Ответственность за вред причиненный несовершеннолетними

Ответственность за вред причиненный несовершеннолетними

УДК 347.515.1:343.224.1

Тиханова Наталья Евгеньевна

старший преподаватель кафедры «Юриспруденция, интеллектуальная собственность и судебная экспертиза» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана

К ВОПРОСУ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ МАЛОЛЕТНИХ ПРИЧИНИТЕЛЕЙ ВРЕДА

Tikhanova Natalya Evgenyevna

Senior Lecturer, Law, Intellectual Property and Forensics Department, Bauman Moscow State Technical University

CONCERNING THE CIVIL LIABILITY OF PARENTS OF JUVENILE DELINQUENTS

Аннотация:

Статья представляет собой правовое исследование вопроса привлечения к имущественной ответственности родителей за вред, причиненный их малолетними детьми. Анализ соответствующих законодательных положений обусловливает вывод о самостоятельной природе гражданско-правовой ответственности родителей за собственное противоправное поведение, которое выражается в ненадлежащем воспитании и (или) осуществлении надзора за несовершеннолетними детьми. В условиях отсутствия четко закрепленного содержания состава гражданско-правового проступка на основе научных разработок и казуального судебного толкования раскрывается и характеризуется каждый элемент, необходимый для привлечения к гражданско-правовой ответственности. Особое внимание уделено про-блеме разграничения имущественной ответственности родителей и организаций, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетними детьми. Неоднозначность в понимании сущности ключевых аспектов родительской ответственности и, как следствие, неоднородное формирование судебной практики позволяют сделать вывод о недостаточно качественном формулировании закона.

Ключевые слова:

деликтоспособность малолетних; ответственность родителей; дееспособность; причинение вреда; проживание отдельно от ребенка; презумпция вины; организации, обязанные осуществлять надзор; ответственность образовательной организации; вина родителей.

Гражданская дееспособность как способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с восемнадцати лет. Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей лицами, не достигшими восемнадцати лет, происходит с участием их законных представителей — прежде всего родителей. При анализе правовой регламентации гражданско-правовых отношений несовершеннолетних лиц возникает большое количество спорных серьезных вопросов, не разрешенных ни на теоретическом, ни на практическом уровне. В работе остановимся на де-ликтном аспекте правового статуса субъекта, не достигшего четырнадцати лет, с выявлением недостатков правового регулирования, порождающих неоднозначное толкование на практике.

Согласно ч. 1 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), имущественную ответственность за вред, причиненный малолетними, несут их родители, если не докажут, что вред возник не по их вине. В связи с этим естественно возникает вопрос о правовой природе ответственности родителей за поведение своего малолетнего ребенка, а именно — восполняют ли родители отсутствующую деликтоспособность подопечного с позиции законного представительства или несут собственную гражданско-правовую ответственность? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо детально проанализировать соответствующие законодательные положения с позиции теоретических понятийно-категориальных наработок.

В гражданском законе, в отличие, например, от закона уголовного, отсутствуют четкое понятие и содержание состава правонарушения. В научном сообществе под составом гражданского правонарушения понимается совокупность условий, необходимых для привлечения к гражданско-правовой ответственности, которыми являются: противоправное поведение, наличие вреда (имущественного или морального), причинно-следственная связь между противоправным поведением и возникшим вредом, вина правонарушителя. При этом специфика правового регулирования обязательств из причинения вреда такова, что вышеобозначенные элементы состава могут быть рассредоточены в поведении разных лиц.

Применительно к причинению вреда жизни и здоровью человека лицом, не достигшим четырнадцати лет, Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 26 января 2010 г. (далее — постановление № 1) вполне однозначно растолковал противоправность поведения родителей как безответственное отношение к его воспитанию и неосуществление должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских действий, отсутствие внимания и т. д.). В случае возможности применения данных разъяснений по аналогии к причинению вреда имуществу личности, юридического лица или государства получается, что ответственность родителей за имущественный вред, причиненный малолетним, «наступает не за действия малолетнего, а за свое собственное противоправное поведение» . В данном случае родители совершают семейное правонарушение, повлекшее совершение их малолетним ребенком вредоносных действий .

При этом в рамках привлечения родителей к гражданско-правовой ответственности на практике устанавливается факт причинения вреда (имущественного или морального) лицом, не достигшим четырнадцати лет, размер причиненного вреда, а также причинно-следственная связь между поведением малолетнего и фактом причинения вреда. Вина причинителей вреда не подлежит обсуждению и доказыванию в судебном процессе, поскольку до четырнадцати лет ее просто не существует. Иными словами, безвиновное поведение малолетнего, или казус, дает основание для наложения имущественной ответственности на родителей как на лиц, обязанных осуществлять воспитание и надзор за своим ребенком. Думается, что отраженный в судебной практике подход законодателя еще раз подтверждает вывод о самостоятельной природе гражданско-правовой ответственности родителей.

В ст. 1073 ГК РФ не говорится о том, что поведение малолетнего, приведшее к негативным имущественным или моральным потерям, обязательно должно быть противоправным, а судебные решения в данной сфере зачастую обоснованы посылом, что «действия малолетних лишены юридического значения» . В связи с этим открытым остается вопрос об ответственности родителей за действия ребенка, причинившего вред в состоянии необходимой обороны, которая, как известно, признается обстоятельством, исключающим противоправность деяния.

Что касается вины родителей в безответственном отношении к воспитанию малолетнего и неосуществлении за ним должного надзора, то она презюмируется, т. е., пока не доказано обратное, считается, что законный представитель не в полной мере исполнял свои семейно-правовые обязанности, что обусловило возможность причинения вреда субъектам гражданского права. Представляется, что это справедливо, поскольку на таком деликатном и ответственном этапе, как детство, родители могут сыграть очень важную роль, что требует от них глубокого осмысления, знания, целеустремленности и настойчивости . Именно родители обязаны заниматься воспитанием несовершеннолетнего и прививать ему правила поведения в обществе. Вместе с тем при анализе судебной практики была выявлена и совершенно противоположная позиция. Так, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд прямо указал, что не принимает во внимание доводы истца о необходимости возложения ответственности на родителей, поскольку не представлены доказательства безответственного отношения к воспитанию и других нарушений при выполнении родительских обязанностей .

