Методы бухгалтерского учета

Методы бухгалтерского учета

Метод начисления (Принцип начисления) — метод учета доходов и расходов, согласно которому факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.

Метод начисления применяется в бухгалтерском учете и это основной метод для налогообложения. Кассовый метод может применяться в бухгалтерском учете и налогообложении в ограниченных случаях.

«Метод начисления» на английском языке — accrual method.

Комментарий

Метод начисления это основной метод, применяемый большинством организаций. Суть метода начисления в том, что доходы и расходы отражаются в учете и отчетности тогда, когда произошла хозяйственная операция, а не на дату оплаты.  

В бухгалтерском учете метод начисления является основным (кассовый метод может применяться субъектами малого бизнеса — см. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета). Метод начисления не упоминается в нормативных документах по бухгалтерскому учету. Вместо него используется понятие — «допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности», которое по сути одно и тоже, что и метод начисления.

Например, п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) «факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности)».

Пункт 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, определяет: «Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности«.

В МСФО прямо указывается, что предприятие должно составлять свою финансовую отчетность на основе принципа начисления, за исключением информации о движении денежных средств (п. 27 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»).

Метод начисления описан в главе 25 «Налог на прибыль организаций» в статьях 271 «Порядок признания доходов при методе начисления» и 272 «Порядок признания расходов при методе начисления».

Согласно методу начисления:

Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления) (ст. 271 НК РФ).

Расходы, принимаемые для целей налогообложения признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (ст. 272 НК РФ).

Пример

Организация реализовала товар в марте, а оплату за него получила в июне.

При методе начисления, доходы и расходы, связанные с реализацией товара отражаются в марте.

При кассовом методе доходы и расходы, связанные с реализацией товара отражаются в июне.

Существует и иной метод определения доходов и расходов — кассовый метод.

Кассовый метод могут применять для налога на прибыль только организации с небольшими доходами (если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал — п. 1 ст. 273 НК РФ).

Метод начисления

Порядок применения кассового метода для налога на прибыль определен ст. 273 «Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе» НК РФ.

Кассовый метод применяют налогоплательщики, использующие Упрощенную систему налогообложения (УСН).

Дополнительно

Кассовый метод — метод учета доходов и расходов, согласно которому доходы и расходы признаются после их фактической оплаты (получения оплаты)

Отчет о финансовых результатах — бухгалтерский (финансовый) отчет, который показывает доходы, расходы, финансовые результаты экономического субъекта за отчетный период

Бюджет доходов и расходов (БДР) — финансовый бюджет, показывающий прогноз доходов и расходов.

Налог на прибыль организаций

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета — предоставленные некоторым категориям организаций упрощенные, в сравнении с обычным, способы ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Совокупность различных приемов, способов и элементов бухгалтерского учета называют методом бухгалтерского учета. Он служит для подробного отображения предмета бухгалтерского учета, которым является хозяйственная деятельность рассматриваемого предприятия.

К основным методам бухгалтерского учета относятся:

  • документирование;
  • инвентаризация;
  • счета;
  • оценка;
  • калькуляция;
  • двойная запись;
  • бухгалтерский баланс;
  • бухгалтерская отчетность.

Документирование является одним из методов ведения бухгалтерского учета, основанным на создании и обработке письменных свидетельств совершенных хозяйственных операций, то есть – это способ их оформления.

Инвентаризация – это метод бухучета, при котором ведется проверка соответствия реального, фактического, наличия товарно-материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств на определенную дату.

Счета позволяют группировать хозяйственные средства и операции. Этот метод бухгалтерского учета является возможностью организовать действия по источникам их формирования и видам имущества (актив, пассив).

Оценка используется для обобщения показателей. Сущность данного метода бухгалтерского учета заключается в переводе натуральных и трудовых мер в денежные. Оценка как метод бухгалтерского учета дает возможность получить результатные показатели всех хозяйственных процессов.

Калькуляция осуществляет расчет всех производственных затрат, помогает рассчитать себестоимость продукции, а также вычислить средние издержки производства.

