О запрете курения

О запрете курения

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Никотиновая зависимость – одна из самых распространенных и сильных зависимостей в мире. Отрицательное влияние курения сигарет не столь очевидно со стороны, потому что курение в восприятии большинства остается не более, чем вредной привычкой. Однако по данным Всемирной организации здравоохранения, курение убивает жизней больше, чем все остальные вредные привычки (включая алкоголизм) вместе взятые.

Не меньшую опасность представляет собой такое явление, как пассивное курение. Этот факт явился одной из причин принятия так называемого «антитабачного» закона в России — закона, запрещающего в первую очередь курение в общественных местах.

Общие положения закона

Федеральный закон N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в обиходе именуется на различный лад: закон о табакокурении, закон о вреде курения, закон о защите от табачного дыма, о борьбе с курением, антитабачный закон и т.д.

Вам будет интересно: ФЗ о торговле

ФЗ 15 был принят в Российской Федерации в феврале 2013 года. Это крайне актуальный и резонансный закон, вызвавший в свое время множество споров и обсуждений в обществе.

В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака — договором, принятым в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии, — закон ФЗ 15 регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

ФЗ 173 в новой редакции смотрите

Путем принятия настоящего закона, Правительство России решило основательно взяться за проблему курения в стране и решить таким образом сразу несколько задач:

  • Разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних;
  • Позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.
  • Основные положения ФЗ 59 читайте

Закон о запрете курения представлен 25 статьями. Главными аспектами, прописанными в акте, являются:

  • Основные понятия, используемые в законе;
  • Охрана здоровья населения от негативного воздействия табачного дыма;
  • Полномочия государственных органов в данной сфере (федеральных, региональных и местного самоуправления);
  • Взаимодействие государства с табачными компаниями;
  • Права и обязанности физических и юридических лиц, а также предпринимателей в сфере охраны здоровья людей от влияния окружающего табачного дыма;
  • Меры предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на граждан и организация мер по сокращению потребления сигарет и табака;
  • Запрет курения в отдельных помещениях и на отдельных территориях;
  • Меры по снижению спроса на табачную продукцию, осуществляемые через ценовую и налоговую политику;
  • Регулирование состава сигарет и обязательство по его раскрытию. Требования к упаковке и маркировке табачных изделий;
  • Информирование населения о вреде курения и об опасности его для окружающих;
  • Запрет рекламирования и спонсорства табака, а также запрет на действия, стимулирующие продажу сигарет (показ в средствах массовой информации, кино, видеоклипах и пр.);
  • Медицинская помощь, оказываемая в целях прекращения потребления табачной продукции. Лечение никотиновой зависимости, устранение последствий курения;
  • Меры по предотвращению незаконной реализации табачной продукции;
  • Ограничения торговли;
  • Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним гражданам, а также вовлечение детей в процесс курения;
  • Государственный надзор за соблюдением положений настоящего закона;
  • Мониторинг и оценка эффективности мероприятий, реализуемых в рамках охраны здоровья населения от курения и окружающего табачного дыма;
  • Ответственность за нарушение закона.

Закон о запрете курения — относительно «молодой» нормативный акт. Однако ввиду актуальности предмета регулирования, он подвергался множественным корректировкам и дополнениям. Последняя редакция антитабачного закона датируется декабрем 2016 года.

Последние поправки

В 2017 году, согласно отдельным положениям ФЗ N 471 «О внесении изменений…», вступили в силу поправки, коснувшиеся статьи о предотвращении незаконной торговли табачной продукцией. А точнее — вступили в силу 1 и 2 пункты части первой статьи 18 закона. Теперь во избежание незаконной реализации сигарет и табака, полномочными структурами должны обеспечиваться учет производства изделий, перемещения их через таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза, а также осуществления оптовой и розничной продажи. Кроме того, должно проводиться отслеживание оборота оборудования, задействованного в производстве данной продукции.

В июле 2018 года в силу вступит часть вторая и четвертая 18 статьи ФЗ 15. Часть первая гласит, что учет производства табачной продукции, ее перемещения через границу Таможенного союза и России, реализации оптовой и розничной продажи сигарет, отслеживание оборота производственного оборудования, а также движения и распределения продукции производится на основании данных налогового и таможенного учета, систем маркировки изделий марками и собственных систем учета производителей. Полномочный в данной сфере государственный орган, а также порядок обмена информацией между профильными контролирующими структурами определяются Правительством РФ.

Часть четвертая статьи 18 регулирует вопрос о проверке подлинности специальных и акцизных марок. Проводиться контроль должен организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю и уполномоченными органами. Проверка производится визуально либо с применением соответствующих приборов с использованием доступа к ресурсу информации, предоставляемой органом исполнительной власти.

