Напряженность труда
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
- ГОСТ Р 50923-96. Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Требования к проведению контроля.
- ГОСТ Р 50948-2001. Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности.
- ГОСТ Р 50949-2001. Средства отображения информации индивидуального пользования. Методы измерений и оценки эргономических параметров и параметров безопасности.
- ГОСТ Р 51070-97. Измерители напряженности электрического и магнитного полей. Общие технические требования и методы испытаний.
- СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы.
- СанПиН 2.2.4.1191-03. Электромагнитные поля в производственных условиях.
- СП 2.2.2.1327-03. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту.
- ГН 2.1.8/2.2.42262-07. Предельно допустимые уровни магнитных полей частотой 50ГЦ в помещениях-жилых, общественных зданий и на селитебных территориях.
10.Рукoвoдство Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (раздел 5.6 Световая среда, раздел 5.7 Электромагнитные излучения).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за производством и эксплуатацией ПЭВМ осуществляется в соответствии с Санитарными правилами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и организации работы», которые:
распространяются:
=> на условия и организацию работы с ПЭВМ;
=> на вычислительные электронные цифровые машины персональные, портативные; периферийные устройства вычислительных комплексов (принтеры, сканеры, клавиатуру, модемы внешние, электрические компьютерные сетевые устройства, устройства хранения информации, блоки бесперебойного питания и пр.), устройства отображения информации (видеодисплейные терминалы (ВДТ) всех типов) и игровые комплексы на базе ПЭВМ;
определяют санитарно-эпидемиологические требования:
— к проектированию, изготовлению и эксплуатации отечественных ПЭВМ;
— к эксплуатации импортных ПЭВМ;
— к проектированию, строительству и реконструкции помещений, предназначенных для эксплуатации всех типов ПЭВМ, производственного оборудования и игровых комплексов на базе ПЭВМ;
— к организации рабочих мест с ПЭВМ
В организации должен осуществляться производственный контроль за соблюдением требований санитарных норм и правил. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил осуществляется производителем и поставщиком ПЭВМ, а также предприятиями и организациями, эксплуатирующими ПЭВМ.
Не допускается реализация и эксплуатация на территории Российской Федерации типов ПЭВМ, не имеющих санитарно-эпидемиологического заключения.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЭВМ
ПЭВМ должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
Каждый тип ПЭВМ подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе с оценкой в испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке.
Перечень продукции и контролируемых гигиенических параметров вредных и опасных факторов приведен в Приложении 1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
Конструкция ПЭВМ должна:
— обеспечивать возможность поворота корпуса в горизонтальной и вертикальной плоскости с фиксацией в заданном положении;
— предусматривать регулирование яркости и контрастности.
Дизайн ПЭВМ должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света. Корпус, клавиатура и другие блоки должны иметь матовую поверхность и не иметь блестящих деталей.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЭВМ
Помещения для эксплуатации ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение, соответствующее требованиям нормативной документации.
Окна в помещениях преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток.
Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
Эксплуатация ПЭВМ в помещениях без естественного освещения допускается только при наличии положительногосанитарно- эпидемиологического заключения, выданного в установленном порядке.
Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных и культурно-развлекательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях.
Площадь на одно рабочее место пользователей:
ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) — не менее 6 кв.м.
При использовании ПЭВМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств — сканер, принтер и др.), отвечающихтребованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4-х часов вдень допускается — 4,5 кв.м на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося высшего профессионального образования); с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) — 4,5 кв.м; в помещениях культурно-развлекательных учреждений — 4,5 кв.м.
Помещения должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.
Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе с ПЭВМ.
Шумящее оборудование (печатающие устройства, серверы и т.п.), уровни шума которого превышают нормативные, должны размещаться вне помещений с ПЭВМ.
Рабочие места с ПЭВМ в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться визолированных кабинах с организованным воздухообменом.
Полимерные материалы, используемые для внутренней отделки помещений, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.
Рекомендации по планированию, расположению и экранированию компьютерной техники в служебных помещениях
— Окна оборудованы створчатыми экранами, жалюзи, шторами на роликах и т.п.
— Регулируемое рабочее освещение с асимметричным рассеянием света.
— Освещенный держатель документов.
— Приглушенные краски на стенах.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ
Содержание вредных химических веществ в воздухе производственных помещений, уровни шума и вибрации на рабочих местах при выполнении основных или вспомогательных работ не должны превышать предельно допустимых значений, установленных для данных видов работ в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами.
В производственных помещениях, в которых работа с использованием ПЭВМ, является основной (диспетчерские, операторские, расчетные, кабины и посты управления, залы вычислительной техники и др.) и связана с нервно-эмоциональным напряжением, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата для категории работ 1а и 1б в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами микроклимата производственных помещений.
В помещениях всех типов образовательных, культурно-развлекательных учреждений для детей и подростков, где расположены ПЭВМ, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата в соответствии с Приложением 2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
Временные допустимые уровни электромагнитных полей (ЭМП) создаваемых ПЭВМ на рабочих местах пользователей, а также в помещениях образовательных, дошкольных и культурно-развлекательных учреждений, представлены в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, Приложение 2.
Методика проведения инструментального контроля уровней ЭМП на рабочих местах пользователей ПЭВМ приведена в Приложении 3 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
Уровни положительных и отрицательных аэроинов в воздухе помещений, где расположены ПЭВМ, должны соответствовать действующим санитарным нормам.
Предельно-допустимые значения визуальных параметров ВДТ, контролируемых на рабочих местах, представлены в приложении 2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
Искусственное освещение должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В случаях преимущественной работы с документами — системами комбинированного освещения (дополнительно устанавливаются светильники местного освещения для освещения зоны расположения документов).
Освещенность поверхности экрана — не более 300 Лк.
Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 Лк
Следует ограничивать:
•=> прямую блесткость от источников освещения,
•=> отраженную блесткость на рабочих поверхностях (экран, стол, клавиатура и т.д.) за счет правильного выбора типов светильников и расположения рабочих мест по отношению к источникам освещения.
В качестве источников света следует применять:
— при искусственном освещении — преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ и компактные люминесцентные лампы (КЛЛ);
— при устройстве отраженного освещения допускается применение металлогалогенных ламп;
— в светильниках местного освещения допускается применение ламп накаливания, в т.ч. галогенных.
