Проведение сертификации

Проведение сертификации

Содержание

Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации.

Подача заявки на сертификацию.

Получение органом по сертификации декларации заявки на сертификацию продукции от исполнителя. Анализ декларации-заявки. Орган по сертификации рассматривает заявку в установленный порядком сертификации однородной продукции срок (в среднем один месяц) и сообщает заявителю, указывает, какие органы и испытательные лаборатории может выбрать заявитель.

2. Отбор, идентификация образцов и их испытания.

Образцы для испытаний отбирает, как правило, испытательная лаборатория или другая организация по ее поручению. В отдельных случаях этим занимается орган по сертификации. Образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока, предусмотренного правилами системы сертификации конкретной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации, их хранение соответствует сроку действия сертификата.

3. Экспертиза материалов.

Экспертиза исходных материалов, сбор и анализ информации о качестве реализуемой продукции, оценка целесообразности проведения последующих этапов сертификации производства. Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) составляет заключения о целесообразности проведения сертификации производства, заключение договора на проведение сертификации производства.

4. Оценка производства.

Формирование комиссии по проверке производства. Назначение главного эксперта и утверждение состава комиссии Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) оформляет приказ о составе комиссии.

5. Проверка производства.

Составление рабочей программы проверки (или принятие типовой программы). Регламентация объектов и процедур проверки производства и правил принятия решений. Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) принимает программы проверки производства. Проверка производства включает в себя формирование комиссии, составление плана проверки, проверка производства, принятие решения о возможности сертификации производства. Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) составляет акт о результатах проверки производства.

6. Выдача сертификата соответствия.

Принятие решения о рекомендации производства к сертификации и оформление документов производится по результатам проверки производства. Оформление проекта сертификата. Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) направляет акт о результатах проверки производства, проекта сертификата в технический центр регистра. Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, подвергаются анализу для окончательного заключения о соответствии продукции заданным требованиям.
По результатам оценки составляется заключение эксперта. Это главный документ, на основании которого орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия. При положительном решении оформляется сертификат, в котором указаны основания для его выдачи и регистрационный номер, без которого сертификат недействителен.
Если заключение эксперта отрицательное, орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе с указанием причин.
Инспекционный контроль за сертифицированным производством состоит из выполнения процедур проверки стабильности качества изготовления продукции в соответствии с программой проверки. Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) в техническом центре регистра оформляет акт проверок.
Объединенным институтом СЕН/СЕНЭЛЕК для стран-членов ЕЭС и стран-членов Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) разработаны европейские стандарты EN серии 45000. Это организационно-методические документы, касающиеся деятельности испытательных лабораторий, органов по сертификации продукции, систем качества и аттестации персонала, а также определяющие действия изготовителя, решившего заявить о соответствии своей продукции требованиям стандартов. В 1990 г. для реализации правил сертификации, рассмотрения деклараций о соответствии, установления критериев взаимного признания был создан специальный орган – Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Цель ЕОИС – рационализация деятельности органов по оценке соответствия в Европе, способствующей свободному распространению товаров и услуг. Это возможно при создании условий, гарантирующих всем заинтересованным сторонам, что продукция, услуги и технологические процессы, прошедшие испытания, не нуждаются в повторных испытаниях и сертификации. В настоящее время в Европе действует более 700 органов по сертификации. Системы сертификации взаимосвязаны и действуют согласованно. Всего в странах ЕЭС и ЕАСТ сертифицируется более 5000 изделий, действует более 300 систем сертификации и. практически во всех зарубежных странах.
Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе, обладающей собственными правилами. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России. Необходимость и объем испытаний, место отбора образцов определяет орган по сертификации продукции по результатам инспекционного контроля над сертифицированной системой качества (производством). Значительную роль в становлении и развитии международной, региональной и национальной сертификации играют ряд международных организаций. Рассмотрим кратко деятельность некоторых из них. Крупнейшей международной организацией, которая ставит своей целью разработку правил и условий мировой торговли, является Всемирная торговая организация (ВТО) (до 1993 г. — Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)).
В настоящее время членами ГАТТ/ВТО являются 123 государства, на долю которых приходится около 90 % мирового товарооборота. С 1992 г. Российская Федерация имеет статус наблюдателя б ГАТТ, который открыл перед нашей страной ряд существенных возможностей, позволив, в частности, привлекать специалистов ГАТТ к экспертизе российского внешнеэкономического законодательства, а также пользоваться в полном объеме информацией о торговой статистике и ограничительных мерах, вводимых другими странами.
СНГ, находятся в стадии присоединения к Генеральному соглашению. Целями присоединения России к ГАТТ/ ВТО в качестве полноправного участника являются: устранение дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта и улучшение доступа на мировые рынки российских товаров и услуг; перевод торгово-экономических отношений России с третьими странами на равноправную, долгосрочную экономико-правовую основу и, как следствие, повышение конкурентоспособности всех отраслей российской экономики; совершенствование внутренней законодательной базы и практики ее применения с целью дальнейшего развития экономических реформ.
Основные требования ГАТТ/ВТО в области оценки соответствия сводятся к следующему: стороны должны гарантировать, что системы оценки соответствия разрабатываются и применяются так, чтобы не создавать препятствий в международной торговле. В случае если соответствующих рекомендаций международных организаций не существует или системы оценки соответствия отличаются от рекомендаций международных организаций, следует, как можно раньше обеспечить издание уведомления о предполагаемом введении системы оценки соответствия, чтобы все заинтересованные стороны могли своевременно ознакомиться с этим уведомлением.
Деятельность Международной организации по стандартизации (ИСО) в области сертификации заключается в организационно-методическом обеспечении данной процедуры. До 1985 г. этими вопросами занимался Комитет сертификации (СЕРТИКО), а в 1985 г. в связи с расширением его области деятельности он был переименован в Комитет по качеству и сертификации (КАСКО).
СЕРТИКО совместно с МЭК, Международным торговым центром, Конференцией ООН по торговле и развитию (ГОНКТАД) и ГАТТ/ВТО издал материалы специального исследования «Сертификация. Принципы и практика», тем самим было закреплено возрастание роли сертификации в международной торговле. Единые организационно-методические документы по сертификации, которые разработаны и разрабатываются ИСО, содействуют гармонизации процедуры сертификации, что в свою очередь делает возможным взаимное признание результатов сертификации даже при различиях в национальных законодательных положениях.
В работе КАСКО участвую! около 50 стран, Россия как правопреемница СССР является членом ИСО с правом голоса, избрания в Совет и участия в заседаниях Генеральной Ассамблеи ИСО. В ИСО Россию представляет Госстандарт РФ.
При разработке стандартов ИСО на продукцию основной акцент делается на установление единых методов испытаний, а также на определение требований к продукции в части ее безопасности для жизни, здоровья людей, охраны окружающей среды, взаимозаменяемости.
На основе национального опыта передовых в промышленном отношении стран в ИСО разработаны также стандарты, устанавливающие единообразный подход к оценке систем обеспечения качества продукции на предприятиях (серия стандартов ИСО 9000).
ИСО поддерживает контакты по вопросам стандартизации более чем с 400 международными организациями. В долгосрочную стратегию деятельности ИСО входят вопросы сотрудничества с организациями потребителей, установления специальных связей по техническому сотрудничеству с ГАТТ/ВТО.
Использование знака ИСО/МЭК означает мировое признание.
В области сертификации ИСО сотрудничает с МЭК. Основополагающими в области сертификации считаются: Руководство 28 ИСО/МЭК «Общие правила типовой системы сертификации продукции третьей стороной», содержащее рекомендации по созданию национальных систем сертификация; Руководство 43 «Квалификационные испытания лабораторий», которое применяется как методический документ всеми странами при решении таких вопросов, как оценка уровня работы испытательной лаборатории, определение технической компетентности и области.

