Пожарные проверки

Пожарные проверки

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановой проверки, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок должны быть направлены в органы прокуратуры, которые рассматривают их на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с ч.4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ею ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, который также размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.



Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также устанавливает основные принципы проведения таких контрольных мероприятий.


В частности, органы пожарного контроля вправе проводить плановые, повторные и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, независимо от их формы собственности. Плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями, ежегодным планом, который доводится до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.

Согласно ч.8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.

В соответствии со ст. 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органов пожарного надзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.

В соответствии со ст. 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проводится внеплановая выездная проверка, основаниями которой являются:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В начале проверки проверяющие обязаны предъявить удостоверения и распоряжение о проверке, в котором должны быть указаны дата, сроки и вид проверки, перечислены инспекторы. Распоряжение должно быть выписано на предпринимателя или организацию. Контрольная проверка без распоряжения незаконна, детальный порядок организации проверок определен ст.14 Закона N 294-ФЗ.

Прусакова Ольга,
юрист Группы правового консалтинга
ГК «ИРБиС»

Обновлено 28.07.2010

Проверка требований пожарной безопасности

Проверка пожарной безопасности, как и любая другая проверка, малоприятное мероприятие, однако необходимое. Чтобы быть готовым к приходу пожарных инспекторов, нужно знать, на какие моменты они обращают больше всего внимания и какие документы проверяют. В данной статье мы постарались кратко рассказать о проведении пожарной проверки, а также рассмотреть основные требования к объектам, соблюдение которых обязательно.

Соблюдение требований пожарной безопасности обязательно для всех организаций независимо от того, являются они собственниками объекта или просто арендаторами. Ведь в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (далее — Закон N 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть (пользоваться, распоряжаться) имуществом, в том числе руководители организаций, лица ответственные за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица.

Штрафы за нарушения довольно внушительные и могут сильно «ударить по карману». Например, за нарушение требований к эвакуационным выходам размер штрафа может составлять от трех до четырех тысяч рублей для граждан, от 15 до 20 тыс. руб. для должностных лиц и от 150 до 200 тыс. руб. для юридических лиц (п. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Дистанционное обучение по пожарной безопасности. Тел. 8-800-775-09-71 тел. 8-960-472-42-44

На каких основаниях могут проверить?

Проведением проверок по соблюдению организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятием мер по результатам этих проверок занимается Государственный пожарный надзор (далее — ГПН).

ГПН может проводить проверки как планово, так и внепланово. Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно.

С расписанием плановых проверок пожарной инспекции на ближайший год можно ознакомиться на официальном сайте МЧС России.

В большинстве случаев плановые проверки проводятся один раз в три года. Основанием для включения компании в план ежегодных проверок является истечение трех лет со дня:

  • ввода объекта защиты (например: здания, сооружения, помещения) в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
  • окончания проведения последней плановой проверки.

Однако плановые проверки объектов, используемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере, могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Периодичность проведения таких проверок установлена в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (например, плановая проверка фирмы, оказывающей услуги по предоставлению дошкольного и начального общего образования, может производиться ежегодно).

ГПН обязан уведомить о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Для этого в адрес проверяемого заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки.

Помимо этого, существует довольно много оснований для проведения и внеплановой проверки. К ним относятся:

  • истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности;
  • решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
  • поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.

О внеплановой проверке фирма (предприниматель) должна быть предупреждена не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Обратите внимание, что внеплановая проверка может проводиться и на основании поступивших в пожарную службу обращений, заявлений и жалоб о нарушениях правил пожарной безопасности. При этом проверка по данному основанию всегда проводится без предупреждения (ч. 7 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ).

Независимо от того, плановая проверка или внеплановая, она всегда проводится только в выездной форме.

Как долго длится проверка?

Общий срок проведения любой проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом срок проверки малого предприятия не может превышать 50 часов в год, а микропредприятия — 15 часов в год.

Если плановая проверка связана с проведением сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, то она может быть продлена, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов.

С чего начинается проверка?

Пожарный инспектор, пришедший с проверкой, обязан подтвердить свои полномочия. Для этого инспектор должен предъявить свое служебное удостоверение проверяемому и вручить ему под роспись заверенную копию распоряжения о проведении проверки.

В этом документе обязательно должно быть указано:

  • наименование органа ГПН;
  • вид проверки (плановая или внеплановая);
  • дата выдачи документа;
  • Ф.И.О. и должности пожарных инспекторов, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование юрлица (Ф.И.О. предпринимателя) и адрес объекта, в отношении которого проводится проверка;
  • цели, задачи и предмет проверки;
  • общий срок проведения проверки, в том числе даты ее начала и окончания;
  • правовые основания проведения проверки;
  • перечень мероприятий по контролю;
  • список административных регламентов (с указанием наименований, номеров и дат их принятия);
  • перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • Ф.И.О. и должность руководителя (его заместителя) органа ГПН, выдавшего предписание, а также его подпись, заверенная печатью.

При отсутствии служебного удостоверения или распоряжения о проверке фирма (предприниматель) вправе отказать инспектору в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг.

Также компания (индивидуальный предприниматель) имеет полное право не позволять проводить проверку, если:

  • распоряжение оформлено с нарушениями (например, не указан срок проверки);
  • пришел не тот инспектор, который указан в распоряжении.

Если же все документы в порядке и пришли именно те проверяющие, которые указаны в распоряжении, то проверяемая фирма (ИП) не имеет права им препятствовать в проведении проверки.