Не допускается применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток.
Общее освещение при использовании люминесцентных светильников следует выполнять:
— при рядном расположении видеодисплейных терминалов — в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя;
— при периметральном расположении компьютеров — линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору.
Рабочие столы размещают таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.
При размещении рабочих мест с ПЭВМ:
— расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), должно быть не менее 2,0 м;
— расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов — не менее 1,2 м.
Рабочие места с ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 — 2,0 м.
Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования.
Допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики.
Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно — поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья.
Рабочее место пользователя следует оборудовать подставкой для ног.
Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
Клавиатуру располагают на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от столешницы.
В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится:
=> ежедневная влажная уборка,
=> систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ,
=> своевременная замена перегоревших ламп,
=> чистка стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год.
Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой первой помощи.
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 предъявляет конкретные требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для различных категорий пользователей:
- взрослых,
- обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессиональногообразования,
- детей дошкольного возраста.
Лица, работающие с ПЭВМ более 50 % рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ {не более 3-х часов за рабочую смену).
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПЭВМ
Организация работы с ПЭВМ осуществляется в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.
Виды трудовой деятельности:
группа А — работа по считыванию информации с экрана ВДТ с предварительным запросом;
группа Б — работа по вводу информации;
группа В — творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ.
При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ принимают такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочего дня.
Для видов трудовой деятельности устанавливаются категории тяжести и напряженности труда: I, II, III.
Суммарное время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности работы, вида и категории трудовой деятельности с ПЭВМ.
Категория работы с ВДТ или ПЭВМ |
Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ с ВДТ |
Суммарное время регламентированных перерывов, (мин) |
|||
группа А, кол-во знаков |
группа Б, кол-во знаков |
группа В, час |
8 час. смена |
12 час. смена |
|
категор. |
до 20 000 |
до 15 000 |
ДО 2 |
||
категор. |
до 40000 |
до 30 000 |
до 4 |
||
категор. |
до 60 000 |
до 40 000 |
до 6 |
При характере работы, требующего постоянного взаимодействия с ВДТ (набор текстов или ввод данных и т.п.) с напряжением внимания и сосредоточенности, при исключении возможности периодического переключения на другие виды работ, рекомендуется организация перерывов на 10-15 мин через каждые 45-60 мин работы.
Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать 1 часа.
При работе с ВДТ и ПЭВМ в ночную смену, независимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов следует увеличивать на 30 %.
Для предупреждения преждевременной утомляемости пользователей ПЭВМ рекомендуется организовывать работу путем чередования работ с использованием ПЭВМ и без него.
В случае возникновения у работающих с ПЭВМ зрительного дискомфорта, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических и эргономических требований, рекомендуется применять индивидуальный подход с ограничением времени работы с ПЭВМ.
Во время регламентированных перерывов целесообразно выполнять комплекс упражнений, изложенный в Приложениях СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 других нормативных документах или рекомендованный врачом.
Содержание
- Понятие напряженности труда
- Воздействие на организм человека
- Нормируемые показатели
- Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса
- Общая оценка напряженности трудового процесса
- Методика оценки напряженности труда
- Средства измерений
- Виды психических состояний
- Критерии инвалидности
- Эмоциональная нагрузка производственная характеристика
- Производственная характеристика для МСЭ: образец заполнения – 2020
- Эмоциональная нагрузка
- НОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ОРГАНИЗМА В МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
- Глава 2
- Категории тяжести труда для ВТЭК
- Эмоциональная нагрузка для производственной характеристики
- Сенсорная нагрузка для втэк образец заполнения
- Эмоциональные нагрузки
- Вопрос № 37
- Категория тяжести выполняемых работ в бланке производственной характеристики
- Вы здесь
- Образец заполнения производственной характеристики для МСЭ
- Психология в проблеме безопасности
- Нагрузки интеллектуального характера
- Исследовательская работа: «Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние студентов»
- Что такое напряженность труда
- Напряженность труда
- Нормируемые показатели оценки напряженности трудового процесса
Понятие напряженности труда
Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда.
Воздействие на организм человека
Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации. Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500 – 3000 ккал в сутки.
Рисунок 1
Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5 – 10 % уровень основного обмена; стоя – на 10 – 25%, при вынужденной неудобной позе – на 40 – 50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15 – 20% общего обмена в организме. Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя, на 90% –при чтении лекций, на 90 – 100% – у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большому утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.
Умственная работа связана с нервным напряжением, которое зависит от значимости, опасности и ответственности работы. При нервном напряжении возникает тахикардия, рост кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение потребления кислорода. Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно «входить» в работу, соблюдать ритм, систематичность.
Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно-сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.
Нормируемые показатели
Все показатели имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок:
- интеллектуальные;
- сенсорные;
- эмоциональные;
- монотонные;
- режимные нагрузки.
Напряженность трудового процесса должна оцениваться на каждом рабочем месте. Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности работников, должностных инструкций, хронометражных наблюдений (фотографии рабочего дня) и экспертной оценки. Классы условий труда должны быть определены по всем 23 оценочным показателям, представленным в таблице 18 Руководства Р 2.2.2006-05.
Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса
Показатели напряженности трудового процесса | Оптимальный класс условий труда.Напряженность легкой степени | Допустимый класс условий труда. Напряженность средней степени | Вредный класс 3.1 | Вредный класс 3.2 |
1.Интелектуальные нагрузки | ||||
1.1Содержание работы | Отсутствует необходимость принятия решения | Решение простых задач по инструкции | Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) | Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях |
1.2Восприятие сигналов (информации) и их оценка | Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий | Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций | Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров | Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности |
1.3Распределение функций по степени сложности задания | Обработка и выполнение задания | Обработка, выполнение задания и его проверка | Обработка, проверка и контроль за выполнением задания | Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам |
1.4Характер выполняемой работы | Работа по индивидуальному плану | Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности | Работа в условиях дефицита времени | Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат |
2.Сенсорные нагрузки | ||||
2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени смены) | до 25 | 26 – 50 | 51 – 75 | более 75 |
2.2 Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы | до 75 | 76 – 175 | 176 – 300 | более 300 |
2.3 Число производственных объектов одновременного наблюдения | до 5 | 6 – 10 | 11 – 25 | более 25 |
2.4 Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) | более 5 мм – 100% | 5 – 1,1 мм – более 50%; 1 – 0,3 мм – до 50%;менее 0,3 мм – до 25% | – 0,3 мм – более 50%;менее 0,3 мм – 26 – 50% | менее 0,3 мм – более 50% |
2.5 Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) | до 25 | 26 – 50 | 51 – 75 | более 75 |
2.6 Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену): | ||||
при буквенно-цифровом типе отображения информации | до 2 | до 3 | до 4 | более 4 |
при графическом типе отображения информации | до 3 | до 5 | до 6 | более 6 |
2.7 Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) | Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90%.Помехи отсутствуют | Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м | Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50%.Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м | Разборчивость слов и сигналов менее 50%.Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м |
2.8 Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) | до 16 | до 20 | до 25 | более 25 |
3. Эмоциональные нагрузки | ||||
3.1 Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки | Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника | Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства | Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) | Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни |
3.2 Степень риска для собственной жизни | Исключена | – | – | Вероятна |
3.3 Степень ответственности за безопасность других лиц | Исключена | – | – | Возможна |
3.4 Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену | Отсутствуют | 1 –3 | 4 – 8 | Более 8 |
4. Монотонность нагрузок | ||||
4.1 Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях | более 10 | 9 – 6 | 5 – 3 | менее 3 |
4.2 Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций | более 100 | 100 – 25 | 24 –10 | менее 10 |
4.3 Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом производственного процесса | 20 и более | 19 – 10 | 9 – 5 | менее 5 |
4.4 Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены) | менее 75 | 76 – 80 | 81 – 90 | более 90 |
5. Режим работы | ||||
5.1 Фактическая продолжительность рабочего дня | 6 – 7 ч | 8 – 9 ч | 10 – 12 ч | более 12 ч |
5.2 Сменность работы | Односменная работа (без ночной смены) | Двухсменная работа (без ночной смены) | Трехсменная работа (работа в ночную смену) | Нерегулярная сменность с работой в ночное время |
5.3 Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность | Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7% и более рабочего времени | Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7% рабочего времени | Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3% рабочего времени | Перерывы отсутствуют |
1. Нагрузки интеллектуального характера
1.1. «Содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.
Пример: наиболее простые задачи решают уборщицы, грузчики (1 класс условий труда), а деятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характерна для лаборантов, медсестер, телефонистов, слесарей-ремонтников, кладовщиков, монтеров пути, осмотрщиков вагонов, сигналистов, электромонтеров и т.п. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), имеет место в работе руководителей (директоров, начальников цехов), мастеров, водителей транспортных средств, бригадиров, машинистов, составителей поездов, дежурных по станциям и др. (класс 3.1.). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности установлена у научных работников, конструкторов, хирургов др. (класс 3.2.).
Рисунок 2
1.2. «Восприятие сигналов (информации) и их оценка» – по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2-му классу (лаборанты, бухгалтеры, экономисты, токари, слесари, плотники, повары). К классу 3.1 относятся работы, когда исполнитель должен сопоставлять сигналы (результаты своего труда) с существующими эталонами (нормами), величины которых он должен держат в памяти, привести в соответствие с этими эталонами результаты собственной деятельности и удостовериться в правильности работы. Такой характер работы свойственен операторским профессиям, машинистам локомотивов, мастерам, электромеханикам и пр. В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители предприятий (директора, начальники цехов), научные работники, дежурные по станциям и т.д.).
1.3. «Распределение функций по степени сложности задания». Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта, уборщицы, грузчика (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как бухгалтер, инженер отдела, медсестра, водитель, электрик, телефонист, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник и т.п. Под проверкой в данном случае подразумевается проверка результатов своей работы (самоконтроль). Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера предприятий, начальники отделов, – класс 3.1). Наиболее сложная функция – это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий как руководители предриятий (директора, начальники цехов), авиадиспетчеры, врачи и т.п.
1.4. «Характер выполняемой работы». В том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысок (1 класс – лаборанты, уборщицы, монтеры пути). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс – медсестры, слесари, бухгалтера, мастера, начальники цехов и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 – водители, машинисты локомотивов, дежурный по ж/д станции). При этом работа должна характеризоваться дефицитом времени в повседневной деятельности, а не в аварийных ситуациях. Наибольшая напряженность (класс –3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (хирурги, врачи-реаниматологи, инженера по управлению атомным реактором, авиадиспетчеры).
2.Сенсорные нагрузки
2.1. «Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)». Чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%. Сосредоточенное наблюдение означает, что работник смотрит на объект наблюдения, не отрывая взгляда. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, авиадиспетчеры, водители (более 75% смены – класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51 – 75%) установлено у врачей, операторов пультов управления, операторов ПЭВМ, бухгалтеров (класс 3.1) (см. рисунок 4). От 26 до 50% значения этого показателя колебалось у медсестер, начальников и мастеров промпредприятий, учителей, слесарей (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у директоров, уборщиц, грузчиков, монтеров пути (1 класс – до 25% от общего времени смены).
Рисунок 3
2.2. «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы». Количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценить занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и при речевом сообщении (по телефону, по радио, при непосредственном прямом контакте работников).
Например: наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и с экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров – более 300 (класс 3.2). Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже – в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1). К этому же классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонементов в час от 25 до 150). У медсестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) – 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, плотники, сантехники – 1 класс.
2.3. «Число производственных объектов одновременного наблюдения» указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т.п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров – 13, что соответствует кассу 3.1, несколько ниже это число у телеграфистов – 8 – 9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств – 6 – 7 (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, и др. (1 класс). Для машинистов локомотивов объектами одновременного наблюдения являются объекты, находящиеся перед движущимся локомотивом (сигналы, состояние пути, состояние контактного провода и т.д.), но число их, как правило, не превышает 8 – 10.
2.4. «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)». Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
Например, для грузчика выбираем размер объекта различения более 5 мм – 1 класс, для бухгалтера при работе с документами и ПЭВМ размер объекта различения 1 – 0.З мм при сосредоточенности наблюдения до 50% смены – 2 класс, более 50% смены – класс 3.1. Наименьший размер объекта различения – менее 0.З мм – выбираем при работе с микроскопом.
