Международная группа компаний

Международная группа компаний

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 12 июля 2018 г.

Международная группа компаний – это совокупность организаций и/или иностранных структур без образования юрлица, которые связаны между собой посредством участия в капитале и/или осуществления контроля (пп. 1 п. 1 ст. 105.16-1 НК РФ). При этом, чтобы международная группа компаний признавалась таковой, должны быть одновременно соблюдены два условия (пп. 2 п. 1 ст. 105.16-1 НК РФ):

  1. В отношении группы составляется консолидированная финансовая отчетность в соответствии с требованиями российского бухгалтерского законодательства (либо в соответствии с требованиями фондовых бирж, в том числе иностранных, при принятии решения о допуске к торгам ценных бумаг любой из указанных организаций и/или иностранных структур без образования юрлица).
  2. В состав группы входят:
  • хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юрлица), признаваемая налоговым резидентом РФ либо не признаваемая таковым, но обязанная уплачивать налоги с деятельности, которую ведет в России через постоянное представительство;
  • хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юрлица), не признаваемая российским налоговым резидентом либо признаваемая налоговым резидентом РФ и обязанная уплачивать налоги с предпринимательской деятельности, которую ведет на территории иностранного государства (территории) через постоянное представительство.

Участник международной группы компаний – это…

Участниками такой группы признаются (п. 2 ст. 105.16-1 НК РФ):

  • лица, входящие в международную группу компаний;
  • лица, которые относятся на конец финансового года к организациям и (или) иностранным структурам без образования юрлица, входящим в международную группу компаний, и финансовая отчетность по которым не учитывается при составлении консолидированной финансовой отчетности международной группы исключительно в силу размера или несущественности данных о таких лицах;
  • постоянные представительства вышеназванных лиц.

Международная группа компаний: документация

По общему правилу участники международных групп компаний должны представлять ФНС уведомление об участии в международной группе компаний (п. 4 ст. 105.16-1 НК РФ).

Уведомление представляется исключительно в электронном виде по установленному формату (утв. Приказом ФНС от 06.03.2018 N ММВ-7-17/124@). Подать уведомление нужно не позднее 8 месяцев с даты окончания отчетного периода материнской компании международной группы (п. 4 ст. 105.16-2 НК РФ).

Кроме того, участники таких групп обязаны представлять страновые сведения, в состав которых входят: глобальная документация, национальная документация и страновый отчет.

За несвоевременное представление документации по международной компании, в принципе, предусмотрен штраф (ст. 129.9, 129.10, 129.11 НК РФ):

  • 50 000 руб. – за «просроченное» уведомление;
  • по 100 000 руб. – за не вовремя сданные глобальную документацию, национальную документацию и страновый отчет.

При этом важно отметить, что за просрочку сдачи уведомления, странового отчета и глобальной документации за 2017-2019 гг., штраф взыскивать не будут (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ).

  • Титульный лист
  • Раздел 1. Сведения об участнике международной группы, представившем страновой отчет
  • Раздел 2. Сведения странового отчета

В титульном листе отражаются общие сведения об отчете.

В поле «Представляется в налоговый орган» отражается код и наименование налогового органа, в котором состоит на учете налогоплательщик, представляющий отчет. По умолчанию в поле автоматически проставляется код, который был указан при регистрации клиента в системе.

В поле «Номер корректировки» в первичном отчете проставляется «0», в уточненном за соответствующий период необходимо указать номер корректировки (например, «1», «2» и т. д.).

В поле «Финансовый год» указывается календарный год, являющийся финансовым годом. Если отчетный период не совпадает с календарным годом, то указывается календарный год, в котором такой финансовый год начался.

В отдельных полях указывается дата начала и окончания отчетного периода, которым является финансовый год МГК.

Внимание! В случае, когда отчетный период не соответствует 12-месячному периоду, причины несоответствия указываются в поле «Предупреждение к отправленной информации».

В поле «Принимающая страна» выбирается код государства, компетентному органу которого представляется отчет. При представлении отчета в ФНС России указывается код «RU».

В поле «Язык информации» выбирается код иностранного языка, который в дополнение к русскому языку используется налогоплательщиком при заполнении отдельных сведений в отчете.

В поле «Страны, в которые направляется отчет» выбирается код одного или нескольких иностранных государств, включенных в перечень иностранных государств, с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами.

