Объекты государственной собственности

Объекты государственной собственности

Статья 2.

Статья 2. Имущество, находящееся в государственной собственности области

Имущество, находящееся в государственной собственности области

О Концепции управления государственным имуществом Саратовской области см.постановление Саратовской областной Думы от 29 января 2003 г. N 6-198

1. В государственной собственности области может находиться:

а) имущество, необходимое для осуществления полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

б) имущество, необходимое для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

в) имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти области, государственных гражданских служащих области, работников областных государственных унитарных предприятий и работников областных государственных учреждений в соответствии с законами области;

г) имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

В государственной собственности области могут находиться:

а) земельные участки и иные природные ресурсы и природные объекты;

б) средства областного бюджета, валютные ценности и ценные бумаги;

в) здания, сооружения, нежилые помещения;

г) доли в общей собственности;

д) иное имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Основания приобретения и прекращения права собственности на имущество устанавливаются федеральным законодательством.

3. Государственное имущество Саратовской области учитывается органом исполнительной власти области по управлению имуществом области в реестре государственного имущества Саратовской области в порядке, установленном Правительством области.

О комитете по управлению имуществом Саратовской области см. постановлениеПравительства Саратовской области от 3 мая 2005 г. N 137-П

Областные государственные унитарные предприятия, областные государственные учреждения, иные юридические лица, за которыми государственное имущество области закреплено (передано) в порядке, установленном настоящим Законом, обязаны представлять в орган государственной власти области по управлению имуществом области сведения, необходимые для ведения реестра государственного имущества Саратовской области.

4. Орган исполнительной власти области по управлению имуществом области ежегодно не позднее 1 мая представляет в областную Думу перечень объектов государственной собственности области.

Перечень объектов государственной собственности области должен включать в себя:

а) государственное имущество области, закрепленное на праве хозяйственного ведения за областным государственным унитарным предприятием или на праве оперативного управления за областным государственным учреждением, либо находящееся в государственной собственности области предприятие в целом как имущественный комплекс;

б) находящиеся в государственной собственности области акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них государственное имущество области, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;

в) иное находящееся в государственной собственности области недвижимое и движимое имущество, составляющее казну области, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям;

г) сведения об объектах государственной собственности области, характеризующие эти объекты (местонахождение, стоимость, обременение и т.п.).

Состав, субъекты и объекты государственной собственности. Совершенствование структуры собственности в экономике Российской Федерации

Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.

В настоящее время законодательством закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая и государство (ст.2 ГК РФ). Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности (п.4 ст.212 ГК РФ).

Действующее законодательство рассматривает государственную и частную собственность не как противостоящие друг другу формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски.

В сложной системе экономических отношений государственная собственность представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3 Конституции РФ).

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ ст.294, 296.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

Объекты, составляющие основу национального богатства страны:

— ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации;

— охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);

— объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации;

— объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;

— государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды);

— имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР;

— высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров;

— предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов;

— предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений;

— предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны;

— государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение;

— предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации;

Объекты оборонного производства:

— все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях — независимо от доли военных заказов;

— защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:

— предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).

— предприятия топливно-энергетического комплекса.

— предприятия и объекты электроэнергетики

— предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации.

— федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.

— предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

— государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

Органам государственной власти субъектов федерации с целью устранения дублирования функций управления на региональном, муниципальном уровнях и оптимизации развития экономики необходимо уточнить распределение полномочий и сфер регулирования и ответственности, а также совершенствовать механизм взаимодействия органов государственного управления в условиях многообразия форм собственности.

Говоря непосредственно об оценке эффективности управления государственной собственностью, следует подчеркнуть действие фактора динамичности. Дело в том, что по мере реализации конкретного инвестиционного проекта на предприятии и в отрасли меняются и первоначально установленные производственно-технические, экономические, экологические, социальные и другие ограничения, вызывающие в свою очередь трансформацию принятых критериев и показателей эффективности управления. Нам представляется, что в интересах снижения хозяйственного и инвестиционного риска целесообразно иметь и подсистему управления оценкой эффективности проекта по мере его реализации.

Характеристика основных форм собственности в современной экономике Российской Федерации. Особенности преобразования форм собственности на современном этапе развития экономики Российской Федерации.

На современном этапе развития экономических отношений в среде российских экономистов установилась традиция классифицировать формы собственности как некое аморфное множество, не поддающееся жесткой классификации. Причем в ходе исторического развития происходила постоянная трансформация отношений собственности: одни формы собственности собственности сменялись другими. Новейшая экономическая история России не является в этом смысле исключением. Смена форм собственности в России происходила революционными темпами и в условиях, когда само понятие «собственность» трактовалось по разному. Такая тотальная смена формы собственности без одновременной глубокой рационализации отношений владения, пользования и управления объектами собственности не только не смогла решить проблемы повышения эффективности функционирования экономической системы, но и усугубила положение.

В настоящее время вопрос о экономической эффективности каждой формы собственности приобретает особую актуальность. Так как неправильный и необоснованный выбор формы собственности может снизить как эффективность функционирования каждого отдельного субъекта рынка в отдельности, так и снизить темпы экономического роста всей страны.