Необходимые документы

После официального знакомства инспекторы приступают непосредственно к проверке. В большинстве случаев они начинают с изучения документов.

Итак, какие же документы обязательно должны быть утверждены в организации и представлены инспектору? Для ответа на данный вопрос следует обратиться к Постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, которым утверждены Правила противопожарного режима (далее — Правила). В соответствии с положениями данного Постановления существуют документы, которые должны быть в любой организации, а также документы, наличие которых зависит от вида деятельности и численности персонала.

К документам, которые обязательны для всех, во-первых, относится инструкция о мерах пожарной безопасности. Она разрабатывается в соответствии с требованиями разд. XVIII Правил исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

Так, в ней могут быть отражены:

  • порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
  • порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта;
  • перечень должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности (в т.ч. за сообщение о возникновении пожара, организацию спасания людей, за оказание первой помощи пострадавшим и т.п.);
  • допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
  • предельное количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте и т.д.

Если на объекте есть пожаровзрывоопасные и пожароопасные помещения категории В1 производственного и складского назначения, то данная инструкция утверждается для каждого из них.

Во-вторых, обязательно наличие приказа о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.

В-третьих, приказы о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность; за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию огнетушителей; за проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, о выделении места для курения или о запрете курения и т.п.

В-четвертых, необходимы инструкции. В них закрепляются положения о том, как необходимо проводить осмотр и закрытие помещений по окончании работы, как действовать персоналу при обнаружении пожара, как содержать и применять огнетушители и иные средства пожаротушения, как проводить противопожарный инструктаж и занятия по пожарно-техническому минимуму и т.д. Данные положения можно утвердить и в инструкции о мерах пожарной безопасности, но это может затруднить работу с ними, а также поддержание их в актуальном состоянии и ознакомление с ними сотрудников.

В-пятых, должны вестись журналы учета:

  • проверок пожарной безопасности (типовая форма, утв. Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141);
  • проведения противопожарных инструктажей;
  • проверок наличия и технического состояния огнетушителей;
  • технического обслуживания пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре и др.

Инспекторы проверяют журналы очень тщательно, поэтому в них должны содержаться сведения о том, когда проводились проверки или инструктажи, результаты проведенных мероприятий, а также присутствовать подписи ответственных лиц и лиц проинструктированных.

Все вышеперечисленные документы должны быть надлежаще оформлены, утверждены руководителем, заполнены и подписаны работниками, если это требуется.

Помимо этого, могут понадобиться и другие документы. Так, если в помещении на одном этаже одновременно находятся более 10 человек, то в организации должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации, на которых обозначены места хранения огнетушителей.

Если же количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то помимо плана эвакуации обязательно наличие инструкции о действиях персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации. Практические занятия по данной инструкции необходимо проводить каждые полгода, следовательно, нужен и журнал учета проведения подобных мероприятий.

Также лучше всего иметь в наличии приказ о порядке оповещения людей о возгорании и назначить ответственных за это лиц на случай неисправности системы оповещения о пожаре либо ее отсутствия на объекте.

Это основные документы, которые проверяются. Стоит отметить, что в ходе проведения осмотра объекта список документов, подлежащих проверке, может увеличиться. Причины этого мы рассмотрим далее.

Осмотр объекта

При осмотре объекта инспектор может выявить довольно много нарушений, поэтому проверяемой фирме (предпринимателю) лучше всего отслеживать и контролировать соблюдение требований пожарной безопасности, предъявляемых к помещениям, огнетушителям, местам для курения и т.д.

Основные требования к содержанию объекта закреплены в Правилах. Так, план эвакуации должен соответствовать не только плану здания, но и реальной конфигурации помещений, также на нем обозначаются места хранения огнетушителей.

Присутствие огнетушителей на объекте обязательно, поэтому инспектор проверит их наличие, количество, состояние и места расположения. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей производится в соответствии с Правилами и Приложениями 1 и 2 к ним. Каждый огнетушитель должен иметь паспорт и порядковый номер, а запускающее (запорно-пусковое) устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пломбой. На пломбе отражается ее индивидуальный номер и дата последней перезарядки. При этом огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра. Обратите внимание, что в зимнее время огнетушители с зарядом на водной основе необходимо хранить в отапливаемых помещениях.

На всех этажах на самом видном месте должны быть прикреплены таблички с телефонным номером вызова пожарной службы, а также знаки пожарной безопасности, обозначающие местонахождение огнетушителей, эвакуационных выходов, ключей и т.д. Таблички с телефоном пожарной службы также размещаются в складских, производственных помещениях, местах открытого хранения веществ (материалов) и технологических установок. Если же в организации есть оборудование с повышенной пожарной опасностью (например, нагревательное оборудование), то рядом с ним необходимо повесить знаки безопасности. Помимо этого, на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках размещаются обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с гл. 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Инспекторы проверят и общее состояние помещения, проходов и эвакуационных выходов, оконных проемов, наружных пожарных лестниц и т.п. Если в помещениях присутствуют деревянные конструкции или отделка произведена из горючих материалов, то они должны быть обработаны огнезащитным составом. Проверка состояния такой пропитки производится организацией в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, а при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже одного раза в год. Данные действия фиксируются в соответствующем акте (протоколе), который инспектор попросит предъявить для проверки.

Что же касается эвакуационных выходов, то они должны обозначаться светящимся табло с надписью белого цвета «Выход» на зеленом фоне. При этом двери должны открываться по ходу движения эвакуационного потока легко и без ключей. Путь к данному выходу всегда необходимо держать свободным. Обратите внимание, что в помещениях, где одновременно пребывают 50 и более человек, обязательно наличие нескольких эвакуационных выходов.