Если вред причинен малолетним, имеющим двоих родителей, действует заложенный ст. 321 ГК РФ принцип долевой ответственности со множественностью лиц. Это связано с тем, что сами ответчики причинителями вреда не являются (они лишь создали своим поведением предпосылки для причинения вреда), и поэтому к ним не могут быть применены правила о солидарной ответственности лиц, совместно причинивших вред. Доли ответственности матери и отца предполагаются равными, если только кто-то из них не докажет, что его вина в ненадлежащем воспитании и недолжном надзоре является меньшей. Судебная практика идет по пути установления равных долей даже в случае раздельного проживания ребенка и одного из родителей. Тот факт, что родитель «фактически не проживает совместно с ребенком и не принимает должного участия в его воспитании, не влияет на его обязанность по возмещению вреда» .

С практической точки зрения представляется интересным вопрос о привлечении к имущественной ответственности за вред, причиненный малолетним в период нахождения его в организации, должной осуществлять за ним надзор (общеобразовательная школа, гимназия, лицей,

больница, санаторий и др.) (далее — надзорная организация). Как прямо указано в п. 16 постановления № 1, родители отвечают за вред, причиненный малолетним, если с их стороны имело место безответственное отношение к его воспитанию и (или) неосуществление должного надзора. Надзорные организации отвечают только за неосуществление должного надзора за ребенком в момент причинения им вреда. При этом ответчики по делу должны самостоятельно доказывать отсутствие своей вины. Если в суде будет установлено, что ответственность за причинение вреда должны нести как родители, так и надзорные организации, то вред возмещается по принципу долевой ответственности в зависимости от степени вины каждого.

В рамках рассмотрения гражданских дел по искам о возмещении вреда, причиненного в период нахождения малолетнего в надзорной организации, прослеживается формирование неоднородной судебной практики, что обусловлено отсутствием четких критериев наложения и распределения гражданско-правовой ответственности между родителями и надзорными организациями. Например, в 2015 г. Мордовским районным судом был рассмотрен случай причинения вреда здоровью в школьном туалете из-за баловства с дверью кабинки. Возлагая полную ответственность по возмещению вреда на школу, суд разъяснил, что вопрос об ответственности родителей малолетнего причинителя вреда мог быть поставлен только в том случае, если бы школа доказала отсутствие своей вины в осуществлении надзора .

Не усмотрел противоправности в поведении родителей и Боровский районный суд, когда в 2014 г. рассматривал дело по иску о взыскании компенсации морального вреда, обусловленного совершением двумя малолетними лицами противоправных действий сексуального характера. Установив, что противоправные действия были совершены на территории и в период работы общеобразовательной школы при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о безответственном отношении родителей к воспитанию и неосуществлению над ним должного надзора, суд пришел к выводу, что оснований для привлечения к ответственности родителей малолетних причинителей вреда не имеется .

К совершенно противоположному мнению пришел Вахитовский районный суд города Казани, когда в 2014 г. рассматривал дело о причинении вреда здоровью во время ожидания учителя после перемены, т. е. в то время, когда дети находились под надзором школы, в обязанности которой входит осуществление должного надзора за учащимися. Не отрицая вины надзорной организации, суд нашел в произошедшем и вину родителя причинителя вреда, которая предшествовала правонарушению и заключалась в ненадлежащем воспитании, поскольку «отец малолетнего не проявил должной заботы о нравственном воспитании своего ребенка, не разъяснил ему норм морали и положений закона, которые налагают права, обязанности, запреты, на основании которых ребенок должен выстраивать свое поведение, свои поступки» .

Как видно, привлечение к гражданско-правовой ответственности родителей за вред, причиненный их малолетними детьми, базируется на совокупности взаимообусловленных обстоятельств, законодательное описание которых порождает разночтения на практике.

Ссылки:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина : постановление Пленума ВС РФ от 26 янв. 2010 г. № 1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Синенко В.С. Правовая природа обязательств по возмещению вреда, причиненного малолетними и недееспособными гражданами // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 4 (44). С. 141-145.

4. Рабец А.М. Соотношение гражданско-правового положения несовершеннолетних и их законных представителей в договорных и деликтных обязательствах (проблемы теории и практики) // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 424. С. 241-246.

9. Решение Мордовского районного суда (Тамбовская область) от 25 марта 2015 г. по делу № 2-47/2015 // Там же.

10. Решение Боровского районного суда (Калужская область) от 2 сент. 2014 г. по делу № 2-902/2014 // Там же.

Согласно нормам действующего законодательства несовершеннолетними лицами признаются лица, не достигшие возраста 18 лет. Уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет. Лица, не достигшие возраста 14 лет, не несут уголовной ответственности, поскольку законодатель считает, что в таком возрасте человек не способен осознавать последствий своих деяний. Уголовная ответственность несовершеннолетних определяется статьей 87 Уголовного кодекса РФ, при этом учитываются факторы, оказывающие воздействие на лицо, преступившие закон, как в момент совершения деяния, так и до этого. Законодатель учитывает тяжесть преступления, а также принимаются во внимание такие показатели как:

  • физическое и интеллектуальное соответствие лица возрасту по документам;
  • умственное развитие несовершеннолетнего лица;
  • способность оценивать адекватно результаты своих действий;
  • условия воспитания.