Основные этапы процесса сертификации неизменны вне зависимости от вида и объекта сертификации. Возможно выделить пять ключевых этапов:

  1. заявка на сертификацию;
  2. оценку соответствия объекта сертификации установленным нормам;
  3. анализ итогов оценки соответствия;
  4. решение по сертификации;
  5. инспекционный контроль за сертифицированным объектом.

Этап заявки на сертификацию

Этап заявки на сертификацию заключается в выборе заявителем центра по сертификации, способного произвести оценку соответствия интересующего его объекта. Данный пункт определяется областью аккредитации органа по сертификации. В случае если данную работу могут провести несколько центров по сертификации, то заявитель имеет возможность обратиться в любой из них. Заявка подаётся по установленной в системе сертификации форме. Центр по сертификации рассматривает ее и доносит свое решение до заявителя. В заявке указываются все ключевые условия сертификации, включая схему сертификации, название испытательной лаборатории для проведения испытаний (в случае если они предусмотрены схемой сертификации) либо их список для выбора заявителем, номенклатура нормативных документов, на пункты которых станет проводиться сертификация.

Этап оценки соответствия

Этап оценки соответствия имеет свои отличительные черты в зависимости от объекта сертификации. Применительно к конкретной продукции он состоит из отбора и идентификации образцов продуктов и их испытаний. Образцы обязаны быть такими же, как и продукция, поставляемая покупателю. Образцы выбираются случайным образом по установленным правилам из готового товара. Отобранные образцы изолируют от главной продукции, упаковывают, пломбируют либо опечатывают на месте отбора. Оформляется акт отбора образцов.

На всех стадиях сохранения, транспортировки и подготовки образцов к тестированию, а также в ходе испытаний обязаны соблюдаться требования, установленные в соответствующей нормативной документации на продукцию. Все этапы перемещения образцов в процессе работ по сертификации должны документироваться и подтверждаться оригинальной подписью ответственных лиц.

Испытательная лаборатория или же орган по сертификации имеет возможность включить в отбираемую выборку в добавок по одному образцу любого вида продукции (не считая скоропортящейся) для сбережения в качестве контрольного экземпляра (с целью сбережения наглядности сертифицируемой продукции). Срок сохранения контрольного образца обязан соответствовать сроку действия сертификата либо сроку годности продукции, по прошествии которого образцы возвращаются заявителю.

Отбор образцов для тестирования выполняет, в большинстве случаев, испытательная лаборатория или же по ее поручению иная компетентная организация. По итогам отбора оформляется акт. В том случае если проведение испытаний происходит в 2-х и более испытательных лабораториях отбор образцов может быть выполнен органом по сертификации.

Испытания для сертификации ведутся в испытательных лабораториях, аккредитованных на проведение конкретных испытаний, которые учтены в нормативных документах, применяемых при сертификации данной продукции.

При отсутствии аккредитованной испытательной лаборатории или значительной ее удаленности (что собственно усложняет перевозку образцов, увеличивает стоимость испытаний и неприемлемо удлиняет их сроки) разрешается проводить испытания в целях сертификации в испытательных лабораториях под непосредственным контролем представителей органа по сертификации конкретной продукции. Объективность этих испытаний, наряду с испытательной лабораторией, гарантирует орган по сертификации, поручивший ей их проведение. Протокол испытаний в такой ситуации подписывают уполномоченные эксперты испытательной лаборатории и центра по сертификации. Протоколы испытаний предоставляются заявителю и в центр по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат сбережению не менее срока действия сертификата. Точные сроки хранения копий протоколов (даже для случая, когда заявителю на сертификацию не может быть выдан сертификат ввиду несоответствия продукции необходимым нормам) устанавливают в системе сертификации однородной продукции и в нормативных документах испытательной лаборатории.

