Проверка ФСС что проверяет

Проверка ФСС что проверяет

С проверкой из ФСС столкнуться может любая организация. Проводят их как выездные, так и камеральные. Какие документы при этом запрашивают? В статье рассмотрим что проверяет ФСС при выездной проверке в 2020 году, а также что грозит работодателю в случае невыполнения требований ФСС.

Что проверяет ФСС

Можно выделить несколько основных моментов, существующих в деятельности практически любой компании, которые могут заинтересовать ФСС:

  • Начисление и уплата взносов (правильность начисления, своевременна ли уплата);
  • Порядок траты денег, которые страхователь начислил по таким страховым случаям, как декретный, больничный или отпуск по уходу за ребенком;
  • Путевки;
  • Порядок траты денег, перечисленных при получении сотрудником травмы.

Таким образом, проверяющие из ФСС следят за тем, чтобы перечисляемые выплаты по страховому обеспечению были обоснованными, а взносы рассчитаны верно и перечислены вовремя.

Для дополнительного контроля отправляемых отчетов в ФСС, компании могут проверить их при помощи специальной проверки ФСС. Она проверяет правильно ли работодатель заполнил расчет, определил базу, а также сумму начислений и выплат. Такая проверка осуществляется исходя из контрольных соотношений и выполняется бесплатно.

Какие проверки проводит ФСС

Различают несколько видов проверок ФСС (Закон №255-ФЗ):

  • Камеральная – при такой проверке производят сверку выплат по страховому обеспечению исходя из заявлений по возмещениям, либо информации из налоговой;
  • Внеплановая выездная – проводится если в соцстрах поступила жалоба от застрахованного лица, предполагающего, что начисление страхового обеспечения ему произвели неправильно;
  • Плановая выездная – такая проверка проводится вместе с налоговой с целью определения правильности выплат по страховому обеспечению;
  • Проверка, необходимая для определения правильности расчетов, а также своевременности и полноты уплаты взносы, подлежащие к уплате до 2017 года.

Основная цель всех проверочных мероприятий заключается в контроле за соблюдением компаниями норм законодательства РФ. Камеральная проверка проводится при получении каждого отчета от компании. Если по итогам «камералки» будут выявлены нарушения или вынесено решение, ФСС направит в адрес проверяемого акт проверки. Если «камералка» проходит успешно, то никаких актов компаниям не направляют.

Важно! Узнать о предстоящих плановых проверках ФСС можно на их официальном сайте по региональному отделению.

Что проверяет ФСС при выездной проверке в 2020 году

Как уже отмечалось выше, выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Для проверки соблюдают ли плательщики взносов требования законодательства, ФСС составляет план на год. Причинами для плановых проверок становятся: запросы средств на выплату пособий, жалобы от работников, а также процессы ликвидации и реорганизации компании.

Важно! Основное, что интересует проверяющих из ФСС, это то, каким образом происходят траты переведенных сумм, порядок начисления и уплаты взносов в случае больничных или декретных выплат.

Выездная плановая проверка ФСС

Проводится выездная плановая проверка не чаще раза в три года (№255-ФЗ). За исключением следующих случаев:

  • В ФСС поступила жалоба от работника на своего работодателя;
  • При «камералке» были найдены ошибки в начислении или уплате взносов, либо в расходовании средств ФСС.

Проверка больничных листов

Проверка больничных листов сотрудниками ФСС осуществляется с особой тщательностью, так как они являются единственным подтверждением того, что работнику необходимо выплатить пособие. Проверяют листы как при камеральной, так и при выездной проверке. Что именно проверяет ФСС в больничных:

  • Соответствует ли бланк больничного Госстандарту и не является ли подделкой;
  • Наличие печати и подписи врача на больничном (они должны быть четкими и разборчивыми);
  • Правильность заполнения (как о работнике так и об организации все сведения должны быть четко заполненными). Если в больничном есть ошибки, то они должны быть заверены требуемым способом.

Важно! ФСС проверяет не только правильность заполнения больничного работодателем, но то, как его заполнило медучреждение. Не допускаются ошибки в ФИО работника или наименовании работодателя.

