Образовательные услуги

Образовательные услуги

Оказание платных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, а именно такой тип образовательных организаций по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ или Закон) охватывает все организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, носит достаточно распространенный характер.

Конечно, наибольшее распространение получили оказание платных дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Оказание платных образовательных услуг по основным общеобразовательным программам – прерогатива частных образовательных организаций, что и обуславливает меньшее распространение на практике таких услуг по причине значительно меньшего количества частных школ, чем государственных (муниципальных) учреждений.

Правовое регулирование оказания платных образовательных услуг носит сложный характер и осуществляется не только нормами законодательства об образовании, но и нормами гражданского законодательства.

Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает, что платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101). Данное определение соответствует определению договора возмездного оказания услуг, данного в ст. 779 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги».

Федеральный закон № 273-ФЗ несколько изменяет подходы к правовому регулированию договорных отношений в сфере образования. В нем содержится ст. 54 «Договор об образовании», которая носит комплексный характер, регламентируя как соглашения, заключаемые при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (платные образовательные услуги), так и соглашения между образовательной организацией и обучающимся (его законным представителем) при предоставлении образования за счет средств соответствующего бюджета.

Такой подход, с одной стороны, позволяет в Федеральном законе № 273-ФЗ не дублировать нормы о содержании основных характеристик образования для двух, по сути, разных видов договоров, поскольку они не имеют существенных отличий. С другой стороны, следует иметь в виду, что правовая природа таких договоров все-таки существенно отличается. Это подтверждается и тем фактом, что заключение договора об образовании в школе за счет бюджета, исходя из ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ, не предшествует возникновению образовательных отношений, а следовательно, не может являться обязательным, в отличие от случаев приема на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, когда договор оказания платных образовательных услуг должен быть заключен до издания приказа о приеме, таким образом, такой договор обязателен.

Платные образовательные услуги оказываются для удовлетворения личных потребностей граждан, получающих образование. В связи с этим гражданин, в отношении которого оказываются платные образовательные услуги, охватывается термином «потребитель» Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» как «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», а на указанные правоотношения распространяется законодательство о защите прав потребителя. Аргументы судебной практики о действии Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении договора оказания платных образовательных услуг не теряют своего значения и после принятия нового Федерального закона № 273-ФЗ. Так, например, Президиум Верховного Суда Российской Федерации делает вывод, что, «поскольку договор об оказании платных образовательных услуг – это возмездный договор, в силу которого образовательное учреждение оказывает услугу по обучению гражданину (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний, на рассматриваемые отношения распространяется действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей”».

Актуальной остается и позиция Президиума Верховного Суда РФ, что «указанный договор по своему характеру не может в полной мере подпадать под действие главы III Закона «О защите прав потребителей”». Поэтому в силу ст. 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» последствия нарушения условий договора оказания платных образовательных услуг определяются и Федеральным законом № 273-ФЗ, и общими нормами Гражданского кодекса РФ.

Заключению договора оказания платных образовательных услуг предшествует информирование потребителя таких услуг об их существенных свойствах. Такая обязанность предусмотрена Законом РФ «О защите прав потребителя» и конкретизирована в пока еще действующих Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями; далее – Правила).

Согласно п. 7 и 8 Правил до заключения договора школа предоставляет потребителю (его законным представителям) достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, к числу которой относится:

  • наименование и место нахождения (адрес) образовательной организации, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;

  • уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

  • перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

  • стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

  • порядок приема и требования к поступающим;

  • форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Данная информация доводится в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте в школе. Федеральный закон № 273-ФЗ модернизирует способ ознакомления потребителя с указанной информацией в соответствии с современным развитием информационных технологий. Согласно ст. 29 Закона на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», во-первых, размещается общая информация о нем (устав, лицензия, свидетельство об аккредитации), а во-вторых, документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, а также документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе. Таким образом, очевидно, что размещение информации на сайте школы о платных образовательных услугах, включая дополнительные, должно предшествовать заключению соответствующих договоров, а, следовательно, является обязательным условием платной образовательной деятельности.

