Отчет экспедитора, образец

Отчет экспедитора, образец

ИА ГАРАНТ

Организация является заказчиком по договору транспортной экспедиции. Перевозка товара осуществляется по территории России. Каков документооборот при работе по договору транспортной экспедиции? Какие документы и кем оформляются для подтверждения заключения договора, признания расходов обоснованными и для предъявления вычета по НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

После заключения договора транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) стороны оформляют экспедиторские документы, являющиеся неотъемлемой частью договора:

  • клиент оформляет поручение экспедитору, в котором указываются данные о грузе, грузоотправителе и грузополучателе (направляется экспедитору в порядке, установленном договором (например, в бумажном виде (в т.ч. по факсу), по электронной почте, путем заполнения формы на сайте экспедитора и т.п.);

  • экспедитор в сроки, установленные договором ТЭ, согласовывает поручение (либо отказывается его выполнять с указанием причин отказа) также в порядке, установленном договором ТЭ;

  • далее при приеме груза в указанном в поручении месте экспедитор оформляет экспедиторскую расписку. Расписка подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя, а также дает экспедитору право владения грузом до момента его передачи клиенту (или указанному им грузополучателю по окончании перевозки).

Также экспедитором может оформляться складская расписка, если он принимает груз клиента на складское хранение.

Оформление прочих документов зависит от организации работы экспедитора. Дело в том, что экспедитор может как непосредственно оказывать услуги клиенту по перевозке груза, так и осуществлять организацию перевозки за счет клиента (от своего имени или от имени клиента), что влияет на порядок документооборота между клиентом и экспедитором, а также на оформление счетов-фактур:

1. Так, если экспедитор выполняет установленные договором ТЭ услуги самостоятельно, то, помимо экспедиторской расписки, после выполнения услуг он оформляет и передает клиенту акт оказанных услуг и счет-фактуру — на стоимость своих услуг, согласованных в договоре ТЭ.

2. В случае, когда экспедитор организовывает перевозку, то клиент выплачивает ему вознаграждение и возмещает понесенные экспедитором расходы, связанные с организацией перевозки. В связи с чем, помимо акта оказанных услуг, экспедитор должен оформить отчет о понесенных расходах и приложить к нему оригиналы или копии документов.

2.1. Если экспедитор при организации перевозки выступает от имени клиента, то он заключает договоры с перевозчиками (и иными поставщиками) на основании выданной ему клиентом доверенности. Оригиналы договоров экспедитор передает клиенту вместе с отчетом.

2.2. Если экспедитор заключает договора от своего имени, то клиенту он должен передать их копии, а также копии перевозочных документов.

Не позднее 5 дней со дня оказания экспедитором услуги (с даты оформления Акта оказанных услуг) экспедитор выставляет клиенту:

  • счет-фактуру на сумму своего вознаграждения;

  • сводный счет-фактуру, в котором указываются в самостоятельных позициях виды услуг, приобретенных у третьих лиц, на основании их счетов-фактур/счетов. К сводному счету-фактуре должны быть приложены копии счетов-фактур/счетов, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов.

Таким образом, для подтверждения расходов, связанных с перевозкой груза с привлечением экспедитора, организации-клиенту, помимо договора ТЭ, экспедиторской расписки, необходимы также первичные документы: Акты оказанных экспедитором услуг, транспортные накладные, заказчиком перевозки в которых выступает клиент, или (если экспедитор организовывает предусмотренные договором ТЭ услуги за счет клиента) Акты оказанных услуг, Отчеты о понесенных экспедитором расходах с приложенными к ним подтверждающими документами.

Обоснование вывода:

Отношения между экспедитором и клиентом регулируются главой 41 ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (далее — Закон N 87-ФЗ и Правила).

По договору транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 801 ГК РФ правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком*(1).

Договором ТЭ могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой*(2).

При этом согласно п. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.

Пунктом 4 ст. 4 Закона N 87-ФЗ установлена обязанность экспедитора при приемке груза выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором ТЭ от имени клиента на основании выданной им доверенности.

То есть обязанность представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции (например, оригиналы договоров перевозки), возникает только в том случае, если эти договоры заключаются от имени клиента на основании соответствующей доверенности.

Если же экспедитор при заключении договоров перевозки действует от своего имени, такой обязанности у него не возникает. Однако в договоре ТЭ желательно предусмотреть обязанность экспедитора предоставить клиенту копии документов, подтверждающих расходы, которые возмещаются клиентом (подробнее рассмотрим далее).

Таким образом, правовая природа договора ТЭ подразумевает, что экспедитор может как непосредственно оказывать услуги клиенту, связанные с перевозкой груза, так и осуществлять организацию перевозки за счет клиента, что влияет на порядок документооборота между клиентом и экспедитором.

Экспедитор при организации перевозки может заключать договоры перевозки груза как от своего имени, так и от имени клиента. В последнем случае клиент должен выдать экспедитору доверенность, подтверждающую полномочия экспедитора. Кроме этого, такой договор ТЭ носит характер посреднического договора, что отражается на документальном оформлении услуг экспедитора и оформлении счетов-фактур.

