Методика управления рисками

Методика управления рисками

Обратите внимание!

Выбирая страхование как метод управления риском, не забывайте о его достоинствах и недостатках!

К основным достоинствам страхования как метода управления риском можно отнести:

  • • снижение риска и неопределенности для физических, юридических лиц и государственных органов, что позволяет осуществлять более быстрое и устойчивое развитие всей страны;
  • • покрытие ущерба за счет страховых выплат. Оно позволяет фирме продолжать операции при реализации риска без длительных перерывов в работе и проблем с финансовой устойчивостью. Для физических лиц страховые выплаты обеспечивают поддержание определенного уровня жизни и благосостояния;
  • • страхование является эффективным инструментом управления риском, позволяющим осуществлять все его

основные этапы – идентификацию и анализ риска, а также урегулирование возмещения ущерба, возникшего вследствие реализации риска;

  • • относительная дешевизна страхования по сравнению с другими методами управления риском;
  • • ограниченные возможности страховых компаний по приему на страхование крупных рисков преодолеваются специальными подходами к перераспределению ответственности за покрытие соответствующего ущерба среди других участников страхового рынка;
  • • по страховым операциям часто предоставляются налоговые льготы.

Среди недостатков страхования как метода управления риском следует назвать:

  • • наличие страхового договора (особенно с полным покрытием) снижает заинтересованность первичного носителя риска (страхователя) в проведении других мероприятий по управлению риском;
  • • согласование условий договора может занять достаточно длительное время, в течение которого носитель риска не имеет никакой защиты. При этом переговоры о заключении договора могут потребовать дополнительных расходов, связанных с получением недостающей информации;
  • • рисковый и авансовый характер предоставления страховой услуги – страховые премии страхователями оплачиваются в начале срока действия договора, хотя не ясно, будет ли ущерб, и поэтому будет ли предоставлена сама услуга;
  • • ограничения мощности страхового рынка – емкость страхового рынка, возможности отдельных страховых компаний, продолжительные сроки урегулирования, влияние делового цикла и т.п. – могут препятствовать получению эффективной страховой защиты.

Выводы по главе

Страхование – один из наиболее часто используемых методов управления риском. Сущность страхования заключается в том, что первичные носители риска за определенную плату передают свою ответственность по несению бремени риска страховой организации, созданной для этих целей.

Принятие решения о страховании осуществляется в рамках нескольких этапов:

  • • отбор рисков, которые будут подвергаться страхованию;
  • • выбор типа страхового покрытия;
  • • выбор страховой компании;
  • • проведение переговоров об условиях страхового договора и его заключение;
  • • анализ эффективности страхования и принятие решения о перезаключении договора.

Страхование является важнейшим институтом финансовой и социальной защиты. Оно обеспечивает финансовую и социальную защиту населения; стимулирует деловую активность и развитие научно-технического прогресса; поддерживает на макро- и микроуровне финансовую стабильность; освобождает государство от многих расходов, связанных с различными рисками; является важнейшим институциональным инвестором в экономику отдельного предпринимателя и всей страны в целом.

Тем не менее страхование как метод управления риском не является универсальным инструментом. Его использование имеет свои ограничения, которые могут быть связаны с типом риска, взаимоотношениями сторон операции страхования, их отношением к риску.

Нечеткость критериев принятия решений относительно выбора страхования как метода управления риском не позволяет автоматически классифицировать риски на те, которые подлежат страхованию, и те, которые не могут быть застрахованы. Поэтому необходим более тщательный анализ конкретных рисков.

Страхование как метод управления риском имеет свои достоинства и недостатки, учет которых является важнейшим фактором принятия решений об использовании страхования.

Масштабы и сложность отношений с третьими сторонами продолжают расти по мере того, как компании все больше пользуются услугами внешнего подряда, реализуют капитальные проекты, создают совместные предприятия и инвестируют за рубежом. Однако подход к управлению рисками по договорам с третьими сторонами остается таким же, как и много десятилетий назад. Одни правовые положения в договоре не помогут решить проблемы потери ценности, увеличения риска, снижения качества услуг, возникающие из-за плохо организованных взаимоотношений некорректно оформленного договора или неэффективной системы управления.

Большинству организаций постоянно приходится решать задачу сохранения прибыльности договоров и сделок с третьими сторонами. Особенно это касается ситуаций, когда услуги, продукты и схемы договорных отношений являются сложными, трудными для понимания и недостаточно прозрачными.