Метод начисления и кассовый метод

Рассматриваемый метод ведения бухучета включает в себя расчет как прямых, так и косвенных расходов.

Двойная запись позволяет отражать балансовое обобщение показателей. Суть данного метода, используемого в бухгалтерском учете, заключается в дублировании одного и того же показателя по дебету одного счета и кредиту другого.

Бухгалтерский баланс – метод бухгалтерского учета на предприятии, позволяющий обобщить имеющуюся информацию о состоянии имущества и источниках формирования средств в денежном выражении на конкретную дату в виде двухсторонней таблицы. Баланс отражает равенство этих сторон.

Бухгалтерская отчетность состоит из множества форм, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия. Результаты данного метода бухучета используются как на внутреннем уровне, так и на внешнем.

Выше представлены характеристики основных методов бухгалтерского учета, ведение которого необходимо для любого предприятия. Каждый из указанных элементов функционирует в прямой взаимосвязи с остальными. Учет ведется по всем показателям. Существует даже метод амортизации в бухучете, который позволяет рассчитывать амортизацию имеющегося оборудования и другого подлежащего имущества.

Таким образом, методом бухгалтерского учета называется организация взаимосвязанного взаимодействия всех элементов бухгалтерского учета, ведение которого обеспечивает полное, объективное и непрерывное отражение всей хозяйственной деятельности предприятия. Компания «Главный бухгалтер» предлагает на высокопрофессиональном уровне организовать ведение бухгалтерского учета в вашей организации. Доверьтесь нашим специалистам, чтобы избежать ошибок и ненужных финансовых потерь.

Вернуться в раздел Публикации

Метод начисления в налоговом учете

Главная цель бухгалтерского учета – формирование полной и достоверной информации для обеспечения ею внутренних и внешних пользователей, а также анализ, интерпретация и использование информации для выявления тенденций развития организации, выбора различных альтернатив и принятия управленческих решений.

Достижение цели бухгалтерского учета осуществляется при помощи специальных приемов и способов, совокупность которых представляет собой метод бухгалтерского учета.

Порядок признания доходов при методе начисления

Различают восемь элементов, входящих в метод бухгалтерского учета:

1. Документация – каждая хозяйственная операция в бухгалтерском учете оформляется первичными документами в момент ее совершения или сразу по окончании. Документация придает бухгалтерской информации юридическую силу.

2. Инвентаризация – проверка фактического наличия товарно-материальных ценностей, денежных средств и обязательств организации путем обмера, взвешивания или прямого пересчета для последующего сопоставления с данными бухгалтерского учета.

3. Оценка – все имущество и обязательства организации подлежат обязательному денежному выражению в едином измерителе (рублях РФ), что позволяет их суммировать и сопоставлять.

4. Калькуляция – исчисление в денежном выражении себестоимости одной единицы продукции (работ, услуг).

5. Система бухгалтерских счетов:

а) бухгалтерские счета;

Бухгалтерский счет – способ текущего отражения, группировки и контроля хозяйственных средств, источников их формирования и хозяйственных операций.

Бухгалтерские счета делятся на 4-е порядка:

Счета 1-го порядка – синтетические – учет средств, имущества и обязательств ведется в обобщенном виде и только в денежном выражении.

Счета 2-го порядка – субсчета – являются промежуточными, детализируют информацию синтетических счетов также в обобщенном виде и денежном выражении, объединяют группу аналитических счетов.

Счета 3-го порядка – аналитические – отражают данные синтетических счетов в более детализированном виде как в денежном, так и в натуральном выражении.

Счета 4-го порядка – забалансовые – учитывают средства и имущество, не принадлежащие предприятию на правах собственности.

Синтетические счета объединены в План счетов бухгалтерского учета и бывают трех видов:

  1. активные – отражают состояние и размещение средств и имущества организации (активов);
  2. пассивные – отражают источники формирования средств и имущества (пассивов);
  3. активно-пассивные – отражают как средства и имущество, так и источники их формирования.

б) план счетов бухгалтерского учета.

6. Двойная запись – каждая хозяйственная операция в бухгалтерском учете записывается дважды – по дебету одного счета и кредиту другого счета в одинаковой сумме.

