Операционный расход

Операционный расход

Операционные и внереализационные расходы — это…

До начала годовой отчетности за 2006 год прочие затраты делились:

  • на операционные расходы;
  • внереализационные;
  • чрезвычайные.

Операционные расходы по своей природе противопоставляются прямым расходам на непосредственное изготовление продукции и капитальным затратам. В качестве примера можно привести следующее: покупка автомата для изготовления кофе относится к капитальным расходам. А операционные затраты включают в себя расходы на приобретение самого кофе, сахара, воды, электроэнергии, издержки на обслуживание техники.

Операционные расходы включают в себя затраты, направленные:

  • на уплату банковских процентов и комиссий;
  • создание резервов денежных средств;
  • участие в УК других компаний;
  • предоставление за плату авторских прав;
  • предоставление во временное платное пользование своих активов;
  • продажу и иное отчуждение/списание товаров, основных средств и готовой продукции.

Внереализационные затраты – издержки на покрытие штрафов, пени, процентов, убытков прошлых лет, выявленных в отчетном периоде, курсовые разницы и т. д.

Чрезвычайные – издержки, возникшие вследствие чрезвычайных обстоятельств.

Но после принятия приказа Минфина от 18.09.2006 № 116н данная градация была упразднена и теперь согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы любого предприятия делятся на издержки:

  • от обычных видов деятельности;
  • прочие.

О том, какие издержки относятся к прочим, узнайте из статьи «Прочие расходы в бухгалтерском учете — это…».

Полный перечень прочих затрат приведен в п. 11 ПБУ 10/99. Список вы можете найти в Готовом решении от КонсультантПлюс:

Если у вас нет доступа к К+, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Рассмотрим порядок учета прочих доходов и расходов в бухгалтерском учете.

Прочие доходы и расходы в бухгалтерском учете

Прочие доходы и затраты по общему правилу отражаются по счету 91. Учет доходов ведется по кредиту 91 счета, расходов – по дебету. Для их учета открываются субсчета первого порядка:

  • 91.1 – для учета доходов;
  • 91.2 – для учета затрат.

Записи по субсчету 91.1 и 91.2 производятся бухгалтером накопительно на протяжении отчетного периода. По итогам месяца выводится разница между прочими доходами и издержками, которая фиксируется на субсчете 91.9: по дебету отображается убыток, по кредиту – прибыль.

ВАЖНО! Аналитический учет должен обеспечить возможность выявления финрезультатов по каждой операции.

О нюансах бухучета прочих доходов и расходов читайте . А основные проводки по учету прочих расходов вы найдете в К+:

Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Для разбивки затрат и доходов на операционные, внереализационные и чрезвычайные компании вправе самостоятельно разработать план счетов, утвердив его в локальном акте или использовать отраслевые планы счетов, например для предприятий агропромышленного комплекса (АПК). План счетов для фирм АПК утвержден приказом Минсельхоза от 13.06.2001 № 654 и позволяет средним и крупным компаниям фиксировать прочие доходы и затраты, используя следующие субсчета:

  • 91.1 – операционные доходы;
  • 91.2 – операционные расходы;
  • 91.3 – внереализационные доходы;
  • 91.4 – внереализационные расходы;
  • 91.9 – сальдо прочих доходов и расходов.

Итоговое сальдо субсчета 91.9 в любом случае ежемесячно закрывается на счет 99 «Прибыли/убытки», в результате чего счет 91 не имеет остаточного сальдо на отчетную дату.

Прочие операционные расходы отражаются на субсчете 91.2.

О порядке и принципах учета доходов и расходов в организации читайте .

Факторы повышения эффективности операционных расходов

Самой важной целью для управленческого персонала является оптимизация операционных расходов. Ведь их снижение позволит нарастить темпы развития операционной хоздеятельности и, соответственно, увеличить операционную прибыль. Факторы, влияющие на размер операционных расходов, делятся на внешние и внутренние.

