Профстандарт для социального педагога
Переход на профстандарты длится не первый год. За это время нововведения затронули практически все сферы экономики — от тяжелой промышленности до кадрового делопроизводства. А вот с образованием оказалось не все так просто: разработка профессиональных стандартов для педагогических работников затянулась, внедрение уже утвержденных кейсов — неоднократно откладывалось. Поэтому сегодня многие учителя продолжают работать по старинке, ориентируясь на применявшиеся 15-20 лет назад методики.
Однако уже скоро, по плану — к 2020 году, переходный период завершится. А это значит, что всем государственным и муниципальным образовательным учреждениям придется применять профстандарты в работе, как того требует постановление Правительства РФ №584 от 27.06.2016. Самое время разобраться во вопросе и понять, что представляет собой профстандарт педагога, что нового он сулит работникам образования, и как правильно применять квалификационные требования в повседневной педагогической практике.
Читайте в статье:
- Когда утвержден профстандарт педагога
- Как педагогические профстандарты применяют на практике
- Какие требования к педагогам устанавливают профстандарты
- Как проверить педагогический состав на соответствие профстандартам
Подборка действующих профстандартов:
★ Профстандарт педагога начального общего образования
★ Профстандарт специалист в области воспитания
★ Профстандарт педагога профессионального обучения
★ Профстандарт педагога дополнительного образования
★ Профстандарта педагога-психолога
Содержание
- Когда утвержден профстандарт педагога
- Когда должен применяться профстандарт педагога
- Основные требования профстандарта педагога
- Профстандарт педагога начального общего образования (а также дошкольного, основного и среднего общего — воспитатель, учитель)
- Профстандарт специалиста в области воспитания
- Профстандарт педагога профессионального обучения
- Профстандарт педагога дополнительного образования
- Профстандарт педагога-психолога
- Как проверить сотрудника на соответствие требованиям профстандарта педагога
- Нормативные основы использования профстандартов
- Нюансы составления профстандарта социального педагога
- Применение профстандарта организацией
Когда утвержден профстандарт педагога
Профстандарт — специализированный документ, устанавливающий требования к образованию, квалификации и даже личностным качествам работника. А еще это удобная альтернатива устаревшим тарифно-квалификационными справочникам, с каждым годом все хуже применимым в современных реалиях.
Попытки разработать новый квалификационный стандарт для педагогов предприняли еще в 2013 году, но процесс почти сразу же застопорился по объективным причинам. В 2017 году, после долгих обсуждений и согласований, наконец-то утвердили общий профстандарт педагога (скачать его можно с официального сайта Роструда). Попутно разрабатывали и другие профстандарты для работников сферы образования.
На сегодняшний день актуальны профессиональные стандарты:
- педагога дополнительного образования;
- педагога-психолога;
- педагога (воспитателя, учителя);
- специалиста в области воспитания;
- педагога профессионального обучения и профессионального образования.
Вопрос: Зачем вообще нужен профстандарт? Работа педагога во многом творческая, а учителя со стажем разбираются в практической стороне вопроса гораздо лучше, чем чиновники и эксперты со стороны. Что полезного даст переход на новые, еще более строгие, а с точки зрения многих учителей — еще и трудновыполнимые стандарты?
Ответ эксперта: Чем активнее внедряются профстандарты, тем чаще приходится слышать такие вопросы и сталкиваться с негативной реакцией на нововведения. Прежде чем давать неодобрительную оценку, следует вспомнить о целевом назначении профессиональных стандартов — обеспечении высокого качества педагогического образования и общем повышении уровня преподавания. Задача профстандарта — не установить предельно жесткий регламент и тем самым загнать учителя в еще более строгие рамки, а мотивировать его постоянно обучаться и повышать уровень профессиональных навыков, заблаговременно подготовить к нововведениям в сфере образования. К тому же общенациональный стандарт разрешено дополнять региональными требованиями с учетом демографических, социальных и культурных особенностей конкретного региона
Когда должен применяться профстандарт педагога
Профстандарт педагога (учитель, воспитатель, педагог-психолог и т.д.) применяется в соответствии с требованиями:
- статьи 195.1 ТК РФ;
- статьи 76 Федерального закона №273-ФЗ («Об образовании в РФ»);
- постановления Правительства РФ №23 от 22.01.2013 и приказов Минтруда России.
