Методы экономических исследований

Методы экономических исследований

1.2. Методы экономической науки

V1: Введение в экономическую теорию

I: k = A

S:Предметом современной экономической теории считается:

+: изучение экономического поведения людей с точки зрения выбора в условиях ограниченности ресурсов

+: исследование проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов

-: изучение общественных отношений людей, складывающихся в процессе производства жизненных благ

-: исследование законов, управляющих производством на различных ступенях развития общества

-: исследование проблем общественного производства

I: k = A

S:Общенаучным методом исследования экономической науки являются:

+: научная абстракция

-: математические модели

-: нормативный анализ

-: статистические данные

-: экономический эксперимент

I: k = C

S: Найдите соответствие между понятиями и характеристиками:

L1: синтез

R1: соединение частей в единое целое

L2: анализ

R2: мысленное разделение предмета на составные части

L3: дедукция

R3: сопоставление выдвинутых гипотез с фактами

L4: индукция

R4: выявление общих принципов, обобщение фактов

I: k = C

S: Установите правильную хронологическую последовательность основных этапов развития экономической теории:

1: национальное богатство

2: производственные отношения

3: поведение субъектов экономики, пути и средства достижения ими своей цели

4: механизмы функционирования национальной экономики как единого целого

I: k = C

S: Найдите соответствие между характеристиками функций экономической теории и их определениями:

L1: познавательная

R1: изучает и объясняет в процессе явления экономической жизни общества

L2: методологическая

R2: выступать в качестве теоретического фундамента для конкретных экономических наук

L3: практическая

R3: разрабатывать конкретные принципы и способы рационального хозяйства

L4: теоретическая

R4: изучать и объяснять экономику общества и представлять полученные знания в теоретическом виде

I: k = A

S: Экономические законы отражают:

-: содержание экономической взаимосвязи

-: случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи

-: переходные состояния экономических отношений

+: необходимые устойчивые взаимозависимости экономических отношений

I: k = A

S: В предмет экономической теории не входит:

-: эффективное использование ресурсов

+: технологии производства

+: правовые отношения

-: максимизация удовлетворения потребностей

I: k = C

S: Найдите соответствие между понятиями и их характеристиками:

L1: позитивная экономическая теория

R1: совокупность выработанных на основе эмпирической проверки обобщений и выводов

L2: позитивный анализ

R2: исследует взаимосвязи экономических процессов, как они есть

L3: нормативная экономическая теория

R3: система знаний, не нуждающихся в фактических данных в экономическом развитии общества

L4: нормативный анализ

R4: основан на исследовании того как, должно быть

I: k = B

S: В чем заключается единство законов природы и общества:

-: носит объективный характер

+: не зависит от деятельности людей

-: проявляется через экономическую деятельность людей

-: носит исторический приходящий характер

-: являются вечными

I: k = A

S: Нормативный научный анализ отвечает на вопросы:

+: как должно быть

-: как было

-: как будет

-: как есть

-: как могло бы быть

I: k = A

S: Макроэкономика изучает:

+: поведение агрегированных экономических агентов на агрегированных рынках

-: изменение цен и количества на рынках взаимосвязанных товарах

-: поведение отдельных экономических агентов

-: ситуации в отдельных отраслях промышленности

I: k = A

S: Позитивный научный анализ отвечает на вопросы:

+: как есть

-: как было

-: как будет

-: как должно быть

-: как могло быть

I: k = C

S: Поставьте в соответствие понятия и определения:

L1: экономическая теория

R1: исследует поведение людей в сфере производства, распределения обмена потребления материальных и не материальных благ при оптимальном использовании ограниченных ресурсов

L2: экономика

R2: исследует экономические закономерности хозяйственной жизни, управление фирмами в целях максимизации прибыли

L3: политическая экономия

R3: изучает производственные отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ

L4: экономикс

R4: изучает рациональное использование ограниченных ресурсов

I: k = A

S: Целенаправленная система мероприятий общественного производства, распределения, обмена и потребления благ называется:

-: политическая экономика

-: экономическая теория

+: экономической политикой

-: экономической наукой

I: k = C

S: Сопоставьте главные подходы к исследованию предмета экономической науки с их характеристиками:

L1: субъективный

R1: исходным пунктом исследования является хозяйствующий субъект с суверенным «Я», объектом исследования – «экономический человек» с своекорыстным интересом

L2: неопозитивистско-эмпирический

R2: на первом плане находится технический аппарат исследования, результат — эмпирические модели, общество исследуется на микро — и макро уровне

L3: рационалистический

R3: поведение человека объясняется через стремление к выгоде, а цель экономики — выявление законов регулирующих хозяйственное отношение