2.5. «Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)». На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в %. Чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.
2.6. «Наблюдение за экраном видеотерминала (часы в смену)». Согласно этому показателю фиксируется время (часы, минуты) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактирования текста или программ, чтении буквенной, цифровой и графической информации с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда. Наибольшая нагрузка будет у операторов ПЭВМ и программистов (6 – 7 ч). Для бухгалтера это максимум 4 ч, т.к. он работает еще и с документами (взгляд переходит с экрана на документ, с документа на экран, т.е. время работы с ПЭВМ условно можно разделить пополам, это и будет реальное время фиксированного наблюдения за экраном ПЭВМ).
2.7. «Нагрузка на слуховой анализатор». Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% – 1 класс. Ко 2-му классу относятся случаи, когда уровень шума 70 – 80 дБА, и соответствует разборчивости слов, равной 90 – 70% или на расстоянии до 3,5 м. Если уровень шума более 80 дБА, то уже идет оценка на класс 3.1 или 3.2.
2.8. «Нагрузки на голосовой аппарат(суммарное количество часов наговариваемых в неделю)». Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т.д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (руководители, мастера, врачи и т.д. – 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких как лаборанты, токари, водители автотранспорта (1 класс).
3. Эмоциональные нагрузки
3.1. «Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки». Данный показатель указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения. Для таких профессий, авиадиспетчеры, врачи, водители автотранспортных средств, инженера по управления атомным реактором характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2). Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): руководители и мастера промпредприятий, бригадиры, начальники смен, медсестры. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): лаборанты, слесари-ремонтники, монтажники оборудования, электрики, повара. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, уборщицы, грузчика, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).
3.2. «Степень риска для собственной жизни». Наличием риска для собственной жизни характеризуются лишь те рабочие места, где существует прямая опасность, когда риск присутствует при условии соблюдения работников правил техники безопасности, то есть потенциально опасные работы и участки. Примерами могут служить работы на высоте, работы, связанные с обслуживанием электрооборудования, находящегося под высоким напряжением, работы на железнодорожных путях при движении поездов и т.д.
3.3. «Степень ответственности за безопасность других лиц» отражает факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры, хирурги, машинисты электропоезда, мастера промпредприятий, если выписывают наряды-допуски на особо опасные виды работ и т.п.), или только за личную безопасность (машинист башенного крана , шахтер, электромонтер высоковольтных линий электропередачи, промышленный альпинист и др.) – 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (врачи-инфекционисты, водители автотранспорта, помощники машинистов электропоезда и т.п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (директора, начальники цехов, отделов, лаборанты, бухгалтеры, телефонисты, повары, медсестры, массажисты и др.) – их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.
Рисунок 4
4. Монотонность нагрузок
4.1. «Число элементов (приемов) необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций». Чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками. Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда (класс 3.1 – 3.2) (см. рисунок 6).
4.2. «Продолжительность (в секундах) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций». Чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1 –3.2).
4.3. «Время активных действий (в % к продолжительности смены)». Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к «активным действиям». Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1 – 3.2).
4.4. «Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)». Чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен у операторских видов труда, работающих в режиме ожидания (операторы пультов управления химических производств, электростанций и др.) – класс 3.2.
5. Режим работы
5.1. «Фактическая продолжительность рабочего дня». Выделен в самостоятельную рубрику в отличие от других классификаций. Это связано с тем, что независимо от числа смен и ритма работы в производственных условиях фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6 – 8 часов (учителя, врачи, руководители предприятий и организаций, бухгалтеры и т.п.; важно учитывать, что ненормированный рабочий день, например, у директоров, руководителей отделов, не учитывается, расчет ведется исходя из 40 ч рабочей недели). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 часов и более (врачи, медсестры, охранники, сторожи и т.п.). Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда.
5.2. «Сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время (медсестры, врачи, диспетчеры железнодорожных станций, проводники поездов дальнего следования и др.).
Рисунок 5
5.3. «Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без обеденного перерыва)». К регламентированным перерывам относятся только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании внутрипроизводственных документов (приказами, правилами внутреннего трудового распорядка), либо в соответствии с требованиями государственных документов (Трудового кодекса Российской Федерации, санитарных норм и правил, правил по охране труда и других). Они предусматриваются для кратковременного отдыха и личных физиологических потребностей и должны вводиться при видах работы, когда исполнитель по принятой технологии не может самостоятельно даже на короткое время оставить рабочее место (большинство билетных кассиров, операторов сортировочных горок при интенсивной работе, операторов постов теленаблюдения, контролеров пропускных пунктов и др.) или продолжение качественной работы возможно только при наличии перерывов на отдых (работа операторов ЭВМ, тяжелые физические работы, работы в условиях низких температур окружающей среды и др.). Для этих целей считается оптимальным наличие нескольких регламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 7% смены (количество и продолжительность перерывов должно зависеть от конкретных условий).
Общая оценка напряженности трудового процесса
Общая оценка напряженности трудового процесса проводится следующим образом:
- Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 23 показателя, перечисленные в табл.8. Руководства. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.
- По каждому из 22 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) – напряженность труда легкой степени.
- При окончательной оценке напряженности труда:
3.1. «Оптимальный» (1 класс) устанавливается в случаях, кода 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2-му классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3-му (вредному) классу.
3.2. «Допустимый» (2 класс) устанавливается в следующих случаях:
- когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные – к 1 классу;
- когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1. и/или 3.2. степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов.
3.3. «Вредный» (3 класс) устанавливается, когда 6 или более показателей отнесены к 3 классу.
При этом труд напряженный 1-й степени (3.1.) устанавливается в случаях:
- когда 6 показателей имеют оценку только 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;
- когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.
Труд напряженный 2-й степени (3.2) устанавливается в случаях:
- когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;
- когда более 6 показателей отнесены к классу 3.1;
- когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей – к классу 3.2;
- когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.
4. В тех случаях, когда более шести показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше – класс 3.3.
Методика оценки напряженности труда
Методика оценки напряженности труда проводится в соответствии с «Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05 Приложение 16.