При этом новый Закон требует, чтобы при непосредственном заключении договора оказания платных образовательных услуг сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, соответствовали информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора (ч. 4 ст. 54). Таким образом, недопустима ситуация, когда обучающийся или его родители (законные представители) видят на сайте школы одну информацию, например, о стоимости обучения, а, непосредственно при заключении договора оказывается, что эта информация давно «устарела».

Предмет договора

Гражданский кодекс РФ осуществляет общее регулирования заключения, изменения, расторжения, исполнения договора, под которым понимается «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (ст. 420 ГК РФ).

Согласно общим правилам Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными условиями договора признаются все условия договора, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон, поскольку в противном случае договор признается незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Перечисление существенных условий договора сделано в п. 2 ст. 432 ГК РФ. Существенными условиями являются:

  • условия о предмете договора;

  • условия, прямо названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

  • условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Предметом договора является совокупность действий, которые должна совершить одна сторона в пользу другой стороны. Характеристика предмета договора возмездного оказания услуг дана в п. 1 ст. 779 ГК РФ:

«По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». Таким образом, существенным условием договора возмездного оказания услуг является, во-первых, характеристика самих оказываемых исполнителем по договору услуг, а во-вторых, наличие встречного предоставления в виде платы со стороны заказчика.

К условиям, прямо названным в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договора возмездного оказания образовательных услуг, прежде всего, относятся условия, перечисленные в ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, а также в Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями).

Следует отметить, что указанные Правила продолжат действовать и после вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ в части, не противоречащей данному Федерального закону или иным издаваемым в соответствии с ним нормативным правовым актам Российской Федерации (ч. 5 ст. 111 Федерального закона № 273-ФЗ), если на 1 сентября 2013 года Правительством РФ не будут утверждены новые правила оказания платных образовательных услуг в соответствии с ч. 9 ст. 54 Закона.

В Федеральном законе № 273-ФЗ содержится формулировка, характеризующая предмет оказываемой услуги. Это основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения). Отметим, что предмет обязательств по договору со стороны образовательной организации не зависит от возмездности договора для обучающегося и (или) иного заказчика

Применительно к школе можно выделить два вида предмета договора оказания платных образовательных услуг:

1) договор, предусматривающий реализацию основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

2) договор, предусматривающий реализацию дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения (те образовательные услуги, которые принято называть платными дополнительными образовательными услугами).

Исходя из ч. 3 ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность за бюджетный счет, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц только образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат. Таким образом, исполнителем по договору, предусматривающему реализацию образовательных услуг по основным программам, может быть частная образовательная организация, не получающая возмещение затрат на реализацию указанных программ за счет средств бюджета, либо индивидуальный предприниматель.

В предмет такого договора оказания платных образовательных услуг по основной общеобразовательной программе включаются:

  1. вид образовательной программы: основная общеобразовательная образовательная программа

  2. уровень основной общеобразовательной программы: начальное общее, основное общее или среднее общее образование;

  3. форма обучения: очная, очно-заочная, заочная (очевидно, что в абсолютном большинстве случаев речь идет об очной форме обучения);

  4. срок освоения образовательной программы указывается в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС): для начального общего – 4 года, для основного общего – 5 лет, для среднего полного – 2 года).

Представляется важным указание в договоре, что обучение идет по ФГОС (с указанием реквизитов приказа Минобрнауки России, которым стандарт утвержден).

Договор, предусматривающий реализацию дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения, является договором оказания платных дополнительных образовательных услуг в терминологии старого Закона РФ «Об образовании». Опять же, если школа либо организация дополнительного образования имеет государственное (муниципальное) задание на оказание таких услуг, то заключать договор оказания платных образовательных услуг и брать дополнительно к бюджетному финансированию плату с обучающихся (их родителей (законных представителей)) нельзя. В противном случае полученные средства возвращаются оплатившим эти услуги лицам (ч. 2 ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ).