Подробнее о порядке формирования такой прибыли вы узнаете из нашей статьи «Расчет и формирование операционной прибыли (формула)».

К внутренним факторам следует отнести:

  • Объем производства и продажи готовой продукции. Рост этих показателей хотя и приведет к увеличению операционных расходов, но при этом себестоимость единицы продукции может снизиться, поскольку размер постоянной составляющей операционных расходов не изменится. Например, в одном помещении к уже находящемуся там кофе-автомату установили еще 2 автомата. При этом транспортные расходы на техника, обслуживающего данные автоматы, остались прежними, но выросли затраты на потребляемую электроэнергию и расходные материалы. В таком случае себестоимость одного проданного стаканчика кофе может снизиться за счет того, что транспортные расходы на техника теперь распределяются между продукцией, выдаваемой 3 автоматами, а не одним, как раньше.
  • Длительность производственного цикла. С его сокращением уменьшается период оборачиваемости оборотных активов, соответственно, снижаются затраты по хранению продукции, потери от естественной убыли, инкассационные издержки по дебиторской задолженности, удельные затраты по управлению компанией.
  • Показатель производительности труда из расчета на 1 рабочего. Чем больше это значение, тем меньше сумма операционных расходов по расчетам с сотрудниками.
  • Техническое состояние основных фондов, задействованных в производстве. Чем больше они изношены, тем большим будет размер операционных расходов по их обслуживанию и ремонту.
  • Количество собственных оборотных активов. Чем их больше, тем меньшими будут финансовые расходы по обслуживанию заемного капитала, а соответственно, снизятся операционные издержки.

К внешним факторам (не зависящим от воли самой компании) относят:

  • Инфляционные процессы в стране. Чем больше уровень инфляции, тем выше размер операционных расходов, связанных с выплатой зарплаты, обслуживанием кредитов, оплатой за услуги сторонних компаний, включая транспортировку, ремонт и пр.
  • Изменение налоговых ставок и размеров иных обязательных платежей. В связи с тем, что налоги занимают большой удельный вес в операционных расходах, повышение ставок ведет к увеличению общей их суммы.

Итоги

Операционные расходы включают в себя повседневные издержки компании на ведение бизнеса, изготовление и реализацию продукции. В соответствии с ПБУ 10/99 эти расходы отнесены к прочим.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Что подразумевается под понятиями «прибыль» и «расходы» в сфере гособоронзаказа

В гособоронзаказе в обязательном порядке надлежит вести раздельный учет доходов и расходов по каждому госконтракту, контракту и договору.

Прибыль по ГОЗ (доходы) — это финансовый результат, который определяется и учитывается отдельно по каждому контракту и который не может превышать 1 % плановых привнесенных затрат и 20 % плановых собственных затрат предприятия на поставку продукции по гособоронзаказу (раздел 4 ПП РФ № 1465 от 02.12.2017). Рентабельность отражается в бухучете по общему правилу. В 275-ФЗ прибыль оговаривается в ч. 3 ст. 8, описывающей обязанности головного исполнителя.

Расходы — это издержки, которые несут участники гособоронзаказа. Траты по гособоронзаказу учитываются как по каждому госконтракту, так и в разрезе калькуляционных статей затрат. Такой учет необходим для формирования полноты себестоимости продукции.

Как рассчитать норму прибыли государственного оборонного заказа

Правительство РФ в качестве стимула для обеспечения исполнения гособоронзаказа устанавливает предельный уровень рентабельности при исчислении цен на продукцию ГОЗ (п. 3 ч. 1 ст. 12 275-ФЗ). Регламент расчета и нормирования прибыли закреплен в разделе 4 ПП РФ № 1465 (Постановление Правительства 1465, комментарии и изменения с момента вступления в силу не добавлялись). Если продукция по государственному оборонному заказу является изделиями собственного производства, то норма прибыли по ГОЗ рассчитывается по максимальной ставке 20 %, если товары перепродаются, то норма определяется как 1 % (п. 54 ПП 1465).