Также нужно учитывать и другие нормативные документы федерального уровня:
- постановления Правительства РФ №850 от 30.12.2005 — о вознаграждении за выполнение функции классного руководства;
- приказа Минобрнауки РФ №69 от 27.10.2013 — об особенностях режима рабочего времени педагогических работников;
- постановления Правительства РФ №678 от 8.08.2013 — о номенклатуре должностей педагогических работников и руководителей образовательных организаций;
- постановления Правительства РФ №295 от 15.04.2014 — о государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Внимание! Обращайтесь к профстандартам при заключении трудовых договоров и формировании кадровой политики учебного заведения, в процессе обучения и аттестации педагогов, при разработке должностных инструкций и систем оплаты труда.
Не существует единого регламента, описывающего внедрение нового стандарта и его практическое применение: профстандарт педагога должны со временем взять на вооружение все образовательные учреждения, а порядок действий определяется руководством уже на местах. Как правило, учреждается специальная комиссия, членам которой получается вся дальнейшая работа с документами.
Комиссия должна:
- Составить список внедряемых профстандартов и разработать план по их внедрению.
- Внести необходимые коррективы в кадровые документы: локальные нормативные акты, в том числе положение об оплате труда и выплатах стимулирующего характера, трудовые и коллективные договоры, номенклатуру должностей и штатное расписание, соглашения с педагогами, должностные инструкции.
- Проверить персонал на соответствие профстандарту педагога.
- Составить отчет для руководства учебного заведения.
Совет: используйте в работе «Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога» (Москва, 2015), в частности, практические инструкции для педагогических работников, руководителей и администрации образовательных учреждений.
Основные требования профстандарта педагога
Набор требований, предъявляемых к педагогу, значительно варьируется, что вполне логично: для успешной работы воспитателем детского сада необходимы одни навыки, для специалиста в сфере профессионального обучения — другие.
Профстандарт педагога начального общего образования (а также дошкольного, основного и среднего общего — воспитатель, учитель)
Утвержден приказом Минтруда России №544н от 18.10.2013. Один из ключевых навыков учителя начальных классов — умение организовать эффективный учебный процесс и донести до учеников знания в легкой, удобной для восприятия форме.
Согласно требованиям профстандарта, педагог должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету. Благодаря принятым в 2016 году поправкам профиль полученного образования вовсе не обязательно должен быть педагогическим: бакалавр по специальности «информационные технологии» может преподавать школьный курс информатики, по специальности «химия и охрана окружающей среды» — школьный курс химии или экологии, и т.д. Тем самым минимизируется риск «кадрового голода» по узким специальностям на уровне школ. Данный профстандарт педагога не относится к педагогам, преподающим в высших учебных заведениях.
Профстандарт специалиста в области воспитания
Утвержден приказом Минтруда России №10н от 10.01.2017. Актуален для детских садов и других дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), школ, лицеев и гимназий, социально-педагогических и валеологических служб.
Перечень должностей, на которые распространяется действие профстандарта, весьма обширен: от старшего вожатого в детском лагере до педагога-библиотекаря, тьютора, социального педагога. Все объединены общей задачей: способствовать развитию личности и создавать благоприятные для этого условия.
Профстандарт педагога профессионального обучения
Утвержден приказом Минтруда России №608н от 8.09.2015. Педагог профобучения занимается организацией учебно-производственного процесса, проводит профориентационные мероприятия, обучает студентов вузов и организаций среднего профессионального образования по программам разного уровня (вплоть до адъюнктуры и аспирантуры), а также занимается разработкой и совершенствованием методик обучения.
Требования к работнику формируются с учетом занимаемой должностной позиции. Например, мастеру производственного обучения достаточно среднего профобразования по преподаваемому направлению, в то время как методисту необходимо образование высшее.