Основными характеристиками образования, включающиеся в предмет договора оказания платных образовательных услуг по дополнительным общеобразовательным программам, являются:

  1. вид дополнительной общеобразовательной программы: дополнительная общеразвивающая программа;

  2. направленность образовательной программы в соответствии с уставом и лицензией на осуществление образовательной деятельности, например, военно-патриотическая направленность;

  3. конкретное наименование образовательной программы, например, «Моделирование макетов военных самолетов»;

  4. форма обучения: очная (представить реализацию этих программ в иных формах затруднительно);

  5. продолжительность обучения: указывается срок, на который рассчитана программа, например, один год.

При реализации школой профессионального обучения основными характеристиками образования, включающимися в предмет договора оказания платных образовательных услуг, являются:

  1. вид основной программы профессионального обучения: программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

  2. профессия рабочего, должность служащего, по которой осуществляется обучение, например, швея;

  3. форма обучения: очная (представить реализацию этих программ в иных формах затруднительно);

  4. продолжительность обучения: указывается срок, на который рассчитана программа, например, 6 месяцев.

Стоимость платных образовательных услуг

Согласно ч. 3 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ к существенным условиям договора оказания платных образовательных услуг относится цена договора: полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

По общему правилу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Согласно ст. 709 ГК РФ, которая применяется к договорам возмездного оказания услуг на основании ст. 783 ГК РФ, цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Таким образом, в договоре оказания платных образовательных услуг цена определяется по соглашению сторон и включает в себя издержки исполнителя и его вознаграждение.

Федеральный закон № 273-ФЗ вводит новую норму, ограничивающую изменение стоимости оказания платных образовательных услуг (ч. 3 ст. 54): увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Согласно ст. 1 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» он не должен превышать 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года). Очевидно, такая возможность увеличения касается только случаев заключения договора оказания платных образовательных услуг на срок более года и характерна для реализации основных общеобразовательных программ частными школами.

Федеральный закон № 273-ФЗ запрещает увеличивать стоимость образовательных услуг по договору сверх уровня инфляции, однако предусматривает возможность уменьшения стоимости услуг для отдельных категорий обучающихся, например для обучающихся, показавших хорошие или отличные результаты освоения образовательных программ. Согласно ч. 5 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

При этом указанная норма Федерального закона № 273-ФЗ, на наш взгляд, противоречит другой норме того же Закона – ч. 3 ст. 101, согласно которой организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Федеральный закон № 273-ФЗ фактически говорит о том, что платные дополнительные образовательные услуги могут оказываться образовательными организациями, получающими финансирование из соответствующего бюджета, только на одинаковых для всех условиях, а следовательно, установление локальным нормативным правовым актом школы льгот (снижения стоимости) в отношении таких услуг не допускается. А рассмотренный выше режим установления льгот возможен только в частных школах, не получающих бюджетного финансирования.

Изменение и расторжение договора

По общему правилу договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Соглашение об изменении или о расторжении договора оказания платных образовательных услуг совершается, так же как и сам договор, в письменной форме (п. 1 ст. 452 ГК РФ). Как указывалось выше, принцип свободы договора оказания платных образовательных услуг ограничивается императивной нормой о недопустимости увеличения цены по договору, даже если заказчик и «согласен» с увеличением стоимости образовательных услуг.

По общим правилам ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут только по решению суда:

а) при существенных нарушениях договора другой стороной;

б) в иных случаях, предусмотренных законом.

Для договора оказания платных образовательных услуг такие специальные случаи расторжения договора в одностороннем порядке предусмотрены Федеральным законом № 273-ФЗ со стороны исполнителя – образовательной организации:

1) в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг (ч. 7 ст. 54);

2) в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося (ч. 7 ст. 54);

3) в случае совершения применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет (очевидно, что это относится не ко всем обучающимся школ), отчисления как меры дисциплинарного взыскания (п. 2 ч. 2 ст. 61);

4) в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению программы профессионального обучения и выполнению учебного плана (п. 2 ч. 2 ст. 61).

