Примеры межличностных конфликтов

Примеры межличностных конфликтов

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4. Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы

⇐ Предыдущая1234

Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне

противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию.<…>

Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны.

Пример конфликтной ситуации

Внутриличностный конфликт, например, порождаетсостояние психологического дискомфорта, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять

ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе ее осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.

Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, ее совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет

познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом

внешней опасности, внешних проблем. (Л. А. Петровская)

С1. В каких четырех сферах возможно, по мнению автора, возникновение конфликта? В чем проявляется противоречивый характер конфликта?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) сферы:

— внутриличностная сфера;

— сфера межличностных отношений;

— сфера внутригрупповых отношений;

— сфера межгрупповых отношений;

2) объяснение противоречивого характера конфликта, например: социальный

конфликт играет не только деструктивную, но и конструктивную роль в

развитии личности, группы, общества в целом.

Максимальный балл 2

С2. В чем проявляется, по мнению автора, конструктивная роль конфликта в групповых и межгрупповых отношениях? Используя содержание текста, приведите четыре проявления.

В правильном ответе должны быть приведены следующие проявления:

1) может способствовать предотвращению застоя, служит источником

нововведений, развития;

2) играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции

имеющихся у сторон образов ситуации;

3) обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между

членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт

освобождает группу от подтачивающих ее факторов и тем самым

способствует ее стабилизации;

4) может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом

внешней опасности, внешних проблем.

Максимальный балл 2

С3. Приведите пример конфликтной ситуации в группе. На этом примере покажите

деструктивное влияние конфликта на группу на каждом этапе эволюции конфликта

(используя содержание текста, сначала назовите этап конфликта, а затем пример его

влияния).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) пример групповой конфликтной ситуации, допустим: в совете директоров акционерного общества возник конфликт между несколькими крупнейшими держателями акций;

Может быть приведен другой уместный пример.

2) этапы эволюции конфликта и примеры, допустим:

— этап объективной конфликтной ситуации – разногласия при распределении прибыли компании;

— этап осознания сторонами конфликтной ситуации – ряд акционеров предлагали направить прибыль на модернизацию производства, ряд – на премии руководителям компании;

— этап конфликтного поведения – несколько крупнейших акционеров заявили о выходе из совета директоров;

— стадия разрешения конфликта – стороны пришли к компромиссу.

Максимальный балл 3

С4.Согласны ли вы с мыслью автора о том, что внутриличностный конфликт служит

источником развития личности, ее совершенствования? Используя содержание

текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три

аргумента в обоснование своего мнения.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) мнение выпускника: согласие или несогласие с мыслью автора;

2) аргументы:

в случае согласия с мыслью автора может быть указано, что

— внутриличностный конфликт связан с процессом самопознания,

осмысления человеком своего места в мире, подведения некоторых

жизненных итогов;

— внутриличностный конфликт способствует выстраиванию или

корректировке человеком своих жизненных планов, смене социального

окружения;

— выходом из внутриличностного конфликта может стать

самосовершенствование человека, изменение им своей жизни.

в случае несогласия с мыслью автора может быть указано, что

— внутриличностный конфликт может привести человека к состоянию

депрессии, преодолеть которую самостоятельно он не сможет;

— в состоянии внутриличностного конфликта человек не способен

продуктивно трудиться, полноценно общаться с окружающими;

— состояние внутриличностного конфликта, попытки осознать его причины

могут привести к снижению самооценки человека, уровня его притязаний.

Максимальный балл 3

С5.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданство»? Привлекая

знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих

информацию о гражданстве.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: гражданство – это устойчивая правовая связь

человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав

и обязанностей;

2) два предложения с информацией о гражданстве, опирающейся на

знания курса, например:

— «Гражданство может быть получено человеком от рождения или в порядке

принятия гражданства».

— «Гражданство обеспечивает правоспособность человека».

Максимальный балл 2

С6. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера ее

осуществления.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) проявления социальной функции науки, например:

— социального развития и управления;

— социального прогнозирования.

Могут быть названы другие проявления.

2) примеры, допустим:

— демографы, анализируя динамику численности и состава населения

страны, вносят коррективы в социальные программы правительства;

— экономисты анализируют текущие экономические показатели страны,

динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные

ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год

правительством;

— ученые-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений

природных процессов и будущие контуры человеческого общества.

Максимальный балл 3

С7.

На графике показано изменение уровня безработицы среди различных групп

населения страны Z в 2004-2008 г.г.__

Используя данные графика, определите, какая тенденция наблюдается в 2004-2008 г.г.

на рынке труда страны Z. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной

жизни, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) тенденцию, например: существенный рост безработицы среди всех групп трудоспособного населения;

Тенденция может быть сформулирована в иной, близкой по смыслу форме.

2) предположения, например:

— ситуация экономического кризиса;

— трудоспособные граждане страны Z не выдерживают конкуренцию с зарубежными работниками, приехавшими в страну (с трудовыми мигрантами);

— структурная перестройка экономики страны Z.

Максимальный балл 3

С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Государство как институт

политической системы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете

освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или

более детализированы в подпунктах.

