Обучение и аттестация

Обучение и аттестация

ООО «ЦПБО «Эксперт» на правах официального представителя учебно-экзаменационного центра и учебного центра, основным направлением деятельности которого является обучение по рабочим специальностям, предлагает услугу по организации обучения по рабочим специальностям, переквалификации, повышению квалификации, аттестации персонала предприятий строительного комплекса и других отраслей.

Повышение квалификации — Повышение квалификации является обязательным направлением для повышения профессиональных навыков, усовершенствования теоретических и практических знаний.

Согласно Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ, повышать квалификацию на основании специальности по Диплому необходимо раз в пять лет.

Переквалификация на другую специальность — Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016)»Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) Профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации.

Согласно Приказа Минобрнауки от 1 июля 2013 год № 499 срок переквалификации может определяться договором на образование и составлять не менее 250 часов.

Аттестация по Охране труда (ОТ) — Обучение по Охране труда (технике безопасности) проходит для сокращения травматизма на предприятии и уменьшения профессиональных заболеваний, поэтому регулярная аттестация и инструктаж по охране труда в компании позволит Вашим работникам и Вам сохранить свое здоровье и жизнь. Обучение и проверка знаний по охране труда проводится в обязательном порядке и в соответствии с Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29.

Аттестация по пожарно-техническому минимуму (ПТМ) — это необходимые знания в области пожарной безопасности для обеспечения противопожарного режима на предприятии, с целью сохранить здоровье и жизнь людей, а также имущество и материальные ценности предприятия и работников.

В соответствии Трудовым кодексом и ФЗ N 69, а также приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 , обучение по ПТМ обязаны пройти все руководители компаний, специалисты по пожарной безопасности, специалисты, работающие с открытым огнем, пожароопасными, взрывчатыми веществами.

Аттестация Нострой — Система аттестации НОСТРОЙ представляет собой проверку знаний и опыта специалистов и руководителей строительной сферы на их соответствие требованиям Градостроительного Кодекса.

На основании п.3, ч.8, ст.55.5, для проверки уровня знаний руководителей, специалистов и рабочих строительных компаний и оценки их профессиональных навыков в СРО, а также для получения допуска к строительным работам, всем работникам и специалистам, связанным с определенными видами работ в строительстве, необходимо проходить аттестацию в Единой системе аттестации НOСТРOЙ.

Аттестация специалистов по промышленной безопасности — Аттестация специалистов в Ростехнадзоре по Промышленной безопасности осуществляется на основании Приказа Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007г. и ПП РФ № 263 от 10.03.1999 «Правила организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте. Аттестация обязательна для всех, кто имеет отношение к работам в области опасных производственных объектов (ОПО), которые осуществляют свою деятельность в разных областях, а именно: в области стройки, эксплуатации, консервации, ликвидации объектов, транспортировки, изготовлении, реконструкции, экспертизе и др, а также в разработке проектной, конструкторской и др. документации в области эксплуатации объектов.

Аттестация сварщиков и специалистов НАКС — НAКС (Национальное Aгентство Контроля Сварки), это часть системы аттестации сварочного производства (САСв) Ростехнадзора. Деятельность НАКС определяется и регулируется законодательными актами Рoстехнадзора. Аттестация проходит на основании ПБ 03-273-99 и РД 03-495-02.

Аттестация специалистов неразрушающего контроля — это комплекс предусмотренных законодательством мер нормативного и методического характера, направленных на проверку базовых теоретических навыков и практической подготовки специалистов, работающих в области неразрушающего контроля строительных, промышленных и специальных объектов повышенной опасности.

Аттестация специалистов разрушающего контроля — проводится с целью подтверждения уровня практической и теоретической подготовки специалистов по испытанию объектов и материалов на их подверженность влиянию разрушающих факторов.