Оценка соответствия услуг находится в зависимости от их вида. Услуги нематериального характера (к примеру, оценка движимого и недвижимого имущества) оцениваются экспертным или же социологическим способами. Проверка материальных услуг (к примеру, услуги по техническому обслуживанию и ремонтным работам автотранспортных средств) базируется на оценке итога услуги.

Оценка результата услуги производится в испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке либо на базе заявителя специалистами органа по сертификации с применением его испытательного и технологического оборудования. Данное оборудование должно быть проверено или же откалибровано органами метрологической службы. Во время проведения испытаний осуществляется частичная проверка отремонтированных продуктов, если сертифицируются услуги по ремонтным работам, к примеру автомобиля или швейной машины. В случае если вид услуг подпадает под нормативы обязательной сертификации, то оцениваются характеристики безопасности продукции после ремонта либо обслуживания. При добровольной сертификации услуг, как правило, оцениваются функциональные характеристики. Количество проверяемых продуктов и порядок их отбора устанавливает орган по сертификации согласно нормативным документам системы сертификации. По итогам испытаний оформляется протокол, который передаётся органу по сертификации и в копии — заявителю.

Этап анализа практической оценки соответствия Этап анализа практической оценки соответствия объекта сертификации установленным нормам заключается в рассмотрении итогов испытаний, экзамена или же проверки системы качества в центре по сертификации.

При сертификации продукции заявитель предоставляет в орган документы, отмеченные в решении по заявке, и протокол испытаний образцов изделия из испытательной лаборатории. Специалисты органа по сертификации проводят проверку на соответствие результатов испытаний, отраженных в протоколе, действующей на данный момент нормативной документации. После чего выносится решение о выдаче сертификата соответствия или же проведении отсутствующих испытаний. Подобные действия предпринимаются органом по сертификации услуг при проверке соответствия итога услуги.

При сертификации систем качества анализ итогов оценки соответствия ведётся на основании акта о проверке. Выводы по акту сводятся к 1-му из 3-х вариантов:

  1. система вполне соответствует заявленному стандарту;
  2. система в общем соответствует стандарту, хотя обнаружены отдельные малозначительные несоответствия по деталям системы качества;
  3. система имеет существенные несоответствия.
Решение о сертификации

Решение о сертификации или же отказе в ней берёт на себя руководство органа по сертификации сообща с главным экспертом комиссии. В системе сертификации ГОСТ Р конечное решение принимает Технический центр Регистра систем качества.

В процессе сертификации персонала протокол экзаменационной комиссии обязан направляться в комиссию по сертификации, состоящую из руководящего состава органа и специалистов, не участвовавших в приеме экзамена. Положительное решение этой комиссии по утверждению протокола экзамена считается основанием для выдачи сертификата.

Решение по сертификации сопрягается с выдачей сертификата соответствия заявителю либо отказом. При положительных итогах испытаний, предусмотренных схемой сертификации, и экспертизы представленных документов центр по сертификации выдаёт сертификат соответствия, регистрирует его и даёт лицензию на право использования знака соответствия. Данным знаком маркируются продукция либо документация на услуги, прошедшие сертификацию. При негативных результатах сертификационных испытаний, неисполнении требований, предъявляемых к объекту сертификации, либо отказе заявителя от оплаты необходимых работ центр по сертификации выдает заявителю решение с указанием обстоятельств отказа в выдаче сертификата.

Вид сертификата соответствия и срок его официального действия устанавливаются правилами системы сертификации. Действие сертификата на продукцию рассчитано на срок ее службы, эксплуатации или же реализации, услуги — до 3 лет, системы качества компаниц — 3 года, персонала — 5 лет.

Инспекционный контрольИнспекционный контроль за сертифицированным объектом ведётся органом, выдавшим сертификат, в случае если это предусмотрено схемой сертификации. Он проводится на протяжении всего срока действия сертификата (один раз в год в форме периодических проверок). В комиссии центра по сертификации при инспекционном контроле могут принимать участие специалисты территориальных органов Ростехрегулирования, представители обществ покупателей и прочих заинтересованных организаций. Внеплановые проверки применяются при наличии жалоб к качеству продукции и услуг, а также при значительных изменениях в конструкции сертифицированного продукта, технологии оказания услуг либо организационной структуре компании, оказывающих большое влияние на составляющие системы качества.

Инспекционный контроль содержит анализ информации о сертифицированном объекте, проведение частичных проверок образцов продукции, услуг либо составляющих системы качества. При контроле сертифицированного эксперта проверяется соответствие его работы принятым критериям. По результатам инспекционного контроля оформляется акт, где дается решение о возможности сохранения действия сертификата либо о приостановлении его действия. Информация о приостановлении доводится центром по сертификации до сведения заявителя, покупателей, Ростехрегулирования и прочих участников системы сертификации. Временное приостановление действия сертификата происходит в том случае, если выявлены нарушения его использования, которые можно ликвидировать в достаточно короткое время. При всём этом орган по сертификации предписывает заявителю исполнение корректирующих мероприятий и устанавливает срок их выполнения. Заявитель, со своей стороны, обязан уведомить потребителей его продукции или же услуг об обнаруженных несоответствиях и предпринять надлежащие меры.

