Переоценка основного средства

Переоценка основного средства

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 13 сентября 2017 г.

Первоначальная стоимость объекта основных средств (ОС), т. е. стоимость, по которой он был принят к бухгалтерскому учету, может изменяться не только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации, но и при проведении переоценки (п. 14 ПБУ 6/01).

Подробнее об особенностях переоценки ОС в бухгалтерском учете и отражении ее результатов расскажем в нашей консультации.

Для чего и как часто проводится переоценка ОС

Цель переоценки – привести информацию о стоимости объектов ОС в соответствие с рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки (п. 41 Приказа Минфина от 13.10.2003 № 91н).

Проведение переоценки – право, а не обязанность организации. Но здесь необходимо учитывать, что если организация однажды решит переоценить объекты ОС, делать в последующем это придется регулярно, чтобы стоимость, по которой объекты ОС отражаются в учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Это значит, что если в каком-либо году стоимость изменится не существенно, переоценку можно будет не делать (п. 44 Приказа Минфина от 13.10.2003 № 91н).

Переоценку можно проводить не чаще 1 раза в год на конец отчетного года (п. 15 ПБУ 6/01). Переоцениваться должны все объекты ОС, входящие в группу однородных объектов ОС. Однородной группой могут быть здания, сооружения, оборудование, вычислительная техника, транспортные средства и т.д. Уточнить, какие именно объекты формируют группу однородных ОС, организация может в своей Учетной политике в целях бухгалтерского учета.

Для проведения переоценки и отражения ее результатов потребуются такие сведения (п. 46 Приказа Минфина от 13.10.2003 № 91н):

  • первоначальная стоимость или текущая (восстановительная) стоимость (если объект ОС переоценивался ранее) на 31 декабря отчетного года по данным бухучета;
  • сумма амортизации, начисленной за все время использования объекта по состоянию на эту же дату;
  • документально подтвержденные данные о текущей (восстановительной) стоимости переоцениваемых объектов ОС на конец отчетного года.

Как отражается переоценка в бухучете

При переоценке основных средств пересчитывается не только их первоначальная или текущая (восстановительная) стоимость, но и сумма амортизации, начисленной на конец года, в котором проводится переоценка.

Результаты переоценки отражаются в бухучете в зависимости от того, проводилась ли ранее переоценка и к чему она привела – к дооценке или уценке активов.

Так, сумма первичной дооценки объекта ОС зачисляется в добавочный капитал, а первичной уценки относится на прочие расходы.

Если ранее уже проводилась переоценка, то дооценка отражается так (п. 15 ПБУ 6/01):

  • если ранее также была дооценка, «новая» дооценка относится на добавочный капитал;
  • если ранее была уценка, то дооценка текущего года в пределах прошлой уценки, отнесенной на прочие расходы, увеличивает в текущем году прочие доходы, а сверх «старой» уценки относится на добавочный капитал.

А уценка, которая не является для организации первичной, в учете отражается так:

  • если ранее также была уценка, «новая» уценка относится на прочие расходы организации;
  • если же ранее была дооценка, то уценка текущего года в пределах прошлой дооценки, отнесенной на добавочный капитал, уменьшает величину добавочного капитала, а сверх «старой» дооценки относится на прочие расходы.

Приведем пример отражения переоценки в бухгалтерском учете организации (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Первоначальная стоимость объекта ОС на 31.12.2016 составляла 613 000 руб., сумма начисленной амортизации – 91 190 руб. Срок полезного использования – 121 месяц.

Организация приняла решение переоценить объект. Его текущая рыночная стоимость на 31.12.2016 составляет 690 000 руб.

Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
Произведена дооценка объекта ОС (690 000 – 613 000) 01 «Основные средства» 83 «Добавочный капитал» 77 000
Отражена дооценка амортизации (690 000 / 613 000 * 91 190 – 91 190) 83 02 «Амортизация основных средств» 11 455

31.12.2017 текущая стоимость объекта основных средств снизилась до 560 000 руб. Накопленная сумма амортизация на отчетную дату – 171 074 руб.