Профстандарт педагога дополнительного образования
Утвержден приказом Минтруда России №298н от 5.05.2018. Педагогические работники-организаторы, специализирующиеся на дополнительном образовании, должны уделять максимум внимания развитию в учениках таких качеств, как умение работать самостоятельно и вести активную познавательную деятельность.
Для выполнения трудовых функций, предусмотренных профстандартом, необходимо высшее или среднее педагогическое образование, тогда как наличие стажа не считается обязательным условием. Претендовать на должность педагога дополнительного образования можно и без опыта педагогической работы. Два года педагогического стажа дают право занимать более высокую должностную позицию — старшего педагога.
Профстандарт педагога-психолога
Утвержден приказом Минтруда России №514н от 24.07.2015. Психолог в сфере образования занимается сопровождением учебного процесса: оказывает помощь ученикам, испытывающим сложности с освоением программы и нуждающимся в дополнительной социальной адаптации, проводит экспертизу комфортности образовательной среды, консультирует детей и родителей.
Для эффективной работы ему необходимы навыки преподавания и психологического консультирования, знание основ педагогики и правовых норм, защищающих права ребенка. А еще — полное высшее профильное образование, одного лишь бакалавриата или курсов психологии недостаточно.
Как проверить сотрудника на соответствие требованиям профстандарта педагога
Действующий профстандарт педагога — удобный инструмент, с помощью которого можно объективно оценить квалификацию специалиста по целому ряду показателей. Принимая сотрудника в штат образовательной организации, учитывайте критерии отбора, которые устанавливает профстандарт педагога: образование педагога и практические навыки, без которых он не сможет эффективно выполнять работу, предусмотренную функциональной картой профессии (раздел II профстандарта).
Штатный персонал, принятый на работу еще до перехода на новые стандарты, тоже можно проверить на соответствие основным требованиям. Например, с помощью аттестации. Закон пока не позволяет увольнять сотрудников за несоответствие критериям профстандарта, но предлагать им дополнительное обучение и курсы повышения квалификации не возбраняется.
Больше материалов по теме:
Учителям разрешили работать без педагогического образования
Новый порядок проведения социально-психологического тестирования школьников
Социологи выяснили: участие школьников в кружках повышает успеваемость
В России профессия «социальный педагог» официально зарегистрирована в 1991 г. Объектом профессиональной деятельности социального педагога являются прежде всего дети и молодежь, которым необходима помощь в процессе их социализации. Деятельность социального педагога имеет ярко выраженную направленность на защиту прав несовершеннолетних, на развитие и реализацию внутреннего потенциала ребенка и подростка, на оказание им помощи и поддержки в процессе адаптации в социуме и интеграции в общество, на раскрытие, мобилизацию и использование педагогического потенциала окружающей ребенка среды.
Однако в помощи социального педагога нуждаются люди любого возраста и особенно инвалиды, беженцы, отбывающие или отбывшие срок наказания лица, престарелые, наркоманы.
Деятельность социального педагога имеет многоплановый и многовидовой характер. Это — работа с подростком, оказавшимся в сложных отношениях со школой, семьей или со сверстниками по месту жительства; с ребенком, проживающим в семье «группы риска»; с ребенком-сиротой; с человеком, пережившим насилие или потерю близких ему людей и др.
Социальному педагогу приходится выполнять разнообразные виды работ, которые требуют специальных знаний и полипрофессиональной эрудиции, — это социально-педагогическая диагностика; социально-педагогическое прогнозирование и проектирование; организация и проведение социально-педагогического исследования; организация комплексной социальной, медицинской, педагогической, психологической и правовой реабилитации детей, подростков, взрослых и другие. Все это предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовки социального педагога и его личностным качествам.
Наиболее общими, базовыми характеристиками социального педагога являются способности:
· обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, его государственными и ответственными структурами, с другой;
· выполнять роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;
· уметь влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в социуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;
· уметь работать в условиях неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента;
· проявлять коммуникабельность, способность соучаствовать, сопереживать клиенту, строить взаимоотношения на основе диалога, на равных. (Предмет и функции социальной педагогики. / Под ред. Г.Н. Филонова. 1998. С. 80).
