Профстандарт учителя логопеда

Профстандарт учителя логопеда

Содержание

Что такое профстандарт дефектолога?

Создан документ, согласно которому сотрудники министерства образования хотят повысить заинтересованность и увеличить уровень ответственности каждого преподавателя, в частности дефектолога. Начиная с нового года, будет использоваться стандарт для:

• проведения независимого исследования уровня квалификации дефектологов;
• того, чтобы реализовать стратегию по развитию методик использующихся современными педагогами;
• создания нового инструмента по росту качества образования в России;
• создания фундаментальной основы трудового соглашения между руководителями министерства образования и педагогами.

Какие изменения приносит профстандарт в работу дефектолога?

Профстандарт дефектолога 2018 утвержденный правительством РФ ввел для педагогов в 2018 году новые квалификации и относительно каждой квалификации предъявляются особые требования, созданные на определенном характере сложности и результате поставленных министерством образования задач.

В профстандарте уделено немало внимания тому, как работают дефектологи, как они выполняют поставленные задачи и выполняют программы в инклюзивном образовании. Именно профстандарт имеет определенные положения, на которые стоит ориентироваться на гуманное выставление оценок и их критерии, при исследовании уровня профессионализма педагогов. В частности, будет проводиться выявление готовности преподавателей работать с теми детьми, которые обладают разными уровнями развития, и умения находиться в обществе основываясь на таком качестве как компетентность.

Новые задачи современного педагога

Основа ФГОС — это ряд требований, которым должен соответствовать специалист в области дефектологии. Каждый дефектолог должен иметь четкое представление о своей деятельности, а также у него должны быть знания о методических техниках и приемах того, как донести свои навыки до подопечных.

Профстандарт дефектолога 2018 — это требования, которым должны соответствовать те специалисты, которые осуществляют коррекцию речи, слуха и восприятия окружающего мира. В силу того, что сейчас выпускается большое количество людей с образованием дефектолога и логопеда, то становится намного сложнее выявлять проблемы в развитии учащихся, именно потому установлен стандарт, согласно которому будут отбираться настоящие профессионалы, способные на 100% справляться со своими поставленными задачами.

Проблемы внедрения профстандартов для педагогов

Требования профстандарта призывают к созданию максимально благоприятных условий работы дефектологов и учебы детей в 2016-2017 году. Проблема внедрения новых стандартов состоит в том, что нет достаточного объема материальной базы, а также присутствует дефицит узких специалистов, в частности дефектологов.

Практически каждая школа нуждается в формировании оптимальной среды для всех учеников. Сюда относится возведение пандусов, специального оборудования в туалетах, чтобы ими могли пользоваться дети с ограниченными возможностями, а также обустройства специальных мест в столовой, чтобы каждый ребенок чувствовал себя максимально комфортно. Современным преподавателям приходится работать по 2 ставки, что существенно усложняет обучение по условиям индивидуального подхода к каждому подопечному, что и становится той самой существенной проблемой многих школ.

Как повлияет профстандарт на аттестацию дефектолога?

Стоит заметить, что проведение новой аттестации педагогов в 2018 году затронет абсолютно всех тех, кто относится к сфере образования. Стоит напомнить о том, что профстандарт дефектолога 2018 и других специализаций предусматривает проведение двух видов аттестации. А именно, обязательной и добровольной.

Первая аттестация проходится педагогами, которые по требованию министерства образования должны быть проверены на уровень знаний и навыков. Посредством комиссии определяется то, насколько образован и подготовлен педагог, после чего составляется отчет о пригодности или же профнепригодности человека к его деятельности.

Прохождение добровольной аттестации требуется для того, чтобы повысить квалификацию, категорию и продвинуться по карьерной лестнице, что всегда приветствуется.

Зачем проходить курсы повышения квалификации?

Курсы повышения квалификации дефектологов — это хоть и не обязательный, но важный процесс. В силу того, что идут существенные сокращения этого вида педагогов, то резко повышается спрос на тех специалистов, которые обладают лучшими знаниями, навыками и методиками и самое главное — могут подтвердить это не только документом, но и своими достижениями, а также прохождением проверок.

Логопедическое сопровождение обучающихся, условия и реализация ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.

Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у обучащихся должно быть сформировано базовое умение — учиться, в основе которого лежат:

• коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие;

• познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию, предоставлять ее в устной и письменной формах.

Особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированностькоммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы.

В прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности — уровень сформированности этих умений и навыков детей. Сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирование УУД в личностных, регулятивных, и, конечно, в познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных результатов.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логопедическая коррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).

Также в Стандарте особое значение придаётся предупреждающей логокоррекционнойработе с детьми группы риска. ФГОС указывает и на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Всё большее количество современных детей попадают в категорию группы риска: часто болеющие дети (соматически ослабленные), педагогически запущенные, без предшкольной подготовки, с нерезко выраженными отклонениями в развитии, дети из неблагополучных семей и др. Повышенная уязвимость детей данной категории детерминирует необходимость организации специальной коррекционной помощи, психологической и социальной компенсации трудностей развития.

Основная образовательная программа разрабатывается образовательным учреждением на основе примерной основной образовательной программы и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом. В связи с этим школа как социальный институт призвана соблюсти баланс интересов между потребностями, запросами (государственными, общественными, семейными) и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состоянием здоровья. Достигается это через составление и реализацию программы коррекционной работы (ПКР), которая является обязательным разделом основной образовательной программы. Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение образовательного учреждения специалистами соответствующей квалификации. Механизмами реализации программы могут быть и взаимодействие специалистов школы (логопед, дефектолог, психолог, учитель-предметник, классный руководитель, воспитатель), обеспечивающих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями, и социальное партнёрство, и сетевое взаимодействие организаций различных ведомств. Поясним: для того чтобы программа коррекционной работы была сначала качественно разработана, а затем успешно реализована, школа как минимум должна иметь соответствующий штат сотрудников. При этом программа коррекционной работы является только общим ориентиром для составления образовательным учреждением собственной ПКР, которая может быть разработана на основе модульного принципа и состоять из нескольких подпрограмм (например, подпрограмма логокоррекционной работы, подпрограмма психокоррекционной работы и др.). Подпрограмма может включать модули рабочих коррекционно-развивающих программ: предупреждение нарушения чтения (1 класс), коррекция нарушения письма (2—4 классы). Количество подпрограмм и модулей, их содержание определяются качественным составом детей, нуждающихся в специальной помощи, и обеспеченностью образовательного учреждения кадрами.

Требования Стандарта к условиям реализации образовательной программы определяет и новый подход к организации логопедической работы — подход с позиции педагогического менеджмента. Новые условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации собственно профессиональной деятельности учителя-логопеда — организация деятельности с учётом самоменеджмента.

Самоменеджмент понимается как целенаправленное и осознанное управление педагогом собственной профессионально-педагогической деятельностью, а также процессом личностного и профессионального самосовершенствования и развития. Это — целесообразное применение испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального использования своего рабочего времени. Педагогический менеджмент понимается как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приёмов управления коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работой. Функции педагогического менеджмента находятся во взаимосвязи и взаимодействии: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская,контрольно-диагностическая, регулятивно-корректировочная. Каждая функция проявляется через комплекс конкретных действий, которые неизменно присутствуют в логопедической работе: сбор и анализ информации, целеполагание и мотив, прогноз и план действий, исполнение и координация, диагностика и контроль, регуляция и корректировка. Таким образом, организация логопедической работы связана с выполнением принятых решений и планов на основе принципов современного педагогического менеджмента. В целом же качество самоменеджмента определяет эффективность менеджмента. И это один из способов повышения эффективности логопедической работы.

Работа учителя-логопеда, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами школы и соответствует требованиям ФГОС. С другой стороны, учитель-логопед следует профессиональным целям и задачам, оказывая, прежде всего помощь детям с особыми образовательными потребностями, испытывающим трудности в общении и обучении, содействуя учителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией учащихся, что в итоге способствует оптимизации образовательного процесса.

Таким образом, директор как официальный представитель образовательного учреждения заинтересован в появлении среди сотрудников школы учителя-логопеда, поддерживая и оказывая ему содействие в организации работы на всех её этапах, ожидая от специалиста встречной заинтересованности, проявления профессионализма и результативности логопедической помощи.

Школьный логопед как работник системы образования должен строить свою работу с учётом взаимодействия структур данной системы: управление образования, окружной научно-методический центр (ОНМЦ), центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ИПК и ПРО, ЮФУ, профсоюз работников народного образования и науки РФ.