Если сразу после выхода в свет, закон регламентировал небольшой перечень мест, где за курение полагается штраф, то к 2017 году этот список был расширен по-максимуму. На сегодняшний день согласно 12 статье ФЗ-15 о запрете курения, потреблять табачные изделия запрещено:

  • В общественных местах (местах массового скопления людей);
  • На территории (и, соответственно, в помещениях) учебных и культурных заведений, а также спортивных объектов (школы, университеты, колледжи, дома культуры, концертные залы, театры, дворцы спорта, стадионы и так далее);
  • Возле медицинских учреждений: на территории больниц, поликлиник, санаториев;
  • В общественном транспорте: как местном так и дальнего следования (метро, автобусы, самолеты, поезда, корабли). Законом запрещено курение вблизи остановок и станций метро, а также на территориях аэропортов и автовокзалов (необходимо соблюдать расстояние не менее 15 метров от остановки или от входа на территорию);
  • В любых общественных зданиях, особенно в государственных учреждениях;
  • В магазинах, торговых залах, а также в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг;
  • В многоквартирных домах, общежитиях, гостиницах. Вопреки сложившейся практике, нельзя курить на лестничных клетках и в лифтах — только в квартире и на собственном балконе;
  • На территории детских площадок и общественных пляжей;
  • На автозаправочных станциях, поскольку те считаются территорией высокой степени пожароопасности;
  • Находясь за рулем транспортного средства;
  • В помещениях общественных заведений: ресторанов, кафе, баров;
  • В различных ремонтных конторах, мастерских и ателье.

Курение разрешается на специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях (в том числе помещениях общего пользования многоквартирных домов), оборудованных системами вентиляции. Чтобы ознакомиться с перечнем требований к выделению таких мест и их оснащению, необходимо обратиться к Приказу Министерства строительства и ЖКХ и Министерству здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2014.

Контроль за соблюдением положений закона в части запрета на курение в общественных местах, находящихся вне помещений, в первую очередь ложится на сотрудников полиции. Если же нарушение происходит в рамках заведения, штраф по закону могут наложить также Пожарная служба и Роспотребнадзор.

Кратко о некоторых штрафных санкциях, предусмотренных за нарушение настоящего закона Кодексом РФ об административных правонарушениях:

  • Курение в общественном месте — от 500 до 1500 рублей;
  • Вблизи детской площадки — от 2000 до 3000 рублей;
  • Вовлечение в процесс курения детей обойдется в 1000 — 2000 рублей для постороннего лица и 2000-3000 для родителей;
  • Продажа сигарет несовершеннолетним — от 3000 до 5000 рублей. Организациям при этом может грозить штраф до 150 тыс. рублей.

Скачать последнюю редакцию ФЗ 15

Знать основные положения антитабачного закона необходимо всем без исключения гражданам и организациям для ознакомления с собственными правами и обязанностями.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции

(Наименование в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года

Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) кальян — прибор, который используется для генерирования аэрозоля, пара или дыма, возникающих от тления и (или) нагревания табака либо продуктов, не содержащих табачного листа, и в котором аэрозоль, пар или дым проходят через сосуд, наполненный жидкостью;

2) курение табака — использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

3) никотинсодержащая продукция — изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий);

4) никотинсодержащая жидкость — любая жидкость с содержанием никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, а также жидкость без содержания никотина или с его минимальным содержанием менее 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в устройствах для потребления никотинсодержащей продукции, в том числе в электронных системах доставки никотина;

5) пищевая никотинсодержащая продукция — никотинсодержащая продукция, которая предназначена для употребления в пищу и по наименованию либо с использованием визуального, органолептического или аналитического метода может быть идентифицирована как пищевая продукция (за исключением пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде);

6) окружающий табачный дым — табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;

7) последствия потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции — причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, воздействия окружающего табачного дыма в результате курения табака или веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

8) потребление табака — курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;

9) потребление никотинсодержащей продукции — сосание, жевание, нюханье никотинсодержащих изделий либо вдыхание никотинсодержащего аэрозоля, пара, получаемых путем их нагревания при помощи устройств для потребления никотинсодержащей продукции;

10) спонсорство табака или никотинсодержащей продукции — любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачных изделий или никотинсодержащей продукции либо потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции прямо или косвенно;

11) табачные организации — юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение табачной продукции или никотинсодержащей продукции через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — Союз) или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение табачной продукции или никотинсодержащей продукции через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза;