В поле «Налогоплательщик» указывается полное наименование организации, представляющей отчет, в соответствии с учредительными документами.

В полях «Наименование международной группы» указывается полное наименование материнской компании МГК согласно учредительным документам в русской и латинской транскрипции.

В поле «Номер российской материнской компании» указывается ИНН, а в поле «Номер иностранной материнской компании» — номер налогоплательщика (его аналог).

В полях «Предупреждение к отправленной информации» указываются сведения предупредительного характера в русской и латинской транскрипции.

В разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений подтверждаю:» указывается соответствующее лицо:

  • «1» — налогоплательщик;
  • «2» — представитель налогоплательщика.

При этом указывается ФИО и должность руководителя организации либо ее представителя. Дополнительно представителем указывается наименование документа, подтверждающего его полномочия.

В соответствующих полях указываются номер телефона и адрес электронной почты налогоплательщика либо его представителя.

Раздел 1. Сведения об участнике международной группы, представившем страновой отчет

В разделе 1 отражаются сведения о российском налогоплательщике – участнике международной группы, который представляет отчет.

В поле «Номер корректировки раздела 1» указывается «0», если представляются первичные сведения по участнику, в уточненных сведениях необходимо указать номер корректировки (например, «1», «2» и т. д.).

В соответствующих полях указывается признак участника МГК и его статус.

В полях «Страна налогового резидентства» и «Страна, присвоившая номер налогоплательщика» указывается код «RU».

В поле «Регистрационный номер (его аналог)» отражается ОГРН организации. ОГРН не указывается, если налогоплательщик является иностранной организацией, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом РФ, или иностранной организацией, деятельность которой приводит к образованию постоянного представительства на территории РФ.

В полях «Тип регистрационного номера» указывается тип регистрационного номера, заполненного в поле «Регистрационный номер (его аналог)», в русской и латинской транскрипциях, а именно: «ОГРН» и «OGRN».

В поле «Наименование участника международной группы (в латинской транскрипции)» указывается полное наименование налогоплательщика.

В поле «Страна, присвоившая регистрационный номер» указывается код России — «RU».

В подразделе «Сведения об адресе участника международной группы» указываются следующие сведения об адресе налогоплательщика, расположенном в РФ:

  • код, определяющий тип адреса;
  • код страны расположения адреса, т.е. «RU»;
  • адрес налогоплательщика в русской и латинской транскрипциях соответственно. Эти поля обязательно заполняются в случае, если адрес налогоплательщика не отражен в поле «Адрес».

В поле «Адрес» указываются следующие элементы: почтовый индекс, абонентский ящик, регион, населенный пункт, улица, номер дома и т.д. При этом наименование города или иного населенного пункта обязательно отражаются в русской и латинской транскрипции.

Раздел 2. Сведения странового отчета

В разделе 2 отражаются сведения о показателях деятельности участников МГК в разрезе государств, резидентами которых такие участники являются.

В поле «Номер корректировки раздела 2» указывается:

  • «0» — при отражении первичных сведений странового отчета;
  • от «1» до «998» — при уточнении сведений;
  • «999» — в случае удаления ранее представленных сведений.

В поле «Страна налогового резидентства» указывается код государства, по которому отражены показатели деятельности участников МГК. Если участник не является налоговым резидентом ни в одном из государств, то отражается код «Х5».

В подразделе «Показатели деятельности участников международной группы в стране» отражаются следующие сведения:

  • численность работников на конец отчетного периода или среднесписочная численность за отчетный период, занятых по трудовым и гражданско-правовым договорам;
  • общая численность работников.

В поле «Дополнительная информация по численности работников» указывается способ определения числа работников.

В поле «Доход (выручка) от других участников международной группы» отражается доход (выручка) по сделкам с другими участниками МГК от продажи товаров, иного имущества, от оказания услуг (выполнения работ) и любые другие доходы, кроме дивидендов, полученных от других участников этой группы.

В поле «Доход (выручка) от иных лиц, в том числе ассоциированных организаций» отражается доход (выручка) по сделкам с независимыми лицами, ассоциированными организациями и другими лицами — не участниками МГК.

В поле «Доход (выручка), всего» указывается сумма дохода, полученного от других участников МГК и иных лиц.

