что проверке подлежит не только воинский учет, но и его организация в компании.
Пример 1
Пример 2
Фрагмент плана работы по осуществлению воинского учета и бронирования
Проверка организации воинского учета
Ответственный сотрудник, осуществляющий воинский учет, должен выполнять следующие обязанности:
- а) проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний;
- б) заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
- в) разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации; осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
- г) информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.
При проверке воинской обязанности необходимо обращать внимание на то, кто подлежит учету (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Лица, подлежащие воинскому учету
После того как вы определились, что работник подлежит воинскому учету, нужно понять, о чем организация обязана информировать военные комиссариаты.
Компания должна подавать:
- сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих либо обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
- списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, а также ежегодно в сентябре – списки мужчин 15 и 16 лет (каждый год до 1 ноября).
К сведению
Включите в обязанности работника кадровой службы обязанности по ведению воинского учета. Данные обязанности целесообразно прописать в должностной инструкции и/или трудовом договоре.
Как оценивают качество ведения воинского учета
Проверка качества ведения учета осуществляется на основании приказа Министра обороны РФ от 19.11.2007 № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719» (далее – Приказ № 500).
Так, проверяющие оценивают:
- организацию осуществления воинского учета в компаниях;
- полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников (форма № Т-2) и личных карточках государственных (муниципальных) служащих (форма № Т-2 ГС) из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе.
Организацию ведения учета могут оценить как «удовлетворительно», если выполнены установленные федеральными законами требования, или как «неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».
Отдельно проводится оценка заполнения личных карточек работников (см. Таблицу 2).
Таблица 2
Оценка заполнения личных карточек
Штрафные санкции
Рассмотрим штрафные санкции, которые могут налагаться на компанию и / или отдельных должностных лиц, если не ведется воинский учет (Таблица 3).
Таблица 3
Штрафные санкции за неведение воинского учета
Конечно, данные штрафы не столь значительны для больших компаний, однако наложение штрафа и судебные споры всегда негативно отражаются на деятельности организации. Поэтому лучше подготовиться к проверке военкомата заранее.
* * *
В заключение следует отметить, что проверки военкомата происходят не так часто. Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных – не реже одного раза в три года (п. 3 приложения № 2 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной Приказом № 500). Однако подготовиться к такой проверке все-таки стоит заранее.
Шестакова Екатерина, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», к.ю.н.
Напомню, что мы уже знаем, какие работодатели , какие оформляются каждый год, какие нужно передавать в военкомат.
Что такое сверка?
Раз в год военкомат присылает вам письмо, в котором информирует вашего руководителя о двух датах: дате сверки сведений и дате проверки организации ВУ. Это две разные процедуры, которые редко проводятся одновременно, потому что планируются военкоматом в разных планах.
Что такое сверка? Это сопоставление данных, которые есть на гражданина в военкомате, с данными в его личной карточке работника. Какие сведения о работнике сверяет военкомат? Вот они:
- фамилия, имя и отчество;
- дата рождения и место рождения;
- образование;
- должность (профессия);
- семейное положение и состав семьи;
- состояние здоровья;
- прохождение военных сборов;
- адрес места жительства (пребывания),
- номера контактных телефонов.
В день сверки вы собираете личные карточки военнообязанных и несете их в военкомат. Если карточек мало, то сверяют прямо при вас и сразу отдают документы назад. Если личных карточек много, то придется прийти за ними в другой день. Работник военкомата, который произвел сверку, простым карандашом ставит на карточках отметку. . Результаты сверки заносят в .
Примечание : в военкомате есть 4 отделения, в которых учитываются разные категории военнообязанных. Если у вас всего несколько работников-военнообязанных, то как-то заморачиваться с этим разделением не стоит. Просто когда придете на сверку, вам подскажут, в какой комнате какие карточки будут сверять.
Перед тем, как нести карточки на сверку в ВК, желательно сначала сверить все данные, указанные в карточке, с реальным положением дел: еще раз уточнить у работника его семейное положение (мужчины не спешат рассказывать о своем разводе или женитьбе), состав семьи, номер телефона и место жительства (фактическое и по паспорту). А данные в разделе «Сведения о воинском учете» еще раз уточнить по военному билету.