Средства измерений
В качестве средств измерений используется секундомер (см. рисунок 6).
Рисунок 6
Виды психических состояний
Состояние напряженной трудовой деятельности, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика-испытателя во время испытания новой машины. артиста цирка при выполнении сложного трюка и т.д.). Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требованиями к работнику. Оно также может определяться сильной мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. Для него характерна очень высокая активность всей нервной системы.
Стресс — состояние длительного и повышенного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающим возможности адаптации организма.
Критерии инвалидности
Нередко у одного освидетельствованного человека могут быть диагностированы нарушения нескольких разных органов и систем различной степени выраженности. Все нарушения фиксируются в соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра.
После чего проводят оценку возможности выполнять работником те или иные профессиональные обязанности, учитывая имеющиеся нарушения. Заключительным этапом производится подсчёт показателей, ограничивающих жизнедеятельность индивидуума.
К этим критериям относятся способности человека:
- Обслуживать себя.
- Самостоятельно передвигаться.
- Контролировать своё поведение.
- Общение.
- Обучение.
- Ориентирование в пространстве, времени, собственной личности.
- Трудовая деятельность.
Производится оценка выраженности нагрузки на организм во время соответствующей работы по системам: сердечно-сосудистая, опорно-двигательная, нервная, дыхательная, мочеполовая и другие.
Эмоциональная нагрузка производственная характеристика
Заполняя характеристику для МСЭ необходимо руководствоваться именно этими рекомендациями. Но здесь следует помнить, что ИПР носить рекомендательный характер и инвалид может и не выполнять эти рекомендации, а следовательно не предоставить этот документ руководству. В таком случае заполнение характеристики будет проводиться без учёта рекомендаций МСЭ (как есть).
Если работник уже работает и получил инвалидность в процессе работы или вследствие заболевания, ему, возможно, понадобится дополнительные приспособления или же особый режим работы, который администрация должна предоставить. Обычно все рекомендации содержит индивидуальная программа реабилитации. Работник вправе её предоставить администрации или же не предоставлять, если он выполнять эти рекомендации не желает.
Производственная характеристика для МСЭ: образец заполнения – 2020
- Полное ФИО работника.
- Полное наименование и местонахождение предприятия, которое дает характеристику.
- Цех (отдел) в котором трудится человек.
- Описать, как организован процесс труда данного работника (индивидуальная работа, бригадная и т.д.).
- Должность, на которой работник трудится на момент прохождения освидетельствования, либо, на которой трудился до увольнения.
- Дополнительные сведения о должности или профессии (квалификация, разряд, смежные специальности и т.д.).
- Описание выполняемой работы и ее характеристики: напряженность, тяжесть, монотонность и т.д. Как правило, эти данные можно взять из карты СОУТ (аттестации) рабочего места.
- Есть ли у работника льготы (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск и т.д.).
- Указать, может ли работодатель перевести человека на более легкую работу.
- Необходимо написать, справляется ли человек с текущей работой, если есть нормы выработки указать и их.
- Привести суммы заработной платы за последний год, в разбивке по месяцам.
- Указать количество больничных листов и их продолжительность за последний год.
Это интересно: Будет ли годовая премия в сбербанке в декрет
Производственная характеристика нужна работнику в том случае, если он проходит освидетельствование медико-социальной экспертизой (МСЭ) на предмет получения группы инвалидности. Обязанность по ее заполнению ложится на работодателя, который не вправе отказать работнику в предоставлении этого документа. Производственную характеристику для МСЭ, бланк и пример ее заполнения можно посмотреть ниже.
Эмоциональная нагрузка
- — «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» — указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.
- — «степень риска для собственной жизни»- вероятность наступления нежелательного события в случае наличия травмоопасных факторов (взрыв, удар, самовозгорание и т.д.).
- -«степень ответственности за безопасность других лиц» — возможность возникновения нежелательных событий в случае наличия травмоопасных факторов при коллективном выполнении работ. Учитывается только прямая ответственность за безопасность других лиц, предусмотренная должностной инструкцией.
- — «количество конфликтных производственных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену»- определяется на основании хронометражных наблюдений.
- — характер работы — вспомогательная;
- — степень риска для собственной жизни — отсутствует;
- — степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;
- — количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену — отсутствует.
НОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ОРГАНИЗМА В МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
3. Творческий труд (научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, конструкторы). Труд предполагает создание новых алгоритмов на основе многолетней подготовки и высокой квалификации. Работники должны иметь хорошую память, инициативность, способность к длительному сосредоточению внимания, что приводит к повышенному нервно-эмоциональному напряжению.
IIа — (энерготраты 175-232 Вт) — работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения (ряд профессий в механо-сборочных цехах машиностроительных предприятий, в прядильно-ткацком производстве — ткачиха, прядильщица, мотальщица, плотник, столяр, маляр, штукатур, слесарь по ремонту оборудования, сельскохозяйственных машин и др.).
Глава 2
Компонент физического самочувствия
отражает, как говорил С. Л. Рубинштейн, органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо локализованные органические ощущения, которые исходят от внутренних органов.
Куликов рассматривает настроение как интегральный показатель переживаемых в данный момент чувств и эмоций, а не как особый вид эмоциональных переживаний, наряду с эмоциями и аффектами. Он выделяет также доминирующие (стабильные) настроения и актуальные (текущие).
Категории тяжести труда для ВТЭК
Регулируется освидетельствование работников согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ за номером 664н от 29.09.2015 года. Там указаны параметры классификации, которые необходимо использовать МСЭ, для оценки соответствия групп заболеваний категориям фактором, влияющих на изнашивание организма.
- Показатели физического уровня: влажность, температура, шум, загазованность и другие.
- Показатели химического уровня: влияние химических и фармакологических веществ.
- Показатели биологического уровня: влияние бактерий, вирусов и других живых существ.
Классификация факторов рабочей среды и трудового процесса
Эмоциональная нагрузка для производственной характеристики
Обязательно должно быть указано — предоставляются ли конкретно этому рабочему некие облегченные условия , да и имеется ли для этого возможность вообще. Основанием могут стать частые болезни обследуемого — в этом нужно сослаться на медицинские документы, которые приносит гражданин.