Рассмотрим эти основания подробнее.

Просрочка оплаты платных образовательных услуг выражается в неоплате как ранее оказанных услуг, так и отсутствии предоплаты за услуги, подлежащие оказанию, при условии, что в договоре предусмотрен такой порядок оплаты (что наиболее распространено на практике).

Основание расторжения договора, когда надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося, может возникнуть в разных ситуациях, начиная от банального непосещения занятий, заканчивая недопустимым поведением на занятиях, делающим невозможным фактическое оказание услуг. В принципе данное основание близко и к основанию, связанному с отчислением обучающегося как меры дисциплинарной ответственности, с той лишь разницей, что может быть применено по отношению к договору, предусматривающему обучению любого обучающегося, в том числе не достигшего возраста пятнадцати лет. Очевидно, что факты, подтверждающие действия (бездействия) обучающегося должны быть документально закреплены администрацией школы.

Отчисление как мера дисциплинарной ответственности применяется в соответствии с частями 3 – 12 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ.

Невыполнение обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана может применяться только к обучающимся школы по программам профессионального обучения, но не по основным и дополнительным общеобразовательным программам (п. 2 ч. 2 ст. 61). Подтверждением невыполнения данной обязанности должны быть результаты текущего контроля и (или) промежуточной аттестации, проводимых в соответствии с локальными нормативными актами школы.

Со стороны потребителя (обучающегося, его родителей, законных представителей) Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает возможность прекращения образовательных отношений и расторжение договора по его (их) инициативе, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность (п. 1 ч. 2 ст. 61).

Согласно ч. 8 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ основания расторжения в одностороннем порядке образовательной организацией договора об оказании платных образовательных услуг должны быть указаны в договоре. Очевидно, сделано это для должного информирования обучающегося, его родителей (законных представителей) об этих основаниях.

Следует отметить, что расторжение договора в указанных выше случаях согласно общей норме ГК РФ допускается по решению суда, что несколько затрудняет практическое применение указанных норм. Однако п. 3 ст. 450 ГК РФ предусматриваются еще дополнительные основания, при которых договор считается расторгнутым, это случаи одностороннего отказа от его исполнения, когда такие случаи допускаются законом или соглашением сторон, т.е. самим договором.

Такие случаи предусматриваются общими нормами Гражданского кодекса РФ, регламентирующими исполнение договоров и договор возмездного оказания услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Фактически, как отмечено выше, данная норма только несколько в иных выражениях закрепляется как основание расторжения договора в Федеральном законе № 273-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 61).

Что касается предусмотренного Гражданским кодексом РФ условия об оплате фактически понесенных расходов, то при одностороннем отказе заказчика от исполнения договора такие расходы могут быть связаны с организацией и подготовкой оказания услуг, но на практике в большинстве случаев ограничиваются суммой произведенной заказчиком предоплаты. Это объясняется тем, что истребовать дополнительную оплату за произведенные фактические расходы сверх предоплаты возможно только в судебном порядке, что сопряжено с различными процедурными сложностями и временными затратами, кроме того, необходимо доказать, что такие расходы, во-первых, были произведены фактически до отказа заказчика, а во-вторых, были связаны с оказанием услуг именно в отношении этого заказчика.

Отказ со стороны исполнителя – образовательной организации предусматривается п. 2 ст. 782 ГК РФ. По общим правилам гражданского законодательства такой отказ возможен в любое время при условии полного возмещения заказчику убытков. Однако представляется, что данная норма Гражданского кодекса РФ не согласуется с п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг, по которому исполнитель «обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу», т.е. обязан исполнить такой договор при наличии соответствующей возможности. По нашему мнению, несмотря на формальную императивность нормы п. 2 ст. 782 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или существом обязательства, отказ со стороны исполнителя правомерен только при фактической невозможности оказать услугу, например, при приостановлении или лишении лицензии.