В поле «Прибыль (убыток) до налогообложения» указывается сумма прибыли или убытка до налогообложения за отчетный период с учетом всех внереализационных доходов и расходов.

В поле «Налог с дохода (прибыли) уплаченный» отражается сумма налога с дохода (прибыли), фактически уплаченная в отчетном периоде, которая включает в себя:

  • налог, уплаченный в государстве резидентства;
  • налог, уплаченный в государстве, в котором деятельность приводит к образованию постоянного представительства;
  • налог, удержанный в других государствах налоговыми агентами — независимыми лицами, ассоциированными организациями и другими лицами — не участниками МГК.

В поле «Налог с дохода (прибыли) начисленный» отражается сумма обязательств по уплате налога, исчисленного с налогооблагаемых доходов за отчетный период.

В поле «Капитал» указывается сумма уставного капитала (объявленных акций) участника МГК на дату окончания отчетного периода.

В поле «Добавочный капитал» указывается число, соответствующее собственному капиталу участника, за вычетом величины уставного капитала (объявленных акций) и накопленной прибыли.

В поле «Накопленная прибыль» отражается сумма накопленной прибыли на дату окончания отчетного периода.

В поле «Материальные активы» отражается балансовая стоимость материальных активов, не включая денежные средства, денежные эквиваленты, НМА, финансовые вложения.

Внимание! Все вышеперечисленные показатели деятельности участников МГК отражаются в разрезе кодов валют и числовых значений. В полях «Дополнительная информация к страновому отчету» указывается краткая информация, поясняющая порядок формирования, величину и (или) другие особенности показателей деятельности участников группы.

Далее указываются сведения об участниках МГК:

  • номер налогоплательщика в стране резидентства;
  • ИНН налогоплательщика (при наличии);
  • регистрационный номер и его тип;
  • код государства, в котором участнику присвоен номер налогоплательщика;
  • полное наименование участника МГК в русской и латинской транскрипции.

В подразделе «Сведения об адресе участника международной группы» указываются следующие сведения об адресе налогоплательщика, расположенном в РФ:

  • код, определяющий тип адреса;
  • код страны расположения адреса;
  • адрес налогоплательщика в русской и латинской транскрипциях соответственно. Эти поля обязательно заполняются в случае, если адрес налогоплательщика не отражен в поле «Адрес».

В поле «Адрес» указываются следующие элементы: почтовый индекс, абонентский ящик, регион, населенный пункт, улица, номер дома и т.д. При этом наименование города или иного населенного пункта обязательно отражаются в русской и латинской транскрипции.

В подразделе «Сведения о стране регистрации (инкорпорации) участников международной группы, о типах их экономической деятельности, а также дополнительной информации» указываются следующие данные:

  • код государства, в котором создан (учрежден) или зарегистрирован участник МГК;
  • код типа экономической деятельности участника МГК (можно указать несколько кодов одновременно);
  • дополнительные сведения об участнике МГК, которые необходимо обязательно указывать в случае, если в поле «Сведения о типе экономической деятельности» выбрано значение «CBC513»- иной тип деятельности (данный код выбирается, только если к участнику нельзя применить другие коды). В данном поле отражается любая значимая информация об участнике, например характер его экономической деятельности.