L4: диалектико-материалистический

R4: осуществляется на основе объективного анализа внутренних связей экономических процессов и явлений в их реальности и развитии, экономические процессы и явления возникают, развиваются и уничтожаются

I: k = A

S: Утверждение относится к микроэкономике, а не к макроэкономике:

+: не урожай клубники в 2006 году привел к повышению цен на клубнику

-: за 1995 год уровень цен на потребительские товары в нашей стране вырос в 2,3 раза

-: рост инфляции привел к сокращению инвестиций

-: рост уровня цен за рубежом сокращает объем потребительских расходов внутри страны

I: k = B

S: Экономические законы, действующие в рамках одной социально-экономической системы, называются:

-: частными

-: общими

-: всеобщими

+: специфическими

-: чистыми

I: k = A

S: Метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные части называется:

-: абстракцией

+: анализом

-: синтезом

-: дедукцией

-: индукцией

I: k = B

S: Что из перечисленного не изучает микроэкономика:

-: максимизация прибыли и ценовая дискриминация

+: цикличность развития рыночной экономики

+: роль государства в рыночной экономике

+: валовой национальный продукт

I: k = B

S: Какое из положений не имеет отношение к определению предмета теоретической экономики:

-: анализ рыночного хозяйства

-: проблема редкости выбора

+: человеческий ресурс

+: природные ресурсы

I: k = B

S: Какие из приведенных утверждений являются нормативными:

-: изменение предпочтений потребителей приводит к изменениям в спросе

+: применение таможенного тарифа в сравнении с квотой дает лучший результат

+: если в экономике Франции объем производства в первом квартале 2004 года увеличился на 0,8 %, то можно прогнозировать годовой рост производства на 2 %

-: используя более дешевые ресурсы, фирмы могут снизить издержки

-: при совершенной конкуренции объектом конкуренции является цена

I: k = B

S: Нормативный анализ – это тип экономического анализа, для которого характерно:

-: установление причинно — следственных связей в экономике

+: выработка рекомендаций по проведению экономической политики

+: оценка правомерности применения тех или иных экономических мер

+: вынесение оценки – «справедливо» или «несправедливо», «плохо» или «хорошо»

I: k = B

S: В качестве методов анализа микроэкономика использует:

+: придельный анализ

+: функциональный анализ

+: экономическое моделирование

-: принцип диалектики

-: объективный анализ

I: k = B

S: Что не имеет отношение к предмету экономической теории:

+: неограниченные ресурсы общества

+: несамостоятельность рынка

-: редкость благ

-: эффективное использование ресурсов

-: максимальное удовлетворение потребностей

I: k = C

S: Найдите соответствие между разделами экономической теории как учебной дисциплине и их характеристиками:

L1: микроэкономика

R1: хозяйственная деятельность отдельных экономических субъектов

L2: макроэкономика

R2: функционирование национальной системы хозяйствования в целом

L3: мезоэкономика

R3: функционирование подсистем и отраслей национальной экономики

L4: гиперэкономика

R4: поведение мировой экономики в целом

I: k = C

S: Найдите соответствие между принципами микроэкономики и их характеристиками:

L1: принципы экономического атомизма

R1: независимость в принятии решений отдельными экономическими субъектами

L2: принципы экономического рационализма

R2: деятельность людей всегда является рациональной

L3: принципы равновесного подхода

R3: экономические явления анализируются при таком их состоянии, когда у них отсутствуют внутренние мотивы для изменения сложившегося состояния

L4: принцип «невидимой руки»

R4: в рыночной экономике действуют объективные экономические законы, заставляющие каждого члена общества действовать в интересах системы в целом

I: k = C

S: Укажите хронологическую последовательность появления методов анализа в экономике:

1: нормативный анализ

2: позитивный анализ

3: принцип диалектики

4: функциональный анализ

I: k = B

S: Позитивный анализ – это тип экономического анализа, для которого характерно:

+: исследование закономерностей экономической действительности

+: выработка рекомендаций по рациональному использованию ресурсов

-: установление фундаментальных зависимостей между явлениями

-: установление причинно-следственных связей в экономике

I: k = C

S: Найдите соответствие между основными типами абстракции и их определениями:

L1: изолирующая абстракция

R1: вычленения исследуемого явления из некоторой целостности

L2: обобщающая абстракция

R2: формулировка обобщенной картины явления

L3: идеализация

R3: замещение реально существующего эмпирического явления идеальным явлением, его схематизированной моделью

I: k = C

S: Сопоставьте главные подходы к исследованию предмета экономической науки с их характеристиками:

L1: субъективный

R1: исходным пунктом исследования является хозяйствующий субъект с суверенным «Я», объектом исследования – «экономический человек» с своекорыстным интересом