Еще одним основанием для одностороннего отказа от исполнения договора оказания платных образовательных услуг является просрочка оплаты (неоплата) стоимости платных образовательных услуг заказчиком в случае, если договором предусматривается предварительная оплата услуг. Согласно ст. 328 и ст. 716 ГК РФ (последняя применяется к договору возмездного оказания услуг в силу ст. 783 ГК РФ) исполнитель при отсутствии предусмотренной договором предоплаты вправе отказаться от исполнения обязательства и потребовать возмещения убытков.

Таким образом, закон предусматривает три основания для отказа от исполнения договора оказания платных образовательных услуг: со стороны заказчика – в любое время без необходимости какой-либо аргументации, со стороны исполнителя: при невозможности оказать услугу и при отсутствии предоплаты услуг в соответствии с условиями договора оказания платных образовательных услуг.

При этом, как отмечалось выше, основания для одностороннего отказа от исполнения обязательств могут предусматриваться не только законом, но и соглашением сторон, т.е. договором (п. 3 ст. 450 ГК РФ). В связи с этим представляется, что в договоре оказания платных образовательных услуг следует указать не только основания расторжения договора в одностороннем порядке, как это предусматривается ч. 8 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, но и основания для одностороннего отказа от его исполнения (они могут быть такими же, как основания расторжения договора).

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2002 года. Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 10 июля 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 11.

Светлана Глушко
Организация дополнительных платных образовательных услуг в автономных ДОО.

Краева Светлана Александровна,

Особенностью современного рынка услуг дошкольного образования является оказание дополнительных платных образовательных услуг. Лицензии на оказание дополнительных платных образовательных услуг получили и автономные сады нашего района. Данная статья будет полезна тем ДОО, которые начинают внедрять в образовательный процесс дополнительные образовательные услуги, в том числе платные.

Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.

К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный учебный план дошкольного образовательного учреждения. Эти услуги, не финансируются сельским, районным, республиканским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу родителей (статья 45 Закона «Об образовании»). Организация дополнительных услуг — неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных, региональных и муниципальных задач в области дошкольного образования.

Дополнительные образовательные услуги на современном этапе интегрируются в содержание реализуемой детским садом основной образовательной программы для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Их работа планируется по тематическим разделам основной программы. Таким образом, закрепляют и расширяют полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.

В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. С целью выхода из сложившейся ситуации в детских садах организуются кружки и студии. Дополнительные образовательные программы осуществляются с учётом концепции А. В. Запорожца об амплификации психического развития ребёнка путём его вовлечения в специфически детские виды деятельности (ФГОС ДО).

Реализация современной модели дополнительных образовательных услугв ДОУ призвана способствовать:

— Позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;

— Созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной и значимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;

— Повышению эффективности созданного программно – методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;

— Обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;

— Созданию механизмов как внутренней, так и внешней системы оценки качества, ориентированной на повышение эффективности педагогического воздействия;

— Улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в работе по оказанию дополнительных услуг.

Пред тем, как внедрить дополнительные платные образовательные услуги необходимо убедиться,что:

• в уставе образовательного учреждения указано наличие платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе (пп. 5 «ж» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»);

• оказание отдельных видов платных дополнительных образовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии;

• платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.

Модель организации платных образовательных услуг в ДОО:

1 этап — Определение спектра дополнительных образовательных услуг.

Для исследования потребительского рынка (запроса родителей, и определения спектра дополнительных услугпроводится анкетирование родителей:

1. Какое направление дополнительного образования вы хотели бы видеть в ДОО

2. Сколько вы готовы платить за дополнительные образовательные услуги.

2 этап — Составление программ кружков и секций.

Руководители кружков составляют и разрабатывают программу, перспективное планирование по дополнительному образованию, которая утверждается на педагогическом совете ДОО.

Дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей, учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам,из опыта работы детский сад чаще всего выбирает следующие направления:

• Художественно — эстетическое развитие (обучение танцам, хореография, кружки и студии по изобразительной, театрализованной деятельности, игре на музыкальных инструментах, вокалу);

• физическое воспитание и развитие (гимнастика, детский фитнес, спортивные танцы, «школа мяча»);

• интеллектуальное развитие (шахматы, шашки, развивающие игры, занимательная математика, физика для малышей, экономика, иностранный язык, информатика, экспериментальная деятельность, предшкола);

• раннее развитие (сенсорное воспитание, развитие логики, речи и др.);

• экологическое образование;

• экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.

Программа включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно — тематический план.

4. Содержание дополнительной образовательной программы.

5. Методическое обеспечение программы.

6. Список литературы.

3 этап – получение лицензии на оказание дополнительных платных образовательных услуг

4 этап — Расчет родительской платы за оказание дополнительных платных образовательных услуг.

5 этап — Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг.

Администрация проводит беседу, определяет профессиональную компетентность и назначает педагогов по дополнительному образованию. Современный педагог в сфере дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками и родителями, владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой проектирования исследовательской работы.

6 этап — Создание нормативной базы.

1. Положение об организации платных дополнительных образовательных услуг в ДОУ.

2. Договор с родителями об оказании платных образовательных услуг.

3. Должностные инструкции педагогов кружков.

4. Издание заведующим приказов, утверждение расписания дополнительных услуг, прием заявлений от родителей.

5.Разработка необходимой документации: табель посещаемости кружка, программа, перспективный план.

7 этап — Организация рекламной кампании.

1. Проведение общего родительского собрания с целью ознакомления с предлагаемыми дополнительными услугами. Презентации кружков, секций и студий педагогами, осуществляющими дополнительные образовательные услуги.

2. Создание рекламных буклетов, объявлений, приглашений.

3. Проведение «Дня открытых дверей» с целью знакомства с проведением образовательных услуг.

4. Организация концертов, праздников, выставок детских работ, соревнований.

5. Информационные листы для родителей – мониторинг успехов детей, посещающих кружки и секции.

6. Индивидуальные беседы и консультирование родителей с целью выбора направлений дополнительных услуг.

7. Информация о дополнительных образовательных услугах на сайте дошкольного учреждения.

8 этап — Заключение договоров с родителями и руководителями кружков.

9 этап — Контроль качества оказания дополнительных образовательных услуг.

Потенциал дополнительного образования служит для построения единого образовательного пространства (педагоги, дети, родители, профессиональные сообщества, обеспечивает повышение качества образовательных услуг, помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных педагогов, обладающих высоким профессионализмом. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу — социализации и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Таким образом, в рамках данной статьи мы уточнили сущность понятия «дополнительные образовательные услуги», их виды, а также рассмотрели некоторые особенности организации дополнительных платных образовательных услуг в условиях современных автономных дошкольных учреждений.

Список использованной литературы:

1. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно — метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» .

Школа платных услуг не оказывает.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 августа 2013 г. N 706

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В соответствии с частью 9 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской

Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила оказания платных образовательных услуг.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505 «Об

утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства

Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 3016);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 181 «О внесении

изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001

г. N 505″ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1281);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 815 «О

внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг» (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 156);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 682 «О

внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг» (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2008, N 38, ст. 4317).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 15 августа 2013 г. N 706

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок оказания платных образовательных услуг.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах:

«заказчик» — физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо

заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора;

«исполнитель» — организация, осуществляющая образовательную деятельность и

предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (к организации,

осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные

предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность);

«недостаток платных образовательных услуг» — несоответствие платных образовательных

услуг или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им

порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно

предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно

используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при

заключении договора, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном

образовательными программами (частью образовательной программы);

«обучающийся» — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

«платные образовательные услуги» — осуществление образовательной деятельности по

заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании,

заключаемым при приеме на обучение (далее — договор);

«существенный недостаток платных образовательных услуг» — неустранимый недостаток,

или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат

времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие

подобные недостатки.

