Отдел логистики структура

Отдел логистики структура

Понятие логистики

Понятие логистики – управленческая деятельность по осуществлению операций закупки, снабжения, транспортировки и хранения товарно-материальных ценностей, включая материалы, готовую продукцию, сырье, инвентарь, технику и т.п.

Согласно данному определению, логистика направлена на оптимизацию расходов, связанных с поставками товарно-материальных ценностей (ТМЦ), рационализацию процессов производства, снабжения и хранения ТМЦ, необходимых для деятельности предприятия. Данные процессы могут осуществляться в рамках конкретного предприятия или группы предприятий, при этом в зависимости от специфики деятельности и перемещаемых ТМЦ могут применяться разные подходы к логистической деятельности.

Понятие логистики также включает в себя управление информацией и информационными потоками, непосредственно связанными с логистическими процессами, а также ряд управленческих действий в рамках общих финансовых потоков предприятия.

От понятия логистики нужно отличать логистическую систему, которая представляет собой комплекс действий разных участников процессов снабжения, транспортировки и хранения ТМЦ, такие действия организуются таким образом, чтобы достигалась цель и выполнялись задачи логистики.

Сущность логистики

Логистика, как особая экономическая деятельность, представляет собой сферу управления всеми видами потоков, которые имеют место в практике хозяйствующих субъектов.

Управление объектами, которые относятся к сфере логистики, основывается на разработке конкретных решений и их последующей реализации.

В соответствии с этим, сущность логистики проявляется в научной и хозяйственной деятельности.

Сущность логистики как науки заключается в разработке методологии, научного подхода и методов планирования, контроля и управления транспортировкой, складированием, распределением и другими материальными и нематериальными операциями, которые имеют место в деятельности экономических агентов. К сфере приложения научных методов логистики относятся операции по доставке сырья и материалов до производственного предприятия, перераспределению сырья, материалов, полуфабрикатов внутри предприятия, доставке готовой продукции до конечного потребителя, а также передача и обработка сопутствующей данным операциям информации.

Сущность логистики как особой сферы хозяйственной деятельности заключается в управлении транспортировкой, складированием и распределением сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции в рамках экономической деятельности хозяйствующего субъекта. Таким образом, логистика охватывает весь хозяйственный процесс, начиная от первичного источника сырья для производственной деятельности, заканчивая распределением готовой продукции в целях доведения ее до конечного потребителя, а также обработку информации, связанной с логистическими операциями.

Значение логистики, как экономической деятельности по управлению, в первую очередь, материальными потоками хозяйствующих организаций, обусловлено потребностями социально-экономического развития и экономики в целом, которые напрямую связаны с ростом объемов грузоперевозок различными видами транспорта и множеством направлений движения сырья и готовой продукции между субъектами экономической системы.

Таким образом, в современных условиях, сущность логистики проявляется в рационализации управления материальными потоками и основана на следующих положениях.

Сущность логистики

Принцип

Характеристика

Системный подход

В логистике необходима реализация системного подхода, так как максимальный эффект можно получить только в случае оптимизации материального потока на всем его протяжении от источника сырья до конечного потребителя.

Учет издержек

Требуется учет всех логистических издержек на всем протяжении материального потока в целях анализа и последующей оптимизации затрат транспортировку, складирование и распределение

Уровень развития

Уровень научно-технического развития позволяет хозяйствующим субъектам использовать в логистике оборудование, предназначенное для конкретных задач, вместо универсального.

Производительность труда

Развитие технологических процессов и улучшение условий труда способствуют повышению производительности труда в областях деятельности, сопряженных с логистическими процессами.

Адаптация

Способность к адаптации системы логистики отдельного хозяйствующего субъекта позволяет учитывать меняющиеся рыночные условия, изменения спроса и влияние факторов среды предприятия.

Таким образом, можно сделать объективный вывод, что логистика позволяет хозяйствующим субъектам использовать научно обоснованную методологию управления материальными потоками, решая при этом комплекс задач, связанных с движением ресурсов и готовой продукции.

Цель и задачи логистики

Основной целью логистики является достижение максимальной эффективности материальных потоков при минимальных затратах на транспортные, складские и распределительные операции на основе создания рациональной логистической системы.

В соответствии с данной целью можно выделить основные и частные задачи логистики.

Основные задачи логистики связаны с организацией регулирования материальных потоков и сводятся к аспектам управленческой деятельности. Частные задачи логистики связаны с конкретными действиями в данной области.

Задачи логистики

Основные задачи логистики

Частные задачи логистики

  • определение необходимого запаса ресурсов для бесперебойной экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
  • рациональное управление запасами ресурсов и готовой продукции;
  • организация и управление разгрузочными, погрузочными и транспортными операциями на складах предприятия и на стороне потребителей;
  • организация распределения готовой продукции;
  • построение структурной модели функционирования логистической системы предприятия;
  • планирование и организация процессов снабжения, складирования, производства, распределения и транспортировки;
  • согласование и координация действий предприятий, участвующих в цепи поставок и распределения готовой продукции, а также отдельных подразделений в рамках одного предприятия.
  • определение и создание минимального уровня запасов;
  • сокращение срока хранения готовой продукции на складе;
  • сокращение продолжительности транспортировки;
  • снижение количества погрузочных и разгрузочных операций;
  • иные действия, связанные с управлением материальными потоками.

Функции логистики

Функции логистики заключаются в определенных действиях, которые априори направлены на разработку и планирование рационального материального потока. В соответствии с этим логистика выполняет 4 функции:

  • системообразующая
  • интегрирующая
  • регулирующая
  • результирующая

Системообразующая функция логистики заключается в организации логистических систем, ориентированных на рациональное, действенное и целевое управление ресурсами хозяйствующего субъекта. Также к данной функции относится координация действий внутренних подразделений предприятия и других предприятий, являющихся участниками материального потока, начиная от поставщика сырья для производственного процесса, заканчивая оптовыми и розничными торговцами, обеспечивающих распределение готовой продукции.