Основные рекомендации учителю-логопеду, которые следует учитывать в работе:

• Вы работник системы образования, а значит, вправе рассчитывать на содействие и помощь в организационно-методической работе со стороны структурных подразделений системы и должны взаимодействовать с ними;

• Вы сотрудник конкретного общеобразовательного учреждения, а значит, содействуете оптимизации образовательного процесса, используя для этого свои профессиональные знания и умения;

• Вы специалист в области коррекционной педагогики, а значит, помогаете учителю в работе с той категорией учащихся, которые нуждаются в логопедической помощи, что в дальнейшем позволит детям максимально адаптироваться к процессу обучения;

• Вы учитель, который оказывает помощь детям, испытывающим трудности в общении, обучении и усвоении общеобразовательных программ;

• Вы консультант родителей и учителей, обращающихся к Вам за профессиональной поддержкой по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями речи с целью получения действенных рекомендаций;

• Вы творческая личность и самоутверждаетесь в профессиональном поиске.

Если придерживаться этих рекомендаций, то Вы можетерассчитывать:

• на любовь со стороны детей;

• на уважение и содействие со стороны коллег;

• на признательность и поддержку со стороны родителей;

• на высокую оценку своих профессиональных качеств со стороны руководства;

• на чувство самоудовлетворения.

Сравнивая профессиональную деятельность (общие и частные направления работы, цели и задачи, принципы, методы и формы коррекционного воздействия) учителя-логопеда школы и учителя-логопеда логопедического пункта как структурного подразделения общеобразовательной организации, становится очевидным, что принципиальных различий в организационно-методической работе быть не должно независимо от того, кто является работодателем: Управление образования, если вы работаете при школе в логопедическом пункте, или школа, если вы являетесь сотрудником школы.

С одной стороны, работа в конкретном общеобразовательном учреждении упрощает решение многих организационных вопросов, с другой — разработанные нормативные документы ориентированы прежде всего на учителя-логопеда, работающего в логопедическом пункте. Учитывая, что общие направления профессиональной деятельности и методики коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы идентичны, учитель-логопед школы, как и учитель-логопед логопедического пункта, обязан руководствоваться следующими нормативными документами и методическими рекомендациями (до возможного принятия соответствующих положений, правил или инструкций, регламентирующих деятельность школьного логопеда):

См. подробнее файлы по нормативно-правовой базе и презентацию Скуратовской М.Л.

Трудовым кодексом РФ; Законом РФ «Об образовании»; приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных Учреждений»; приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»; приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Квалификационные характеристики должностей работников образования»; приказом Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 г. №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»; постановлением Правительства РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.28-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; инструктивным письмом Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» (Ястребова А. В., Бессонова Т. П. М.: Когито-Центр, 1996).

Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

Учитель-логопед — это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы контингент детей общеобразовательных школ значительно изменился. С учетом активного внедрения инклюзивной практики в общеобразовательные организации с каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии. Наиболее распространенными отклонениями развития являются речевые расстройства.

В настоящее время выделяется ряд речевых проблем, которые возможно и целесообразно преодолевать только в рамках специальной школы V-ro вида для детей с тяжелыми нарушениями речи (алалией, а также тяжелой дизартрией, ринолалией, заиканием), однако детей с такимивыраженными речевыми расстройствами (а в некоторых случаях с сочетанной патологией, то есть нарушений не только речевой функциональной системы, но и других линий развития;познавательной, социальной физической) не так много. По мнению большинства специалистов, занимающихся проблемами инклюзии, основная масса детей с речевыми нарушениями может обучаться в условиях общеобразовательной школы, на базе которой должна осуществляться целенаправленная систематическая логопедическая помощь.

Учитель-логопед, являясь членом команды специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютора, социального педагога), реализующих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, осуществляет коррекционную работу, направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении академического компонента образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.

В связи с введением и реализацией ФГОС и с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательной организации. Это касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевой патологией, профилактических мероприятий.

Цель деятельности учителя-логопеда — создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешногоусвоения академической составляющей образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза).

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла).

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

8. Разработка предложений по повышению эффективности Диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.