Наш отдел услуг по управлению коммерческими рисками поможет вашей организации выявить возможности для экономии затрат, а следовательно, извлечения выгоды из оптимизации процессов, передачи знаний и аудиторского контроля текущей деятельности, чтобы сохранить ценность договора на всех этапах его жизненного цикла. Наш опыт показывает, что структурированный подход к управлению критически важными взаимоотношениями с третьими сторонами приносит значительные финансовые и операционные выгоды.

Общие положения о применяемой в таможенных органах Российской Федерации системе управления рисками и ее основном инструменте – профиле риска

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС, Союз) товары, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – Союз), с момента пересечения таможенной границы Союза находятся под таможенным контролем.

Товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 14 ТК ЕАЭС находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза, до фактического пересечения таможенной границы Союза, отзыва таможенной декларации в соответствии со статьей 113 ТК ЕАЭС либо до наступления обстоятельств, указанных в пунктах 9 и 10 статьи 14 ТК ЕАЭС.

Должностными лицами таможенных органов в соответствии с пунктом 2 статьи 310 ТК ЕАЭС проводится таможенный контроль в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

В соответствии с пунктом 4 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенные органы при проведении таможенного контроля исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. Формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, согласно пункту 5 статьи 310 ТК ЕАЭС, могут применяться таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена Союза, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы этого государства-члена, если это установлено законодательством государств-членов.

Таможенные органы в соответствии с пунктом 1 статьи 378 ТК ЕАЭС используют систему управления рисками (далее – СУР) для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков.

Правовую основу применения СУР в Российской Федерации составляют положения ТК ЕАЭС (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза»), Федерального закона от 3 августа 2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ведомственных нормативных и иных правовых актов.

Используемая в таможенных органах СУР базируется на международных стандартах Всемирной таможенной организации и принципах риск-менеджмента, включая положения, содержащиеся в основополагающих документах в области СУР, таких как:

1) Генеральное приложение к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) в редакции 1999 г. (глава 6. Таможенный контроль), стандарты которого определили базовые подходы к применению СУР при проведении таможенного контроля:

— таможенный контроль сводится к минимуму, необходимому для обеспечения соблюдения таможенного законодательства (Стандарт 6.2);

— при проведении таможенного контроля таможенная служба использует СУР (Стандарт 6.3);

— таможенная служба применяет анализ рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, которые должны быть проверены, и степени такой проверки (Стандарт 6.4);

— в целях совершенствования таможенного контроля таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками торговой деятельности и заключению меморандума о взаимопонимании (Стандарт 6.8).

2) Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации (в редакции 2012 г.);

3) Соглашение Всемирной таможенной организации по упрощению процедур торговли (9-я Министерская конференция Всемирной таможенной организации, о. Бали, Индонезия, декабрь 2013 г.);

4) ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» (международный стандарт 180 31000:2009);

5) ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Национальный стандарт Российской Федерации «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (международный стандарт 180/1ЕС 31010:2009 «Управление рисками-принципы и руководство»);

6) ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009. Национальный стандарт Российской Федерации. «Менеджмент риска. Термины и определения».

Основными целями использования таможенными органами СУР в соответствии с пунктом 3 статьи 378 ТК ЕАЭС являются:

1) обеспечение эффективности таможенного контроля;

2) сосредоточение внимания на областях риска с высоким уровнем и обеспечение эффективного использования ресурсов таможенных органов;

3) создание условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу Союза товаров, по которым не выявлена необходимость применения мер по минимизации рисков.

В целях установления единых подходов к управлению, реализации и совершенствованию СУР в таможенных органах Российской Федерации приказом ФТС России от 18 августа 2015 г. № 1677 утверждена Стратегия и тактика применения СУР, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений) (далее – Стратегия и тактика применения СУР). Стратегия применения таможенными органами СУР заключается в достижении указанных выше целей. Тактика применения СУР определяет совокупность приемов и методов СУР, а также порядок функционирования СУР и реализации процесса управления рисками.

Процесс управления рисками в таможенном деле представляет собой систематизированную деятельность таможенных органов по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба
от их наступления и включает в себя:

— сбор и обработку информации об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров;

— оценку рисков;

— описание индикаторов рисков;

— определение мер по минимизации рисков и порядка их применения;

— разработку и утверждение профилей рисков;

— выбор объектов таможенного контроля;

— применение мер по минимизации рисков;

— анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков.

В соответствии со Стратегией и тактикой применения СУР в целях определения возможности возникновения риска и последствий нарушений права Союза и законодательства Российской Федерации в случае его возникновения таможенными органами проводится анализ и оценка риска.

При анализе и оценке риска применяются информационно-программные средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, включающие системы управления базами данных, системы быстрой (в том числе визуальной) разработки алгоритмов проведения анализа информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение.