Интегрирующая функция логистики напрямую связана с системообразующей функцией и заключается в обеспечении синхронной работы отдела снабжения, склада, отдела сбыта предприятия с внешними поставщиками ресурсов и посредниками по сбыту готовой продукции. Следует учитывать, что реализация данной функции невозможна без достижения координации и согласованности действий всех участников материального потока в рамках системообразующей функции логистики.

Регулирующая функция логистики состоит в эффективном управлении материальными, финансовыми и информационными потоками в целях обеспечения экономически рационального производственного процесса посредством контроля и воздействия на логистическую систему предприятия.

Результирующая функция логистики направлена на сокращение затрат, обеспечение рационального материального потока, организацию своевременной доставки ресурсов для производственного процесса и распределения готовой продукции. Данная функция определяет эффективность логистики на предприятии на основе полученного конечного результата от организации поставок сырья и распределения готовой продукции.

Функции логистики обеспечивают координацию производства и распределения.

Координация производства посредством функций логистики сводится к определению материальных и финансовых потребностей производственного процесса на предприятии, оценке потребностей потребителей в производимой продукции и обеспечении такого уровня производства продукции, который будет востребован рынком.

Координация распределения, благодаря функциям логистики, позволяет организовать и осуществлять контроль потоков готовой продукции от предприятия к потребителям напрямую или через оптовых и розничных торговцев в зависимости от уровня канала распределения.

  1. На операционном уровне функции логистики служат основой управления движением материальных ценностей, начиная от этапа снабжения производства и заканчивая распределением готовой продукции.
  2. В рамках снабжения производственной деятельности функции логистики сосредоточены в области управления движением сырья, материалов и полуфабрикатов от поставщиков на склад предприятия, а также в области управления их движением со склада предприятия непосредственно к месту их использования в производстве.
  3. В рамках производственного процесса функции логистики отвечают за перемещение сырья, материалов и полуфабрикатов между этапами производства, а также отправку готовой продукции на склад предприятия или непосредственно в распределительную систему для последующего сбыта конечным потребителям на целевом рынке.
  4. В рамках распределения готовой продукции функции логистики сводятся к управлению материальными потоками готовой продукции в процессе ее движения от предприятия к торговому хранилищу и к конечному потребителю.

Роль логистики в современных условиях

Таким образом, можно судить о том, что роль логистики заключается в оперативном планировании графика поставок сырья, материалов и полуфабрикатов для производственных нужд, определении рационального уровня запасов готовой продукции и планирование ее сбыта в соответствии с рыночным спросом.

В современных условиях логистика занимает особое место в управлении экономической деятельностью хозяйствующего субъекта и имеет приоритетное значение для многономенклатурных предприятий, территориально распределенных компаний, вертикально и горизонтально интегрированных холдингов и других организаций, которым необходимо иметь единую снабженческую, производственную и сбытовую систему. Подход к управлению и распределению материальных потоков на основе функциональной логистической системы широко применяется и используется в различных отраслях экономики. При этом для крупных предприятий наличие отдела логистики является безусловным фактором эффективного управления производственно-коммерческой деятельностью и дальнейшего развития. Логистика интегрируется в систему управления предприятия таким образом, чтобы обеспечить рациональное управление производством и распределением готовой продукции на всех уровнях в соответствии функциями и задачами логистики. Вместе с тем, на разных этапах своего развития предприятие постоянно наращивает производственные мощности и увеличивает материальные активы, что неизменно ведет к усложнению структуры материального потока, обуславливая необходимость непрерывного совершенствования логистики на предприятии.

В современных условиях невозможно игнорировать значимость логистики, учитывая, что ее функции охватывают весь производственно-сбытовой процесс на предприятии, начиная от снабжения производства сырьем, материалами и полуфабрикатами и заканчивая распределением готовой продукции, а задачи охватывают не только сферу движения материальных ресурсов, но и производственные аспекты деятельности предприятия. Вместе с тем, логистика позволяет выработать и реализовать меры по перераспределению материальных, финансовых, информационных и транспортных потоков, как внутри предприятия, так и вне его в рамках каналов снабжения и распределения. Благодаря этому на предприятии достигается максимальная эффективность потоков при минимальных затратах на логистические операции на основе рационального подхода, являющегося основой логистики.

Литература

Логистическая деятельность, логистические процессы, функции и операции

Сферой практической реализации логистической концепции и логистического подхода выступает логистическая деятельность предприятия.

Логистическую деятельность субъектов хозяйствования часть ученых рассматривает как практическую реализацию комплексных логистических функций и элементарных логистических операций. Комплексные логистические функции делят на базисные (снабжение, производство, сбыт), ключевые (поддержание стандартов обслуживания потребителей, управление закупками, транспортировка, управление запасами, управление процедурами заказ, управление производственными процедурами, ценообразования, физическое распределение) и поддерживающие (складирование, грузопереработка, защитное упаковки, обеспечения возврата товара, обеспечение запасными частям и сервисное обслуживание, сбор возвратных отходов, информационная компьютерная поддержка). Основными составляющими логистических функций является погрузка, разгрузка, затаривание, экспедирование грузов, перевозки и хранения грузов, прием и отпуск товаров со склада, перегрузки, сортировки и комплектация, консолидация грузов, сбор, хранение и передача информации о грузах, расчеты с поставщиками, страхование грузов , передача прав собственности на товар, таможенное оформление и другие логистические операции, которые осуществляются на предприятии .

Учитывая, что целью логистической деятельности является гармонизация интересов производителей, поставщиков и потребителей, то ее основными направлениями являются: совершенствование параметров входных потоков ресурсов на основе улучшения связей с поставщиками; совершенствование внутренних потоков, то есть результатов и согласованности действий подразделений предприятия; совершенствование связей с потребителями, обеспечение наиболее точного соответствия выходных потоков товаров и услуг с их требованиями .