Какие документы потребует ФСС при проверке

Первое, что проверяется сотрудниками ФСС – это отчеты 4-ФСС и 4а-ФСС. Организация в обязательном порядке должна хранить эти отчеты не менее 5 лет, так как на основании предыдущих периодов рассчитываются будущие пособия.

Помимо этого, проверяющий может запрашивать и иные документы. Первоначально документы запрашиваются в устной форме, а если сразу они предоставлены не будут, то направляется письменный запрос, исполнить который проверяемый обязан в 10-дневный срок. Если вдруг проверяемая компания в 10 дней не укладывается, она вправе попросить его продлить. Для этого в ФСС направляют письмо, в котором указывается просьба о продлении срока, а также обоснование его продления. В ответ ФСС направит решение, в котором срок может быть продлен, либо откажет в его продлении.

Результаты выездной проверки

По итогам проведения выездной проверки ФСС составляет акт. Первоначально, до акта проверки, в последний день проверки проверяющий из ФСС составляет справку, где указывается предмет проверки, а также сроки проведения.

Важно! Акт по результатам проверки составляется в течение 2 месяцев после выдачи такой справки. После составления акта, в течение 5 дней его передают проверяемой компании.

Акт подписывает как проверяющий из ФСС, так и представитель проверяемой компании. Если компания с содержанием акта не согласна, то свои возражения она может предъявить до его подписания (Читайте также статью ⇒ Инвентаризация расчетов по оплате труда в 2020 + проводки).

Ответственность работодателя

Штрафы, которые могут быть назначены ФСС предусмотрены в законе №125-ФЗ и в КоАП РФ. За просрочку в предоставлении расчета по взносам штраф взимается в размере 5% от страховых взносов за три месяца последних в расчетном периоде. При этом должен соблюдаться как максимальный, так и минимальный лимит – соответственно, не более, чем 30% от указанной суммы, но не менее 1000 рублей.

Рассмотрим административную ответственность для работодателя в случае нарушения требований законодательства РФ относительно предоставления определенных документов:

Нарушение Штраф, рублей
За нарушение срока предоставления сведений в ФСС по открытию/закрытию р/счета в банке 1000 – 2000
За несвоевременное представление расчета по НС и профзаболеваниям 300 – 500
Отказ от предоставления или несвоевременное предоставление сведений, запрашиваемых в ходе проверки, а также предоставление сведений не в полном объеме или с ошибками 300 – 500

Законодательная база

Закон №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
Закон №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от НС на производстве и профзаболеваний»
Статья 15.33 КоАП РФ «Нарушение установленных законодательством ФР порядка и сроков представления документов и иных сведений в ФСС РФ»

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

ГАРАНТ:

См. форму акта камеральной проверки (форма 17-ФСС), утвержденную приказом ФСС РФ от 11 января 2016 г. N 2

См. данную форму в редакторе MS-Word

Приложение N 22
к приказу Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 27 ноября 2013 г. N 698н