9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с учителем (дефектологом, тьютором) проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений.

10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику

11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Учитель-логопед стремится добиться более гибкого и прочного усвоения обучающимися знаний, повышения мотивации и интереса к учению, обеспечения условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществляется на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. Исходя из этого, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации.

В содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда входит диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа.

Диагностическое направление работыучителя-логопеда включает в себя углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Логопед осуществляет подробное логопедическое обследование в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Результаты логопедического обследования учитель-логопед представляет на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме. Первичное логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ. В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированнуюпрограмму коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи). Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.

Коррекционно-развивающее направлениеработы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта,атакже оказаниепомощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. В содержание данного направления входят следующие аспекты:

-выбороптимальныхдляразвития ребенкасОВЗкоррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Коррекционная работа учителя-логопеда осуществляется в рамках целостного подхода к развитию, обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ.

Организационно-методическое направлениеработы учителя-логопеда заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет следующие документы: речевую карту на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарный планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Учитель-логопед принимает участие в школьных методических объединениях, заседаниях ПМПк, пополняет логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы. Реализуя инклюзивную практику, логопед постоянно совершенствует свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы.

Консультативно-просветительское направлениеработы включает:

• индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;

• консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Учитель-логопед консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.

Профилактическая работазаключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

Социальный педагог

Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

<*> Наименование должности «Логопед» в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция учителя-дефектолога, учитель-логопед, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Проф стандарт для педагога

Весь процесс перехода должен завершиться к 1 января 2020 года (). Проект профстандарта учителя-логопеда пока находится в разработке. Это важный шаг для работников этой специальности, находящейся на стыке педагогики и здравоохранения.

Профессиональный стандарт стал основой и для приема на работу, и для аттестации логопедов, нашел свое отражение в содержательной части должностных инструкций. Также разрабатываются проекты стандартов для педагогов-библиотекарей и руководителей образовательных организаций.

Скачать в .doc Скачать в .doc Скачать в .

doc Профстандарты разрабатываются и публикуются в форме структурированного документа с необходимым количеством приложений, направленных на дифференциацию по специальностям и различным уровням квалификации.

Коротко структуру профессионального стандарта можно описать следующим списком: Информация о профессии педагога: точное название и классификация, сведения о трудовой деятельности.

Профстандартпедагога.рф

В стандарте в разделе «Возможные наименованиях должностей» не прописана должность педагога-психолога, а в анкете, которую предлагается заполнить организациям социального обслуживания по применению профессиональных стандартов, в наименовании должностей по ПС есть должность педагога-психолога.

Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» (Приказ Минтруда России от «18» ноября 2013 г. №682н) в разделе «Возможные наименования должностей, профессий» включает должность «Педагог-психолог», что является основанием для последующего включения данной должности в штатное расписание образовательной организации, в том числе ППМС центра.

Профстандарт для учителей и педработников в 2019 году

Первые полученные результаты показали улучшение основных показателей образовательной деятельности: возросший уровень подготовки учащихся и, как следствие, более высокие баллы на ЕГЭ, улучшение условий труда педагогов, отличные отзывы родителей – всё это только утвердило специалистов в решении ввести профессиональный стандарт с 1 января 2019 года.

На нашем сайте можно нормативного документа под названием

«Профессиональный стандарт педагога (воспитателя, учителя)»

, который уже в январе 2019 года поступил для ознакомления во все образовательные учреждения страны.

Следует отметить, что обретение им юридической силы фактически будет означать установление новых требований к представителям сферы образования, к методам их работы, порядку подтверждения квалификации педагогическим работниками и т. д.

Профессиональный стандарт педагога: требования к воспитателю в свете ФГОС

Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством. Признание этого обусловливает особые ожидания общества к качеству профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации.

Что же такое профессиональный стандарт? Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профстандарт педагога

Чтобы разобраться почему переносят профессиональные стандарты в общем образовании и узнать, что хотят в них поменять — Попробуй бесплатно! За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке.

Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Предполагается, что новый профессиональный стандарт педагога улучшит подготовку представителей общеобразовательной системы, позволит передавать обучающимся актуальные знания. Скачать бесплатно в .docx Скачать бесплатно в .docx Скачать бесплатно в .

docx Согласно плану Минобрнауки РФ использование профстандарта педагога поможет решить такие задачи: определить четкие требования к квалификации учителей вне зависимости от их сферы деятельности и направления; обеспечить необходимую подготовку педработников и повысить качество образования; заблаговременно уведомить работников системы образования о предъявляемых к ним требованиям; мотивировать педагогов повышать общий уровень образования в государстве; выработать понятные критерии отбора преподавательских кадров; стимулировать учителей совершенствовать свою квалификацию.

Новости

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ №745 от 15.12.2016 г.

Профстандарт учителя логопеда

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», город Ярославль

1 Общероссийский классификатор занятий

2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

3 Трудовой Кодекс Российской Федерации (статья 331)

4 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

5 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

6 Общероссийский классификатор специальностей по образованию

Обзор документа

Представлен проект профстандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)».

Он содержит описание трудовых функций, требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе.

Сурдопедагогические технологии обучения и воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации различных категорий обучающихся с нарушениями слуха и технологии преподавания специальных учебных предметов (специальных коррекционных курсов) Современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха Пути достижения образовательных результатов, способы контроля и оценки планируемых результатов образования детей с нарушениями слуха Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов современными образовательными средствами, техническими средствами, специальными сурдотехническими средствами, дидактическими материалами Особенности семейного воспитания детей с нарушениями слуха Другие характеристики — 3.2.2.

Профстандарт учителя-логопеда в доу

Психолого-педагогические технологии консультирования родителей (законных представителей), членов семей по вопросам семейного воспитания, выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования, социальной адаптации, профориентации, проведения коррекционно-развивающей работы в условиях семьи Направления и способы взаимодействия учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и специалистов организаций здравоохранения, образования, социальной защиты в процессе обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации лиц с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости Другие характеристики — 3.4.

Профстандарт учителя-логопеда

Технологии педагогического консультирования лиц с нарушениями речи по вопросам образования, развития, профессиональной ориентации, социальной адаптации Психолого-педагогические технологии консультирования родителей (законных представителей), членов семей по вопросам семейного воспитания, выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования, социальной адаптации, реабилитации, профориентации, проведения коррекционно-развивающей работы в условиях семьи Направления и способы взаимодействия учителя-логопеда (логопеда), педагогических работников и специалистов, участвующих в процессе обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи Другие характеристики — 3.2.

Профстандарт учителя логопеда в доу

Группа занятий: 2330 Педагогические работники в средней школе 2342 Педагогические работники в дошкольном образовании 2341 Педагогические работники в начальном образовании 2352 Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья (код ОКЗ1) (наименование) (код ОКЗ) (наименование) Отнесение к видам экономической деятельности: 85.11 Образование дошкольное 85.12 Образование начальное общее 85.13 Образование основное общее 85.14 Образование среднее общее 85.21 Образование профессиональное среднее 85.30 Обучение профессиональное 85.41 Образование дополнительное детей и взрослых (код ОКВЭД2) (наименование вида экономической деятельности) II.
Внимание Профстандарт логопеда, утвержденный правительством РФ, потерпел изменения за счет преобразований Трудового кодекса, где были зафиксированы понятия о профессиональном стандарте и квалификации.

Измененный документ устанавливает определенные критерии к умению, знанию и опыту, которые требуются для осуществления трудовой деятельности. Также стандарт предполагает обладание специалистами профессиональной компетенцией.

К примеру, логопеду следует владеть определенным перечнем умений и знаний работы с детьми. Современный учитель-логопед должен уметь вовремя и быстро определить проблемы детей в развитии речи и найти пути к их устранению.

Профстандарт с 1 января 2018 года обязаны применять работодатели при организации кадровой политики, а также в управлении персоналом, при формировании программы обучения и аттестации педагогов разной направленности.

Профстандарт учителя логопеда 2017 утвержденный правительством рф

Технологии планирования программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Технологии разработки программно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательных программ и (или) программ логопедической помощи для лиц с нарушениями речи Требования к текущей и отчетной документации, определяемой в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными актами и отражающей реализацию образовательных программ и (или) программ логопедической помощи Другие характеристики — 3.1.3.