Организация экономического сотрудничества и развития, или ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development, или OECD), утвердила глобальный план противодействия с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting, или BEPS) в 2013 году. Шаги плана с восьмого по десятый включают разработку правил трансфертного ценообразования в части нематериальных активов, перемещения рисков и капитала, а также других высокорисковых транзакций. С тех пор вот уже пять лет Россия ведет активную борьбу с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения, пытаясь воплотить в локальном законодательстве закрепленные ОЭСР принципы.
План BEPS в отношении соблюдения принципов рыночности цен по трансфертным сделкам для целей налогообложения включает трехступенчатую систему контроля, которая распространяется как на локальном, так и на международном уровне.
Мастер-файл включает в себя высокоуровневую глобальную информацию о бизнес-процессах внутри международных групп компаний и применяемой ими политике трансфертного ценообразования.
Локальный файл представляет собой подробный отчет о контролируемых сделках, совершенных отдельными компаниями-резидентами конкретной страны, о ценах трансфертных сделок, а также содержит результаты функционального, экономического и финансового анализа, обосновывающих примененные цены по сделкам.
Страновая отчетность – это формальный инструмент контроля над некоторыми международными группами компаний, предполагающий подачу ими специальных годовых отчетов контролирующим органам.
На момент первоначального утверждения плана BEPS в России уже существовало внутреннее законодательство о контроле ценообразования по сделкам между взаимозависимыми лицами, которое, однако, не предусматривало каких-либо инструментов для международного обмена данными о трансфертных сделках. Фактически это законодательство охватывало второй уровень контроля – локальный файл. Пытаясь обеспечить максимально эффективный сбор информации, Минфин России выпустил рекомендации по подготовке трансфертной документации.
С 2018 года в российское налоговое законодательство были внедрены новые нормы, которые должны обеспечить реализацию восьмого-десятого шагов плана BEPS в части, касающейся мастер-файла и страновой отчетности. Для этих целей Налоговый кодекс был дополнен главой 14.4-1 «Представление документации по международным группам компаний».
В закон введено понятие международной группы компаний. Для того чтобы налогоплательщика признали участником такой группы, недостаточно просто иметь взаимозависимых контрагентов за рубежом. Для этого должны выполняться все условия признания группы международной группой компаний:

  • Группа составляет консолидированную финансовую отчетность по российскому законодательству или по требованию фондовых бирж.
  • В группу входит хотя бы одна организация или структура без образования юридического лица, которая признается налоговым резидентом России или которая действует на территории России через постоянное представительство, и хотя бы одна организация или структура без образования юридического лица, которая не признается налоговым резидентом России или признается таковым, но подлежит налогообложению в отношении предпринимательской деятельности через постоянное представительство за рубежом.

Российский законодатель постарался вложить в новые нормы дух плана BEPS, поэтому сохранил идею подразделения институтов контроля на три уровня.
Глобальная документация, равно как и мастер-файл из оригинального документа, должна включать в себя информацию о международной группе компаний и ее бизнес-процессах, описывать существенные факты хозяйственной жизни. В глобальной документации излагаются основополагающие принципы распределения функций, рисков и активов в группе компаний и содержатся результаты краткого функционального анализа внутригрупповых сделок. Эту часть страновой отчетности подает материнская компания группы.
Вопросы, непосредственно касающиеся конкретных участников группы, должны содержаться в национальной документации. В ней анализируются результаты сделок в разрезе отдельных контрагентов и делается вывод о соответствии правил ценообразования по сделкам локальному законодательству. Закон прямо предусмотрел, что этот уровень документации соответствует документации, которая готовилась ранее в соответствии со статьей 105.15 Налогового кодекса.
Страновой отчет – это дополнительный документ к уже привычному российским налогоплательщикам уведомлению о контролируемых сделках . Страновой отчет, в отличие от уведомления, должен содержать сведения не только о контролируемых сделках, но и другую финансовую и прочую существенную информацию о своей деятельности. Сведения, указанные в страновом отчете, будут формировать источник автоматического обмена информацией в части трансфертного ценообразования между государствами-членами ОЭСР.
В страновой отчет входят следующие сведения за отчетный период:

  • Общая сумма доходов налогоплательщика, в том числе с разбивкой на сумму доходов по сделкам с участниками этой международной группы компаний и сумму доходов по сделкам с другими лицами, в том числе ассоциированными организациями.
  • Сумма прибыли (убытка) до налогообложения за отчетный период.
  • Суммы исчисленного и уплаченного налога на прибыль организаций.
  • Размер капитала на дату окончания отчетного периода.
  • Сумма накопленной прибыли на дату окончания отчетного периода.
  • Данные о численности работников.
  • Величина материальных активов на дату окончания отчетного периода.
  • Полный комплекс сведений о каждом участнике международной группы, в том числе с указанием государства (территории), в соответствии с правом которого такой участник учрежден, государства (территории) налогового резидентства и основных видов деятельности каждого участника международной группы компаний.