Форма 16-ФСС РФ Место штампа органа контроля за уплатой страховых взносов Акт камеральной проверки от __________________ N ___________ (дата) Мною, ______________________________________________________________ (Ф.И.О., должность лица, проводившего камеральную проверку) _________________________________________________________________________ (наименование органа контроля за уплатой страховых взносов) проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов __________________________________________ ________________________________________________________________________, (полное наименование организации (обособленного подразделения), Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, физического лица) регистрационный номер в органе контроля за уплатой страховых взносов __________________________, Код подчиненности __________________________, ИНН __________________________, КПП __________________________, адрес места нахождения организации (обособленного подразделения)/адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, физического лица __________________________, на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — расчет), представленного ______________ в ________________________________________ (дата) (наименование органа контроля за уплатой страховых взносов) _________________________________________________________________________ за _____________________. (период) Камеральная проверка проведена в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ). 1. Камеральная проверка начата ______________, окончена ___________. (дата) (дата) 2. Камеральная проверка проведена на основе расчета и следующих документов: ____________________________________________________________. (указываются виды проверенных документов и при необходимости перечень конкретных документов) 3. Настоящей проверкой выявлено: 3.1. недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме _______________________________ руб., образовавшаяся за период с ______________ по _____________, в том числе в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме _________________ руб. 3.2. нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах: _________________________________________________________________________ (приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах) ________________________________________________________________________. 4. По результатам настоящей проверки предлагается: 4.1. взыскать с ___________________________________________________: (наименование организации, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, физического лица) 4.1.1. суммы неуплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за ____________________ в размере ____________________ руб.; (период) 4.1.2. пени в размере _______________ руб., в том числе: за неуплату страховых взносов, указанных в п. 3.1. настоящего акта — __________________ руб.; за уплату страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки — __________________ руб.; 4.2. плательщику страховых взносов внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета; 4.3. ______________________________________________________________; (приводятся другие предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах) 4.4. привлечь ______________________________________________________ (наименование организации, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, физического лица) к ответственности, предусмотренной: 4.4.1. частью ____ статьи ___ Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ за ____________________________________________________________, (указывается состав правонарушения) 4.4.2. ____________________________________________________________; Приложение: на ________ листах. В случае несогласия с фактами, изложенными в настоящем акте, а также с выводами и предложениями проверяющего плательщик страховых взносов вправе представить в течение 15 дней со дня получения настоящего акта в _______________________________________________________________________ (наименование органа контроля за уплатой страховых взносов) _________________________________________________________________________ письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. Подпись должностного лица органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку ___________ _______________ (подпись) (Ф.И.О.) Подпись руководителя организации (обособленного подразделения) с указанием должности, индивидуального предпринимателя, физического лица (их уполномоченного представителя) ______________ ____________ _______________ (должность) (подпись) (Ф.И.О.) Экземпляр настоящего акта с __________ приложениями на___ листах получил. (количество приложений) _________________________________________________________________________ (должность, Ф.И.О. руководителя организации (обособленного подразделения) _________________________________________________________________________ или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, физического лица (уполномоченного представителя) ___________________ __________________ (подпись) (дата) _________________________________________________________________________ (должность, Ф.И.О. руководителя организации (обособленного подразделения), Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, физического лица (уполномоченного представителя) от получения настоящего акта уклоняется. Направить настоящий акт по почте. _____________________________ ____________________ (подпись лица, проводившего (дата) камеральную проверку) Примечание. Акт камеральной проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен плательщику страховых взносов, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Новикова С. Г., эксперт журнала

Журнал «Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений» № 11/2019

Контроль за расходованием средств на выплату пособий за счет ФСС по-прежнему осуществляют ревизоры названного фонда. В целях реализации своих полномочий они вправе провести ряд контрольных мероприятий, по результатам которых оценить правомерность действий страхователя, выплатившего то или иное социальное пособие своим работникам. Нередки и отказы с их стороны в возмещении страхователю понесенных им затрат на выплату таких пособий.

В данном материале мы расскажем о тенденциях, которые складываются в настоящее время в этой сфере.

Вводная информация

Правоотношения в сфере обязательного социального страхования урегулированы Законом № 255-ФЗ. В частности, условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, определены п. 1 ст. 1 названного закона. Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ такому виду страхования подлежат лица, работающие по трудовым договорам. А страхователями по указанному виду страхования являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим страхованию (пп. 1 п. 1 ст. 2.1 Закона № 255-ФЗ), к которым в полной мере можно причислить и бюджетные учреждения.

По общему правилу выплату страхового обеспечения застрахованным лицам страхователи осуществляют в счет уплаты страховых взносов. То есть сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в ФСС, уменьшается на сумму расходов по выплате страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты в полном объеме, то страхователь обращается за необходимыми средствами в органы ФСС по месту своей регистрации (п. 1, 2 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ).