Предельный уровень прибыли рассчитывается по формуле «двадцать плюс один» (20 % + 1 %), где 1 % прибыли умножается на привнесенные издержки, в которые входят покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги других исполнителей, а 20 % прибыли — на собственные издержки. Величина плановой рентабельности, которая учитывается при расчете цены на продукцию, не может быть установлена в размере менее 5 % плановых собственных затрат исполнителя.

В контракте прописываются не проценты плановой рентабельности, а рассчитанный размер прибыли по ГОЗ в абсолютных величинах. В ходе исполнения госконтракта это значение изменяться не может.

Что включается в издержки по ГОЗ

Состав затрат по гособоронзаказу определяется Приказом Министерства промышленности и торговли № 334 от 08.02.2019. Он вступает в силу 30.04.2019 и отменяет действовавший ранее Приказ № 200 от 23.08.2006.

Приказ № 334 закрепляет новый порядок определения состава расходов, которые учитываются при формировании цены на продукцию ГОЗ. Общий список расходной части калькуляции представлен в Приложении № 1 к Приказу № 334.

Представим состав прямых издержек по гособоронзаказу в таблице:

Вид затрат по статьям калькуляции Норматив — пункт в Приказе № 334
Материальные — на приобретение материальных ресурсов, которые относятся на себестоимость продукции (включая надбавки и комиссионные вознаграждения) П. 13
Оплата труда — основная зарплата и дополнительная оплата труда служащих, которые непосредственно участвуют в производственном процессе П. 14
Страховые взносы на обязательное социальное страхование — уплата страховых взносов на ОСС (в том числе пенсионное, медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний) П. 15
На подготовку и освоение производства. Подразделяется на подготовку и освоение новых видов продукции и пусковые затраты П. 16. Состав пусковых издержек закреплен в Приложении № 2 Приказа, на подготовку и освоение новых видов продукции — в Приложении № 3
На специальную технологическую оснастку — изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии техоснастки целевого назначения П. 17
Специальные — включаются в себестоимость пропорционально количеству изготовленной продукции или трудоемкости годовой производственной программы отдельной статьей калькуляции П. 18. Состав закреплен в Приложении № 4 Приказа
Командировки — служебные командировки основных работников, непосредственно связанных с производством продукции по ГОЗ П. 21
Командировки — служебные командировки основных работников, непосредственно связанных с производством продукции по ГОЗ П. 22
Специальное оборудование для научных или экспериментальных работ П. 34
Привнесенные затраты по работам и услугам, выполняемым сторонними предприятиями П. 35, абз.10, п. 41, абз. 7, п. 45.1

К общепроизводственным относятся издержки по управлению и обслуживанию производственного процесса (п. 19 Приказа). Полный состав представлен в Приложении № 5. Общепроизводственные расходы формируются полностью по учреждению или по каждому конкретному подразделению. Включаются в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю прямого метода.

Общехозяйственные затраты (п. 20 Приказа) — это расходы, которые непосредственно связаны с административным управлением, ведением хозяйственной деятельности, а также с содержанием имущественных объектов предприятия. Они включаются в себестоимость продукции гособоронзаказа пропорционально базе распределения по выбранному показателю прямых издержек или списываются на счета продаж после завершения отчетного периода. Полный состав общехозяйственных и административно-управленческих расходов (п. 27) закреплен в Приложении № 6 Приказа.

Привнесенные затраты — это издержки на приобретение товаров, работ или услуг, которые покупаются у сторонних организаций с целью изготовления продукции по ГОЗ.

Группировка издержек по статьям калькуляции осуществляется в зависимости от их целевого назначения с использованием прямых и косвенных методов отнесения расходов на себестоимость продукции. Для издержек по ГОЗ ведется постатейный раздельный учет.