Дополнительно российский законодатель фактически разделил страновой отчет на два уровня, один из которых является обязательным для всех организаций, а второй – только для тех, кто не соответствует специально установленным критериям.
Первый уровень – это уведомление об участии в международной группе компаний. Его обязаны представлять все налогоплательщики, которые входят в международные группы компаний, кроме иностранных организаций, которые получают доходы от источников в России без образования постоянного представительства.
Страновой отчет должны, в первую очередь, подавать налогоплательщики, о которых не подала страновой отчет материнская компания. Вторым условием, говорящим о необходимости подачи странового отчета, является сумма выручки по группе компаний. Отчет подается, если такая выручка превышает 50 миллиардов рублей (для групп, у которых материнская компания находится в России) или другую сумму, установленную законодательством инкорпорации материнской компании.
Сроки и способы подачи документов, которые закон обязывает готовить для целей контроля трансфертного ценообразования, приведены в таблице:
Обязанность по подаче уведомления об участии в международной группе компаний, глобальной документации и странового отчета возникла уже в отношении отчетного периода 2017 года. За нарушение правил подачи уведомления об участии в международной группе компаний установлен штраф в размере 50 000 рублей, странового отчета – еще 100 000 рублей, глобальной документации – также 100 000 рублей. До 2020 года действует мораторий на привлечение налогоплательщиков к этим видам налоговой ответственности. Это значит, что налогоплательщики не будут привлекаться к ответственности за неподачу отчетности за 2017, 2018 и 2019 годы.
А вот за нарушение сроков подачи национальной документации ответственность уже действует. Видимо, предполагая, что налогоплательщики уже привыкли готовить трансфертную документацию, законодатель не стал ждать и ввел штраф за непредставление национальной документации (то есть бывшей трансфертной документации в соответствии со статьей 105.15 Налогового кодекса) в размере всё тех же 100 000 рублей уже с 2018 года, то есть с отчетности за 2017 год. А налогоплательщикам, которые решили сэкономить на ее подготовке, остается только надеяться, что Федеральная налоговая служба обойдет их своим вниманием.
Реакцию бизнес-сообщества, которая наблюдается сейчас повсеместно, можно описать словами Чацкого: «Глядел, и видел, и не верил!» Хотя единственный способ подать уведомление об участии в международной группе компаний – электронный, Федеральная налоговая служба разработала формат этого документа только к марту 2018 года. Разработчики программных продуктов для бизнеса до сих пор не обеспечили налогоплательщикам возможность подавать уведомления несмотря на то, что для большинства групп срок их подачи истек еще в начале сентября. О страновом отчете никто, кажется, даже не помнит. Российские участники международных групп компаний, даже понимая, что остается еще три года на то, чтобы включиться в процедуру обмена страновой информацией без штрафов, уже чувствуют себя нарушителями. Стоит признаться, что в настоящее время план BEPS в части трансфертного ценообразования можно считать реализованным в российском законодательстве только на бумаге.

27 ноября 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 340‑ФЗ, который ввел в НК РФ новое понятие – международная группа компаний (МГК), – а также новые обязанности для ее участников. Кроме этого, установлена налоговая ответственность за нарушение соответствующих норм. О новшествах налогового администрирования читайте в предложенном материале.

Цель принятия поправок в НК РФ.

В Российской Федерации с 1 июля 2015 года вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Конвенцией предусматриваются заключение отдельных соглашений между компетентными органами сторон, определяющих порядок обмена страновыми отчетами и финансовой информацией в налоговых целях, а также внесение соответствующих изменений в национальное законодательство для обеспечения выполнения условий соглашений. ФНС в соответствии с решениями Правительства РФ подписаны многосторонние соглашения компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами и об автоматическом обмене финансовой информацией в налоговых целях.

К сведению:

Более 50 стран уже одобрили законодательство в отношении подготовки странового отчета, более чем в 20 странах приняты требования в отношении подготовки глобальной и национальной документации. При внедрении новых стандартов отчетности по трансфертному ценообразованию в локальное законодательство страны стремятся к обеспечению соответствия указанных норм рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Для выполнения условий указанных соглашений, в том числе сбора необходимой информации, НК РФ дополнен новой гл. 14.4‑1 «Представление документации по международным группам компаний», предполагающей введение трехуровневой отчетности для МГК, представляемой в ФНС.

Обратите внимание:

Федеральный закон № 340‑ФЗ дополнил НК РФ разд. VII. 1 «Выполнение международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам».

В целом рассматриваемые новшества направлены на деофшоризацию и повышение прозрачности бизнеса, в том числе МГК.

Международная группа компаний и ее участники.