Если ваши работники состоят на учете в военкоматах других районов или городов, то данные для сверки высылаются в эти военкоматы по специальной
Проверки, в отличие от сверок, проводятся не каждый год. Если у вас меньше 500 работников, то проверять будут только раз в 3 года. В ходе проверки военкомат проверяет:
- наличие организационных документов ( проверок),
- наличие делопроизводства по ВУ («дело» с перепиской, «дело» с распечатанными нормативными актами по ВУ),
- условия хранения документов по ВУ (сейф, недоступность для третьих лиц),
- правильность ведения личных карточек работников (раздел «Сведения о воинском учете»),
- наличие «воинского уголка» с номерами телефонов и режимом работы военкомата.
Как правило, работник военкомата сам приходит в установленный день в организацию для проведения проверки. Но к маленьким компаниям ходить не хотят, поэтому проверки чаще «документарные», когда вы сами приносите в военкомат все нужные документы.
Нужно ли стремиться получить «отлично»? По секрету скажу — не стоит. Потом вас привлекут к конкурсу на лучшую организацию по ВУ. Оно вам надо?
За плохую работу руководителя организации могут наказать. В основном, предусмотрены штрафы. Размеры штрафов небольшие, но очень неприятные.
Вот мы и разобрались с воинским учетом в небольших организациях. Если у вас остались вопросы, можете задать их в комментариях к статьям.
Должен сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках работников, со сведениями об этих работниках в документах воинского учета военкоматов? Подлежат ли воинскому учету женщины?
Проверить, кто из ваших работников подлежит воинскому учету, помогут пункты 14 и 16 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (далее – Положение о воинском учете).
Что проверяет военкомат?
Проведение проверок за осуществлением воинского учета в компании регулируется приказом Минобороны России от 19 ноября 2007 г. № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719».
При проведении контроля за ведением воинского учета в компании проверяют*:
- полноту охвата граждан воинским учетом;
- качество ведения воинского учета в компании;
- достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан;
- организацию и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету;
- выполнение должностными лицами организаций требований Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о воинском учете.
Частота проверок:
- в организациях с численностью работающих свыше 500 человек – ежегодно;
- в остальных – не реже одного раза в три года.
Результаты проверок отражают в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил (ведутся в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях) и доводят до руководителей компаний.
Документы в тему
Как правильно вести воинский учет в компании
Руководитель организации своим приказом назначает работников, ответственных за ведение воинского учета в компании, в том числе бронированию граждан. При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы**.
При приеме на работу нового сотрудника специалисту службы кадров необходимо***:
- убедиться, что в его паспорте есть отметка об отношении к воинской обязанности, а в документе воинского учета – отметка о постановке гражданина на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;
- заполнить личную карточку в соответствии с документами воинского учета;
- разъяснить гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации;
- информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Какие обязательные сведения и в какой срок необходимо представлять в военкомат
Представления |
Представляемые данные |
Ответственность для должностного лица за неисполнение обязанности |
Две недели |
– Сведения о принятых на работу/уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете; – сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, внесенные в личные карточки |
(ст. 21.4 РФ) |
Ежегодно до 1 ноября | Списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет | Административный штраф от 300 до 1000 руб.
(ст. 21.1 КоАП РФ) |
Ежегодно
В сентябре |
Списки мужчин 15 и 16 лет | Административный штраф от 300 до 1000 руб.
(ст. 21.1 КоАП РФ) |
Запомните главное
Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:
Галина МЕРЕЖКИНА,
Бухгалтер с совмещением обязанностей инспектора отдела кадров МУП «Красноярское ЖКХ» (пгт «Красный Яр» Волгоградской области):
– За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций. Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.
Евгений ТИТОВ,
Начальник отдела кадров ОАО «Канашский автоагрегатный завод» (г. Канаш, Чувашская Республика):
– Нередко работодатели отказывают работнику в приеме на работу из-за отсутствия у него документов воинского учета либо отсутствия в них отметки о постановке на воинский учет. Однако трудовое законодательство не содержит оснований для отказа в приеме на работу в этих ситуациях. Такому работнику следует:
- во-первых, разъяснить его обязанность по постановке на воинский учет и рассказать об ответственности за ее неисполнение;
- во-вторых, проинформировать военкомат об отсутствии у работника документов воинского учета либо отсутствии в них отметки;
- в-третьих, принять все необходимые меры для постановки на воинский учет такого работника.