L2: неопозитивистско – эмпирический

R2: на первом плане находится технический аппарат исследования, результат – эмпирические модели, общество исследуется на микро — и макро уровне

L3: рационалистический

R3: поведение человека объясняется через стремление к выгоде, а цель экономики – выявление законов регулирующих хозяйственное отношение

L4: диалектико-материалистический

R4: осуществляется на основе объективного анализа внутренних связей экономических процессов и явлений в их реальности и развитии, экономические процессы и явления возникают, развиваются и уничтожаются

F1: Экономика

12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1840 | Нарушение авторского права страницы

Задания варианта1

1. Анализ как процесс подготовки информации, необходимой для управления предприятием, отражает:

а) требования ПБУ;

б) потребности управления;

в) требования МСФО;

г) требования потребителей продукции.

2. Диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии есть:

а) предмет экономического анализа;

б) процедура экономического анализа

в) метод экономического анализа;

г) методика экономического анализа.

3. Наиболее универсальным методом факторного анализа является:

а) метод цепных подстановок;

б) индексный метод;

в) логарифмический метод;

г) метод относительных разниц.

4. Эвристические и математические методы подразделяются по:

а) специфике математического инструментария;

б) соотношению субъективных и объективных начал;

в) признаку оптимальности;

г) признаку получения точного решения.

5. Вид анализа по критерию – объект экономики:

а) финансовый;

б) АХД коммерческого банка;

в) управленческий производственный анализ ;

г) комплексный АХД;

6. Схемы платежей, правила начисления процентов, сравнение доходности операций анализируются в:

а) КЭАХД;

б) финансовой математике;

в) мотивационном анализе

г) экономической кибернетике.

7. Участие бухгалтеров в создании глобальной системы информации проявляется:

а) в автоматизации рабочих мест бухгалтера;

б) в реформировании системы учета на основе международных стандартов;

в) в комплексном экономическом анализе;

г) в применении финансовой математики.

8. Система экономических показателей предприятия:

а) состоит из цепочки показателей;

б) имеет составные части (подсистемы);

в) не имеет логики построения;

г)включает только абсолютные показатели.

9. Концепция ………….отражает периодизацию в анализе товара, предприятия, В зависимости от этапа меняются критерии, методики, нормативные значения показателей:

а) экономических измерений;

б) жизненного цикла;

в) денежных потоков;

г) сохранения и наращения капитала.

10. Количество факторов в кратных моделях может быть:

а) 2,

б) 3,

в) любое,

г) 4.

Задания варианта 2

1. Главное назначение экономического анализа:

а) выявление и измерение внутренних резервов;

б) оценка отклонений от плана;

в) выбор и обоснование действия, плана собственником, управленцем;

г) определение экономической эффективности.

2. Три характерные особенности метода экономического анализа в последовательности, указанной А.Шереметом (наберите нужные буквы подряд):

а) моделирование;

б) измерение взаимосвязи между показателями; 3

в) использование системы экономических показателей; 1

г) обобщение;

д) изучение причин изменения показателей. 2

3. Факторная модель Y=(X1-X2)×X3 относится к числу:

а) аддитивных моделей;

б) мультипликативных моделей;

в) кратных моделей;

г) смешанных аддитивно-мультипликативных моделей.

4. Точные и приближенные методы подразделяются по:

а) специфике математического инструментария;

б) соотношению субъективных и объективных начал;

в) признаку оптимальности;

г) признаку получения точного решения.

5. Вид анализа по критерию – база сравнения:

а) анализ выполнения плана;

б) АХД коммерческого банка;

в) управленческий производственный анализ ;

г) комплексный АХД;

д) финансовый.

6. Финансовая операция уменьшения будущей суммы инвестиций:

а) компаундинг;

б) деления;

в) дисконтирование;

г) наращение.

7. Система макроэкономической информации для бизнеса России:

а) представлена статистической отчетностью;

б) только начинает складываться;

в) широко используется организациями;

г) имеется в стат. органах.

8. Ресурсом на схеме КЭАХД А. Шеремета является:

а) финансовое состояние;

б) себестоимость;

в) труд;

г) прибыль.

9. Концепция ………….основана на систематизации показателей, благодаря ей реализуются характерные черты методологии экономического анализа

а) экономических измерений;

б) жизненного цикла;

в) денежных потоков;

г) сохранения и наращения капитала.

10. Количество факторов в мультипликативных моделях может быть:

а) 2,

б) 3,

в) любое,

г) 4.

Задания варианта3

1. Примеры предметных областей (сегментов) экономического анализа:

а) сбор информации;

б) хранение информации;

в) планирование;

г) характеристика финансового состояния организации.

