Профстандарт для социального педагога

Профстандарт для социального педагога

Переход на профстандарты длится не первый год. За это время нововведения затронули практически все сферы экономики — от тяжелой промышленности до кадрового делопроизводства. А вот с образованием оказалось не все так просто: разработка профессиональных стандартов для педагогических работников затянулась, внедрение уже утвержденных кейсов — неоднократно откладывалось. Поэтому сегодня многие учителя продолжают работать по старинке, ориентируясь на применявшиеся 15-20 лет назад методики.

Однако уже скоро, по плану — к 2020 году, переходный период завершится. А это значит, что всем государственным и муниципальным образовательным учреждениям придется применять профстандарты в работе, как того требует постановление Правительства РФ №584 от 27.06.2016. Самое время разобраться во вопросе и понять, что представляет собой профстандарт педагога, что нового он сулит работникам образования, и как правильно применять квалификационные требования в повседневной педагогической практике.

Читайте в статье:

  • Когда утвержден профстандарт педагога
  • Как педагогические профстандарты применяют на практике
  • Какие требования к педагогам устанавливают профстандарты
  • Как проверить педагогический состав на соответствие профстандартам

Подборка действующих профстандартов:

Профстандарт педагога начального общего образования

Профстандарт специалист в области воспитания

Профстандарт педагога профессионального обучения
Профстандарт педагога дополнительного образования

Профстандарта педагога-психолога

Когда утвержден профстандарт педагога

Профстандарт — специализированный документ, устанавливающий требования к образованию, квалификации и даже личностным качествам работника. А еще это удобная альтернатива устаревшим тарифно-квалификационными справочникам, с каждым годом все хуже применимым в современных реалиях.

Попытки разработать новый квалификационный стандарт для педагогов предприняли еще в 2013 году, но процесс почти сразу же застопорился по объективным причинам. В 2017 году, после долгих обсуждений и согласований, наконец-то утвердили общий профстандарт педагога (скачать его можно с официального сайта Роструда). Попутно разрабатывали и другие профстандарты для работников сферы образования.

На сегодняшний день актуальны профессиональные стандарты:

  • педагога дополнительного образования;
  • педагога-психолога;
  • педагога (воспитателя, учителя);
  • специалиста в области воспитания;
  • педагога профессионального обучения и профессионального образования.

Вопрос: Зачем вообще нужен профстандарт? Работа педагога во многом творческая, а учителя со стажем разбираются в практической стороне вопроса гораздо лучше, чем чиновники и эксперты со стороны. Что полезного даст переход на новые, еще более строгие, а с точки зрения многих учителей — еще и трудновыполнимые стандарты?
Ответ эксперта: Чем активнее внедряются профстандарты, тем чаще приходится слышать такие вопросы и сталкиваться с негативной реакцией на нововведения. Прежде чем давать неодобрительную оценку, следует вспомнить о целевом назначении профессиональных стандартов — обеспечении высокого качества педагогического образования и общем повышении уровня преподавания. Задача профстандарта — не установить предельно жесткий регламент и тем самым загнать учителя в еще более строгие рамки, а мотивировать его постоянно обучаться и повышать уровень профессиональных навыков, заблаговременно подготовить к нововведениям в сфере образования. К тому же общенациональный стандарт разрешено дополнять региональными требованиями с учетом демографических, социальных и культурных особенностей конкретного региона

Когда должен применяться профстандарт педагога

Профстандарт педагога (учитель, воспитатель, педагог-психолог и т.д.) применяется в соответствии с требованиями:

  • статьи 195.1 ТК РФ;
  • статьи 76 Федерального закона №273-ФЗ («Об образовании в РФ»);
  • постановления Правительства РФ №23 от 22.01.2013 и приказов Минтруда России.

Также нужно учитывать и другие нормативные документы федерального уровня:

  • постановления Правительства РФ №850 от 30.12.2005 — о вознаграждении за выполнение функции классного руководства;
  • приказа Минобрнауки РФ №69 от 27.10.2013 — об особенностях режима рабочего времени педагогических работников;
  • постановления Правительства РФ №678 от 8.08.2013 — о номенклатуре должностей педагогических работников и руководителей образовательных организаций;
  • постановления Правительства РФ №295 от 15.04.2014 — о государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Внимание! Обращайтесь к профстандартам при заключении трудовых договоров и формировании кадровой политики учебного заведения, в процессе обучения и аттестации педагогов, при разработке должностных инструкций и систем оплаты труда.