Елена МОСКВИНА,
Менеджер по персоналу ООО «Морон» (г. Нижний Новгород):
– За нарушения в области воинского учета предусмотрены административные штрафы. Так, непредставление в военкомат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, может стоить работнику, ответственному за ведение воинского учета, штрафа в размере 300–1000 рублей (ст. 21.1 КоАП РФ). А если руководство компании не сочло нужным отпустить работника в военкомат по повестке, то за это ему грозит штраф в размере 500–1000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ).
* Подробно о системе оценки проверок ведения воинского учета можно прочитать в электронной версии статьи на сайте www.kdelo.ru .
*** Пункт 30 Положения о воинском учете.
**** Утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г.
№ 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
***** Пункт 27 Положения о воинском учете.
****** Подпункт «д» п. 32 Положения о воинском учете.
Работодатели обязаны вести воинский учет. Это значит проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности; заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета; информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации. Причем все это регулярно проверяется военкоматами. Посмотрим, как подготовиться к проверке и на что обратить внимание.
Любая организация, независимо от формы собственности, обязана вести воинский учет. Об этом говорит п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Однако на практике компании либо не ведут воинский учет, либо соблюдают формальный учет, проверяя соответствующие документы лишь при приеме на работу. При этом не каждая компания знает о том, что военкоматом может быть проведена проверка правильности ведения воинского учета, а также начислены штрафные санкции. Подробнее об этом — в статье.
Перечень проверяемых документов установлен п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее — Методические рекомендации).
К документам, подлежащим проверке, относятся:
- приказ «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе»;
- план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- картотека личных карточек на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
- журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;
- расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
- служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
- другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
- справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
Первым из названных документов является приказ об организации воинского учета (см. Пример 1). Многие компании не имеют подобного приказа. Отметим, что несмотря на то, что в Методических рекомендациях установлены требования к данному документу — как к его форме, так и к содержанию, компания может разработать собственную форму приказа.
Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение) либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.
Однако четких санкций за несогласование данного документа в законодательстве не установлено. Отметим, что отсутствие приказа может расцениваться как неведение воинского учета.
Еще одним требованием ведения воинского учета является заполнение карточки по форме № Т-2, куда заносятся соответствующие сведения. Форма № Т-2 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Однако в связи с изменениями с 2013 г. компания может разработать собственную форму.
К сведению
С 01.01.2013 применение унифицированных форм Госкомстата РФ стало необязательным. Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Негосударственные организации вправе пользоваться формами первичных учетных документов (в том числе формой № Т-2), разработанными ими самостоятельно (письмо Роструда от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1).
При проверке воинской обязанности необходимо обращать внимание на то, кто подлежит учету (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Лица, подлежащие воинскому учету
После того как вы определились, что работник подлежит воинскому учету, нужно понять, о чем организация обязана информировать военные комиссариаты.
Компания должна подавать:
- сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих либо обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
- списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, а также ежегодно в сентябре — списки мужчин 15 и 16 лет (каждый год до 1 ноября).
К сведению
Включите в обязанности работника кадровой службы обязанности по ведению воинского учета. Данные обязанности целесообразно прописать в должностной инструкции и/или трудовом договоре.
Проверка качества ведения учета осуществляется на основании приказа Министра обороны РФ от 19.11.2007 № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719» (далее — Приказ № 500).
Так, проверяющие оценивают:
- организацию осуществления воинского учета в компаниях;
- полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников (форма № Т-2) и личных карточках государственных (муниципальных) служащих (форма № Т-2 ГС) из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе.
Организацию ведения учета могут оценить как «удовлетворительно», если выполнены установленные федеральными законами требования, или как «неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».
Отдельно проводится оценка заполнения личных карточек работников (см. Таблицу 2).