Преимущество при расчете себестоимости отдается прямому методу по каждому виду и году производства продуктов по гособоронзаказу.

Цены на продукцию по ГОЗ, сформированные в соответствии с Приказом № 200 от 23.08.2006, не пересматриваются и не меняются.

Если заключается контракт с единственным поставщиком (подрядчиком или исполнителем) по гособоронзаказу, при расчете расходных статей необходимо воспользоваться формами, утвержденными Приказом ФАС № 116/18 от 31.01.2018.

Отчетная калькуляция

Отчетная калькуляция ГОЗ — это форма № 3 Приказа № 116/18, в которой отображаются фактические затраты по статьям калькуляции по итогам завершения работы в соответствии с данными бухгалтерского учета.

На основании ст. 7.1 275-ФЗ, заказчик в обязательном порядке должен включать в контракт условие о возмещении задела — расходов на запасы продукции, сырья, комплектующих, необходимых для выполнения работ по ГОЗ и приобретенных исполнителем ранее за счет собственных денежных ресурсов. Такое возмещение производится только при предварительном согласовании между государственным заказчиком, головным исполнителем и исполнителем и в рамках цены, указанной в госконтракте.

Пассажиры и грузы не могут транспортироваться по отдельности, они перемещаются вместе. Пассажиры должны сначала отправиться в автобусные терминалы и аэропорты, где они «собираются» в автобусах или самолетах, чтобы добраться до конечных пунктов назначения, где они рассредоточиваются. Груз должен быть консолидирован в порту или на железнодорожной станции до дальнейшей отправки. Терминалы также могут быть пунктами смены одного и того же вида транспорта. Таким образом, пассажиру, желающему путешествовать поездом из Парижа в Роттердам, возможно, придется пересесть на поезд в Брюсселе, или авиапассажиру, желающему совершить перелет с Монреаля в Лос-Анджелес, возможно, придется сделать пересадку в Торонто.

Терминалы также могут быть пунктами смены различных видов транспорта и их соответствующими сетями, так что грузы, отправляемые с американского Среднего Запада в Рур в Германии, могут перемещаться по железной дороге из Цинциннати (город на юго-западе штата Огайо, США) в порт Нью-Йорка и доставляться на судне в Роттердам, а затем – переместиться на баржу для доставки в Дуйсбург (Германия). Транспортные терминалы, следовательно, могут быть как конечными, так и промежуточными пунктами в движении пассажиров и грузов.

Простыми словами, терминал – это любое место, в котором груз и пассажиры либо начинают, либо заканчивают свое перемещение, либо над ними совершаются действия, необходимые для завершения процесса их транспортировки.

Терминалы могут быть точками обмена внутри одной и той же транспортной системы, которые обеспечивают непрерывность потоков. Терминалы, однако, также являются очень важными пунктами передачи грузов/пассажиров с одного на другой вид транспорта. Автобусы и автомобили доставляют людей в аэропорты, грузовики перевозят грузы на железнодорожные терминалы, а железнодорожные перевозчики доставляют грузы в доки для погрузки на суда.

Одним из основных атрибутов транспортных терминалов, как международных, так и региональных, является их функция конвергенции. Они действительно являются обязательными промежуточными для коммерческих потоков пунктами. Таким образом, транспортные терминалы создаются либо центральностью, либо посредничеством их соответствующих местоположений.

РАЗМЕРЫ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

Важность транспортного терминала часто зависит от его размера. Крупным транспортным терминалам, в частности портам и аэропортам, присваивают статус «ворот» или «хаба», поскольку они становятся обязательными пунктами транзита между различными сегментами глобальной транспортной системы. Контейнеризация способствовала появлению иерархии терминалов, выполняющих различные функции: от больших ворот, координирующих потоки на большой рыночной площади, до небольшой железнодорожной станции или грузового депо, обслуживающего местный рынок. То же самое касается и перевозки пассажиров, где очевидна определенная иерархия терминалов.