Логистическую деятельность предприятия можно рассматривать и с точки зрения реализации основных логистических процессов — координации:

— Деятельности по оперативно-календарным планом поставки сырья, материалов и полуфабрикатов; транспортно-складские работы с предметами снабжения;

— Деятельности по плану физического распределения при производстве продукции; внутризаводским перемещением материалов, сырья, запчастей и готовой продукции, погрузочно-разгрузочные работы, транспортно-складские работы с незавершенного производства и тому подобное;

— Хозяйственной деятельности плану маркетинга при реализации продукции, прогнозированием спроса, сервисным обслуживанием, оперативно-календарным планированием, обработкой заказов клиентов, складскими и транспортными работами.

Таким образом, осуществление логистической деятельности на промышленных предприятиях дает основания рассматривать ее как составную часть логистических систем.

Большинство исследователей рассматривают логистическую деятельность через реализацию логистических функций, которые в свою очередь делятся на логистические процессы и логистические операции.

Логистический процесс — это организованная во времени последовательность выполнения логистических операций, позволяет достичь заданные цели. К логистическим процессам относятся процессы, связанные с изменением параметров пространства (размещения), времени, формы, свойств логистических потоков. Например, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров, доставка ресурсов от поставщиков, управление складскими операциями, прогнозирования потребности в перевозках , выполнения перевозок и всех необходимых при этом сопутствующих операций, доставка продукции в магазины, представительства, а также процессы управления, обеспечивающих эффективное планирование, контроль и регулирование потоков. Логистические процессы характеризуются технологическими режимами, средствами технического обеспечения, материальными и трудовыми затратами и т.д. .

Логистический процесс состоит из двух основных подсистем (потоков): информационной и материальной. Логистический процесс начинается именно с операций планирования и организации, то есть по сбору и обработки информации, когда сами материальные потоки еще отсутствуют. Операции информационной подсистемы — это разные расчеты, сбор и обработка информации, переговоры с другими участниками логистического процесса, совещания, заключение договоров, принятия управленческих решений и так далее. Операции материальной подсистемы — это транспортировка грузов, складирование, перегрузка, формирование и расформирование грузовых транспортных единиц (пакетов на поддонах контейнеров), сортировка грузов, упаковка грузов, комплектация транспортных партий и так далее. Когда начинается этап материального грузопотока, операции информационной подсистемы и материальной подсистемы идут параллельно, поскольку всегда материальные процессы транспортировок, складирования и перегрузок грузов сопровождаются переработкой информации (оформление транспортных документов, учет движения грузов и т. Д.). На этом этапе операции информационной и материальной подсистем взаимодействуют друг с другом и могут способствовать или препятствовать протеканию логистического процесса. Так, задержка в оформлении транспортных, юридических или финансовых документов может задержать процессы перевозок и складирования грузов. В свою очередь, несвоевременное прибытие или неправильная комплектация транспортной партии может привести к задержке оформления юридических документов (акта приемки грузов) или финансовых документов (оплата за грузы или работы). На этапе контроля и анализа, когда физическое распределение, транспортировка грузов закончены, выполняются только операции информационной подсистемы (сбор данных и анализ действий потребителей и конкурентов, состояния цен на рынке, составление отчетов и предложений и т. Д.)

Логистические операция — это часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте или с помощью одного технического средства; это совокупность действий, направленных на преобразование логистических потоков, не подлежит декомпозиции . Например, элементарные действия по переработке груза (комплектация, погрузка, разгрузка и т.д.), информационного или финансового потока (прием заказа, составление договора, разработка маршрута, оплата товара и т.п.).

Логистическая функция — это укрупненная совокупность логистических операций, направленных на реализацию определенной задачи логистической системы, например, транспортировки, складирования, управления заказами, управления запасами и прочее. Логистические процессы выполняются в пределах логистических функций.

Выделение логистических функций связано со структурными подразделениями службы логистики на предприятии, отвечающие за деятельность по управлению запасами, закупками, транспортировкой, складированием, упаковкой, грузопереработкой, таможенным оформлением грузов и т.

Выполнение некоторых логистических функций предприятие может поручить другому хозяйственной единицы. Поэтому организация логистической деятельности возможна по двум сценариям: аутсорсинг (англ. Outsourcing) и инсорсинг (англ. Insourcing).

Под аутсорсингом (контрактной логистикой) понимают перенос части производственных или логистических процессов на другие предприятия, например, покупка готовых комплектующих деталей, узлов для сборки изделий или использования услуг, предоставляемых транспортные или складской фирмы.

Диапазон использования аутсорсинга в цепи поставок может быть разным: узким (ограниченным закупкой некоторых функций) или широким (комплексные соглашения, касающиеся управления целой цепью поставок). Уровень использование аутсорсинга определяется приемлемым на предприятии уровнем логистической специализации.

Инсорсинг (англ. Insourcing) — это противоположный предыдущему сценария и означает выполнение процессов на предприятии, например, передача проекта работнику вместо того, чтобы нанять внешнего исполнителя или компанию для выполнения этой работы.

Иногда рассматривают еще такую составляющую логистической деятельности как логистическая процедура. Логистическая процедура — это часть логистической функции, возникает в результате ее декомпозиции и характеризуется однородностью работ и решений, принимаемых . Например, формирование потребности в материальных ресурсах, выбор поставщика, разработка плана транспортировки груза. В некоторых источниках логистической информации функции, процедуры и операции имеют общее название — логистические активности .

Планирование логистической деятельности — это систематический процесс поиска возможностей действовать, прогнозирование последствий этих действий, разработка логистического проекта, формирование управленческих решений, конкретных мероприятий и сроков их выполнения для достижения поставленных целей в будущем.