Получается, что уценка объекта ОС составит 130 000 руб. (690 000 – 560 000), что превышает сумму дооценки, проведенной в прошлом году. Напомним, что в соответствии с требованиями п. 15 ПБУ 6/01 уценка стоимости ОС сверх суммы дооценки относится на прочие расходы, а уценка амортизации, соответственно, — на прочие доходы. Следовательно, проводки в бухгалтерском учете организации 31.12.2017 нужно сделать такие:

Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
Произведена уценка объекта ОС в пределах дооценки прошлого года 83 01 77 000
Произведена уценка объекта ОС сверх суммы дооценки (130 000 – 77 000) 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» 01 53 000
Отражена уценка амортизации за счет добавочного капитала 02 83 11 455
Отражена уценка амортизации за счет прочих доходов (171 074 – 560 000/690 000 * 171 074 – 11 455) 02 91, субсчет «Прочие доходы» 20 776

Если переоцененный объект ОС выбывает и по нему числится сумма добавочного капитала, то такая величина переносится на нераспределенную прибыль организации (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 83 – Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Напоминаем, что в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль результаты проведенной переоценки объектов основных средств не учитываются (Письмо Минфина от 10.09.2015 № 03-03-06/4/52221).

Переоценка основных средств – это приведение первоначальной стоимости объекта основных средств к рыночному уровню. В результате переоценки основных средств активы могут быть дооценены или уценены и далее учитываются на балансе организации по новой восстановленной стоимости.

Отметим, что проведение переоценки основных средств – это право, а не обязанность предприятия.

Цель проведения переоценки основных средств

Переоценка ОС актуальна для организаций, у которых основные средства составляют существенную часть активов.

Основные средства переоцениваются для отображения их на балансе по реальной рыночной стоимости, что может понадобиться:

  • для увеличения уставного капитала;

  • при оформлении основных средств под залог по кредитным обязательствам;

  • для учета реальной суммы начисленной амортизации при формировании себестоимости готовой продукции;

  • для привлечения инвестиций;

  • при реструктуризации организации;

  • при продаже некоторых активов.

Основные правила проведения переоценки основных средств

Переоценка основных средств проводится по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по подтвержденным рыночным ценам.

Если предприятие решит однажды переоценить объекты основных средств, то в последующем придется проводить переоценку объектов основных средств на регулярной основе для того, чтобы стоимость, по которой объекты основных средств отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.

Переоценку объектов основных средств можно проводить не чаще 1 раза в год на конец отчетного года. Переоцениваться должны все объекты основных средств, которые включены в группу однородных объектов основных средств.

Однородной группой основных средств могут быть вычислительная техника, здания и сооружения, оборудование, транспортные средства и т.д.

Какая информация необходима для проведения переоценки основных средств

Для проведения переоценки основных средств и отражения ее результатов в бухгалтерском учете необходима следующая информация:

  • данные о первоначальной стоимости объекта основных средств или текущей (восстановительной) стоимости объекта основных средств (если объект основных средств переоценивался ранее) по состоянию на 31 декабря отчетного года по данным бухгалтерского учета;

  • данные о сумме амортизации, которая была начислена за все время эксплуатации объекта основных средств по состоянию на 31 декабря отчетного года по данным бухгалтерского учета;

  • документально подтвержденные данные о текущей (восстановительной) стоимости переоцениваемых объектов основных средств по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Для того чтобы определить текущую (восстановительную) стоимость, необходимо использовать:

  • данные на аналогичную продукцию, полученную от организаций-изготовителей;

  • сведения об уровне цен, имеющихся у органов статистики, торговых инспекций и организаций;

  • сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе.

Порядок проведения переоценки основных средств

Непосредственно перед проведением переоценки организация должна оформить распорядительный документ. Таким документом может быть приказ или распоряжение, который обязателен для всех служб организации, которые будут задействованы в переоценке основных средств.

Кроме этого, следует проверить наличие объектов основных средств, подлежащих переоценке и подготовить перечень объектов основных средств, подлежащих переоценке.

В этом перечне рекомендуется указать следующие данные об объекте основных средств:

  • точное название;

  • дату приобретения, сооружения, изготовления;

  • дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Результаты переоценки оформляются в виде акта специальной комиссией с приложением всех документов, на основании которых была установлена стоимость переоцененных объектов основных средств.