- — длительность сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) — до 40;
- — плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы — отсутствует;
- — число производственных объектов одновременного наблюдения — до 2;
- — размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) — более 5 мм 100% времени смены;
- — работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) — отсутствует;
- — наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)- отсутствует;
- — нагрузка на слуховой анализатор — речь слышна на расстоянии до 3,5 м;
- — нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)- до 12.
Сенсорная нагрузка для втэк образец заполнения
Интеллектуальные нагрузки.
Краткое описание выполняемой работы : Сварка деталей. Чтение операционной карты, визуальный и инструментальный контроль качества контроль качества. Результат оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса:.
Число производственных объектов одновременного наблюдения. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью , за смену. Число элементов приёмов , необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций.
Продолжительность в сек. Монотонность производственной обстановки время пассивного наблюдения за ходом тех. Заключение: рабочее место соответствует требованиям нормативно-технической документации. Класс условий труда — 2 допустимый.
Ведущий инженер по охране труда. Тольятти, Южное шоссе, Аттестат аккредитации от Методы проведения измерений и оценок: Руководство P 2. Критерии и классификация условий труда.
Краткое описание выполняемой работы: Организация и ведение бухгалтерского учета на предприятии.
Работа за ПК до 5 часов. Заключение: рабочее место не соответствует требованиям нормативно-технической документации.
Класс условий труда — 3. Приложение 2 Пример оформления протокола по показателям тяжести трудового процесса для слесаря механосборочных. Приложение 3 Пример оформления протокола по показателям тяжести трудового процесса для электрогазосварщика………….
Приложение 4 Пример оформления протокола по показателям тяжести трудового процесса для главного бухгалтера………….. Приложение 5 Пример оформления протокола по показателям напряженности трудового процесса для слесаря.
Приложение 6 Пример оформления протокола по показателям напряженности трудового процесса для электрогазосварщика Приложение 7 Пример оформления протокола по показателям напряженности трудового процесса для главного бухгалтера….
Сенсорная нагрузка производственная характеристика что писать
Нагрузки имеют экспертные оценки, которые исследователь устанавливает на основе изучения функциональных обязанностей работников, регламентов работы, наблюдения алгоритма деятельности. Пример 1. Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. Пример 2. Пример 3.
Краткое описание выполняемой работы : Сварка деталей. Чтение операционной карты, визуальный и инструментальный контроль качества контроль качества. Результат оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса:.
Число производственных объектов одновременного наблюдения. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью , за смену. Число элементов приёмов , необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций.
Продолжительность в сек.
старший бухгалтер, Сенсорная нагрузка (длительность сосредоточенного наблюдения (в и слуховой анализатор, монотонность нагрузки).
Заполняя характеристику для МСЭ необходимо руководствоваться именно этими рекомендациями. Но здесь следует помнить, что ИПР носить рекомендательный характер и инвалид может и не выполнять эти рекомендации, а следовательно не предоставить этот документ руководству. В таком случае заполнение характеристики будет проводиться без учёта рекомендаций МСЭ как есть.
Как правильно заполнить бланк производственной характеристики для МСЭ в 2020 году
- условий труда за последний год;
- вредности выполняемых работ;
- соответствия рабочего места нормам гигиены и требованиям по охране труда;
- количества и длительности командировок;
- данных о средней зарплате за последнее время;
- количества больничных и диагноза с документальным подтверждением.
Изъясняться стоит кратко, по сути, ясно и понятно. Если вы напишите, что сотрудник спокойно выполняет свои обязательства, сдает план и не имеет послабляющих условий, то в бюро МСЭ не поймут причину обращения.
Заполнение производственной характеристики для мсэ: образец заполнения
Для ее получения подают:
- удостоверение личности;
- направление на МСЭ;
- данные об условиях, в которых выполняется работа;
- образец производственной характеристики;
- справку, что подтвердит присвоение группы инвалидности;
- рекомендованную программу, в соответствии с которой должна проходить реабилитация.
Есть возможность обжалования предыдущего вердикта эксперта в бюро МСЭ на федеральном уровне. Для этого нужно будет представить заявления и пакет документации. Можно потребовать проведения независимой экспертизы.
Правовое регулирование При проведении медико-санитарной экспертизы опираются на нормы Постановления властей от 13 августа 1996 № 965.
Форму 088у-06, что необходима для предоставления, утверждено Приказом Минздрава № 77 от 31 января 2007.
Формы трудовой деятельности
Физическое напряжение организма при выполнении трудовой деятельности может быть обусловлено преимущественно выполнением или физической работы, или нагрузками на центральную нервную систему. В зависимости от этого труд характеризуется тяжестью или напряженностью.
класс 2 — допустимый
(напряженность труда средней степени) — условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест.
Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомство.
Напряженность трудового процесса
5.1. «Фактическая продолжительность рабочего дня». Выделен в самостоятельную рубрику в отличие от других классификаций. Это связано с тем, что независимо от числа смен и ритма работы в производственных условиях фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6 – 8 часов (учителя, врачи, руководители предприятий и организаций, бухгалтеры и т.п.
; важно учитывать, что ненормированный рабочий день, например, у директоров, руководителей отделов, не учитывается, расчет ведется исходя из 40 ч рабочей недели). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 часов и более (врачи, медсестры, охранники, сторожи и т.п.).
Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда.
Эмоциональные нагрузки
4 степень 3 класса (3.4) — условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
3. «распределение функций по степени сложности задания». Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта ( класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как медсестры, телефонисты и т.п. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера промышленных предприятий, телеграфисты, конструкторы, водители – класс 3.1). Наиболее сложная функция – это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий как руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, научные работники, врачи и т.п.
Вопрос № 37
Рубинштейн говорит об особенной связи эмоций и деятельностью человека. Эмоция зарождается из соотношения -положительного или отрицательного — результатов действия к потребности, являющейся его мотивом. Эта связь взаимная: с одной стороны ход и исход деятельности влияет на его эмоции, с другой стороны, эмоции влияют на деятельность. В зависимости от того, результат действия окажется соответствующим самой актуальной потребности или нет, эмоция будет положительной или отрицательной.