Функция планирования предполагает принятие решения о целях логистической организации и действиях ее сотрудников но достижению этих целей. Результатом этого решения является план, рассматриваемый как социально-экономическая модель будущего состояния логистической организации, содержащая определенные параметры логистической деятельности по достижению целей логистической системы предприятия.

Таким образом, планирование в логистике — это:

  • ? упорядоченный процесс разработки управленческого решения — логистического плана;
  • ? формирование такого решения па основе прогнозирования будущих событий в области логистической деятельности предприятия, поскольку оно вырабатывается по времени раньше наступления данных событий.

Главный смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы предприятия посредством:

  • ? целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
  • ? выявления рисков и снижения их уровня;
  • ? повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.

Для организации эффективного планирования, выявляющего

лучшие альтернативы, цели и способы их достижения, на предприятии должна существовать система планирования, г.е. упорядоченная структура.

Требованиями к такой системе являются:

  • ? документационное обеспечение. Для согласования плановых расчетов и контроля над выполнением планов важно, чтобы их основные составные части были документированы. Качественная плановая документация облегчает выполнение указанных выше задач и положительно влияет на достижение цели;
  • ? организованность. В системе планирования устанавливается определенный организационный режим, обеспечивающий гибкость системы планирования. Система планирования с разумной степенью организованности оптимальным образом адаптируется к постоянно меняющимся условиям и факторам внешней среды;
  • ? стандартизация. Составление документации должно производиться в соответствии с действующими стандартами;
  • ? полнота. Охват всех сторон деятельности предприятия, в том числе и логистической;
  • ? точность. Следует правильно определить необходимую степень точности измерения характеристик объектов планирования, а также структурных элементов плана и их содержания;
  • ? согласованность. Все планы, входящие в систему планирования, интегрируются и координируются. Согласованность касается прежде всего составных элементов плана и отношений между отдельными планами. С иозиции содержания планов можно согласовывать цели, прогнозы, мероприятия, средства, действия лиц, ответственных за планы и сроки. Требуется согласование отдельных планов по степени необходимости, срочности, иерархии, последовательности и гибкости.

Координация как процесс согласования планов одного ранга представляет собой интегрированный подход к планированию работы логистической системы, включающий:

  • ? разработку взаимоувязанных планов обработки материального потока;
  • ? разработку стандартов и технических условий на выполнение л о г и сти ч ес к и х п р о ц е ду р.

Виды, принципы, методы планирования подробно рассматриваются в литературе по менеджменту и экономике предприятия, поэтому в данном учебном пособии обращается внимание только на те вопросы, которые важны для понимания специфики логистического планирования.

На рисунке 5.4 представлена классификация видов планирования но наиболее важным признакам.

По срокам составления выделяют следующие виды планирования в логистике.

Стратегическое планирование. Представляет собой деятельность по выработке плана, определяющего формы и способы поддержания существующего уровня бизнеса, его развития в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. При стратегическом планировании формулируются только глобальные цели и стратегия, соотносимые с отрезками времени от 10 до 20 лет.

Процесс стратегического планирования состоит из следующих фаз: оценка, постановка задачи, установление приоритетов и внедрение (рис. 5.5).

При стратегическом планировании следует тщательно анализировать благоприятные возможности, четко поддерживать баланс различных сил, оказывающих влияние на результаты логистической деятельности предприятия, отдавать предпочтение тем видам деятельности, которые приводят к укреплению связей внутри логистической системы предприятия.

Долгосрочное планирование. Охватывает, как правило, отрезок времени до 10 лет. Базируется на оценке тенденций, развивающихся как внутри организации, так и во внешнем окружении.

Рис. 5.4. Классификация видов планирования в логистике

Рис. 5.5. Процесс стратегического планирования

Среднесрочное планирование. Задачей среднесрочного планирования является создание предпосылок для реализации долгосрочного планирования. При этом учитываются финансовый, экономический, технический и технологический аспекты. Его временной промежуток — около пяти лет — определяется прежде всего средней продолжительностью инвестиционного лага. Среднесрочное планирование иногда называют тактическим вследствие отражения промежуточных целей в процессе достижения стратегических целей и задач в логистической системе.

Бюджетное планирование. Является одним из инструментов финансового планирования, который можно применить к логистическим системам. В основе бюджетного планирования логистической системы лежит разработка бюджета логистики, включающего доходную и расходную части, а также планирование динамики движения финансовых потоков, связанных с логистической деятельностью, и оценку их влияния на бухгалтерский баланс компании.

Логистический бюджет — комплексная система финансовых составляющих, разрабатываемая в рамках одного года, отражающая объемы и сроки обеспечения развития организации необходимыми материально-финансовыми ресурсами па всех участках логистической цепи.

Бюджетирование в логистике позволяет установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности или эффективности но всей цени поставок и но отдельным структурным подразделениям логистической системы. Превышение установленных лимитов затрат сигнализирует о необходимости разобраться в положении дел на конкретном участке и определить пути решения возникающего дефицита финансовых и материальных ресурсов .

По функциональным областям бывает планирование:

  • ? продаж;
  • ? потребности в материалах;
  • ? закупок продукции;
  • ? производства;
  • ? размещения элементов инфраструктуры.

Планирование продаж. Совокупный объем продажи продукции

в планируемом году определяется но всем видам поставок и срокам, а также условиям ее оплаты и отгрузки, согласованным с потребителями.

План продаж разрабатывается в такой последовательности:

  • 1. На основе прогноза спроса па продукцию и рыночных возможностей предприятия в условиях конкуренции определяются ассортимент продаж, его количественные и качественные характеристики.
  • 2. Составляется программа движения продукции но сети поставок: от производственных предприятий до предприятий розничной торговли и конечных потребителей продукции. На этой стадии планируются потребности в складских помещениях и транспортных средствах, учитывается объем ресурсов с точки зрения внешних и внутренних возможностей обслуживания потребителей в данном периоде. При возникновении дефицита транспортных средств и складских помещений разработчики плана продаж пересматривают уже разработанные программы логистики.
  • 3. Оптимизируются схема размещения складов и транспортные потоки. Разрабатываются календарные планы-графики подготовки продукции к отгрузке и поставок продукции потребителям.