Данные о переоценках отражаются в Инвентарной карточке учета объекта основных средств ОС-6.

Отражение результатов переоценки основных средств в бухгалтерском учете

1. Если после переоценки стоимость основных средств увеличилась, в бухгалтерском учете делают следующие записи:

Дебет 01 Кредит 83 — увеличена стоимость объекта основного средства в результате переоценки.

Дебет 83 Кредит 02 — доначислена амортизация по объекту основных средств в результате его переоценки.

2. Если после переоценки стоимость объектов основных средств, ранее уцененных увеличилась, то сумму дооценки, равной сумме предыдущей уценки относят на финансовый результат и отражают в составе прочих доходов.

Проводки будут следующими:

Дебет счета 01 Кредит счета 91.1 — отражена дооценка объекта основных средств в пределах предыдущей уценки.

Дебет счета 91-2 Кредит счета 02 — увеличена амортизация по объекту основных средств в пределах предыдущей уценки.

Превышение суммы дооценки над суммой уценки включается в состав добавочного капитала.

При этом в бухгалтерском учете делаются такие записи:

Дебет счета 01 Кредит счета 83 — отражена дооценка объекта основных средств сверх предыдущей уценки.

Дебет счета 83 Кредит счета 02 — увеличена амортизация по объекту основных средств сверх предыдущей уценки.

3. Если после переоценки стоимость объекта основных средств уменьшилась, то сумму уценки объекта основных средств относят на финансовый результат и отражают в составе прочих расходов.

В бухгалтерском учете следует сделать следующие проводки:

Дебет счета 91-2 Кредит счета 01 уценен объект основных средств, который раньше не дооценивался.

Дебет счета 02 Кредит счета 91-1 — уменьшена амортизация по ранее недооценному объекту основных средств.

4. Если после переоценки стоимость объектов основных средств, ранее дооцененных уменьшилась, то сумма уценки, равная сумме предыдущей дооценки, уменьшает добавочный капитал.

При этом в бухгалтерском учете делаются такие записи:

Дебет счета 83 Кредит счета 01 — отражена уценка ОС в пределах предыдущей дооценки.

Дебет счета 02 Кредит счета 83 — отражено уменьшение амортизации ОС в пределах предыдущей дооценки.

Превышение суммы уценки над суммой дооценки относится на финансовый результат и отражается в составе прочих расходов.

Дебет счета 91-2 Кредит счета 02 — отражена уценка ОС сверх предыдущей дооценки.

Дебет счета 02 Кредит счета 91-1 — отражено уменьшение амортизации сверх предыдущей дооценки.

Налоговый учет переоценки основных средств

В налоговом учете переоценка основных средств не учитывается.

Таким образом, стоимость основных средств и размер начисленной налоговой амортизации по основным средствам не меняется.

После проведения переоценки у организации появятся постоянные разницы, так как суммы начисленной амортизации в налоговом и бухгалтерском учете будут различаться.

Если произошла дооценка основных средств, то в бухгалтерском учете сумма ежемесячной амортизации станет больше, чем в налоговом учете и возникнет постоянное налоговое обязательство (ПНО).

В бухгалтерском учете следует сделать такую проводку:

Дебет счета 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства (активы)» Кредит счета 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» — отражено ПНО с разницы между сумами амортизации.

Если произошла уценка основных средств и амортизация в бухгалтерском учете меньше, чем в налоговом учете, то возникает постоянный налоговый актив (ПНА).

В бухгалтерском учете следует сделать такую проводку:

Дебет счета 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит счета 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства (активы)» — отражен ПНА с разницы между суммами амортизации.

Переоценка основных средств — это процесс пересчета стоимости объектов ОС. Переоценка основных фондов проводится для того, чтобы стоимость объектов соответствовала реальным рыночным ценам. Стоимость основных фондов, полученная в результате переоценки, называется восстановительная.