Не существует единого регламента, описывающего внедрение нового стандарта и его практическое применение: профстандарт педагога должны со временем взять на вооружение все образовательные учреждения, а порядок действий определяется руководством уже на местах. Как правило, учреждается специальная комиссия, членам которой получается вся дальнейшая работа с документами.

Комиссия должна:

  1. Составить список внедряемых профстандартов и разработать план по их внедрению.
  2. Внести необходимые коррективы в кадровые документы: локальные нормативные акты, в том числе положение об оплате труда и выплатах стимулирующего характера, трудовые и коллективные договоры, номенклатуру должностей и штатное расписание, соглашения с педагогами, должностные инструкции.
  3. Проверить персонал на соответствие профстандарту педагога.
  4. Составить отчет для руководства учебного заведения.

Совет: используйте в работе «Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога» (Москва, 2015), в частности, практические инструкции для педагогических работников, руководителей и администрации образовательных учреждений.

Основные требования профстандарта педагога

Набор требований, предъявляемых к педагогу, значительно варьируется, что вполне логично: для успешной работы воспитателем детского сада необходимы одни навыки, для специалиста в сфере профессионального обучения — другие.

Профстандарт педагога начального общего образования (а также дошкольного, основного и среднего общего — воспитатель, учитель)

Утвержден приказом Минтруда России №544н от 18.10.2013. Один из ключевых навыков учителя начальных классов — умение организовать эффективный учебный процесс и донести до учеников знания в легкой, удобной для восприятия форме.

Согласно требованиям профстандарта, педагог должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету. Благодаря принятым в 2016 году поправкам профиль полученного образования вовсе не обязательно должен быть педагогическим: бакалавр по специальности «информационные технологии» может преподавать школьный курс информатики, по специальности «химия и охрана окружающей среды» — школьный курс химии или экологии, и т.д. Тем самым минимизируется риск «кадрового голода» по узким специальностям на уровне школ. Данный профстандарт педагога не относится к педагогам, преподающим в высших учебных заведениях.

Профстандарт специалиста в области воспитания

Утвержден приказом Минтруда России №10н от 10.01.2017. Актуален для детских садов и других дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), школ, лицеев и гимназий, социально-педагогических и валеологических служб.

Перечень должностей, на которые распространяется действие профстандарта, весьма обширен: от старшего вожатого в детском лагере до педагога-библиотекаря, тьютора, социального педагога. Все объединены общей задачей: способствовать развитию личности и создавать благоприятные для этого условия.

Профстандарт педагога профессионального обучения

Утвержден приказом Минтруда России №608н от 8.09.2015. Педагог профобучения занимается организацией учебно-производственного процесса, проводит профориентационные мероприятия, обучает студентов вузов и организаций среднего профессионального образования по программам разного уровня (вплоть до адъюнктуры и аспирантуры), а также занимается разработкой и совершенствованием методик обучения.

Требования к работнику формируются с учетом занимаемой должностной позиции. Например, мастеру производственного обучения достаточно среднего профобразования по преподаваемому направлению, в то время как методисту необходимо образование высшее.

Профстандарт педагога дополнительного образования

Утвержден приказом Минтруда России №298н от 5.05.2018. Педагогические работники-организаторы, специализирующиеся на дополнительном образовании, должны уделять максимум внимания развитию в учениках таких качеств, как умение работать самостоятельно и вести активную познавательную деятельность.

Для выполнения трудовых функций, предусмотренных профстандартом, необходимо высшее или среднее педагогическое образование, тогда как наличие стажа не считается обязательным условием. Претендовать на должность педагога дополнительного образования можно и без опыта педагогической работы. Два года педагогического стажа дают право занимать более высокую должностную позицию — старшего педагога.

Профстандарт педагога-психолога

Утвержден приказом Минтруда России №514н от 24.07.2015. Психолог в сфере образования занимается сопровождением учебного процесса: оказывает помощь ученикам, испытывающим сложности с освоением программы и нуждающимся в дополнительной социальной адаптации, проводит экспертизу комфортности образовательной среды, консультирует детей и родителей.


Для эффективной работы ему необходимы навыки преподавания и психологического консультирования, знание основ педагогики и правовых норм, защищающих права ребенка. А еще — полное высшее профильное образование, одного лишь бакалавриата или курсов психологии недостаточно.