Аттестация специалистов в Министерстве культуры — аттестация специалистов по консервации и реставрации объектов культурного наследия в Министерстве культуры РФ осуществляется в порядке, изложенном в Приказе Министерства Культуры № 474 от 05 мая 2013 года. Работы в области реставрации и консервации объектов культурного наследия проводятся только физическими лицами, прошедшими аттестацию в федеральном органе охраны объектов культурного наследия.

Аттестация экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы — Историко-культурная экспертиза (ИКЭ) — исследование объекта (здания, сооружения, земельного участка) на предмет соответствия планируемой в их отношении хозяйственной деятельности актуальным законодательным требованиям в сфере охраны объектов, обладающих исторической, природной или культурной ценностью. Проводить ИКЭ вправе аттестованные Министерством культуры РФ лица или организации, в трудовых отношениях с которыми состоит не менее 3-х экспертов, аттестованных Минкультуры.

Аттестация экспертов на право проведения государственной историко-культурной экспертизы проводится в соответствии с требованиями Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” и «Положения о государственной историко-культурной экспертизе”.

Аттестация по рабочим специальностям — профессиональное обучение, которое направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего.

Обучение по охране труда при работах на высоте — профессиональное обучение для специалистов, которые выполняют свои рабочие обязанности на высотных сооружениях.

Обучение по электробезопасности (охрана труда при эксплуатации электроустановок) — профессиональное обучение для работников (специалисты или руководители предприятий), выполняющих работы в электроустановках (электромонтеры, электромонтажники, инженерно-технический персонал и др.).

Подготовка специалистов для НРС — подготовка работников и руководителей для включения в Единый Национальный реестр специалистов в области строительства.

Повышение квалификации в области промышленной безопасности для допуска на аттестацию в Ростехнадзоре — обучение для аттестации в области промышленной безопасности для работ на ОПО.

Курсы повышения квалификации в 2018 году

Очное и дистанционное повышение квалификации персонала по строительству, реставрации, пожарной, экологической, радиационной безопасности, охране труда, энергоаудиту, сметному делу, обслуживанию медтехники. Обучение в рамках прямого договора с аккредитованным учебным центром.

ООО «ЦПБО «Эксперт» окажет помощь в организации обучения персонала на курсах повышения квалификации по следующим направлениям:

Строительство

  • от 4 000 рублей – обычные объекты
  • от 4 500 рублей – особо опасные, уникальные, технически сложные объекты
Проектирование
  • от 4 000 рублей – обычные объекты
  • от 4 500 рублей – особо опасные, уникальные, технически сложные объекты
Инженерные изыскания
  • от 4 000 рублей – обычные объекты
  • от 4 500 рублей – особо опасные, уникальные, технически сложные объекты
Сметное дело в строительстве и ЖКХ
  • от 4 000 рублей
Реставрационные работы
  • от 4 000 рублей
Энергоаудит
  • от 4 000 рублей
Экологическая безопасность
  • от 4 000 рублей
Пожарная безопасность
  • от 4 000 рублей – общие темы
  • от 4 500 рублей – особо опасные, уникальные, технически сложные объекты
  • от 6 000 рублей – для лицензии МЧС
Радиационная безопасность
  • от 7 000 рублей
Техническое обслуживание медтехники
  • от 15 000 рублей
Гражданская оборона и защита в чрезвычайных ситуациях
  • от 4 000 рублей
Обучение аудиторов по ИСО
  • от 4 000 рублей
Промышленная безопасность
  • от 6 000 рублей
Специалистов, желающих освоить новую сферу деятельности, приглашаем на курсы профессиональной переподготовки.