3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной

деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований

федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг,

возвращаются лицам, оплатившим эти услуги.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных

ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных

бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные

образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или

муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат,

на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

5. Отказ заказчика от предлагаемых ему платных образовательных услуг не может быть

причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем

образовательных услуг.

6. Исполнитель обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в

полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной

программы) и условиями договора.

7. Исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с

учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных

средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности,

добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются

локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.

8. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не

допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции,

предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной

финансовый год и плановый период.

II. Информация о платных образовательных услугах,

порядок заключения договоров

9. Исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия предоставлять

заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах,

обеспечивающую возможность их правильного выбора.

10. Исполнитель обязан довести до заказчика информацию, содержащую сведения о

предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены

Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральным законом «Об

образовании в Российской Федерации».

11. Информация, предусмотренная пунктами 9 и 10 настоящих Правил, предоставляется

исполнителем в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в

месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность.

12. Договор заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя —

юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя — индивидуального

предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика,

реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или)

заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон

(указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не

являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование

лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть

образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им

соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных

образовательных услуг.

13. Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих

право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление

о приеме на обучение (далее — поступающие), и обучающихся или снижают уровень

предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством

Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и

обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие

условия не подлежат применению.

14. Примерные формы договоров утверждаются федеральным органом исполнительной

власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-

правовому регулированию в сфере образования.

15. Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной

на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной

сети «Интернет» на дату заключения договора.

III. Ответственность исполнителя и заказчика

16. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору

исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и

законодательством Российской Федерации.

17. При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их

не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью

образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг;

б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных

образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

18. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения

убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не

устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им

обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные

существенные отступления от условий договора.

19. Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки

начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки

оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных

образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе

по своему выбору:

а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить

к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных

услуг;

б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и

потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

г) расторгнуть договор.

20. Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с

нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в

связи с недостатками платных образовательных услуг.

21. По инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в

следующем случае:

а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры

дисциплинарного взыскания;

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части

образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой

образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную

деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту

образовательную организацию;

г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных

образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.__

В стадии разработки находятся следующие документы: «Сведения о возможности, порядке и условиях внесения добровольных

пожертвований и целевых взносов», » Механизм принятия решения о необходимости привлечения добровольных

пожертвований и целевых взносов на нужды общеобразовательной организации», » Механизм осуществления контроля за расходованием добровольных

пожертвований и целевых взносов».

Вправе ли дошкольное образовательное учреждение оказывать платные дополнительные образовательные услуги в рамках основной образовательной деятельности образовательного учреждения?

22 января 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Платные дополнительные образовательные услуги не могут быть оказаны в рамках основной образовательной деятельности.

Обоснование вывода:
Дошкольная образовательная организация является одним из типов образовательных организаций в РФ, реализующих основные образовательные программы (п. 1 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее — Закон N 273-ФЗ).
Также дошкольная образовательная организация наделена правом осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам. Реализация этих образовательных программ не является основной целью деятельности образовательной организации (п. 1 ч. 4 ст. 23 Закона N 273-ФЗ) и может быть оказана на платной основе на основании договора об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101 Закона N 273-ФЗ).
При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета: взамен или в рамках основной образовательной деятельности. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам (ч. 2 ст. 101 Закона N 273-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария

Ответ прошел контроль качества

В обществе, в средствах массовой информации постоянно обсуждаются темы взаимодействия учителей с учениками и их родителями, которые происходят в школе. У каждого родителя свой взгляд на то, как должен быть организован образовательный процесс, какие взаимоотношения должны быть выстроены между учениками и педагогами.

Чего же хотят от школы современные родители?