Эффективность профессиональной деятельности социального педагога во многом зависит не только от уровня теоретической подготовки специалиста и владения им технологией социально-педагогической работы, но и от его личностных качеств. Выделяют следующие актуальные личностные качества социального педагога:
О гуманистические качества (доброта, альтруизм — способность делать добро другому человеку, чувство собственного достоинства, толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам) и др.; О психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик); О психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка); О психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.). (Социальная педагогика. Курс лекций. / Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С. 28.) Существуют самые разнообразные направления деятельности социальных педагогов: социальный педагог — организатор культурно-досуговой деятельности, социальный педагог — организатор спортивно-оздоровительной деятельности, социальный педагог — специалист по художественному и техническому творчеству, по физкультурно-оздоровительной работе, художественному воспитанию, социальный психолог, педагог — руководитель педагогического класса и др. По существу многие обязанности социального педагога разделяет с ним в школе администрация, классный руководитель, педагог — воспитатель групп продленного дня, педагог — воспитатель детских учреждений.
Любому работнику образовательных учреждений нужно знать функции социального педагога, его профессиональные обязанности, чтобы вместе решать проблемы социального воспитания, профилактики, реабилитации детей и подростков.
Должностные обязанности социального педагога сформулированы в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по должностным обязанностям работников учреждений образования Российской Федерации.
Нельзя отрицать роль социального педагога в организации воспитательной работы с детьми в самых разнообразных формах ее проявления. Но главное, на чем должно быть сосредоточено внимание социального педагога, работающего с детьми, — это социальная защита личности ребенка, изучение его психических и физических особенностей, выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении несовершеннолетних и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки. Социальный педагог выступает посредником между ребенком и всеми остальными субъектами социума; способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальном окружении ребенка; содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности несовершеннолетних, обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Он осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. В своей работе социальный педагог взаимодействует с администрацией образовательных учреждений, учителями, родителями (лицами их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями, другими учреждениями и организациями по оказанию помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, детям и подросткам с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации. Все это отражено в квалификационной характеристике социального педагога. (Приложение № 2 к приказу Минобразования Росссии и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. №463-1268.)
Из вышесказанного хорошо видно, что круг обязанностей и компетенции социального педагога довольно широк, однако у него имеется свое поле деятельности, свои клиенты и свои особые полномочия.
В каждом образовательном или социально-педагогическом учреждении необходимо, прежде всего, иметь четко сформулированные должностные обязанности социального педагога на основе квалификационной характеристики и характерных особенностей данного образовательного учреждения и его социального окружения. Можно обозначить следующие общие функции и направления работы социального педагога:
образовательно-воспитательная функция предполагает обеспечение целенаправленного педагогического влияния социального педагога на поведение и деятельность детей и взрослых. Содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона — семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Полноценное использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;
диагностическая функция заключается в постановке «социального диагноза». С этой целью проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем;
прогностическая и экспертная функции заключаются в проектировании развития личности ребенка, групп детей; в разработке программ, проектов, планов социально-педагогического развития микрорайона, учреждения, его социально-педагогических структур; в экспертизе аналогичных документов и материалов;
организационно-коммуникативная функция — включение классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей, психологов, а также добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты; сосредоточивание информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми, семьями;
охранно-защитная функция направлена на использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;
социально-компенсаторная функция предполагает разработку и реализацию комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка вследствие конкретных личност-но-семейных обстоятельств;
посредническая функция — осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением.
Как видим, социальный педагог — многогранный специалист. Он диагност, психолог, практик-социолог, социальный работник. Он должен дать ребенку теплоту и сердечность, заботу и внимание, которого так часто не хватает детям «группы риска». Эта профессия требует особой деликатности, внимания к каждому конкретному человеку, отзывчивости, душевной теплоты.
