Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма

Описание метода:

Мозговой штурм (МШ) – наиболее простая и универсальная процедура коллективного получения решений конкретной проблемы из большого числа высказанных идей.

Главная идея метода – отделение генерации решений от их оценки.

Техники мозгового штурма в инновациях

Т.е. сначала решения генерируются, а уже потом оцениваются и развиваются. При обычном мышлении решения оцениваются сразу после появления, что прерывает генерацию и, в конечном итоге, мешает плодотворному поиску решения.

Обычно при обсуждении многие не решаются высказывать смелые идеи, опасаясь насмешек и отрицательного отношения руководства. Поэтому новые мысли гибнут, не получив развития.

Чтобы избежать потери идей при МШ обсуждение ведется в обстановке, когда поощряется каждая идея, даже шуточная. При этом запрещена прямая и косвенная критика, все идеи записываются.

Полученный материал передают группе экспертов для развития, оценки и отбора наиболее перспективных идей.

За час группа из 8 человек может выдвинуть до 50-60 идей. После отбора могут остаться 1-2 хорошие идеи. И это неплохо, т.к. часто эту идею ищут долгие годы.

Объективность поиска решения при МШ пытаются обеспечить разнообразием опыта участников. Однако, поскольку ни у одного участника нет цельного системного представления о проблеме, высказывание и оценка идей определяются психологической инерцией.

От ПИ пытаются избавиться созданием благоприятной обстановки, разнообразием вопросов, приемов и стимулированием инициативы (с освобождением от ответственности за идею).

Мозговой штурм способен помочь решить достаточно простые проблемы в различных областях человеческой деятельности. С позиций ТРИЗ относится к методам активизации перебора вариантов, т.е. увеличивает количество идей по сравнению с методом проб и ошибок. Поскольку в МШ не учитываются закономерности развития систем, он отнимает много времени и сил и не раскрывает причину конфликта, лежащего в основе проблемы.

МШ используется на начальном этапе решения при отсутствии необходимой информации. Требует квалифицированного ведущего, который направляет генерацию и добивается развития идей при их оценке.

При всех недостатках идеи МШ – рассмотрение проблемы с разных точек зрения и отделение генерации идей от их оценки – являются здравыми и полезными.

Существует несколько разновидностей МШ – обратный мозговой штурм, капитанский совет и др.

Инструкция

Основные этапы мозгового штурма:

1. Уточнение проблемы. Ответить на вопросы:

Что у нас есть? Перечислить элементы и процессы.

Что не нравится?

Что нужно получить?

Что можно менять и что нельзя менять?

2. Зафиксировать все приходящие в голову идеи (все принципиальные возможности, стараясь получить их как можно больше, не задумываясь о вероятности осуществления) – как получить то, что нужно, как избавиться от того, что не нравится.

Надо иметь в виду, что возможно все! Только одно вероятно, а другое – маловероятно.

Получить не менее 40-50 идей.

3. Если идеи закончились, прекратились, воспользоваться «Стимулятором» для получения новых идей (принципиальных возможностей).

4. Сделать перерыв, отвлечься от проблемы (м.б. даже на несколько дней).

5. Оценить все полученные идеи на предмет вероятности их осуществления. Обобщить каждую идею, выделить принцип действия.

6. Развить все полученные идеи – что нужно сделать, чтобы идея стала вероятной? Оценить затраты средств, труда и времени. Максимально уменьшить затраты.

7. Обобщить и классифицировать идеи, сортируя их по принципам действия и структуре.

8. Выделить в каждом классе два уровня идей, например, принцип действия (высокий) и техническое устройство (низкий) или функциональная структура (высокий) и составные части (низкий).

9. Отобрать самые простые и экономичные идеи, начиная с высоких уровней.

«Стимулятор» (набор приемов, помогающих придумывать новые идеи):

Применить аналогию (прямую, личную, фантастическую, символическую)

Сменить точку зрения

Сделать копию

Сделать наоборот

Изменить элементы и связи между ними по приемам:

— увеличение-уменьшение

— ускорение-замедление

— динамичное-статичное

— непрерывное-прерывистое

— дробление-объединение

— заранее-после

— добавить-отнять

Не все вопросы одинаково полезны

Область применения метода.Метод обратной МА ориентирован на реше­ние первой творческой задачи, т. е. цель обратной МА состоит в составлении

1. В случае если есть новички в творческой группе, ведущий в самом начале пред­ставляет всœех участников, давая им короткую лестную характеристику. Далее из­лагают правила для участников сеанса МА.