Анализ и оценка рисков осуществляются должностными лицами таможенных органов с использованием методов оценки рисков и алгоритмов определения областей и индикаторов риска, разработанных таможенными органами с использованием математических, статистических и вероятностных методов анализа (далее — целевые методики анализа рисков).

С помощью целевых методик анализа рисков автоматизируется процесс проведения таможенными органами оценки рисков.

Результат оценки риска является основой для разработки профиля риска или принятия решения о необходимости применения мер по минимизации рисков.

Профиль риска является базовым инструментом СУР, позволяющим воздействовать на риск и его минимизировать.

Профиль риска с учетом положений статьи 376 ТК ЕАЭС представляет собой документ, содержащий сведения об области риска, индикаторах риска и о мерах по минимизации рисков.

В соответствии со статьей 377 ТК ЕАЭС информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством государств-членов Союза.

Профиль риска формируется в случае выявления по результатам анализа и оценки риска высокого уровня риска нарушения права Союза и законодательства Российской Федерации.

Процесс формирования профиля риска предусматривает необходимость участия должностных лиц различных структурных подразделений таможенных органов и определенный механизм его утверждения, при котором на каждом из этапов оценивается риск нарушения таможенного законодательства и обоснованность содержащихся в нем мер по минимизации рисков.

Результаты применения мер по минимизации рисков в соответствии с профилями рисков учитываются в информационных ресурсах таможенных органов и на постоянной основе анализируются в целях подготовки предложений об актуализации или отмене профилей рисков.

Оценка и контроль эффективности применения мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, осуществляется ФТС России на основе показателей, а также методик их расчета и оценки.

Необходимо отметить, что развитие СУР осуществляется в соответствии с целями и задачами Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р.

Показатели, отражающие результативность применения системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации

Критериев, в соответствии с которыми осуществляется оценка эффективности применения СУР, достаточно много, при этом среди них ключевыми являются следующие показатели:

— результативность мер по минимизации рисков;

— степень достижения целей таможенного контроля;

— ресурсы таможенных органов, затрачиваемые на применение мер
по минимизации рисков;

— количество и доля объектов таможенного контроля, в отношении которых применялись меры по минимизации рисков;

— степень оптимальности распределения мер по минимизации рисков на разных этапах таможенного контроля, а также между этапами таможенного контроля до выпуска и после выпуска товаров и т.д.

Деятельность ФТС России в части применения СУР в 2018 году оценивалась по комплексу показателей, предусмотренных утвержденными программами.

Так, в соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 330 (далее – Государственная программа), деятельность таможенных органов по применению СУР оценивается по следующим показателям подпрограммы № 5 «Совершенствование таможенной деятельности»:

— доля товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары;

— доля нарушений таможенного законодательства и иных правонарушений, выявленных при декларировании товаров с применением СУР, в общем объеме таких нарушений, выявленных таможенными органами по результатам таможенного контроля.

Статистические данные о доле партий товаров, подвергнутых фактическому таможенному контролю (таможенному досмотру) при ввозе и вывозе, а также эффективность проведения такого контроля, приведённые в таблице, свидетельствуют о выполнении в 2018 году Государственной программы в полном объеме:

п/п

Наименование показателя (индикатора)

Плановое значение на 2018 год (проценты)

Фактическое значение за 2018 год (проценты)

Доля товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары, не более, %

1,8

Доля нарушений таможенного законодательства и иных правонарушений, выявленных при декларировании товаров с применением системы управления рисками, в общем объеме таких нарушений, выявленных таможенными органами по результатам таможенного контроля, не менее, %

85,4

Дополнительно деятельность таможенных органов в части применения СУР оценивается в соответствии с показателями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» (далее – Постановление № 994):

— доля товарных партий ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары;

— доля товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо в результате которого в выпуск товаров было отказано, в общем объеме досматриваемых партий товаров.

Плановые и фактические значения данных показателей приведены в таблице:

п/п

Наименование показателя

Плановое значение на 2018 год (проценты)

Фактическое значение за 2018 год (проценты)

Доля товарных партий ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары, не более, %

6,9/1,5

2,6/0,4

Доля товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо в результате которого в выпуске товаров было отказано, в общем объеме досматриваемых партий товаров, не менее, %

51,4

Результаты достижения в I квартале 2019 года значений показателей (индикаторов) Государственной программы приведены в таблице:

п/п

Наименование показателя (индикатора)

Плановое значение на 2019 год (проценты)

Фактическое значение в I квартале за 2019 год (проценты)