д) исследование себестоимости.

2. Инструкция по выполнению конкретного аналитического процесса:

а) принцип;

б) методика;

в) методология;

г) концепция.

3. Основным методом, используемым в экономическом анализе при изучении стохастических взаимосвязей, является :

а) способ относительных разниц;

б) способ абсолютных разниц;

в) корреляционный метод

г) способ цепных подстановок.

4. Оптимизационные и не оптимизационные методы подразделяются по:

а) специфике математического инструментария;

б) соотношению субъективных и объективных начал;

в) признаку оптимальности;

г) признаку получения точного решения.

5.

Общенаучные методы экономики

Экономический анализ делится на управленческий и … :

а) фактический;

б) финансовый;

в) количественный;

г) АХД промышленного предприятия.

6. Для расчета будущей суммы вклада в банк используется операция:

а) умножения;

б) дисконтирования;

в) компаундинга;

г) наращения.

7. Вся информация, находящаяся в системе управления образует:

а) информационное обеспечение;

б) информационную базу;

в) информационное сопровождение задачи;

г) внешнюю информацию.

8. Особенность метода экономического анализа заключается в:

а) разработке и использовании системы показателей;

б) раскрытии и изучении причин (факторов), вызвавших изменение тех или иных хозяйственных показателей;

в) историческом описании процессов;

г) привлечении аналитиков.

9. Концепция ………….утверждает, что для управления организацией важна не только статическая бухгалтерская модель, но отражение процессов:

а) экономических измерений;

б) жизненного цикла;

в) денежных потоков;

г) сохранения и наращения капитала.

10. Для определения показателя материалоотдачи используется модель:

а) аддитивная;

б) мультипликативная;

в) кратная;

г) смешанная

Задания варианта4

1. В содержании экономического анализа выделяют составные части:

а) управление организацией;

б) финансовый анализ;

в) теория бухгалтерского учета;

г) управленческий анализ.

2. Методика экономического анализа нормативов Центрального банка РФ:

а) частная;

б) устная;

в) общая;

г) веселая.

3. Детерминированные связи между показателями в экономике представлены:

а) функциональной зависимостью;

б) таблицами распределений;

в) логическим выражением.

г) детерминантом.

4. Анализ как процесс подготовки информации, необходимой для управления предприятием, отражает:

а) требования ПБУ;

б) потребности управления;

в) требования МСФО;

г) требования потребителей продукции.

5. Два вида анализа по критерию – содержание процесса управления (планирование, организация, контроль):

а) перспективный;

б) позитивный;

в) финансовый;

г) оперативный.

6. (FV-PV):

а) абсолютный размер приросла суммы для собственника;

б) абсолютный размер потери суммы для собственника;

в) абсолютный размер потери заемщика, банка;

г) абсолютный размер прироста заемщика, банка.

7. Информационное обеспечение анализа представляет собой:

а) совокупность различных видов информации, используемой в экономическом анализе;

б) составление различных документов для анализа;

в) обеспечение руководства предприятия источниками информации.

г) информационную базу и технологию ее поддержки.

8. Объем продукции характеризует:

а) производительность труда;

б) рентабельность продукции;

в) затраты на выпуск продукции;

г) товарная продукция.

9. Концепция …… утверждает, что любая аналитическая информация об экономике не имеет абсолютного характера (независимо от детерминированного или стохастического подхода к анализу):

а) экономических измерений;

б) жизненного цикла;

в) денежных потоков;

г) неопределенности и риска.

10. Используется кратная модель для определения:

а) остатка продукции на складе на конец периода,

б) производительности труда,

в) реализованной продукции одного вида на основе цены и объема,

г) фондоотдачи.

Задания варианта5

1. От потребности анализа зависит:

а) система хозяйственного учета;

б) информационные потребности управления;

в) финансы организации;

г) эффективность использования ресурсов.

2. Описание последовательности применения способов, приемов экономического анализа:

а) методология;

б) методика;

в) концепция;

г) аудит.

3. Метод цепных подстановок используется для:

а) определения наиболее существенных факторов, оказывающих влияния на результативный показатель;

б) исчисления влияния отдельных факторов на обобщающий показатель;

в) балансовой увязки влияния факторов.

г) процентного анализа факторов.

4. Стохастические модели экономического анализа:

а) предполагают жесткие функциональные связи между переменными модели;

б) предполагают наличие случайных воздействий;

в) позволяют получить точные, однозначные результаты;

г) позволяют получить результаты с некоторой вероятностью.

5. Три вида анализа по критерию – содержание процесса управления (планирование, организация, контроль):

а) перспективный;

б) позитивный;

в) финансовый;

г) оперативный;

д) качественный;

е) текущий.