Как проверить сотрудника на соответствие требованиям профстандарта педагога

Действующий профстандарт педагога — удобный инструмент, с помощью которого можно объективно оценить квалификацию специалиста по целому ряду показателей. Принимая сотрудника в штат образовательной организации, учитывайте критерии отбора, которые устанавливает профстандарт педагога: образование педагога и практические навыки, без которых он не сможет эффективно выполнять работу, предусмотренную функциональной картой профессии (раздел II профстандарта).

Штатный персонал, принятый на работу еще до перехода на новые стандарты, тоже можно проверить на соответствие основным требованиям. Например, с помощью аттестации. Закон пока не позволяет увольнять сотрудников за несоответствие критериям профстандарта, но предлагать им дополнительное обучение и курсы повышения квалификации не возбраняется.

Больше материалов по теме:

Учителям разрешили работать без педагогического образования

Новый порядок проведения социально-психологического тестирования школьников

Социологи выяснили: участие школьников в кружках повышает успеваемость

В России профессия «социальный педагог» офици­ально зарегистрирована в 1991 г. Объектом профессио­нальной деятельности социального педагога являются прежде всего дети и молодежь, которым необходима помощь в процессе их социализации. Деятельность со­циального педагога имеет ярко выраженную направлен­ность на защиту прав несовершеннолетних, на разви­тие и реализацию внутреннего потенциала ребенка и подростка, на оказание им помощи и поддержки в про­цессе адаптации в социуме и интеграции в общество, на раскрытие, мобилизацию и использование педаго­гического потенциала окружающей ребенка среды.

Однако в помощи социального педагога нуждаются люди любого возраста и особенно инвалиды, бежен­цы, отбывающие или отбывшие срок наказания лица, престарелые, наркоманы.

Деятельность социального педагога имеет многопла­новый и многовидовой характер. Это — работа с под­ростком, оказавшимся в сложных отношениях со шко­лой, семьей или со сверстниками по месту жительства; с ребенком, проживающим в семье «группы риска»; с ребенком-сиротой; с человеком, пережившим насилие или потерю близких ему людей и др.

Социальному педагогу приходится выполнять разно­образные виды работ, которые требуют специальных знаний и полипрофессиональной эрудиции, — это со­циально-педагогическая диагностика; социально-педа­гогическое прогнозирование и проектирование; организация и проведение социально-педагогического ис­следования; организация комплексной социальной, ме­дицинской, педагогической, психологической и пра­вовой реабилитации детей, подростков, взрослых и дру­гие. Все это предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовки социального педагога и его личностным качествам.

Наиболее общими, базовыми характеристиками со­циального педагога являются способности:

· обеспечивать допустимое и целесообразное посред­ничество между личностью, семьей, с одной сторо­ны, и обществом, его государственными и ответ­ственными структурами, с другой;

· выполнять роль «третьего человека», связующего зве­на между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

· уметь влиять на общение, отношения между людь­ми, на ситуацию в социуме, стимулировать, побуж­дать клиента к той или иной деятельности;

· уметь работать в условиях неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявле­нию инициативы, активной субъектной позиции клиента;

· проявлять коммуникабельность, способность соуча­ствовать, сопереживать клиенту, строить взаимоот­ношения на основе диалога, на равных. (Предмет и функции социальной педагогики. / Под ред. Г.Н. Фи­лонова. 1998. С. 80).

Эффективность профессиональной деятельности со­циального педагога во многом зависит не только от уровня теоретической подготовки специалиста и вла­дения им технологией социально-педагогической рабо­ты, но и от его личностных качеств. Выделяют следую­щие актуальные личностные качества социального пе­дагога:

О гуманистические качества (доброта, альтруизм — спо­собность делать добро другому человеку, чувство соб­ственного достоинства, толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам) и др.; О психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональ­ных и волевых характеристик); О психоаналитические качества (самоконтроль, само­критичность, самооценка); О психолого-педагогические качества (коммуникабель­ность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.). (Социальная педагогика. Курс лекций. / Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С. 28.) Существуют самые разнообразные направления дея­тельности социальных педагогов: социальный педагог — организатор культурно-досуговой деятельности, соци­альный педагог — организатор спортивно-оздоровитель­ной деятельности, социальный педагог — специалист по художественному и техническому творчеству, по физ­культурно-оздоровительной работе, художественному воспитанию, социальный психолог, педагог — руково­дитель педагогического класса и др. По существу многие обязанности социального педагога разделяет с ним в школе администрация, классный руководитель, педа­гог — воспитатель групп продленного дня, педагог — воспитатель детских учреждений.