Доля товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары, не более, %

2,3

Доля нарушений таможенного законодательства
и иных правонарушений, выявленных при декларировании товаров с применением системы управления рисками, в общем объеме таких нарушений, выявленных таможенными органами по результатам таможенного контроля, не менее, %

86,7

Результаты достижения значения показателей деятельности ФТС России на 2019 год, за I квартал 2019 приведены в таблице:

п/п

Наименование показателя

Плановое значение на 2019 год (проценты)

Фактическое значение в I квартале за 2019 год

(проценты)

Доля товарных партий ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары, не более, %

6,8/1,4

3,5/0,4

Доля товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо в результате которого в выпуске товаров было отказано, в общем объеме досматриваемых партий товаров, не менее, %

52,7

Управление рисками, как разделенный или централизованный процесс, должно выполнять следующие задачи: определение рисков и ответственных за них — оценка рисков по вероятности возникновения и последствиям; прогнозирование вариантов снижения уровня влияния рисков; расстановка приоритетов усилий по управлению рисками; разработка планов управления рисками; получение одобрения на реализацию планов по управлению рисками; наблюдение за усилиями по управлению рисками и соответствующее руководство. Все возможности должны быть учтены, и это является задачей руководства. Клиент является конечным судьей, но внутренние цели должны быть на более высоком уровне, чем ожидания клиентов.

Ключевыми словами в управлении рисками являются: управление, упреждение, приспособление, допустимость, профессионализм, возможности. Новые техники управления и способы оценки рисков необходимы для того постоянного наблюдения за потенциальными и критическими рисками и для разработки стратегий обработки данных рисков, к примеру, во время разработки. Очевидно, что без четкого плана по управлению рисками в качестве части процесса компания потратит часть времени, денег и ресурсов, а следовательно, не преуспеет в управлении своими проектами.

Управление риском является суммой всех действий, которые направлены на приемлемое распределение всех вероятностей ошибок в элементах проекта или программы. С точки зрения организации, ошибка — это что-либо, что было завершено в непрофессиональном виде либо с неадекватным результатом.

Способы управления риском

Способы управления рисками зачастую разделяются на: избегание, управление, прогнозирование, передача риска и исследование. В общем, изучение способов управления — шаг в неизвестное, поскольку необходимые решения должны быть сделаны на ранних стадиях проекта, когда все еще только начинается. Тем не менее, если факты будут переданы опытному персоналу, то от него можно ожидать очень хороших решений ,поскольку варианты управления рисками не настолько загадочны. (Практичность каждого способа обычно заключается в проблеме спонсирования и планирования.)

Избегание: используйте альтернативный подход, который не подразумевает данный риск. Данная тактика не всегда применима — существуют проекты, которые подразумевают высокие риски в погоне за высокой прибылью. Тем не менее, это наиболее эффективная тактика управления рисками, если есть возможность ее применять.

Управление: управление рисками включает в себя разработку плана снижения опасности риска и его последующий мониторинг. Ключевым аспектом является планирование при помощи опытных людей. План может включать в себя параллельные программы разработки и т.д.

Прогнозирование: простое принятие риска и продолжение в том же духе, тем не менее, организации не стоит постоянно позволять рискам принимать лишь видимость того, что он контролируется.

Передача риска: подразумевает собой то, что риск передается третьим лицам, обычно по контракту или страховой сделке. Таким образом часто передается ответственность за создание или между подрядчиками.

Исследование: данная тактика не совсем действенно управляет риском, но она является способом усиления других техник. Данный подход схож с написанием дипломной работы — интенсивные исследования и специализированное тестирование, другими словами, домашнее задание.

Вывод

Никогда не стоит ожидать идеальных решений от планов управления рисками. Тренировка, получение опыта и реальная потеря результатов продиктуют изменения в плане и позволят принять различные решения для работы с рисками. Для того, чтобы компании преуспели в двадцать первом веке, они должны превосходить во всех аспектах своего бизнеса, что также включает управление рисками, тем самым компании полностью смогут воплотить свои и клиентские цели.

< Предыдущая

Newer news items:

  • 19/09/2009 10:49 — Иерархия рисков: от редких до определенных, от незначительных до катастрофичных
  • 19/09/2009 10:43 — Во сколько обойдется риск, связанный с разработкой программного обеспечения?
  • 10/09/2009 21:43 — Управление рисками участников проекта
  • 10/09/2009 21:42 — 10 золотых правил управления рисками проекта
  • 07/09/2009 19:56 — Практичный и эффективный подход к управлению рисками

Older news items:

  • 26/08/2009 09:48 — Управление проектом — рискованный бизнес
  • 26/08/2009 09:44 — Управление рисками — это либо раннее планирование непредвиденных обстоятельств, либо последующая неотложная помощь
  • 07/08/2009 21:08 — Основные пять рисков проектов разработки программного обеспечения
  • 07/08/2009 20:52 — Управление проектом: управление рисками
  • 16/07/2009 21:30 — Снижение уровня рисков и увеличение вероятности успеха проекта

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В юридической практике всегда возникают проблемы с принятием определённого решения и риски, которые могут повлиять на ход дела. Примером таких решений являются: выбор кандидата на пост судьи, прокурора; выбор схемы защиты или выбор оптимального решения снижения преступности и т.д.