12) устройства для потребления никотинсодержащей продукции — электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

(Часть в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

2. Иные понятия используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, техническим регламентом Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции

(Наименование в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

1. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции

(Наименование в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции являются: (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма, потреблением табака или потреблением никотинсодержащей продукции; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, непрерывность и последовательность их реализации; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

41) всестороннее объективное изучение последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, в том числе последствий для жизни и здоровья человека, среды его обитания, а также связанных с этим медицинских, демографических и социально-экономических последствий; (Пункт введен — Федеральный закон от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

6) обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;

8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма, воздействия веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, сокращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

9) информирование населения о вреде потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, вредном воздействии окружающего табачного дыма и вредном воздействии веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции

(Наименование в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции относятся: (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

3) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, лечение табачной (никотиновой) зависимости, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

4) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, включение указанных мероприятий в установленном порядке в федеральные целевые программы в сфере охраны и укрепления здоровья граждан, в государственную программу развития здравоохранения; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

6) организация и осуществление государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; (В редакции федеральных законов от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

7) международное сотрудничество Российской Федерации, включая заключение международных договоров Российской Федерации, в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

8) мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, сокращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, а также информирование на основе полученных данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территории Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению их потребления. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции

(Наименование в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции относятся: (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территориях субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

2) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территориях субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

3) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения на территориях субъектов Российской Федерации по оказанию гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, лечение табачной (никотиновой) зависимости, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

4) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, сокращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, на территориях субъектов Российской Федерации, а также информирование органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

5) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, лечение табачной (никотиновой) зависимости, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, в медицинских организациях субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

6) принятие дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции

(Наименование в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции относятся: (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территориях муниципальных образований; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

2) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, лечение табачной (никотиновой) зависимости, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

3) информирование населения о масштабах потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территории соответствующего муниципального образования, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению их потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, сокращение потребления табак

О вреде курения известно давно. Побороть подобное негативное явление пытаются всеми доступными способами. Радикальные меры к нарушителям определены законом № 15-ФЗ, запрещающим «дымить сигаретой» в различных общедоступных местах.

Документ подписан в 2013 году, регулирует базовые вопросы, связанные с курением в различных местах.

Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Закон о запрете курения включает в себя 25 статей, регулирующих вопросы употребления табака в местах общего пользования, права и обязанности граждан, полномочия федеральных и муниципальных властей. Здесь же вы найдете перечень территорий и помещений, где курение категорически запрещено. Определены ограничительные меры для продавцов никотиносодержащих изделий, а также ответственность за нарушения ФЗ о запрете курения.

Вместе с законодательным документом РФ № 15-ФЗ, называемым среди простого народа «законом о курении», были внесены изменения в административный кодекс, устанавливающие меру ответственности нарушителей.

Рассматриваемый документ призван усилить общегосударственную борьбу с курильщиками в общественных местах, а также подъездах, на балконах квартир, других общедоступных помещениях.

Помните, курение в общественных местах полностью не запрещено. Законодатель просто устанавливает перечень разрешенных мест для курения, а также тех, где присутствуют ограничения.

Где нельзя курить

Перечень мест, где по требованиям последнего закона о курении запрещено дышать табачным дымом самому и вынуждать это делать окружающих установлен в статье 12.

В этот перечень вошли:

  • помещения школ, клубов, институтов, спортивных учреждений, организаций по делам молодежи и примыкающие территории;
  • больницы, поликлиники, санаторно-курортные учреждения, а также отведенная для них территория;
  • поезда, суда, другие транспортные средства дальнего следования;
  • общественный транспорт (дальнего, пригородного, городского следования), на расстоянии, ближе 15 метров к входам в порты, вокзалы, станции метрополитена, непосредственно внутри этих помещений, на пассажирских платформах;
  • гостиницы, общежития, жилищные учреждения, прочие места для постоянного и временного проживания граждан;
  • торговые помещения, комплексы, крытые рынки, магазины, рестораны, столовые, кафе;
  • выделенные для социальных служб помещения;
  • здания, где выполняют свою функцию структуры государственной и муниципальной власти;
  • рабочие места, зоны, где сотрудники выполняют возложенные на них обязанности;
  • лифты, лестничные площадки многоквартирных домов;
  • пляжи, площадки для детишек;
  • наружная и внутренняя территория автозаправочных станций. В этих местах нельзя курить

Помните, ФЗ № 15 о запрете курения фактически ввел мораторий на употребление табака в местах массового нахождения людей. Если это игнорировать, можно попасть под внушительные санкции со стороны государства.