Любому работнику образовательных учреждений нуж­но знать функции социального педагога, его профес­сиональные обязанности, чтобы вместе решать пробле­мы социального воспитания, профилактики, реабили­тации детей и подростков.

Должностные обязанности социального педагога сформулированы в тарифно-квалификационных харак­теристиках (требованиях) по должностным обязанно­стям работников учреждений образования Российской Федерации.

Нельзя отрицать роль социального педагога в орга­низации воспитательной работы с детьми в самых раз­нообразных формах ее проявления. Но главное, на чем должно быть сосредоточено внимание социального пе­дагога, работающего с детьми, — это социальная за­щита личности ребенка, изучение его психических и физических особенностей, выявление интересов и по­требностей, трудностей и проблем, конфликтных си­туаций, отклонений в поведении несовершеннолетних и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки. Социальный педагог выступает посредни­ком между ребенком и всеми остальными субъектами социума; способствует установлению гуманных, нрав­ственно здоровых отношений в социальном окружении ребенка; содействует созданию обстановки психологи­ческого комфорта и безопасности личности несовер­шеннолетних, обеспечивает охрану их жизни и здоро­вья. Он осуществляет работу по трудоустройству, пат­ронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. В своей работе социальный педа­гог взаимодействует с администрацией образователь­ных учреждений, учителями, родителями (лицами их заменяющими), специалистами социальных служб, се­мейных и молодежных служб занятости, с благотвори­тельными организациями, другими учреждениями и организациями по оказанию помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и по­печительстве, детям и подросткам с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведени­ем, а также попавшим в экстремальные ситуации. Все это отражено в квалификационной характеристике со­циального педагога. (Приложение № 2 к приказу Ми­нобразования Росссии и Госкомвуза России от 31 ав­густа 1995 г. №463-1268.)

Из вышесказанного хорошо видно, что круг обязан­ностей и компетенции социального педагога довольно широк, однако у него имеется свое поле деятельнос­ти, свои клиенты и свои особые полномочия.

В каждом образовательном или социально-педагоги­ческом учреждении необходимо, прежде всего, иметь четко сформулированные должностные обязанности социального педагога на основе квалификационной ха­рактеристики и характерных особенностей данного об­разовательного учреждения и его социального окруже­ния. Можно обозначить следующие общие функции и направления работы социального педагога:

образовательно-воспитательная функция предполагает обеспечение целенаправленного педагогического вли­яния социального педагога на поведение и деятельность детей и взрослых. Содействие педагогической деятель­ности всех социальных институтов микрорайона — се­мьи, образовательных учреждений, трудовых коллек­тивов, средств массовой информации, микросоциума. Полноценное использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного по­тенциала микросреды, возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;

диагностическая функция заключается в постановке «социального диагноза». С этой целью проводится изу­чение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем;

прогностическая и экспертная функции заключаются в проектировании развития личности ребенка, групп детей; в разработке программ, проектов, планов соци­ально-педагогического развития микрорайона, учреж­дения, его социально-педагогических структур; в экс­пертизе аналогичных документов и материалов;

организационно-коммуникативная функция — вклю­чение классных руководителей, учителей-предметни­ков, воспитателей, психологов, а также добровольных помощников, населения микрорайона в социально-пе­дагогическую работу, в совместный труд и отдых, де­ловые и личностные контакты; сосредоточивание ин­формации и налаживание взаимодействия между раз­личными социальными институтами в их работе с детьми, семьями;

охранно-защитная функция направлена на использо­вание имеющегося арсенала правовых норм для защи­ты прав и интересов личности, содействие примене­нию мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, до­пускающих прямые или опосредованные противоправ­ные воздействия на подопечных социального педагога;

социально-компенсаторная функция предполагает разработку и реализацию комплекса мер, способству­ющих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка вследствие конкретных личност-но-семейных обстоятельств;

посредническая функция — осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным уч­реждением, ближайшим окружением.

