Масла моторные отработанные

Масла моторные отработанные

И. Зернова

Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 11/2015

На каких бухгалтерских счетах следует осуществлять учет ГСМ? Каков порядок отражения в учете операций по приобретению ГСМ за наличный расчет, а также с использованием топливных карт и талонов? Каковы особенности расчета расхода ГСМ и его списания?

Основным видом расходов, связанных с эксплуатацией служебного транспорта, являются расходы на приобретение ГСМ. В этой статье напомним, на каких бухгалтерских счетах следует осуществлять учет ГСМ, как отражаются в учете операции по их приобретению в рамках распространенных в настоящее время способов их покупки, а также рассмотрим особенности списания ГСМ.

Счета, применяемые для учета ГСМ

Исходя из п. 117 Инструкции № 157н в бухгалтерском учете все виды ГСМ (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ, моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки, специальные жидкости (тормозные и охлаждающие) и проч.) учитываются в составе материальных запасов.

Для учета ГСМ учреждения должны применять следующие счета:

Наименование счетов

Казенные учреждения

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

0 105 23 000 «Горюче-смазочные материалы – особо ценное движимое имущество учреждения»

+

+

0 105 33 000 «Горюче-смазочные материалы – иное движимое имущество учреждения»

+

+

+

ГСМ принимаются к учету по фактической стоимости, которая, в частности, может формироваться (п. 100, 102 Инструкции № 157н):

  • из сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • из сумм, уплачиваемых за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ГСМ;
  • из сумм, уплачиваемых за доставку ГСМ до места их использования, включая страхование доставки;
  • из иных платежей, непосредственно связанных с приобретением ГСМ.

Способы приобретения ГСМ

Приобрести в настоящее время ГСМ у поставщиков учреждения могут (эти способы являются самыми распространенными):

  • за наличный расчет;
  • за безналичный расчет (расчет посредством талонов и топливных карт).

Наличный расчет. При применении такого способа приобретения ГСМ водителю выдаются наличные денежные средства под отчет, на которые он приобретает на АЗС ГСМ и затем представляет отчет об израсходованных средствах.

В этом случае внутренним локальным актом или учетной политикой учреждения должны быть утверждены:

  • список водителей, имеющих право на получение наличных денег под отчет на приобретение ГСМ;
  • сроки, на которые могут выдаваться подотчетные суммы;
  • сумма наличных денежных средств на месяц (или другой период), необходимая для приобретения ГСМ.

Процесс обеспечения водителей наличными денежными средствами включает в себя:

  • предоставление подотчетным лицом заявления руководителю учреждения на получение наличных средств для приобретения ГСМ;
  • утверждение заявления руководителем учреждения;
  • оформление заявки на получение наличных денег (ф. 0531802) и денежного чека, если лицевой счет учреждению открыт в ОФК, или денежного чека, если расчетный счет учреждению открыт в кредитной организации;
  • получение наличных средств;
  • выдачу их подотчетному лицу.

Водители представляют авансовые отчеты об израсходованных суммах.

В бухгалтерском учете учреждений отражение операций по обеспечению водителей наличными денежными средствами и постановке на учет приобретенных ГСМ необходимо оформить следующей корреспонденцией счетов:

Инструкция № 162н*

Инструкция № 174н**

Инструкция № 183н***

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Выдача из кассы денежных средств на покупку ГСМ

1 208 34 560

1 201 34 610

0 208 34 560

0 201 34 610

0 208 34 000

0 201 34 000

Поступление ГСМ на основании отчета, представленного подотчетным лицом

1 105 33 340

1 208 34 660

0 105 23 340

0 105 33 340

0 208 34 660

0 105 23 000

0 105 33 000

0 208 34 000

Внесение в кассу учреждения остатка наличных денежных средств

1 201 34 510

1 208 34 660

0 201 34 510

0 208 34 660

0 201 34 000

0 208 34 000

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Из кассы автономного учреждения культуры выданы за счет субсидии, предоставленной для выполнения государственного задания, наличные денежные средства в сумме 10 000 руб. под отчет водителю на приобретение ГСМ (иное движимое имущество учреждения). Водителем представлен авансовый отчет об израсходованных им наличных денежных средствах в сумме 9 800 руб. Остаток возвращен в кассу учреждения. ГСМ приняты к учету. Лицевой счет учреждения открыт в ОФК.