При анализе ответе учитываются:

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;

— отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие государства

2) Признаки государства:

а) территориальная организация;

б) публичный характер власти;

в) суверенитет;

г) исключительное право на взимание налогов и др.

3) Внутренние и внешние функции государства:

а) политическая;

б) экономическая;

в) социальная;

г) обеспечение национальной безопасности;

д) международное сотрудничество и др.

4) Государственный аппарат

5) Форма государства:

а) форма правления;

б) форма государственно-территориального устройства;

в) политический режим

Максимальный балл 3

⇐ Предыдущая1234

Рекомендуемые страницы:

Философия Виды спора.

Необходимо отметить, что по своим целям (задачам) споры делятся на 5 наиболее важных видов.

2.1. Спор для выяснения истины.

В чистом виде данный вид спора встречается редко, он возможен только между интеллигентными и спокойными людьми. Такой спор иногда приятно и проиграть, если при этом выяснена истина. Здесь для оппонентов чаще всœего обоюдный выигрыш, т.к. спорная мысль, как правило, из области совместных интересов.

Такие исследовательские споры обычно ведут по нескольку человек с обеих сторон, к примеру, т.н. «мозговой штурм». В этом виде спора используются только допустимые приемы.

2.2. Спор для убеждения противника.

Убедить кого-то — ϶ᴛᴏ значит добиться признания этим человеком какой-то мысли.

В таком споре можно выделить два оттенка, два мотива:

· Я сам глубоко убежден в верности данной мысли, и у меня задача самая бескорыстная – сделать другого человека совладельцем этого убеждения;

· Я не уверен в истинности своей позиции, но я убежден, что «так нужно» рассуждать, «так полезно» думать для достижения какой-то цели.

К примеру, споры о существовании Бога или о возможности осуществления коммунизма, споры о вкусах.

Эти оттенки спора связаны с двумя существенно различными явлениями. Убеждение связано с эмоциональной стороной сознания, а доказательство – с рациональной. По этой причине человека можно убедить в какой-то мысли, но не доказать ее. И наоборот, человеку можно доказать истинность какой-то идеи, но не убедить в ее правоте. Дело в том, что истина и справедливость (добро) не всœегда совпадают. К примеру, истиной может быть знание о существовании какого-то юридического закона. Но данный закон может выглядеть несправедливым.

В такой спор разумный человек должен вступать только тогда, когда содержание тезиса способно гарантировать убеждение противника. Здесь для убеждения противника важно – примет ли оппонент данный тезис или нет. По этой причине сильный противник вовсœе не желателœен. Но, чем сильнее противник, тем выше престиж победы. Чистота приемов здесь соблюдается не всœегда. К примеру, не редко используется высмеивание позиции оппонента.

2.3. Спор за победу.

Данный спор – еще менее благородный. Здесь не обязательно убедить, но крайне важно победить. В крайнем случае, никак нельзя проиграть спор. И не важно, где спор происходит: на митинге или на кухне. В этих спорах в приемах не стесняются, а самый популярный прием – оставить за собой последнее слово.

В таком споре не важно – убеждены ли сами спорщики в истинности своей позиции. Здесь важна не столько логика (разумные основания), сколько ораторская убедительность: внушительность тона, острое слово, возбуждение нужных чувств у оппонента и т.п. Чаще всœего такие споры перед слушателями не ведутся. Специальная техника ведения «спора за победу» принято называть эристика. Она включает в себя всю совокупность позволительных и непозволительных уловок.

2.4. Спор ради спора.

Есть любители самого процесса дискуссии. Οʜᴎ готовы спорить обо всœем и со всœеми.

2.5. Спор – упражнение.

Такой спор был в моде во времена античности, а сейчас практически не встречается. Здесь один собеседник только предлагает вопросы, другой – только дает ответы, причем лишь в форме «да» или «нет». Цель спрашивающего – заставить собеседника согласиться с суждением, противоречащим тезису, который тот взялся защищать. Т.е. крайне важно привести оппонента к противоречию с самим собой.

Основное применение находят первые 3 вида спора. К сказанному о них крайне важно добавить следующие замечания. Грамотность спорщика состоит в том, что:

· Желая проверить истину, мы должны выбирать самые сильные, с нашей точки зрения, аргументы в ее пользу;

· Желая убедить оппонента͵ самые убедительные для него аргументы;

· Желая победить в споре, выбирают доводы, которые более всœего могут поставить противника в затруднение.

Для достижения целœей спора часто применяются уловки. Οʜᴎ рассмотрены раньше.

Читайте также

  • — Спор. Виды спора

    ЛЕКЦИЯ № 20. Спор в логикеДля того чтобы можно было раскрыть суть спора, необходимо немного сказать о доказательствах. Без них наш мир немыслим, каждое суждение требует доказательства. В противном случае любое сказанное человеком было бы истинным. Исключение…

  • — Понятие и виды спора.