Если на окнах установлены решетки, то они должны открываться изнутри, а не быть «глухими». На дверях в производственные помещения лучше всего установить доводчики, а если установлены противопожарные двери, то также необходимо иметь в наличии сертификат на них, который инспектор обязательно спросит. Стоит отметить, что проверка работоспособности противопожарных дверей организуется не реже одного раза в квартал, о чем составляется протокол.

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах должны находиться в исправном состоянии, а проведение эксплуатационных испытаний данных сооружений организуется не реже одного раза в пять лет. После проведения испытаний составляется протокол, который может затребовать инспектор.

Помимо этого, проверяется состояние электросетей и электробезопасности. Например, исправность аварийного освещения, наличие электрических фонарей, присутствие на электрощитах маркировки и замков (в организации обязательно должна храниться исполнительная схема), наличие времянок, скруток в проводах и электропроводки с поврежденной изоляцией. Инспектор может потребовать представить протоколы замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств, договор на обслуживание электросетей. Запрещается использовать чайники, микроволновые плитки, кипятильники в помещениях, не предназначенных для приема пищи.

Если на объекте есть наружное противопожарное водоснабжение и внутренний противопожарный водопровод, то его проверка организуется два раза в год (весной и осенью). По результатам проверки составляется акт, который представляется инспектору. Кроме того, пожарные краны должны быть укомплектованы рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями. Обратите внимание, что не реже одного раза в год необходимо производить перекатку пожарного рукава и фиксировать это в протоколе. Пожарный шкаф, в котором размещается пожарный кран, должен быть сделан из негорючих материалов, а его дверца открываться не менее чем на 90 градусов. На дверце должны присутствовать надпись «ПК», порядковый номер пожарного крана и номер телефона пожарной службы.

Также если в организации установлены системы и средства противопожарной защиты (автоматические установки пожаротушения, пожарная сигнализация, системы противодымной защиты и т.п.), то их исправность необходимо проверять не реже одного раза в квартал и составлять соответствующий акт. Помимо этого, в организации должна храниться документация на такие установки (договоры на покупку, установку, обслуживание, инструкции, а также копии лицензий производителей, установщиков и обслуживающих компаний).

Наличие автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации нужно только на тех объектах (зданиях, сооружениях), которые подпадают под Нормы пожарной безопасности (НБП 110-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315.

Если на объекте запрещено курить, то при входе в здание и на остальной территории должны располагаться знаки «Курить запрещено». Если же курение разрешено, то для этого выделяются и оборудуются специальные места. В «курилках» обязательно наличие огнетушителя (ящика с песком), пепельницы из негорючего материала, искусственного освещения, знака «Место для курения», информации о вреде курения. Отделка полов, стен, перекрытий, сидячих мест «в курилке» должна быть выполнена из негорючих материалов либо обработана огнезащитным составом.

Это основные моменты, на которые пожарные инспекторы обращают пристальное внимание. При этом при осмотре объекта они вправе производить отбор образцов продукции, проб.

Руководителю организации либо иным должностным лицам лучше всего присутствовать при осмотре объекта. Поскольку при выявлении нарушений либо недочетов можно попросить инспектора разъяснить, какие именно нормы законодательства нарушены, что потом поможет при их устранении. Также присутствие наблюдателей при осмотре не даст инспекторам возможности «приписать» лишние нарушения.

Оформление результатов

По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах (один экземпляр и копии приложений к нему передаются проверяемому) и сделать отметку в журнале пожарных проверок. Если журнал не ведется, то данный факт фиксируется в акте.

Также в акте указываются:

  • Ф.И.О. и должность инспектора;
  • данные проверяемого (наименование фирмы, адрес, Ф.И.О. предпринимателя и т.п.);
  • дата, время, продолжительность проведения проверки;
  • Ф.И.О. и должности всех лиц, присутствовавших при проверке;
  • перечень выявленных нарушений и несоответствий с указанием нарушенных положений законодательства и т.д.

При выявлении нарушений (несоответствий) требований пожарной безопасности инспектор может выписать предписание об их устранении. В данном документе указываются полный перечень нарушений (несоответствий) и сроки их устранения. За неисполнение предписаний могут привлечь к ответственности в соответствии с п. 12 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Помимо этого, при выявлении серьезных нарушений (например, отсутствии эвакуационных выходов) инспектор может составить протокол об административном правонарушении. А это означает, что будет возбуждено дело об административном правонарушении. После рассмотрения таких дел практически всегда принимается решение о привлечении проверяемых к ответственности в виде штрафа, размер которого определяется в соответствии со ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.

Помимо этого, к акту могут прилагаться и протоколы отбора образцов продукции, проб, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз и т.д.

Инспектор должен ознакомить с актом и со всеми приложениями к нему руководителя организации или иных уполномоченных лиц. Проверяемый может отказаться от ознакомления с документом или проставить отметку, что он с ним не согласен.

Проверяемая компания (предприниматель) вправе обжаловать решения и действия (бездействие) инспектора, принятые или осуществленные по результатам проверки как в досудебном, так и в судебном порядке. Например, возражения в отношении акта проверки можно подать в орган ЕПН, издавший распоряжение о проведении проверки, в течение 15 дней с момента получения документа.