6. Темп роста суммы для собственника:

а) (FV-PV);

б) (FV-PV): FV;

в) (FV:PV)

г) PV:FV

7. Принцип комплексности экономического анализа означает, что:

а) анализ должен охватывать все звенья, все стороны деятельности и причинные зависимости в экономике предприятия;

б) оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной политике и законодательству;

в) затраты на анализ должны быть меньше экономического эффекта, полученного в результате его проведения.

г) анализ должен активно влиять на ход производства и его результаты,

8. Объем ресурса характеризует:

а) производительность труда;

б) рентабельность продукции;

в) численность;

г) товарная продукция.

1234Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 3235 | Нарушение авторского права страницы

Вопрос 4. Методы экономической науки

Хозяйственная жизнь общества многообразна, сложна и противоречива. Для лучшего удовлетворения потребностей людей необходимо знать и умело использовать экономические законы управления производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Эти законы открывает экономическая теория в результате исследования экономических процессов и проникновения в сущность экономических отношений.

Под научным методом исследования понимается способ познания явлений и процессов экономической жизни, в котором применяются выработанные наукой и проверенные практикой принципы, средства и приемы исследования.

В экономической науке применяются общие и частные методы исследования.

Общенаучные методы выражают универсальные общенаучные принципы и приемы исследования.

К общенаучным методам исследования относятся:

– метод научной абстракции;

– анализ и синтез;

– метод индукции и дедукции;

– единство исторического и логического.

– системный подход.

Метод научной абстракции. Основным средством познания являются научные абстракции, абстрактное мышление (от латинского abstractio – отвлечение).

Научные абстракции – обобщенные понятия, вырабатываемые людьми путем мышления, отвлеченные от непосредственной конкретности изучаемого явления. Абстрактное мышление, абстрагирование означает отвлечение в процессе мышления, анализа, от второстепенных черт и сосредоточение внимания на главном, существенном, проникновение внутрь явления и открытие сущности явлений.

Процесс исследования начинается с изучения конкретных экономических явлений, в котором люди вырабатывают определенные научные понятия, научные абстракции, выражающие сущность исследуемых явлений.

Этот процесс называется движением мысли от конкретного к абстрактному.

В результате формируются научные понятия – экономические категории и законы, в которых выражается сущность экономических отношений в их развитии. Открытием научных понятий – экономических законов и категорий процесс познания не заканчивается.

Движение от конкретного к абстрактному дополняется обратным процессом – восхождением мысли от абстрактного к конкретному.

Это означает, что люди описывают явления конкретной экономической действительности с помощью экономических категорий и законов, открытых в процессе абстрактного мышления.

Анализ и синтез.

В процессе анализа, абстрагирования, движения мысли от конкретного к абстрактному происходит мысленное разделение явления на его составные части и проникновение в его сущность.

В процессе синтеза явление исследуется во взаимосвязи его сторон, в единстве. Происходит восхождение мысли от абстрактного к конкретному, от понимания сущности экономических отношений к тем конкретным формам, в которых они проявляются в реальной действительности. Синтез означает воссоздание теоретической модели объекта в его целостности.

Метод индукции и дедукции.

Под индукцией понимается движение мысли от отдельных фактов к общим выводам. Исходным пунктом его применения является точное наблюдение и описание отдельных фактов и явлений.

Дедукция представляет обратный прием – применение общих положений, общих принципов к отдельным фактам и явлениям. Исходным пунктом здесь является общее, от него исследователь двигается к отдельным конкретным фактам, стараясь объяснить их на основе общих принципов.

Единство исторического и логического.

В исследовании экономических явлений и процессов применяются логический и исторический подходы, оба эти метода находятся в единстве.

Логическое (теоретическое) исследование путем восхождения от абстрактного к конкретному отражает действительный исторический процесс развития. При логическом исследовании история как бы очищается от всего случайного, несущественного. Она воспроизводится лишь в ее основных, объективно необходимых звеньях.

Следовательно, логический метод исследования в сущности является историческим, только освобожденным от исторической формы и мешающих случайностей. В изучении явлений и процессов экономической жизни необходимо опираться на принцип единства исторического и логического подходов.

Системный подход к исследованию экономических процессов.

Научные категории и законы выражают связи и взаимозависимости экономических процессов как единого целого, как определенной системы. Системный подход позволяет исследовать процессы и явления в отдельности, по элементам, и как систему в целом.

Частные методы исследования экономической теории включают:

– эконометрию;

– экономическое моделирование;

– функциональный анализ;

– экономико-математическое моделирование;

– позитивный экономический анализ;

– нормативный экономический анализ.

Эконометрия – использование методов статистического анализа для исследования процессов и явлений экономической жизни.