2. Ведущий четко и эмоционально излагает формулировку задачи как. в спе­циальном, так и в общедоступном изложении. При этом заставляет участников воспринимать задачу как свою главную проблему, усиливая постановку, к примеру такими замечаниями:

Представьте себя на месте того-то.

Что бы вы. сделали, в случае если бы сами отвечали за это дело?

3. Ведущий должен уметь обеспечить соблюденное участниками всœех пра­вил проведения МА, не пользуясь при этом приказаниями и критическими заме­чаниями. Его роль подобна функциям судьи на футбольном, поле.

4. Ведущий должен обеспечивать непрерывность высказывания идей, за­полнять паузу поощрительными репликами.

5. Ведущий должен следить, чтобы обсуждение не шло в чересчур уз­ком и чересчур практическом направлении, своими идеями или репликами расши­рять сферу поиска.

6. Ведущий, должен следить за регламентом работы. Говорить, сколько вре­мени осталось до конца сеанса. Тактично останавливать участника, который вы­сказывает свою идею более полминуты, интенсифицировать работу последних минут, к примеру, такими восклицаниями:

-Неужели ничего не найдем в последние три минуты?!

-Неужели мы не забьем гол в последнюю минуту?!

МА — это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс, как ост­роигровой хоккейный матч. По этой причине не должна быть единой постоянной схемы проведения МА. Каждый ведущий должен искать свои индивидуальные пути по­вышения результативности сеанса МА. К примеру, создатель метода А. Осборн как бывший моряк во время сеанса употреблял крепкие соленые выражения, сообра­зуясь, конечно, с составом участников.

Организация проведения МА.Приглашать на совещание (сеанс МА) же­лательно за 2—3 дня с изложением сути задачи, чтобы участники могли подумать и настроиться. Иногда бывает целœесообразно заранее сообщить постановку задачи только части участников.

Полная продолжительность совещания (сеанса МА) составляет 1,5—2 ч. Со­вещание имеет следующий порядок проведения и соответствующие затраты вре­мени на отдельные мероприятия:

представление участников совещания друг другу и ознакомление их с пра­вилами проведения сеанса МА (5—10 мин);

постановка задачи ведущим с ответами на вопросы (10—15 мин);

проведение МА (20—30 мин);

перерыв (10 минут);

составление отредактированного списка идей (30— 45 мин).

рекомендуется включать ʼʼлюдей со стороныʼʼ, не имеющих никакого отно­шения к задаче (повар, врач, парикмахер, проводник поезда и т, д.).

Творческая группа — это дружная сыгранная команда, члены которой вза­имно дополняют друг друга.

Правила для участников сеансаМА. Их можно сформулировать следующим образом,

1. Стремитесь высказывать максимальное число идей. Отдавайте предпоч­тение количеству, а не качеству идей, Свои идеи высказывайте короткими пред­ложениями.

2. Во время сеанса МА абсолютно запрещена критика предложенных, идей.

Метод мозгового штурма

Запрещаются также неодобрительные замечания, иронические реплики, консерва­тивные мысли, ядовитые шутки. К примеру:

— Так еще никогда не делали!

-А что скажет директор?

-Для практики это не годится!

-Это же чепуха и бред сивой кобылы!

и т. п.

Запрет критики создает благоприятный творческий микроклимат.

3. Внешне и внутренне одобряйте и принимайте всœе идеи, даже заведомо не­практичные и, казалось бы, глупые. Оказывайте предпочтение не систематическо­му логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях.

4. Весьма способствуют продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте такую обстановку.

5. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.

6. Обеспечивайте между участниками МА свободные, демократические, дружественные и доверительные отношения. Никто после сеанса не будет зло шу­тить над неудачными идеями других.

Настоящий сеанс МА — это особое психологическое состояние людей, ко­гда думается без волевых усилий и принимается во внимание ʼʼвсœе,, что придет в головуʼʼ. Именно такое состояние оказывается наиболее продуктивным, поскольку позволяет в наибольшей мере использовать подсознание человека — самый мощный аппарат творческого мышления.