Особенности применения ответственности к несовершеннолетним

При разбирательстве преступлений, совершенными несовершеннолетними, действуют особые правила:

  1. при вынесении приговора несовершеннолетний возраст является смягчающим обстоятельством;
  2. ограничение свободы передвижения для несовершеннолетнего лица не должно длиться более 2-х лет;
  3. ограничение свободы не может быть назначено при совершении легких преступлений впервые;
  4. осужденным в возрасте 14-16 лет не назначают сроки свыше 6 лет;
  5. лицам в возрасте до 16 лет сроки выше 10 лет назначаются только за особо тяжкие виды преступлений;
  6. штрафные санкции применяются либо в отношении несовершеннолетнего, либо в отношении его родителей/усыновителей/опекунов;
  7. при применении наказания предпочтение отдается принудительным педагогическим воздействиям.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления возраста 14 лет, подлежат ответственности за следующие виды преступлений:

  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или средней тяжести;
  • похищение человека;
  • убийство;
  • изнасилование или насильственные действия сексуального характера;
  • вымогательство;
  • кража;
  • грабеж/разбой;
  • умышленное уничтожение или повреждение имущества (при отягчающих обстоятельствах);
  • неправомерное завладение автомобилем или иным средством без цели хищения;
  • захват заложника / террористический акт / заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
  • хулиганство (с отягчающим обстоятельством) / вандализм;
  • хищение/вымогательство наркотических средств или психотропных веществ / оружия/ взрывчатых веществ или устройств/боеприпасов и другие.

Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним

Важно! К лицам, не достигшим возраста 18 лет, не применяется наказание в виде пожизненного лишения свободы.

В результате анализа ситуации, состава преступления и факторов, способствующих совершению преступленного деяния, несовершеннолетнего могут:

  • признать невиновным;
  • признать виновным частично и назначить наказание в виде принудительного воспитательного воздействия или ограничиться выговором;
  • признать виновным и назначить наказание в виде ограничения свободы передвижения или назначить испытательный срок;
  • признать виновным и направить в специализированное учебно-воспитательное учреждение со строгим режимом;
  • признать виновным и назначить наказание в виде лишения свободы;
  • признать виновным и приговорить к выплате штрафа / общественным работам / запретить заниматься определенными видами деятельности.

В отношении несовершеннолетних при наступлении уголовной ответственности применяется психологически-психиатрическая экспертиза, которая является сложным видом исследования. Специалистами применяются специальные психологические и медицинские тесты, итогом которых становится заключение экспертов о вменяемости несовершеннолетнего на момент совершения преступления. В случае признания подростка невменяемым, наступление уголовной ответственности невозможно, судом назначается принудительная медицинская мера. В отличии от взрослых к несовершеннолетним применяются более мягкие меры и виды уголовного наказания. Учитывая социальный статус подростков и возрастные особенности, большие меры направлены на перевоспитание человека. К воспитательным мерам относят принудительные приемы, представляющие собой:

  1. предупреждение;
  2. передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

  3. возложение обязанности загладить причиненный вред;

  4. запрет на посещение мест определенных, как общественные.

Важно! Если к несовершеннолетнему лицу применены принудительные меры, он обязан отмечаться в инспекции по делам несовершеннолетних с определенной периодичностью.

Условия освобождения от уголовной ответственности

Как уже отмечалось выше, законодатель, определяя возможность наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних, определяет определенные условия, при которых можно избежать наказания. Так, на территории РФ действуют следующие условия для освобождения от ответственности:

  • при установлении факта угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего со стороны старших родственников или иных лиц, провоцировавших его на совершение преступного деяния;
  • при совершении преступления впервые, если оно было расценено судом, как не тяжелое или средней тяжести, в этом случае применяют меры педагогического воздействия;
  • при принятии судом решения о помещение лица, не достигшего возраста 18 лет в учреждение закрытого типа для корректирующего педагогического и медицинского воздействия.

Важно! В отношении несовершеннолетних в ходе осуществления наказания, установленного судом за совершенное преступление, очень часто применяется условно-досрочное освобождение.

Проблемы подростковой преступности в России

Исходя из статистических сведений, полученных в результате расследования дел несовершеннолетних, совершивших преступления, установлено:

  • лица, не достигшие возраста совершеннолетия, легко подпадают под дурное влияние лиц, которые преследуют корыстные цели;
  • большое число преступлений совершается подростками, объединившимися в группы;
  • подростки из неблагополучных семей легче соглашаются на совершение преступного деяния;
  • юридическая безграмотность и уверенность в своей безнаказанности существенно способствует подростковой преступности.

Таким образом, низкий уровень образования, отсутствие должного внимания со стороны близких, наличие большого количества свободного времени, как и отсутствие увлечений способствует росту детской преступности.

Важность защиты несовершеннолетних

Лица, не достигшие возраста 18 лет, попавшие в сложную жизненную ситуацию, нуждаются в особой юридической защите. Подростки склонны проверять свои возможности и способности, при этом это умственно и физически незрелый человек, следовательно, поддержка взрослого ему особенно необходима. Права и обязанности возникают у гражданина в процессе взросления, ребенок должен знать, какую ответственность он понесет в результате своих действий. Как правило, именно правовая безграмотность взрослых и детей приводит к печальным последствиям и несовершеннолетний несет ответственность за свое преступное деяние в соответствии с законом. Чтобы соблюсти интересы несовершеннолетнего, закон предусматривает право таких лиц на юридическую помощь – и подростки и их родители имеют право на квалифицированное представительство в суде. Как правило, интересы несовершеннолетнего в суде представляют родители, опекуны или усыновители, которые, в свою очередь, могут перепоручить эти права другому человеку – адвокату. При желании подросток, достигший 14 лет, может лично выступать в суде и реализовывать свои процессуальные права, при условии эмансипации несовершеннолетнего.

Согласно Конституции РФ и Семейному Кодексу родители обязаны в равной мере заботиться о своих детях до наступления их полной самостоятельности. Родители должны заниматься воспитанием своего ребенка, контролировать его действий.

По многим видам преступлений или административных нарушений ответственность наступает только с определенного возраста. Поэтому в случае совершения ребенком противоправных действий ответственность за это будут нести его родители.

Кроме того, в стране предусмотрена ответственность родителей за несовершеннолетних детей, воспитанием которых они не занимаются.

Что по законам грозит нерадивым родителям, и с какого возраста дети начинают полностью отвечать за свои действия?

В каком случае ответственность переходит на родителей?

До скольки лет родители несут ответственность за детей, зависит от совершенного проступка. Фактически полная дееспособность в стране наступает с 18 лет. До этого времени дети считаются несовершеннолетними. Однако, к примеру, за особо тяжкие преступления ответственность наступает намного раньше.