Действие сертификата соответствия и право использования знака соответствия отменяются в случае, когда продукция и услуги не отвечают требованиям официальных нормативных документов. Отмена сертификата начинает действовать с момента исключения его из реестра системы сертификации.

Сертификация продукции на территории России осуществляется согласно установленным правилам проведения оценочных работ, в результате которых выявляется соблюдение или несоблюдение требований нормативной документации, в роли которой могут выступать российские технические регламенты, техрегламенты Таможенного союза или стандарты.

Прохождение сертификации по требованиям технических регламентов

Сертификация продукции на соответствие техническим регламентам проводится по требованиям, установленным в самих регламентах.

В главе ТР «Подтверждение соответствия» имеется перечень требований к организации сертификационных работ:

  • комплекту документов, которые необходимо предоставить вместе с заявкой на проведение оценки соответствия;
  • схеме сертификации, выбор которой зависит от характера производства;
  • проведению испытаний, включающих в себя отбор, идентификацию и анализ типовых образцов продукции;
  • контролю состояния производства (проводится, если это предусмотрено схемой).

Также, в случае получения сертификата соответствия, определена периодичность проведения инспекционного контроля (если это предусмотрено схемой), целью которого является подтверждение безопасности уже сертифицированной продукции.

Процесс сертификации по требованиям стандартов

Сертификация продукции, для которой не разработаны или еще не вступили в силу технические регламенты, проводится в соответствии с постановлением (в ред. от 11 июля 2002 года). Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации утвердил единый порядок проведения сертификационных работ, независимо от вида сертификации: обязательной или добровольной.

В ходе сертификации проверяются наиболее значимые характеристики продукции, отвечающие за безопасность.

Для проведения испытаний установлены методы, позволяющие:

  • идентифицировать товары (принадлежность к классификационной группе, партии, соответствие технической документации, происхождение продукции и др.);
  • проанализировать соблюдение требований, направленных на обеспечение безопасности людей, животных, окружающей среды.

Порядок проведения сертификации

Порядок проведения сертификации заключается в выполнении последовательных действий, положительные результаты которых приводят к получению сертификата соответствия.

Для начала в выбранный орган по сертификации направляется заявка на прохождение оценки соответствия, вместе с которой прикладывается комплект документов на продукцию (сведения о производимых товарах, техническая, конструкторская и др. документация). Далее принимается решение о проведении либо отказе в оценочных работах. В случае положительного ответа назначается схема сертификации, от которой зависят дальнейшие этапы. Ознакомиться с элементами, входящими в каждую из схем, можно .

При соблюдении всех требований безопасности продукции выдается сертификат соответствия, данные которого заносятся в государственный реестр.

Схематично последовательность получения сертификата на продукцию можно представить в виде:

Сертификация продукции включает в себя несколько последовательных этапов. Мы подготовили понятную инфографику и подробное описание каждого шага.

Наши специалисты помогут быстро получить сертификат на продукцию. Вы предоставляете базовый пакет документов, и мы приступаем к работе без предоплаты. За 7 лет мы уже оформили 14 000 документов для 3 500 компаний России, Казахстана и Беларуси.

Подготовка документов и подача заявки

В первую очередь предпринимателям надо подготовить необходимый пакет данных: учредительные документы, технические условия, инструкции по сборке, эксплуатации и т. п. Все перечисленное прикладывают к заявке, которую подают в орган по сертификации, аккредитованный на заявляемую продукцию. Заявитель также вправе дополнительно предоставить любые документы (протоколы испытаний, акты исследований внешних лабораторий, центров и пр.), доказывающие безопасность заявленного продукта.

Стоит отметить, что предъявлять нужно копии. Однако у обратившейся компании должны быть при себе оригиналы, и учтите, что их могут запросить. Предоставлять подаваемое можно в электронном виде – в таком случае все должно быть заверено квалифицированной цифровой подписью. Если же ее нет, то тогда документы надо распечатать, подписать и поставить печать.

Что должно быть в заявке?

Этот документ необходим, чтобы определить стоимость услуги сертификации продукции. Кроме того, в нем также указываются базовые данные по конкретному товару и по самой компании. Вообще заявление составляется в произвольной форме. Тем не менее существуют данные, которые в него обязательно нужно внести:

  1. Название документа. В нем должно отражаться то, что именно вы хотите получить (обязательный или добровольный сертификат, например).
  2. Данные органа, в который подается заявка. Как правило, официальное название компании, имя руководителя (можно указать просто должность), контакты. Все это обычно идет сверху справа. Но иногда такой пункт пропускается, например, при заполнении заявки через сайт центра сертификации.
  3. Название продукции. Сначала идет вид, потом – конкретизация, в конце указывается марка, модель или артикул.
  4. Схема сертификации. В целом это необязательный пункт, поскольку определенный вариант выбирает обычно сам орган, исходя из того, кто подает документы. Так, отечественному производителю будет назначена схема «на серийное производство», а импортному, скорее всего, «на контракт». Но вообще возможны разные решения, поэтому если вас интересует что-то конкретное, то не пропускайте этот пункт.
  5. Коды ОКПД2 и ТН ВЭД. Стоит заполнить, если вам точно известно соответствующее значение. В противном случае лучше всего пропустить.
  6. Полное наименование компании. Здесь нужно написать данные того, на кого оформляется сертификат. Обратите внимание на это, если документы подает дилер, а не производитель.
  7. Юридический адрес обратившегося лица. Также следует вписать актуальные контакты, по которым с ним можно связаться.
  8. №ОГРН, когда и кем именно выдан. Другие реквизиты лица.
  9. Название производителя и его данные. Можно пропустить, если заявка подается компанией, которая занимается изготовлением товара.
  10. Реквизиты производителя, его контакты, прочие данные. Ф.И.О. руководителя.
  11. Дата заключения контракта и его номер. Заполняется только заявителем, являющимся иностранной компанией.
  12. ТУ или ГОСТ, если продукция им соответствует и у вас есть подтверждающие это документы. В противном случае нужно пропустить.
  13. Дата заполнения заявления. В некоторых случаях также нужно поставить подпись, если того требует центр сертификации