Обязанности ведущего (руководителя) в сеансеМА, Успех и результа­тивность МА в очень большой мере зависит от председателя совещания (ведуще­го), который осуществляет оперативное управление. МА/ Ведущим чаще всœего бывает руководитель творческой группы. Ведущий должен руководствоваться правилами для участников МА и поддерживать непринужденную обстановку и чувство юмора. Вместе с тем, на ведущего возлагаются следующие обязанности.

КОМБИНИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МОЗГОВОЙ АТАКИ

Изложенные методы прямой и обратной МА бывают совместно исполь­зованы в различных комбинациях. Приведем некоторые схемы таких комбинаций, оправдавшие себя на практике.

Двоимая прямая мозговая атака.Двойная МА начала практиковаться в СССР. Суть ее состоит по сути в том, что после проведения прямой МА делается пе­рерыв от двух часов до двух—трех дней и еще раз повторяется прямая МА.

Практика показала, что при проведении второй МА по одной и той же зада­че часто выявляются наиболее ценные практически полезные идеи или удачное развитие идей первого совещания, т. е. во время перерыва включается в работу мощный аппарат решения творческих задач — подсознание человека, синтези­рующее неожиданные фундаментальные идеи.

Обратная и прямая мозговые атаки (прогнозирования и развития тех­ники).Как уже отмечалось во введении, развитие ТО представляет собой повто­ряющийся цикл: существующее изделие — выявление недостатков — устранение недостатков в новой серии изделий. Эту закономерность можно использовать для мысленного моделирования и прогнозирования развития интересующего класса, изделий. Для этого сначала с помощью обратной МА выявляют всœе недостатки существующего изделия и выделяют среди них главные. Далее проводят прямую МА для устранения выявленных главных недостатков; и разрабатывают эскиз но­вого технического решения, в котором по возможности устранены или учтены эти недостатки.

Для увеличения времени прогнозирования данный цикл имеет смысл повто­рить, чтобы посмотреть развитие объекта на два шага вперед.

Прямая и обратная мозговые атаки (прогнозирование недостатков тех­нического объекта).Указанную в предыдущем параграфе закономерность разви­тия техники можно также использовать для прогнозирования недостатков интере­сующего класса изделий. Для этого сначала проводят прямую МА и делают эски­зы наиболее перспективных технических решений, затем обратную МА и выяв­ляют возможные недостатки этих технических решений.

В целях увеличения времени прогнозирования данный цикл имеет смысл еще раз повторить, т. е. опять провести прямую МА для устранения выявленных бу­дущих недостатков и разработки соответствующих эскизов технических решений, по отношению, к которым еще раз выполняется обратная МА.

Читайте также

  • — Метод обратной мозговой атаки

    1. Задача «Скрытые свойства объекта». Какими скрытыми и явными свойствами обладает бумага? Составить список свойств, проанализировать на предмет полноты и оригинальности. Пример: скрытые и явные свойства обычной спички. Явные свойства — создание пламени, температуры,… .

  • Статья: Метод мозгового штурма 3

    Определение понятия «мозговой штурм»

    Историческая справка

    Этапы и правила мозгового штурма

    Мозговые атаки

    Модификация процедуры проведения мозгового штурма

    Условия применения метода

    Литература

    Определение понятия «мозговой штурм»

    Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ.brainstorming ) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

    «Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

    Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.

    Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

    Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

    Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

    Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

    На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

    Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма и людьми, работающими индивидуально, Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. Однако на сегодняшний день не существует доказательств в пользу более высокого качества идей, генерируемых группами.

    В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм» (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма. К последним, в частности, относится т.н. «блокирование продуктивности»: поскольку участники группы представляют идеи поочередно, то люди в ожидании своей очереди могут передумать или испугаться публично высказывать свою идею, либо просто ее забывают.

    Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

    Принципы метода «мозгового штурма»:

    1. Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.