Функциональные обязанности социального педагога в конкретном учреждении определяются индивидуально с учетом особенностей данного учреждения и социально-педагогической ситуации. Рассмотрим обязанности социального педагога на примере обязанностей социального педагога по опеке и попечительству, работающего на микроучастке школы.
Социальный педагог по опеке и попечительству: О организует выявление детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, и детей, нуждающихся в защите государства, проживающих в неблагополучных семьях. Ставит их на учет в школе и органах опеки и попечительства; О производит первичное обследование условий жизни, и воспитания этих несовершеннолетних с составлением акта обследования по результатам проверки. При выявлении у несовершеннолетнего квартиры, имущества обеспечивает их сохранность и сообщает об этом соответствующим специалистам по охране детства органа управления образованием; О при выявлении семей, где у несовершеннолетних имеется угроза для жизни, совместно со специалистами по охране детства, милицией, судоисполнителями, прокуратурой участвует в процессе изъятия ребенка из семьи, помещения его в приют временного пребывания, организует дальнейшее устройство ребенка; О на закрепленном микроучастке ведет учет детей из неблагополучных семей, опекаемых детей; осуществляет систематический контроль за их воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, содействует организации их досуга. При выявлении ущемления прав детей принимает незамедлительные меры к защите их интересов; О оказывает помощь законным представителям ребенка в получении необходимых документов для назначения пособия, устройства несовершеннолетних в детские интернатные учреждения, на опеку, усыновление, на работу, в учебные заведения; О совместно с РОВД, комиссией по делам несовершеннолетних (КДН), общественностью, специалистами органа управления, участковым врачом, организует профилактическую работу с неблагополучными семьями, готовит материалы в суд на лишение родительских прав, отобрание детей, восстановление родительских прав и т.д.; О оказывает педагогическую помощь опекунам, родителям и детям в этих семьях. Работает в тесном контакте с классным руководителем, учеником, учителем; О организует работу по педагогической коррекции с целью формирования социально-адаптивной личности; о знакомит опекунов с их правами и обязанностями, нормативными и юридическими документами; О вовлекает через различные формы работы детей в социально-педагогический процесс как активных субъектов; о совместно с КДН, Центром занятости решает вопрос временного и постоянного трудоустройства подростков из семей, состоящих на учете; совместно с Комитетом образования организует летний отдых, с Комитетом здравоохранения — санаторно-курортное лечение подопечных. Для успешной реализации своих функциональных обязанностей социальный педагог по опеке и попечительству должен знать: законодательные и нормативно-правовые документы по охране детства, основы, формы и методы социальной педагогики; основные закономерности развития личности детей и подростков, специфику их потребностей, интересов, установок, мотивов, степень их удовлетворенности; специфику работы в социальной среде; содержание, формы и методы работы с семьей; основные функции социального педагога данного звена; функции и права учреждений, связанных по работе с семьей и подростками; основы трудового законодательства, нормативные документы; правила охраны труда, техники безопасности; методику диагностических исследований семьи, развития личности; способы анализа и программирования своей работы.
Первое, с чего начинает работу социальный педагог, — это изучение микроучастка, закрепленного за ним. Процесс изучения микроучастка состоит из двух составляющих:
1. Изучение структуры микрорайона школы и участка, закрепленного за педагогом. Установление профессиональных связей по организации социально-педагогической работы. Изучение социального паспорта микрорайона школы (или его разработка, если он отсутствует).
2. Выявление семей группы социального риска, в которых дети нуждаются в социально-педагогической помощи и защите со стороны государства.
После выявления семей, в которых дети нуждаются в социально-педагогической помощи и защите, социальный педагог организует педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику детей, более глубоко изучает семейные отношения. По результатам комплексной диагностики определяет программу своей работы с конкретной семьей и ребенком.
Как правило, социальный педагог не в состоянии сам решить абсолютное большинство проблем ребенка или его семьи. Тут уж поистине один в поле не воин. Поэтому целесообразно на этапе планирования работы с ребенком (семьей) определить, с какими педагогами, психологами, организациями и учреждениями придется взаимодействовать в период решения поставленных задач. Комплекс мер, принимаемых социальными педагогами, исходит из идеи предотвращения социального сиротства, приоритета воспитания ребенка в родной биологической семье, ориентации своих клиентов на самостоятельное и разумное решение стоящих перед ними проблем.