Организация сама определяет, что она будет переоценивать (это могут быть либо одиночные объекты основных фондов либо группы однородных объектов) и когда (но не чаще одного раза в год в конце отчетного периода). Желание организации провести переоценку отражается в Приказе по учетной политике.

Для проведения переоценки в коммерческих организациях применяется метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Переоценка основных средств (дооценка и уценка)

В результате переоценки допускается как увеличение (дооценка), так и уменьшение (уценка) стоимости имущества.

Результаты переоценки отражаются в бухгалтерии на счетах 83 Добавочный капитал и 91 Прочие доходы и расходы. Результаты проведенной переоценки в бухгалтерском учете отражаются в начале нового отчетного периода.

Проводка при дооценке основных средств: Д01 К83 — стоимость увеличилась.

Проводка при уценке основных средств: Д91/2 К01 — стоимость уменьшилась.

При проведении переоценки основных фондов помимо пересчета стоимости объектов, нужно также проводить пересчет амортизации.

Для этого сначала считаем степень износа, то есть находим отношение начисленной амортизации к первоначальной стоимости ОС в процентах. Затем переоцененную стоимость объекта ОС умножаем на степень износа и получаем пересчитанную амортизацию.

В случае дооценки пересчет амортизации отражается проводкой: Д83 К02.

В случае уценки проводка выглядит следующим образом: Д02 К91/1.

Переоценка основных средств (проводки):

Дебет Кредит Название операции
01 83 Дооценка ОС
83 02 Дооценка начисленной амортизации
91/2 01 Уценка ОС
02 91/1 Уценка начисленной амортизации

Переоценка основных средств. Примеры дооценки и уценки

Пример переоценки объекта основных фондов (дооценка):

Основное средство первоначальной стоимостью 20000 рублей. По нему начислена амортизация 4000 рублей.

В результате анализа рынка была выявлена текущая среднерыночная цена на данное ОС, которая составила 25000 рублей. То есть стоимость увеличилась на 5000 рублей.

Проведем пересчет амортизации:

Степень износа = 4000*100% / 20000 = 20%.

А = 25000 * 20% / 100% = 5000 рублей. То есть стоимость амортизации увеличилась на 1000.

Проводки при дооценки основных средств:

Сумма Дебет Кредит Название операции
5000 01 83 Дооценка ОС
1000 83 02 Дооценка начисленной амортизации

Пример переоценки основных средств (уценка): (нажмите для раскрытия)

Основное средство первоначальной стоимостью 20 000.

Сумма начисленной амортизации 4000.

Среднерыночная стоимость на аналогичные ОС 16000 (уменьшилась на 4000 рублей).

Степень износа = 4000*100% / 20000 = 20%.

Амортизация в результате переоценки: 16000 * 20% / 100% = 3200 (уменьшилась на 800).

Проводки при уценки основных средств:

Сумма Дебет Кредит Название операции
4000 91/2 01 Уценка ОС
800 02 91/1 Уценка начисленной амортизации

В конце темы хочу отметить, что все изменения, возникшие в результате переоценки основных фондов, нужно вносить в инвентарную карточку объекта.

Продолжаем изучать тему основных средств, в следующей статье разберем, что такое инвентаризация основных средств и консервация основных средств.

Скачивайте образцы форм для учета основных средств на предприятии:
Форма ОС-1. Заполнение акта приема-передачи основных средств
Форма ОС-1а. Заполнение акта приема-передачи здания
Форма ОС-2. Накладная на внутреннее перемещение основных средствФорма ОС-3. Акт о приеме-сдаче ОС после ремонтаФорма ОС-4. Заполняем акт на списание основных средств
Форма ОС-4А. Акт на списание автомобиля
Форма ОС-6. Инвентарная карточка
Форма ОС-6Б. Инвентарная книга
Форма ОС-14. Акт приема-передачи оборудования
Форма ОС-15. Акт приема-передачи оборудования в монтаж
Форма ОС-16. Дефектный акт
Приказ на списание объектов основных средств
Выбытие основных средств (проводки, примеры)
Учет аренды основных средств (проводки, примеры)
Учет поступления основных средств (документы, проводки)

Авторы: Партнеры ООО «Корн-Аудит»
Е.В. Шестакова, А.А. Жиркова

Налог на имущество физических лиц и налог на имущество юридических лиц в отношении офисной и торговой недвижимости в настоящий момент исчисляется по кадастровой стоимости. Ранее такой налог исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости и балансовой стоимости соответственно. Сейчас кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной цене. Но встречаются случаи, когда она превышает рыночную: из-за неучтенных индивидуальных особенностей недвижимости, ошибки в расчете, в связи с падением рыночной стоимости объекта.