    Культура дискутивно-полемической речи. Можно сформулировать общее положение, которое имеет силу определенного закона в ораторском искусстве. Если лектор или докладчик увлечен предметом своего нового выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если…

  • — Виды спора

    Основные виды споров Существуют разные виды споров. Однако их единая классификация еще не найдена. В зависимости от цели можно выделить следующие виды споров: &…

  • — Тема 3. Виды спора по форме.

    Ошибки в связи между тезисом и доводами. Ошибки в доводах. Ошибки в тезисе. Тема 2.

    приведите пример конфликтной ситуации в группе

    Связь в доказательстве. Ошибки в доказательстве. Доводы – это мысли, которые мы приводим в доказательство истинности или ложности тезиса. Требования к доводам: 1) это…

  • — Виды спора.

    По своим целям (задачам) споры делятся на 5 наиболее важных видов. 2.1. Спор для выяснения истины. В чистом виде этот вид спора встречается редко, он возможен только между интеллигентными и спокойными людьми. Такой спор иногда приятно и проиграть, если при этом выяснена…

  • — Тема 13. Спор. Виды спора.

    Под спором понимают всякое столкновение мнений, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. В русском языке существуют слова, которые служат наименованиями разновидности спора: 1. Дискуссия (от лат. discussio – исследование, обсуждение) – публичный спор, целью…

  • — Виды спора и правила его ведения

    В содержание понятия «полемическое мастерство» включается знание предмета спора, понимание сущности публичного спора и его разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента,…

  • АНАЛИЗ КОНКРЕТНОЙ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

    Подводя итоги сказанному, можно схематически представить структуру конфликта следующим образом (см. рис. 2.2).

    Приведенная на рисунке схема удобна для описания и анализа, главным образом, тех типов конфликта, с которыми конфликтологу на практике чаще всего приходится иметь дело, — межличностных и групповых. Конечно, она представляет конфликт в сильно упрощенном виде. На нашей схеме, например, не нашлось места другими возможным участникам конфликта, кфликтующих сторон. Не учитывает она и наличия разнообразных воздействий внешних обстоятельств на все элементы конфликтной ситуации. Но, тем не менее, эта схема может служить своего рода путеводителем по конфликту. Рассмотрим конкретный пример.

    Ситуация №1

    Студенческая группа 3-го курса по результатам учебы была признана лучшей группой института и приказом ректора награждена премией. Через пару дней после этого ректор института застал четырех студентов этой группы курящими на лестничной площадке. Курение в стенах учебного заведения запрещалось. Ректор приказом вынес всем четверым курильщикам выговор за нарушение дисциплины. Когда пришел срок получения премии, оказалось, что этих четырех студентов (кстати, круглых отличников) в списке премированных нет. Четверка возмутилась. Группа поддержала своих обиженных товарищей и решила отправить к декану делегацию с просьбой выдать им премию. Декан сказал, что он не может удовлетворить их просьбу. Делегация направилась к ректору.

    Ректор делегацию принял, но удовлетворить просьбу отказался. Через некоторое время на предпраздничном институтском вечере студенты в капустнике разыграли скетч, в котором декан и ректор были представлены в смешном и глуповатом виде. Вскоре после этого староста группы Семенов был снят. Вмененное ему в вину нарушение было незначительным, и студенты решили, что снят он в связи со всей этой историей. Их попытки добиться, чтобы Семенова оставили старостой, ни к чему не привели.

    Конфликт налицо. Проанализируем эту ситуацию. Оказывается, определить компоненты конфликта здесь не так уж просто.

    Самое простое — установить, какие действия здесь наблюдаются. Они таковы (в хронологическом порядке): курение — лишение курильщиков стипендии — ходатайства группы перед деканом и ректором — осмеяние их студентами на вечере — снятие старосты — попытки студентов отменить его снятие (замечу в скобках, что в описании ситуации № 1 многое опущено: всего не скажешь; а ведь на самом деле там были и некоторые скрытые действия).

    Далее, кто тут конфликтанты – X и Y? Оказывается на этот вопрос однозначно ответить нельзя. Разберемся сначала с одной стороной. Вначале недовольство создавшимся положением выразила четверка курильщиков. Она стала конфликтующей стороной — скажем X . Но очень скоро к ней присоединились другие студенты, и в роли X стала выступать вся группа. Как видим, по ходу дела конфликтующая сторона может изменяться. А кто же тут выступает в качестве Y — другой конфликтующей стороны? Видимо, ректор. Ведь студенты недовольны именно его поведением — тем, что он лишил четырех студентов премии. Значит, ректор стал конфликтантом, еще ничего не зная об этом! Ситуация стала конфликтной без его ведома — лишь в силу того, что студенты определили ее как конфликтную (вспомните теорему Томаса!). Но с недовольством своим студенты сначала обратились не к ректору, а, в соответствии с требованиями должностной субординации, к декану. Таким образом, в конфликт был втянут декан — и он тоже, в конце концов, вошел в состав конфликтующей стороны Y. Стало быть, и X и Yоказались «переменными величинами».