АТРИБУТЫ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

Три основных атрибута связаны с важностью и эффективностью транспортных терминалов:

Место нахождения

Основным местным фактором транспортного терминала, очевидно, является обслуживание большой концентрации населения и / или промышленной деятельности, представляющей рыночную площадь терминала. Конкретные терминалы имеют определенные локальные ограничения, такие как портовые и аэропортовые объекты. Новые транспортные терминалы, как правило, расположены за пределами центральных районов, чтобы избежать высоких цен на землю и заторов.

Доступность

Доступ к другим терминалам (в местном, региональном и глобальном масштабе), а также то, насколько хорошо терминал связан с региональной транспортной системой, имеет большое значение. Например, морской терминал не имеет особого значения, если он эффективно обрабатывает морские перевозки, но плохо связан со своими рынками через систему внутреннего транспорта (железнодорожный, автомобильный или баржевый).

Инфраструктура

Основная функция терминала — обрабатывать и направлять грузы или пассажиров. У них есть номинальная вместимость, которая связана с количеством земли, которую они занимают, а также с уровнем их технологической, трудовой и управленческой интенсивности. Следовательно, вопросы инфраструктуры важны, поскольку они должны учитывать текущий трафик и предвидеть будущие тенденции наряду с технологическими и логистическими изменениями. Следовательно, современная терминальная инфраструктура требует огромных инвестиций и является одной из самых больших когда-либо построенных структур. Аэропорты, порты и распределительные центры хорошо видны на изображениях дистанционного зондирования. Оптимальным считается коэффициент использования от 75 до 80% проектной мощности, поскольку выше этого уровня начинает возникать перегрузка, которая подрывает надежность терминала. Терминал редко имеет равномерное использование, которое чаще всего характеризуется периодами высокой и низкой активности.

ВРЕМЯ ПРОСТОЯ В ТРАНСПОРТНЫХ ТЕРМИНАЛАХ

Время, в течение которого транспортному средству (автобусу, грузовику, поезду или кораблю) разрешается загружать или выгружать пассажиров или груз в терминале, обычно называют временем простоя. Для грузовых терминалов время простоя означает количество времени, в течение которого груз находится в терминале или в зоне хранения в ожидании загрузки. Время простоя может быть оперативным, что отражает производительность терминальной инфраструктуры и управления, включая планирование и доступность транспортных услуг. Оно также может быть транзакционным, что обычно связано с выполнением процедур оформления (например, таможенных). Наконец, время простоя может быть связано с хранением, что подразумевает, что владелец или перевозчик груза намеренно оставляет груз в терминале в рамках стратегии управления транспортом или цепочкой поставок. Интермодализм породил новые отношения между транспортными терминалами, которые становятся узлами в интегрированных транспортных цепях. Это особенно относится к портовым, железнодорожным и баржевым терминалам. Новые формы интеграции также появляются, например, между портами и аэропортами.

ФУНКЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

Транспортный терминал состоит из набора интермодальных инфраструктур, использующих преимущества географического положения и обеспечивающих более высокий уровень доступа к местным, региональным и глобальным рынкам. Терминалы в различной степени привязаны к месту расположения. Например, морские транспортные терминалы особенно зависят от местных условий, особенно если речь идет о крупной портовой деятельности, которая может проводиться в ограниченном количестве мест. Терминалы аэропорта более гибкие в своем местоположении, но все же привязаны к конкретным местным ограничениям.

Терминалы выполняют три основные функции в транспортных системах:

Связь

Транспортные терминалы обеспечивают связь в транспортной сети. Например, станции метро являются связующими узлами транзитной сети, а порты и аэропорты являются связующими узлами морских и воздушных сетей.

Взаимодействие

Транспортные терминалы обеспечивают взаимодействие между разными видами транспорта, позволяя пассажирам и грузам перемещаться. Порт или аэропорт являются точками взаимодействия между морскими или воздушными и наземными транспортными системами.