Обратите внимание на то, что раньше сертификат можно было оформить на два лица: на отечественного производителя и на заявителя. Однако сейчас законодатель убрал такую возможность. То есть получать сертификат может только сам производитель в РФ или же кто-то от его имени на основании доверенности. Так что указание в заявке соответствующих данных еще не означает, что документ будет выдан на 2 компании.

Что делать в тех случаях, когда компания заказывает производство конкретного товара заводу, например, по собственным разработкам? В таком случае у нее остается 2 варианта:

  1. Объявить производителем себя и оформить всю документацию соответствующим образом. В подобной ситуации ее взаимоотношения с другой фирмой будут нюансами, то есть именно заказчик станет нести ответственность за качество продукции на 100% и перед потребителями, и перед контролирующими органами. Но он может прописать механизм контроля в договоре, согласно которому и будет производиться товар.
  2. Предоставить производителю оформление сертификата, а на продукции указать собственный товарный знак. По закону такое вполне возможно.

Что же касается ситуации, когда сертификация оформляется на импортную компанию, то тогда в документ по-прежнему можно внести 2 компании, то есть российскую организацию и импортного производителя. Сертификат о соответствии выдается на партию товара, или на серийное производство сроком от 1 года до 5 лет. Однако в таком случае в документе будет указан конкретный контракт (в случае сертификации партии товара), либо договор уполномоченного изготовителем лица.

Итак, дальше центр сертификации анализирует заявку и в течение 1-10 дней сообщает о своем решении. В случае отказа заявителю объясняют причины, а если все в порядке — определяется схема сертификации и необходимые лабораторные испытания. После заключения договора и оплаты услуг начинается проверка соответствия.

В каких случаях порядок сертификации продукции может нарушаться?

Стоит отметить, что выше описан стандартный порядок сертификации продукции. Однако в некоторых случаях он может игнорироваться. Иногда это зависит от продукта: далеко не все товары требуют дотошного инспекционного контроля. К тому же непосредственно выезд проблематично совершить в отношении иностранного предприятия.

Процесс оформления документов может быть значительно упрощён для заявителя, если он попросит во всём разобраться юриста. В этом случае этапы сертификации продукции будут несколько смазаны в связи с участием в деле посредника. С одной стороны, заявителю не придётся детально во всём разбираться лично. И в целом процесс для него упростится. С другой стороны, заявителю придётся оформлять непосредственно доверенность на третье лицо. То есть у него появятся новые этапы, просто другие.

От чего ещё зависит порядок сертификации?

Необходимо отметить, что порядок прохождения сертификации может зависеть от того, оформляется ли декларация или сертификация, является ли получение такого документа обязательным или добровольным. Это непосредственно влияет на схему. Стандартно всё выглядит следующим образом:

  • Короче всего проходит процедура добровольного декларирования. Здесь стандарты будут наименее требовательными. По факту, заявителю необходимо просто подать заявление о желании получить декларацию, а также ряд документов. За их достоверность отвечает он.
  • Процедура добровольного получения сертификата несколько усложнена. В данном случае чаще могут проводиться испытания. Но в целом всё достаточно упрощено.
  • Процесс обязательного получения декларации уже состоит из определённого количества этапов, которые никак нельзя сократить. Непременно нужно проводить испытания. В отношении отдельных видов товаров анализы будут выполняться минимум 2-3 недели. Конкретика зависит от того, что именно изучается.
  • Дольше всего – процесс обязательного получения сертификатов. Он может включать в себя целый ряд испытаний, выезд на место производства и многое другое. Нередко это затягивается на месяцы.

Определённое значение также имеет то, на соответствие чему именно проверяется. Есть разница между техническим регламентом ТС и национальными стандартами. Одним словом, всё нужно учитывать в комплексе.

Испытания образцов продукции

Сертификация некоторых видов товаров предполагает обязательные испытания образцов продукции. В нормативных документах описано, как все будет происходить, сколько требуется образцов, как их отбирать и транспортировать. Процессом занимается орган по сертификации или указанная им лаборатория. Все образцы должны быть идентичны продукции, поставляемой потребителю, и изготовлены по тем же технологиям. К товарам также прикладывают сопроводительные документы.

Испытания продукции проводят аккредитованные лаборатории. После завершения проверок они оформляют результаты в протоколы по установленному образцу. Эти документы обычно хранят не менее 3-х лет. Их копии обязательно предоставляют как органу по сертификации, так и заявителю.

Что происходит с образцами? Как правило, если они прошли проверку, то такую продукцию хранят в течение всего срока годности или же на протяжении периода действия выданного сертификата.

Обратите внимание, что передача товаров лаборатории должна быть соответствующим образом отражена в бухгалтерской отчетности. Если возврат продукции не предполагается, а также если ее нельзя больше использовать (или в процессе проверки образцы были уничтожены), то в таком случае компания-заявитель имеет право указать эти финансовые потери как расходы. Но они должны быть надлежащим образом подтверждены, чтобы у налогового органа впоследствии не возникло вопросов.