Планирование потребности в материалах. Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на основное и вспомогательное производство, капитальное строительство и непроизводственную сферу.

При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источниками покрытия могут быть собственные или заемные средства. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие определяются режимом их производственного потребления, созданием и поддержанием необходимого уровня производственных запасов.

Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потребности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и технологические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса материально-технического обеспечения предприятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения.

Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществить тремя методами :

  • 1) детерминированным — на основе планов производства и нормативов расхода;
  • 2) стохастическим — на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды;
  • 3) оценочным — на основе опытно-статистической оценки.

Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.

Планирование закупок продукции осуществляется на основе потребности в материальных ресурсах и определяет ту долю сырья, материалов, полуфабрикатов и услуг, которые в данном периоде приобретаются у контрагентов.

Цели планирования закупок продукции включают:

  • ? снижение уровня сверхнормативного запаса продукции;
  • ? поддержание требуемого уровня обслуживания потребителей;
  • ? координацию графика доставки и плана но производству.

При разработке плана закупок следует учитывать следующие

параметры и факторы:

  • ? минимальная партия заказа, отпускаемого поставщиком;
  • ? скидки при изменении объема поставляемой продукции;
  • ? ограничения по времени (срок годности) и объему хранения сырья, упаковки и готовой продукции в складских помещениях производственного предприятия;
  • ? местонахождение поставщика. Необходимо оговорить такие условия, при которых получатель будет поддерживать минимальный уровень запаса сырья, материалов или упаковки;
  • ? надежность поставщика;
  • ? ассортимент и номенклатура материалов и сырья, закупаемых у одного поставщика;
  • ? сроки поставки сырья и материалов с момента заказа (чем больше срок поставки, тем больший запас данного материала должен быть на предприятии).

Планирование производства представляет собой план выпуска продукции, выраженный в физических единицах измерения. Данный план показывает количество единиц продукции, которое необходимо произвести, чтобы обеспечить продажи и необходимый уровень запасов.

Процесс планирования производства основывается на данных, полученных из следующих источников:

  • ? план продаж;
  • ? производственные мощности;
  • ? изменение запасов за период.

При планировании производства определяется объем производства в соответствии с планом продаж и требованиями по остаткам готовой продукции. Самым сложным является определение желаемого запаса готовой продукции на конец планируемого периода. Количество продукции, которое должно быть произведено, равно сумме ожидаемого объема продаж и желаемого запаса готовой продукции на конец периода минус запас готовой продукции на начало запланированного периода времени.

Обеспечение выполнения плана производства по номенклатуре и количеству с заданными технико-экономическими показателями может быть достигнуто только при равномерной работе каждого участника производственного процесса, обеспечении наиболее полного и эффективного использования оборудования и рабочего времени, максимальном сокращении длительности производственного цикла и объема незавершенного производства. В связи с этим возрастает роль оперативного планирования.

Оперативное планирование в зависимости от содержания подразделяется на календарное планирование и диспетчирование.

Календарное планирование включает распределение годовых плановых заданий но производственным подразделениям и срокам выполнения, а также доведение установленных показателей до конкретных исполнителей работ. С его помощью разрабатываются сменно-суточные задания, и согласовывается последовательность выполнения работ отдельными исполнителями.

Диспетчирование производства представляет собой постоянный оперативный контроль и непрерывное текущее регулирование хода производственных процессов в целях обеспечения своевременного и полного выполнения плана производства и сбыта продукции в соответствии с имеющимися заказами покупателей.

В зависимости от сферы применения оперативное планирование подразделяется на межцеховое и внутрицеховое.

Межцеховое планирование обеспечивает разработку, регулирование и контроль над выполнением планов производства и продажи продукции всеми функциональными подразделениями предприятия, а также координирует работу основных и вспомогательных подразделений, проектно-технологических, планово-экономических и других функциональных служб предприятия.

Внутрицеховое планирование — эго процедура разработки оперативных планов и текущих графиков работы производственных участков, поточных линий и отдельных рабочих мест. Планирование осуществляется на основе годовых планов производства и продажи продукции предприятия.

В зависимости от таких факторов, как тип производства, объем и стабильность выпуска, технические характеристики продукции, степень унификации и применяемости деталей и т.п., выбирается система оперативного планирования.

Система оперативного планирования производства представляет

собой:

  • ? совокупность методик и технологий плановой работы, характеризующихся степенью централизации, объектом регулирования, составом показателей, порядком учета и движения продукции, оформлением учетной документации;
  • ? совокупность методов и способов исчисления основных показателей, необходимых для регулирования процесса производства в целях достижения запланированных рыночных результатов при минимальных общих затратах ресурсов предприятия.

Основные характеристики системы оперативного планирования:

  • ? методы составления календарных заданий функциональным подразделениям предприятия;
  • ? выбранная планово-учетная единица;
  • ? продолжительность планового периода;
  • ? способы и приемы расчета плановых показателей;
  • ? состав сопроводительной документации.