Если же проверяемый хочет обратиться в суд, то тут главное не пропустить сроки. Так, предписание об устранении нарушений (несоответствий) можно обжаловать в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня получения его копии (п. 4 ст. 198 АПК РФ). А вот на обжалование постановления по делу об административном правонарушении дается всего 10 дней со дня получения его копии (п. 2 ст. 208 АПК РФ).

Как проводится пожарная проверка ИП? Этот вопрос интересует предпринимателей. Есть на свете единые правила для всех – это касается и пожаров. Если халатно относиться к мерам предосторожности, обязательно случится пожар. К сожалению, не все взрослые помнят о том, что меры безопасности нужно соблюдать, но об этом им напоминают пожарные инспекторы, которые не дают расслабляться директорам предприятий, устраивая как плановые, так и внеплановые проверки. Не минула эта участь и индивидуальных предпринимателей.

Как осуществляют проверку пожарной безопасности?

Как происходит проверка пожарной безопасности ИП? Основная задача плановой проверки – это убедиться, что бизнесмен соблюдает во время производственной деятельности меры пожарной безопасности. Обычно такой вид проверок совершается раз в 3 года. Но если юридические лица, а также ИП заняты в социальной сфере, здравоохранения или образования, то пожарный инспектор может посещать заведения чаще. И обычно проверки длятся до 20 дней – не больше, если, конечно, нет каких-нибудь серьезных нарушений.
Когда прошло три года со дня основания предприятия, оно включается во всеобщий план проверок.

Приходит уведомление, которое направляет Роспотребнадзор, и пожарная проверка ИП скоро может начаться.

Может посетить организацию инспектор тогда, когда на предприятии был введен в эксплуатацию объект, требующий особой пожарной безопасности. Про это предприниматель должен обязательно уведомить.

Прокуратура вправе проверить, законно ли включение какого-либо объекта в ежегодный план проверки. Если же эта процедура необоснованна, есть все основания отправить предписание в Госпожнадзор, и тогда индивидуальный предприниматель будет исключен из списка.

Если должна состояться проверка пожарной безопасности для ИП, документы обязаны быть всегда в порядке. А для этого необходимо содержание следующего пакета ценных бумаг. Пожарные документы для ИП:

  1. Технические документы от систем противопожарной защиты.
  2. Правоустанавливающие документы. Значит, должны быть свидетельства о регистрации прав собственности на недвижимое имущество или договоры аренды. Может, это будут бумаги, подтверждающие право распоряжаться помещениями, участком, транспортом, сооружением.
  3. Свидетельства о госрегистрации ИП и банковские реквизиты предприятия.
  4. Устав организации.
  5. Приказы и распоряжения с указанием лиц, которые несут ответственность за противопожарное состояние.
  6. Журналы учета с подписями работников, которые ознакомлены с перечнем правил пожарной безопасности. Отдельный журнал должен быть с учетом огнетушителей.
  7. План участка и объектов недвижимости.
  8. Договор с той компанией, которая обслуживает данную систему противопожарной защиты. Необходимы также ее лицензия и годовой план работ.
  9. Акты, составленные после обследования противопожарного водопровода, обычно с внутренней и внешней стороны.
  10. Акты, фиксирующие прием выполнения работ, касающихся пожарной безопасности, чтобы была лицензия МЧС РФ.
  11. Особые расчеты, которые определяют вид взрывопожарной опасности.

Неучастие в проверке

Когда организация входит в утвержденный план, то кажется, что запланированной проверки не избежать. Но существует аудит пожарной безопасности, который осуществляется с задачей найти нарушения требований пожарной безопасности на предприятии, еще разработать необходимые мероприятия, чтобы их устранить. Для этого есть аккредитованные предприятия, работающие на договорной основе.

Итоги фиксируются в заключении о независимой оценке пожарного риска. Сюда обязательно прилагается план необходимых мероприятий, чтобы устранить нарушения. Под документом ставятся подписи должностных лиц, входящих в экспертную организацию. Копия документа направляется в подразделение МЧС, а затем, по истечении срока, заключение, которое прошло регистрацию, отдается предпринимателю.

Когда же объект успешно прошел испытание и соответствует нормам противопожарной безопасности, то в плановые проверки его могут не включить на протяжении трех лет.

Проверки не по плану

Есть такие проверки, которые не входят в план инспекции. Они проводятся в том случае:

  • если в прокуратуру и органы Госпожнадзора поступила жалоба, что выявлена угроза жизни и/или здоровью людей, окружающей среде, растениям, животным, безопасности государства либо существует опасность природного или же искусственного характера;
  • если вышел срок исполнения предписания об устранении нарушения.

О том, что начнется проверка инспекции не по плану, уведомляется бизнесмен за сутки до ее проведения.

Если проследить за работой пожарных инспекторов, то можно заметить общую закономерность. Их, прежде всего, интересует:

  • безопасность эвакуационных и аварийных выходов;
  • наличие систем, реагирующих на малейшее возгорание, автоматического пожаротушения, противодымной защиты и оповещения людей о пожаре;
  • исключительное соблюдение требований пожарной безопасности, которые в первую очередь касаются электропроводки, внутреннего противопожарного водоснабжения и простых средств пожаротушения;
  • пожарные документы, порядок в ведении которых необходим.

Бывает, что инспектор вынуждает сотрудников к какому-либо признанию вины. В этом случае без совета юриста или руководителя предприятия не обойтись. Инспектор во время проверки может проводить ее, если рядом будут юрист и лицо, отвечающее за пожарную безопасность. Они при себе обязаны иметь доверенности.