    Перейдем теперь к зоне разногласий. Что в ней лежит? Все было хорошо до того момента, пока не произошел эпизод с курением. Все студенты группы торжествовали и радовались в предвкушении премии. Выговор, объявленный курильщикам, был первым ударом по их хорошему настроению. Но еще более чувствительным ударом, который с их точки зрения был неожиданной и вопиющей несправедливостью, явилось отсутствие их фамилий в списке премированных. Таким образом, обнаруживаются два пункта разногласий между курильщиками и ректором: 1) по поводу курения, 2) по поводу лишения премии. Первый инцидент — эпизод с курением — сам по себе, вероятно, не имел бы серьезных последствий. Но вместе со вторым инцидентом — лишением премии — он стал источником дальнейших событий. Затем зона разногласия стала увеличиваться. В ней один за другим вспыхнули еще 3) вопрос о допустимости проделанного студентами публичного высмеивания институтского начальства и 4) вопрос о снятии старосты. Как видим, границы зоны разногласий по мере развития конфликта расширялись.

    Попробуем разобраться в представлениях студентов (Пх). Видимо, раз они в нарушение запрета курили в помещении института, то, по их представлениям, этот запрет неоправдан. Потому и нарушать его можно (около пороховой бочки студенты вряд ли затеяли бы перекур). Неизвестно, разделяют ли взгляды курильщиков другие студенты. Из расспросов выяснилось, что многие считают выговор за курение в неположенном месте справедливым. Но к лишению премии за это группа отнеслась отрицательно. По представлениям студентов, такое наказание не соответствует тяжести проступка, а главное — смыслу премии: ведь она дана за отличную учебу. Курильщики были лучшими в группе, именно их отличная учеба дала основание для премирования группы — и их же лишили премии! А реакция декана и ректора на разумные и вежливые просьбы студентов восстановить справедливость выглядела в их глазах упрямым и нелепым отстаиванием «чести мундира». Разве здесь нет материала для сатиры? И разве при демократических порядках в нашей стране нельзя посмеяться над тем, что достойно осмеяния?

    Снятие старосты вскоре после этого лишний раз подтверждает, что институтское начальство вершит произвол, не считаясь с мнением студентов и требуя от них лишь беспрекословного повиновения. (Мы так подробно и, может быть, несколько сгущая краски, останавливаемся на описании Пх, чтобы показать, как эти представления по мере развития конфликта становятся все более насыщенными негативными эмоциями в адрес администрации института.)

    Представления другой стороны (Пу), разумеется, выглядят совсем по-другому. Ректор полагает, что с курением в учебном корпусе надо вести борьбу. До запрета курения дым стоял столбом, повсюду валялись окурки. Однажды уже был из-за него пожар, после чего и был принят этот запрет. Нарушителей дисциплины поощрять премиями нельзя, тем более что кто-то из наказанной четверки уже и раньше попадался на глаза с дымящейся сигаретой. На вечере ребята, конечно, переборщили с критикой. Это было грубо, плоско и не смешно. Но ничего ужасного в этом нет. Президента страны поносят и похлеще. О старосте ректор ничего не знает. Декан думает о случившемся примерно так же. Курильщики — талантливые студенты, но разболтанны, ведут себя вызывающе, думают, что им все должно прощаться, раз они хорошо учатся. А что касается старосты, то он должен быть помощником деканата, а вместо этого он организует группу на поддержку нарушителей дисциплины и дерзкие выпады против преподавателей. Свои обязанности выполняет не очень добросовестно. Поэтому есть основания его заменить.

    Мы не будем обсуждать, какая сторона права. Конфликтолог-медиатор — не судья. Его задача состоит не в том, чтобы решать, кто прав и кто виноват, а в том, чтобы улаживать конфликт. Важно понять, в чем видят свою правоту конфликтанты — а они всегда считают себя в чем-то правыми.

    Наконец, о мотивах. Мотивы студентов (Мх), на первый взгляд, кажется, состоят в стремлении вернуть несправедливо отнятую премию. Однако, если учесть содержание Пх, то мотивация поведения студентов не сводится лишь к этому. За всеми их эскападами явно кроется желание добиться, чтобы администрация института с большим уважением относилась к ним и учитывала их мнение. Почему с ними не только не посоветовались, но и даже не поставили в известность, что четыре их товарища останутся без премии? Почему сняли старосту, ни слова не говоря студентам, а потом опять, как с премией, не хотят принять во внимание их позицию? Студенты хотят чувствовать себя полноправными членами институтского коллектива и принимать участие в решении вопросов жизни института наравне с преподавателями. Как сказал один из студентов, «мы против того, чтобы на нас смотрели как на солдат, стоящих перед начальством по стойке «смирно»». Мотивы Му уже достаточны ясны из сказанного выше о Пу. Ректор руководствовался необходимостью соблюдать порядок в институте.

    Приказы должны выполняться. Надо примерно наказать курильщиков, чтоб другим неповадно было. Декан, заменяя старосту, тоже был мотивирован, в основном, стремлением к порядку. Возможно, где-то подспудно было и желание показать студентам, что не стоит выставлять своих руководителей на посмешище. Но декан сам не признавался себе в том, что у него есть такое желание.