Нести ответственность за своих детей родители могут только в рамках гражданского судопроизводства при возмещении причиненного вреда.

Если ребенок убил человека, конечно же никто за это не посадит в тюрьму его родителей. Но заставить их выплачивать пострадавшей стороне денежную компенсацию вполне могут.

В ст. 1073 и 1074 ГК РФ указаны те лица, которые несут ответственность за действия несовершеннолетних лиц. В данном контексте законодателем несовершеннолетние разделены на малолетних – до 14 лет и несовершеннолетних – от 14 до 18 лет.

За малолетних могут нести ответственность следующие категории граждан:

  • Родители;
  • Опекуны и попечители;
  • Сотрудники образовательных или медицинских учреждений;
  • Работники организаций для детей, которые остались без попечения родителей;
  • Прочие организации, которые в период совершения ребенком нарушения отвечали за присмотр за ним.

Ответственность родителей за нарушения и преступления несовершеннолетних сохраняется в течение 3 лет после лишения родительских прав.

Лица в возрасте от 14 до 18 могут сами выплачивать компенсации причиненного вреда или ущерба, если имеет в это время доход. Если же заработок у них отсутствует, это обязанность переходит к родителям.

Основные обязанности родителей

Частным случаем прекращения ответственности за лицо, не достигшее совершеннолетия, является эмансипация. Эмансипация – это процесс признания ребенка совершеннолетним до наступления его возраста установленной законодательством для этого возрастной границы.

К примеру, если ребенок раньше 18 лет вышел замуж или женился, он считается совершеннолетним.

В Семейном Кодексе предусмотрены обязанности родителей, которые они в обязательном порядке должны исполнять. К ним, в частности, относятся:

  • Лично воспитание ребенка;
  • Самостоятельный выбор методик воспитания, которые не противоречат безопасности детей и их интересам;
  • Оказание содействия в психологическом и духовном развитии ребенка;
  • Создание необходимых условий жизни ребенка, его материальное содержание;
  • Всестороннее образование ребенка через детские сады, школы, кружки и секции;
  • Защита правовых интересов ребенка в судах или иных органах, где требуется участие законного представителя.

Считается, что родители обязаны по умолчанию исполнять все возложенные на них кодексом обязанности.

Если же ребенок ведет себя не подобающим образом, нарушает закон и общественный порядок, считается, что это недоработка родителей. Следовательно, они обязаны отвечать самостоятельно за действия своего плохо воспитанного ребенка.

Ответственность за ненадлежащее воспитание

Если родители игнорируют правила поведения, предусмотренные Семейным Кодексом, значит они не исполняют свои родительские обязанности. За это существует строгое наказание.

Несоблюдение родительских обязанностей по воспитанию ребенка и заботе о нем может привести к ограничению или полному лишению родительских прав.

Контроль за действиями родителей осуществляют органы опеки и попечительства. Они ставят на учет те семьи, в которых плохие условия содержания детей, родители пьют или избивают детей.

В любой момент из этих семей детей могут забрать, отправить в дом малютки и подобрать им новую семью.

Основаниями для привлечения родителей к ответственности являются:

  • Злоупотребление родительскими правами;
  • Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей;
  • Умышленное совершение действий, которые нанесли физический или психологический вред ребенку.

Кроме лишения родительских прав к родителям могут применяться различные штрафные санкции. За злостное уклонение от уплаты алиментов, к примеру, и вовсе предусмотрена уголовная ответственность.

Ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает наказание за неуплату алиментов более 2 месяцев. Когда нарушитель имеет несколько административных штрафов по данной статье, на него возбуждается уголовное дело.

Уголовная ответственность родителей за несовершеннолетних детей

По ст. 20 УК РФ уголовная ответственность подростков наступает по общему правилу с 16 лет. Однако, если ребенком совершается особо тяжкое преступление, то он может стать правомерным субъектом содеянного уже с 14 лет.

К таким особо тяжким преступлениям могут быть отнесены:

  • Умышленное убийство;
  • Террористическая деятельность;
  • Насильственные действия сексуального характера;
  • Умышленное причинение вреда здоровью тяжкой степени;
  • Вымогательство;
  • Хищение чужого имущества и др.

Как правило, к подсудимым в возрасте от 14 до 16 лет применяются в качестве наказания меры медицинского характера или иные принудительные воздействия. Детей могут отправить под надзор родителей или поместить в медицинское учреждение.

Именно поэтому при вынесении приговора в суде учитываются следующие особенности несовершеннолетнего подсудимого:

  • Условия его жизни;
  • Воспитание;
  • Вменяемость и способность отдавать себе отчет в своих действиях;
  • Умственное развитие;
  • Наличие образования;
  • Образ жизни;
  • Психологическое состояние;
  • Наличие или отсутствие заболеваний.

Обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза, которая устанавливает вменяемость ребенка, оценивает его здоровье и опасность для общества.

И допрос на следственных действиях, и участие ребенка в судебных заседаниях осуществляется только в присутствие его законных представителей. Это, как правило, родители или органы опеки, если родители выступают потерпевшей стороной в деле.

Чаще всего, фигурантами уголовных дел являются подростки из неблагополучных семей. Они растут и воспитываются в условиях, где родители заняты своими делами и не контролируют жизнь своих детей.

За неисполнение родительских обязанностей предусмотрена уголовная ответственность по ст. 156 УК РФ.

По ст. 156 УК РФ родителям, которые халатно относятся к воспитанию своих детей, грозят следующие варианты ответственности:

  • Штраф до 100 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до года;
  • Обязательные работы до 440 часов;
  • Исправительные работы до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.

Кроме того, родители обязаны возместить ущерб, причиненный уголовным преступлением их ребенка, потерпевшей стороне. Это, прежде всего, возмещение ущерба имуществу, стоимость лечения и моральный вред.

Административная ответственность родителей за несовершеннолетних детей

Ответственность родителей за правонарушения несовершеннолетних детей предусмотрена КоАП РФ до наступления возраста в 16 лет. Если же дети к этому моменту самостоятельно не могут выплатить сумму ущерба, на помощь им приходят родители.