7. Бухгалтерский баланс (балансовое обобщение) – двухсторонняя таблица, где в левой части (активе) размещаются средства и имущества предприятия, а в правой части (пассиве) – источники их формирования. Между левой и правой частями баланса должно соблюдаться равенство итогов, которое называется валютой баланса.

8. Бухгалтерская отчетность – система показателей, характеризующая финансовое состояние предприятия за определенный промежуток времени (отчетный период) и результаты его деятельности на определенную отчетную дату нарастающим итогом с начала года (квартал, полугодие, 9 месяцев, год).

Общая характеристика метода бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов и приёмов, обеспечивающих неразрывное, сплошное, документально обоснованное и взаимосвязанное отражение в денежной оценке деятельности предприятий, организаций и учреждений.

В состав метода бухгалтерского учета входят следующие элементы: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойственное отражение в них хозяйственных операций, балансовое обобщение и отчетность.

В бухгалтерском учете регистрация хозяйственных операций начинается с составления документов. Каждая хозяйственная операция должна быть оформлена соответствующим документом, который является единственным основанием для ее отражения в бухгалтерском учете. В документах приводится содержание хозяйственной операции в количественном (по материальным ценностям) и денежном измерении. Составление документов называется документацией. Своевременная документация хозяйственных операций имеет большое значение в обеспечении объективности и точности данных бухгалтерского учета, а также в обеспечении сохранности учитываемых объектов. Важную роль в этом играет инвентаризация.

Инвентаризация – это способ определения фактического наличия имущества и финансовых обязательств (дебиторской и кредиторской задолженности, кредитов банков, займов и резервов) организации и сопоставление полученных данных о них с данными бухгалтерского учёта в целях установления достоверности учётных показателей и их уточнения в случае выявления расхождений.

В чем суть и особенности метода начисления в бухгалтерском учете

Обнаруженные излишки оприходуют, а недостачу относят на виновных лиц, а если таковых нет, то списывают в установленном порядке.

Оценка – это способ денежного выражения объектов бухгалтерского учета. Денежная оценка является обязательным условием отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Калькуляция – это группировка затрат и определение себестоимости единицы изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг и приобретенных средств производства.

Счета бухгалтерского учета представляют собой способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки в денежном отражении наличия и движения хозяйственных средств, их источников, хозяйственных процессов и их результатов.

Для каждого определенного вида средств, их источников, процессов и их результатов открываются отдельные счета.

Хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учёта отражаются по правилу двойной записи, согласно которому сумма каждой хозяйственной операции записывается не менее чем на двух счетах. Двойной записью обеспечивается взаимосвязанное отражение различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями.

Бухгалтерский баланс – это способ группировки хозяйственных средств и источников их образования в денежной оценке на определенную дату. Группировку производят по качественно однородным экономическим признакам, что позволяет использовать баланс для контроля за финансовым состоянием предприятия. Однако для руководства хозяйственной деятельностью нужны данные всей хозяйственной деятельности.

Для этих целей на основании данных бухгалтерских счетов составляют различные отчеты.

Отчетность – это система обобщающих и взаимосвязанных показателей, характеризующих деятельность предприятия.

Если обобщать характеристику элементов метода бухгалтерского учета, то документация в бухгалтерском учете выступает как способ первичного наблюдения за хозяйственными процессами, записи на счетах могут быть сделаны только на основании документов, сопоставление фактического наличия средств с данными, отраженными на счетах, производится путем инвентаризации, взаимосвязанное отражение и группировка учитываемых объектов на счетах требуют применения двойной записи, обобщение данных учета на счетах предполагает необходимость денежной оценки, составление бухгалтерского баланса и отчетности невозможно без текущего учета на счетах.

Следовательно, отдельные элементы метода не выступают самостоятельно и изолированно друг от друга, а наоборот, все они органически связаны между собой, находятся в неразрывном взаимодействии и являются методом бухгалтерского учета только в своем единстве, как единая система способов.

Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 385;

admin

Добавить комментарий