Преимущества

2 учебных центраСобственный экзаменационный центрРазработано более 250 образовательных программВключение специалистов в НРСПортал дистанционного обученияМатериально-техническая база

Почему мы

260 аттестация специалистов по НК 9 476 выдано удостоверений по повышению квалификации 1 012 обучение рабочим специальностям 250 всего разработанных программ

Почему руководители предприятий доверяют нам организацию повышения квалификации своих сотрудников

  • ООО «ЦПБО «Эксперт» является официальным представителем учебно-экзаменационного центра – организации-заказчики не несут дополнительных расходов на оплату посреднических услуг и уверены в легальности полученных удостоверений.
  • Выданные удостоверения о повышении квалификации специалистов принимают все СРО, органы лицензирования и контролирующие инстанции.
  • Предоставляем возможность дополнительно заказать услуги проведения аттестации или переподготовки персонала, содействия в получении лицензий и допусков саморегулируемых организации по специальной цене.
  • Каждый пятый сотрудник, направленный на курсы, повышает квалификацию за наш счет.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Свидетельство о партнерстве по осуществлению аттестации специалистов по неразрушающему контролю

Свидетельство о представительстве

Акция Обучение 2 специалистов БЕСПЛАТНО при заказе повышения квалификации на 5 сотрудников.

При обучении 5 специалистов по программам повышения квалификации — обучение 2 специалистов БЕСПЛАТНО!

Акция действует до 30 октября

Услуга
Повышение квалификации — более 7 специалистов. 2 бесплатно! Заказать

Отправьте данные для расчета стоимости обучения ваших сотрудников на курсах можно прямо сейчас.

Получите консультацию эксперта – закажите обратный звонок, позвоните на горячую линию ООО «ЦПБО «Эксперт» или оставьте онлайн-заявку.

Мы дадим ответы на оставшиеся вопросы по повышению квалификации персонала и вышлем индивидуальное коммерческое предложение.

  • Звоните бесплатно по РФ 8 (800) 707-81-48
  • Телефон в Москве +7 (495) 151-93-39
  • Пишите на upk@sro-licence.ru
  • Отправьте онлайн заявку

«Право педагогических работников на профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Аттестация педагогических работников»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………….…..…………….. 3

Глава 1Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации……………………………………………..…5

    1. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников……………………………….…..………………………5

1.2Права и обязанности сторон трудового договора…………….6

1.3 Эффективность проведения аттестации педагогических работников……………………………………………………………….10

Глава 2 Новый порядок аттестации педагогических работников……12

2.1 Новые требования к аттестации …..…………….……….. …12

2.2Подача документов на аттестацию…………………….….13

Заключение……………………………………………….……….. 14

Список литературы………………………………………….…………..16

Введение

По закону аттестация педагогических работников проводится регулярно и является обязательной процедурой для всех.
Повышение педагогической квалификации – это целенаправленная деятельность педагогов по овладению новыми для них педагогическими ценностями.

Согласно законодательству РФ, каждый педагогический работник обязан периодически проходить аттестацию. Эта процедура систематическая, повторяющаяся раз в пять лет.

Аттестация педагогических работников необходима для повышения квалификации и выявления соответствия должности.
Инновационная деятельность педагога и повышение педагогической квалификации являются взаимосвязанными, взаимообусловленными и взаимопроникающими процессами, обеспечивающими непрерывное совершенствованиепедагогической деятельности.

Целью аттестации является стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.

Задачами аттестации являются:

-целенаправленное непрерывное повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников;

— установления соответствия между качеством и оплатой труда;

— управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности.

Аттестация осуществляется на основе комплексной оценки уровня квалификации, педагогического и управленческого профессионализма и продуктивности деятельности работников учреждений образования.

Основные принципы:

— добровольность;

— открытость;

— коллегиальность;

— обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.

Квалификационные категория – соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Таким образом, аттестация – средство решения поставленных задач путем установления соответствующих квалификационных категорий.

Глава 1Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации

1.1 Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников

Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации относится к числу трудовых прав работника. Профессиональная подготовка проводится как в самой организации, так и в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Повышать квалификацию своих педагогов администрацию обязывает Трудовой кодекс Российской Федерации. Согласно ст.196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров

для собственных нужд определяет работодатель.
Несмотря на то, что в соответствии со ст.196 ТК РФ формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, к таким формам не может быть отнесено получение определенного уровня образования.

