Промежуточный акт

Промежуточный акт

Когда предметом договора является большой объем работ, то в целях удобства, более оперативного отслеживания выполненных результатов и контроля за деятельностью подрядчика заказчику целесообразно предусмотреть составление промежуточного акта (ПА). Ст. 708 Гражданского кодекса предусматривает, что стороны вправе указывать в контракте сроки выполнения различных этапов, на которые и составляется отдельный акт деятельности, преследующий промежуточные цели. При необходимости приложением к контракту составляется также график исполнения этапов.

Зачем составлять

Основная цель выражается в том, что документ подтверждает выполнение подрядчиком части работ и принятие результата заказчиком (например, акт промежуточной приемки ответственных конструкций). Также он влияет на отчетность госзаказчика и меры ответственности, возлагаемые на поставщика.

В первом случае необходимо помнить, что заказчик обязан публиковать в ЕИС отчеты об исполнении контракта. Согласно ч. 9 ст. 94 44-ФЗ, результаты отдельной стадии отражаются в отчете, размещаемом в ЕИС в течение 7 рабочих дней со дня оплаты, приемки (Постановление от 28.11.2013 № 1093).

Во-втором случае при просрочке исполнения поставщиком обязательств, при неисполнении или ненадлежащем исполнении условий, заказчик обязан направить подрядчику требование об уплате неустоек: штрафов, пеней (Постановление от 30.08.2017 № 1042).

Промежуточный акт сдачи-приемки работ, образец

Скачать

В капитальном строительстве для сдачи-приемки этапов обычно используют акт по форме КС-2 (постановление Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100), хотя допускается применение документа аналогичного содержания, имеющего свободную форму. При этом важно, чтобы форма ПА содержала в себе все обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные ст. 9 402-ФЗ от 06.12.2011.

Документ, подтверждающий факт выполнения договоренностей, должен содержать следующие положения:

  • наименование документа;
  • реквизиты сторон;
  • дата составления;
  • ссылка на договор, которым предусмотрены отношения между сторонами;
  • срок исполнения;
  • объем и цена выполненного;
  • подписи и печати (при наличии) участников.

ПА должны быть составлены в двух экземплярах: по одному экземпляру для каждой из сторон.

Образец акта промежуточной приемки специализированных работ

Приведем шаблон унифицированной формы (Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128).

Скачать

Приемка результата выполненных работ – самый важный из этапов исполнения договора. От правильной приемки во многом зависит возможность последующей защиты интересов как заказчика, так и исполнителя. Большинство проблем возникает из-за нарушения простейших правил, о которых в дальнейшем пойдет речь.

Приемка результата работ – ответственность заказчика

Отношения сторон, связанные с выполнением работ, в основном регулируются положениями глав 37-39 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), рядом разъяснений высших судов, а в случае госзакупок также законом о госзакупках.

Сегодня же поговорим о договоре подряда и порядке сдачи и приемки работ.

Предприниматели, к сожалению, в отличие от законодателя и судов, не разделяют сдачу и приемку, вследствие чего возникает масса проблем.

Сдача результата работ является обязанностью подрядчика и именно с фактом сдачи работ заказчику (а не с фактом его приемки заказчиком) закон связывает возникновение у заказчика обязательства по оплате выполненных работ.

То есть, основная обязанность подрядчика — выполнить работы, известить заказчика о завершении работ и предъявить их результат к приемке заказчиком, а вот приемка – это уже не его проблема.

Организация приемки результата работ

Заказчик, получив сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата работ, обязан немедленно организовать и приступить к приемке, если иное не предусмотрено договором. Судебная практика говорит о том, что именно заказчик несет риски неисполнения обязанности по организации и осуществлению приемки результата выполненных работ, в связи с чем уклонение заказчика от принятия работ не должно освобождать его от их оплаты.

Оформление приемки результата работ

Приемка результата выполненных по договору работ оформляется актом либо иным документом о приемке, который должны подписать обе стороны договора. Если для приемки работ заказчиком была создана приемочная комиссия, акт приемки со стороны заказчика подписывается всеми членами приемочной комиссии, после чего утверждается заказчиком.

Акт приемки обычно подготавливается подрядчиком, а направление подрядчиком такого акта заказчику свидетельствует об исполнении им обязанности по извещению заказчика о выполнении работ и предъявлению их результата к приемке, что в свою очередь означает возникновение у заказчика обязанности осуществить приемку работ.

Как было указано выше, обязанность заказчика по оплате выполненных работ возникает в связи со сдачей результата выполненных по договору работ, а не с его приемкой. Соответственно при неисполнении заказчиком обязанностей по приемке подрядчик вправе предъявить требование об оплате результата выполненных работ на основании одностороннего акта. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Случаи, когда заказчик вправе отказаться от приемки результата работ

В порядке и в сроки, установленные договором, заказчик должен либо подписать полученный акт или иной документ о приемке, либо направить подрядчику мотивированный отказ от подписания такого документа. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.

Итого, единственным безусловным основанием для отказа заказчика от приемки (а соответственно, и от оплаты) выполненных работ является наличие неустранимых недостатков, исключающих возможность использовать результат работ по целевому назначению.

Наличие иных недостатков (не препятствующих возможности использования результата работ для предусмотренной договором цели или недостатков, которые могут быть устранены подрядчиком или заказчиком), предоставляет заказчику иные возможности для защиты своих имущественных интересов, но не является основанием для отказа от приемки результата выполненных работ. Судебная практика говорит, что сам по себе факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа заказчика от приемки и оплаты работ. Суд может возложить на заказчика бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для отказа от подписания акта приемки выполненных работ.