Количественный анализ дает возможность рассмотреть количественные изменения процессов экономической жизни и предусматривает широкое применение в экономической теории статистических данных. На современном этапе развития для обеспечения высоких темпов роста национального продукта необходимо определение всех количественных показателей экономики, характеризующих деятельность предприятий и всего национального производства на основе применения информационных технологий.

Экономическое моделирование – метод исследования экономических процессов на основе анализа математических зависимостей переменных величинвмоделях изучаемых процессов для выявления закономерностей их развития. Экономические модели отражают сущность реальных экономических процессов, позволяют выяснить причинно-следственные связи этих процессов и раскрыть закономерности их развития.

Функциональный анализ. Функции – переменные величины, зависящие от других переменных величин.

В экономическом анализе при изучении закономерностей функционирования моделей исследуют экзогенные и эндогенные переменные величины. Экзогенные переменные – переменные, являющиеся внешними по отношению к изучаемым процессам или моделям. Эндогенные переменные – переменные, формируемые внутри изучаемых процессов или моделей, и являющиеся результатом их развития. Значения экзогенных переменных задаются до начала анализа, до начала построения экономической модели. Значения эндогенных переменных образуются в процессе функционирования экономической модели.

Анализ экономической модели в функциональном анализе позволяет определить формирование внутренних характеристик экономических процессов, то есть эндогенных переменных, под воздействием изменения внешних факторов, или экзогенных переменных.

Экономико-математическое моделирование – один из системных подходов в исследовании, позволяющий в формализованном виде определять закономерности развития экономических явлений.

Важность применения данного метода в экономической науке обосновывается следующим. Применение в экономической науке математических расчетов, информационных технологий дает возможность раскрыть причинно-следственные связи рассматриваемых явлений, определить последствия изменений изучаемых процессов и составить прогнозы их развития на длительную перспективу.

Позитивный экономический анализ – исследование фактов, условий и отношений, которые сложились в экономике в определенный период времени.

Позитивный анализ представляет собой анализ реальной действительности, существующей экономической системы. Позитивная экономическая теория исследует факты и явления, которые затем могут быть подтверждены или опровергнуты развитием экономических процессов. Позитивная экономическая теория отражает аналитический подход к экономическим явлениям. Например, изучается сложившийся в данных условиях уровень безработицы, темпы инфляции и другие экономические показатели.

Нормативный экономический анализ – определение нормативных оценок в развитии экономики, которые служат обоснованием экономической политики.

Нормативная экономическая теория отражает нормативный, практический подход к экономическим явлениям. Например, каков допустимый уровень инфляции? Как строить систему налогообложения? Определяются нормативные показатели, которые используются в экономических прогнозах общества.

Вопросы и задания к теоретическому материалу темы

Вопросы к теоретическому материалу

1. Почему экономика является материальной составляющей жизни человеческого общества?

2. Назовите основные функции экономики как сферы материального производства.

3. Согласны ли Вы с утверждением, что важнейшей функцией экономики является производственная функция?

4.Дайте определение предмета экономической теории.

5. Назовите функции экономической теории.

6. Сформулируйте три основные проблемы экономики.

7. Перечислите, какие экономические ресурсы используются в рыночной экономике для производства продукта.

8. Сформулируйте экономические цели общества.

9. Перечислите основные направления экономической теории.

10. Назовите методы экономической науки.

задания к теоретическому материалу

1. Обоснуйте сущность экономики как подсистемы человеческой цивилизации.

2. Аргументируйте, в чем состоят особенности предмета экономической теории как науки.

3. Объясните, почему на любом этапе развития экономики существуют три фундаментальные проблемы: Что производить, Как производить, Для кого производить?

4. Раскройте, как Вы понимаете основную социально-экономическую цель белорусского общества на современном этапе.

5. Согласны ли Вы с утверждением: «Экономическая теория как наука возникла в период утверждения капиталистического производства»? Выскажите Ваше мнение.

6. Аргументируйте, какие направления экономической теории занимают важнейшее положение в современной экономической мысли.

7. Обоснуйте, какие методы экономической теории применяются для экономического анализа в современных условиях информатизации производства.

Материалы к семинарскому занятию

Проблемы, выносимые на семинарское занятие

КОПРы: Копры по экономической теории с правильными ответами

Экономика как сфера жизнедеятельности общества.

2. Предмет и функции экономической теории.

3. Экономические цели общества.

4. Основные школы и современные направления экономической теории.

5. Методы экономической науки.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Макроэкономика занимается исследованием национальной экономики в целом.

ТЕМА 1. Введение в макроэкономику

Понятие, цели и инструментарий макроэкономики

Структурно экономическую теорию можно подразделить на микро- и макроэкономику.