Категория тяжести выполняемых работ в бланке производственной характеристики
Самым длинным перерывом считается обеденное время. Как правило, его продолжительность составляет от 30 минут до 1,5 часов. Если работа относится к категории сложных, то установление перерывов регламентируется чаще и по продолжительности они длиннее.
- чтобы сотрудник начал быстро вливаться в работу, то необходимо выполнять производственную гимнастику;
- для восстановления трудоспособности паузы составляют до 15% рабочего времени;
- перерывы способствуют предупреждению переутомления.
Вы здесь
Производственная характеристика это документ, который применяется для осуществления оценки профессиональных и трудовых качеств сотрудника. Документ должен быть подписан руководителем и заверен печатью организации, при необходимости может предоставляться по месту требования. Наиболее часто такая характеристика требуется для лечебных заведений при проведении медико-социологической экспертизы (далее по тексту МСЭ).
- Документ необходимо составлять от третьего лица.
- Заполняется на стандартном листе формата А4.
- Может составляться в прошедшем или настоящем времени.
- Может быть подписан руководителем предприятия или руководителем кадровой службы.
Образец заполнения производственной характеристики для МСЭ
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) проводится для установления степени ограничения трудоспособности конкретного гражданина в связи с выявленным у него заболеванием или же в связи с полученными им травмами. На основании её результатов составляется индивидуальный план реабилитации (ИПР), который должен помочь лицу, имеющему определённые ограничения в трудовой деятельности адаптироваться к новым жизненным условиям.
Отвечая на вопрос, зачем нужна характеристика с места работы, прежде всего, необходимо отметить, что этот документ будет носить официальный характер. Он рассматривается в ходе рассмотрения документов и обязательно учитывается при написании заключения.
Психология в проблеме безопасности
Виды инструктажей по охране труда. Случаи, при которых производится специальное обучение рабочих. Основные требования, предъявляемые к отоплению и вентиляции производственных помещений. Защита от опасных напряжений прикосновения и напряжения шага.
Основные факторы внешней среды, влияющие на жизнедеятельность человека. Социальные и психические факторы внешней среды. Эволюция среды обитания человека. Состояния взаимодействия человека и техносферы, характерные для жизнедеятельности человека.
Нагрузки интеллектуального характера
Наиболее часто встречающимися видами происшествий, приводящих к несчастным случаям со смертельным исходом, являются: дорожно-транспортные происшествия, падение с высоты, падение, обрушение и обвалы предметов и материалов, воздействие движущихся и вращающихся частей, разлетающихся предметов и деталей. Наиболее частыми источниками травматизма являются автомобили, энергетическое оборудование, тракторы, металлорежущие станки.
5.3. «Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва)»
. К регламентированным перерывам следует относить только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании официальных внутрипроизводственных документов, таких как коллективный договор, приказ директора предприятия или организации, либо на основании государственных документов – санитарных норм и правил, отраслевых правил по охране труда и других.
Исследовательская работа: «Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние студентов»
Основные аспекты исследовательской работы затрагивали показатели организации учебного процесса, рациональность распределения труда и отдыха в течение дня и показатели эмоционального состояния, такие как уровень тревожности, самочувствие, активность и настроение. Одним из факторов, влияющих на успешность учебной деятельности, является наличие каких-то особенностей в структуре и проявлении психических и личностных качеств студентов. Для выявления этого субъективного фактора успешности деятельности сравнивались три группы студентов с разной успеваемостью по целому ряду показателей, отражающих некоторые особенности их психических процессов, свойств и качеств личности. Целью нашего исследования явилось изучение влияния учебной нагрузки на эмоциональное состояние студентов 1 курса. Выбор методик для сбора данных определялся следующими критериями: возможностью отследить ежедневную и недельную учебную нагрузку студентов I курса , изучить влияние учебной нагрузки. В исследовании приняли участие студенты I курса Частного профессионального образовательного учреждения «ГАЗПРОМ ТЕХНИКУМ НОВЫЙ УРЕНГОЙ», в возрасте от 16 до 18 лет, всего 120 человек, из них 75 мальчика и 45 девочек. Экспериментальное исследование проходило в три этапа. В экспериментальном исследовании использовались четыре методики:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что доминирующее состояние у студентов во время учебной деятельности – это состояние агрессивности со средним уровнем, которое составляет 65.7%. Скорее всего это связано с инструментальной агрессией, которая эксплицируется, как средство — методы – приемы, спроецированные на достижении какой-либо значимой цели, направлены на достижение утилитарной задачи. Немного отстает состояние тревожности со средним уровнем – 57.1%, это может говорить о том, что студенты еще не тревожатся по поводу учебы, так как учебная сессия далеко. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Приоритетной должна стать оптимизация распределения учебной нагрузки, поэтому скорректировать эмоциональное состояние возможно только в том случае, если организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса – администрации, педагогов, родителей, самих обучающихся.
Что такое напряженность труда
- Рабочая специальность анализируется с точки зрения всех приведенных значений. Запрещено использовать приведенные показатели выборочно.
- Класс условий труда находится по каждому из приведенных значений.
- В том случае, если рабочая специальность лишена одного из параметров (к примеру, сотруднику не нужно наблюдать за экранами), по ней ставится 1 класс НТ. Просто пропустить параметр нельзя.
НТ – значение, отражающее нагрузку на ЦНС при исполнении должностных обязанностей. Показатель дает представление о нагрузке на нервную систему, эмоциональное состояние, органы чувств. Особенно он показателен для управленцев, пилотов и водителей. Представители этих профессий испытывают наибольшую нагрузку именно на ЦНС. Фактор физического утомления во внимание не принимается. Напряженность труда – это один из критериев при профессиональном отборе. Показатель также применяется при обустройстве комфортного рабочего места.
Это интересно: Ветеран труда и ветеран завода это одно и тоже
Куликов рассматривает настроение как интегральный показатель переживаемых в данный момент чувств и эмоций, а не как особый вид эмоциональных переживаний, наряду с эмоциями и аффектами. Он выделяет также доминирующие (стабильные) настроения и актуальные (текущие).