Как было сказано, в НК РФ введено новое понятие – «международная группа компаний» (МГК). В данном случае под МГК понимается совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица (далее – организации), связанных между собой посредством участия в капитале и (или) осуществления контроля, для которых соблюдаются все следующие условия:

1) в отношении совокупности организаций составляется консолидированная финансовая отчетность в соответствии с требованиями законодательства РФ о бухгалтерском учете либо требованиями фондовых бирж;

2) в состав совокупности организаций входит хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юридического лица), которая удовлетворяет одному из критериев:

  • признается налоговым резидентом РФ;
  • не признается налоговым резидентом РФ, подлежит налогообложению в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории РФ через постоянное представительство, хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юридического лица) не признается налоговым резидентом РФ;
  • признается налоговым резидентом РФ, подлежит налогообложению в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории иностранного государства (территории) через постоянное представительство.

Соответственно, участниками МГК считаются:

  • лицо, входящее в совокупность организаций, признаваемых МГК;
  • лицо, относящееся на конец финансового года к указанным организациям, финансовая отчетность по которому не учитывается при составлении консолидированной финансовой отчетности названной группы исключительно в силу размера или несущественности данных о таком лице;
  • постоянные представительства обозначенных лиц.

В данном случае не признаются участниками международной группы компаний ЦБ РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Документация, представляемая участниками МГК.

Документация, представляемая налогоплательщиками – участниками МГК (за исключением иностранных организаций, получающих только доходы, поименованные в ст. 309 НК РФ), включает в себя следующие документы:

  • уведомление об участии в МГК;
  • страновые сведения по МГК, участником которой является налогоплательщик.

К сведению:

Федеральный закон № 340‑ФЗ внес в ст. 105.15 НК РФ соответствующие дополнения, касающиеся представления документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) по требованию ФНС участником МГК.

Уведомление об участии в МГК.

Уведомление об участии в МГК (далее – уведомление) представляют участники МГК в ФНС (ст. 105.16‑2 НК РФ).

В следующих случаях участники МГК освобождаются от обязанности представления уведомления:

  • материнская компания МГК или уполномоченный участник являются российской организацией либо иностранной организацией, добровольно признавшей себя налоговым резидентом РФ, представили уведомление об участии в МГК с отражением информации обо всех участниках этой группы;
  • уведомление представлено участником МГК, являющимся российской организацией или иностранной организацией, добровольно признавшей себя налоговым резидентом РФ, на которого возложена обязанность представить данное уведомление с отражением информации обо всех участниках этой МГК.

Но обозначенное освобождение применяется только в отношении налогоплательщиков, являющихся участниками МГК, информация о которых представлена в установленный срок.

Кроме этого, положения ст. 105.16‑2 НК РФ не распространяются на налогоплательщиков, являющихся участниками МГК, общая сумма дохода (выручки) которой удовлетворяет условию, предусмотренному пп. 3 п. 6 ст. 105.16‑3 НК РФ.

Срок представления уведомления – не позднее восьми месяцев с даты окончания отчетного периода для материнской компании такой МГК.

Форма представления уведомления – только электронная. Формат уведомления в электронном виде, порядки его заполнения и представления утверждены Приказом ФНС России от 06.03.2018 № ММВ-7-17/124@.

Состав сведений, которые должны быть отражены в уведомлении, приведен в п. 5 ст. 105.16‑2 НК РФ.

Возможно представление уточненного уведомления в случае обнаружения неполных сведений, ошибок или неточностей. Если уточненное уведомление представлено ранее момента обнаружения ошибки налоговым органом, то налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 129.9 НК РФ.

Обратите внимание:

Положения, установленные гл. 14.4‑1 НК РФ, за исключением ст. 105.16‑5, применяются в отношении финансовых годов, начинающихся в 2017 году. При этом налогоплательщики, являющиеся участниками МГК, вправе добровольно одновременно представить уведомление и страновой отчет в отношении финансовых годов, начинающихся в 2016 году.

Страновые сведения.

Страновыми сведениями по МГК в целях НК РФ признаются сведения:

  • о доходах (расходах), о прибыли (убытке), полученных в РФ и (или) иностранном государстве;
  • об основных показателях, характеризующих деятельность участников МГК;
  • о суммах налогов, исчисленных и уплаченных в бюджетную систему РФ и (или) иностранного государства (территории).