К таким преступлениям, за которые ответственность будут нести родители, относятся:

  • Нарушение правил дорожного движения;
  • Уклонение от учебы;
  • Общественно опасные деяния;
  • Мелкое хищение;
  • Хулиганство;
  • Антисоциальное поведение.

За административные проступки возможна ответственность в виде:

  • Штрафной компенсации в размере половины МРОТ;
  • Принесение публичных извинений перед потерпевшей стороной;
  • Самостоятельное устранение ущерба.

Кроме того, если суд усмотрит в действиях родителей ненадлежащее исполнение своих обязанностей, он может применить в отношении них административные взыскания. В частности, основаниями этого могут послужить отсутствие социального воспитания и обучения, ненадлежащее обеспечение ребенка.

По ст. 5.35.1 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей родителям грозит штраф от 100 до 500 рублей.

Такая мера ответственности может применяться, как при совершении административного проступка несовершеннолетним, так и в качестве самостоятельной меры воздействия на родителей.

Дела об административных правонарушениях в 2020 году уполномочены рассматривать на основании ст. 22.1 КоАП РФ комиссии по делам несовершеннолетних.

Ответственность родителей за нарушение детьми ПДД

Нарушение ребенком правил дорожного движения является частным случаев административного проступка. Субъектом данного правонарушения являются родители.

Родители должны объяснять детям правила поведения на дороге и контролировать соблюдение ими этих правил. Необученный ребенок может создать на дороге опасную не только для него самого ситуацию, но и для других участников движения.

К действиям и бездействиям родителей, которые могут привести к нарушению детьми ПДД, относятся:

  • Приобретение для детей до 16 лет мототранспортных средств или предоставление им в пользование своих автомобилей;
  • Прогулка детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых;
  • Родители отправляют своих детей в магазины, которые находятся через дорогу без сопровождения;
  • Родители не контролируют управление детьми велосипедами;
  • Родители при переходе дороги не ведут детей дошкольного возраста за руку.

За эти действия по ст. 5.35.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафных санкций от 100 до 500 рублей.

Родители должны заниматься воспитанием своих детей. Дети в силу своего возраста, эмоционального и физического развития многого не знают. В детей нужно вкладывать правильную информацию, объяснять, что можно делать, а чего категорически нельзя.

Только тогда можно избежать случаев совершения преступлений и противоправных действий несовершеннолетними, ответственность за которые придется нести родителям.

Троицко — Харцызская ОШ № 18

Мы в ответе за свои поступки

( Правонарушение, преступление и подросток )

Классный час

по профилактике правонарушений

среди несовершеннолетних

Разработка

учителя истории и права

Степаненко В. П.

Цели проведения:

  • профилактика правонарушений несовершеннолетних;
  • пропаганда правовых знаний;
  • формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
  • формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
  • формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям
  • развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

Один из самых обычных

и ведущих к самым большим

бедствиям соблазнов, есть соблазн

словами: » Все так делают «

Л.Н. Толстого

Ход классного часа

1 .Классный руководитель: Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме — о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.

Тема нашего классного часа » Мы в ответе за свои поступки «

Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого (на доске): » Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: » Все так делают » .

Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям.

Ежегодно детьми и подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Почему люди совершают преступления?

Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни:

  • идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях,
  • или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы.

Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться — плохо.

И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему?

Как вы думаете?

Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение? (Определения написаны на доске)

ЗАКОН- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

— Что такое поступок? Проступок – нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

— Что такое правонарушение? Правонарушение – нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16 лет.

— Что такое преступление? Преступление – серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

— Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» — эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.

Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, классный руководитль поправляет и дополняет примеры)

  • плохо учатся, а потом бросают школу;
  • курят и выпивают;
  • грубят и сверстникам и взрослым;
  • унижают маленьких и слабых;
  • лгут даже без причины;
  • стараются выяснить отношения только с помощью силы;
  • играют в карты;
  • разрисовывают стены;
  • портят школьное имущество и многое другое.

Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.

Почему такое происходит?

Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.

Одна из задач такого классного часа предупредить вас об опасностях в игре с законом.

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

  1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом
  • общественно опасное,
  • посягающее на общественный строй,
  • собственность, личность, права и свободы граждан,
  • общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

  1. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.

К административным нарушениям относятся:

  • нарушение правил дорожного движения,
  • нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.

Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру:

  • опоздание на работу,
  • прогул без уважительной причины.

Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю:

  • возмещение вреда,
  • уплата ущерба.

— Ребята, я вам рассказала о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Задания

1. Разбор ситуации:

  • Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки ?Г
  • . Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
  • . Студенты перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего товарища. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? У
  • . Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.Г

Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.

— В каждом колледже найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в полицию «В колледже заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).

Конечно, «заложенная бомба» – это терроризм! Значит, она представляет серьезную проблему как для правоохранительных органов, так и для граждан; отвлекает силы и средства органов правопорядка; создает нервозность и панику в обществе.

— Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).

— Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщеие об акте терроризма:

  • штраф вн размере до 200 тысяч рублей
  • или исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет
  • либо арест на срок от 3 до 6 месяцев,
  • либо лишение свободы на срок до 3 лет.

Помните, с законом шутки плохи!

2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А – административная ответственность;

Г – гражданско-правовая;

У – уголовная;

Д – дисциплинарная.

Виды нарушений:

1. Порвал учебник (Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил человека (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

— Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

— А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

  • Во-первых, отвечать спокойно на вопросы полицейского, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…
  • Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

— А теперь рассмотрим следующую ситуацию:

«На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?»

— Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)

  • Во-первых, это преступление! Вы согласны?

Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий.

1. Скорее позвони по телефону и вызовите полицию.

2. Внятно объясни, где и когда совершено преступление

3. Сообщи приметы хулиганов.

4. Поставь в известность родителей.

— А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?

Правильно:

1. Нарушение правил дорожного движения

2. Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3. Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

4. Незаконная продажа.

5.Злостное неповиновение.

— А теперь поговорим о ваших правах.

1. Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают).

— Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

2. Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).