Полномочия органов ФСС

После передачи полномочий по администрированию страховых взносов налоговикам за органами ФСС сохранились лишь полномочия по администрированию расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Поэтому учреждения-страхователи, как и прежде, обязаны предъявлять для проверки в территориальные органы ФСС документы, связанные с расходами на выплату различных социальных пособий (п. 6 п. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ). Согласно ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ ревизоры фонда вправе:

  • проводить проверки (выездные и камеральные) правильности выплаты пособий;

  • требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;

  • запрашивать у страхователей документы по выплате пособий, в том числе при выделении средств на указанные расходы сверх начисленных взносов;

  • запрашивать в налоговых органах сведения о взносах, начисленных и уплаченных страхователями;

  • контролировать соблюдение законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при назначении, исчислении и выплате пособий.

Обмен информацией между ФСС и ФНС, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы, осуществляется в соответствии с Порядком взаимодействия отделений ФСС с управлениями ФНС по субъектам РФ, утвержденным ФНС РФ № ММВ-23-1/11@, Правлением ФСС РФ № 02-11-10/06-3098П 22.07.2016. Так, сведения о расходах, которые страхователь указал в расчете по страховым взносам, ФСС получит из налоговой инспекции. Срок для направления данных:

  • не позднее пяти дней – со дня получения расчета по страховым взносам в электронной форме;

  • не позднее десяти дней – со дня получения расчета на бумажном носителе.

Итак, в рамках проверок ревизоры ФСС вправе истребовать у страхователя необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок. А страхователи обязаны предъявлять им для проверки документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, – больничные листы, свидетельства о рождении детей, заявления на выплату пособий и другие документы (пп. 5 п. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ). Добавим: электронные больничные подаются на проверку в порядке, указанном Письме ФНС России от 10.07.2019 № БС-4-11/13464@.

Перечень документов, необходимых для выделения (возмещения) денежных средств ФСС, не является исчерпывающим. Вопрос о необходимости предоставления каких-либо иных документов решается отделением ФСС индивидуально в зависимости от конкретных обстоятельств, выявленных в ходе проверки. К примеру, ревизоры фонда при проведении контрольных мероприятий вправе запросить кадровые документы – штатное расписание, табели учета рабочего времени, положение об оплате труда (см. Постановление АС ВСО от 15.08.2019 № Ф02-3040/2019 по делу № А19-22555/2018, Определением ВС РФ от 10.09.2019 № 302-ЭС19-19011 оставлено в силе).

Если в ходе проверки будут выявлены расходы, произведенные страхователем неправомерно, то будет вынесено решение о непринятии названных расходов к зачету.

Напомним: в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства РФ.

Соответствующее решение ФСС обязано направить страхователю в течение трех рабочих дней со дня его вынесения, а копию – в налоговый орган в те же сроки.

В данном случае важно, что обозначенное решение является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов. Взыскивать эту недоимку будут уже налоговики по правилам, которые установлены положениями ст. 46, 47, 69 и 70 НК РФ.

Характерные причины отказа ФСС в возмещении расходов

Больничный выдан с нарушениями установленного порядка

К примеру, в деле № А41-102304/2018, рассмотренном арбитрами АС МО в Постановлении от 15.08.2019 № Ф05-12740/2019, ревизоры ФСС отказали страхователю в возмещении расходов на выплату больничного по причине того, что он был выдан без осмотра пациента. А это является нарушением п. 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности.

Однако суд принял решение в пользу страхователя, указав на следующее. Сам факт выдачи листка нетрудоспособности с нарушением при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов. Сказанное вытекает из правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 11.12.2012 № 10605/12.

В данном случае неправильное оформление больничного не было вызвано действиями страхователя. Негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя.

В связи с тем, что факт наступления страхового случая ФСС не оспаривает, нарушение медучреждением положений Порядка выдачи листков нетрудоспособности не является основанием для непринятия к зачету спорных расходов.

Отсутствие подлинника больничного само по себе не является основанием для отказа ФСС в признании расходов на выплату пособия. Об этом сказано в Постановлении АС ВСО от 13.08.2019 № Ф02-2281/2019 по делу № А19-20870/2018.

Фиктивность трудовых отношений

Как правило, такое основание для отказа в возмещении страхователю расходов на выплату социального пособия приводят ревизоры ФСС в ситуациях, когда страхователь принимает на работу беременных женщин незадолго до их ухода в декретный отпуск.