Таблица 2
Оценка заполнения личных карточек
Рассмотрим штрафные санкции, которые могут налагаться на компанию и / или отдельных должностных лиц, если не ведется воинский учет (Таблица 3).
Таблица 3
Штрафные санкции за неведение воинского учета
Конечно, данные штрафы не столь значительны для больших компаний, однако наложение штрафа и судебные споры всегда негативно отражаются на деятельности организации. Поэтому лучше подготовиться к проверке военкомата заранее.
В заключение следует отметить, что проверки военкомата происходят не так часто. Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных — не реже одного раза в три года (п. 3 приложения № 2 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной Приказом № 500). Однако подготовиться к такой проверке все-таки стоит заранее.
Журнал «Кадровое дело», № 02 февраль 2011
Подписка на журнал «Кадровое дело»
Обязаны ли организации вести воинский учет? Как часто кадровик должен сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках работников, со сведениями об этих работниках в документах воинского учета военкоматов? Подлежат ли воинскому учету женщины?
Проверить, кто из ваших работников подлежит воинскому учету, помогут пункты 14 и 16 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (далее – Положение о воинском учете).
Проведение проверок за осуществлением воинского учета в компании регулируется приказом Минобороны России от 19 ноября 2007 г. № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719».
Статьи в тему: «Проводим аудит по воинскому учету» (№ 2, 2010)
«Воинский учет: как порадовать военный комиссариат» (№ 2, 2009)
При проведении контроля за ведением воинского учета в компании проверяют*:
- полноту охвата граждан воинским учетом;
- качество ведения воинского учета в компании;
- достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан;
- организацию и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету;
- выполнение должностными лицами организаций требований Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о воинском учете.
Частота проверок:
- в организациях с численностью работающих свыше 500 человек – ежегодно;
- в остальных – не реже одного раза в три года.
Результаты проверок отражают в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил (ведутся в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях) и доводят до руководителей компаний.
Документ | Поможет вам |
Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 | Узнать порядок проведения воинского учета |
Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных сил РФ | Ознакомиться с рекомендациями по ведению воинского учета |
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» | Уточнить требования к ведению воинского учета |
Руководитель организации своим приказом назначает работников, ответственных за ведение воинского учета в компании, в том числе бронированию граждан. При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы**.
При приеме на работу нового сотрудника специалисту службы кадров необходимо***:
- убедиться, что в его паспорте есть отметка об отношении к воинской обязанности, а в документе воинского учета – отметка о постановке гражданина на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;
- заполнить личную карточку в соответствии с документами воинского учета;
- разъяснить гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации;
- информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Статьи в тему: «Практическое применение Положения о воинском учете» (№ 3, 2007)
«Что нового в воинском учете?» (№ 2, 2007)
Воинский учет работников ведется в разделе втором личной карточки формы № Т-2****, утвержденной Госкомстатом России*****.
Направляем информацию о работниках в военкомат
Ответственность за неисполнение обязанностей по ведению воинского учета для кадровика приведена в таблице на стр. 73. Ответственность за неисполнение иных обязанностей закон не устанавливает. Например, работники, ответственные за ведение воинского учета в организации, также должны не реже раза в год сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления******.
Срок представления |
Представляемые данные | Ответственность для должностного лица за неисполнение обязанности |
Две недели |
– Сведения о принятых на работу/уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете; – сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, внесенные в личные карточки |
Административный штраф от 300 до 1000 руб. (ст. 21.4 КоАП РФ) |
Ежегодно до 1 ноября | Списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет | Административный штраф от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ) |
Ежегодно в сентябре |
Списки мужчин 15 и 16 лет | Административный штраф от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ) |
Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:
Галина МЕРЕЖКИНА,
бухгалтер с совмещением обязанностей инспектора отдела кадров МУП «Красноярское ЖКХ» (пгт «Красный Яр» Волгоградской области):
– За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций. Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.