Макроэкономика занимается исследованием национальной экономики в целом.

Макроэкономика – это отрасль экономической теории, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

Экономический рост является результатом действия таких относительно устойчивых факторов, как рост населения и технический прогресс. Динамика этих факторов в долгосрочной перспективе определяет динамику потенциального объема производства. В краткосрочной перспективе экономика отклоняется от траектории поступательного движения, поэтому обеспечение устойчивого экономического роста предполагает управление этими циклическими колебаниями.

Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками и выявление ключевых моментов функционирования целостной экономической системы во взаимодействии рынков товаров, труда и денег, как таковых, а также национальных экономик в целом.

В отличие от микроэкономики, макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины. Они характеризуют движение экономики как единого целого: ВНП (а не выпуск отдельной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночную ставку процента (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и т. д. Основными макроэкономическими показателями являются темп роста реального ВНП, темп инфляции и уровень безработицы.

Следует отметить и определенный недостаток макроэкономического анализа. При агрегированном подходе невозможно учесть последствия изменений в распределении доходов, перераспределении средств между предпринимателями и т. д.

Основным методом макроэкономического анализа является экономико-математическое моделирование.

Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. Любая модель (теория, уравнение, график и проч.) является упрощенным, абстрактным отражением реальности. Все многообразие конкретных деталей не может быть одновременно принято во внимание при проведении исследования. Следовательно, ни одна макроэкономическая модель не абсолютна. Она не дает единственно правильных ответов, адресованных национальным экономикам в конкретный период времени.

Экономические переменные подразделяются на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). В качестве внешних переменных выступают параметры, величина которых определяется вне модели. Например, основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики центрального банка – это изменения в величинах государственных расходов, налогов и денежной массы.

Наряду с классификацией экономических переменных, как эндогенных, так и экзогенных важна и другая группировка, связанная со способом измерения их во времени. Переменные запаса могут быть измерены только в определенный момент времени. Они характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату – начало или конец года. Примерами запаса могут служить: государственный долг, объем капитала в экономике, общее число безработных и т. д.

В основу макроэкономического анализа заложена модель круговых потоков (или модель кругооборота ВНП, доходов и расходов), которую представлена на рис. 11.1.

Рис. 11.1.

Вопрос 4. Методы экономической науки

Модель круговых потоков

Хозяйственная деятельность в национальной экономике многообразна. Между хозяйствующими объектами существуют различные отношения: предприятия производят и продают; домохозяйства потребляют и накапливают; государственные бюджетные учреждения взимают налоги и удовлетворяют коллективные потребности.

Основным созидающим звеном экономического оборота являются фирмы, изготавливающие необходимые обществу (домохозяйствам) продукты и услуги. Предприятия функционируют не изолированно, а в тесной связи как с покупателями, которые потребляют их продукцию, так и с рынком ресурсов, где приобретаются факторы производства.

В рыночной экономике форма связей рыночная. Это значит, что все находящиеся в экономическом обороте блага имеют двоякую форму бытия: натурально-вещественную и денежную. На схеме видно, что направления их движения противоположны: натурально-вещественная форма – против часовой стрелки, а денежная – по часовой.

Исходным пунктом экономического оборота благ являются домохозяйства, которые для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде и других благах предлагают в качестве ресурсов производства землю, труд, капитал, предпринимательские способности. Однако, с другой стороны, домохозяйства, представляют собой и конечный продукт экономического оборота, выступают в роли потребителя благ.

Домашние хозяйства платят государству прямые налоги (подоходный, на заработную плату, поземельный, за владение автомобилем и др.), а получают от государства заработную плату и жалованье, трансфертные платежи (государственные выплаты, пенсии, стипендии).

Предприятия (фирмы) платят государству косвенные налоги (налог на временную стоимость, акциз) и прямые налоги (на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование), а получают от государства трансфертные платежи в форме субсидий, налоговых льгот.

Главная » Маркетологу » Методы экономических исследований

Методы экономических исследований

Вернуться назад на Методы исследования

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, т. е. таких методов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из таких общенаучных методов для сферы экономики являются следующие.

Методы экономических исследований:

— наблюдение и сбор фактов;
— эксперимент;
— моделирование;
— метод научных абстракций;
— анализ и синтез;
— системный подход;
— индукция и дедукция;
— исторический и логический;
— графический.

Как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический (от греч. empeiria — опыт) характер, т. е. основываются на практическом опыте. Это предполагает наблюдение, т. е. восприятие экономических процессов в их реальном виде и сбор фактов, происходящих в действительности. К примеру, именно благодаря наблюдению и сбору фактической информации можно определить, как изменились товарные цены за тот или иной период.