Профстандарт учителя логопеда дошкольного образования

Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем Другие характеристики — Дополнительные характеристики Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности ОКЗ 2330 Педагогические работники в средней школе 2341 Педагогические работники в начальном образовании 2342 Педагогические работники в дошкольном образовании 2352 Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья ЕКС — Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед) ОКПДТР 27247 Учитель-дефектолог ОКСО 050712 Тифлопедагогика 3.4.1.

Профстандарт учителя логопеда 2018

В соответствии с Государственным контрактом № 0195100000315000059-0440942-01 на выполнение работ по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 487-р, специалисты Института детства Московского педагогического государственного университета (А.А.Алмазова, И.В.Евтушенко, А.В.Кроткова, И.Ю.Левченко, Т.С.Никандрова, О.С.Орлова, Т.А.Соловьева, Е.З.Яхнина и др.) приняли участие в разработке и обсуждении профессионального стандарта.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.

Профстандарт учителя логопеда 2019

Закономерности и этапы речевого развития, языковые нормы, варианты их нарушения и технологии проведения логопедических занятий Современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Пути достижения и способы оценки результатов освоения образовательных программ и (или) программ логопедической помощи лицами с нарушениями речи Требования к оснащению и оборудованию учебных и логопедических кабинетов современными образовательными средствами, техническими средствами, дидактическими средствами, средствами логопедической помощи Нормы современного русского литературного языка Особенности семейного воспитания лиц с нарушениями речи Другие характеристики — 3.1.2.

Профстандарт учителя логопеда 2018 утвержденный правительством рф скачать

Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем Другие характеристики — Дополнительные характеристики Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности ОКЗ 2330 Педагогические работники в средней школе 2341 Педагогические работники в начальном образовании 2342 Педагогические работники в дошкольном образовании 2352 Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья ЕКС — Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед) ОКПДТР 27247 Учитель-дефектолог ОКСО 050713 Сурдопедагогика 3.2.1.

Профстандарт учителя логопеда 2017 утвержденный правительством рф скачать

Психолого-педагогические технологии консультирования родителей (законных представителей), членов семей по вопросам семейного воспитания, выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования, социальной адаптации, профориентации, возможностей и особенностей коммуникации с лицами с нарушениями слуха с помощью соотношения разных форм речи — словесной (устная, письменная, устно-дактильная) и жестовой (калькирующая жестовая речь и разговорный жестовый язык), проведения коррекционно-развивающей работы в условиях семьи Направления и способы взаимодействия учителя-дефектолога (сурдопедагога) и специалистов организаций здравоохранения, образования, социальной защиты в процессе обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации лиц с нарушениями слуха Другие характеристики — 3.3.

Коррекционный педагог профстандарт

Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» регламентирует деятельность педагога-дефектолога по обучению, воспитанию, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Профессиональный стандарт определяет основные трудовые действия, необходимые умения и знания для организация деятельности обучающихся с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию; разработке программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с ОВЗ; осуществлению диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений.

Профессиональный стандарт педагога-дефектолога

Не представлены в Номенклатуре специалисты по работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития.

Полезное

АООП и воспитании обучающихся с ОВЗ? 16 10,46 134 87,58 9 Считаете ли Вы возможным сохранение в наименовании вида профессиональной деятельности педагога-дефектолога только одного вида деятельности: коррекция нарушений развития и социальная адаптация обучающихся с ОВЗ? 37 24,183 112 73,203 10 Считаете ли Вы возможным для достижения необходимого уровня квалификации педагога-дефектолога предъявление таких требований к образованию и обучению, как: специалитет или магистратура и дополнительное профессиональное образование по программам профпереподготовки (в зависимости от обобщенной трудовой функции) в области логопедии; сурдопедагогики; олигофренопедагогики; тифлопедагогики? 133 86,93 10 6,535 Ниже приводятся наиболее характерные аргументы ответов на вопросы, включенные в Опросник к проекту Профстандарта.
Мы живём в меняющемся мире, поэтому профстандарт указывает необходимым дополнительное профессиональное образование педагогических работников не реже одного раза в три года.К сожалению, даже нынешние выпускники педвузов крайне редко получают современные знания по педагогике.Главное — если Вы:

  • не проходили курсы повышения квалификации по работе с одарёнными, иноязычными и девиантными детьми;
  • не проходили курсы по работе в инклюзивном классе, где наряду с «обычными” детьми учатся и те, у кого есть особые потребности, включая ОВЗ;
  • не умеете взаимодействовать с психологами, дефектологами и соцработниками и не имеете таких знаний;
  • не дружите с современными информационными технологиями

то Вы, скорее всего, не соответствуете требованиям профстандарта, и Вам необходимо пройти соответствующее обучение.