    Кто же тут является инициатором конфликта? Ректор, который наказал студентов за курение? Или студенты, которые курили вопреки запрету? Предоставим читателю самому решать этот вопрос и заодно, прежде чем читать дальше, попробовать предугадать возможные варианты дальнейшего развития конфликта.

    Продолжение ситуации М 1

    С назначением нового старосты мятежной группы у деканата возникли трудности. Студентка Вольская ответила на предложение стать старостой отказом. Ее примеру последовал и получивший затем это предложение Теркин. В конце концов старостой был назначен не пользовавшийся в группе авторитетом Чертков. Группа ответила на это коллективным бойкотом Черткову. В результате она почти полностью не явилась на зачет к преподавателю, работавшему на кафедре, руководителем которой был декан. Вина за это была возложена студентами на Черткова. Но все неявившиеся были преподавателем не допущены к экзамену. За этим последовал недопуск их к сдаче других экзаменов (поскольку студенты, не сдавшие всех зачетов, не допускаются к экзаменационной сессии). Над студентами нависла угроза остаться в следующем семестре без стипендии. При разборе сложившейся ситуации студенты обвинили преподавателя в формализме и жестокости и потребовали его замены. По институту поползли какие-то диковинные слухи, в которых неприглядно выглядели то одни, то другие участники конфликта. Декан поставил перед ректором вопрос о необходимости расформирования группы. Таким образом, лучшая группа института за короткое время превратилась в худшую.

    Конфликт углубился и приобрел явно деструктивный характер. В составе X начался раскол: объявился «штрейкбрехер» Чертков. А состав стороны Y увеличился: в число лиц, с которыми студенты вступили в конфронтацию, вошел преподаватель (типичное для конфликтов явление: в условиях конфликта все, что ущемляет одну из сторон, расценивается как выпад против нее, инициированный другой стороной). В зоне разногласий добавились учебные проблемы, сдача зачетов и экзаменов. В Пх стала развиваться идея, что «все они, преподаватели, заодно», а в Пу — что группа стала превращаться в сплоченную компанию зазнавшихся смутьянов. Возник и новый мотив (в Му) — намерение разогнать эту компанию, переведя ее членов в разные группы. Это мера нежелательная, но надо что-то делать для прекращения затянувшегося конфликта.

    Окончание ситуации JV ? 1

    Было созвано собрание группы, на которое пришли декан и ректор. После бурного и откровенного разговора было найдено следующее решение. Студенты допускаются к сдаче экзаменов.

    Часть 3. Материалы для подготовки к зачету

    Несданный зачет и экзамен по этому предмету они должны будут сдать после окончания сессии. Преподаватель останется тот же. Вопрос о премии курильщикам больше подниматься не будет, но в дальнейшем решение вопросов о стипендиях, наградах и т. п. будет приниматься при участии представителей студенчества. Прежний староста на эту должность не вернется, но группе предоставляется возможность выдвинуть две-три кандидатуры, и деканат назначит старостой одну из них. И, наконец, в учебном корпусе будут отведены специальные места для курения.

    В дальнейшем жизнь группы вернулась в нормальное русло. Груп па хорошо сдала сессию и вновь оказалась одной из лучших групп ин ститута. Произошла лишь одна потеря: Чертков перевелся в другой институт.

    Таким образом, конфликт завершился. Что обусловило возможность развязать весь клубок вопросов, накопившихся в зоне разногласий? Прежде всего, откровенность. Студенты, как нетрудно заметить, добились немногого. Первоначальные их требования (насчет премии, насчет старосты) так и остались невыполненными. Они получили уступку только в том, что «накрутилось» в ходе конфликта — допуск к сдаче экзаменов. Однако был удовлетворен их главный мотив: руководство признало необходимым относиться с уважением к их мнению и прислушиваться к нему. Со своей стороны, декан и ректор полностью «сохранили лицо»: ни одно из принятых ими решений не было отменено. Но вместе с тем руководство фактически взяло на себя обязательства, принятие которых означает пересмотр некоторых его установок.

    Каковы же итоги конфликта? Конфликт принес немало волнений студентам. Малоприятен он был и для руководства. Отголоски конфликта в какой-то степени нанесли урон общему социально-психологическому климату в институте. В ходе него ухудшилась успеваемость группы, один из ее членов покинул институт. Все это — негативная сторона конфликта. Но он принес и некоторый позитивный результат: студенты приобрели полезный опыт и «уважать себя заставили», руководство сделало соответствующие выводы и стало прислушиваться к студентам. И еще один любопытный штрих: как бы между прочим была решена проблема, относящаяся к «фону», на котором разыгрался конфликт, и ставшая его косвенной предпосылкой. Это — положение курящих. Отведение мест для курения устраняет одну из главных причин нарушения запрета на него. Конфликт нередко обнажает подобные «фоновые» загвоздки, которые долго остаются в тени, и разрешение конфликта «попутно» устраняет их.

    Насколько справедливы решения, завершившие конфликт? Вероятно, тут могут быть разные мнения. Что считать справедливым — это часто толкуется неоднозначно. Но разрешение конфликта надо оценивать не по тому, справедливо ли оно с некоей внешней точки зрения, а по тому, удовлетворяет ли оно обоих кон-фликтантов. Достаточно, чтобы они сочли его справедливым, мнение же какого-либо «эксперта по справедливости» тут ничего не гарантирует.

    Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Java тренинги — работа на мобильном | Тест скорочтения — проверить скорость | Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — Как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения — для самых занятых | Статьи | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | Обратная связь

    Межличностный конфликт

    Проблема правильного разрешения конфликтных ситуаций является довольно актуальной в наше время.

    Виды конфликтов (привести примеры пед. ситуаций и пед. задач)

    Человечество стремится улучшить эмоциональный климат межличностного взаимодействия. От хорошего эмоционального климата зависит также успешное решение деловых сделок между партнерами по бизнесу.

    Типы межличностных конфликтов

    По направленности:

    • горизонтальные (неподчинение участников друг другу);
    • вертикальные (участники в подчинении друг у друга);
    • смешанные (присущи обе составляющие).

    По значению:

    • конструктивные;
    • деструктивные.

    По причинному характеру:

    • объективные;
    • субъективные.

    Исходя из сферы разрешения:

    • личностно-эмоциональные;
    • деловые.

    Исходя из формы проявления:

    По продолжительности:

    Межличностный конфликт: причины возникновения

    Межличностный конфликт является открытым столкновением субъектов, которые взаимодействуют, которое при этом возникает как следствие возникающих противоречий в виде совершенно противоположных целей.

    Самые распространенные причины возникновения межличностных конфликтов. Анализируя конфликт, часто выделяют причинные факторы, с помощью которых зона разногласий определяется более полно и можно наметить эффективные пути устранения самого конфликта. Такие факторы специалисты разделяют на пять групп:

    Информационные факторы

    Случай, когда одна из сторон не приемлет поступающую информацию:

    • неточные и неполные факты;
    • неверная информация, слухи;
    • информация преждевременная или наоборот переданная с опозданием;
    • ненадежность экспертов, показаний свидетелей, неточность переводов;
    • обнародование конфиденциальной информации.

    Поведенческие факторы

    Это такие факторы как эгоистичность, грубость, непредсказуемость и неуместность. Поведение, которое может оттолкнуть вторую сторону:

    • стремление иметь превосходство;
    • агрессивность;
    • эгоизм.

    Поведенческим фактором может выступить случай, когда подрывают чью-либо самооценку, нарушают обещание или не оправдывают ожиданий, угрожают безопасной жизни, непредсказуемое поведение, вызывающее страх.

    Факторы отношений

    Неудовлетворение одной из сторон или обеих сторон межличностным взаимоотношением:

    • баланс сил партнеров в отношениях;
    • уровень важности отношений для сторон;
    • совместимость партнеров в плане поведения, ценностей и целей.

      Факторы ценностей

    • система верований;
    • традиции;
    • политические и религиозные ценности.
    • Структурные факторы

    • система управления, власть;
    • политические партии;
    • социальные нормы;
    • географическое расположение.

    Эффективное разрешение возникших межличностных конфликтов

    Существуют разнообразные способы эффективного разрешения межличностных конфликтов. Первое, что необходимо сделать при возникновении конфликтной ситуации, — постараться взять себя в руки, взвесив все «за» и «против». Чтобы избежать конфликта, следует избегать конфликтных людей, людей, которых раздражаете вы или которые раздражают вас.

    Если же не получается не ввязаться в беседу, постарайтесь помочь вашему собеседнику решить его проблему. Вам необходимо подыскать способ, с помощью которого вы сможете решить скрытые интересы и нужды оппонента.

    Психология межличностных конфликтов занимается изучением путей предотвращения и эффективного разрешения межличностных конфликтов.

    К сожалению, конфликты в межличностных отношениях будут возникать всегда, но наша задача состоит в том, чтобы выходить из таких ситуаций как можно с меньшим поражением себя и партнера.

    Виды социальных конфликтов

    Конфликты в современном обществе, как в принципе в обществе всех времен — явление обычное, частое и вполне нормальное. Чтобы находить правильные пути разрешения конфликтных ситуаций важно знать, какие существуют виды конфликтов.

    Общение с клиентами

    Если ваша профессия подразумевает общение с клиентами, то знать правила такого общения обязательно, для достижения успеха на своем трудовом поприще. Именно о них мы и расскажем в этой статье.

    Уровни общения

    Чтобы знать механизмы общения и понимать, как избегать конфликтных ситуаций или, к примеру, добиваться карьерных высот, нужно знать о существующих уровнях общения.

    Методы разрешения конфликтов

    Знание методов разрешения конфликтов может пригодиться не только разного рода управленцам, но и каждому человеку, без исключения, потому что конфликт — спутник межличностных отношений.

    Наша жизнь представляет собой поток разнообразных событий и явлений. Одни события становятся менее яркими и заметными, другие продолжают нас воодушевлять и привлекать своей новизной и величием. Многие вещи, которые раньше воспринимались нами как необычные и новые, по прошествии некоторого времени становятся неприметными. Они становятся «буднями» нашей жизни. Как бы вы отреагировали на заявление о том, что человек может перемещаться из одной точки пространства в другую за считанные доли секунды? Или о том, что ученые нашли способ обучения детей, при котором дети смогут освоить программу средней школы за один час!? Конечно, эти заявления привлекают наше внимание. Также как и заявления, что стирать можно без порошка, а спать 3 часа в день!