При принятии решений существуют столкновения с ситуациями, где очевиден выбор нескольких альтернатив принятия решений, которые могут привести к различным результатом. Правильное составление плана, распределение средств и обязанностей, а главное правильная тактика предотвращения, приведёт к положительным результатам.

Обычно решения в юридической сфере принимаются интуитивно или на основании опыта, однако сложность современных задач принятия решения приводит к недостаточности этих методов.

Цель моей курсовой работы — попытаться использовать имеющийся математический аппарат моделирования в области юриспруденции, и показать на примере выбора проекта, направленного на снижение преступности.

В данной работе сделана попытка дать наиболее точное определение принятие решений в условиях риска, общую постановку задач принятия решений, математическое моделирование принятия решений, так же методику исследования задач принятия решений на основе математического моделирования.

1. Представление о рисках и определение риска

Рассмотрим некоторые существующие подходы к пониманию категории «риск».

Происхождение термина «риск» восходит к греческим словам ridsikon, ridsa — утес, скала.

В итальянском языке risiko — опасность, угроза; risicare — лавировать между скал. Во французском risdoe — угроза, рисковать (буквально объезжать утес, скалу).

В словаре Вебстера «риск» определяется как «опасность, возможность убытка или ущерба».

В словаре русского языка С.И. Ожегова «риск» определяется как «опасность, возможность опасности» или как «действие наудачу в надежде на счастливый исход».

Как показывает анализ, в литературе широко распространено суждение о риске как о возможности опасности или неудаче.

«Риск — это вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом».

Во всех указанных определениях выделяется такая характерная особенность (черта) риска как опасность, возможность неудачи.

Однако приведенные определения не охватывают всего содержания риска.

Для более полной характеристики определения «риск» целесообразно выявить понятие «ситуация риска», поскольку оно непосредственно сопряжено с содержанием термина «риск».

Понятие «ситуация» можно определить как сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку для того или иного вида деятельности.

При этом обстановка может способствовать или препятствовать осуществлению данного действия.

Среди различных видов ситуации особое место занимают ситуации риска.

В частности, В.Д. Рудашевский предлагает оценивать риск как «вероятность ошибки или успеха того или иного выбора в ситуации с несколькими альтернативами».

В основе юриспруденции лежит ожидание выиграть дело или получение некоторой компенсации за ущерб. Эти ожидания достаточно неопределенны — могут сбываться или нет, поэтому юриспруденция ассоциируется с риском.

Юриспруденция — инициативная, профессиональная, практическая деятельность юристов, направленная на достижение правосудия и решение спорных вопросов.

Субъектами юридической деятельности в России могут быть граждане РФ и иностранных государства, а также юридические лица.

Риск — суть нашего бытия, в том числе бытия юридического. Это категория вероятностная, поэтому его трактовки и количественное измерение не могут быть однозначными.

Таким образом, категорию «риск» можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери права или недополучения доходов, в следствии упущенной выгоды или ущерба.

Другими словами, риск — это угроза того, что гражданин или юридическое лицо понесет потери в виде дополнительных расходов или потере определённого права или свободы.

Анализ многочисленных определений риска позволяет выявить основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации, такие как:

• случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике (наличие неопределенности);

• наличие альтернативных решений;

• известны или можно определить вероятности исходов и ожидаемые результаты;

• вероятность возникновения убытков;

• вероятность потери права или свободы.

Остановимся на следующем определении риска, которое, наиболее полно отражает понятие «риск».

«Риск — это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели».

Классификация рисков

Классификация рисков может быть основана на различных характеристиках:

— причины (род опасности), вызывающие неблагоприятные события;

— характер деятельности, с которым связаны соответствующие риски;

— объекты, на которые направлены риски

Классификация по роду опасности выделяет:

— техногенные

— природные и возникающие из-за деятельности человека

— смешанные риски

2. Принятие решений в условиях рискa

Риск потенциальная, численно измеримая возможность потери. Риск проекта — это степень опасности для неуспешного осуществления проекта. Понятием риска характеризуется неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, при этом выделяются случаи объективных и субъективных вероятностей.