Фиксация проверки на камеру очень важна. Запись, которую получили с камеры, будет в последующем доказательством по делу. Если есть подозрения о нечестности должностного лица, можно снимать проверку на камеру, чтобы запись использовать в качестве доказательной базы. Таким же аргументом станет и журнал, в котором будет зафиксирован каждый пункт проверки, начиная от перечня инспекторов, даты и заканчивая правовыми предписаниями и ее целями. Вести журнал необходимо, чтобы можно было в случае нарушений, совершаемых инспектором, пожаловаться в Госпожнадзор.

Во время проведения проверок осуществляется анализ сведений, содержащихся в документах, устанавливающих правообладателя объекта защиты, права и обязанности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, документах, используемых при осуществлении деятельности и связанных с исполнением требований пожарной безопасности, исполнением предписаний, постановлений и представлений должностных лиц органов ГПН.

К указанным документам относятся:

правоустанавливающие документы на объект защиты, учредительные документы;

документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, должностные инструкции);

декларация пожарной безопасности;

имеющиеся в органе ГПН предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;

материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;

техническая документация, связанная с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;

технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности;

договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга, иные гражданско-правовые договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях, а также договоры на выполненные работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности, для определения лиц, несущих ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта;

лицензия юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию.

Также документами, связанными с исполнением требований пожарной безопасности могут являться следующие:

Инструкция о мерах пожарной безопасности;

Журнал учета проведения инструктажей по пожарной безопасности;

Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации;

Программа проведения первичного противопожарного инструктажа (утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения);

Документы (свидетельство) об обучении пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства (руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа; руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны; руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков; работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы; водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений; иные категории работников (граждан) по решению руководителя);

Специальные программы пожарно-технического минимума разработанные и утверждённые администрациями (собственниками) организаций для непосредственного обучения работников в организации (руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств; работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации; граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе; работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ);

Приказ (распоряжение) руководителя организации о создании квалификационной комиссии для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства;

Перечень контрольных вопросов проведения проверки знаний требований пожарной безопасности;

Документ, определяющий порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума (определяются руководителем организации);

Документ о назначении руководителем организации лица, ответственного за пожарную безопасность;

План эвакуации людей при пожаре;

Инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время (для объектов с ночным пребыванием людей);

Инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (для объектов с массовым пребыванием людей);

Документы или журнал о проведении не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте;

Протокол проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) (при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год);

Протокол эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах (не реже 1 раза в 5 лет);

Документ определяющий порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов;

проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов (не реже 1 раза в год);

Акты проведения проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода (не реже 2 раз в год (весной и осенью));

Журнал, в который заносятся даты проверки и характеристики технического состояния задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств и пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно);

Акт проверки работоспособности средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) (не реже 1 раза в квартал);

Исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;

Годовой план-график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);

Инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта;

Паспорт на каждый огнетушитель, установленный на объекте;

Специальный журнал произвольной формы по учёту наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения

Проверка пожарной безопасности – это плановая или внеочередная процедура, проводимая инспекторами МЧС на предприятии, на объекте. Проверять будут соблюдение норм противопожарной безопасности, работоспособность систем оповещения, тушения и сигнализации, документы организации. При выявлении нарушений инспектор составит предписание, а за грубые проступки грозит штраф и приостановление деятельности. Чтобы проверка пожнадзора прошла быстро и без нареканий, можно заказать предварительный аудит, заранее устранить все возможные претензии.

Читайте в статье, что проверяет МЧС при плановой проверке или при внеочередных мероприятиях, как правильно готовиться к визиту инспектора, ка устранить нарушения по предписанию.

Что такое проверка пожарной инспекции

Соблюдать нормы противопожарной безопасности обязаны собственники и арендаторы объектов, владельцы предприятий. Для этого нужно учитывать нормы Закона № 123-ФЗ, приказов МЧС, других нормативных актов. В общем виде требования пожарной безопасности предусматривают:

  • выбор и надлежащее обоснование решений при проектировании объектов, систем защиты зданий и помещений;
  • выбор безопасных материалов и конструкций для строительства, ремонтных работ;
  • разработка обязательных документов на предприятие, на объект недвижимости;
  • проведение обязательных мероприятий с персоналом организации, от первичного инструктажа до регулярного повышения квалификации;
  • правильные расчеты пожарных рисков, категорирование помещений;
  • своевременное устранение рисков и опасностей, возникающих при эксплуатации зданий, при работе предприятия.

Проверка органами пожарного надзора может осуществляться сразу по всем перечисленным направлениям, либо только по некоторым из них. Например, при внеочередных инспекциях могут проверить только факты прямых нарушений, ставших известными сотрудникам МЧС. При этом комплексная проверка пройдет по плану (графику).

Комментарий эксперта. Официальные проверки в сфере пож. безопасности могут проводить только должностные лица МЧС. Однако есть и другие виды проверок, которые могут проводиться по инициативе собственника объекта, руководителя предприятия. Например, можно организовать внутреннюю проверку противопожарной безопасности на предприятии, даже если в плане МЧС следующая инспекция будет через 1-2 года. Также есть специальные виды проверок, которые можно заказать в независимых организациях – аудиты, экспертизы.