Да. В этом случае вы можете пойти в отделение полиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

— А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

— Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте: дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям. Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать!

— Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

Классный руководитель:

Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (по мере называния вывешиваются на доске)

«Хулиганство»

«Мошенничество»

«Вымогательство»

«Распитие спиртных напитков»

  • «Хулиганство

В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбилих. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно.

Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение.

(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)

Хулиганство т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:

— арестом на срок до 2-х лет;
— до 5 лет;

С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:

— тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».

А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения

говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, — влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».

Мошенничество т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, — наказывается:

  • штрафом,
  • обязательными работами,
  • исправительными работами».
    Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

Вымогательство т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество … под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества… наказывается:

  • ограничением свободы;
  • арестом;
  • лишением свободы».

Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде .

  • Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».

» Мозговой штурм «. Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)

  • пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.
  • стремление к примитивному время провождению.

зависть

  • преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей.
  • жадность.
  • резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;
  • неуверенность в завтрашнем дне.
  • стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.
  • Низкий материальный уровень жизни населения.
  • Низкий уровень правовой культуры граждан. Алкоголизм и наркомания
  • Ответственное отношение к учебе, знаниям.
  • Обладание внутренним миром
  • Общение и искусством, природой
  • доброта

Делается вывод:

Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так?

Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром.

Бездуховность – одна из причин, которая приводит детей к правонарушениям.

Как же формируется бездуховность?

Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие.

Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.

Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению.

Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей.

Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и жадность.

У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая милиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут.

Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – животное.

Злость – спутник несчастий.

Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Инсценировка » Мошенничество «

На скамейке сидят две девочки.

1-я девочка: Ой, Ленка, откуда у тебя столько денег? Неужели предки дали?

2-я девочка: Скажешь тоже, предки! Откуда у них деньги? Они уже 3 месяца зарплату не получают, я им сама деньжат подбрасываю, а они радуются, что в старом пальто деньги забыли.

1-я девочка: А где же ты их взяла?

2-я девочка: Тебе скажи, завтра вся школа знать будет.

1-я девочка: Лен, ну я же твоя лучшая подруга, скажи, мне ведь тоже деньги нужны…

Лена оценивающе смотрит на Катю.

2-я девочка: Вообще-то мне нужна помощница… Ну, смотри, если проболтаешься, нам не поздоровится!

1-я девочка: Клянусь, я никому не скажу!

Девочки шепчутся.

1-я девочка: Слушая, а если они пожалуются?

2-я девочка: Что, уже струсила? Никто еще не жаловался… И потом, мы же в другой район поедем, а там нас никто не знает.

1-я девочка: Ну, хорошо, я согласна.

Девочки уходят.

На скамейке сидит девочка, играет в электронную игру, к ней подходят Катя и Лена, разговаривают преувеличенно громко, садятся на скамью.

1-я девочка: Да ты что? Украли?

2-я девочка: Я тебе говорю, чуть уши не оторвали…

1-я девочка: Ужас! А ты в милицию обращалась?

2-я девочка: Да ты что? Кто ж их теперь найдет? Да и не будет милиция из-за одной сережки шум поднимать.(Обращается к 3-й девочке) Ведь правда же милиция не поможет.

3-я девочка: А что случилось?

1-я девочка: У нее вчера сережки украли.

3-я девочка: Дорогие?

2-я девочка: А то? Знаешь, такой цветочек с камушком, мне мама подарила. Ой, вот точно как у тебя.

3-я девочка: Мне тоже мама подарила.

1-я девочка: Ладно, рассказывай, мама… А может ты и украла…

3-я девочка: Да вы что, девочки!

2-я девочка: Подожди, может мы зря человека обвиняем, а сережки-то и не похожи, покажи-ка их поближе…

Девочка снимает сережку

1-я девочка: Похожа?

2-я девочка: Вроде похожа.

1-я девочка: Надо маме показать, давай у нее спросим?

2-я девочка: Ты что, с ума сошла, ты мою мать не знаешь? Она же грозилась отлупить того, кого в таких сережках увидит, а она сначала делает, а потом спрашивает.

3-я девочка: Девочки, это мои сережки, хотите – пойдемте к моей маме.

2-я девочка: Ага, ненормальных нашла.

1-я девочка: А давайте вот что сделаем, Лена, ты отдай ей в залог свое кольцо, только учти, оно жутко дорогое, а мы сбегаем, покажем твоей маме сережки, да не волнуйся, мы вон в том доме живем.

2-я девочка: Только учти, если попытаешься с кольцом удрать – мы тебя из под земли достанем…

3-я девочка: Хорошо, хорошо, я вас здесь буду ждать.

Девочки уходят.

Девочка на скамейке смотрит на часы, волнуется, затем начинает плакать и уходит.

На сцене Катя и Лена.

2-я девочка: Вот видишь, как просто.

1-я девочка: Да, а эта дурра и не знает, что подъезд сквозной.

2-я девочка: теперь в скупку, рублей 200 дадут за сережки.

1-я девочка: Точно, сережка-то дорогая.

2-я девочка: И никто ничего не узнает…

(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь в этой сценке, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)

Инсценировка «Вымогательство»

3 мальчика сидят на скамейке.

1-й мальчик: Стремно как-то, пойти некуда…

2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?

3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку…

1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?

2-й мальчик: А отдавать чем будем?

1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.

3-й мальчик: как это? …

1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем…

Входит мальчик.

1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?

4-й мальчик: Нету.

2-й мальчик: А не врешь?

4-й мальчик: Честно, нету денег.

1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.

4-й мальчик: Не буду, не имеете права.

2-й мальчик: А по репе?..

Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном — несколько монет.

1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».

4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?

2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?

4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?

3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?

4-й мальчик: Не принесу!

1-й мальчик: Не принесешь — в репу, мы ведь знаем, где ты живешь.

2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает.

Уходят, насвистывая.

1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.