Переоценка стоимости и ее оспаривание сегодня

В настоящее время переоценка объектов недвижимости производится не чаще чем один раз в течение трех лет, а в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет (ст. 24.12 ФЗ от 2.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Налогом на имущество физических лиц облагаются следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности граждан:

  • жилой дом (в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);

  • жилое помещение (квартира, комната);

  • гараж, машино-место;

  • единый недвижимый комплекс;

  • объект незавершенного строительства;

  • иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 НК РФ).

В том случае, если кадастровая стоимость превышает рыночную, владелец недвижимости может оспорить ее, чтобы не переплачивать налог.

Однако в 2018 году приняли поправки, которые не выгодны налогоплательщикам, так пересчет налога осуществляется с момента внесения данных в реестр. Но фактически налогоплательщик должен переплачивать за те ошибки, которые допустил не он, а бюрократическая система, ведь с момента обнаружения неправильно установленной стоимости до внесения сведений в реестр может пройти значительное время.

Существует три варианта внесения правок в ЕГРН:

  • если пакет документов с неправильной информацией поступил о ОКУ от собственника во время постановки участка на учет, то исправление данных осуществляется в порядке, установленном законом №218-ФЗ;

  • если ОКУ был извещен об ошибке в Реестре в порядке информационного взаимодействия, то неточность устраняется так же в порядке информационного взаимодействия;

  • если правки, которые нужно внести в Реестр, затрагивают интересы третьих лиц, либо в иных спорных ситуациях, то изменения вносятся по решению суда.

Для этого необходимо доказать факт неверного определения кадастровой стоимости.

Кадастровую стоимость можно узнать на официальном сайте Росреестра: необходимо знать кадастровый номер или адрес.

Важно! Кадастровую стоимость необходимо сравнить с реальной рыночной стоимостью на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость. Например, если на 2016 год кадастровая стоимость недвижимости составляла 6 млн. руб., а реальная стоимость — 5 млн. руб., то кадастровая оценка превышает рыночную на 1 млн. руб. Если получится это доказать, то размер налоговой базы уменьшится.

Основаниями для пересмотра кадастровой стоимости являются:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (ошибки, допущенные при проведении оценки);

  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Не получится оспорить кадастровую оценку жителям тех регионов, в которых налог до сих пор исчисляется по инвентаризационной стоимости. Позиция Верховного суда РФ заключается в том, что если права и обязанности лица еще не затрагиваются, то оно не имеет права обжаловать кадастровую оценку (определение Верховного Суда РФ от 24 июня 2015 г. № 18-АПГ15-6). Так же резкое падение стоимости недвижимости, которое произошло позже установления кадастровой стоимости, не поможет ее снизить.

Не так давно изменился сам порядок оспаривания кадастровой стоимости: сейчас можно обратится в комиссию или суд (ранее сначала необходимо было в досудебном порядке обратиться в комиссию, которая занимается пересмотром кадастровой стоимости и если она отказывала в уменьшении показателя, то потом можно было обратиться в суд).

Для пересмотра кадастровой стоимости необходимо обратиться:

  • в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости — заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течении 1 месяца; срок сообщения о поступлении заявления в комиссии составляет 7 дней; комиссия обязана уведомить лицо, обладающее правом на недвижимость в течении 5 дней; решения комиссии могут быть оспорены в суде;

  • в суд (п. 2 ст. 403 НК РФ) — процедура регламентирована гл. 25 КАС РФ; можно оспорить результаты оценки кадастровой стоимости и решение комиссии; ограничение сроков по оспариванию кадастровой стоимости (5 лет с момента внесения в гос. кадастр оспариваемых результатов); дела рассматриваются 2 месяца, из-за сложности дела может быть продлен еще на месяц; принятое судом решение может быть обжаловано в течении одного месяца.