№ п/п Виды проверок пожарной безопасности Описание
1 Плановые и внеплановые проверки МЧС Плановые проверки проводятся не реже 1 раза в 3 года, а для ряда социально значимых объектов — ежегодно или раз в полгода. Внеплановые проверки МЧС назначаются по мере получения информации о нарушениях.
2 Независимая оценка пожарных рисков Можно заказать для расчета или проверки обоснованности пожарных рисков, если это требуется для объекта.
3 Независимый аудит пожарной безопасности Аудит представляет собой комплексную проверку состояния пожарной безопасности объекта. Заключение аудита можно использовать как доказательство при проверках МЧС.
4 Пожарная экспертиза Представляет собой исследования по вопросам пожарной безопасности, расчету суммы ущерба от пожаров, о причинах возгораний, по множеству других вопросов.

Плановая или внеочередная проверка МЧС всегда предусматривает изучение документов на противопожарные системы здания или предприятия.

Законодательство и приказы

Проверка пожарников возможна только в рамках законных полномочий. Инспекторы МЧС действуют на основании следующих нормативных актов:

  • Закон № 123-ФЗ (скачать) – содержит единые требования к противопожарной безопасности зданий, помещений, материалов, продукции;
  • Приказ МЧС № 644 (скачать) – содержит регламент проведения плановых и внеочередных инспекций;
  • Приказ МЧС № 261 (скачать) – содержит требования к заполнению проверочных листов, описанию выявленных нарушений.

Пожарный инспектор МЧС будет руководствоваться и другими законами, приказами, подзаконными актами. Их перечень зависит от оснований и предмета проверки, вида объекта или предприятия. Например, требования противопожарной безопасности для МКД намного строже, чем для других видов зданий. Поэтому инспекторы всегда указывают нормативную базу в решениях о назначении проверки, в актах, проверочных листах и предписаниях.

Проверки пожарной безопасности. Вопросы эксперту. Соловьев Петр Эксперт в сфере сертификации, кадастра, недвижимости и проектирования. Высшее юридическое образование, опыт работы более 10 лет. Задать вопрос Вопрос эксперту Как узнать, когда будет следующая проверка по пожнадзору? Нужно ли для этого запрашивать информацию в МЧС? План-график всех проверок МЧС ежегодно публикуется на сайтах региональных прокуратур. Если же МЧС назначит внеплановую проверку, об этом будет вынесено отдельное решение. Как долго может длится проверка МЧС? На это время предприятие не должно останавливать работу? Срок плановой проверки МЧС будет указан в решении, которое вручат руководителю предприятия. На время проверки деятельность организации не приостанавливается. Добрый день! Можно ли устранять нарушения сразу по ходу проверки, чтобы нам не выносили предписание? Да, многие незначительные нарушения обычно устраняются сразу в ходе проверки пожарников. Такие факты могут отмечаться в акте, но в предписание не попадут. Можно ли вообще избежать проверок МЧС? Проверки МЧС предусмотрены для всех видов объектов. Но если получить заключение пожарного аудита, выданное аккредитованной организацией, этот документ может позволить избежать очередной проверки.

Виды проверок пожарной инспекции МЧС

Чтобы снизить количество коррупционных случаев при инспекциях МЧС и других ведомств, с 2015 года государство перешло на использование планов и графиков на проверки. Поэтому для внезапного визита пожарников должны быть веские и обоснованные причины. Более того, даже внеплановая проверка МЧС сопровождается уведомлением руководителя организации или собственника объекта. Если инспектор явился без предварительного уведомления или решения, его действия нужно сразу обжаловать.

Плановая проверка ГПН

Периодичность плановых проверок по пожарной безопасности зависит от сферы деятельности предприятия. В большинстве случаев нельзя проводить инспекции чаще 1 раза в 3 года. При этом могут вводиться дополнительные ограничения на проверочные мероприятия. Например, для вновь открытых компаний на первые 2 года действует мораторий на проверки надзорных и контролирующих ведомств. Но внеплановые инспекции допускаются даже в этот период времени, если есть информация о нарушениях противопожарной безопасности.

Для некоторых сфер деятельности плановые проверки проводятся чаще. Для учреждений в сфере здравоохранения, образования и социальных служб инспекции проводятся ежегодно, либо 1 раз в полгода. Графики очередных проверок утверждаются ежегодно, публикуются в открытом доступе на сайтах МЧС и прокуратуры. Инспекторы не могут нарушать сроки плановых визитов. Поэтому руководство предприятия может заранее подготовиться к инспекции, устранить нарушения.

Комментарий эксперта. Если план проверок по пожарной безопасности указывает, что инспекция МЧС пройдет чаще чем 1 раз в 3 года, можно подать жалобу в прокуратуру. Если пожарники пришли на предприятие без соблюдения планового графика, их действия также можно обжаловать. Об особенностях оформления жалобы и защиты своих интересов можно узнать у консультантов нашей компании.

Надлежащее состояние и доступность эвакуационных выходов является обязательной стадией любой проверки МЧС.

Внеплановая проверка по пожарной безопасности

Внеплановая проверка ГПН может быть назначена в любой момент. Основаниями для этого могут являться:

  • сведения о нарушениях в сфере противопожарной безопасности, полученные МЧС от граждан, организаций, других ведомств;
  • отсутствие сведений об устранении нарушений, указанных в предписаниях по предыдущим проверкам;
  • факт возгораний, пожаров, иных чрезвычайных ситуаций.

Противопожарная проверка по перечисленным основаниям назначается решением главного инспектора МЧС. Решение вручается руководителю предприятия или другому ответственному лицу. В случаях, не требующих отлагательства, решение могут вручить непосредственно при прибытии инспекторов. Например, это могут быть сведения об угрозе жизни и безопасности людей. Если такой угрозы нет, решение и уведомление вручается за сутки до предстоящей инспекционной проверки. Проведение внеочередной проверки не означает, что будет изменен график плановых инспекций.