Документальное оформление

Неотъемлемой частью договора ТЭ являются экспедиторские документы (п.п. 5 и 7 Правил), порядок оформления и формы которых утверждены приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23 (далее — Порядок)*(3). Такими документами являются:

  • поручение экспедитору (заполняется клиентом в соответствии с п. 8 Порядка; определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора ТЭ)*(4);

  • экспедиторская расписка (заполняется экспедитором и подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

  • складская расписка (согласно п. 13 Правил оформляется экспедитором в случае, если он принимает груз клиента на складское хранение);

  • иные экспедиторские документы.

В соответствии с п. 6 Правил в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг (далее — ТЭУ) сторонами договора ТЭ может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов (смотрите также п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»).

Например, если договором ТЭ предусмотрено, что для оказания услуг экспедитор привлекает третьих лиц от имени и за счет клиента (или от имени экспедитора, но за счет клиента — т.е. клиент обязан возместить экспедитору соответствующие расходы), то в этом случае факт оказания экспедиторских услуг может быть дополнительно подтвержден отчетом экспедитора, к которому прикладываются документы, подтверждающие стоимость услуг третьих лиц (подробнее в разделе Расходы экспедитора, возмещаемые клиентом).

Если же договор экспедиции оформляется как договор возмездного оказания услуг, то все расчеты с третьими лицами экспедитор осуществляет от своего имени, расходы не перевыставляются заказчику, а осуществляются за счет экспедитора. Оплата договора определена суммой, которая включает и вознаграждение, и расходы экспедитора*(5).

Экспедиторские документы не являются первичными учетными документами в том смысле, который установлен ст. 9 Закона N 402-ФЗ, а служат одним из подтверждений заключения договора ТЭ. В качестве первичных документов для целей бухгалтерского и налогового учета, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, оформляется, например, акт оказанных транспортно-экспедиционных услуг (далее — Акт).

В случае, если по договору ТЭ клиент возмещает экспедитору расходы, одновременно с Актом экспедитор должен представить Отчет о фактически понесенных расходах и подлежащих возмещению заказчиком (клиентом) (либо составляется единый документ — Акт-отчет, упомянутый в постановлении Третьего ААС от 19.10.2018 N 03АП-5251/18).

Акт и отчет оформляются в произвольной форме, с указанием обязательных реквизитов, установленных ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ*(6).

В отчете экспедитора указываются, в частности:

  • суммы денежных средств, полученные для исполнения экспедиторских услуг по организации перевозки;

  • суммы денежных средств, израсходованные для исполнения экспедиторских услуг (например, на привлечение сторонних транспортных организаций);

  • суммы экспедиторского вознаграждения.

К отчету экспедитор должен приложить необходимые транспортные документы, копии договоров на перевозку груза, заключенные с третьими лицами (в случае если договоры заключались от имени клиента, то должны предоставляться их оригиналы). Также экспедитор составляет счет-фактуру на свои услуги (на сумму вознаграждения), если экспедитор является плательщиком НДС, и сводный счет-фактуру (для перевыставления клиенту сумм НДС, предъявленных третьими лицами; о его составлении смотрите далее).

Акт и отчет о затратах, произведенных за счет клиента, должны быть составлены на дату выполнения всего комплекса услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию, установленной договором ТЭ (например, на дату передачи груза грузополучателю в конечном пункте назначения в соответствии с условиями договора ТЭ).

Расходы экспедитора на организацию перевозки, возмещаемые клиентом

Как указано в письме УФНС России по г. Москве от 13.04.2012 N 16-15/032829@, при оказании ТЭУ, помимо договора ТЭ, акта сдачи-приемки оказанных услуг и экспедиторских документов, должны также оформляться:

  • доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента (выдается клиентом экспедитору, если он выступает от имени клиента);

  • договоры перевозки;

  • доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз*(7);

  • и перевозочные документы.

При этом, как указано в этом письме, транспортная накладная является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор, вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется перевозка (смотрите также письма УФНС России по г. Москве от 17.10.2012 N 16-15/099196@, от 01.11.2011 N 16-15/105695@, от 17.10.2011 N 16-15/100092@).

Отметим, что в указанных выше письмах речь идет о документах, подтверждающих расходы экспедитора.

А для целей подтверждения расходов, связанных с привлечением экспедитора по договору ТЭ, заказчику (клиенту по договору ТЭ) достаточно любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторских документов (письма Минфина России от 16.01.2018 N 03-03-06/1/1533, от 05.07.2017 N 03-03-06/1/42369, от 22.03.2017 N 03-03-06/1/16317).

В то же время заказчикам услуг ТЭ все же рекомендуется для снижения риска возникновения споров с налоговыми органами иметь транспортные накладные (или их копии). Для этого в договоре ТЭ необходимо предусмотреть обязанность экспедитора предоставить копии транспортных накладных (если заказчик возмещает экспедитору понесенные последним расходы).

Транспортная накладная (далее — ТН), если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Закон N 259-ФЗ)).

По умолчанию транспортная накладная не является первичным учетным документом, подтверждающим факт оказания услуг по перевозке груза, равно как и экспедиторские документы (п.п. 5, 6 Правил). Однако ТН является документом, свидетельствующим о реальности осуществления перевозки и передачи груза грузополучателю (постановление Тринадцатого ААС от 22.08.2013 N 13АП-7037/13).

Грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (п. 4 ст. 2 Закона N 259-ФЗ). Из данного определения следует, что грузоотправителем является либо владелец груза, либо лицо, действующее от его имени или от своего имени, но по поручению владельца груза (например, экспедитор).

Перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем (или уполномоченным им лицом) груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на получение лицу (п.п. 4, 13 ст. 2 Устава).

Если экспедитор собственными силами исполняет обязанности перевозчика (без привлечения третьих лиц), то составление транспортной накладной возможно клиентом по договору транспортной экспедиции, так как в этом случае в отношении перевозки экспедитор выступает в качестве перевозчика, а клиент — грузоотправителем.

В том же случае, когда экспедитор привлекает для перевозки третьих лиц, заключая с ними договоры перевозки от своего имени, то грузоотправителем в таком случае должен выступать именно экспедитор, действующий в интересах владельца груза (клиента по договору ТЭ) (смотрите также постановления Тринадцатого ААС от 14.05.2014 N 13АП-4992/14, от 08.04.2014 N 13АП-3566/14, от 25.02.2014 N 13АП-688/14). Он же и должен в таком случае составлять транспортные накладные, копии которых должен передать клиенту.

При этом данные документов, составляемых при совершении операций, в том числе о лицах, осуществивших операции по отправке, перевозке и приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05).

Оформление счетов-фактур экспедитором

Если договор ТЭ не несет в себе признаки посреднического договора (т.е. экспедитор заключает договора перевозки от своего имени, а клиент оплачивает экспедитору стоимость его услуг, т.е. без возмещения расходов), то экспедитор выставляет счета-фактуры в общем порядке — на стоимость своих услуг.

Если экспедитор при оказании услуг по организации перевозок грузов приобретает от своего имени и за счет клиента услуги третьих лиц, то его деятельность, по сути, является посреднической. При этом экспедитор при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ, в составе доходов учитывает доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров ТЭ*(8).

Такой экспедитор должен по услугам третьих лиц, приобретаемым им от своего имени за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедитору организациями, непосредственно оказывающими эти услуги, в специальном порядке, предусмотренном для экспедиторов Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

Так, если экспедитор для выполнения своих услуг в соответствии с договором ТЭ приобретает от своего имени в интересах клиента товары (работы, услуги) третьих лиц, то он составляет сводный счет-фактуру для перевыставления заказчику (клиенту) сумм НДС, предъявленных третьими лицами (в силу п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Такой счет-фактуру экспедитор составляет от своего имени (указывает себя в качестве продавца), а в табличной части в отдельных позициях по каждому продавцу указывает товары (работы, услуги), приобретенные у третьих лиц в рамках договора, на основании счетов-фактур, полученных от непосредственных продавцов (исполнителей, перевозчиков).

При этом законодательством не предусмотрены конкретные сроки выставления сводных счетов-фактур экспедитором. Полагаем, что такой счет-фактура должен быть выставлен в срок не позднее пяти календарных дней со дня оказания услуги по договору ТЭ (даты оформления акта выполненных услуг, даты отчета экспедитора).

Подробнее об оформлении таких счетов-фактур смотрите в Энциклопедии решений. Оформление счетов-фактур экспедитором.

В целях осуществления клиентом вычетов по НДС к первому экземпляру выставляемых экспедитором счетов-фактур в обязательном порядке должны быть приложены копии счетов-фактур, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов (смотрите также письма Минфина России от 10.01.2013 N 03-07-09/01, ФНС России от 14.03.2013 N ЕД-4-3/4253@, постановление Пятнадцатого ААС от 06.04.2019 N 15АП-887/19)*(9).

Таким образом, если по договору ТЭ экспедитор привлекает сторонних исполнителей (перевозчиков), то он отдельно выставляет клиенту счета-фактуры:

  • на суммы своего вознаграждения;

  • на стоимость услуг, оказанных экспедитору третьими лицами (с приложением копий выставленных ими счетов-фактур).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Вопрос: Организация-заказчик, применяющая общую систему налогообложения, заключила договор транспортной экспедиции с экспедитором на доставку грузов. Помимо заявки и экспедиторской расписки стороны после каждой поставки грузов составляют двусторонний акт оказанных услуг экспедитора, к которому в настоящее время не прикладываются никакие документы. Экспедитор ссылается на то, что подтверждение факта доставки можно получить на его официальном сайте. Какими первичными учетными документами должны быть подтверждены фактическое оказание услуг экспедитором по договору и расходы на эти услуги для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли у заказчика? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.);

— Вопрос: Кто должен указываться в строке «Плательщик» в товарно-транспортной накладной в товарном разделе? Каков порядок составления товарно-транспортной накладной при транзитной торговле? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.);

— Вопрос: Организация-покупатель доставляет товар от поставщика через экспедитора, заключая с ним договор транспортной экспедиции. Какие документы должны быть в наличии у организации-покупателя с целью подтверждения транспортных расходов при исчислении налога на прибыль? Нужна ли транспортная накладная? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2018 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

6 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

— Энциклопедия решений. Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции.