В отличие от наблюдения и сбора фактов эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально создан-ные и контролируемые условия. Скажем, для проверки эффективности повой системы оплаты труда проводят ее экспериментальные испытания в рамках определенной группы работников.

Метод моделирования (от лат. modulus — мера, образец) предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее, например, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей предприятия. Метод научных абстракций (от лат. abstractio — отвлечение), или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий — так называемых абстракций, или категорий (от греч. Kategoria — признак, обобщение, теоретическое, отвлеченное от конкретности понятие). Чтобы получить какую-либо научную абстракцию, ученые абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют. Скажем, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других не существенных в данном случае характеристик предметов, предлагаемых в магазинах, и в то же время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи — продукты труда, предназначенные для продажи.

Метод анализа (от греч. analysis — разложение, расчленение) и синтеза (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт — это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности Украины — синтез.

Благодаря сочетанию анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не механическое соединение разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что, по существу, весь окружающий человека мир состоит из множества больших и малых систем.

Индукция (от лат. inductio — наведение, обобщение) и дедукция (от лат. deductio — выведение) представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу — это индукция, или обобщение.

А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция). В свою очередь, из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия.

Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оцепить эти процессы в целом и сделать общие выводы. К примеру, ученые детально исследовали конкретный ход и особенности опыта строительства социализма в XX в. в разных странах. Этот исторический подход в исследованиях дал возможность многим из них прийти к логическим выводам о повсеместной утрате работниками в соцстранах стимулов к труду, о неэффективности экономики, товарных дефицитах и т. д.

Методы экономической науки

Наконец, широкое применение в экономических науках имеет графический (от греч. grapho — пишу, черчу, рисую) метод отображения хозяйственных процессов и явлений. Он основан на использовании различных чертежей и рисунков — схем, таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Благодаря этим инструментам исследования обеспечиваются компактность (сжатость) и наглядность в изложении теоретического материала. Так, скажем, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга.



Т.А. Фролова
Экономическая теория: конспект лекций
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

5. Методология и методы экономической теории

Методология экономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы.

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

1)      субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

2)      неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3)      рационалистический;

4)      диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической «анатомии» общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ – вершина такого подхода.

Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории – не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д. Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика.

Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

1. Формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики.

Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания:

1. Анализ и синтез. Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

2. Метод индукцииидедукции. Метод индукции – метод умозаключений, основанный на обобщении фактов. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Метод дедукции – метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в экономической теории в единстве.

3. Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

4. Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

5. Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.

6. Доказательство – обоснование истинности одной мысли с помощью других.

7. Законы формальной логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).

2. Диалектический метод. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Впервые диалектический метод был успешно применен в рамках политической экономии К. Марксом.

Методы диалектической логики:

1. Восхождение от абстрактного к конкретному. Метод абстракции (от лат. abstractio — отвлечение) широко применяется в экономике. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, как производство вообще, потребности, распределение, обмен и др. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многие другие.

2. Единство исторического и логического. Исторический и логическийметоды рассматриваются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом логического исследования. Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для их возникновения. Например, при анализе рынка таким экономическим явлением является обмен товаров.

3. Системный метод исследования появился в ХХ веке. К системным методам относятся:

1. Математические и статистические приемы и средства исследования. Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность, поэтому экономическая теория широко использует данные методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника, в том числе ЭВМ. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, их закономерности, последствия возможности и издержки влияния на ход изменений а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

V2: Предмет и метод экономической теории

С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Экономическая модель представляет собой упрощенное описание действительности, свободное от всех тех элементов, которые в рамках данного исследования представляются исследователю несущественными. В экономической модели чрезвычайно важны предпосылки, на которых она основывается. Именно предпосылки экономической модели оговаривают степень ее абстрактности, т.е. оторванности от реального объекта моделирования.

Экономическая модель строится на базе информации о ходе экономических процессов. Устанавливая причинно-следственные связи, модель, позволяет объяснить наблюдаемый результат. Результатом построения модели является прогноз поведения экономических переменных, и соответствие этого прогноза истинному развитию событий является свидетельством правильности построенной модели. Модель должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее возможно было использовать для предсказания того, к чему могло бы привести изменение параметров модели (к примеру, модель должна давать ответ об изменении цены, вызванном применением различных ставок налогов, являющихся параметрами этой модели).

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, то величина спроса при прочих равных условиях на него уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или функцией. Таким образом, спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в.

Большинство моделей, принципов экономической теории могут быть выражены графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении теории экономики важно знать математику и уметь составлять графики.

2.Экономический эксперимент. При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

admin

Добавить комментарий