В бухгалтерском учете автономного учреждения эти операции необходимо отразить следующей корреспонденцией счетов:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Выданы из кассы учреждения наличные денежные средства под отчет на приобретение ГСМ

4 208 34 000

4 201 34 000

Увеличение забалансового счета 18 (340)

10 000

Отражено поступление ГСМ, приобретенных водителем

4 105 33 000

4 208 34 000

9 800

Отражено внесение остатка наличных денежных средств в кассу учреждения

4 201 34 000

Уменьшение забалансового счета 18 (340)

4 208 34 000

Безналичный расчет. При таком способе приобретения ГСМ расчеты с применением наличных денежных средств не производятся, они осуществляются в безналичном порядке между учреждением и поставщиком.

Одним из видов безналичного расчета за ГСМ является приобретение учреждением топливных талонов.

При таком способе учреждение по договору с поставщиком ГСМ оплачивает определенное количество ГСМ соответствующей марки, последний выдает учреждению талоны, которые являются основанием для заправки автомобилей на АЗС.

На основании полученных от поставщика документов (накладной, счета-фактуры, акта приема-передачи и т. п.), талоны подлежат оприходованию в качестве денежных документов в кассу учреждения. При этом в приходном ордере следует указать марку топлива, серию и номера этих талонов, номинал талонов в литрах и стоимость талона в рублях (исходя из стоимости бензина, указанной в договоре и счете на оплату).

По мере необходимости талоны выдаются под отчет водителям или иному ответственному лицу.

При предоставлении подотчетным лицом авансового отчета с подтверждающими документами, полученными от АЗС, отпустившей ГСМ в обмен на талон, топливо приходуется как материальный запас учреждения.

Автономное учреждение за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, оплатило поставщику ГСМ в размере 15 000 руб. за топливные талоны. Талоны в количестве 300 шт. поступили в кассу учреждения. Номинал талона – 20 л стоимостью 1 000 руб. Из кассы учреждения водителю выданы два талона, по которым он произвел заправку. Подотчетным лицом представлен в бухгалтерию учреждения авансовый отчет.

В бухгалтерском учете учреждения необходимо произвести следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступили талоны на ГСМ в кассу учреждения

2 201 35 000

2 302 34 000

15 000

Выданы два талона из кассы подотчетному лицу

(2 x 1 000 руб.)

2 208 34 000

2 201 35 000

2 000

Приняты к учету ГСМ, полученные подотчетным лицом в обмен на топливные талоны

2 105 33 000

2 208 34 000

2 000

Приобретение ГСМ по топливным картам является другим видом безналичного расчета за ГСМ.

Отпуск ГСМ на АЗС осуществляется по топливным картам, представляющим собой карты, содержащие магнитную полоску или микрочип, на которых хранится информация о количестве предоплаченного топлива или лимитах на отпуск определенных видов топлива. То есть топливная карта в данном случае является техническим средством для отпуска ГСМ на АЗС, на которых разрешен прием карт.

После заправки по топливной карте оператор АЗС выдает водителю чек, который подтверждает факт совершения операции и отражает количество топлива, залитого в бак.

Процесс обеспечения транспортных средств ГСМ включает в себя в этом случае:

1) заключение договора с поставщиком ГСМ, в котором указываются:

  • наименование приобретаемых ГСМ и их стоимость;
  • стоимость топливной карты (если она передается за плату);
  • вид топливной карты;
  • условия оплаты (частичная или 100%-я предварительная оплата);
  • дата перехода права собственности на ГСМ и другие условия. Обычно право собственности на ГСМ переходит в момент заправки транспортного средства на АЗС;

2) перечисление предварительной оплаты ГСМ;

3) выдача топливных карт водителям.

По окончании месяца поставщик ГСМ представляет учреждению следующие документы:

  • товарную накладную на объем и стоимость полученных ГСМ;
  • счет-фактуру;
  • детализированный отчет о производимых операциях с использованием топливных карт.