Как видим, социальный педагог — многогранный специалист. Он диагност, психолог, практик-социолог, социальный работник. Он должен дать ребенку тепло­ту и сердечность, заботу и внимание, которого так ча­сто не хватает детям «группы риска». Эта профессия требует особой деликатности, внимания к каждому конкретному человеку, отзывчивости, душевной теп­лоты.

Функциональные обязанности социального педаго­га в конкретном учреждении определяются индивиду­ально с учетом особенностей данного учреждения и со­циально-педагогической ситуации. Рассмотрим обязан­ности социального педагога на примере обязанностей социального педагога по опеке и попечительству, ра­ботающего на микроучастке школы.

Социальный педагог по опеке и попечительству: О организует выявление детей и подростков, оставших­ся без попечения родителей, и детей, нуждающих­ся в защите государства, проживающих в неблаго­получных семьях. Ставит их на учет в школе и орга­нах опеки и попечительства; О производит первичное обследование условий жизни, и воспитания этих несовершеннолетних с составле­нием акта обследования по результатам проверки. При выявлении у несовершеннолетнего квартиры, имущества обеспечивает их сохранность и сообщает об этом соответствующим специалистам по охране детства органа управления образованием; О при выявлении семей, где у несовершеннолетних имеется угроза для жизни, совместно со специалис­тами по охране детства, милицией, судоисполнителями, прокуратурой участвует в процессе изъятия ре­бенка из семьи, помещения его в приют временно­го пребывания, организует дальнейшее устройство ребенка; О на закрепленном микроучастке ведет учет детей из неблагополучных семей, опекаемых детей; осуще­ствляет систематический контроль за их воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материаль­но-бытовым содержанием, содействует организации их досуга. При выявлении ущемления прав детей принимает незамедлительные меры к защите их ин­тересов; О оказывает помощь законным представителям ребен­ка в получении необходимых документов для назна­чения пособия, устройства несовершеннолетних в детские интернатные учреждения, на опеку, усынов­ление, на работу, в учебные заведения; О совместно с РОВД, комиссией по делам несовер­шеннолетних (КДН), общественностью, специали­стами органа управления, участковым врачом, орга­низует профилактическую работу с неблагополучны­ми семьями, готовит материалы в суд на лишение родительских прав, отобрание детей, восстановле­ние родительских прав и т.д.; О оказывает педагогическую помощь опекунам, роди­телям и детям в этих семьях. Работает в тесном кон­такте с классным руководителем, учеником, учите­лем; О организует работу по педагогической коррекции с целью формирования социально-адаптивной лично­сти; о знакомит опекунов с их правами и обязанностями, нормативными и юридическими документами; О вовлекает через различные формы работы детей в со­циально-педагогический процесс как активных субъ­ектов; о совместно с КДН, Центром занятости решает воп­рос временного и постоянного трудоустройства под­ростков из семей, состоящих на учете; совместно с Комитетом образования организует лет­ний отдых, с Комитетом здравоохранения — сана­торно-курортное лечение подопечных. Для успешной реализации своих функциональных обязанностей социальный педагог по опеке и попечи­тельству должен знать: законодательные и норматив­но-правовые документы по охране детства, основы, формы и методы социальной педагогики; основные за­кономерности развития личности детей и подростков, специфику их потребностей, интересов, установок, мо­тивов, степень их удовлетворенности; специфику ра­боты в социальной среде; содержание, формы и мето­ды работы с семьей; основные функции социального педагога данного звена; функции и права учреждений, связанных по работе с семьей и подростками; основы трудового законодательства, нормативные документы; правила охраны труда, техники безопасности; методи­ку диагностических исследований семьи, развития лич­ности; способы анализа и программирования своей ра­боты.

Первое, с чего начинает работу социальный педа­гог, — это изучение микроучастка, закрепленного за ним. Процесс изучения микроучастка состоит из двух составляющих:

1. Изучение структуры микрорайона школы и участ­ка, закрепленного за педагогом. Установление про­фессиональных связей по организации социально-педагогической работы. Изучение социального пас­порта микрорайона школы (или его разработка, если он отсутствует).

2. Выявление семей группы социального риска, в ко­торых дети нуждаются в социально-педагогической помощи и защите со стороны государства.