Где можно курить

Введение запрета вовсе не означает необходимость сразу бросать вредную привычку. Для этого придется следовать некоторым правилам, позволяющим свободно «дышать» никотиносодержащими примесями.

Это можно делать в таких местах:

  1. В специально подготовленных для перекуров комнатах;
  2. На открытом воздухе, в местах, где отсутствует требование запрета курения;
  3. В отдалении от государственных, образовательных, общественных, культурных, спортивных, торговых учреждений;
  4. В своем доме, квартире, на земельном участке, даче.

Важно! Если вы желаете закурить на лестничной площадке многоквартирного дома, то сделать это можно исключительно в специальной пожаробезопасной изолированной комнате с хорошей вентиляцией. В противном случае вас могут оштрафовать.

Как должна выглядеть курилка

Место для курения, а попросту «курилка», должно оборудоваться по определенным требованиям. Правила оформления мест для курения на улице и внутри помещений отличаются. В базовый набор требований включены такие моменты:

  1. Курение на улице. Отдельно оборудованное место с наличием ночного освещения, специальной пепельницей, а также информационной табличкой, из которой следует, что это пространство для курильщиков. Выделяется с учетом базовых правил закона о запрете табачного дыма в общественных местах;
  2. Употребление табачного дыма внутри зданий. Здесь требования немного жёстче. Должно выделяться отдельное, полностью изолированное помещение с хорошей принудительной вентиляцией, иметь пепельницу, огнетушитель и указатель, что это «Место для курения». Главный момент — чтобы другие сотрудники (граждане), не испытывали дискомфорта, вызванного запахом табака.

Совет! Если правильно оборудовать курилку, всегда можно найти компромисс между сотрудниками, употребляющими табачный дым, и теми, кто не имеет такой привычки.

Какие инстанции следят за соблюдением

Законодатель предусмотрел, что нарушителей этого акта могут ожидать разные виды ответственности. В частности, это может быть:

  • дисциплинарная (применяется работодателями);
  • гражданско-правовая;
  • административная (от специально уполномоченных представителей власти).

Учитывая, что борьба с никотиновой зависимостью, это комплекс мероприятий, который обязывает контролировать принятие на федеральном уровне нормы, в качестве карательных органов могут выступать работодатели, работники полиции, прокуратуры, пожарной безопасности.

Следить же за выполнением запрещенных мер могут не только представители органов власти, но и простые граждане, общественные организации. По их заявлениям компетентные органы должны принимать соответствующие меры воздействия к нарушителям. К примеру, чтобы защитить детей от курильщиков на площадках, лестничных клетках, в подъездах необходимо обращаться к участковому, либо писать заявления в полиции. Если не реагируют — идите в прокуратуру. Там точно не оставят такие факты без внимания.

Важно! Защищать детей от воздействия никотинового дыма никто не обязан. Но, если это оставлять без внимания, вероятность перехода вредной привычки к молодому человеку или девушке, существенно возрастает.

Что грозит нарушителям

Самая распространённая ответственность, что несут нарушители последнего закона о курении, является административной. Здесь законодательно определена система административных штрафов за различные виды нарушений. Итак, если вы преступите нормы ФЗ №

15, то придется заплатить штраф, размер которого составляет:

  • до 1500 рублей за употребление никотина в общественном месте (территории или помещении), в подъезде многоквартирного дома, либо на лестничной площадке;
  • до 3000 рублей снимут во время употребления табачного дыма непосредственно, либо вблизи детской площадки;
  • до 2000 рублей взыщут в казну, когда вас «застукают» за обучением детей или подростков заниматься употреблением никотина;
  • до 3000 рублей, полагается, когда дышать дымом детей учат их родители, родственники, опекуны;
  • до 90000 рублей будет ожидать в качества штрафа руководителей компаний, игнорирующих ограничения, касающиеся организации специальных курилок, либо самостоятельно их нарушающих.

Ответы на популярные вопросы

Конечно, большая часть курильщиков рассматривают требования закона применительно к конкретным ситуациям. Поэтому приведем самые популярные вопросы, возникающие у потребителей табака.

Присутствуют ли ограничения по употреблению никотина в летнем кафе?

Некоторые граждане считают это открытой площадкой, на которую не должны распространяться запреты. Но регулятор иного мнения. Тут считают, что летнее кафе является частью места общественного питания, поэтому курить здесь строго запрещено.

Как можно покурить в аэропорту?

Здесь нужно учитывать требования, закрепленные в ФЗ № 15. Реализовать свою вредную привычку допускается в специально подготовленной закрытой комнате. А если такая отсутствует, выкурить сигарету можно не ближе 15 метров за пределами здания аэропорта.