    Сегодня мы поговорим о психологических аспектах соперничества. Как мы видим, вся наша жизнь буквально пропитана соревновательностью и соперничеством. Мы соревнуемся всегда и везде. В спорте, на производстве, в шоу-бизнесе, в искусстве, в семьях, с друзьями. В этом процессе задействованы все категории и типы людей: мужчины, женщины, молодежь и пожилые. Более того, мы учим соперничать наших детей в школах и детских садах, и соперничать с неменьшим рвением, чем это делаем мы, взрослые. Но самое главное – это мы считаем, что психология и практика соревновательности и соперничества очень полезна для процесса развития индивидуума, развития характера, силы воли, мотивации к совершенствованию себя и развитию своего внутреннего потенциала.

    Все «обычные» идеи не только подвергаются сомнению многими современными психологами, но и доказывается их отрицательное воздействие. Актуальность данной темы вытекает не только из индивидуальной составляющей, но связана с общим выживанием человеческого вида на планете Земля. Так как мир становится все более взаимосвязанным и взаимозависимым, новые, и в некоторой степени революционные идеи о психологии соперничества и соревновательности представляет собой необходимый элемент осознания того, что мы делаем, как себя ведем должно быть не только пересмотрено, но и перестроено.

    Идеи единства и сотрудничества, как основной составляющей выживания человеческой расы на глобальном уровне не новы. Нова идея отрицательного влияния того поведения, которое мы считаем положительным.

    Страсть быть Первым!

    Иногда человеку очень сложно остановиться и подумать о том, что он делает изо дня в день. Мы просто дышим воздухом и не думаем над природой и химическим составом данной среды. Рыба не задумывается о природе воды, она не может себе представить, что воды могло и не быть вообще. А раз так, то она и не замечает, что вода существует. Это очень интересная аналогия, потому что многие вещи, которые мы делаем, мы не задумываемся, почему мы это делаем, и правильно ли мы это делаем.

    Соперничество окружает нас повсюду. Поэтому мы даже себе не можем представить, что жить без этого не только можно, но и нужно. Для современного человека выиграть – это не только все, это единственное, что нужно рассматривать. Для начала посмотрим на феномен соперничества более пристальным взглядом, чтобы прийти к более тонкому пониманию этого механизма.

    Итак, есть два вида соперничества. Представьте себе двух голодных людей и одну тарелку супа. Первый вид соперничества назовем «структурным». В этом случае вы не будете спокойно сидеть и ждать, пока ваш сосед станет ПЕРВЫМ обладателем этой тарелки супа. Вы начнете с ним соперничать, потому что вы также голодны как и он. От этой тарелки супа зависит ваша жизнь. В первом случае соперничество приемлемо, ибо идет борьба за выживание, борьба за «суп».

    Но есть и другой тип соперничества. Это когда для меня важно быть «Первым»! Суп уже не важен. Второй вид соперничества назовем – «мотивационным». Во втором случае речь идет о психологической мотивации быть первым, получить признание и более высокий статус.

    Мы боремся за мяч, чтобы забить гол, потому что мяч в сетке ворот означает признание, означает быть первым. Тут уже «не важен суп». Например, одинаково знаменитыми людьми могут быть и те, кто умеет шевелить мозгами и те, кто умеет шевелить ушами. Тот, кто бегает быстрее всех людей на земле стометровку, даже в большей степени стяжает почет и уважение, чем тот, кто изобретет стиральную машину, которая стирает без порошка, хотя пользы обществу, экологической целесообразности от этого изобретения будет гораздо больше и значимей.

    Теперь давайте вспомним детскую игру «Царь горы», где задача участников оказаться единственным на вершине горы. В случае потопа, вам просто необходимо там оказаться и это соперничество будет борьбой за выживание, а соответственно, приемлемым. Но никакого потопа нет. И еще, заметьте, единственным! Если там будет стоять двое участников, вы будете неудовлетворенны. Точно также как были неудовлетворенны спортсмены-фигуристы на одном из чемпионатов мира по фигурному катанию, когда два первых места поделили между собой две пары. Чего тебе еще надо? Ты на высшей ступеньке почета! Нет, мне этого мало, мне необходимо быть там единственным! Все это наша страсть быть Первым!

    Мы буквально ослеплены этой страстью.

    Таким образом, важно не обладание объектом соревнования, а выяснение ценности участников соревнования. Поэтому соревнования устраиваются таким образом и по четко определенной схеме: мой выигрыш – это обязательнотвой проигрыш. То есть, чтобы я смог выиграть, другой, обязательно должен проиграть. Двух выигравших быть не может. Например, если «Мисс Киев» выигрывает, то «Мисс Житомир» обязательно проигрывает. Таким образом, мы имеем людей, которые постоянно сравнивают себя с другими людьми в ситуациях, где это совсем не необходимо.