Какие мероприятия вам нужно сделать для подготовки к проверке МЧС? Независимую оценку пожарных рисков 0% Независимый аудит пожарной безопасности 0% Проектирование и монтаж систем сигнализации, эвакуации, пожаротушения 0% Проголосовало: 0

Что проверяет пожарная инспекция при плановой проверке

Чтобы узнать, что проверяет инспектор по пожарной безопасности, нужно обратиться к нормам Закона № 123-ФЗ, приказам МЧС. Также предмет и объем инспекционных мероприятий зависит от сферы деятельности организации, вида объектов, перечня систем и мер противопожарной защиты. Пожарная проверка на предприятии будет проведена по следующим направлениям:

  • наличие и надлежащее содержание обязательных документов в сфере ПБ – журналов инструктажа, должностных инструкций, приказов, положений, регламентов;
  • правильность расчетов пожарных рисков, установления категорий пожароопасности помещений;
  • наличие разрешительных документов на оборудование и устройства систем;
  • соответствие по срокам поверки и годности средств первичного пожаротушения, индивидуальной защиты людей;
  • проверка работоспособности основных систем в сфере ПБ – сигнализации, оповещения, тушения, аварийной передачи данных на пульт ГПН;
  • оценка соответствия на эвакуационные выходы, пожарные лестницы, гидранты, водоемы, другие элементы противопожарной защиты;
  • состояние электропроводки и электрооборудования;
  • наличие огнезащиты конструкций, материалов, дверей, выходов, кровли;
  • соответствие решений, указанных в проектной, технической и эксплуатационной документации нормам пож. безопасности;
  • проверка квалификации и знаний лиц, назначенных ответственными за состояние пожарной безопасности и защиты.

Проверка систем пожарной безопасности заключается в их осмотре, моделировании опасных ситуаций, оценке работоспособности отдельных элементов и датчиков. В отношении средств пожаротушения изучаются места их размещения в помещениях, местах общего пользования. Пожарники проверят соответствие планов эвакуации персонала, работоспособность выходов, дверей и лестниц на пути движения людей.

В процессе инспекторской проверки МЧС заполняются листы по Приказу № 261, акты, протоколы. Все нарушения отмечаются со ссылками на нормативные акты. Руководство проверяемого предприятия может сразу устранить многие нарушения, чтобы они не попали в итоговый акт и предписание. Например, если инспектор обнаружит препятствия, мешающие проходу по эвакуационным выходам, их можно убрать сразу при проверке. Такой факт не будет отражен в проверочном листе, акте или предписании.

Мнение эксперта. Руководство организации назначает лиц, ответственных за состояние пож. безопасности. Обычно эти лица сопровождают инспектора во время проверок, могут давать пояснения, делать замечания и указывать дополнения в проверочных листах. Если такое лицо не назначено, за противопожарную безопасность отвечает сам руководитель. Следовательно, ему придется подписывать официальные документы, сопровождать пожарников.

В торговых центрах пожарники проверят работоспособность сигнализации, наличие огнетушителей и пожарных рукавов.

Как подготовиться к проверке пожарного надзора

Инспектор по противопожарной безопасности может придраться даже к незначительному нарушению. Это не означает, что проверка проводится предвзято. Государство регулярно ужесточает требования к пож. безопасности, чтобы снизить количество возгораний и пострадавших. Это влечет более тщательные проверки, которые практически невозможно пройти без предварительных аудитов и экспертиз, надлежащей подготовки документов.

Разберем, как подготовиться к проверке по пожарной безопасности, чтобы избежать предписаний и штрафов. Вот основные мероприятия, которые можно провести самостоятельно:

  • проверить наличие и правильность заполнения документации, которая нужна для вашей организации;
  • провести плановые инструктажи и повышение квалификации для лиц, ответственных за состояние пож. безопасности;
  • провести проверки всех систем и оборудования, произвести замену по мере необходимости;
  • проверить состояние элементов противопожарной защиты (выходов, путей эвакуации, лестниц, лестничных клеток, огнетушителей, гидрантов и т.д.);
  • заказать проектирование и выполнить строительные работы, если это нужно для обеспечения норм ПБ (например, можно спроектировать и согласовать наружную пожарную лестницу, если здание было реконструировано).

Также следует изучить предписания по итогам предыдущих проверок. Даже если претензии МЧС были устранены, по содержанию предписаний можно определить проблемные моменты, обратить на них внимание при подготовке.

Оптимальным вариантом является заказ услуг по подготовке к пожарным проверкам в независимых организациях. Это может быть комплексный аудит с разработкой рекомендаций, либо мероприятия по отдельным направлениям. При подготовке можно оценить фактическое состояние мер противопожарной защиты, перепроверить декларации ПБ, расчеты рисков и категорий. Своевременно устранив нарушения, можно спокойно ожидать визита инспекторов МЧС.

Комментарий эксперта. Есть возможность избежать полноценной плановой проверки пожарного надзора. Для этого можно заказать аудит или экспертизу пожарной безопасности в органах, имеющих аккредитацию МЧС. Заключение по итогам таких аудитов и экспертиз будет являться надлежащим доказательством, что предприятие соответствует требованиям пож. безопасности. Помощь в проведении экспертиз и аудитов окажут специалисты нашей компании.

Для подготовки к проверкам МЧС можно заказать аудит пожарной безопасности. Он будет включать анализ документов, обследование систем защиты, разработку рекомендаций для устранения нарушений.