Трудовым законодательством РФ предусмотрен также ряд гарантий в отношении сотрудников, направленных рабочей организацией на переподготовку и повышение квалификации. Льготы и компенсации для таких работников варьируются в зависимости от условий обучения: с отрывом от производства, или без отрыва.

Таким образом, в соответствии с законодательством основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации педагога в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

    1. Права и обязанности сторон трудового договора

Общие права и обязанности сторон трудового договора, возникающие в связи с профессиональным обучением работников, закреплены нормами гл. 31 ТК РФ и рядом статей ТК РФ. В соответствии с их положениями работодатель имеет право:

1) определять необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд;

2) проводить профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости – в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;

3) определять с учетом мнения представительного органа работников формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей;

4) заключать срочный трудовой договор для работ, непосредственно связанных со стажировкой и профессиональным обучением работника;

5) предусматривать в трудовом договоре работника условие о его обязанности отработать после обучения не менее согласованного сторонами срока, если обучение производится за счет средств организации;

6) регулировать отношения с работником, связанные с его направлением на профессиональное обучение, дополнительным договором;

7) в случае неисполнения работником после обучения за счет средств работодателя трудового договора или указанного дополнительного договора возместить понесенные в связи с его обучением затраты в порядке, предусмотренном для материальной ответственности работника.

Работодатель обязан:

1) в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;

2) создавать работникам, проходящим профессиональную подготовку, необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии и компенсации, установленные ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;

3) при предоставлении гарантий и компенсаций работникам в связи с профессиональным образованием производить соответствующие выплаты за счет средств организаций.

Работники имеют право:

1) на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. В этих случаях данное право реализуется ими посредством заключения с работодателем дополнительного договора;

2) на гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При этом данные гарантии и компенсации должны предоставляться работнику только по основному месту работы, а не по работе, на которую он принят в качестве совместителя.

Работники обязаны:

1) урегулировать отношения с работодателем, связанные с их профессиональным обучением, дополнительным договором;

2) при заключении трудового договора определять по договоренности с работодателем условие об обязательной отработке и сроках этой отработки после профессионального обучения, произведенного за счет средств работодателя;

3) возместить затраты, понесенные работодателем в связи с профессиональным обучением работника, при одновременном наличии следующих условий: при направлении его на обучение за счет средств работодателя; при его увольнении без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением о его обучении за счет средств работодателя.

Причиненный в данном случае ущерб работодателю может быть возмещен работником в добровольном порядке в соответствии со ст. 248 ТК РФ либо в соответствии со ст. 392 ТК РФ в судебном порядке по исковому заявлению работодателя.

Работники, направленные с отрывом от работы на различные курсы и в центры (повышения квалификации, переподготовки), организуемые различными учебными заведениями, также не прекращают трудовых отношений с работодателем. С момента зачисления их на курсы по приказам руководителей этих учебных заведений они вступают с последними в административно-правовые отношения, которые длятся до окончания обучения на этих курсах. В этих случаях законодательством о труде не предъявляется каких-либо требований к участникам этих отношений и для предоставления работникам установленных им гарантий и компенсаций необходимо только надлежаще оформленное направление (командировочное удостоверение), подписанное руководителем организации, работодателем.

Работники, обучающиеся без отрыва от производства в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования, а также в общеобразовательных учреждениях, состоят не только в трудовых правоотношениях с работодателем, но и в административном правоотношении с этими учреждениями.

В период ученичества работников непосредственно на производстве без отрыва их от работы возможны следующие виды профессионального обучения:

1) переподготовка и обучение работников вторым профессиям — обучение работников, уже имеющих профессию, в целях получения новой;

2) повышение квалификации работников — профессиональное обучение, направленное на совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений по имеющейся профессии, причем повышение квалификации сотрудников может осуществляться и с отрывом от производства в сторонних учебных учреждениях и организациях, что не имеет никакого отношения к ученичеству.