После выявления семей, в которых дети нуждаются в социально-педагогической помощи и защите, соци­альный педагог организует педагогическую, психоло­гическую, медицинскую диагностику детей, более глу­боко изучает семейные отношения. По результатам ком­плексной диагностики определяет программу своей ра­боты с конкретной семьей и ребенком.

Как правило, социальный педагог не в состоянии сам решить абсолютное большинство проблем ребенка или его семьи. Тут уж поистине один в поле не воин. Поэтому целесообразно на этапе планирования рабо­ты с ребенком (семьей) определить, с какими педа­гогами, психологами, организациями и учреждениями придется взаимодействовать в период решения постав­ленных задач. Комплекс мер, принимаемых социальны­ми педагогами, исходит из идеи предотвращения со­циального сиротства, приоритета воспитания ребенка в родной биологической семье, ориентации своих кли­ентов на самостоятельное и разумное решение стоящих перед ними проблем.

Социальные педагоги так строят свою работу, что­бы все члены семьи смогли почувствовать, что им хо­тят помочь. Для этого ими используются самые разно­образные приемы и методы работы: индивидуальной и групповой терапии, комбинированной социально-пе­дагогической профилактики, комплексной поддержки и другие. Следует обратить внимание на необходимость умелого использования «ситуации успеха» (обращать внимание клиента на положительные изменения: по­рядок в доме, макияж, прическу и др.). Здесь особенно важны такие личностные и профессиональные качества социального педагога, как наблюдательность, способ­ность к сравнению, деликатность.

При использовании «ситуации выбора» (например: родители будут заниматься воспитанием ребенка или будет поставлен вопрос о лишении родительских прав) необходимо хорошее знание не только отношений в се­мье, но и личностных качеств каждого ее члена, в этом случае нужна определенная осторожность, недопусти­мы поспешность и тем более — угроза. Здесь необходи­мо профессиональное аргументированное рассмотрение ситуации.

План (программа) работы социального педагога с * семьей (ребенком) составляется на период, который определяется самим педагогом в зависимости от кон­кретной ситуации и сложности проблемы. План может ; охватывать промежуток времени в один или несколько месяцев. Для решения сложных социально-педагогичес­ких задач можно использовать несколько программ-пла­нов, которые отражают направления действий специа­листов по социальной, медицинской, психологической или педагогической помощи.

Организационные формы работы социальных педа­гогов со своими подопечными и сподвижниками до­вольно разнообразны. Условно их можно объединить в следующие три группы:

· индивидуальные формы работы социального педа­гога с клиентом (беседы, консультации, наблюдения, регулирование отношений, коррекционная ра­бота и др.);

· совместные формы работы со специалистами реа­билитационных учреждений, учреждений социаль­ной защиты населения, общего и дополнительного образования, клубных и других учреждений в це­лях оказания комплексной социально-педагогичес­кой и иной помощи своим клиентам (клубы обще­ния, «Ориентир», «Детская светелка»; «Детская ад­вокатура», «Социально-психолого-педагогический консилиум» и др.);

· кооперативный формы работы — объединение со­циальных педагогов, руководителей и специалистов различных учреждений и организаций для проведе­ния массовых мероприятий и акций милосердия в целях социальной защиты несовершеннолетних, борьбы с беспризорностью, наркоманией и др. Формы работы социальных педагогов чрезвычайно многообразны, но все они базируются на благородном желании помочь людям преодолеть трудности жизнен­ного пути.

Вопросы и задания

1. Почему профессия «социальный педагог» появилась в России значительно позже, чем за рубежом?

2. Чем обязанности социального педагога отличаются от обязанностей воспитателя, классного руководителя?

3. Какие личностные качества, знания и умения являются необходимыми в профессиональной деятельности соци­ального педагога?

4. Возникает ли потребность в социально-педагогической помощи в благополучных семьях?

5. Как бы вы разделили функции психолога и социального педагога в работе с трудновоспитуемыми детьми и под­ростками?

6. Одна из могущественных сил, побуждающих личность к активной деятельности, — это надежда на успех. Соци­альный педагог в своей работе начал утрачивать надежду на успех. Как он должен поступить дальше? Обоснуйте свой ответ.

7. Составьте диагностическую карту (систему вопросов, про­верочные ситуации, объекты для наблюдений) для вы яснения причин формирования характера трудновоспи­туемых подростков. 8. Разработайте программу социально-педагогического об­следования микрорайона с тем, чтобы по его результа­там можно было оформить социально-педагогическую карту микрорайона.