Социальные педагоги так строят свою работу, чтобы все члены семьи смогли почувствовать, что им хотят помочь. Для этого ими используются самые разнообразные приемы и методы работы: индивидуальной и групповой терапии, комбинированной социально-педагогической профилактики, комплексной поддержки и другие. Следует обратить внимание на необходимость умелого использования «ситуации успеха» (обращать внимание клиента на положительные изменения: порядок в доме, макияж, прическу и др.). Здесь особенно важны такие личностные и профессиональные качества социального педагога, как наблюдательность, способность к сравнению, деликатность.
При использовании «ситуации выбора» (например: родители будут заниматься воспитанием ребенка или будет поставлен вопрос о лишении родительских прав) необходимо хорошее знание не только отношений в семье, но и личностных качеств каждого ее члена, в этом случае нужна определенная осторожность, недопустимы поспешность и тем более — угроза. Здесь необходимо профессиональное аргументированное рассмотрение ситуации.
План (программа) работы социального педагога с * семьей (ребенком) составляется на период, который определяется самим педагогом в зависимости от конкретной ситуации и сложности проблемы. План может ; охватывать промежуток времени в один или несколько месяцев. Для решения сложных социально-педагогических задач можно использовать несколько программ-планов, которые отражают направления действий специалистов по социальной, медицинской, психологической или педагогической помощи.
Организационные формы работы социальных педагогов со своими подопечными и сподвижниками довольно разнообразны. Условно их можно объединить в следующие три группы:
· индивидуальные формы работы социального педагога с клиентом (беседы, консультации, наблюдения, регулирование отношений, коррекционная работа и др.);
· совместные формы работы со специалистами реабилитационных учреждений, учреждений социальной защиты населения, общего и дополнительного образования, клубных и других учреждений в целях оказания комплексной социально-педагогической и иной помощи своим клиентам (клубы общения, «Ориентир», «Детская светелка»; «Детская адвокатура», «Социально-психолого-педагогический консилиум» и др.);
· кооперативный формы работы — объединение социальных педагогов, руководителей и специалистов различных учреждений и организаций для проведения массовых мероприятий и акций милосердия в целях социальной защиты несовершеннолетних, борьбы с беспризорностью, наркоманией и др. Формы работы социальных педагогов чрезвычайно многообразны, но все они базируются на благородном желании помочь людям преодолеть трудности жизненного пути.
Вопросы и задания
1. Почему профессия «социальный педагог» появилась в России значительно позже, чем за рубежом?
2. Чем обязанности социального педагога отличаются от обязанностей воспитателя, классного руководителя?
3. Какие личностные качества, знания и умения являются необходимыми в профессиональной деятельности социального педагога?
4. Возникает ли потребность в социально-педагогической помощи в благополучных семьях?
5. Как бы вы разделили функции психолога и социального педагога в работе с трудновоспитуемыми детьми и подростками?
6. Одна из могущественных сил, побуждающих личность к активной деятельности, — это надежда на успех. Социальный педагог в своей работе начал утрачивать надежду на успех. Как он должен поступить дальше? Обоснуйте свой ответ.
7. Составьте диагностическую карту (систему вопросов, проверочные ситуации, объекты для наблюдений) для вы яснения причин формирования характера трудновоспитуемых подростков. 8. Разработайте программу социально-педагогического обследования микрорайона с тем, чтобы по его результатам можно было оформить социально-педагогическую карту микрорайона.
Профессиональный стандарт социального педагога предназначен для определения обязанностей сотрудника и требуемых от него знаний и умений. Он обязателен для бюджетных организаций, а в частном секторе применяется для определения квалификационных критериев и корректной организации кадрового делопроизводства.