Употребление табака на балконе

Многим это не нравится, и попытки наложить на подобные действия запрет присутствовали неоднократно. Сегодня это вполне законное действие и никаких ограничений для употребления никотина на своем собственном балконе нет.

Внимание! Есть примеры судебных решений (в т.ч. ВС РФ) о компенсации в пользу соседей, взысканной с желающих покурить на балконе.

Помните, употреблять сигаретный дым или нет — это ваше личное дело. Но если вы имеете такую пагубную привычку, делайте это без нарушений закона. Ибо поймете, что это очень дорогое удовольствие.

Почему и когда запретили?

Представьте, что вы летите в самолёте, а ваш сосед по креслу всё время курит. И ведь так было. Правда, предварительно покупая билет, вы могли выбрать зону для некурящих. Но это не спасало, как, помните, в кафе до запрета: сидишь вроде бы там, где не дымят, но всё равно весь пропитываешься запахом.

Впервые полный запрет на курение на борту был введён в США в 1988 году. Примеру Штатов последовали и многие другие страны. В советско-российской истории это был длительный и постепенный процесс. Сначала в 1986 году запретили курить на коротких рейсах, а полный запрет был введён только в начале 2000-х.

Заместитель министра гражданской авиации СССР Иван Васин:

— Указание о запрете курения на полётах продолжительностью до трёх часов я подписал в 1986 году. Курить можно было только после посадки судна. Почему? Потому что было очень много жалоб от пассажиров с детьми. Система кондиционирования не обеспечивала чистоту воздуха, и дети страдали от этого. Хоть раньше выделялись отдельные места для курящих, всё равно запах сигарет по всему салону проходил. С тех пор и было принято такое решение. И это было чисто гуманное решение, с безопасностью никак не связанное. На короткие рейсы приходилась тогда большая часть всех полётов, поэтому мы думали только о них, это не было заботой о курильщиках.

В 2002 году «Аэрофлот» ввёл запрет на курение абсолютно на всех рейсах.

— Как показывают проведённые исследования, в поддержку данной меры выступает даже 38% курящих пассажиров. Это неудивительно, так как 27% курящих и до введения запрета на зажжённую сигарету в салоне предпочитали места для некурящих, — заявили тогда в авиакомпании. — Проблема запрета на курение во время полёта носит для приверженцев этой вредной привычки скорее психологический, нежели практический характер. Специалисты утверждают, что 43% курящих могут без особого труда не притрагиваться к сигаретам свыше десяти часов (полёт из Москвы в Петропавловск-Камчатский длится 9 часов 30 минут).

Интересно, что тогда «Аэрофлот» обещал заядлым курильщикам выдавать на борту субституты в виде специальной жевательной резинки, чтобы помочь пережить время без сигарет. Но опрошенные нами стюардессы сказали, что впервые слышат об этом.

Работает ли сейчас запрет?

Бортпроводник авиакомпании «ЮТэйр»:

— Количество курильщиков сильно зависит от рейса. Так, курят почти каждый рейс на направлениях в Среднюю Азию: Баку, Худжанд, Ташкент, Душанбе, Самарканд. КАЖДЫЙ РЕЙС!!! И это несмотря на то что несколько раз озвучивается информация о запрете курения и стикеры везде наклеены. Пассажиры ссылаются на то, что «у меня голова болит, если не курить» и «а чё будет-то, я чуть-чуть». На региональных и чартерных рейсах по России курят деловые дяденьки — раз в две недели примерно встречаются такие. Часто предлагают деньги за сокрытие — обычно 5—10 тысяч рублей.

Тут главное — почуять вовремя и поймать за руку. Сразу спрашиваешь, куда дел окурок, потому что если он кинул в мусорку с бумагой, то будет пожар. А самолёт сгорает в воздухе за 2 минуты.

Проблема в том, что у нас нельзя сразу сдать полиции такого человека — сначала нужно сделать устное, потом письменное предупреждение (оформляется акт, который подписывает вся бригада бортпроводников, командир воздушного суда). Ещё у пассажира нужно взять паспорт, а с ним сначала ещё препираешься минут 10, так как «это не он». На снижении командир сообщает о необходимости присутствия полиции на посадке. Но это занимает ещё минут 15 после рейса, а пилотам лишь бы освободиться пораньше, поэтому они часто «прощают» и говорят нам, чтобы мы просто устно пригрозили полицией пассажиру.

А если и сдаем полиции, то там копеечный штраф — около 1,5 тысячи рублей, а они готовы и 10 тысяч отдать, чтобы покурить. В общем, это никого не останавливает.

admin

Добавить комментарий