Профессиональный стандарт социального педагога предназначен для определения обязанностей сотрудника и требуемых от него знаний и умений. Он обязателен для бюджетных организаций, а в частном секторе применяется для определения квалификационных критериев и корректной организации кадрового делопроизводства.

ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта социального педагога .doc

Нормативные основы использования профстандартов

Современное отечественное законодательство содержит следующие акты, регулирующие применение стандартов для профессий:

  • Федеральный закон №122-ФЗ, внесший соответствующие изменения в ТК РФ и Закон об образовании. Например, в ТК была включена статья 195.3, установившая обязательное применение профстандартов для должностей, к которым законодательно установлены особые требования.
  • Статья 57 ТК РФ, указующая на необходимость профстандартов для профессий, имеющих льготы, компенсации или ограничения.
  • Постановление Правительства №584, принятое 27.06.16. В соответствии с ним организации, находящиеся под контролем государства, должны применять профстандарты на обязательной основе.

На основе этих документов можно сказать, что профстандарты необходимы:

  • Когда требования к должности специально прописаны в законодательстве.
  • Если организация контролируется государством.

В других случаях, в соответствии с ч. 2 ст. 195.3 ТК, они применяются как база для установления квалификационных параметров сотрудников. И тогда они используются на добровольной основе. Для руководителей в частном секторе их использование несет следующие преимущества:

  • Наведение порядка в кадровых документах – штатном расписании, правилах распорядка, должностных инструкциях.
  • Документирование критериев, на основании которых будет происходить оценка уровня сотрудников и кандидатов на позиции.
  • Уменьшение вероятности возникновения конфликтов при проверках контролирующими инстанциями трудовой документации.

Внимание! Наряду с профстандартами продолжают действовать классификаторы должностей ЕКС и ЕТКС. При возникновении противоречий между их положениями работодатель сам вправе выбрать предпочтительный вариант.

Нюансы составления профстандарта социального педагога

В 2017-м году Минтруд утвердил профстандарт 01.005, документирующий параметры позиции специалиста в области воспитания, куда входит и должность социального педагога.

Во вводной части документа содержатся сведения о целях профессиональной деятельности и её группе по классификаторам ОКВЭД и ОКЗ.

Далее дается информация о трудовых функциях, осуществляемых специалистом. Для них приведены коды и сведения об уровне их сложности. Они разделены на две группы: обобщенные (основные) функции и их составляющие. Документ содержит шесть обобщенных функций, каждая из которых состоит из трех составляющих. Например, обобщенная функция социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации включает следующие составляющие: планирование мер по социально-педагогической поддержке, их организация и организационно-методологическое обеспечение.

Следующий раздел включает подробную информацию об основных функциях и их составляющих. Для каждой функции приведены следующие сведения:

  • происхождение и наименование специалистов, которые могут её выполнять;
  • требования к уровню образования и трудового опыта;
  • дополнительные характеристики;
  • особые условия.

Так, функция социально-педагогической поддержки обучающихся требует наличия у специалиста высшего (среднего) образования педагогического профиля или непрофильного образования, но с наличием дополнительного профессионального обучения. Также ему необходимо пройти успешный медосмотр и не иметь ограничений на педагогическую деятельность.

Для составляющих приведены трудовые действия и требуемые специалисту умения и знания. Так, планирование социально-педагогической поддержки обучающихся требует от специалиста владения тринадцатью умениями (разрабатывать профильные программы, оказывать первую помощь и пр.) и знаниями в восемнадцати областях (мировых и российских отраслевых нормативных актов и пр.). Они дают возможность специалисту выполнять шесть трудовых действий (разрабатывать профилактические меры, организовывать мероприятия по социализации и пр.).

В заключении приводится список организаций, отвечающих за создание документа.

Внимание! Для дополнительных характеристик положений, не упомянутых в документе (полномочия, трудовые права и пр.), используются должностные инструкции, разделы трудового договора, а также иные кадровые документы.

Применение профстандарта организацией

Процесс внедрения профстандартов в делопроизводство организации-работодателя рекомендуется выполнять следующим образом:

  • Подготовка регламента, в котором будут отражены этапы внедрения и ответственные за них.
  • Исследование деятельности организации и её сотрудников с учетом отраслевой специфики.
  • Подбор подходящих по профилю профстандартов и внесение соответствующих изменений в имеющуюся трудовую документацию.
  • Проведение анализа квалификации работников на основе проделанных изменений.
  • Перераспределение нагрузки, переименование должностей и проведение иных организационных мероприятий.