Буфер

Транспортные терминалы обеспечивают буфер между различной пропускной способностью и частотой транспортировок. Контейнеровоз может заходить в порт один раз в два дня, а грузовики с контейнерами могут заходить и выходить из терминала каждые несколько минут. Аналогичная и с аэропортами, которые выступают в качестве буферов между различными уровнями обслуживания наземных транспортных систем и расписанием воздушных перевозок.

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

Поскольку терминалы выполняют функции и транспортировки, и консолидации грузов/пассажиров, терминалы важны с экономической точки зрения из-за затрат, понесенных при выполнении этих действий. Трафик, который они обрабатывают, является источником занятости и приносит пользу региональной экономической деятельности, в частности, обеспечивая доступность для поставщиков и клиентов. Терминальные расходы представляют собой важный компонент общих транспортных расходов. Это фиксированные расходы, которые понесены независимо от продолжительности возможной транспортировки, и значительно различаются в зависимости от видов транспорта.

Терминальные расходы можно рассматривать как:

Расходы на инфраструктуру

Включают расходы на строительство и техническое обслуживание таких конструкций, как опоры, взлетно-посадочные полосы, краны и объекты (склады, офисы и т. д.).

Перегрузочные расходы

Расходы на погрузку и разгрузку пассажиров или грузов.

Административные расходы

Многие терминалы управляются такими учреждениями, как администрация порта или аэропорта, или частными компаниями (например, операторами терминалов).

Поскольку суда имеют наибольшую грузоподъемность, они несут самые большие затраты на терминалы, поскольку загрузка или разгрузка судна может занять много дней. И наоборот, грузовой или пассажирский автобус могут быть загружены намного быстрее, и, следовательно, затраты на терминалы для автомобильного транспорта являются самыми низкими. Терминальные издержки играют важную роль в определении конкурентной позиции между видами транспорта. Из-за высокой стоимости грузовых терминалов морские и железнодорожные перевозки, как правило, не подходят для транспортировки на короткие расстояния.

Конкуренция между видами транспорта часто измеряется сравнением стоимости. Усилия по снижению транспортных расходов могут быть достигнуты за счет использования более экономичных транспортных средств, увеличения размеров судов и сокращения рабочей силы, используемой в поездах. Однако, если конечные затраты также не будут уменьшены, выгоды не будут реализованы. Например, при транспортировке по водным ресурсам потенциальная экономия от масштаба, достигаемая за счет более крупных и более экономичных судов, будет сведена на нет, если потребуется больше времени для загрузки и разгрузки гигантских судов.

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ

За последние десятилетия были предприняты очень важные шаги по снижению терминальных затрат. К ним относится внедрение систем управления информацией, таких как EDI (электронный обмен данными), которые значительно ускоряют обработку информации и устраняют задержки, типичные для бумажных транзакций. Наиболее значительным событием стала механизация погрузочно-разгрузочных работ. Механизации способствовало использование единиц стандартных размеров, таких как поддон и, что наиболее важно, контейнер. Контейнер, в частности, произвел революцию в терминальных операциях.

Как известно, от высоких терминальных затрат наиболее страдает морской транспорт. Раньше судам для выгрузки/погрузки грузов в порту могло понадобиться около трех недель. Гораздо большие современные суда проводят в порту менее пары дней. Контейнеровозу Panamax требуется приблизительно 750 работочасов для загрузки и выгрузки. До контейнеризации потребовалось бы 24 000 работочасов для обработки того же объема груза. Железнодорожная отрасль также выиграла от внедрения контейнеров, которые позволяют собирать поезда на грузовых площадках в считанные часы, а не дни. Многие механизированные терминалы в настоящее время автоматизируются, что еще больше повышает их производительность и снижает затраты на рабочую силу. Тем не менее, автоматизация требует значительных капитальных затрат.