Выделяют основные системы оперативного планирования:

  • ? подетальная. Предназначена для применения в условиях высокоорганизованного и стабильного производства. По данной системе планируется и регулируется ход выполнения работ, технологических операций и производственных процессов по каждой детали на определенный плановый период (час, смену, день, неделю). В основе подетальной системы лежат точное планирование такта и ритма работы поточных линий и производственных участков, правильное определение нормативных технологических, транспортных, страховых, межоперационных и цикловых заделов и постоянное их поддержание в процессе производства на расчетном уровне;
  • ? позаказная. Применяется в основном в единичном и мелкосерийном производстве с большой номенклатурой и небольшим объемом выпускаемой продукции. В этом случае объектом планирования, или основной планово-учетной единицей, является отдельный заказ па производство, включающий несколько однотипных работ конкретного потребителя-заказчика. Данная система планирования основана па расчетах длительности производственных циклов и нормативов опережения, с помощью которых устанавливаются требуемые заказчиком сроки выполнения как отдельных процессов или работ, так и всего заказа в целом;
  • ? некомплектная. Применяется главным образом в серийном машиностроительном производстве. В качестве основной планово- учетной единицы используются различные детали, входящие в общий комплект продукции (сборочный узел). В общий комплект входят различные детали, сгруппированные по определенным признакам. При некомплектной системе планирования календарные задания производственным подразделениям разрабатываются не по деталям отдельного наименования, а по укрупненным группам или комплектам деталей на узел, машину, заказ или определенный объем продукции.

Методы, применяемые при оперативном планировании производства:

  • ? объемный — предназначен для распределения годовых объемов производства и продажи продукции предприятия по отдельным подразделениям и более коротким интервалам времени — квартал, месяц, декада, неделя, день и час;
  • ? календарный — применяется для планирования конкретных сроков запуска и выпуска продукции, нормативов длительности производственного цикла и опережения производства отдельных работ. Планирование осуществляется относительно выпуска конечных изделий, предназначенных для реализации на рынке;
  • ? объемно-календарный — позволяет планировать одновременно сроки и объемы выполняемых на предприятии работ в целом на рассматриваемый период времени — год, квартал, месяц;
  • ? объемно-динамический — предусматривает тесное взаимодействие таких планово-расчетных показателей, как сроки, объемы и динамика производства продукции.

Наибольшее значение эти методы имеют для оперативного планирования основного производства — оперативно-производственного планирования, в процессе которого осуществляются разработка и своевременное доведение до рабочих мест производственных программ, графиков загрузки оборудования, рабочих мест и выпуска продукции, обеспечивается слаженный ход производства по изготовлению планируемой номенклатуры продукции заданного качества в установленных объемах и сроках при наилучшем использовании всех производственных ресурсов.

Плакирование размещения элементов инфраструктуре/ связано с отысканием лучших географических точек расположения элементов логистической цени (зданий заводов, складов, магазинов, офисов и т.д.) и определения их влияния на показатели деятельности организации в течение длительного периода. Выбор мест размещения представляет собой иерархический процесс принятия решений с учетом ряда факторов:

  • ? место размещения заказчика. Близость для потребителя важна для промышленных предприятий в случаях высокой стоимости или длительности транспортировки, а также для коммерческих предприятий и предприятий сферы обслуживания;
  • ? место размещения поставщиков и материалов. Производителям выгодно размещаться вблизи поставщиков материалов и мест добычи сырья, особенно если материалы объемные, тяжелые или скоропортящиеся;
  • ? культура и образ жизни. Для предприятий, распределяющих свою продукцию на данной территории, легче размещать свой бизнес в регионах с похожими законами, культурой, языком, обычаями, образом жизни;
  • ? отношение органов власти. Национальные или муниципальные власти могут менять привлекательность территории путем поощрения каких-то конкретных отраслей, например высокотехнологичных, либо, наоборот, препятствования экологически опасным видам производства, например ядериому, химическому и т.п.;
  • ? прямые и косвенные затраты. Необходимо учитывать, что низкая заработная плата в регионе может сопровождаться также и низкой производительностью или качеством и наоборот. Поэтому при рассмотрении данного фактора необходимо учесть местные налоги и сборы, социальные и пенсионные выплаты, контроль собственности компании;
  • ? отношение общественности. В регионах наблюдается различное отношение к методам обеспечения высокой производительности труда, число работников, состоящее в рядах профсоюзов, восприятие важности коллективных или индивидуальных достижений в труде и т.п.;
  • ? размер и конфигурация участка. Большое число транспортных средств, обслуживающих входные и выходные потоки, требует достаточную площадь для парковки, маневрирования, проезда. Их отсутствие может привести к заторам, потере времени и клиентов. Кроме того, на территории предприятия должны разместиться офисные здания, санитарно-бытовые помещения, посты охраны, устройства для сбора и обработки отходов и т.п.;
  • ? транспортная доступность местности. При планировании размещения необходимо предпочтение отдавать участкам, расположенным на главных магистральных трассах. Для этого следует анализировать оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественным, от которого зависит доступность предприятия как для собственного персонала, так и для клиентов.

При планировании размещения элементов логистической инфраструктуры следует также учитывать число, рыночную долю и расположение конкурентов; существующий потенциал расширения компании; ситуацию на местном рынке рабочей силы: численность, квалификацию и производительность работников; политическую стабильность; природные условия: климат, рельеф местности, наличие и характер водоемов, вероятностный характер стихийных бедствий и др.

Результаты выполнения планов должны контролироваться. Поэтому следующей функцией логистического менеджмента, требующей более детального рассмотрения, является логистический контроль (контроллинг).

Логистика мероприятия включает в себя управление службами технического обеспечения и грамотное управление потоками посетителей в день мероприятия (навигация, координация действий и др.). Задача профессионального ивент-агентства обеспечить при подготовке площадки и в день проведения мероприятия качественную логистику, которая обеспечит бесперебойный ход мероприятия. Мы координируем каждую деталь и оперативно реагируем на внештатные ситуации, благодаря чему мероприятие функционирует точно, как швейцарские часы. Этот навык обретается только с опытом. Не рискуйте репутацией, доверяйте всегда ваше мероприятие опытным профессионалам.