В ТК РФ не содержится прямого запрета на подготовку непосредственно в организации новых работников из числа персонала, который при приеме на работу не имел какой-либо профессии. Такая подготовка признается одним из видов профессионального обучения.

Таким образом, профессиональное обучение работников в организациях обусловлено потребностями производства, и, как правило, порядок его проведения помимо трудового законодательства устанавливается локальными актами и организационно-распорядительными документами.

    1. Эффективность проведения аттестации педагогических работников

Эффективность использования аттестации, как одной из основных технологий управления персоналом, будет зависеть в первую очередь от степени технологичности процедуры и от уровня владения ею специалистами, непосредственно осуществляющими процедуру.
С другой стороны, отдача от внедрения и использования аттестаций будет зависеть от установок руководства по отношению к персоналу, от уровня управленческой компетентности и принципов кадровой политики, которые исповедует руководство. Все организационные решения, которые могут быть запрограммированы и учтены в период подготовки и разработки системы аттестации, должны быть предусмотрены, чтобы минимизировать попутно возникающие трудности при проведении самой процедуры, повысить ее эффективность, избежать неожиданностей, неточностей. При незнании юридических аспектов аттестации или несоблюдении таких принципов, как объективность оценки, обеспечение конфиденциальности результатов, данная процедура может принести в целом негативный результат дляв виде конфликтов и неоправданных временных затрат.
Система аттестации открывает возможности для формирования решений основывающихся на результатах оценки, и может влиять на уровень приверженности или лояльности персонала , вовлеченности в общую стратегию. Получению подобных результатов содействуют только четко выработанные цели проведения процедуры аттестации, которые, конечно, могут меняться.
Грамотно проведенная аттестация положительно влияет на все стороны деятельности руководителей и специалистов. Работа, связанная с организацией и проведением аттестации, позволяет более глубоко изучить кадры, улучшить их подбор, расстановку и использование. Аттестация стимулирует развитие творческой активности и инициативы работников, что особенно важно в современных условиях.
Аттестация основывается главным образом на коллективном оценивании, точнее, на коллективной подготовке материалов, на основании которых производится оценка деятельности личности. Следовательно, эффективность аттестации во многом зависит от подготовленности коллектива к проведению такой работы.

Таким образом, аттестация должна проводится планомерно и способствовать выполнению мероприятий по социальному развитию коллективов, предусматривающих совершенствование профессионально-квалификационной структуры кадров, повышение содержательности их труда, развитие творческой и общественной активности работников. Необходимым условием эффективности аттестации является осуществление всех работ, связанных с ее организацией, в соответствии с действующим Положением о порядке проведения аттестации.

Глава 2Новый порядок аттестации педагогических работников

2.1 Новые требования к аттестации

По новым требованиям вторую категорию отменили вовсе, а аттестацию педагогических работников поручили органам образования на уровне субъекта РФ. При этом аттестация стала обязательной: раз в пять лет каждый педагог, не имеющий категории, независимо от желания и стажа работы должен проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

Те же педагоги, которые желают получить первую или высшую категорию, могут вместо этого подать заявление об аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Категории присваиваются на пять лет, после чего их нужно снова подтверждать в том же порядке.

Если педагог вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется. После этого:

-педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия;

-педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую.

Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется.

Таким образом, отныне все педагоги должны проходить аттестацию каждые пять лет.

2.2 Подача документов на аттестацию

1. Педагог, решивший подать заявление о добровольной аттестации собирает пакет документов:

— заявление по установленной форме;

— ксерокопия аттестационного листа предыдущей аттестации;

— новый аттестационный лист, заполненный до 7 пункта включительно;

портфолио своих профессиональных достижений, которое можно предоставить в аттестационную комиссию как в момент подачи заявления, так и в течение месяца после этого.