Внимание Курсы профессиональной переподготовки ★ / Основные вопросы Профессиональный стандарт педагога: что надо знать? Профессиональные стандарты в образовании действуют с 1 января 2017 года, но до сих пор у учителей и руководителей остается множество вопросов.

Онлайн-школа «Фоксфорд» проводит курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов и знает обо всех изменениях в профильных законах.
В этом обзоре, подготовленном нашими юристами, мы отвечаем на главные вопросы о профстандартах.

Вообще, что такое профессиональный стандарт? Говоря официальным языком, профессиональные стандарты — документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения трудовой деятельности.

Какие изменения приносит профстандарт в работу дефектолога? Профстандарт дефектолога 2018 утвержденный правительством РФ ввел для педагогов в 2018 году новые квалификации и относительно каждой квалификации предъявляются особые требования, созданные на определенном характере сложности и результате поставленных министерством образования задач. В профстандарте уделено немало внимания тому, как работают дефектологи, как они выполняют поставленные задачи и выполняют программы в инклюзивном образовании.

Именно профстандарт имеет определенные положения, на которые стоит ориентироваться на гуманное выставление оценок и их критерии, при исследовании уровня профессионализма педагогов. В частности, будет проводиться выявление готовности преподавателей работать с теми детьми, которые обладают разными уровнями развития, и умения находиться в обществе основываясь на таком качестве как компетентность.

Профстандарты в образовании с 2019 года: последние новости

Профессиональный стандарт педагога – основа трудовой деятельности учителей и воспитателей, но как применять стандарты в практике, пока еще не всем понятно. Всю нужную информацию читайте в нашей статье, скачайте необходимые документы.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога

Профессиональные стандарты (ПС) призваны перевести образовательный процесс в России на новый, более высокий уровень. Многие учителя сейчас работают «по старинке», не имея большого набора инструментов и мотивации для улучшения результатов своей деятельности. Что необходимо знать кадровику образовательной организации о том, как должны работать педагоги, читайте здесь.

Внедрение профстандартов должно последовательно изменить ситуацию: сформировать кейсы критериев по различным специальностям для работодателей и учебных учреждений, создать работающие методики для повышения качества образования в целом. При этом должны учитываться региональные и другие особенности этой сферы.

Для администраций школ, садов, иных образовательных организаций ПС должны стать ориентиром для работы с коллективом, а для самих педагогов – возможностью повысить собственную ответственность.

Профстандарты в образовании с 1 января 2018 года: перечень

В сфере образования утверждены и действуют 5 профессиональных стандартов:

  • педагога-психолога,
  • специалиста в области воспитания,
  • педагога начальных классов (учителя, воспитателя),
  • педагога дополнительного образования.
  • педагога высшего образования ( профессионального обучения)

Были изданы приказы о переносе сроков действия некоторых из них, но в Минюсте эти документы регистрацию не прошли, а значит, все утвержденные профстандарты уже в силе. Весь процесс перехода должен завершиться к 1 января 2020 года (Постановление Правительства №584).

Проект профстандарта учителя-логопеда пока находится в разработке. Это важный шаг для работников этой специальности, находящейся на стыке педагогики и здравоохранения. Профессиональный стандарт стал основой и для приема на работу, и для аттестации логопедов, нашел свое отражение в содержательной части должностных инструкций.

Также разрабатываются проекты стандартов для педагогов-библиотекарей и руководителей образовательных организаций.

Структура и характеристики профстандарта

Профстандарты разрабатываются и публикуются с необходимым количеством приложений, направленных на дифференциацию по специальностям и различным уровням квалификации.

Коротко структуру профессионального стандарта можно описать следующим списком:

  • Информация о профессии педагога: точное название и классификация, сведения о трудовой деятельности.
  • Регламентирование выполняемых функций и соответствующих им квалификационных уровней или подуровней.
  • Подробное описание выполняемых функций и требований к квалификации, образованию и опыту.
  • Данные об организации-разработчике.