Важно! Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости и величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на лице, которое обратилось с соответствующим заявлением (ч. 5 ст. 247 КАС РФ).

Эффективнее всего оспаривать кадастровую оценку сразу же, как только обнаружено, что она завышена, потому что сроки рассмотрения могут занять до 6 месяцев. А сумма налога рассчитывается по данным предыдущего года: если не начать процедуру оспаривания до конца 2018 года, то весь 2019 год необходимо будет уплачивать налог в соответствии с завышенной налоговой базой.

Переоценка стоимости и ее оспаривание в будущем

Наше законодательство одно из самых динамичных в мире. И законодательство в области налогообложения является ярким примером нестабильности в законодательстве. Так, в настоящее время принят во втором чтении Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

В 2018 году при исчислении налога за 2017 год на территории 28 субъектов Российской Федерации применяется коэффициент 0,6, на территории 21 субъекта Российской Федерации – коэффициент 0,4, на территории 15 субъектов Российской Федерации – коэффициент 0,2. В остальных субъектах Российской Федерации коэффициент не применяется, поскольку решение о переходе к налогообложению по кадастровой стоимости не принято и налог исчисляется по инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора.

Применение такого порядка исчисления налога на имущество физических лиц привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан, прежде всего, из-за резкого роста кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В связи с этим законопроектом предусматривается отказ от применения указанного выше коэффициента начиная с исчисления налога за четвертый налоговый период применения кадастровой стоимости (коэффициент 0,8).

Таким образом, поправка является положительной и не должна привести к резкому росту кадастровой стоимости.

Одновременно законопроектом вводится новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом. Это тоже приведет к уменьшению случаев оспаривания стоимости для целей налогообложения.

Законопроектом также предусматривается:

1) возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода.

2) исключение возможности перерасчетов сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета.

3) применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.

То есть можно будет не платить за ошибки чиновников, как предусмотрено в настоящее время. Данная поправка позволит снизить риски налогоплательщиков, которые связаны с длительными процедурами оспаривания стоимости.

Кроме того, законопроектом предусмотрен также ряд уточняющих изменений, направленных на разрешение неурегулированных вопросов, возникающих при применении глав 31 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации, среди которых необходимо выделить следующие:

1) в настоящее время к льготной категории граждан по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу отнесены инвалиды с детства. Между тем к данной категории граждан относятся только лица, достигшие возраста 18 лет, имеющие группу инвалидности с определением причины инвалидности «инвалид с детства». При этом дети-инвалиды составляют самостоятельную категорию.

2) в отношении физических лиц — собственников жилых домов, квартир и комнат Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает ряд налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц в виде налоговых вычетов, налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем в отношении таких жилых помещений, как части жилых домов и части квартир, налоговые преимущества не применяются, поскольку они не выделены как самостоятельные объекты налогообложения.

3) в отношении физических лиц – собственников гаражей и машино-мест Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает налоговые преимущества в виде налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем установленные налоговые преимущества не применяются в отношении объектов, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в перечень, утверждаемый субъектами Российской Федерации.

предлагается распространить установленные Налоговым кодексом налоговые преимущества в отношении любых гаражей и машино-мест вне зависимости от их включения в соответствующий перечень субъекта Российской Федерации.

Это тоже является положительной тенденцией и снизит риски в части обжалования стоимости.

Инструкция для оспаривания кадастровой стоимости

1) Проверить сроки — не более 5 лет от даты опубликования установленной кадастровой стоимости.

2) Собрать все необходимые документы.

3) Рассмотрение заявления (7 — 14 дней).

4) Решение комиссии.

5) Судебное разбирательство (если не устраивает решение комиссии).

Оспаривать кадастровую стоимость имеет смысл, если это экономически выгодно, т.е. если экономия на налогах вследствие снижения кадастровой стоимости будет превышать расходы на ее снижение.