    2. Обеспечение максимальной свободы участникам

    o предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, «придержание» наиболее активных и авторитетных);

    o полная свобода мнений, поощрение «безумных» идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);

    3. Тщательное формирование состава участников

    o определение численности;

    o по специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены);

    o психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);

    o по квалификации (высокий и примерно равный уровень)

    o иногда введение «рыжего»;

    4. Иерархическое ведение обсуждений: сначала — максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова «вширь»;

    5. Огромная роль «ведущего»и демократический стиль руководства:

    o создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;

    o умение «выявлять» предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).

    Историческая справка

    Мозговой штурм как метод появился относительно недавно. Однако последовательность этапов, включающая в себя подготовку, акт интуиции, озарения, выдвижения нового и акт осмысления, развития, была описана в литературе задолго до А. Осборна. Этот факт дает нам основание для поиска более ранних примеров подобной организации творческого процесса. Естественно, что поиск следует вести в областях, где человек издавна стремился решать проблемы.

    Двухстадийный ‘подход к решению проблем описан Тацитом, исследовавшим быт германцев:

    «На пиршествах они толкуют и о примирении враждующих между собой, и о заключении браков, о выдвижении вождей, полагая, что ни в какое другое время душа не бывает столь расположена к откровенности и -никогда так не воспламеняется для помыслов о великом… На следующий день возобновляется обсуждение тех же вопросов. И то, что они в два приема занимаются ими, покоится на разумном основании: они обсуждают их, когда неспособны к притворству, и принимают решения, когда ничто не способствует их здравомыслию». Этому свидетельству две тысячи лет.

    Еще более древним примером того же подхода является способ, применявшийся в древней Вифинии (находилась на территории современной Турции) в 700-600 годах до н.э. По свидетельству историков, у населявших эту местность фракийских племен вифинов был следующий обычай. Столкнувшись с совершенно новой ситуацией, по которой необходимо было принимать взвешенное и ответственное решение, они расширяли многообразие вариантов путем опроса всех, кого возможно, а затем отбирали то, что казалось наиболее приемлемым. Так, при заболевании, когда было непонятно, как и чем лечить человека, члены его семьи выносили больного на всеобщее обозрение и любой прохожий мог поделиться с родственниками своими суждениями и опытом. Впоследствии семейный совет выбирал из предложенных мер наиболее подходящую.

    В 50-х годах в США был период активного применения мозгового штурма. Простота метода, отсутствие ориентации на конкретную область деятельности привели к широкому его распространению. Обычной практикой стала организация мозговых штурмов при возникновении какой-либо трудности. Специализированные группы, работавшие на предприятиях и применявшие метод, стали называться «мозговыми центрами». Появились фирмы, получившие название «фабрик мыслей». Эти фирмы занимались решением проблем, поставленных заказчиком, и мозговой штурм являлся одним из наиболее широко применяемых ими инструментов. Книга А. Осборна «Практическое воображение» издавалась в США множество раз и является до настоящего времени одним из рекомендованных учебников по развитию творческих способностей для сотен американских колледжей и университетов. Без сомнения мозговой штурм оказал значительное влияние на развитие систем управления интеллектуальной деятельностью. Дж. Гэлбрейт писал: «Подлинное достижение современной науки состоит в том, что знания самых обыкновенных людей, имеющих узкую и глубокую подготовку, в рамках и с помощью соответствующей организации объединяются со знаниями других специально подготовленных, но таких же рядовых людей. Тем самым снимается необходимость в особо одаренных людях…»

    Мозговой штурм послужил катализатором подобных процессов в области решения творческих задач. Рассмотрим сущность метода более подробно.

    Этапы и правила мозгового штурма

    Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

    1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

    2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

    o Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

    o Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

    o Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

    o Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

    3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

    Мозговые атаки

    Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

    • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
    • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

    Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

    В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

    В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

    Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

    Успех

    Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

    Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

    Модификации процедуры проведения мозгового штурма

    1.Метод индивидуального мозгового штурма

    Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса — 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) — диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. Недостаток — отсутствие синергического эффекта. Преимущество — оперативность и экономия на людях.

    Техники принятия решения: Мозговой штурм

    2.Письменный мозговой штурм.

    Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки — отсутствие синергического эффекта, продолжительность процесса.

    3.Метод прямого мозгового штурма.

    В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

    4.Метод массового мозгового штурма

    Используется для решения глобальных проблем. Создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части. Затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма. Следующий этап — сбор руководителей групп и обсуждение всех идей.