Проведение приватизации вовсе не означает, что государственная собственность утратила свою значимость в экономической жизни общества. Напротив, эта значимость сохраняется и определенным образом модифицируется, что связано с трансформацией экономической роли государства как субъекта собственности. Наиболее яркой формой проявления этой трансформации является увеличение роли госпредприятий за счет расширения сферы их влияния путем системы участий, создания смешанных и дочерних предприятий, усиления деятельности госпредприятий на ключевых направлениях экономического развития и т.п. Взаимодействуя с другими формами собственности, и сохраняя свою нишу в экономике, государственная собственность сосредоточена главным образом в тех хозяйственных секторах, в ? которых рыночный механизм недостаточно эффективен и их развитие на основе частного предпринимательства оказывается затруднительным или даже невозможным. К ним относятся энергетика, инфраструктура, фундаментальная наука, образование, здравоохранение, оборона и т.п. Таким образом, государство выступает в современных условиях в качестве крупного собственника и предпринимателя, деятельность которого осуществляется в различных отраслях и сферах экономики.

6. В этих условиях существенных образом изменились и вместе с тем усложнились экономические функции государства. В этой связи следует отметить, что в современной литературе они трактуются по-разному. Но в конечном счете все многообразие этих функций можно свести к двум главным направлениям деятельности государства. Во-первых, это обеспечение необходимых условий существования и развития экономической системы, функционирующей на основе различных форм собственности, трансформация которых обуславливает, в конечном счете, те или иные изменения в этой системе. Во-вторых, это решение крупномасштабных задач, неподвластных рынку, но имеющих приоритетное стратегическое значение для развития экономики и общества в целом. Практическая реализация этих направлений деятельности государства способствует укреплению государственной > собственности. Перспективы ее дальнейшего развития будут определяться разнообразными факторами. Среди них наиболее важное значение имеют следующие: научно-технический прогресс, демографический рост, экологические проблемы, опережающее развитие сферы услуг, энергетический голод, повышение образовательного и культурного уровня работников и т.п. Совокупное действие этих факторов будет способствовать, в конечном итоге, усилению роли и значимости государственной собственности в сравнении с частной. Последняя, тем не менее, сохранит свою лидирующую роль в т ближайшем будущем, так именно она наиболее адекватным образом соответствует природе рыночной экономики и обеспечивает более высокую производительность труда.

Процесс формирования федеральной структуры государственной собственности осуществляется противоречиво, сталкивается с большими трудностями. Существенно важное значение здесь имеет четкое разграничение собственности федерального центра и собственности субъектов федерации.

1. Понятие государственной собственности. Объект и субъект отношений. Состав.

Такое разграничение будет способствовать повышению эффективности функционирования собственности субъектов федерации, что предполагает учет экономических, исторических и культурных особенностей каждого региона. В этой связи наиболее важными являются следующие меры: в правовом плане-формирование действенной системы федеративных отношений, регулирующей на законодательной основе отношения между указанными субъектами государственной собственности; в экономическом плане — обеспечение финансово-бюджетной самостоятельности основной доли субъектов федерации, упорядочение механизма имущественных взаимоотношений, повышение эффективности управления госсобственности на региональном уровне, создание необходимых условий для инвестиционной деятельности регионов, расширение практики экономического суверенитета в решении хозяйственных вопросов, оптимальное согласование общефедеральных и региональных интересов.

Одним из важнейших результатов широкомасштабной приватизации является ликвидация монополии государственной собственности, что послужило реальной основой радикальных преобразований в экономике. Однако в ходе этих преобразований довольно отчетливо обозначились весьма серьезные недостатки, касающиеся сути разгосударствления и его социально-экономических последствий. В субъективном плане эти недостатки характеризуются крайне пренебрежительным отношением к государственной собственности, и в силу этого фетишизацией собственности частной, а в объективном — углубляющимся процессом деформации государственной собственности и государственного хозяйства, их разрушением и деформацией. Если этот деструктивный процесс не остановить, то его последствия могу стать (при определенных условиях) необратимыми для российской экономики. Для преодоления этих негативных явлений необходимо повышение роли государства, выражающейся в реализации ее важнейших функций.

15. В этой связи ключевую значимость приобретает проблема формирования эффективной системы управления государственной собственностью. Необходимость такой системы обусловлена, во-первых, тем, ^ что государство, будучи субъектом хозяйствования, во многом утратило контроль над тем, как осуществляется процесс реформирования отношений собственности, а также над прогнозированием его социально-экономических последствий. Во-вторых, такая система позволит более четко определить перспективы дальнейшего разгосударствления экономики, основные направления развития государственной собственности и государственного сектора.

16. Для этого необходимо решить целый комплекс накопившихся проблем: укрепить государственную собственность, восстановить ее реальный 1 статус и дееспособность, преодолеть укоренившийся синдром недоверия к государственной собственности, более четко разграничить полномочия между федеральным центром и регионами, законодательной и исполнительной властью по поводу управления ею. Кроме того, нуждается в серьезной проработке нормативно-правовая база, регулирующая отношения публичной собственности, система подготовки и переподготовки управленческих кадров, способных на всех уровнях отстаивать и защищать государственные интересы, преодолевать бюрократические проволоки, местничество и ведомственность при принятии управленческих решений. Это позволит обеспечить определенное сочетание, с одной стороны, форм и методов регулирующего воздействия собственника (государства) на принадлежащее ему имущество, а с другой оперативно — хозяйственной самостоятельности руководителей, что является одним из важнейших условий повышения эффективности функционирования государственных предприятий и государственного сектора в целом.

Date: 2015-06-11; view: 742; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Государственная собственность

Состав и классификация объектов муниципальной собственности

Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 147; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

admin