2. Пакет документов подается в аттестационную комиссию

Таким образом, в течение месяца комиссия рассматривает заявление и назначает дату тестирования, место и время проведения аттестации педагога. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца.

Заключение

Аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образовательным процессом, так как это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и результатов профессиональной деятельности работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории.

Правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников определены Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций,осуществляющих образовательную деятельность.

Имеют право пройти аттестацию:

— педагогические работники, не имеющие категорий;

— педагогические работники, имеющие первую категорию — если срок действия предыдущей аттестации подходит к концу.

— педагогические работники, имеющие первую категорию -но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;

-педагогические работники, имеющие высшую категорию -если срок действия предыдущей аттестацииподходит к концу.

Педагоги, независимо от продолжительности работы в организации,

женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

Таким образом, аттестацию могут проходить педагогические и руководящие работники, квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий.

Список литературы

Минтруд России ответил на вопрос о соотношении положений ст. 81 Трудового кодекса в части аттестации работников и ст. 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», далее – Закон № 238-ФЗ (письмо Минтруда России от 18 сентября 2019 г. № 14-3/В-742).

Напомним, что согласно ст. 11 Закона № 238-ФЗ в случае если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено данным законом, применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года. Исключение сделано для случаев, когда иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, установлен другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в случае, если в отношении соответствующих категорий работников ТК РФ определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

В то же время ст. 81 ТК РФ устанавливает возможность проведения аттестации работников для подтверждения их квалификации в целях определения соответствия работников занимаемой должности. Порядок проведения таких аттестаций устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Многие специалисты в настоящее время полагают, что с 1 июля самостоятельное проведение работодателем аттестации, как это предусмотрено ст. 81 ТК РФ, невозможно и для этих целей работников необходимо отправлять в центры независимой оценки квалификаций.

В Минтруде России ответили, что с целью установления соответствия уровня квалификации работника выполняемой работе работодатель вправе проводить аттестацию работника на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе, проводимой в порядке, установленном в соответствии с законодательством.

Организации, на которые не распространяется действие законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок аттестации отдельных категорий работников, самостоятельно, на уровне локальных нормативных актов, решают вопрос о процедуре проведения аттестации, определяют цели и задачи, категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация, сроки и порядок ее проведения, состав аттестационной комиссии, перечень документов, необходимых для проведения аттестации и др.

В свою очередь независимая оценка квалификации является процедурой подтверждения соответствия квалификации работника (соискателя) положениям профессионального стандарта. Именно эту процедуру регулирует Закон № 238-ФЗ.

Сказанное позволяет заключить, что чиновники считают аттестацию, проводимую на основании ст. 81 ТК РФ, и независимую оценку квалификации различными процедурами, преследующими разные цели. И положения Закона № 238-ФЗ не распространяются на проведение аттестации работников и не лишают работодателя права проведения такой процедуры.

Вместе с тем Минтруд России отметил, что в порядок проведения процедуры аттестации может быть включено также положение о направлении работников на независимую оценку квалификации как один из этапов аттестации.

Также в ведомстве обратили внимание на то, что федеральными законами и принятыми в их исполнение нормативными правовыми актами в ряде сфер экономики, установлены обязательные требования к квалификации работников по определенному виду профессиональной деятельности и процедурам ее подтверждения. Указанные требования не подлежат отмене после 1 июля 2019 года.

Персонал является тем элементом любого предприятия или организации, который принимает непосредственное участие в его деятельности и напрямую влияет на результаты работы. От квалификации и уровня знаний сотрудников зависит величина возможной прибыли, имидж компании, количество клиентов и многие другие факторы. Поэтому практически все работодатели большое внимание уделяют вопросам обучения и аттестации сотрудников, которые стоит рассмотреть более подробно.

Обучение персонала

Обучение представляет собой процесс овладения сотрудниками знаниями и умениями, которые необходимы им для осуществления их работы. При этом данный процесс характеризуется:

  • систематичностью;
  • планомерностью;
  • целенаправленностью;
  • организованностью.