В правоприменительной практике есть довольно много судебных актов, где рассматривались подобные споры. Причем есть решения, которые вынесены как в пользу страхователя, так и в пользу ФСС. Приведем несколько характерных примеров.

Так, в деле № А33-11513/2018, рассмотренном АС ВСО в Постановлении от 03.12.2018 № Ф02-5770/2018, ревизоры фонда, усомнившись в реальности трудовых отношений, отказали страхователю в возмещении расходов на выплату «декретных». По их мнению, ситуация с трудоустройством была искусственно создана (ранее у страхователя не было должности, на которую была принята беременная женщина) для неправомерной выплаты пособия. Но арбитры сочли эти доводы неубедительными, поскольку факт осуществления ею реальной трудовой функции подтвержден показаниями свидетелей. Определением ВС РФ от 01.03.2019 № 302-ЭС19-531 решение кассации оставлено в силе.

В другом споре, рассмотренном в Постановлении АС СКО от 26.04.2019 № Ф08-2280/2019 по делу № А32-20003/2018, страхователю не удалось убедить в реальности трудовых отношений с принятой на работу в порядке перевода из другой организации сотрудницей ни ревизоров ФСС, ни судей.

Как следует из материалов дела, должность, которую была принята сотрудница, была введена страхователем за несколько дней до ее приема на работу.

При этом фактически к выполнению своих обязанностей по трудовому договору данная сотрудница не приступила. Более того, она и не могла приступить, поскольку на момент оформления трудовых отношений со страхователем она уже находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и получала ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, о чем страхователю на момент оформления трудовых отношений было известно.

В день приема на работу сотруднице был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет до дня достижения ребенком указанного возраста. В связи с этим ей было выплачено пособие (вся сумма за весь период нахождения в таком отпуске). После окончания отпуска по уходу за ребенком до полутора лет данная сотрудница взяла отпуск по уходу за ребенком до трех лет. По его окончании она уволилась по собственному желанию.

Признавая правомерным отказ ФСС в возмещении расходов на выплату спорного пособия, арбитры привели следующие доводы. Работодатель вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем решение вопроса о правомерности предъявления к зачету расходов, произведенных в пользу застрахованного лица, не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений. Поэтому для получения соответствующего возмещения страхователь должен доказать не только факт выплаты заработной платы и отчисления соответствующих взносов, но и подтвердить реальность трудовых отношений.

Однако, как видно из материалов данного дела, какого-либо обоснования необходимости трудоустройства находившегося в отпуске по уходу за ребенком работника иной организации страхователь не представил и не доказал экономическую и кадровую необходимость принятия на работу такого работника.

Определением ВС РФ от 02.09.2019 № 308-ЭС19-13752 данное решение кассации оставлено в силе.

Незначительное сокращение рабочего времени

Согласно ст. 11.2 Закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 % среднего заработка застрахованного лица (но не менее минимального размера этого пособия, установленного ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ). Данное пособие выплачивается лицу, осуществляющему непосредственный уход за ребенком и находящемуся в декретном отпуске.

При этом п. 2 названной статьи предусмотрена возможность сохранения права застрахованного лица на указанное пособие при условии осуществления им трудовой деятельности на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжении осуществления ухода за ребенком.

Между тем вопрос о том, на сколько именно часов (минут) должен быть сокращен рабочий день сотрудника для правомерного возмещения страхователем расходов на выплату ему пособия по уходу за ребенком до полутора лет, законодательно не урегулирован. И это обстоятельство, разумеется, стало причиной для многочисленных судебных споров.

Ключевая позиция по данному вопросу была высказана Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 18.07.2017 № 307-КГ17-1728 по делу № А13-2070/2016. Она состоит из следующих тезисов.

  1. Предусмотренное ст. 11 Закона № 255-ФЗ право лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.

  2. Сокращение рабочего времени менее чем на пять минут в день не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка.

  3. При подобном сокращении рабочего времени пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.

  4. Такое сокращение свидетельствуют о злоупотреблении страхователем правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда.