Этапы работы по обеспечению логистики:

  • Разработка схемы логистики проведения мероприятия.
  • Подготовка тайм-плана проведения мероприятия на площадке.
  • Разработка технического сценария проведения мероприятия.
  • Формирование технического задания и проектно-технического решения на обслуживание конференции с учетом особенностей площадки (оборудование, оформление, питание, обслуживающий персонал).
  • Заключение контрактов с техническими подрядчиками мероприятия.
  • Подготовка транспортной схемы мероприятия, организация перелета и трансфера.
  • Координация и контроль выполнения тайм-плана проведения в день мероприятия.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Есимсеитова К. А. 1 Есимсеитов М. С. 1 Жакенов Б. К. 1 Маратов Р-м М. 1 Маратов Р-н М. 1 1 Карагандинский государственный технический университет Республики Казахстан Использование на малом предприятии логистической системы предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Современные специалисты в области логистики отмечают значительную роль запасов в современной организации товародвижения и относят управление запасами к факторам, позволяющим повысить эффективность товаропроводящих процессов, а, следовательно, и качество логистического обслуживания участников коммерческих взаимоотношений. Запасы существенно влияют как на технологию сбыта предприятий-производителей, так и на снабжение промышленных потребителей и предприятий торговли. В настоящее время для многих транспортных узлов Республики Казахстан характерна несогласованность во взаимодействии смежных видов транспорта, задействованных в процессе мультимодальных перевозок, отмечают участники рабочей группы. В связи с этим важной частью работы становится проведение углубленного по времени маркетинга (за 10–15 суток вперед и далее) по зарождению грузопотоков. Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов. 184 KB малое предприятие логистическая система логистическая служба микрологистическая среда маркетинг координационно-логистический центр. 1. Аникин Б. А. Логистика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 327 с. 2. Гаджинский А. М. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: ИВЦ Маркетинг, 1996. – 124 с. 3. Сергеев В. И. Логистика в бизнесе. – М.: ИНФРА-М, 2001. 4. Смехов А. А. Введение в логистику. – М.: Транспорт, 1993. – 112 с. 5. Чеботаев А. А. Логистика и маркетинг (Маркетингологистика): Учебное пособие. – М.: Экономика, 2005.

Введение

Использование на малом предприятии логистической системы предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Управление материальными и информационными потоками на этом этапе имеет ряд специфических особенностей и называется производственной логистикой .

Цель исследования

Производственный процесс состоит из большого количества элементарных и комплексных логистических активностей, объединенных заданной целевой функцией. Эта целевая функция обычно сформулирована на основе маркетинговой стратегии и лежит вне непосредственно производственного цикла . Поэтому изолированное рассмотрение логистики в производстве готовой продукции (ГП) возможно только в том случае, если заданы цели и ограничения внешней макро- и микрологистической среды. Эти цели ограничения являются основой оперативного объемно-календарного планирования выпуска определенного ассортимента продукции.

Материал и методы исследования

Указанные предпосылки позволяют сформулировать некоторый комплекс задач внутрипроизводственной микрологистической системы в рамках заданной (прогнозируемые и планируемыми спросом и заказами) производственной программы.

Современные специалисты в области логистики отмечают значительную роль запасов в современной организации товародвижения и относят управление запасами к факторам, позволяющим повысить эффективность товаропроводящих процессов, а, следовательно, и качество логистического обслуживания участников коммерческих взаимоотношений. Запасы существенно влияют как на технологию сбыта предприятий-производителей, так и на снабжение промышленных потребителей и предприятий торговли. В настоящее время стоимость создания и поддержания запасов, которая включает в себя альтернативные издержки, расходы на поддержание складских мощностей и др., составляет существенную долю (21 %) в структуре финансовых затрат на производственные и товаропроводящие процессы. В связи с этим все большее количество предприятий стремится снизить уровень запасов на собственных складах, при этом все же учитывая их необходимость. В силу ряда факторов, представленных на рисунке 1, оказывающих объективное влияние на эффективность товародвижения, возникает необходимость в выполнении запасами некоторых логистических функций, таких как географическая специализация, консолидация ресурсов, уравновешивание спроса и предложения и защита от неопределенности. Одновременно с этим чрезмерный размер запасов на звеньях транспортно-логистической цепи создает дополнительные затраты на их содержание: замедляется оборачиваемость оборотных средств и требуются дополнительные складские мощности. В связи с тем, что запасы оказывают и отрицательное и положительное воздействие на эффективность товаропроводящих процессов, доминирующая концепция логистики запасов заключается в оптимизации их размера.

Рисунок 1. Запасы как фактор повышения эффективности товародвижения

Процесс управления запасами предполагает последовательное выполнение традиционных функций управления – планирования, организации и контроля – адаптированных к специфике товаропроводящих процессов. Базовым объектом управления в транспортно-логистической цепи является материальный поток (или поток запасов), а информационный и финансовый потоки носят преимущественно обслуживающий характер. На этапах планирования и контроля существуют исключительно информационные потоки, которые определяют степень качества и согласованности действий элементов транспортно-логистической цепи на этапе организации. Такие информационные потоки носят преимущественно внутренний характер – они обеспечивают взаимосвязь функций управления и координируют работу одного звена транспортно-логистической цепи. Взаимосвязь предприятий, образующих цепь, реализуется на этапе организации посредством всех трех потоков, выходящих за контур одного предприятия. В региональных транспортно-распределительных центрах, организующих сбыт для производителей товара и снабжение промышленных потребителей, наиболее эффективно использовать именно такую схему управления запасами.

Рисунок 2. Функциональная схема процесса управления запасами

Она позволяет учитывать и оперативно изменять характеристики входных и выходных потоков разной природы в краткосрочном периоде, что необходимо для повышения качества логистического обслуживания.

В рамках программы развития транспортного комплекса Республики Казахстан необходимо сконцентрировать внимание на стратегических активах отрасли, к которым относятся прежде всего объемы перевозочной работы, развитая техническая и коммуникационная инфраструктура, созданные информационно-управляющие системы, терминальные мощности. Для обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ транспортного комплекса РК необходимо широкое внедрение логистических технологий. По оценке специалистов, реализация системы интеграции транспортно-логистических технологий при помощи экономических и нормативно-правовых механизмов может быть осуществлена только на основе создания координационно-логистических центров транспортных узлов (КЛЦ ТУ).