Обучение происходит под руководством опытных людей: преподавателей, наставников, специалистов или руководителей. При этом они могут быть как работниками данной компании, так и привлекаться извне. Также определенную часть обучения сотрудник проходит самостоятельно, при помощи различных теоретических материалов.

Выделяется три основных вида обучения:

  • подготовка;
  • повышение квалификации;
  • переподготовка.

При этом могут использоваться различные методы обучения, которые зависят от того, как оно происходит — с отрывом или без отрыва от производства. Во втором случае применяется:

  • производственный инструктаж;
  • направленное получение опыта;
  • наставничество;
  • подготовка в проектных группах;
  • ротация кадров (то есть смена рабочего места);
  • привлечение сотрудников к работе в качестве ассистентов или стажеров.

Обучение вне рабочего места может осуществляться такими методами:

  • чтение лекций;
  • проведение тренингов;
  • деловые игры;
  • программированные курсы;
  • самообразование работников;
  • конференции;
  • семинары;
  • встречи с руководством;
  • дискуссии и беседы за круглым столом;
  • организация рабочих групп и т. п.

При этом сотрудники могут учиться как при помощи совершения каких-либо действий самостоятельно, так и наблюдая за своими наставниками или тренерами.

Конкретные методы, которые при этом используются, зависят от поставленных целей и тематики проводимого мероприятия.

Аттестация сотрудников

Аттестация является процессом, который тесно связан с обучением, поскольку позволяет максимально точно определить его результаты. Этот процесс заключается в проверке реальных знаний и навыков подчиненного и их сравнении с теми требованиями и обязанностями, которые к нему предъявляются.

Главной целью аттестации является выявление пробелов в знаниях сотрудников, которые необходимо заполнить, отправив их на дополнительное обучение.

Также эта процедура позволяет выявить и поощрить работников, которые отличаются высокой компетентностью и опытом в своей деятельности.

Выделяется четыре вида аттестации:

  • очередная — она является обязательной и проводится по истечении определенного периода со всеми работниками предприятия;
  • по истечении испытательного срока — проводится с целью определить, насколько хорошо сотрудник адаптировался на новом рабочем месте и усвоил полученные знания;
  • при продвижении по службе — позволят выявить наличие у подчиненного потенциальных возможностей для того, чтобы он мог занять более высокую должность;
  • при переводе в другое структурное подразделение — необходима в том случае, если происходит существенное изменение должностных обязанностей работника.

Методов, которые при этом могут использоваться, существует множество, однако базовыми из них являются такие:

  • ранжирование;
  • шкала оценок;
  • классификация;
  • открытая аттестация.

Процесс аттестации включает в себя несколько этапов: подготовительный, основной и итоговый. После окончания процедуры полученные результаты обрабатываются и анализируются, после чего принимается решение относительно дальнейших действий для сотрудника.

Важность обучения и аттестации в современных условиях

Все большее количество крупных и средних компаний понимают важность обучения своего персонала, а также проверки их знаний, ведь от этого напрямую зависят итоговые результаты деятельности. Поэтому в последние несколько лет значительно возрос спрос на различные тренинги, семинары, обучающие курсы и тому подобные мероприятия.

Это особенно важно в современных условиях, которые характеризуются высоким уровнем динамики и частыми изменениями: законодательными, организационными, технологическими, экономическими, политическими. Все это требует от персонала не только высокого уровня знаний, но и их постоянного пополнения и совершенствования.

При этом стоит учесть, что недостаточный уровень профессиональных знаний негативно отражается не только на результатах компании. Сам сотрудник из-за этого также чувствует неудовлетворенность своей работой, что приводит к значительному снижению его трудовой мотивации.

Поэтому руководству необходимо периодически проверять знания и навыки своих подчиненных и организовывать для них различные обучающие мероприятия с целью их совершенствования.

admin

Добавить комментарий