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта социального педагога .doc
Нормативные основы использования профстандартов
Современное отечественное законодательство содержит следующие акты, регулирующие применение стандартов для профессий:
- Федеральный закон №122-ФЗ, внесший соответствующие изменения в ТК РФ и Закон об образовании. Например, в ТК была включена статья 195.3, установившая обязательное применение профстандартов для должностей, к которым законодательно установлены особые требования.
- Статья 57 ТК РФ, указующая на необходимость профстандартов для профессий, имеющих льготы, компенсации или ограничения.
- Постановление Правительства №584, принятое 27.06.16. В соответствии с ним организации, находящиеся под контролем государства, должны применять профстандарты на обязательной основе.
На основе этих документов можно сказать, что профстандарты необходимы:
- Когда требования к должности специально прописаны в законодательстве.
- Если организация контролируется государством.
В других случаях, в соответствии с ч. 2 ст. 195.3 ТК, они применяются как база для установления квалификационных параметров сотрудников. И тогда они используются на добровольной основе. Для руководителей в частном секторе их использование несет следующие преимущества:
- Наведение порядка в кадровых документах – штатном расписании, правилах распорядка, должностных инструкциях.
- Документирование критериев, на основании которых будет происходить оценка уровня сотрудников и кандидатов на позиции.
- Уменьшение вероятности возникновения конфликтов при проверках контролирующими инстанциями трудовой документации.
Внимание! Наряду с профстандартами продолжают действовать классификаторы должностей ЕКС и ЕТКС. При возникновении противоречий между их положениями работодатель сам вправе выбрать предпочтительный вариант.
Нюансы составления профстандарта социального педагога
В 2017-м году Минтруд утвердил профстандарт 01.005, документирующий параметры позиции специалиста в области воспитания, куда входит и должность социального педагога.
Во вводной части документа содержатся сведения о целях профессиональной деятельности и её группе по классификаторам ОКВЭД и ОКЗ.
Далее дается информация о трудовых функциях, осуществляемых специалистом. Для них приведены коды и сведения об уровне их сложности. Они разделены на две группы: обобщенные (основные) функции и их составляющие. Документ содержит шесть обобщенных функций, каждая из которых состоит из трех составляющих. Например, обобщенная функция социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации включает следующие составляющие: планирование мер по социально-педагогической поддержке, их организация и организационно-методологическое обеспечение.
Следующий раздел включает подробную информацию об основных функциях и их составляющих. Для каждой функции приведены следующие сведения:
- происхождение и наименование специалистов, которые могут её выполнять;
- требования к уровню образования и трудового опыта;
- дополнительные характеристики;
- особые условия.
Так, функция социально-педагогической поддержки обучающихся требует наличия у специалиста высшего (среднего) образования педагогического профиля или непрофильного образования, но с наличием дополнительного профессионального обучения. Также ему необходимо пройти успешный медосмотр и не иметь ограничений на педагогическую деятельность.
Для составляющих приведены трудовые действия и требуемые специалисту умения и знания. Так, планирование социально-педагогической поддержки обучающихся требует от специалиста владения тринадцатью умениями (разрабатывать профильные программы, оказывать первую помощь и пр.) и знаниями в восемнадцати областях (мировых и российских отраслевых нормативных актов и пр.). Они дают возможность специалисту выполнять шесть трудовых действий (разрабатывать профилактические меры, организовывать мероприятия по социализации и пр.).
В заключении приводится список организаций, отвечающих за создание документа.
Внимание! Для дополнительных характеристик положений, не упомянутых в документе (полномочия, трудовые права и пр.), используются должностные инструкции, разделы трудового договора, а также иные кадровые документы.
Применение профстандарта организацией
Процесс внедрения профстандартов в делопроизводство организации-работодателя рекомендуется выполнять следующим образом:
- Подготовка регламента, в котором будут отражены этапы внедрения и ответственные за них.
- Исследование деятельности организации и её сотрудников с учетом отраслевой специфики.
- Подбор подходящих по профилю профстандартов и внесение соответствующих изменений в имеющуюся трудовую документацию.
- Проведение анализа квалификации работников на основе проделанных изменений.
- Перераспределение нагрузки, переименование должностей и проведение иных организационных мероприятий.