Снижение терминальных затрат оказало значительное влияние на перевозки и международную торговлю. Оно не только снизило общие грузовые тарифы и тем самым изменило конкуренцию между видами транспорта, но и оказало глубокое влияние на транспортные системы. Суда проводят в порту гораздо меньше времени, что позволяет им совершать гораздо больше прибыльных рейсов в год. Эффективность в аэропортах, железнодорожного транспорта и в портах значительно повышает эффективность перевозок в целом.

Деятельность в транспортных терминалах представляет собой не только обмен товарами и людьми, но и также является важной экономической деятельностью. Занятость людей в различных терминальных операциях представляет преимущество для местной экономики. Докеры, обработчики багажа, операторы кранов и авиадиспетчеры являются примерами рабочих мест, создаваемых непосредственно терминалами. Кроме того, существует широкий спектр видов деятельности, связанных с транспортной деятельностью в терминалах. К ним относятся фактические перевозчики (авиалинии, судоходные линии и т. д.) и посредники (таможенные брокеры, экспедиторы), необходимые для осуществления транспортных операций в терминале. Не случайно узлы, включающие крупный аэропорт, порт или железнодорожный терминал, также являются важными экономическими центрами.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 16 ноября 2016 г.

Одним из объектов бухгалтерского учета являются доходы и расходы (ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В зависимости от их характера, условий получения (осуществления) и направлений деятельности организации они подразделяются на доходы и расходы от обычных видов деятельности и прочие доходы и расходы (п. 4 ПБУ 9/99, п. 4 ПБУ 10/99). О том, что относится к операционным расходам и что такое операционный доход, расскажем в нашем материале.

Прочие вместо операционных

Понятие операционных доходов и операционных расходов содержалось в редакциях ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, действовавших до подготовки годовой отчетности за 2006 год. Приказом Минфина РФ от 18.09.2006 № 116н классификация доходов и расходов была упрощена. До принятия указанного Приказа Минфина доходы и расходы, не являвшиеся доходами и расходами по обычным видам деятельности, делились на следующие виды:

  • операционные;
  • внереализационные;
  • чрезвычайные.

И до принятия Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 № 116н данные доходы и расходы именовались прочими, но после принятия Приказа разделение доходов и расходов на три вида законодательно больше не предусмотрено. Все они считаются просто прочими доходами и расходами.

В то же время, организация может самостоятельно в целях учета, контроля и управления производить классификацию своих прочих доходов и расходов на указанные выше группы. Но учитывать их она обязана на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Для группировки доходов и расходов организация может воспользоваться составом операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов, который был предусмотрен ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 в редакции до принятия Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 № 116н.

Напомним, что по ранее действовавшей редакции ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 относилось к операционным доходам и расходам.

Состав операционных доходов

По ранее действовавшей редакции ПБУ 9/99 доходы от прочих операций в части операционной деятельности включали в себя:

  • поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
  • поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам).

Указанные выше доходы могли считаться операционными, если они не являлись предметом деятельности организации. Ведь в противном случае такие доходы подлежали учету в составе доходов от обычных видов деятельности на счете 90 «Продажи».

Прочие операционные доходы включали в себя следующие доходы:

  • прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
  • поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
  • проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Операционные расходы включают в себя

По ПБУ 10/99 в ранее действовавшей редакции операционными расходами считались расходы по следующим видам деятельности, не являющимся предметом деятельности организации:

  • предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
  • предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • участие в уставных капиталах других организаций.

Прочие операционные расходы включали в себя:

  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
  • другие операционные расходы.

Выделяя в составе доходов и расходов операционные, организация может определять чистый операционный доход. Он означает, что операционные доходы превышают операционные расходы и определяется как разница между ними.

Также для целей анализа организация может рассчитывать отношение операционных расходов к операционным доходам и определять прибыльность операционной деятельности, в т.ч. в динамике.

admin

Добавить комментарий