Права заказчика при выявлении недостатков работ

Несмотря на то, что заказчик ограничен в основаниях для отказа от приемки результата выполненных по договору, в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с недостатками, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:

  • безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
  • соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
  • возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397 ГК РФ).

Если недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не будут устранены либо, если они являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Условия предъявления претензий по качеству работ

Важно отметить, что вышеуказанными правами, заказчик может воспользоваться исключительно при соблюдении процедуры приемки результата выполненных работ.

Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. А заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).

В этой связи чрезвычайно важно при приемке работ максимально полно и подробно отразить выявленные недостатки либо в акте (когда результат работ принимается с недостатками, наличие которые не является основанием для отказа от приемки, но предоставляет заказчику право предъявить подрядчику требования, либо в мотивированном отказе от подписания акта.

Оптимальной формой отражения недостатков работ, выявленных заказчиком при приемке, является подробная дефектная ведомость, которая может быть составлена в качестве приложения к мотивированному отказу заказчика от приемки результата работ или к акту приемки результата работ с недостатками, в том числе с привлечением экспертной организации.

Акт по сдаче-приемке выполненных работ составляется после исполнения подрядчиком своих обязательств. Акт не является самостоятельным документов, а служит приложением к работе по договору подряда. Он является частью процедуры приема результатов работы и служит основанием для окончательных расчетов по подрядному договору между заказчиком и исполнителем.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта сдачи-приёмки выполненных работ .docСкачать образец заполнения акта сдачи-приёмки выполненных работ .doc

Правила составления акта приемки-сдачи выполненных работ

Данный документ не имеет стандартного, утвержденного на законодательном уровне, единого образца, поэтому оформляться он может в свободном виде или по разработанному на предприятии шаблону. Печатается акт на обычном листе А4 формата в двух экземплярах – по одному для каждой из сторон. После того, как все работы будут закончены и сотрудничество по объекту завершено, акт передается в бухгалтерию предприятия-заказчика для составления на его основе финансовой отчетности, в том числе по учету понесенных расходов и уменьшению налога на прибыль.

При оформлении акта следует придерживаться правил и норм делопроизводства разработанных для подобного рода документов. В частности, типовой акт в обязательном порядке должен содержать в себе

  • сведения об обеих сторонах договора,
  • краткую информацию о самом договоре, по которому производились работы,
  • наименование работ,
  • дату проведения работ,
  • качество и стоимость выполненных работ.

Акт должен быть подписан руководителями обеих организаций и проштампован печатями (с 2016 года наличие печатей и штампов у юридических лиц не является требованием закона, поэтому отсутствие оттиска не является строгой необходимостью)

В случае большого объема или особой сложности произведенных работ, для оценки их качества, а также оформления акта может привлекаться специально созданная комиссия, в которую входят представители подрядной организации и компании – заказчика.

При крайней необходимости может быть привлечена и третья сторона в виде экспертов или представителей контролирующих государственных инстанций. Их работа обязательно должна быть зафиксирована в акте, каждый эксперт также должен поставить под документом свою подпись.

Для чего нужен данный акт

Акт приемки работ — своего рода гарантия от возникновения судебных споров и разногласий. Если же подобное разбирательство все же возникает, акт становится доказательным документом. Отсутствие акта суд может расценить, как пренебрежение к законодательно установленной процедуре сдачи-приемки работ, что в свою очередь может повлечь наложение штрафных санкций со стороны контролирующих структур.

Из перечня выполненных работ составляют таблицу. В документе фиксируют и то, что работы выполнены должным образом и у заказчика отсутствуют претензии к исполнителю.

В случаях, если заказчик остался недоволен качеством произведенных работ, это следует также отразить в акте с подробным перечислением выявленных недостатков, а также указанием сроков по их устранению.

Инструкция по оформлению акта сдачи-приемки выполненных работ

  • В первую часть акта включаются сведения о том, к какому именно документу он является приложением (номер приложения, дата, номер договора). Затем посередине пишется слово «акт» и коротко обозначается его суть (в данном случае, «сдача-приемка работ»).
  • Вторая часть включает в себя таблицу, но сначала фиксируется сам факт сдачи-приемки работ, а также тот документ, на основании которого он состоялся (его наименование, например, «Договор», номер и дата его составления).
  • Затем в таблицу по порядку вносятся все виды выполненных работ, с указанием сроков сдачи, стоимости, качества, и замечаний заказчика.
  • Колонки о наименовании работ, качеству и замечаниям следует заполнять особенно тщательно, поскольку именно эти сведения в случае возникновения судебных споров будут являться основными аргументами в суде.

  • Далее необходимо внести пункт о том, что выполненные работы были проверены и претензии у заказчика отсутствуют. Если это не так – то в пункте ниже нужно подробно описать выявленные недостатки, а также внести сроки и порядок по их устранению.
  • Внизу документа следует указать наименование организаций-сторон договора подряда (в соответствии с учредительными документами).
  • И в завершение акт по сдаче-приемке работ должен быть заверен подписями руководителей организаций или же уполномоченных на проведение данной процедуры лиц.
  • При необходимости акт можно заверить печатями.

После подписания акта по сдаче-приемке выполненных работ, все претензии могут рассматриваться только в судебном порядке.

admin

Добавить комментарий