Экспертиза производства

Некоторые схемы сертификации предполагают еще и экспертизу производства. Специалист от органа по сертификации выезжает непосредственно к последнему и оценивает достаточность и правильность документации, состояние оборудования, средств измерения, складов и выполнение требований к ним, систему контроля. Иными словами, проверяет, выполняются ли на практике нормативные требования к производству.

Для анализа производства разрабатывают специальную рабочую программу. В ней указывают элементы технологических процессов, подлежащие проверке. По итогам данной процедуры оформляют акт с оценками каждого показателя и заключению в общем, который соответствующим органом рассматривается, когда принимается окончательное решение: выдать/не выдать подтверждающий соответствие документа. Но центр сертификации, как правило, опирается не только на него.

Выдача сертификата

Если принято положительное решение, то орган по сертификации осуществляет оформление согласно действующим нормативам. Обратите внимание на то, что сначала заявителю высылают макет документа. Это необходимо для того, чтобы не допустить грубых ошибок, например, не вписать неправильное название компании и т. п. После того как клиент утвердит образец, подготавливается оригинал. В некоторых случаях согласование проходит по другой схеме.

Сроки действия сертификата определяются в зависимости от схемы. По истечению соответствующего времени нужно будет проходить всю процедуру повторно, то есть оформлять документ опять.

Стоит отметить: если до даты, определяющей окончание действия сертификата, производитель внесет существенные коррективы в конструкцию, комплектацию, технологию изготовления, то он должен уведомить о них учреждение, которое выдало документ. В таких случаях будет приниматься в расчет назначение повторных лабораторных проверок.

Инспекционный контроль производства

Некоторые техрегламенты предусматривают последующий инспекционный контроль производства. Его проводят минимум раз в год, пока действует сертификат соответствия. Первый аудит проходит не раньше полугода после выдачи документа. Последующая – не позже чем через год. Периодичность такой процедуры определяется различными факторами:

  • объемом выпускаемой продукции;
  • степенью опасности товара для людей и окружающей среды;
  • стабильностью производственного процесса;
  • наличием на предприятии внедренной системы менеджмента качества;
  • наличием сертификатов на другие линейки, что тоже подразумевает инспекцию и пр.

Проверки бывают как плановыми, так и внеплановыми. Инспекционные эксперты могут снова запросить образцы продукта и обратить внимание на процесс его изготовления.

Вообще инспекционный контроль предполагает 5 этапов:

  1. Формирование комиссии. Обычно сначала назначают представителя, который начинает подбирать членов. Главным является компетентность специалистов в отношении процесса производства у конкретной компании и оценки безопасности, а также качества ее продукции. После происходит утверждение времени проведения проверки (если та плановая).
  2. Запрос документов от производителя и изучение всех поступивших данных. Чем их больше, тем короче в дальнейшем будет вся процедура.
  3. Выезд на предприятие. Стоит отметить, что члены инспекционной комиссии должны получить допуск ко всем цехам, которые имеют отношение к созданию продукции. В свою очередь они обязаны сохранять в тайне полученные ими сведения, в том числе и для защиты коммерческих интересов.
  4. Отбор отдельных образцов продукции и проведение испытаний. Оформление результатов в отдельном документе.
  5. Подведение итогов проверки. Составление заключения, в котором содержится решение о продолжении, приостановке или прекращении действия сертификата соответствия.

Прохождение инспекционного контроля возможно с некоторыми отличиями. Однако описанная выше схема в целом универсальна.

Необходимо отметить, что, если компания считает, что действия сертификационного центра или же лаборатории (инспекционной комиссии) нарушили ее права или интересы, она может подать жалобу непосредственно в соответствующую организацию. При отсутствии реакции или же при отказе удовлетворить ее претензии фирма вправе обратиться в суд.

ГОСТ Р 54659-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ

Правила проведения добровольной сертификации услуг (работ)

Conformity assessment. Rules for services (works) voluntary certification

ОКС 03.120.20

Дата введения 2012-07-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 «Оценка соответствия»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 815-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила проведения добровольной сертификации услуг (работ) в системах добровольной сертификации, созданных в соответствии с Федеральным законом и зарегистрированных федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в соответствии с рекомендациями .
Объектами сертификации являются услуги (работы), оказание которых регулируется нормативными, техническими и другими документами, содержащими требования к их качеству и безопасности, а также методы их оценки, проверки и контроля.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 50646 Услуги населению. Термины и определения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по , а также ГОСТ Р 50646.

4 Общие положения

4.1 Стандарт создан для организации и проведения добровольной сертификации услуг (работ) при обеспечении необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации.

4.2 При проведении работ по добровольной сертификации услуг (работ) соблюдаются следующие основные принципы:
— добровольность;
— открытость;
— бездискриминационный доступ и участие в процессах сертификации;
— объективность оценки;
— конфиденциальность и защита интересов заявителя;
— доступность информации.

4.3 При проведении работ по добровольной сертификации услуг (работ) используют формы документов (заявки, сертификата соответствия, приложения к сертификату соответствия, разрешения на применение знака соответствия и знак соответствия), установленные документами систем добровольной сертификации.

5 Проведение добровольной сертификации услуг (работ)

5.1 Сертификация услуг (работ) осуществляется по инициативе заявителей — организаций или индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги (выполняющих работы), на соответствие требованиям заявленных нормативных и технических документов.

5.2 Добровольную сертификацию услуг (работ) проводят органы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке, в пределах их области аккредитации.

5.3 При проведении работ по добровольной сертификации услуг (работ) используют схемы сертификации согласно , представленные в таблице 1.