*(2) В общем случае транспортно-экспедиционная деятельность признается самостоятельным видом деятельности и не является посреднической, а договор транспортной экспедиции не относится к посредническим договорам, так как признается самостоятельным видом гражданско-правового договора (постановления АС Поволжского округа от 09.10.2015 N Ф06-1353/15, Двенадцатого ААС от 09.12.2015 N 12АП-11946/15).

Договор транспортной экспедиции может быть признан посредническим, если:

  • вознаграждение экспедитора в договоре установлено отдельной суммой (без учета возмещаемых расходов на приобретение услуг третьих лиц) либо установлен порядок определения суммы вознаграждения;

  • установлен порядок возмещения расходов на приобретение услуг третьих лиц. Как правило, такое возмещение производится на основании отчета экспедитора (посредника), к которому прилагаются копии документов, полученных, в частности, от перевозчиков, хранителей и др. (ст.ст. 974, 999, 1008 ГК РФ) (смотрите, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2014 N Ф02-961/14 по делу N А33-1626/2013).

*(3) Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23 (далее — Порядок). Согласно п.п. 15 и 25 Порядка бланки «Поручение экспедитору» и «Экспедиторская расписка» должны содержать определенный перечень реквизитов из 22 и 16 строк соответственно. Заполнение строк, в которых предусматривается информация об участниках (сторонах) таких документов, является обязательным (п.п. 16, 26 Правил). В зависимости от характера (свойств) груза заполняются соответствующие строки, касающиеся информации о грузе (п.п. 17, 27 Правил).

При этом в бланке «Поручение экспедитору» предусмотрена только подпись клиента. Согласно п. 15 Порядка в строке 22 «Подпись клиента» проставляется личная подпись клиента или его уполномоченного лица с расшифровкой (фамилия, имя, отчество). В отношении грузоотправителя и грузополучателя (строки 3 и 5 бланка «Поручение экспедитору») указываются полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица (п. 15 Порядка).

Заполнение бланка «Экспедиторская расписка» возлагается на экспедитора. Этот бланк подписывается только экспедитором (п.п. 19, 25 Порядка). Вместе с тем в экспедиторской расписке указываются данные о грузоотправителе.

Согласно п. 2 Порядка:

  • грузоотправитель — лицо, предъявившее груз к перевозке;

  • грузополучатель — лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки.

*(4) Согласно п. 8, 9 Правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг (далее — ТЭУ) клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору в сроки, определенные в договоре ТЭ, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа.

Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором (п. 10 Правил).

Для этого экспедитору следует выдать заказчику письменное подтверждение того, что данное поручение принято им к исполнению, или оформить дополнительную форму поручения в виде приложения к договору ТЭ с проставленной экспедитором подписью.

При этом указанные документы (поручение экспедитору и подтверждение экспедитора) могут носить различные наименования, согласованные сторонами договора ТЭ.

Так, в качестве поручения экспедитору иногда выступает «накладная на ТЭУ» (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2011 N Ф09-5013/11 по делу N А76-18145/2010) или, например, «накладная отправителя» (смотрите постановление Восьмого ААС от 03.03.2010 N 08АП-8793/2009), также заявка на экспедирование (смотрите постановление АС Западно-Сибирского округа от 30.04.2015 N Ф04-17931/15 по делу N А45-14515/2014), транспортный заказ или заявка на перевозку (смотрите постановление АС Московского округа от 10.02.2015 N Ф05-16700/14 по делу N А40-31297/2014).

*(5) Смотрите также ответ на Вопрос: Организация заключила договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг на доставку импортного груза после таможенного оформления до склада. Стоимость услуг экспедитора согласовывается сторонами в поручении экспедитору к договору. Имеет ли право исполнитель при привлечении третьих лиц к перевозке выписывать первичные документы не как агент (т.е. не выделяя в акте стоимость своего вознаграждения и стоимость возмещаемых расходов) и не предоставлять транспортную накладную? Какими обязательными первичными документами должны быть подтверждены расходы по рассматриваемому договору для их отражения в бухгалтерском и налоговом учете организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.).

*(6) Непосредственно сама по себе экспедиторская расписка в отсутствие первичных документов не может подтвердить реальность операций (постановление Шестого ААС от 29.09.2016 N 06АП-4476/16). Кстати, и в письме УФНС России по г. Москве от 29.08.2008 N 20-12/082058 налоговые органы признавали, что экспедиторская расписка не является достаточным документом для подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов на доставку товаров, осуществленную транспортно-экспедиционными компаниями, так как не содержит информации о стоимости оказанных услуг.

И наоборот, — сами по себе акты выполненных работ без соответствующих экспедиторских документов и транспортной накладной, содержащих сведения о характере груза и субъектах, вступивших в правоотношение по его перевозке (хранению), не могут служить достаточным документальным подтверждением отраженных в них операций (постановление Седьмого ААС от 14.01.2011 N 07АП-10911/10).

*(7) Согласно ст. 802 ГК РФ клиент обязан выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Как указано в постановлении Девятого ААС от 12.04.2018 N 09АП-12683/18, доверенность на получение груза сотрудником экспедитора (или перевозчиком) должна выдаваться от имени экспедитора.