Когда выносятся предписания МЧС по пожарной безопасности

Внеочередная или плановая проверка пожарного надзора могут завершиться вынесением предписания, если будут выявлены нарушения. В предписании описываются все недостатки и претензии, устанавливается срок для дачи пояснений или устранения нарушений. Устранив претензии, нужно представить подтверждающие документы в МЧС, вызвать пожарного инспектора для проверки. Если пожарник отметил несуществующие нарушения, либо неправильно трактовал нормы ПБ, его действия и предписания можно оспорить. Жалобы подаются вышестоящим должностным лицам МЧС, в прокуратуру, в суд.

Что можно сделать для устранения предписаний

Что устранить нарушения, необходимо определить их перечень в предписании. Наши специалисты окажут помощь в прохождение проверки пожарной безопасности для любых видов объектов и предприятий. Рекомендуем обращаться за помощью еще до визита инспектора, так как проще заранее выявить и устранить нарушения, чем делать это в сжатые сроки по предписанию.

Вот наиболее важные мероприятия, которые обычно требуются для устранения предписаний:

  • разработка или корректировка внутренней документации предприятия;
  • проектирование и проведение строительных, монтажных и пуско-наладочных работ в здании, помещениях, на отдельных системах;
  • замена или ремонт оборудования, устройств и датчиков;
  • проведение занятий и инструктажей с ответственными лицами, с сотрудниками организации.

Естественно, точный список действий будет зависеть от претензий, которые инспектор пожарной службы отразил в проверочных листах, актах, предписаниях. Мы подготовим оптимальный алгоритм действий для прохождения проверок пожнадзора, для устранения нарушений или обжалования предписаний.

Основанием для вынесения предписания или наложения штрафа может быть малейшее нарушение, в том числе неработающие датчики.

Документы для проверки МЧС по пожарной безопасности

Если вам предстоит плановая или внеочередная инспекция пожнадзора, необходимо подготовить документацию. В перечень документов может входить:

  • приказ о подготовке к проверке пожарного надзора с назначением ответственных лиц;
  • журналы инструктажей, очередной поверки средств пожаротушения;
  • свидетельства о квалификации лиц, назначенных ответственными за состояние ПБ;
  • разрешительные документы на системы пожаротушения, сигнализации, оповещения, на оборудование и материалы;
  • инструкции, регламенты и положения;
  • декларация пож. безопасности;
  • заключения по итогам аудитов и экспертиз (при наличии).

Подготовкой документации займутся наши специалисты, если вы закажете услуги по подготовке к проверкам МЧС или устранению нарушений. Также рекомендуем ознакомиться со списком полезных документов, которые могут понадобиться для успешного прохождения инспекций пожнадзора.

Список полезных документов

Документы для скачивания:

№ п/п Документ Ссылка
1 Методические указания по проведению экспертиз и расчетов
2 Образец акта проверки системы АПС
3 Образец ТЗ на проведение экспертизы
4 Образец декларации пожарной безопасности на ТЦ
5 Образец заявления о проведении расчетов пожарных рисков
6 Образец ходатайства в суд о проведении экспертизы
7 Типовая инструкция о мерах пожарной безопасности
8 Методические указания для пожарно-технических экспертиз

Сроки и стоимость подготовки к проверке МЧС

Для каждого предприятия и объекта действует разный перечень требований в сфере ПБ. Поэтому будет отличаться и перечень мер по подготовке к проверкам, сроки и стоимость мероприятий. Обычно полноценный аудит предприятия занимает от 1 до 5 дней, после чего будет разработана программа подготовки и перечень действий. Примерные цены на услуги и документы можно посмотреть в таблице ниже.

№ п/п Услуга, документ Стоимость
1 Проведение пожарно-технической экспертизы от 30 000 руб.
2 Подготовка и сопровождение проверок МЧС от 25 000 руб.
3 Помощь в устранении нарушений по предписанию МЧС от 20 000 руб.
4 Независимый аудит и оценка пожарных рисков от 22 000 руб.
5 Подготовка заключения по пожарной безопасности от 15 000 руб.

Выводы

  • Проверка пожарной безопасности – это плановая или внеочередная процедура, проводимая инспекторами МЧС на предприятиях, объектах.
  • Плановые инспекции проводятся 1 раз в 3 года, а для некоторых сфер деятельности ежегодно.
  • При выявлении нарушений в сфере пож. безопасности могут вынести предписание, наложить штраф, приостановить деятельность предприятия.
  • Для подготовки к проверке пожнадзора можно провести аудит или экспертизу, заказать строительные работы, выполнить другие мероприятия.

По всем вопросам, связанным с прохождением очередных или внеплановых инспекций МЧС, вы можете обратиться к нашим специалистам. Звоните, предварительные консультации бесплатны!

Часто задаваемые вопросы Что такое проверка пожарной безопасности? Это комплекс мероприятий, которые сотрудники МЧС проведут на объекте или предприятии. Проверка может быть плановой или внеочередной. Кто проводит проверки пожарной безопасности? Государственные проверки проводят инспекторы МЧС. Независимые проверки могут проводить организации, состоящие в СРО, аккредитованные МЧС. Какой срок проведения проверки пожарной безопасности? Плановые проверки проходят не реже 1 раза в 3 года, но для некоторых социально значимых объектов могут назначаться чаще. Внеплановые проверки МЧС проходят по мере выявления нарушений.

Поделиться ссылкой:

admin

Добавить комментарий