Таблица 1 — Схемы, применяемые при добровольной сертификации услуг (работ)

Номер схемы

Оценка оказания услуг, выполнения работ

Проверка (испытания) результатов услуг и работ

Инспекционный контроль сертифицированных услуг и работ

Оценка мастерства исполнителя работ и услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль мастерства исполнителя работ и услуг

Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг

Анализ состояния производства

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль состояния производства

Оценка организации (предприятия)

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль соответствия установленным требованиям

По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле.
По схеме 1 оценивают:
— наличие и уровень профессиональной подготовки и квалификации персонала, в том числе теоретические знания, практические навыки и умения, применительно к оказанию конкретных услуг;
— знание персоналом нормативных и технических документов на оказываемые услуги (выполняемые работы).
Схему 1 применяют для услуг (работ), качество которых обусловлено мастерством исполнителя.
По схеме 2 оценивают процесс оказания услуг (выполнения работ), проверяют (испытывают) результаты услуг (работ) и контролируют процесс оказания услуг (выполнения работ) при инспекционном контроле.
В зависимости от специфики процессов проверяют:
— наличие и соблюдение требований к нормативным и техническим документам на процессы оказания услуг (выполнения работ);
— оснащение оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;
— безопасность и стабильность процесса оказания услуг (выполнения работ);
— профессиональную подготовку и компетентность исполнителей услуг (работ).
Схему 2 применяют для услуг (работ), качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса оказания услуг (выполнения работ).
По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты услуг (работ).
Схему 3 применяют для анализа состояния производства, проверяют результаты услуг (работ).
По схеме 4 оценивают в целом организацию (предприятие) — исполнителя услуг (работ) на соответствие требованиям нормативных и технических документов.
По схеме 4 оценивают:
— наличие и функционирование системы обеспечения качества оказываемых услуг (выполняемых работ);
— организационное, правовое, программное, методическое, информационное, материальное, метрологическое и другое обеспечение;
— состояние материально-технической базы заявителя, в том числе оснащение оборудованием, инструментами, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др.;
— стабильность функционирования систем технического обеспечения и обслуживания;
— условия обслуживания потребителей услуг;
— наличие и соблюдение требований нормативных и технических документов на процессы оказания услуг (выполнения работ);
— безопасность и стабильность процесса оказания услуг (выполнения работ);
— профессиональную подготовку и компетентность исполнителей услуг (работ).
При проведении сертификации по схеме 4 могут быть подтверждены формат, категория или тип предприятия, оказывающего услуги (выполняющего работы), если это предусмотрено соответствующими нормативными и техническими документами.

5.4 Добровольная сертификация услуг (работ) включает:
— подачу заявителем заявки на сертификацию;
— рассмотрение заявки и документов, представленных заявителем, и принятие решения по заявке;
— подтверждение соответствия услуг (работ) установленным требованиям, включая проверку результата;
— принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;
— выдачу сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;
— проведение инспекционного контроля за сертифицированными услугами (работами).

5.5 При проведении работ по добровольной сертификации услуг (работ) могут быть использованы имеющиеся у заявителя документы, подтверждающие соответствие услуг (работ) установленным требованиям:
— результаты экспертных оценок;
— результаты социологических оценок;
— сертификаты соответствия других систем сертификации;
— акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор, и общественных организаций.
Эти документы могут служить основанием для сокращения объема работ по подтверждению соответствия (оценок, проверок, испытаний, контроля).
Объем и содержание документов, необходимых для проведения работ по добровольной сертификации услуг (работ), определяет эксперт по сертификации в каждом конкретном случае.

5.6 Для проведения добровольной сертификации услуг (работ) заявитель направляет заявку в аккредитованный в установленном порядке орган по сертификации с необходимым комплектом документов.
При отсутствии у заявителя информации об аккредитованном органе по сертификации заявка направляется в орган, установленный документами систем добровольной сертификации, для принятия решения о проведении сертификации.
При наличии нескольких аккредитованных органов по сертификации данной услуги заявитель вправе направить заявку в любой из них.

5.7 Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает комплект документов с целью определения возможности проведения работ по сертификации.
При необходимости орган по сертификации запрашивает у заявителя дополнительные сведения, позволяющие определить стабильность и качество оказания услуг (проведения работ).

5.8 Срок рассмотрения заявки и принятия решения о проведении (либо отказа в проведении) работ по добровольной сертификации услуг (работ) составляет не более 15 календарных дней после ее получения.

5.9 По результатам рассмотрения заявки и представленных материалов орган по сертификации принимает решение по заявке.
При положительном решении по заявке орган по сертификации направляет заявителю решение по заявке и проект договора на проведение работ по сертификации. Работы по рассмотрению заявки включаются в стоимость договора.
Если решение принимается отрицательное, то орган по сертификации аргументированно в письменной форме сообщает заявителю о невозможности проведения работ по сертификации.

5.10 После получения от заявителя подписанного договора и соблюдения условий его оплаты орган по сертификации приступает к работам по добровольной сертификации услуг (работ).

5.11 Подтверждение соответствия на месте оказания услуг (выполнения работ) проводится комиссией, председателем которой является эксперт по сертификации конкретной услуги.
Результаты оформляются актом оценки оказания услуг (выполнения работ). При необходимости проведения испытаний для проверки результата услуг (работ) неотъемлемой частью акта оценки оказания услуг (выполнения работ) является протокол испытаний.
Состав комиссии определяет орган по сертификации.
Испытания проводятся в аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораториях (центрах) или на месте оказания услуг с использованием технологического оборудования и средств измерений исполнителя услуг.
В случае проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) отбор образцов (проб) проводится представителем аккредитованной испытательной лаборатории (центра) в присутствии или по заданию эксперта по сертификации данного вида услуг. Отбор продукции оформляется актом отбора проб.
При проведении испытаний на месте оказания услуг (выполнения работ) отбор образцов (проб) проводится экспертом по сертификации конкретного вида услуг.