4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с пунктом 2 статьи 21 или со статьей 27 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 26 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья, посвященная дееспособности несовершеннолетних от 14 до 18 лет, последовательно регулирует их сделко- (п. п. 1, 2) и деликтоспособность (п. 3), ограничение их дееспособности (п. 4). Она не касается несовершеннолетних, ставших полностью дееспособными (п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК), и малолетних (ст. 28 ГК). Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет (далее — несовершеннолетние) обладают частичной дееспособностью: они могут самостоятельно совершать сделки с соблюдением требований закона и нести гражданскую ответственность. Несовершеннолетние могут самостоятельно совершить любую сделку. Закон не устанавливает ограничений на саму сделку (ее стоимость, форму, предмет, прочие ее условия), но требует ее согласования с родителями (усыновителями) или попечителем несовершеннолетнего. Достаточно воли хотя бы одного родителя (усыновителя): а) случаи, когда закон требует согласия обоих родителей (усыновителей), известны, но тогда и о необходимости взаимности, и о связанных с ней последствиях говорится прямо (абз. 2 п. 1 ст. 27 ГК); б) родитель (усыновитель) может быть вообще один; в) семейное законодательство исходит из принципа равенства прав и обязанностей родителей (усыновителей) в отношении детей (п. 1 ст. 61, п. 1 ст. 137 СК). Поэтому правило п. 1 ст. 26 в части упоминания о родителях (усыновителях) во множественном числе требует ограничительного толкования. Попечитель обычно бывает один, но если все же попечителей несколько, они в отличие от родителей (усыновителей) должны действовать одновременно, а если ведение дела поручается одному из попечителей, он должен иметь от других попечителей доверенности (п. п. 6 — 8 ст. 10 Закона об опеке). Никто другой (бабушка, дедушка, старшие брат или сестра и проч.) не вправе согласовывать сделку несовершеннолетнего, если, конечно, он не является попечителем. Согласование сделки должно быть письменным (абз. 1 п. 1 ст. 26), согласие может быть дано перед совершением сделки, при ее совершении и в последующем (абз. 2 п. 1 ст. 26).

Закон ничего не говорит о сущности (форме выражения) согласия — достаточно, чтобы оно определенно свидетельствовало, что родители (усыновители) или попечитель знают и не препятствуют сделке несовершеннолетнего, а сама сделка при этом должна получить должную индивидуализацию во избежание споров о тождестве согласованного и совершенного. Требование письменного согласования сделки принципиально для ее юридического качества, однако отсутствие самого факта согласования или устное согласование сделки влекут лишь ее оспоримость — для признания ее недействительной нужен фактический состав: а) из инициирования родителями (усыновителями) или попечителем судебной процедуры признания ее недействительной; б) доказывания ими в суде соответствующего факта (отсутствия согласия); в) решения суда об аннулировании сделки (п. 1 ст. 175 ГК); известны и другие важные правила (см., например, п. 2 ст. 181 ГК).

2. Общее требование п. 1 ст. 26 знает ряд исключений, когда несовершеннолетний может самостоятельно и без согласования совершать сделки, их исчерпывающий перечень содержит п. 2 ст. 26. Прежде всего это распоряжение несовершеннолетним своим доходом — заработком, стипендией, гонораром, дивидендом, выигрышем и др. (далее — доход). Закон не дает ответа на вопрос, может ли несовершеннолетний распоряжаться имуществом, приобретенным на этот доход (за рамками мелких бытовых и иных сделок, которые самостоятельно могут совершать даже малолетние). В современных экономико-правовых условиях положительное его решение сомнений не вызывает, учитывая в том числе и то, что доход, о котором идет речь в подп. 1 п. 2 ст. 26, поступающий в самостоятельное распоряжение несовершеннолетнего, может быть и денежным, и натуральным.

Несовершеннолетний может распоряжаться своим доходом с учетом следующих ограничений: а) он не может совершать распорядительные сделки, запрещенные законом (например, распорядиться своими деньгами на случай смерти, так как посмертное распоряжение имуществом возможно только посредством завещания, а от завещателя требуется полная дееспособность) (п. п. 1, 2 ст. 1118 ГК); б) он может распоряжаться только теми доходами, которые уже получены им или причитаются ему, т.е. право на которые у него уже возникло (поэтому приобретение несовершеннолетним имущества в кредит в счет будущего заработка потребует согласования с родителями, усыновителями, попечителем).

Помимо сказанного о доходе несовершеннолетние могут самостоятельно: а) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; б) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (однако вкладом, внесенным на имя несовершеннолетнего другим лицом (ст. 842 ГК), несовершеннолетний может распоряжаться только с согласия родителей, усыновителей, попечителя); в) совершать все те сделки, которые могут совершать малолетние (ст. 28 ГК); г) с 16 лет осуществлять весь комплекс членских прав и обязанностей в кооперативах (ст. ст. 107 — 112, 116 ГК). Перечень дозволенного несовершеннолетнему к самостоятельному совершению является исчерпывающим.

3. Несовершеннолетние самостоятельно отвечают по совершенным сделкам и за причиненный вред (п. 3 ст. 26). Ответственность несовершеннолетнего по всем совершенным сделкам (п. п. 1 и 2 ст. 26) ограничивается его имуществом, его родители (усыновители) или попечитель не отвечают по его сделкам, хотя бы они и давали согласие на их совершение, а так как согласование сделки не означает гарантию ее исполнения, все возможные риски убытков от таких сделок за рамками имущества несовершеннолетнего падают на его контрагента.

Напротив, согласно п. 3 ст. 26 и ст. 1074 ГК при причинении несовершеннолетними вреда и отсутствии (недостаточности) у них доходов или имущества к возмещению вреда (полному или в части) привлекаются их родители (усыновители) или попечитель (в том числе попечитель по закону — организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — п. 4 ст. 35 ГК), однако в отличие от малолетних исключено привлечение к ответственности образовательных, медицинских и иных организаций, под надзором которых несовершеннолетний находился временно и которые не являются его попечителем (например, школы — ср. с п. 3 ст. 1073 ГК). Ответственность указанных лиц: а) является субсидиарной (ст. 399 ГК); б) покоится на вине (родители, усыновители, попечитель привлекаются к ответственности, если не докажут, что вред возник не по их вине, — п. 2 ст. 1074 ГК); в) прекращается с достижением несовершеннолетним (основным ответчиком) совершеннолетия, а также в случаях, когда до этого момента у него появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, или он приобрел полную дееспособность согласно п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК (п. 3 ст. 1074 ГК). Субсидиарные ответчики отвечают за собственную вину, выразившуюся в издержках (недостатках) воспитания несовершеннолетнего или контроля (надзора) за ним, поэтому не имеют права регресса (п. 4 ст. 1081 ГК).