После окончания данных процессов работодатель сможет:

  • Обоснованно отказывать претендентам на трудоустройство из-за их несоответствия квалификационным критериям.
  • Требовать от подчинённых мер по повышению их уровня квалификации.
  • Корректно проводить аттестацию сотрудников.

Внимание! Трудовой кодекс не дает возможность работодателю уволить сотрудника из-за его несоответствия параметрам, установленным в профстандарте. Тогда можно попробовать перевести работника на другую должность по ст. 72.1 ТК РФ.

Профессиональные стандарты в образовании

Реестр профессиональных стандартов

Перечень нормативных актов

1. Федеральные документы

1.1. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584
«Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

1.2. Приказ Минтруда России от 05.08.2016 № 422н
«О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.08.2016 № 43326)

1.3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550)

1.4. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575)

1.5. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 № 38994)

1.6. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 № 38993)

1.7. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 № 45406)

Перечень инструктивно-методических и информационных писем

1. Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253
«Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» (вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов»)

2. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 № 09-ПГ-МОН-814 «О рассмотрении обращения»

3. Письмо Минобрнауки России от 02.03.2015 № 08–237 «О переносе срока применения профстандарта педагога»

4. Письмо Минобрнауки России от 03.03.2015 № 08–241 «О переносе срока применения профстандарта педагога»

5. Письмо Минобрнауки России от 13.11.2015 № 08–1958 «О дополнительных профессиональных программах»

6. Письмо Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122

Информация, аналитические материалы

1. Информация Минтруда России от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»

2. Рекомендации участников Всероссийского съезда по обсуждению итогов апробации и поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) по применению и распространению профессионального стандарта в регионах РФ (10–13 ноября 2015 г.).

3. Презентация «Внедрение профессионального стандарта педагога и новые модели подготовки»,
Сергоманов П.А., заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России

4. Дата начала применения профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель)» переносится на 01 сентября 2019 года

Перечень профстандартов

Наименование стандарта

Номративно-правовой акт, утвердивший стандарт

Дата введения в действие

1

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Приказ Минтруда России № 544н от 18.10.2013 Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550

01.01.2017

2

Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Приказ Минтруда России № 514н от 24.07.2015 Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575

01.01.2017

3

Педагог дополнительного образования

Приказ Минтруда России № 613н от 24.09.2015 Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38994

01.01.2017

4

Специалист в области воспитания (социальный педагог, педагог-организатор, педагог-библиотекарь, тьютор)

Приказ Минтруда России № 10н от 10.01.2017 Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406

01.01.2017

5

Педагог-дефектолог (учитель-логопед)

В разработке

01.01.2017

6

Специалист по информационным ресурсам

Приказ Минтруда России № 629н от 08.09.2014 Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2014 г. N 34136

01.07.2016

7

Бухгалтер

Приказ Минтруда России № 1061н от 22.12.2014 Зарегистрировано в Минюсте России 23 января 2015 г. N 35697

01.07.2016

8

Специалист по организационному, документационному и информационному обеспечению управления организацией (делопроизводитель, секретарь руководителя)

Приказ Минтруда России № 276н от 06.05.2015 Зарегистрировано в Минюсте России 02 июня 2015 г. N 37509

01.07.2016

9

Специалист в области управления персоналом

Приказ Минтруда России № 691 от 06.10. 2015 Зарегистрировано в Минюсте России 19 октября 2015 г. N 39362

01.07.2016

10

Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования) (директор, заместитель директора)

Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации»

11

Специалист по обеспечению защиты (охраны) физических лиц и имущества (Сторож (вахтер))

В разработке

12

Рабочий по обслуживанию здания

В разработке

13

Специалист по профессиональной уборке (Уборщик служебных помещений)

В разработке

Перечень принятых профстандартов, виды деятельности которых есть

в МБОУ Титовская СОШ

№ п/п

Наименование профстандарта

Названия должностей в штатном расписании,

попадающих под действие профстандарта

1

Педагог

Учитель, педагог

2

Педагог-психолог

Педагог-психолог

3

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования ФГОС, педагог-организатор

admin

Добавить комментарий