В бухгалтерском учете учреждений отражение операций по приобретению ГСМ по топливным картам следует оформить следующим записями:

Инструкция № 162н

Инструкция № 174н

Инструкция № 183н

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Отражение расходов на изготовление топливных карт

1 401 20 226

1 109 61 226

1 109 71 226

1 109 81 226

1 109 91 226

1 302 26 730

0 401 20 226

0 109 60 226

0 109 70 226

0 109 80 226

0 109 90 226

0 302 26 730

0 401 20 226

0 109 60 226

0 109 70 226

0 109 80 226

0 109 90 226

0 302 26 000

Оплата услуг по изготовлению топливных карт

1 302 26 830

1 304 05 226

1 201 21 610

0 302 26 830

Предварительная оплата ГСМ

1 206 34 560

1 304 05 226

1 201 21 610

0 302 26 830

0 201 11 610

0 302 26 000

0 201 11 000

0 201 21 000

Оприходование ГСМ на основании отчетов, представленных водителем и поставщиком ГСМ

1 105 33 340

1 302 34 730

0 105 23 340

0 105 33 340

0 302 34 730

0 105 23 000

0 105 33 000

0 302 34 000

Зачет предварительной оплаты

1 302 34 830

1 206 34 660

0 302 34 830

0 206 34 660

0 302 34 000

0 206 34 000

Бюджетным учреждением заключен договор с поставщиком на поставку ГСМ в безналичном порядке за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Учреждением произведена предварительная оплата поставщику за ГСМ в сумме 12 000 руб. Лицевой счет учреждения открыт в ОФК.

Согласно первичным документам поставщика и данным чеков АЗС, предъявленных водителями в бухгалтерию, ГСМ (иное движимое имущество учреждения) приняты к учету в сумме 12 000 руб.

В бухгалтерском учете автономного учреждения указанные операции необходимо отразить следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Произведена предварительная оплата ГСМ

2 206 34 560

2 201 11 610

Увеличение забалансового счета 18 (340)

12 000

Оприходованы ГСМ, отпущенные водителям учреждения на АЗС

2 105 33 340

2 302 34 730

12 000

Зачтена предварительная оплата ГСМ

2 302 34 830

2 206 34 660

12 000

Списание ГСМ

Для списания ГСМ с регистров бухгалтерского учета необходимо наличие:

  • утвержденных руководителем учреждения норм расхода;
  • данных путевых листов о пробеге транспортных средств.

Утверждение норм расхода ГСМ. Норма расхода топлива и смазочных материалов – это установленное значение меры их потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

При расчете норм ГСМ учреждение вправе использовать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные Распоряжением Минтранспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее – Методические рекомендации).

В них приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобилей, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлива при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.

Базовая норма расхода топлива устанавливается в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются по решению учреждения).

Например, нормы расхода ГСМ могут повышаться в зависимости от следующих факторов:

1) времени года. Норма расхода ГСМ в зимнее время (в зависимости от климатических районов страны) может увеличиваться от 5 до 20%. Предельная величина зимних надбавок по каждому региону, а также то, в каком регионе и какие месяцы считаются зимними, установлены приложением 2 к Методическим рекомендациям;

2) работы автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом вне пределов городов и пригородных зон. Допускается увеличение нормы расхода ГСМ до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий – до 30%, если в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (то есть на 100 км пути – не менее 500 м);

3) работы автотранспорта в городах с определенной плотностью населения:

  • до 100 тыс. человек (в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения)) размер надбавки не может превышать 5%;
  • от 100 тыс. до 250 тыс. человек – до 10%;
  • от 250 тыс. до 1 млн человек – до 15%;
  • от 1 млн до 5 млн человек – до 25%;
  • свыше 5 млн человек – до 35%;
  • при использовании кондиционера при движении автомобиля – до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается);

4) обкатки новых автомобилей. Увеличить нормы расхода ГСМ можно для новых автомобилей (при обкатке) и автомобилей, вышедших из капитального ремонта. Также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии предполагается надбавка в размере до 10%, при перегоне автомобилей в спаренном состоянии – до 15%, в строенном – до 20%.