В постановлении Четырнадцатого ААС от 30.01.2017 N 14АП-10191/16 упомянут пункт договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг, в соответствии с которым исполнитель (т.е. экспедитор) выдает письменную доверенность водителю транспортного средства на право действовать от его имени при получении груза от грузоотправителя, при перевозке, при выдаче груза грузополучателю.

*(8) Обращаем внимание, что с 01 октября 2017 года новой редакцией Постановления Правительства N 1137 предусмотрены специальные Правила заполнения счетов-фактур для экспедиторов, застройщиков или заказчиков, выполняющих функции застройщика, приобретающих у одного и более продавцов товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени.

В связи с чем после указанной даты не используется ранее применяемый порядок, когда экспедитор при приобретении услуг (работ) третьих лиц в интересах клиента обязан был перевыставлять счета-фактуры на такие услуги (работы), в соответствии с порядком, предусмотренным для посредников (комиссионеров и агентов).

*(9) Подпунктом «а» п. 11 Правил установлено, что клиент должен в течение четырех лет хранить заверенные в установленном порядке экспедитором копии счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных), полученных на бумажном носителе, выставленных продавцом товаров (работ, услуг) экспедитору при приобретении товаров (работ, услуг) для клиента и переданных экспедитором клиенту. В случае выставления продавцом счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных) в электронном виде клиент должен хранить счета-фактуры (в том числе корректировочные, исправленные), выставленные продавцом указанных товаров (работ, услуг) экспедитору, полученные экспедитором и переданные экспедитором клиенту.

Отчет экспедитора – первичный документ складской логистики, имеющий код по ОКУД 0335022. Отчет нужен для того, чтобы документально подтвердить факт доставки экспедитором какого-либо груза.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк отчета экспедитора формы МХ-21 .xlsСкачать образец отчета экспедитора формы МХ-21 .xls

Бумага предоставляется водителем-экспедитором (который заполняет большинство граф отчета) бухгалтеру. Последний заносит его в соответствующий регистр, а также на основании этого документа формирует последующие отчеты и бумаги.

Кому будет полезна

Отчет будет нужен в том случае, если компания осуществляет доставку клиенту своих (произведенных, купленных) товаров. В последнее время удобство взаимодействия, а также слияния логистических и торговых организаций стало очевидным.

Дополнительная услуга требует документального подтверждения. Однако стоит отметить, что представленная форма МХ-21 – всего лишь рекомендованный для использования бланк. Каждая отдельно взятая фирма вправе сама редактировать, дополнять или убирать отдельные поля и графы. Главное, чтобы эти манипуляции получили достойное подтверждение в учетной политике. Более того, использование именно этой формы не обязательно.

Такое обращение с первичной документацией стало возможным благодаря вышедшему в 2013 году Постановлению Минфина России N ПЗ-10/2012. Он упразднил обязательное поголовное применение форм, оговоренных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Однако в этом виде документа отражены все основные моменты, требующие освещения при осуществлении грузоперевозок.

Составные части отчета

Отчет полностью помещается на одной стороне листа. Однако предусмотрена его печать на двух. При этом на обратной стороне располагаются только подписи проверяющих лиц и печать организации.

Таким образом, водитель, который заполняет бумагу, работает с одной стороны, а все остальные лица – с другой.

Это удобно при проведении проверок, использовании данных и пр.

Шапка отчета экспедитора содержит:

  • Наименование формы. Согласно одному из постановлений Госкомстата, этой бумаге присвоен номер МХ-21. Именно так ее упоминают в официальных нормативах и прописываемых рекомендациях.
  • Справа в отдельной таблице – коды по ОКУД (приведен в начале, сразу внесен в бланк), ОКПО, вид деятельности по ОКДП, вид совершаемой операции.
  • Полное наименование организации, в которой работает отчитывающийся экспедитор, и ее структурного подразделения (если оно есть).
  • Номер бумаги.
  • Дата ее составления.
  • Отчетный период, с какого по какое число осуществлялась доставка перечисленных материальных ценностей.
  • Название «Отчет экспедитора» посередине строки.
  • Фамилия, имя и отчество лица, заполняющего документ (водителя, который осуществлял перевозки и таким образом отчитывается перед бухгалтерией).


Помимо вводной ступени, в бумаге содержится еще и основная. Для удобства данные в ней сгруппированы в виде таблицы. Графы таблицы пронумерованы. В них должна быть внесена важная информация относительно:

  • порядкового номера осуществляемой записи;
  • номера и даты товарного документа (они были приложены к перевозимым товарно-материальным ценностям);
  • названия ценностей, подлежащих перевозке;
  • единиц измерения последних;
  • сколько всего было товара;
  • сколько его отгрузили заказчику;
  • какие наименования были возвращены обратно;
  • какие отклонения в весе были выявлены, возможные излишки и недостачи;
  • потери в пределах норм естественной убыли (показатели, которые вписываются в нормативные характеристики);
  • окончательного результата доставки (сколько всего излишек или недостачи получилось в итоге).

Завершает с 6 по 18 столбцы строчка таблицы «Итого». В нее вносятся данные по всем товарам, перечисленным в основной части.

Если того требуют обстоятельства, количество строк таблицы может быть значительно увеличено. Допустима печать бланка на нескольких страницах. Главное, чтобы все наименования товарно-материальных ценностей были точно перечислены.