Страновые сведения включают в себя:

  • глобальную документацию;
  • национальную документацию;
  • страновой отчет МГК по государствам, налоговыми резидентами которых являются участники МГК.

Глобальная документация и национальная документация представляются участником МГК, который является налогоплательщиком в соответствии с НК РФ (за исключением иностранных организаций, получающих только доходы, указанные в ст. 309 НК РФ).

Страновые сведения подаются на русском языке с отражением показателей в валюте РФ. При этом у налогоплательщика остается право одновременно представить страновые сведения на иностранном языке.

Страновой отчет и глобальная документация, содержащие информацию, составляющую государственную тайну, информацию, свидетельствующую о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом № 114‑ФЗ, подаются в части, не содержащей данной информации. Также установлены ограничения для стратегических предприятий: в отношении названных участников должно быть получено предварительное согласие уполномоченного федерального органа исполнительной власти на представление этой информации.

Глобальная документация. Глобальная документация представляется по требованию ФНС в течение трех месяцев со дня получения данного требования. Глобальная документация может быть истребована у участника МГК не ранее чем по истечении 12 месяцев и не позднее чем по истечении 36 месяцев с даты окончания отчетного периода, указанного в требовании. В случае если требование направляется в связи с запросом компетентного органа иностранного государства (территории), к нему прилагается копия такого запроса.

ФНС не вправе истребовать у участника МГК глобальную документацию, ранее представленную по аналогичному требованию иным участником такой МГК за соответствующий отчетный период. Названное ограничение не распространяется на случаи, если глобальная документация, представленная налогоплательщиком, была утрачена из‑за обстоятельств непреодолимой силы.

Глобальная документация за отчетный период составляется в произвольной форме и должна содержать информацию:

  • о структуре участия в капитале и об осуществлении контроля МГК, а также информацию о рынках товаров (работ, услуг), на которых участники осуществляют свою основную деятельность (в виде схем);
  • о деятельности МГК;
  • о нематериальных активах МГК;
  • о финансовой деятельности в МГК;
  • иную.

В данном случае также допускается (в случае необходимости) представление уточненной глобальной документации.

Положения ст. 105.16‑4 НК РФ не распространяются на налогоплательщиков, являющихся участниками МГК, общая сумма дохода (выручки) которой удовлетворяет условию, предусмотренному пп. 3 п. 6 ст. 105.16‑3 НК РФ.

Национальная документация. Национальной документацией признается документация, составленная в произвольной форме участником МГК в отношении контролируемой сделки (группы однородных сделок), одной из сторон и (или) выгодоприобретателем которой является другой участник такой МГК, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого не является РФ, и содержащая информацию, предусмотренную п. 1 ст. 105.15 НК РФ.

В случае если национальная документация предполагает раскрытие информации, представленной в отношении того же отчетного периода в составе глобальной документации, повторное представление информации не требуется при условии наличия в национальной документации указания на пункты глобальной документации, содержащие необходимую информацию.

Также при необходимости можно представить уточненную национальную документацию. И участники МГК, общая сумма дохода (выручки) которых удовлетворяет условию, предусмотренному пп. 3 п. 6 ст. 105.16‑3 НК РФ, не обязаны представлять указанную документацию.

Национальная документация представляется по требованию ФНС в порядке и сроки, которые установлены ст. 105.15 и 105.17 НК РФ.

Обратите внимание:

Отметим, что национальная документация по сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в 2018 – 2019 годах, может быть истребована не ранее 31 декабря календарного года, следующего за годом признания доходов (расходов).

Кроме этого, нормы ст. 105.16‑5 НК РФ применяются к контролируемым сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются с 1 января 2018 года, независимо от даты сделки.

Страновой отчет. Страновой отчет представляется материнской компанией или уполномоченным участником МГК, если материнская компания или уполномоченный участник являются российской организацией или иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), добровольно признавшей себя налоговым резидентом РФ, в срок не позднее 12 месяцев с даты окончания отчетного периода.

Страновой отчет представляется участником МГК по требованию ФНС. Пунктом 6 ст. 105.16‑3 НК РФ установлены случаи, когда налогоплательщик, являющийся участником МГК, вправе не представлять страновой отчет.