    5.Метод двойного (парного) мозгового штурма

    Введение критики идей. Этапы: прямой мозговой штурм, обсуждение, продолжение выдвижения идей.

    6.Метод мозгового штурма с оценкой идей

    Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение участвовать в методе мозгового штурма. Этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов, выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков, обсуждение с мини-штурмами, сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков, индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование. Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинства: снятие эффекта «единого мозга», возможность организовать конструктивную критику.

    7.Обратный мозговой штурм.

    Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа — срыв всего процесса. Следовательно, самое важное — убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма — максимальное выявление всех недостатков. Этапы: составление списка существующих, потенциальных и возможных в будущем недостатков с помощью мозгового штурма; их ранжирование.

    8.Метод корабельного совета.

    Высказывания проводятся в соответствии с иерархией. Недостатки: при возникновении идеи после своей очереди ее нельзя высказать.

    9.Метод конференции идей.

    Это метод мозгового штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол.

    Условия применения метода

    Решение о применении метода принимают с учетом двух составляющих: класса задачи и наличия специалистов, обученных методам поиска.

    Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности. Поэтому применять мозговой штурм для решения задач поиска оптимальной конфигурации объекта или устранения конкретных противоречий развития технических систем, как правило, нецелесообразно. Это приходится, однако, делать при отсутствии в группе решающих задачу специалистов, знакомых с какими-либо методами поиска.

    Основная область применения метода мозгового штурма — поиск решений в недостаточно исследованной области, выявление новых направлений решения проблемы. Метод рекомендуется использовать также для поиска новых сфер применения уже существующего изделия или материалов, а также с целью выявления недостатков существующего изделия. В целом же мозговой штурм может быть использован при решении самого широкого круга задач.

    Так, например, при решении задачи о совершенствовании способа выявления вызванных потенциалов мозга, возникла ситуация, которая специалистами характеризовалась как тупиковая. Применяющиеся способы анализа электроэнцефалограмм не позволяли выявить в единичной записи шумов всплеск — ответ мозга на раздражитель. Для решения задачи применялось многократное раздражение с последующим суммированием реакции мозга. Этот способ не давал возможности определять реакцию на уникальные, единичные раздражители. Кроме того, выяснилось, что многократное воздействие приводит к эффекту привыкания, и каждый последующий стимул воспринимается организмом как субъективно более слабый. Попытки решения этой задачи с помощью методов, использующих логический подход, не дали требуемого результата в связи с многофакторностью ситуации и затруднениями в выборе конкретного противоречия из широкого спектра сталкивающихся требований и параметров.

    Решение этой задачи с применением метода мозгового штурма привело к формированию ряда новых подходов. Непредвзятый анализ показал наличие возможностей, по отношению к которым у специалистов были сильные психологические барьеры, не подкрепленные объективной информацией. Одно из этих направлений и было реализовано. Интересно отметить, что реализация не потребовала изменения технических средств, т. е. объективно техника уже была готова к появлению данного решения. Здесь практически подтвердился тезис о «самовнедряемости» хороших решений. Дополнительной продукцией, полученной в результате работы творческой группы, явилось расширение знаний о мозге, особенностях его работы.

    Литература

    1. Титова Н.Л. Разработка управленческих решений: курс лекций.Москва,2004

    2. Материалы свободной энциклопедии Википедия

    3. Словарь-справочник. Управление персоналом.

    Скачать реферат

    Управление персоналом
    Словарь-справочник

    Мозговой штурм

    «Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

    Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью его применения является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей.

    Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.

    Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

    Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

    Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

    Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

    На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

    Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма и людьми, работающими индивидуально.

    Метод мозгового штурма: правила принятия правильных решений

    Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. Однако на сегодняшний день не существует доказательств в пользу более высокого качества идей, генерируемых группами.

    В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм» (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников в сети, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма. К последним, в частности, относится т.н. «блокирование продуктивности»: поскольку участники группы представляют идеи поочередно, то люди в ожидании своей очереди могут передумать или испугаться публично высказывать свою идею, либо просто ее забывают.

    Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время данный метод может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

    Вернуться к оглавлению »»»

    admin