После табличного элемента в отчете предусмотрено место для:

  • подписи водителя-экспедитора;
  • подписи того, кто принял отчет (с указанием должности и расшифровкой);
  • подпись того, кто проверил отчет.

Причем последние две позиции требуют указания даты постановки.

Сколько понадобится экземпляров

Особых указаний относительно того, в какой комплектности и сколько экземпляров должно быть, нет. Каждая отдельно взятая организации сама вправе решать этот вопрос.

Обычно отчет распечатывают в единственном экземпляре во избежание путаницы, так как отчеты перед бухгалтерией при поставленном на поток процессе экспедиторы будут предоставлять достаточно часто.

Подавляющее большинство организаций работает по схеме: один рейс — один отчет. Такое взаимодействие является наиболее оптимальным вариантом для оптимизации действий бухгалтерии и службы доставки каких-либо товарно-материальных ценностей.

Частые ошибки при заполнении

Водители по разным причинам могут пропускать отдельные графы, неверно их заполнять. Особенно это касается пунктов со сроками транспортировки (они указываются в начале) и подписью.

Отчет экспедитора – это не документ строгой отчетности, не кассовый ордер. Поэтому к нему в отношении корректировки ошибочных данных применимы самые мягкие меры.

Если произошла ошибка в числе (весе) перевозимого товара, единицах измерения или других графах, то допустимо горизонтальное зачеркивание, верная надпись и словосочетание «Исправленному верить» (рядом с исправлением) с подписью составителя и проверяющего.

Печатный или электронный вид

Допустимо заполнение бумаги в печатном виде. Но удобством формирования ее в компьютерных программах нельзя пренебрегать. Документ по умолчанию доступен для заполнения в 1С Бухгалтерии и 1С Управлении торговлей. В электронном виде автоматически задаются такие параметры, при которых не приходится каждый раз при формировании нового отчета прописывать наименования, коды, реквизиты.

Сколько хранится

Для документов этого типа предусмотрен срок хранения в 5 лет.

Договор транспортной экспедиции: оформляем «первичку» без ошибок

Многие организации осуществляют перевозку товаров в интересах заказчика, как в рамках договора поставки, так и на основании отдельного договора транспортной экспедиции. При заключении таких договоров и оформлении заказов на транспортировку нередко допускаются нарушения и неточности. Рассмотрим, как следует документально оформлять эти операции, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при отражении их в бухгалтерском и налоговом учете.
Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется гл.41 ГК РФ, законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ \»О транспортно-экспедиционной деятельности\», а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.

Согласно договору транспортной экспедиции, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом экспедитор имеет право привлечь к исполнению данного обязательства третьих лиц. Обязанность оказывать услуги лично может быть закреплена только в договоре между экспедитором и клиентом.

Многие организации осуществляют перевозку товаров в интересах заказчика, как в рамках договора поставки, так и на основании отдельного договора транспортной экспедиции. При заключении таких договоров и оформлении заказов на транспортировку нередко допускаются нарушения и неточности. Рассмотрим, как следует документально оформлять эти операции, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при отражении их в бухгалтерском и налоговом учете.

Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется гл.41 ГК РФ, законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ \»О транспортно-экспедиционной деятельности\», а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.

Согласно договору транспортной экспедиции, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом экспедитор имеет право привлечь к исполнению данного обязательства третьих лиц. Обязанность оказывать услуги лично может быть закреплена только в договоре между экспедитором и клиентом.

Сами экспедиторские услуги делятся на основные и дополнительные.

К основным услугам относятся:

  • организация перевозки груза определенным транспортом и по определенному маршруту;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза.

Дополнительные услуги включают в себя:

  • получение (оформление) требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения, проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку;
  • уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента.

Обратите внимание! Не следует путать экспедицию с перевозкой. В компетенцию экспедитора входят организация перевозки, заключение договора на перевозку груза и обеспечение его отправки (получения). Непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная компания выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются положениями не только гл.41 ГК РФ \»Транспортная экспедиция\», но и гл.40 ГК РФ \»Перевозка\», а договор, заключенный между компанией и клиентом, считается смешанным.

Вознаграждением экспедитора является разница между согласованными тарифами и суммой расходов экспедитора на организацию перевозки. Заказчик в порядке, предусмотренном договором, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента (п.2 ст.5 Закона № 87-ФЗ).

Экспедитор может заключить договор с перевозчиком, как от своего имени, так и от имени клиента. Необходимость действовать от своего имени (и наоборот) определяется в договоре. Если договор перевозки заключается от имени клиента, последний должен выдать экспедитору соответствующую доверенность. Такой вариант упрощает документооборот между всеми участниками перевозочного процесса, а также бухгалтерский учет и налогообложение операций, осуществляемых в рамках договора транспортной экспедиции. Однако чаще всего экспедитору приходится заключать договор на перевозку вверенного ему груза от собственного имени.

Документальное оформление транспортно-экспедиционных услуг

Перечень экспедиторских документов, установленный п.5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 (далее — Правила), и договором транспортной экспедиции, включает в себя:

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
  • экспедиторскую расписку (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • складскую расписку (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Организации, оказывающие транспортно-экспедиционные услуги, обязаны обеспечить наличие всех документов, сопровождающих данный вид деятельности.