В большинстве своем родители ожидают от школы качественного образования, хорошего отношения к их детям, создание безопасной атмосферы в стенах школы. Немаловажным для родителей является проявление интереса детей к школе. Нередко родители формально ориентируются в переменах, происходящих в российской школе, не вникая в глубинную суть проблем и изменений. При этом требования к образовательным учреждениям со стороны родителей в последнее время постоянно растут.

Многие задаются вопросом: «Как можно повлиять на деятельность образовательного учреждения, в котором учится ребенок?»

Современная школа предоставляет родителям массу возможностей и делает их полноценными участниками образовательного процесса. Можно ли свести отношения «родитель — школа» к рыночным отношениям, где родители будут заказчиками услуг, а школа будет строить образовательный процесс, исходя из потребностей и запросов родителей? На сегодняшний день это реализуется частично. В целом образовательные учреждения в выстраивании приоритетных направлений своего развития руководствуются требованиямикомпетентных органов в сфере образования и Федеральными государственными образовательными стандартами.

Могут ли современные родители быть полноценными заказчиками образовательных услуг, учитывая их занятость и отсутствие профессионального взгляда на деятельность образовательного учреждения? С одной стороны, родители представляют собой взгляд общества на то, какой должна быть школа. С их мнением невозможно не считаться. С другой стороны, у родителей нередко бывает достаточно субъективная точка зрения на обучение и воспитание детей. Их видение образовательного процесса не подкреплено профессиональными знаниями о методах преподавания, возрастных и психологических особенностях детей.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги, которые не предусмотрены соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Организация платных услуг в школе имеет свои особенности. Для детей это возможность получить дополнительные знания по предмету, развить творческие способности, применить свои умения и навыки.

В законодательстве не прописано понятие «образовательной услуги». Закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит понятия платной или дополнительной услуги. Это означает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения финансируются за счет бюджетных средств, бесплатные образовательные услуги предоставляются исключительно в рамках реализации основной образовательной программы, в пределах государственных образовательных стандартов. Большинство школ имеют возможность предоставления бесплатных образовательных услуг. Бесплатными могут быть факультативные занятия, развивающие часы. Существует также понятие государственное или муниципальное задание, если в такое задание включена образовательная услуга, то она финансируется за счет средств бюджета.

Обратимся к документу, который разъясняет нам, в каких случаях родители считаются «заказчиками» платных образовательных услуг. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» заказчиками являются физические лица и (или) юридическое лицо, имеющие намерение заказать либо заказывающие платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора. Исполнителем будет являться организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся. Таким образом, если родители решили, что их ребенку необходимы платные занятия по английскому языку, которые предоставляет школа, то заключая договор на оказание платных услуг, родители автоматически становятся заказчиками образовательных услуг. В этом случае необходимо помнить, что обязать посещать дополнительные занятия ребенка никто не может. Оценка за знания не должна зависеть от того, посещает ребенок дополнительные платные занятия или нет. Платные занятия не могут входить в основное расписание уроков, проводятся только во второй половине дня.

Также немаловажным является п. 3 Постановления «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». Данный пункт поясняет, что платные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Это означает, что платные образовательные услуги не должны заключаться в повторении и усвоении основной образовательной программы, предусмотренной по предмету.

Пункт 12 Постановления «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» указывает информацию, которую должен содержать договор.

Что делать, если заказчик обнаружил недостатки в оказании платных образовательных услуг?

«При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг;

б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков, оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами».

(п.17 Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»).

Как определить какие услуги не могут быть платными?

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» в нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования и в соответствии с образовательной программой по предмету. Эти программы созданы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Следует обратить внимание на то, что возможность образовательного учреждения осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность должна быть закреплена в уставе образовательного учреждения.

Современная школа — это школа, которая имеет возможность предоставить разнообразные качественные образовательные услуги. Работать в сложившихся условиях возможно, когда образовательное учреждение ориентировано на взаимодействие с обучающимися и их родителями.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 15.01.2015
  • Все консультации автора

admin

Добавить комментарий