Нахождение вероятности производится посредством вычисления частоты, с которой происходит данное событие. В противоположность этому при определении субъективных вероятностей на первое место выступает мнение индивида, отражающее состояние его информационного фонда.

Субъективная вероятность является предположением относительно некоторого результата, которое основывается на суждении оценивающего, на его личном опыте. Можно условно считать данный подход частным случаем метода экспертных оценок. Преимуществом метода субъективных вероятностей является возможность их применения для неповторяющихся событий и в условиях отсутствия достаточного количества статистических данных в отличие от объективных вероятностей, что и определяет их сферу применения в анализе проектных рисков.

Субъективная вероятность связана с предположением относительно определенного результата, основывающемся на суждении или личном опыте оценивающего (эксперта), а не на частоте, с которой подобный результат был получен в аналогичных условиях. Таким образом, широкое варьирование субъективных вероятностей объясняется широким спектром различной информации или различных возможностей оперирования с одной и той же информацией.

Частным случаем использования метода экспертных оценок является метод субъективных вероятностей, в ходе которого эксперты высказывают предположения относительно некоторого результата на основании личного опыта.

Преимуществом метода субъективных вероятностей является возможность его применения для событий в условиях достаточного количества статистических данных.

Метод оценки субъективных вероятностей — распространенный способ для выражения риска и неопределенности. Оценки являются субъективным мнением, основанным на имеющейся статистике или на опыте и интуиции эксперта. Задача здесь заключается в том, чтобы перевести эти качественные суждения на язык количественных оценок, причем с достаточным числом градаций, позволяющим сформировать распределение вероятностей. С этой целью можно использовать распределение вероятностей на шкале от 0 (невозможность исхода) до 1 (полная уверенность в исходе). Между этими крайними значениями располагается весь спектр оценок шансов на успех, которые надо эталонировать.

3. Общее описание задачи принятия решения

Пусть имеется некоторая система, в которой выделена управляемая подсистема (объект управления), управляющая подсистема и среда. Управляющая подсистема может воздействовать на объект управления с помощью альтернативных управляющих воздействий (рис. ниже).

Состояние объекта управления определяется двумя факторами: выбранным управляющим воздействием со стороны управляющей подсистемы и состоянием среды. Принципиальным является следующее обстоятельство: управляющая подсистема не может воздействовать на среду и, более того, она, как правило, не имеет полной информации о наличном состоянии среды.

Управляющая подсистема является целенаправленной, причем цель управляющей подсистемы состоит в том, чтобы перевести объект управления в наиболее предпочтительное для себя состояние (или в некоторое подмножество предпочтительных состояний). Для достижения этой цели управляющая подсистема может использовать любое находящееся в ее распоряжении управляющее воздействие.

Выбор управляющей подсистемой конкретного управляющего воздействия (выбор допустимой альтернативы) называется принятием решения. Принятие решения является центральным моментом всякого управления.

При принятии решения основной задачей является нахождение оптимального решения. На содержательном уровне оптимальное решение может быть определено как наилучшее в следующем смысла: оно в наибольшей степени соответствует цели управляющей подсистемы, в рамках имеющейся у ней информации о состоянии среды.

Математическая модель принятия решения

Математическая модель принятия решения представляет собой формализацию той схемы, которая приведена в системном описании ЗПР. Для построения математической модели принятия решения необходимо задать следующие три множества:

X — множество допустимых альтернатив,

У — множество возможных состояний среды,

А — множество возможных исходов.

(Всегда предполагается, что множество X содержит не менее двух альтернатив — иначе надобность в принятии решения отпадает.)

В системном описании ЗПР альтернативы интерпретируются как управляющие воздействия, а исходы — как состояния управляемой подсистемы.

Так как состояние управляемой подсистемы полностью определяется выбором управляющего воздействия и состоянием среды, то каждой паре (х, у), где х X и у У, соответствует определенный исход аА. Другими словами, существует функция F:

X Ч У А, которая называется функцией реализации. Функция реализации каждой паре вида (альтернатива, состояние среды) ставит в соответствие определяемый ею исход.

Набор объектов (X, У, А, F) составляет реализационную структуру задачи принятия решения. Реализационная структура отражает связь между выбираемыми альтернативами и исходами; в общем случае эта связь не является детерминированной (однозначной): появление того или иного конкретного исхода зависит не только от выбранной альтернативы, но и от наличного состояния среды. Таким образом, имеется, как принято говорить, неопределенность стратегического типа; эта неопределенность создается за счет воздействия среды на объект управления.