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования дополнительных экспедиторских документов.

Все вышеперечисленные документы служат для оформления задания экспедитору и подтверждения получения груза. Документом, подтверждающим выполнение задания, является отчет экспедитора. В нем экспедитор может указать:

  • суммы, перечисленные в счет заключенного по поручению клиента договора перевозки;
  • документы, подтверждающие перевозку до пункта назначения;
  • сумму своего вознаграждения.

Унифицированная форма отчета экспедитора не установлена, поэтому стороны вправе самостоятельно определять форму и содержание этого документа.

Однако важно помнить, что в соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» документы, унифицированная форма которых не предусмотрена, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование и дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи и их расшифровки.

То есть для принятия к бухгалтерскому и налоговому учету отчет экспедитора должен содержать все перечисленные выше обязательные реквизиты.

Целесообразно описывать в отчете содержание хозяйственной операции достаточно подробно, не ограничиваясь словами «работы выполнены в полном объеме» и т. п. Кроме того, в документах, подтверждающих факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, необходимо сделать ссылку на договор и заявку.

Вопрос, следует ли к отчету экспедитора прикладывать подтверждающие документы (товарно-транспортную или железнодорожную накладную, счет-фактуру перевозчика) или их копии, является довольно спорным. Законодательством РФ не установлено требования об обязательном подтверждении расходов на транспортно-экспедиционные услуги товарно-транспортной накладной (ТТН). Это подтверждает и судебная практика (определение ВАС от 19 июня 2009 г. № ВАС-7562/09, ФАС Поволжского округа от 7 апреля 2009 г. № А12-14314/2008).

Однако налоговые органы не согласны с данной позицией и указывают на то, что для подтверждения транспортных расходов требуется ТТН (письмо УФНС по г. Москве от 29 августа 2008 г. № 20-12/082058). Такие же выводы сделаны в отдельном решении ФАС Западно-Сибирского округа от 12 ноября 2008 г. № Ф04-6972/2008(15869-А-46-26). Суд указал, что для подтверждения транспортных расходов необходимы первичные учетные документы, свидетельствующие о понесенных экспедитором затратах.

На наш взгляд, прикладывать документы перевозчиков к отчету экспедитора необходимо еще и для того, чтобы подтвердить факт получения товара грузополучателем, поскольку отчет экспедитора таким подтверждением не является.

Основные ошибки при оформлении первичных документов и способы их исправления

Наименование документа Замечание Способ исправления
Договор транспортной экспедиции Отсутствуют утвержденные тарифы Необходимо либо утвердить тарифы, либо определить другой порядок расчета вознаграждения
Товарно-транспортная накладная Отсутствуют обязательные реквизиты (наименование плательщика, подписи, стоимость и т. д.). Необходимо внести все обязательные реквизиты ТТН
Отчет экспедитора Не оформлен Рекомендуем вместо акта оказанных услуг оформить отчет экспедитора. Во избежание претензий налоговых органов, к отчету приложить первичные перевозочные документы (ТТН или железнодорожную накладную, платежное поручение, счет-фактуру перевозчика) или их копии.
Экспедиторские документы Не предоставлены Необходимо оформить экспедиторские документы: поручение экспедитору, экспедиторскую расписку, складскую расписку (если товар принят на складское хранение).

Елена ЦЫРУЛЬНИК,
ведущий консультант отдела бухгалтерского
и налогового консалтинга ГК «ВнешЭкономАудит»

Практически каждая организация, осуществляющая торговую и иную деятельность, оказывает услуги по доставке товара до покупателя. Процедура доставки на практике реализуется экспедитором, на которого ложится ответственность за сохранность ценностей в момент перемещения и передачу товара адресату. Для того чтобы контроль материально-ответственного лица осуществлялся максимально эффективно разработана отчетная форма МХ- 21 «Отчет экспедитора”.

Что собой представляет МХ- 21 «Отчет экспедитора”

Документ имеет унифицированный Госкомстатом бланк с кодом ОКУД 0335022. Отчет предназначается для организации учета товарно-материальных ценностей, принадлежащих предприятию, которые передаются получателю посредством процедуры экспедиции.

Несмотря на то, что бланк включен в альбом первичных учетных документов и является унифицированной формой, компаниям и предпринимателям разрешено вносить свои изменения в документ.

Важно! Главным требованием является наличие в сформированном и утвержденном самостоятельно бланке всех обязательных реквизитов, предоставляющих конечному пользователю информации максимум полезных сведений.

Читайте также статью: → «Форма МХ-18 (Накладная на передачу готовой продукции в места хранения)”

Пошаговая инструкция по заполнению формы МХ-21

Бланк отчета является односторонним и представляет собой документ, состоящий из шапки и табличной части.

В шапке документа необходимо отразить следующую информацию о компании:

  1. Наименование организации;
  2. Наименование структурного подразделения;
  3. Код ОКПО в соответствие с классификатором;
  4. Код ОКДП;
  5. Номер и дата составления отчета экспедитора;
  6. Отчетный период, подлежащий раскрытию в документе;
  7. ФИО экспедитора, ответственного за доставку товара до конечного пользователя.