Руководствуясь данными тезисами, арбитры, как правило, принимают решения в пользу ФСС в следующих случаях (см. таблицу).

Реквизиты судебного акта

Причина отказа в возмещении расходов на пособие на ребенка в возрасте до полутора лет

Постановление АС ЦО от 06.06.2019 № Ф10-2054/2019 по делу № А68-8913/2018

Рабочее время сотрудника было сокращено на 30 минут

Постановления АС ВВО от 29.03.2019 № Ф01-1042/2019 по делу № А82-17327/2018, АС ДВО от 06.02.2019 № Ф03-6302/2018 по делу № А04-5262/2018

Рабочее время сотрудников было сокращено менее чем на час (фактически на 48 минут)

Постановление АС УО от 15.02.2019 № Ф09-291/19 по делу № А76-23195/2018

Рабочее время некоторых сотрудников было сокращено от 15 минут до часа в день

Постановление АС ВВО от 29.01.2019 № Ф01-6240/2018 по делу № А82-5602/2018

Рабочее время сотрудника было сокращено на 6 минут в смену

Постановление АС ЦО от 22.03.2019 № Ф10-468/2019 по делу № А48-5927/2018

Рабочее время сотрудника было сокращено на час

Постановление АС СКО от 25.04.2019 № Ф08-2571/2019 по делу № А53-25352/2018

Сотрудники работали в режиме неполного рабочего дня на 0,9 ставки (7,2 часа в день)

Во всех вышеперечисленных постановлениях суды подчеркнули: при таком сокращении рабочего времени работники не могли и фактически не осуществляли уход за своими детьми. Поэтому выплаченное им пособие не является компенсацией и свидетельствует о несоблюдении страхователями условий, установленных п. 2 ст. 11.1 Закона № 255-ФЗ.

Из сказанного следует, что незначительное сокращение работнику рабочего времени не будет расцениваться как мера, необходимая для осуществления им ухода за ребенком, повлекшая за собой утрату заработка. В такой ситуации действия страхователя с большой долей вероятности будут признаны злоупотреблением правом в целях предоставления работнику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств ФСС.

По мнению автора, при установлении работникам, ухаживающим за малолетними детьми, сокращенного графика рабочего времени учреждениям следует обратить внимание на судебные акты. К примеру, в Постановлении АС СЗО от 15.04.2019 № Ф07-2044/2019 по делу № А56-90333/2018 подчеркнуто, что пособие в размере 40 % среднего заработка не является компенсацией в случае сокращения рабочего времени сотрудника на 2 %.

На важность соотношения величины утраченного заработка и размера пособия указано и в Постановлении АС УО от 22.03.2019 № Ф09-578/19 по делу № А76-25437/2018. В этом деле арбитры отметили, что пособие по уходу за ребенком своей целью главным образом предполагает компенсацию работнику утраченного заработка ввиду необходимости осуществления ухода за ребенком. Поэтому сокращение рабочего времени работника должно быть таким, при котором часть заработка в действительности может быть утрачена в сравнении с обычными условиями труда. Сокращение рабочего дня на 1 час повлекло потерю заработка работника только в размере 12,5 %, в то время как в виде ежемесячного пособия ему компенсируется 40 % среднего заработка.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624н.