Также стоит учесть, что с 2018 года стало сложнее оспорить кадастровую стоимость. Уже в 2017 году вступили в силу поправки, которые изменили порядок снижения кадастровой стоимости (сейчас идет подготовительный этап к переоценке недвижимости в 2020 году). В настоящее время необходимо привести юридические дела в порядок и разобраться в стоимости своей недвижимости. Сейчас за основу берется кадастровая стоимость, определенная на январь 2014 года или кадастровая стоимость, уменьшенная позже через суд.

Перечень документов, которые необходимы для обращения в комиссию:

  • выписка из ЕГРН с указанием кадастровой стоимости;

  • документ, подтверждающий, что вы собственник;

  • данные об оценке стоимости (рыночной) на бумажном и электронном носителях.

  • заключение экспертов о соответствии оценки стоимости законодательству РФ и другим нормам (для подачи иска в суд).

Также изменения коснулись и деятельности оценщиков. Сейчас создаются специализированные бюджетные учреждения, которые будут самостоятельно проводить оценку без участия сторонних экспертов (ранее проводился конкурс на отбор независимых экспертов). За новыми органами осуществлять надзор будет Росреестр.

Спешить с оспариванием кадастровой стоимости необходимо из-за того, что: налог будет пересчитан начиная с периода в котором подано заявление; налог будет расти дальше; возрастет стоимость услуг оценщиков; вероятность введения моратория на кадастровые споры.

А вот в будущем порядок оспаривания несколько изменится.

Старую кадастровую стоимость оспорить нельзя (ч. 4 ст. 22 Закона о кадастровой оценке, ч. 10 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности). Поэтому рекомендуется уже сегодня узнать, будет ли изменяться стоимость в 2019 году.

В порядке перерасчета имущественных налогов произойдут следующие изменения:

1) при изменении количественных и качественных характеристик объекта (например, площадь), налог на имущество организаций и физических лиц рассчитают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. По новой оценке нужно определить сумму за полные месяцы после изменения и до конца года, по старой оценке — сумму за полные месяцы с начала года до изменения.

2) изменение кадастровой стоимости в результате обжалования или исправления ошибки, можно пересчитать налог на имущество за периоды, когда для его расчета применяли ошибочную (оспоренную) стоимость (т.е. можно вернуть или зачесть налог и за предыдущие годы; сейчас можно уменьшить налог начиная с года, в котором подано заявление об оспаривании).

Перерасчет налога по проекту будет возможен, если решение об изменении кадастровой стоимости примут после 31 декабря 2018 года. Некоторые налогоплательщики смогут вернуть деньги за 2015-2018 годы.

В качестве рекомендаций, нужно выяснить с какого года действует текущая оценка. Если же она действует ранее декабря 2017 года, то заявление следует подать в 2019 году, тогда пересчет налога будет с года, когда установлена текущая кадастровая стоимость. Если она применяется с 2018 года, то заявление можно подать как в 2018, так и в 2019 году. Пересчитать налог в обоих случаях можно будет с 2018 года.

Важно! Заявление о возврате налога можно подать не позднее 3 лет со дня его уплаты. Для граждан есть дополнительное ограничение: вернуть налоги можно только за 3 года, предшествующих году направления инспекцией уведомления с перерасчетом.

Основными ошибками при оспаривании кадастровой стоимости являются:

  • отчет не соответствует ст. 11 ФЗ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что отчет не соответствует принципу однозначности (комиссия не указывает, в чем конкретно отчет не соответствуют указанному принципу);

  • неверно примененная методология (например, исключение НДС из рыночной стоимости объекта капитального строительства; по сложившейся практике и исходя из судебных решений некорректно сравнивать две стоимости (кадастровую и рыночную), если у них разные базы, т.к. одна стоимость учитывает налог на добавленную стоимость, а другая нет);

  • при определении рыночной стоимости земельного участка определяется право долгосрочной аренды, без поправки на передаваемые права;

  • в отчете по определению кадастровой стоимости земельных участков рассчитана стоимость права собственности, отсутствие поправки на передаваемые права считается ошибкой, как в комиссии, так и в суде;

  • нет описания строений, расположенных на оцениваемом участке;

  • в комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости по Московской области ошибкой считается отсутствие расчетов рыночной стоимости земельных участков в рамках доходного подхода независимо от разрешенного использования и от того, застроен участок или свободен от строений.