В зависимости от информации, которую имеет при принятии решения управляющая подсистема относительно состояния среды, различают несколько основных типов задач принятия решения.

• Принятие решения в условиях определенности характеризуется тем, что состояние среды является фиксированным (неизменным), причем управляющая система «знает», в каком состоянии находится среда.

• Принятие решения в условиях риска означает, что управляющая подсистема имеет информацию стохастического характера о поведении среды (например, ей известно распределение вероятностей на множестве состояний среды).

• Принятие решения происходит в условиях неопределенности, если никакой дополнительной информации (кроме знания самого множества возможных состояний среды) управляющая подсистема не имеет.

• Принятие решения в теоретико-игровых условиях имеет место тогда, когда среду можно трактовать как одну или несколько целенаправленных управляющих подсистем. В этом случае математическая модель принятия решения называется теоретико-игровой моделью (игрой).

Реализационная структура задачи принятия решения составляет ее первую компоненту. Вторая компонента ЗПР называется ее оценочного структурой. Если реализационная структура определяет возникающий результат, то оценочная структура указывает оценку этого результата с точки зрения принимающего решение.

В математической модели ЗПР оценочная структура может задаваться различными способами.

Например, если принимающий решение может оценить эффективность (равнозначные по смыслу термины: «полезность», «ценность») каждого исхода а А некоторым числом ц(а), то оценочная структура задается в виде пары (А, ц), где ц: А R; при этом ц называется оценочной функцией.

Например, в задачах юриспруденции, ц(а) — количество правонарушителей на 1000 жителей. Для построения оценочной функции необходим некоторый измеримый критерий эффективности исходов. В большинстве практических задач принятия решения исходы (в качестве которых выступают реальные объекты и явления) оцениваются, как правило, не по одному, а по нескольким критериям.

4. Многокритериальные задачи принятия решений

Если исходы оцениваются по m критериям, где m > 1, то такая задача принятия решений называется многокритериальной. Основная сложность логического анализа многокритериальных задач состоит в том, что в них, в отличие от «обычных» (однокритериальных) задач появляется эффект несравнимости исходов. Например, если исходы оцениваются по двум критериям, несводимым один к другому, и исход а1 лучше исхода а2 по первому критерию, но хуже по второму, то исходы а1 и а2 несравнимыми между собой.

Примером может служить выбор человека на должность адвоката, претендуют 2 кандидата, у одного большой стаж работы, но мало выигранных дел, а у другого больше выигранных дел, но стаж меньше чем у первого кандидата. Несравнимость исходов является формой неопределенности, которая, в отличие от стратегической неопределенности, вызванной воздействием среды на объект управления, связана со стремлением принимающего решение «достичь противоречивых целей» и может быть названа ценностной неопределенностью. Выбор между несравнимыми исходами является сложной концептуальной проблемой и составляет основное содержание многокритериальной оптимизации.

Математическая модель задачи принятия решения при многих критериях

Математическая модель задачи принятия решения при многих критериях может быть представлена в виде (D; f1…fm), где D — некоторое множество (множество допустимых исходов), fj — числовая функция, заданная на множестве D; при этом fj(a) есть оценка исхода а D по j-му критерию j=().Такая модель соответствует задаче принятия решения в условиях определенности, в которой множество альтернатив отождествляется с множеством допустимых исходов, а оценочная структура задается вектором (f1…fm).

Критерий fj называется позитивным, если принимающий решение стремится к его увеличению, и негативным, если он стремится к его уменьшению.

В конкретных задачах принятия решений характер критерия устанавливается по содержательным соображениям. Технически «превращение» негативного критерия в позитивный (и наоборот) можно осуществить заменой знака; при рассмотрении многокритериальных ЗПР в общем виде предполагается, если не оговорено противное, что все имеющиеся критерии являются позитивными. В многокритериальной ЗПР с позитивными критериями цель принимающего решение — получение исхода, имеющего как можно более высокие оценки по каждому критерию.

Пусть Yj — множество значений функции fj, т.е. множество всех оценок по j-му критерию (j =).Тогда множествоY=состоящее из всевозможных упорядоченных наборов оценок по критериям 1,…, m, называется множеством векторных оценок. Любой элемент у У представляет собой вектор у = (y1,…, ym), где yj Yj. Для всякого исхода а D набор его оценок по всем критериям, т.е. набор (f1 (а),…, fm(а)) есть векторная оценка исхода а. В рамках модели векторная оценка исхода содержит полную информацию о ценности (полезности) этого исхода для принимающего решение, и сравнение любых двух исходов заменяется сравнением их векторных оценок.

Другой способ задания оценочной структуры состоит в указании отношения предпочтения исходов, что сводится к перечислению пар исходов (), для которых лучше, чем (это записывается в виде и читается «предпочтительней, чем).