Следует отметить, что по поводу осознанности причины настроения в мнениях некоторых психологов имеется определенная путаница. Например, в книге «Общая психология. Курс лекций» (1998) автор главы об эмоциях пишет, что настроение -это бессознательная
оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства; тут же автор пишет, что причины того или иного настроения не всегда ясны (следовательно, не осознаваемы), но они всегда есть и могут быть определены. «Все это позволяет отметить различную степень осознанности настроения», — пишет автор (с. 367).
Напряженность труда
Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда.
Воздействие на организм человека
Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации. Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500 — 3000 ккал в сутки.
Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5 — 10 % уровень основного обмена; стоя — на 10 — 25%, при вынужденной неудобной позе — на 40 — 50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15 — 20% общего обмена в организме. Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя, на 90% -при чтении лекций, на 90 — 100% — у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большому утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.
Умственная работа связана с нервным напряжением, которое за-висит от значимости, опасности и ответственности работы. При нерв-ном напряжении возникает тахикардия, рост кровяного давления, из-менение ЭКГ, увеличение потребления кислорода. Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно «вхо-дить» в работу, соблюдать ритм, систематичность.
Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно-сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.
Нормируемые показатели оценки напряженности трудового процесса
Все показатели имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок:
интеллектуальные;
сенсорные;
эмоциональные;
монотонные;
режимные нагрузки.
Напряженность трудового процесса должна оцениваться на каждом рабочем месте. Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности работников, должностных инструкций, хронометражных наблюдений (фотографии рабочего дня) и экспертной оценки. Классы условий труда должны быть определены по всем 23 оценочным показателям, представленным в таблице 2 Руководства Р 2.2.2006-05.
Таблица 2 — Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса
Показатели напряженности трудового процесса |
Класс условий труда |
|||
Оптимальный |
Допустимый |
Вредный |
||
Напряженность труда легкой степени |
Напряженность труда средней степени |
Напряженный труд |
||
1 степени |
2 степени |
|||
1. Интеллектуальные нагрузки |
||||
Отсутствует необходимость принятия решения |
Решение простых задач по инструкции |
Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) |
Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях |
|
1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка |
Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий |
Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций |
Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров |
Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности |
1.3. Распределение функций по степени сложности задания |
Обработка и выполнение задания |
Обработка, выполнение задания и его проверка |
Обработка, проверка и контроль за выполнением задания |
Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам |
1.4. Характер выполняемой работы |
Работа по индивидуальному плану |
Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности |
Работа в условиях дефицита времени |
Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат |
2. Сенсорные нагрузки |
||||
2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени смены) |
до 25 |
более 75 |
||
2.2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы |
до 75 |
более 300 |
||
2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения |
до 5 |
более 25 |
||
2.4. Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) |
более 5 мм — 100% |
5-1,1 мм — более 50%; 1-0,3 мм — до 50%; менее 0,3 мм — до 25% |
1-0,3 мм — более 50%; менее 0,3 мм — 26-50% |
менее 0,3 мм — более 50% |
2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) |
до 25 |
более 75 |
||
2.6. Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену): |
||||
при буквенно-цифровом типе отображения информации: |
до 2 |
до 3 |
до 4 |
более 4 |
при графическом типе отображения информации: |
до 3 |
до 5 |
до 6 |
более 6 |
2.7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) |
Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90%. Помехи отсутствуют |
Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м |
Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м |
Разборчивость слов и сигналов менее 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м |
2.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) |
до 16 |
до 20 |
до 25 |
более 25 |
3. Эмоциональные нагрузки |
||||
3.1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки |
Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника |
Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.) |
Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) |
Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни |
3.2. Степень риска для собственной жизни |
Исключена |
Вероятна |
||
3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц |
Исключена |
Возможна |
||
3.4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену |
Отсутствуют |
Более 8 |
||
4. Монотонность нагрузок |
||||
4.1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях |
более 10 |
менее 3 |
||
4.2. Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций |
более 100 |
менее 10 |
||
4.3. Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время — наблюдение за ходом производственного процесса |
20 и более |
менее 5 |
||
4.4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены) |
менее 75 |
более 90 |
||
5. Режим работы |
||||
5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня |
6-7 ч |
8-9 ч |
10-12 ч |
более 12 ч |
5.2. Сменность работы |
Односменная работа (без ночной смены) |
Двухсменная работа (без ночной смены) |
Трехсменная работа (работа в ночную смену) |
Нерегулярная сменность с работой в ночное время |
5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность |
Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7% и более рабочего времени |
Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7% рабочего времени |
Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3% рабочего времени |
Перерывы отсутствуют |
Трудовой процесс и производственная (рабочая) среда являются компонентами (составляющими) производственной деятельности, определение которой дано в ст. 209 Трудового кодекса РФ.
Производственная деятельность – это совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Суть трудового процесса заключается в воздействии работников на предметы труда с целью изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, сопровождаемых затратами физической и нервной энергии.
Трудовой процесс включает в себя элементы, т.е. операции, приемы, действия, движения и факторы – тяжесть труда и напряженность труда.
- Трудовая операция – это законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте одним работником или группой работающих и включающая все их действия по выполнению единицы заданной работы над одним предметом труда.
- Трудовой прием – это законченное действие работника в процессе выполнения операции, имеющее четкое целевое назначение. Трудовые приемы в свою очередь могут быть расчленены на трудовые действия.
- Трудовое действие – это совокупность трудовых движений, совершаемых без перерыва рабочими органами трудящегося для выполнения части приема.
- Трудовое движение – это однократное перемещение рук, ног, пальцев и туловища работника при выполнении трудового действия.
Эффективность и качество трудового процесса во многом зависят от методов труда.
Метод труда – это способ выполнения производственного задания, характеризующийся совокупностью определенных трудовых приемов и последовательностью их выполнения.
Степень рациональности методов труда, применяемых различными исполнителями при выполнении аналогичных трудовых операций, зависит от их мастерства, производственных навыков и сноровки, организации рабочих мест и других факторов.
Критерием оптимальности трудовых процессов являются высокая производительность труда при полном использовании оборудования, соблюдении установленных требований к качеству продукции (работ, услуг), выполнении требований охраны труда, а также правильное сочетание элементов физического и умственного труда, способствующее повышению удовлетворенности трудовой деятельностью.
Добавить комментарий