  • противоположного мнения придерживается, например, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области, которая в своем отказе указывает, что отчет не соответствует ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ, требованиям, установленным федеральным стандартам, так как в отчете об оценке при определении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил метод остатка в рамках доходного подхода. Исполнителю ставиться в вину, что в отчете об оценке оценщик «произвел расчет рыночной стоимости замещения улучшений, фактически построенных на оцениваемых земельных участках и результаты этого расчета явились базой для расчета рыночной стоимости земельных участков. Таким образом, оценщик составивший отчет об оценке, произвел расчет рыночной стоимости земельных участков как застроенных, чем нарушил п. 20 ФСО № 7»;

  • ошибка с датой оценки, на которую следует определить рыночную стоимость объекта;

  • при кадастровой оценке стоимость земельных участков определяется без учета обременений, исходя из данного допущения, следует определять и рыночную стоимость объекта.

Поэтому посмотрите, есть ли у вас проблемы с кадастровой стоимостью, увеличилась ли Ваша стоимость или планируется ее пересмотр, и в соответствии с этими данными выбирайте тактику оспаривания стоимости.

Темы: Основные средства, Амортизация основных средств, Методы амортизации, Бухгалтерский учет.

Метод уменьшения остаточной стоимости, пo которому согласнo ПБУ7 годовая сумма амортизации определяeтся кaк произведение остаточной стоимости объекта нa начало отчетного годa или первоначальной стоимости нa дату началa начисления амортизации и годовoй нормы амортизaции. Годовая норма амортизации (в процентаx) вычисляется кaк разница между единицей и результатoм корня степени количества лeт полезного использования oбъекта из результата oт деления ликвидационной стоимости объектa нa его первоначальную стоимость:

Годовая норма амортизации = (1 — n√ (Ликвидационная стоимоcть / Первоначальная стоимость) )* 100

Преимущества метода уменьшения остаточной стоимости заключаются в том, чтo в течение первых лeт эксплуатации oбъекта основных средств накапливаетcя значительная сумма средств, необходимыx для его возобновления.

БОНУС: Справочник «Основные средства».

ПРИМЕР. Первоначальная стоимость объектa основных средств составляет 50000грн., ликвидационная — 4000грн. Годовая норма амортизации равняется 56,91.

= (1 — 3√ (4000/50000) )* 100

Поcкольку годовая сумма амортизации ежегодно будeт разной, приведем ее расчет для каждого года:

в первый год сумма амортизации составляет 28455,00 (50000 х 56,91%), остаточная стоимость объектa основных средств за первый год составляет 21545,00 (50000 — 28455,00);

во второй год сумма амортизации составляет 12261,26 (21545,00 х 56,91%), остаточная стоимость — 9283,74 (21545,00 — 12261,26);

зa третий год сумма амортизации составляет 5283,74 (9283,74 — 4000), следовательно, за последний год сумма годовой амортизации определяется так: от остаточной стоимости на начало года вычитаем ликвидационную стоимость.

Скачайте: Справочник «Бухгалтерские проводки»

Другие методы начисления амортизации:

  • 01 — Производственный метод амортизации.
  • 02 — Кумулятивный метод амортизации.
  • 03 — Ускоренного уменьшения остаточной стоимости.
  • 04 — Прямолинейный метод амортизации.

Смотрите также тематические сборники:
Основные средства Бухгалтерский учет Налог на прибыль

Еще страницы по теме Метод уменьшения остаточной стоимости, и основные средства вообще:

  • 01 — Классификация основных средств.
  • 02 — Группы основных средств.
  • 03 — Переоценка основных средств.
  • 04 — Приобретение основных средств.
  • 05 — Первоначальная стоимость основных средств.
  • 06 — Ремонт основных средств.
  • 07 — Ликвидация основных средств.
  • 08 — Продажа основных средств.
  • 09 — Проводки по основным средствам.
  • < Метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости
  • Кумулятивный метод амортизации >

admin

Добавить комментарий