5.12 На основании акта оценки оказания услуг (выполнения работ) и других документов, определенных в документах систем добровольной сертификации, орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.
При положительных результатах оценки соответствия орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия.
При отрицательных результатах оценки соответствия орган по сертификации направляет заявителю аргументированное решение об отказе в выдаче сертификата соответствия с указанием причин отказа.
Основанием для отказа в выдаче сертификата соответствия является отсутствие положительного результата подтверждения соответствия, а также отказ от оплаты работ по сертификации.
При обращении заявителя для проведения повторной сертификации по окончании срока действия сертификата соответствия используется тот же порядок работ по сертификации услуг (работ), что и при первичном обращении, с учетом результатов последнего инспекционного контроля.

5.13 Орган по сертификации на основании решения о выдаче сертификата соответствия оформляет сертификат соответствия, приложение к сертификату соответствия (при необходимости) и разрешение на применение знака соответствия, осуществляет их регистрацию и выдачу заявителю.
Срок действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом результатов подтверждения соответствия, стабильности оказания услуг (выполнения работ), сроков действия нормативных и технических документов, но не более чем на три года.
Заявитель, получивший сертификат соответствия, имеет право маркировать свою документацию, квитанции, заключаемые договоры, наряд-заказы знаком соответствия системы добровольной сертификации, а также использовать знак соответствия в целях рекламы, в информационных материалах, вывесках и стендах.

6 Инспекционный контроль за сертифицированными услугами

6.1 Инспекционный контроль за сертифицированными услугами (работами) проводит орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, в течение всего срока действия сертификата соответствия не реже одного раза в год. Инспекционный контроль проводится в форме периодических и внеплановых проверок.

6.2 Объем, периодичность и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются органом по сертификации в зависимости от стабильности оказания услуг (выполнения работ), состава (содержания) оказанных услуг (выполненных работ), наличия системы качества, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, наличия или отсутствия претензий потребителей услуг (работ) и органов государственного контроля и надзора.

6.3 Инспекционный контроль за сертифицированными услугами (работами) в общем случае содержит следующие виды работ:
— сбор и анализ поступающей информации о качестве сертифицированных услуг (работ);
— разработку программы инспекционной проверки;
— формирование комиссии для проведения инспекционной проверки;
— проведение инспекционной проверки;
— оформление результатов проверки и принятие решения.

6.4 Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях:
— поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных услуг от потребителей, органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуг, общественных объединений потребителей;
— при получении информации компетентных органов по результатам расследования причин различных аварий и прочих инцидентов, а также по результатам проведения государственных технических осмотров;
— при обращении заявителя с просьбой о проведении инспекционного контроля по причине изменений в его деятельности, связанных с сертификационными требованиями и условиями действия сертификата соответствия.
Внеплановый инспекционный контроль проводится также при реорганизации организаций и предприятий, осуществляющих деятельность в сфере услуг, при изменении технологической схемы оказания услуг (выполнения работ). Об этих случаях держатель сертификата соответствия должен незамедлительно извещать орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия.

6.5 Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов проверки и делается общее заключение о состоянии возможности оказания услуг (выполнения работ) и возможности подтверждения действия выданного сертификата соответствия. Копия акта направляется держателю сертификата соответствия. На основании акта инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение о подтверждении действия сертификата соответствия либо о приостановлении или отмене его действия.

6.6 Орган по сертификации может приостановить или отменить действие выданного им сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия по результатам инспекционного контроля в случаях:
— несоблюдения держателем сертификата требований нормативных и технических документов, подтвержденных при сертификации;
— изменения процесса оказания услуг (выполнения работ), условий деятельности, системы обеспечения качества, если указанные изменения могут вызвать несоответствие оказания услуг (выполнения работ) требованиям, подтвержденным при сертификации.

6.7 Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, держатель сертификата соответствия может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить соответствие оказания услуг (выполнения работ) требованиям нормативных документов.

6.8 Решение об отмене действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия принимается в следующих случаях:
— если недостатки невозможно устранить в разумно установленные сроки;
— корректирующие мероприятия не выполнены или не дали результата в установленный решением о приостановлении действия сертификата соответствия срок;
— в случае отказа от оплаты работ по проведению инспекционного контроля.

6.9 Информация о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия доводится органом по сертификации до сведения держателя сертификата соответствия и всех заинтересованных организаций не позднее семи дней с момента принятия решения.

6.10 Повторная сертификация услуг (работ), на которые был отменен сертификат соответствия, осуществляется по процедуре, определенной в 5.4-5.13.

Библиография

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, часть 1, N 52, ст.5140; 2005, N 19, ст.1752; 2007, 3 N 219, ст.2293)

Р 50.1.052-2005

Рекомендации по содержанию и форме документов, представляемых на регистрацию системы добровольной сертификации

Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. N 17, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 апреля 1998 г., регистрационный N 1502

УДК 658.562.014:006.354

ОКС 03.120.20

Ключевые слова: услуга (работа), оказание услуг (выполнение работ), подтверждение соответствия, сертификация, схема сертификации, заявитель, орган по сертификации, сертификат соответствия, знак соответствия

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019

admin

Добавить комментарий