В приложениях дается еще более конкретная информация. Так, например, стандарт педагога имеет 4 приложения: требования к «электронной» компетенции, психологические требования, требования для учителей-«предметников» (русский язык и математика как вошедшие в систему ЕГЭ), рекомендации по внедрению ПС.

Компетенции учителей согласно профессиональному стандарту

Компетенции педагогов естественным образом проистекают из требований, прописанных в профстандартах. Очень коротко их можно описать как функции, непосредственно связанные с возрастом обучаемых, преподаваемым предметом и местом предмета в общей воспитательной системе не как чего-то отдельного, а «кирпичика» в «стене» образования.

► Как предоставить педагогу длительный отпуск

Педагог профессионального образования

Так, для педагога профобразования необходимо знать и уметь использовать базовые приемы, применяющиеся в психодиагностике, понимать возрастные принципы и особенности развития и мировоззрения, быть готовым помогать при необходимости «вливаться» в сложившийся коллектив.

Учитель начальных классов

В первую очередь учитель начальных классов берет на себя ответственность за «плавный переход» детей от дошкольного детства к «взрослой жизни» – то есть уметь организовать учебный процесс после игровой деятельности, быть готовым к контактам с родителями, создавать доверительный образ педагога, уметь внятно доносить учебные материалы.

Воспитатель ДОУ

Педагог в «садике» работает на будущее: его компетенции связаны с возрастом детей и, следовательно, преимущественно обучением через игру.

Также важно, чтобы педагог мог организовывать самостоятельную познавательную деятельность, вовремя замечать необходимость и эффективно осуществлять контакты с профильными специалистами и родителями.

Педагог-организатор (допобразование)

Компетенция педагога образования в основном заключается в активизации познавательной деятельности обучаемых, умении направлять и поощрять самостоятельную работу и самоуправление в коллективе. Очень важно не пренебрегать индивидуальным подходом и работать в тесной «связке» с другими педагогами образовательного учреждения.

Соответствие педагога профстандарту

Профстандарт можно рассматривать в том числе и как систему квалификационных навыков, обязательно присутствующих как у претендующего на работу по специальности, так и уже опытных педагогов.

Если при найме на работу достаточно отказать тому, кто не соответствует требованиям ПС, то с уже работающими сотрудниками сложнее.

Одна из целей внедрения ПС – регулярные аттестации, контроль и, при необходимости, направление педагога на дообучение. Конечно, будет возможен вариант и повышения квалификации по собственному желанию.

Внедрение профстандарта педагога

Какого-либо разработанного плана, направленного на регламентизацию внедрения ПС, не существует, все происходит индивидуально. Выше мы написали о сроках, данных на то, чтобы осуществить начало работы с профстандартами, а здесь расскажем о последовательности шагов внедрения.

Перечень действий администрации учебного заведения, вводящего профессиональный стандарт, будет таким:

Шаг 1.Определить состав комиссии по внедрению, рабочей группы

Шаг 2.Составить список стандартов, необходимых для использования в конкретной организации. Это производится путем сверки штатного расписания (указанных в нем должностей) и ПС. Мероприятие фиксируется в итоговом протоколе комиссии.

Шаг 3.Исследование документооборота учебного заведения в части содержания трудовых договоров и разнообразных локальных нормативных актов, внесение необходимых корректив в соглашения с педагогами.

Шаг 4.Проверка работников, их квалификации на соответствие требованиям ПС и оформление последующего отчета для руководства образовательного заведения.

Пока не существует законодательного механизма для случаев, если педагог не отвечает условиям профстандарта, администрация может только сообщить ему об этом, но никак не уволить!

Все действия по внедрению должны быть открыты, прозрачны для всех участников процесса и тех, кого это напрямую касается, – от родителей и детей до представителей педагогического профсоюза и администрации.

► Как кадровику образовательной организации подготовиться к новому учебному году

Идеальным вариантом представляется создание общественных организаций для того, чтобы они взяли на себя контролирующую функцию. А также поощрение учреждений, активно занявшихся вопросами внедрения профстандартов на своей территории.

Надеемся, дело недалекого будущего и появление «третейских судей» – органов, имеющих право вмешиваться в спорные ситуации, защищать права учителей и воспитателей.

admin

Добавить комментарий