На период действия Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению учреждения, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств, могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Значения базовых норм расхода ГСМ могут быть снижены. Например, при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной и слабохолмистой местности (высота над уровнем моря – до 300 м). В этом случае норма расхода топлива может быть уменьшена не более чем на 15%.

На основании вышеизложенного, учреждения должны разработать и утвердить индивидуальные нормы расхода ГСМ для конкретных марок транспортных средств, используемых в своей деятельности.

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) устанавливаются из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел устанавливаются в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок – в килограммах на 100 л расхода топлива.

Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т. д.

Оформление путевых листов. В настоящее время государственные (муниципальные) учреждения вправе использовать в своей деятельности унифицированные формы путевых листов, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, либо разработать формы таких документов самостоятельно, закрепив их в учетной политике.

При разработке форм путевых листов в них должны быть включены следующие обязательные реквизиты, предусмотренные Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152:

1) номер путевого листа. Указывается номер в хронологическом порядке в соответствии с принятой учреждением системой нумерации;

2) сведения о сроке действия путевого листа. Указывается дата (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае оформления путевого листа более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства. Приводится наименование, организационно-правовая форма, местонахождение учреждения, а также номер его телефона;

4) сведения о транспортном средстве. В качестве таких сведений указывается:

  • тип (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус) и модель транспортного средства, а в случае, если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, полуприцепом – модель автомобильного прицепа, полуприцепа;
  • государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса;
  • показания спидометра (полный пробег в километрах) при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж;
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку;

5) сведения о водителе. Указывается:

  • фамилия, имя, отчество водителя;
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Путевой лист должен быть оформлен на каждое транспортное средство, используемое учреждением для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа.

Кроме того, в путевом листе можно предусмотреть поля для отражения:

  • количества ГСМ, полученного на основании чеков с АЗС, подтверждающих заправку автомобиля в соответствующий день;
  • остаток бензина при выезде и возвращении к месту стоянки;
  • расход бензина по норме и фактический;
  • конкретное место отправления и место назначения. При их отсутствии при проверке правильности заполнения путевых листов контролирующие органы укажут на это нарушение, поскольку отсутствие данных о маршруте следования не позволяет судить о том, что транспортное средство было использовано именно в служебных целях, так же как невозможно проконтролировать пробег автомобиля.

Расчет расхода ГСМ и его списание. Рассчитать расход топлива для каждого транспортного средства после каждого выезда из гаража (со стоянки) можно с помощью формул, приведенных в Методических рекомендациях.

Например, для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива следует рассчитывать по формуле:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), где:

Qн – нормативный расход топлива, л;

Hs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S – пробег автомобиля, км;

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Как видно из приведенной формулы, для расчета израсходованных ГСМ по норме, согласно которому будет произведено их списание, необходимы такие данные, как пробег автомобиля и нормы расхода ГСМ.

Показания «расход по норме» и «расход фактический» должны быть равны. Но если расход по норме превышает фактический расход, то списание производится согласно фактическому расходу бензина. Если фактический расход превышает расход по норме, бензин списывается по норме.

Однако списание может производиться по фактическому расходу согласно распоряжению руководителя на основании объективных причин, повлекших перерасход ГСМ при эксплуатации автомобиля в определенных условиях и в определенной местности (Письмо Минфина РФ от 08.07.2011 № 02-06-10/3056).

Бюджетным учреждением культуры произведено списание ГСМ (приобретенных за счет средств субсидии на выполнение государственного задания) на основании данных путевых листов в сумме 5 000 руб. Расходы на ГСМ учитываются при формировании себестоимости услуг в составе накладных расходов.

В бухгалтерском учете учреждения данная операция будет отражена следующим образом:

Большинство организаций применяет в своей работе масла. Это моторные масла, используемые в работе авто, растительные масла, нужные для готовки блюд. И те, и те нужно правильно учитывать. Рассмотрим все нюансы учета отработанного масла.

Правильная организация учета

В большинстве своем учитывать нужно именно отработанные моторные масла. Они требуются для эксплуатации авто. Рассмотрим главные особенности их учета:

  • Установление класса опасности масел. При этом используется актуальный классификатор отходов.
  • Организация временного хранения масла. При этом требуется позаботиться о наличии документального оформления.
  • Своевременная инвентаризация.