После окончания данных процессов работодатель сможет:
- Обоснованно отказывать претендентам на трудоустройство из-за их несоответствия квалификационным критериям.
- Требовать от подчинённых мер по повышению их уровня квалификации.
- Корректно проводить аттестацию сотрудников.
Внимание! Трудовой кодекс не дает возможность работодателю уволить сотрудника из-за его несоответствия параметрам, установленным в профстандарте. Тогда можно попробовать перевести работника на другую должность по ст. 72.1 ТК РФ.
Профессиональные стандарты в образовании
Реестр профессиональных стандартов
Перечень нормативных актов
1. Федеральные документы
Перечень инструктивно-методических и информационных писем
2. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 № 09-ПГ-МОН-814 «О рассмотрении обращения»
3. Письмо Минобрнауки России от 02.03.2015 № 08–237 «О переносе срока применения профстандарта педагога»
4. Письмо Минобрнауки России от 03.03.2015 № 08–241 «О переносе срока применения профстандарта педагога»
5. Письмо Минобрнауки России от 13.11.2015 № 08–1958 «О дополнительных профессиональных программах»
6. Письмо Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122
Информация, аналитические материалы
1. Информация Минтруда России от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»
2. Рекомендации участников Всероссийского съезда по обсуждению итогов апробации и поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) по применению и распространению профессионального стандарта в регионах РФ (10–13 ноября 2015 г.).
3. Презентация «Внедрение профессионального стандарта педагога и новые модели подготовки»,
Сергоманов П.А., заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России
4. Дата начала применения профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель)» переносится на 01 сентября 2019 года
Перечень профстандартов
№ |
Наименование стандарта |
Номративно-правовой акт, утвердивший стандарт |
Дата введения в действие |
1 |
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
Приказ Минтруда России № 544н от 18.10.2013 Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550 |
01.01.2017 |
2 |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) |
Приказ Минтруда России № 514н от 24.07.2015 Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575 |
01.01.2017 |
3 |
Педагог дополнительного образования |
Приказ Минтруда России № 613н от 24.09.2015 Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38994 |
01.01.2017 |
4 |
Специалист в области воспитания (социальный педагог, педагог-организатор, педагог-библиотекарь, тьютор) |
Приказ Минтруда России № 10н от 10.01.2017 Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406 |
01.01.2017 |
5 |
Педагог-дефектолог (учитель-логопед) |
В разработке |
01.01.2017 |
6 |
Специалист по информационным ресурсам |
Приказ Минтруда России № 629н от 08.09.2014 Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2014 г. N 34136 |
01.07.2016 |
7 |
Бухгалтер |
Приказ Минтруда России № 1061н от 22.12.2014 Зарегистрировано в Минюсте России 23 января 2015 г. N 35697 |
01.07.2016 |
8 |
Специалист по организационному, документационному и информационному обеспечению управления организацией (делопроизводитель, секретарь руководителя) |
Приказ Минтруда России № 276н от 06.05.2015 Зарегистрировано в Минюсте России 02 июня 2015 г. N 37509 |
01.07.2016 |
9 |
Специалист в области управления персоналом |
Приказ Минтруда России № 691 от 06.10. 2015 Зарегистрировано в Минюсте России 19 октября 2015 г. N 39362 |
01.07.2016 |
10 |
Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования) (директор, заместитель директора) |
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» |
|
11 |
Специалист по обеспечению защиты (охраны) физических лиц и имущества (Сторож (вахтер)) |
В разработке |
|
12 |
Рабочий по обслуживанию здания |
В разработке |
|
13 |
Специалист по профессиональной уборке (Уборщик служебных помещений) |
В разработке |
Перечень принятых профстандартов, виды деятельности которых есть
в МБОУ Титовская СОШ
№ п/п |
Наименование профстандарта |
Названия должностей в штатном расписании, попадающих под действие профстандарта |
1 |
Педагог |
Учитель, педагог |
2 |
Педагог-психолог |
Педагог-психолог |
3 |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых |
Педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования ФГОС, педагог-организатор |
Добавить комментарий