4. Дееспособность несовершеннолетних может быть ограничена судом в порядке особого производства (подп. 4 п. 1 ст. 262, гл. 31 ГПК) по любому достаточному основанию (ср. п. 4 ст. 26 с абз. 1 п. 1 ст. 30 ГК), включая вредные привычки и неразумную трату денег (на Интернет, компьютерные программы, коллекционирование и т.п.) в ущерб насущным бытовым вопросам (приобретение одежды, продуктов питания и т.п.). Достаточность основания зависит от усмотрения заявителя — родителей (усыновителей), попечителя, органа опеки и попечительства. Заявление подается в суд по месту жительства несовершеннолетнего. В заявлении должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о его явно неразумном распоряжении доходом. Суд рассматривает данное заявление с участием несовершеннолетнего, заявителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства. Заявитель освобождается от уплаты издержек, связанных с рассмотрением данного заявления, однако суд взыскивает с заявителя все издержки, если установит, что он действовал недобросовестно в целях заведомо необоснованного ограничения дееспособности несовершеннолетнего (п. п. 3, 4 ст. 281, п. 3 ст. 282, ст. 284 ГПК).

Смысл ограничения дееспособности несовершеннолетних — в ограничении или лишении их права самостоятельно распоряжаться доходом (подп. 1 п. 2 ст. 26), при этом не могут ограничиваться ни другие их возможности, названные в п. 1 и подп. 2 — 4 п. 2 ст. 26, ни их деликтоспособность (п. 3 ст. 26). Выбор между ограничением и лишением права свободно распоряжаться доходом зависит от пожелания заявителя, обстоятельств дела и усмотрения суда. После ограничения дееспособности несовершеннолетнего его доход получают его родители (усыновители) или попечитель (частично или полностью), сам же несовершеннолетний может распоряжаться им только с их согласия.

Принимая во внимание нерешенность в п. 4 ст. 26 и в гл. 31 ГПК ряда конкретных вопросов, а также тот факт, что ограничение дееспособности касается лиц от 14 до 18 лет, санкция п. 4 ст. 26 действует: а) вплоть до приобретения несовершеннолетним полной дееспособности (в том числе согласно п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК); б) вплоть до ее отмены судом; в) в течение срока, определенно установленного в решении суда. Правило п. 4 ст. 26 противоположно правилу ст. 27 ГК: первое содержит особую меру воспитательного характера и санкцию, второе — поощрительную (стимулирующую) меру.

Комментарий к ст. 26 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена дееспособности несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Установлено правило о том, что сделки лиц от 14 до 18 лет требуют предварительного или последующего письменного согласия законных представителей. Такими законными представителями могут быть родители, усыновители (удочерители) или попечители.

2. Исключение из этого правила составляют:

(1) сделки несовершеннолетних о распоряжении своими заработком, стипендией и иными доходами;
(2) осуществление прав автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (ст. 1257 ГК);
(3) внесение вкладов в кредитные организации и распоряжение ими в соответствии с законом (гл. 44 (ст. 834–844) ГК);
(4) совершение мелких бытовых сделок и иных сделок, предусмотренных п. 2 ст. 28 ГК. Понятие мелкой бытовой сделки основывается на необходимости предоставить несовершеннолетнему лицу возможность в ограниченном объеме участвовать в повседневном гражданском обороте. Подобная категория известна также германскому праву, в котором выделено понятие так наз. «карманных денег». В российском праве четкое и общепризнанное определение мелкой бытовой сделки отсутствует. Понятно, что в данном случае речь идет о небольшой по стоимости сделке, которая является обычной для несовершеннолетнего и направлена на удовлетворение его обычных, повседневных потребностей. Примерами таких мелких бытовых сделок могут служить приобретение билета за проезд в общественном транспорте, покупка мороженого и т. п. При этом, конечно, возникает вопрос о том, что представляет собой «небольшая стоимость сделки» с учетом имущественной дифференциации членов общества. По-видимому, ею может считаться та сумма, которая не является для законного представителя несовершеннолетнего лица значительной.

3. По достижении 16 лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов (см. ст. 111 ЖК, ст. 7 Закона о потребительской кооперации, ст. 7 Закона о производственных кооперативах, ст. 18 Закона о садоводческих объединениях граждан, ст. 13 Закона о сельскохозяйственной кооперации, ст. 5 Закона о жилищных накопительных кооперативах, ст. 11 Закона о кредитной кооперации).

4. Пунктом 3 установлен принцип самостоятельной имущественной ответственности несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет по тем сделкам, которые он совершил в соответствии с комментируемой статьей. Однако за причиненный вред такой несовершеннолетний несет ответственность по правилам ст. 1074 ГК.

5. Возможно ограничение или лишение несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет права распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами. Решение по ограничению или лишению несовершеннолетнего лица этого права принимает суд по заявлению родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства. Статья 262 ГПК относит подобного рода дела к делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства.

Судебная практика по ст. 26 ГК РФ

Позиции высших судов по статье 26 Гражданского кодекса.

Верховный Суд Российской Федерации

  1. Определение от 31 мая 2019 г. по делу № А33-6143/2018
  2. Определение от 23 июля 2018 г. по делу № А40-235730/2016
  3. Определение от 7 июня 2018 г. по делу № А40-235730/2016
  4. Определение от 26 декабря 2016 г. по делу № А40-184451/2015
  5. Определение от 20 февраля 2013 г.
  6. Определение от 8 декабря 2011 г.
  7. Определение от 8 июля 2008 г. по делу № 2-462/2003
  8. Решение от 15 августа 2007 г.

admin

Добавить комментарий