Отработанное масло считается отходом, если оно не соответствует требованиям ТР ТС030/2012.

Учет растительного масла

Растительное масло, в отличие от моторного, может не являться отходом. Оно может быть направлено на переработку. Отработанное масло перерабатывается, к примеру, в биотопливо. Для переработки масло продается другим организациям.

Учет покупки

Бухучет масла проводится по Инструкции по использованию Плана счетов, установленной Приказом Минфина №94н от 30 ноября 2000 года. Для учета используются эти счета:

  • Сч. 10. Используется для обобщения сведений о движении сырья.
  • Сч. 41. Нужен для обобщения сведений о наличии ТМЦ, купленных в качестве продукции под продажу.
  • Субсчет 10-1. Служит для учета сырья, которое используется в изготовлении товара.
  • Субсчет 41-1 «Продукция на складах». Служит для учета наличия или движения запасов, хранящихся на базах.

Метод учета сырья, который может применяться предприятиями, установлен Роскомторгом №1-1098/32-2 от 12 августа 1994 года.

Растительное масло принимается к бухучету по реальной себестоимости или по стоимости поставщика. Последний способ может использоваться фирмами, которые применяют упрощенные методы ведения учета. Когда масло поступает на кухню, стоимость его списывается в траты. Соответствующая операция фиксируется по ДТ счета 20 «Производство». Счет корреспондирует с КТ счетов 10 или 41.

Если фирма признана микропредприятием, она может включить стоимость масла в структуру расходов в момент его покупки. То есть не нужно признавать сырье в статусе МПЗ (пункт 13.2 ПБУ 5/01). Стоимость купленного масла фиксируется на ДТ счета 20. Он корреспондирует со счетом 60.

Стоимость отработанного растительного масла входит в структуру материальных трат. Включается она в этот состав по стоимости покупки. В нее входят траты на перевозку и другие побочные расходы. Основание – подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 254 НК РФ. Дата осуществления трат в форме сырья (относятся к прямым расходам) – это дата их направления в производство (основание – пункт 2 статьи 272 НК РФ).

Учет накопления отработанного масла

В пункте 57, 111 Указаний по бухучету МПЗ указано, что отходы, возникающие в подразделениях, сдаются на склады на основании накладных. При этом нужно отражать в накладных название отходов, их объем. Стоимость учтенных объектов относится на снижение стоимости сырья, отпущенного в использование.

Для учета движения рекомендуется применять счет 10 субсчет 10-6. Именно счет 10 нужен тогда, когда отходы планируется реализовать (основание – пункт 218 указаний). То есть для учета отработанного сырья применяется эта запись: ДТ10 субсчет 6 КТ20. Масло отражается по стоимости продажи.

Если продавать масло не планируется, то и фиксировать в учете его не нужно. Связано это с тем, что при подобных обстоятельствах сырье не будет соответствовать характеристикам актива. Активы – это средства, которые должны принести фирме доход. Отработанное сырье, которое не будет реализовано, доходов не принесет.

ВНИМАНИЕ! Отработанное сырье учитывается тогда, когда оно отвечает признакам объектов учета. К примеру, это могут быть характеристики МПЗ. Основание – письмо Минфина №07-01-10/42253 от 22 июля 2015 года.

Налоговый учет

Отработанное масло признается возвратным отходом. Последние представляют собой остатки, которые возникли в процессе производства и уже утратили свои эксплуатационные характеристики. В статье 254 НК РФ указано, что материальные траты снижаются на стоимость отходов. Уменьшение рекомендуется выполнить в периоде, когда отходы отправлены на склад на основании накладной или другого документа.

Реализация отработки

Реализация отработанного масла – это не главное направление деятельности фирмы, а потому доход от продажи следует признавать в составе прочих доходов. Они фиксируются в бухучете по КТ счета 91. Корреспонденция – это ДТ счета 62.