Наиболее распространенным является задание оценочной структуры в виде оценочной функции ц.

Целевая функция f есть композиция функции реализации F и оценочной функции ц т.е. f =ц°F. Таким образом, f (x, y) = ц (F(x, у)). Целевая функция имеет следующий содержательный смысл: число f (x, y) есть оценка полезности (с точки зрения принимающего решение) того исхода, который возникает в ситуации, когда он выбирает альтернативу х, а среда принимает состояние у.

Оптимальность по Парето — такое состояние системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других.

Парето-оптимальность исхода а* означает, что он не может быть улучшен ни по одному из критериев без ухудшения по какому-нибудь другому критерию.

Для наглядного представления доминирования по Парето и Парето — оптимальности рассмотрим случай двух позитивных критериев f1 и f2.

Векторные оценки исходов представим точками координатной плоскости (по оси абсцисс откладываем значения критерия f1, а по оси ординат — значения критерия f2).

В случае, когда множество допустимых исходов является дискретным (конечным), получаем «картинку» типа

Здесь Парето-оптимальными являются исходы {4, 5, 7, 8}. При этом каждый исход, не являющийся Парето-оптимальным, доминируется по Парето некоторым Парето-оптимальным исходом (не обязательно одним).

В случае, когда множество допустимых исходов является непрерывным, их векторные оценки «заполняют» некоторую область Q не плоскости и получается «картинка» вроде

В этом случае множество Парето — оптимальных исходов (жирная линия Y) представляет собой часть границы Q, её «северо-восточную» границу. Здесь так же любой исход, не являющийся Парето — оптимальным, доминируется по Парето-оптимальным исходам.

5. Методика исследования задач принятия решений на основе математического моделирования

Методика исследования задач принятия решений на основе математического моделирования состоит в реализации следующих трех этапов.

Этап 1. Построение математической модели ЗПР.

Этап 2. Формулировка принципа оптимальности и нахождение оптимального решения.

Этап 3. Анализ полученных результатов.

Первый этап рассмотрен выше, поэтому кратко охарактеризуем следующие два этапа.

Реализация второго этапа связана с введением принципа оптимальности. Универсального понятия оптимального решения, которое было бы пригодным для любой ЗПР, не существует. Поэтому в теории принятия решений рассматривают отдельные классы задач принятия решений и для каждого класса формулируют свой принцип оптимальности. Задача нахождения оптимального решения (в смысле некоторого указанного принципа оптимальности) является уже формальной задачей и решается математическими средствами.

Следует отметить, что для ЗПР данного класса может существовать не один, а несколько различных принципов оптимальности; кроме того, даже при фиксированном принципе оптимальности может быть не одно, а несколько оптимальных решений. Это объясняет необходимость третьего этапа, который состоит в анализе полученных результатов. Такой анализ проводится на содержательном уровне и заключается в соотнесении формально полученных рекомендаций с требованиями задачи принятия решения. Если полученное формальным способом оптимальное решение по каким либо причинам оказывается неприемлемым, то это приводит либо к выбору другого оптимального решения (если оно имеется) либо к смене принципа оптимальности, либо к изменению самой математической модели ЗПР.

Заключение

риск управление решение моделирование

В ходе выполнения курсовой работы были исследованы: процесс принятия решений в условиях риска, математическая модель принятия решений, многокритериальные задачи принятия решений, методика исследования задач принятия решений на основе математического моделирования и рассмотрена задача «Выбор проекта, направленного на снижение преступности».

На основе конкретных задач было выявлено, что математическая модель принятия решений показывает разумную последовательность при принятии решения задач, позволяя избежать однозначно невыгодных решений.

Таким образом, рассмотренные в работе критерии и модели позволяют избежать грубых ошибок при выборе оптимального варианта, и приводит к существенному сужения множества выбираемых альтернатив.

Список использованных источников

1. Розен В.В. Математическое модели принятия решений в экономике.

Учебное пособие. М.: Книжный дом «Университет», Высшая школа. 2002. -288 с.

2. Хохлов Н.В. — Управление риском: Учебное пособие для вузов. — М.: 1999. -239 с.

3. Шапкин А.С., Шапкин В.А — Теория риска и моделирование рисковых ситуаций _2005 -880 с.

4. Уголовно-политические, уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с современной преступностью и коррупцией./ Сборник научных трудов под редакцией д. ю. н., проф.

Н.А. Лопашенко. Саратов, Саратовский центр по исследованию проблем организационной преступности и коррупции. Сателлит, 2009.

admin

Добавить комментарий