Страновой отчет должен содержать информацию:

  • об общей сумме доходов (выручки) по сделкам за отчетный период;
  • о сумме прибыли (убытка) до налогообложения за отчетный период;
  • о сумме исчисленного налога на прибыль организаций (налога с дохода (прибыли) или его аналога) за отчетный период;
  • о сумме уплаченного налога на прибыль организаций (налога с дохода (прибыли) или его аналога) в отчетном периоде;
  • о размере капитала на дату окончания отчетного периода;
  • о сумме накопленной прибыли на дату окончания отчетного периода;
  • о численности работников за отчетный период;
  • о величине материальных активов на дату окончания отчетного периода;
  • идентификационную – о каждом участнике международной группы.

Страновой отчет представляется по установленному формату только в электронном виде. Формат странового отчета МГК по государствам (территориям), налоговыми резидентами которых являются участники МГК, порядок его заполнения и представления в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 06.03.2018 № ММВ-7-17/123@.

Информация в страновом отчете отражается на основании данных консолидированной финансовой отчетности, составляемой материнской компанией МГК в соответствии с МСФО или иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, либо на основании данных бухгалтерского и (или) налогового учета, формируемых исходя из правил, принятых в государстве (территории) налогового резидентства соответствующего участника МГК, либо на основании иной информации, обеспечивающей полноту и достоверность сведений странового отчета. При этом налогоплательщик также обеспечивает ежегодное последовательное использование одних и тех же источников информации для заполнения соответствующих показателей, а при их изменении – раскрытие причин данного изменения.

Также предусмотрена возможность представления уточненного странового отчета в необходимых случаях. Если уточненный страновой отчет представлен налогоплательщиком ранее выявления недостоверных сведений налоговым органом, то такой налогоплательщик освобождается от ответственности, установленной ст. 129.10 НК РФ.

Обратите внимание:

Страновой отчет может быть добровольно представлен в порядке, преду-
смотренном ст. 105.15 и гл. 14.4‑1 НК РФ, в отношении финансовых годов, начинающихся в 2016 году.

Ответственность за нарушение новых норм НК РФ.

Одновременно с введением новых норм налогового администрирования МГК определена ответственность за нарушение указанных норм.

Во-первых, за нарушение порядка предоставления уведомления об участии в МГК – за несоблюдение срока предоставления или предоставление недостоверных сведений – предусмотрен штраф в размере 50 000 руб. (ст. 129.9 НК РФ).

Во-вторых, неправомерное непредставление в установленный срок странового отчета или представление странового отчета, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 руб. (ст. 129.10 НК РФ).

В-третьих, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (ст. 129.11 НК РФ):

  • национальной документации – приводит к взысканию штрафа в размере 100 000 руб. (п. 1);
  • глобальной документации – штрафа в размере 100 000 руб. (п. 2).

К сведению:

Приведенные налоговые санкции, установленные ст. 129.9, 129.10 и п. 2 ст. 129.11 НК РФ, выявленные в отношении отчетных периодов, начинающихся в 2017, 2018 и 2019 годах, не применяются.

* * *

Налоговое законодательство дополнено новой гл. 14.4‑1 «Представление документации по международным группам компаний», предполагающей введение трехуровневой отчетности для МГК в целях обеспечения сбора необходимой информации для выполнения условия соглашений компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами и финансовой информацией в налоговых целях. В ней определяются виды документации по МГК (уведомление об участии в МГК, страновые сведения, к которым относятся глобальная документация по МГК, национальная документация участника МГК, страновой отчет), даются им определения и устанавливается порядок их представления в ФНС.

Кроме того, НК РФ дополнен нормами о налоговой ответственности за нарушение новых норм (ст. 129.9 – 129.11). При этом налоговые санкции за указанные налоговые правонарушения (за исключением представления национальной документации), выявленные в отношении финансовых годов, начинающихся в 2017 – 2019 годах, не применяются в связи с необходимостью адаптации налогоплательщиков к новым требованиям.

Федеральный закон от 27.11.2017 № 340‑ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний».

Заключена в г. Страсбурге 25.01.1988.

Распоряжения Правительства РФ от 30.04.2016 № 834‑р и от 07.12.2016 № 2608‑р.

Федеральный закон от 19.07.1998 № 114‑ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, №7, 2018 год

admin

Добавить комментарий