Табличная часть отчета экспедитора должна включать в себя следующие сведения о перевозимом товаре:

  1. Номер по порядку;
  2. Номер и дата товарного документа, выступающего в качестве основания для перемещения ценностей;
  3. Название товарно-материальных ценностей, подлежащих передаче покупателю или иному лицу;
  4. Единица измерения – в отличие от других первичных учетных форм, отчет экспедитору не требует отражения в документе кода единицы измерения в соответствие с классификатором ОКЕИ.
  5. Количество полученных для перевозки ценностей;
  6. Количество отгруженных объектов ТМЦ;
  7. Количество возвращенных ценностей;
  8. Отклонения – с этой целью в документе предназначены две графы, для обнаруженных излишков и недостач;
  9. Потери в соответствии с установленными нормами естественной убыли в количественном и суммовом выражении;
  10. Окончательный результат, раскрывающий информацию об излишках или недостачах товара в количественном и суммовом выражении.

Важно! Заполненный документ должен быть заверен не только подписью экспедитора, выступающего в качестве материально-ответственного лица, но и лиц (сотрудников бухгалтерии), ответственных за принятие отчета у экспедитора и его проверку.

Рекомендации по заполнению формы МХ-21

Документ по форме МХ-21 «Отчет экспедитора» составляется непосредственно экспедитором, который осуществляет доставку товаров. Отчитаться ему следует перед бухгалтерской службой работодателя за доставленные товарно-материальные ценности отдельно по каждому рейсу.

Важно! Количество экземпляров определяется потребностями каждой конкретной организации и количеством заинтересованных пользователей.

Типичные ошибки при заполнении формы МХ-21

При заполнении отчета экспедитором могут быть допущены ошибки. В связи с тем, что данный документ не относится к бланкам, предназначенным для учета операций с денежными средствами (кассовым, банковским) нарушения могут быть скорректированы в соответствие с принятой практикой. Читайте также статью: → «Унифицированная форма МХ-1: понятие, порядок оформления, сфера применения, образец”

Рассмотрим наиболее распространенные нарушения и способы их правомерной корректировки в таблице.

п/п Распространенные нарушения при составлении документа МХ-21
Ошибка Способ корректировки
1 Заполнение формы документа МХ-21 экспедитором было произведено с допущением ошибки в числовом значении одной из ячеек табличной части документа. Нарушение выявлено виновным лицом. Вследствие того, что унифицированный бланк «Отчет экспедитора» по своему функциональному значению не относится к категории банковских и кассовых документов, исправления в него могут внесены по общим правилам корректировки первичных учетных документов. С этой целью уполномоченным лицом должен быть аккуратно зачеркнут неверный числовой показатель в ячейке. После этого, рядом с ошибочной записью необходимо указать верные данные и заверить произведенное исправление фразой «исправленному верить» и подписью ответственного лица.
2 В отчете экспедитора отсутствует подпись материально-ответственного лица В связи с тем, что в качестве МОЛ выступает экспедитор, его подпись непременно должна присутствовать на документе. Отсутствие этих обязательных сведений говорит о том, что отчет МХ-21 составлен с нарушением требований заполнения первичных учетных документов.
3 В МХ-21 не указан отчетный период составления Требования, установленные для заполнения формы МХ-21, предусматривают необходимость формирования этого документа отдельно для каждого рейса. Вследствие того, чтобы количество ценностей и их ассортимент могут быть различными, отражение периода перевозки является необходимой к раскрытию информацией.

Помимо этого, отсутствие сведений в ячейке может стать причиной противоправных действий со стороны недобросовестных лиц.

В каких программах можно сформировать

Вносить сведения о перевозимом грузе и иные данные в документ по форме МХ-21 можно как вручную, так и задействовав компьютерную технику. Ручное заполнение предполагает внесение сведений шариковой или перьевой ручкой синего, черного или фиолетового цветов.

Использование программного обеспечение пользуется большей популярностью среди представителей бизнеса. В первую очередь, это связано с тем, что не возникает необходимости постоянно вносить в документ одни и те же сведения – программа сама заполнит нужные реквизиты. Уполномоченному сотруднику остается только проверить, насколько корректно сформирован документ, и поставить необходимые подписи. Читайте также статью: → «Форма МХ-19 (Ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения)».

Заполнить документ «отчет экспедитора» можно в следующих программах:

В каких программах можно составить отчет МХ-21
п/п Программа Возможно Невозможно
1 1С:Бухгалтерия +
2 1с:Управление торговлей +
3 Контур

Важно! Использование компьютерных программ позволяет сократить время на заполнение документа.

Рейтинг самых задаваемых вопросов

Вопрос № 1 Может ли организация не применять при осуществлении доставки форму МХ-21?

С 2013 компаниям предоставлена самостоятельность в выборе учетных форм. Организации вправе разработать и утвердить приказом руководителя свой бланк, при условии, что документ будет содержать обязательные реквизиты.

Вопрос № 2 Какой период времени сотрудникам бухгалтерии необходимо хранить сданные экспедиторами отчеты?

Для документов этой категории установлен общий период хранения в течение пяти лет.

Вопрос № 3 Вправе ли компания вносить корректировки в документ?

Да, если все исправления будут оформлены в соответствии с установленными законом требованиями.

admin

Добавить комментарий