Под координационно-логистическим центром транспортного узла (КЛЦ ТУ) понимают производственное объединение с иерархической структурой, имеющее в своем составе функционально-управляющую (аналитический центр стратегического управления и логистической координации) и обеспечивающие (звенья логистической цепи (грузоотправители, грузополучатели, экспедиторы, терминалы и т.д.) подсистемы, которые, обладая относительной независимостью, используют преимущества синергетического эффекта совместного взаимодействия .

В настоящее время для многих транспортных узлов РК характерна несогласованность во взаимодействии смежных видов транспорта, задействованных в процессе мультимодальных перевозок, отмечают участники рабочей группы. Особенно четко это можно проследить на негативном примере взаимодействия железных дорог, автомобильного и морского транспорта: на подходах к портам нередко в большом количестве скапливаются «брошенные» поезда, в то же время на рейдах простаивают морские суда, а на территориях портов – автомобили в ожидании грузов. При этом грузы находятся на подходах к транспортным узлам, но в самих узлах выгружать их негде, так как железнодорожные станции примыкания и порты «забиты» грузами, не востребованными на данный момент рыночной конъюнктурой. Все это приводит к огромным финансово-экономическим потерям и «отпугивает» грузопотоки.

Трудности создания подобных систем на транспорте в настоящее время определяются рядом причин. Во-первых, это кадровый состав разработчиков, который зачастую состоит только из специалистов одного профиля (например, в области информатики), что противоречит сути логистики как универсального, многоотраслевого и многопроцессорного, практического инструментария. Во-вторых, существует недостаточно эффективное использование принципов логистики, а именно системного подхода к теории компромиссов, из-за чего не полностью соблюдаются принципы пропорционального развития всех звеньев цепи доставки грузов с участием смежных видов транспорта.

В связи с этим важной частью работы становится проведение углубленного по времени маркетинга (за 10–15 суток вперед и далее) по зарождению грузопотоков. Он становится возможным исключительно на основе использования единого информационного ресурса транспортной системы, концентрирующего в себе всю информацию о грузах с момента их планирования и последующего образования. При этом одной из проблем при создании КЛЦ ТУ является то, что на данный момент интересы региональных коммерческих и государственных структур, занимающихся логистическими проблемами, часто преобладают над интересами экономики страны и транспортной системы РК в целом. Соблюдение баланса интересов государства, частного бизнеса и различных видов транспорта может быть достигнуто только на основе соблюдения принципов логистики: системного подхода и теории компромиссов.

Результаты исследования и их обсуждение

Логистика занимается управлением материальных, информационных и иных потоков, предусматривая эффективное использование потенциальных возможностей для решения задачи по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах .

Если не решены вопросы логистического сервиса, то невозможно осуществлять эффективное продвижение товаров на рынок. Данная проблема еще более обостряется в условиях, когда рынок насыщен, а качество и цена товара, как мотивационные критерии потребителя при выборе поставщика, отходят на второй план.

Принятие маркетингового решения о выпуске нового вида продукции в реальных условиях, как правило, вызывает непредусмотренные издержки по закупкам, доставке, хранению и предварительной переработке материально технических ресурсов, их дальнейшему использованию в производственном процессе, а затем в физическом распределении, подготовке и доставке продукции потребителям.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов.

Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно, деятельность службы логистики тесно связана с деятельности службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

Выводы

1. Объективная необходимость создания и поддержания запасов обусловлена рядом факторов, влияющих на эффективность товародвижения: региональное разделение труда, партионность отправки, колебания интенсивности спроса и предложения и неопределенность времени доставки.

2. В результате исследования установлено, что на процесс управления запасами в транспортно-логистической цепи влияют следующие основные характеристики: размер заказа, пополняющего запас, и момент времени его осуществления (интервал времени между заказами).

3. Информация о состояниях запасов в транспортно-логистической цепи интегрируется в региональном транспортно-распределительном центре. Распределение состояний запасов в региональном транспортно-распределительном центре, характеризующих всю транспортно-логистическую цепь, подчиняется нормальному закону распределения. Вероятность возникновения дефицита и его средняя величина в системе рассчитывается с учетом факторов, определяющих эффективность товародвижения.

4. Региональный транспортно-распределительный центр влияет на функционирование систем управления запасами по всей транспортно-логистической цепи. Обоснованное использование услуг регионального транспортно-распределительного центра позволяет повысить качество логистического обслуживания производителей и потребителей товара при одновременном снижении затрат на его оказание. Консолидация страхового запаса в региональном транспортно-распределительном центре позволяет снизить совокупные издержки на его поддержание по транспортно-логистической цепи в целом.

5. Интеграция производителей и потребителей и предприятий системы товародвижения осуществляется путем оценки совокупных расходов и доходов на протяжении всей стоимостной цепи.

6. Включение в транспортно-логистическую цепь регионального транспортно-распределительного центра позволяет снизить совокупные логистические издержки на управление запасами на 20–30 % по сравнению с транспортно-логистической цепью без него.

7. Для повышения экономической эффективности организации транспортировки и управления запасами предпочтительнее использовать услуги регионального транспортно-распределительного центра. Специализация регионального транспортно-распределительного центра позволяет получить экономию за счет масштабов деятельности, в результате чего не только снижаются затраты, но и повышается качество сервиса.

Рецензенты:

Малыбаев Сакен Кадыркенович, доктор технических наук, профессор, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.

Куанышбаев Жакен Мынгырбаевич, доктор технических наук, профессор, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.

Библиографическая ссылка

Есимсеитова К. А., Есимсеитов М. С., Жакенов Б. К., Маратов Р-м М., Маратов Р-н М. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8321 (дата обращения: 17.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

admin

Добавить комментарий