Евгений ТИТОВ,
начальник отдела кадров ОАО «Канашский автоагрегатный завод» (г. Канаш, Чувашская Республика):
– Нередко работодатели отказывают работнику в приеме на работу из-за отсутствия у него документов воинского учета либо отсутствия в них отметки о постановке на воинский учет. Однако трудовое законодательство не содержит оснований для отказа в приеме на работу в этих ситуациях. Такому работнику следует:
- во-первых, разъяснить его обязанность по постановке на воинский учет и рассказать об ответственности за ее неисполнение;
- во-вторых, проинформировать военкомат об отсутствии у работника документов воинского учета либо отсутствии в них отметки;
- в-третьих, принять все необходимые меры для постановки на воинский учет такого работника.
Елена МОСКВИНА,
менеджер по персоналу ООО «Морон» (г. Нижний Новгород):
– За нарушения в области воинского учета предусмотрены административные штрафы. Так, непредставление в военкомат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, может стоить работнику, ответственному за ведение воинского учета, штрафа в размере 300–1000 рублей (ст. 21.1 КоАП РФ). А если руководство компании не сочло нужным отпустить работника в военкомат по повестке, то за это ему грозит штраф в размере 500–1000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ).
* Подробно о системе оценки проверок ведения воинского учета можно прочитать в электронной версии статьи на сайте www.kdelo.ru.
** Пункт 22 Методических рекомендаций.
*** Пункт 30 Положения о воинском учете.
**** Утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г.
№ 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
***** Пункт 27 Положения о воинском учете.
****** Подпункт «д» п. 32 Положения о воинском учете.
АКТ
проверки воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в ______________________________ ______________________________ _____________________________________ _________________________ ___________________________ _________________________________
- наличие личных карточек на всех работающих — в наличии (отсутствуют);
- все ли граждане состоят на воинском учете — все (на в/учете не состоит _______человек);
- правильность заполнения всех граф карточек ф.№Т-2 и особенно раздела УСведения о воинском учетеФ — заполнены правильно (не заполнены) (есть замечания по заполнению);
- своевременность внесения изменений в личные карточки граждан — вносятся своевременно (вносятся несвоевременно) (не уточняются вообще);
- наличие отметок о проведенной сверке с военным билетом и учетной карточкой военного комиссариата района — отметки имеются (отметки нет);
- своевременность предоставления в ВКР сведений об изменении учетных данных граждан — предоставляются своевременно (предоставляются несвоевременно) (не предоставляются);
- наличие на воинском учете граждан, перенесших тяжелые заболевания и предоставление на них данных в ВКР — в наличии и предоставляются своевременно (в наличии, предоставляются несвоевременно) (отсутствуют, в ВКР не предоставляются).
Правильность бронирования по должностям и норм бронирования — бронируются правильно и в соответствии с установленными нормами (бронируются не по установленным нормам) (не бронируются).
Проставлены ли карандашом во II разделе карточки ф.№Т-2 серия и номер удостоверения об отсрочке, номер перечня, пункта и раздела перечня, по которому оформлено бронирование — проставлено (не проставлено).
Своевременность анулирования и оформления отсрочек — оформляются и анулируются своевременно (оформляются и анулируются несвоевременно) (не оформляются и не анулируются).
Правильность составления списков на переоформление и оформление отсрочек — оформлены правильно (оформлены неверно).
Учет и хранение бланков строгого учета:
- правильность ведения книги по учету бланков строгого учета — ведется правильно, без замечаний (ведется неверно) (не заведена) (не ведется);
- расход и остаток бланков строгого учета — соответствует (не соответствует);
- правильность ведения книги по передаче бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек в военный комиссариат — ведется правильно, без замечаний (ведется неверно) (не заведена) (не ведется);
- получение у граждан и выдача военных билетов под расписку (ф.№12) — расписки в наличии (расписки не выдаются);
- хранение бланков специального воинского учета — хранятся правильно (хранение неправильное, сохранность должностными лицами не обеспечена).
Ведение ведомости на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва (ф.№4) — ведутся правильно, даты и подписи на выдачу удостоверений в наличии (ведутся неверно) (не ведутся).
Наличие правил воинского учета граждан и разъяснительной работы с ними:
- проводится ли разъяснительная работа с гражданами — проводится (не проводится);
- наличие вывешенных правил, обязанностей граждан по воинскому учету — в наличии (отсутствуют);
- наличие документов об ответственности граждан и должностных лиц, виновных в неисполнении обязанностей по воинскому учету.
Добавить комментарий