    Также соперничество может быть проявлено как между индивидуумами, так и между группами людей. В группе индивидуумы действительно могут сотрудничать, но это сотрудничество ради соперничества с другой группой. Поэтому основным мотивом является все-таки соперничество.

    В нашей жизни мы постоянно пытаемся добиться и достичь определенных целей. Есть три возможные пути достижения целей: соревнуясь, сотрудничая и независимо друг от друга. Многие полагают, что достижение некоторых целей возможно только, если участники будут соперничать. Но это ошибка. Например, человек может поднимать тяжести, соревнуясь с самим с собой. Но соперничество предполагает взаимодействие и взаимосталкивание двух и более индивидуумов в борьбе за статус и положение.

    Действительно ли соперничество неизбежно?

    Но многие могут заявить, что соперничество – это часть человеческой природы. Если это часть, то ее невозможно изменить, как невозможно стереть пятна со шкуры ягуара. Дело в том, что сотрудничество также как и соперничество, в равной степени занимает свое место в жизни человека. Неоспорим также тот факт, что соперничество – это феномен, которому человек обучается , приобретает его в процессе жизни.

    Известно высказывание одного из ученых, который исследовал эту проблему, Эшли Монтагу о том, что многие говорят, что человечество выжило благодаря тому, что соперничало. Но человечество выжило благодаря тому, что некоторые члены этого соперничающего общества сотрудничали.

    Регулярные примеры детей до трех лет указывают на то, что в игре дети сами и спонтанно делятся своими игрушками, по очереди играют. Это должно насторожить тех, кто все еще думает, что соперничество врожденное качество человека. Еще одно доказательство это работа В. С. Алли «Кооперация среди животных», где красной линией проходит основная тема о том, что в животном мире больше кооперативных примеров, чем соперничающих. Вот некоторые примеры этого. Бабуины и газели сотрудничают в случае опасности. Последние смотрят, первые слушают и используют обоняние. Шимпанзе охотятся вместе. Также как и пеликаны ловят рыбу корпоративно. И последним мощным доводом является то, что для выживания более эффективным средством является именно сотрудничество, а не соперничество.

    Примеров того, что люди обучаются соперничеству также множество. Вся наша образовательная система построена таким образом, что, если вы студент и знаете ответ, а учитель вызвал другого, то вы непременно будете желать, чтобы этот студент ошибся или не дал ответа вообще, для того, чтобы именно вам представилась возможность ответить на вопрос и учитель вас похвалил за это. Дети действительно смотрят друг на друга в школе как на врагов.

    Помогать другому ученику отвечать рассматривается как большой «грех». За это учителя наказывают. Мы учим детей соперничать и соревноваться со школьной скамьи, если не раньше. Ошибка соседа по парте рассматривается как успех для себя. Его печаль является причиной радости для соседа. Есть только один победитель. Ты либо успел написать работу первым, либо ты проиграл. Двух первых мест не бывает.

    Мы также учим наших детей, что все игры должны иметь выигравшего и проигравшего. В действительности, в играх должны все выигрывать. Но наш менталитет построен таким образом, что игра это процесс: «как стать Первым». Вот, что самое главное! Игра не важна, важен результат. Однажды известный психолог Жан Пиаже, общаясь с шестилетним Макаром, спрашивает его: «Кто выиграл?» «Мы оба выиграли» — отвечает Макар. «Но кто выиграл больше?»… Пиаже не только учится у маленького «информатора», он еще его и учит!

    Проведенный ниже эксперимент еще раз доказывает, что соперничеству мы учимся. В одной из групп экспериментаторы предложили детям соперничающий вид деятельности и обучения. Потом – корпоративный. 65% детей высказались, что им больше понравился последний.

    Рассматривая другие культуры, мы также можем убедиться в правильности наших предположений. Изучая доисторические культуры можно сделать вывод, что доисторические общества были в значительной степени корпоративны. Основным отличием было именно степень взаимосвязанности и коллективности. Интересны будут описания при изучении примитивных народов живущих в наше время, исследователя Маргарет Мид. В своей книге: «Сотрудничество среди Примитивных Народов» она отмечает:

    • Индейцы Зуни. Ориентация их всех социальных институтов – принцип сотрудничества. Нет стремления к накоплению материальных благ. Имеется общий свободный доступ к вещам, соответственно нет соперничества в экономической сфере. Основным развлечением является «кум» – религиозный ритуал, четырехмильный забег. Каждый имеет право участвовать в забеге. Выигравший не получает заметного признания и его имя даже не объявляется. Интересен даже тот факт, что те, кто постоянно выигрывают, не допускаются к забегу.

    • Иракские индейцы. Сельскохозяйственная деятельность построена таким образом, чтобы получить удовольствие от групповой работы.

    Также отмечается более высокий уровень сотрудничества и кооперации в неурбанизированных культурах. Например, израильские дети кибуцы более коллективны, чем их городские сверстники.

    Все это говорит о том, что примеров людей, которые не соперничают достаточно, чтобы отвергнуть идею врожденности.

    Продолжение …

    Антон Медведев

    admin

    Добавить комментарий