15.03.2019 В хозяйственной деятельности практически каждого предприятия любых форм собственности, будь это ИП или ООО, где трудоустроены работники рано или поздно появляются расходы на социальное страхование, от простого листка нетрудоспособности до ухода в декретный отпуск. Обязанность по выплате социального обеспечения возложена на работодателя и для того, чтобы компенсировать понесенные затраты работодателю придется постараться. Во-первых, заявить в ФСС о возмещении, собрать внушительный пакет документов, дождаться окончания камеральной проверки, сотрудничать с инспекторами ФСС во время проведения проверки и возможно на этом дело не закончится, придется возражать, доказывать, казалось бы, очевидные вещи. В этой статье расскажем о порядке проведения камеральной проверки.
Итак, если работодатель в течение месяца выплачивал своим работникам пособия по больничным листам (пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам), то на сумму пособий, оплачиваемую за счет средств ФСС, он вправе уменьшить свой ежемесячный страховой взнос на ВНиМ (ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, п.2 ст.431 НК РФ).
Причем, если выплаченная им сумма пособий превышает сумму начисленных страховых взносов, работодатель вправе или зачитывать их в счет уплаты взносов на обязательное социальное страхование в следующих месяцах, или обратиться в свое отделение ФСС за возмещением расходов, т. е. для возврата ему разницы между начисленной суммой взносов и перечисленной суммой пособий, оплачиваемой из средств ФСС.
Документы, необходимые для возмещения
Для того, чтобы работодателю возместили потраченные им на социальное обеспечение деньги, он должен представить в свое отделение ФСС (Приказ Минздравсоцразвития от 04.12.2009 № 951н):
• Заявление о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (Приложение к Письму ФСС от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029);
• Справку-расчет, представляемую при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения (Приложение 1 к Заявлению);
• Расшифровку расходов на цели обязательного социального страхования и расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (Приложение 2 к Заявлению)
Необходимо обратить внимание, что Справка-расчет и Расшифровка необходимы при обращении за выделением средств за периоды начиная с 01.01.2017. За периоды до этой даты вместо них достаточно представить Расчет по форме 4-ФСС.
Кроме указанных выше документов необходимо представить копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию. Например, для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам — заполненные листки нетрудоспособности, для единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, — справки из женской консультации, для единовременного пособия при рождении ребенка — справки о рождении ребенка по форме № 24, выданные органами ЗАГС. ФСС может также запросить расчеты пособий, копии трудовых книжек, реестр больничных листов и иные документы.
Срок возврата денег из ФСС
У Фонда на возмещение есть 10 календарных дней со дня представления вами указанного выше комплекта документов (ч. 3 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Правда, если отделение Соцстраха решит провести проверку, то решение о выделении страхователю средств будет принято по результатам проведенной проверки (ч. 4 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Напомним, что длительность камеральной и выездной проверки ФСС составляет 3 и 2 месяца соответственно (ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, п.2 ст.26.15, п.9 ст.26.16 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Чаще всего ФСС назначает камеральную проверку. В нашей практике не было ни одного случая возмещения расходов ФСС по истечении 10 календарных дней.
Акт камеральной проверки
Акт составляется в течение 10 дней после окончания проверки. В акте должны быть указаны все выявленные нарушения и несоответствия, которые не были устранены либо пояснены. В итоговой части должна быть отражена информация о санкциях в отношении страхователя, а также может содержаться рекомендация по устранению нарушений. Акт подписывается представителями проверяемой организации (ИП) и теми лицами, кто проводил проверку. Страхователь может отказаться от подписи — в таком случае в акте нужно сделать отметку об этом. В течение 5 дней акт должен быть направлен страхователю. Вручают документ под подпись, а если он направляется почтой, то заказным письмом. Страхователям, которые взаимодействуют с Фондом по интернету, акт будет направлен по ТКС. Получив акт, следует тщательно с ним ознакомиться. Нужно проверить не только все расчеты, но и нормативные документы, на которые ссылаются проверяющие. В судебной практике есть случаи, когда при проведении проверки они опирались на отмененные нормы законодательства. Если страхователь считает, что проверяющие допустили в акте ошибки, не учли какие-то обстоятельства и так далее, он может подать на него возражение. На это у него есть 15 дней с даты получение акта. К возражению он может приложить подтверждающие документы. Если возражение на акт проверки подано, но вместо его рассмотрения приходит требование об уплате недоимки и санкций, это является нарушением. Следует направить жалобу в вышестоящий орган. Далее возражение будет рассмотрено на комиссии. Страхователь имеет право принять в этом участие, давать пояснения и представлять доказательства своей позиции. В итоге должно быть принято какое-то резюмирующий решение — в пользу страхователя либо ФСС. Если оно не устраивает, можно обратиться в суд.
Автор статьи:

  • Харитонова Полина Евгеньевна
  • Бухгалтер

admin

Добавить комментарий