Организация учета моторного масла

Отработанное моторное масло нельзя сбрасывать в окружающую среду. Запрещено также распылять и сжигать его, сливать в водоемы, выливать на почву. То есть просто так утилизировать масло не получится. Связано это с угрозой окружающей среде. Важно правильно организовать сбор отработанного масла. Для этого выполняются действия:

  • Назначение ответственных за сбор и хранение сырья.
  • Организация сборных пунктов, в которых есть вся нужная тара.
  • Поиск возможностей для дальнейшего использования масла.
  • Обеспечение контроля, создание отчетности.
  • Осуществление инструктажа по технике безопасности при взаимодействии с отходами.

Отработанное масло подлежит утилизации. Альтернативный вариант – регенерация для повторного применения сырья.

Особенности учета

Учет отработанного масла – это работа специально назначенных лиц с соответствующей ответственностью. Для учета нужно создать журнал движения отходов. Ведением его занимаются ответственные лица. Их нужно назначить приказом руководителя. Эти лица будут нести ответственность за правдивостью всех сведений, вносимых в журнал. Учет выполняется бухгалтерами на основании накладных.

Отработанные масла – это вторичные материальные ресурсы. Стоимость выбывающих отходов на основании пункта 11 ПБУ 10/99 фиксируется в составе прочих трат. Для учета используются эти записи:

  • ДТ1060 КТ20, 31. Оприходование возвратных отходов в складское помещение.
  • ДТ62 КТ91. Признание выручки от продажи отходов.
  • ДТ91 КТ68, субсчет «Расчеты по НДС». Начисление НДС.
  • ДТ91 КТ1060. Списание стоимости проданных возвратов.

В пункте 5 Положения по бухучету ПБУ 5/98, установленного приказом Минфина №25н от 15 июня 1998 года, указано, что отработка принимается к учету по реальной себестоимости. Фактическая себестоимость – это совокупность затрат фирмы, связанных с приобретением сырья. В число расходов можно включить эти суммы:

  • Таможенные пошлины.
  • Суммы по договору.
  • Расходы на консультационные услуги.
  • Траты на заготовку сырья.

Сырье может быть получено безвозмездно. В этом случае оно учитывается по рыночной стоимости.

Как утилизируется моторное масло

Существуют разные способы утилизации масел. К примеру, это может быть восстановление состава при помощи фильтров, транспортировка на предприятия по переработке сырья, регенерация, сжигание масла.

Экологи постоянно твердят о том, что добыча и перевозка сырой нефти негативно влияет на окружающую среду. Сырье загрязняет почву, атмосферу и реки и моря. Предпринимаются определенные шаги для решения этой проблемы, но из виду часто упускают, что каждый день человечество производит немало отработки и различных смазочных компонентов. Отработанное масло — это смазочный материал, изготовленный из нефти, но через некоторое время он загрязняется. Со временем любое масло, независимо от того, является оно минеральным или синтетическим, теряет свои свойства и становится непригодным для дальнейшей эксплуатации. Отработанное масло – это продукт, образованный в результате деятельности электростанций, производственной деятельности, кроме того его источником являются миллионы простых потребителей, обладающие автомобилем.

Виды отработанных масел

Современными стандартами установлены следующие виды отработанных масел, которые подлежат утилизации:

  • трансмиссионные масла, не используемые как топливо в авиационном и судовом транспорте, а также в легковых и грузовых авто;
  • трансмиссионные жидкости, не применяемые в качестве топлива для техники тяжелого типа, локомотивах, грузовых авто, с дизельными силовыми агрегатами;
  • тормозные жидкости;
  • гидравлические смазки;
  • в двигателях, функционирующих на альтернативном топливе;
  • смазочные материалы, используемые в газовых моторах.

Утилизации подлежат и индустриальные виды отработанных масел. К таким относятся компрессорные и подшипниковые смазочные составы, электроизоляционные масла, теплоносители, смазки для кабелей и иные. Масло отработанное может нести угрозу, так как относится к опасным отходам второго и третьего класса. Оно опасно не только для окружающей среды, но и для людей. Считается даже более опасным, чем свежая нефть, так как в данном продукте содержатся механические и химические смеси, образованные в результате функционирования оборудования.

Применение отработки

После использования смазочных материалов, значительная часть отработки попадает в дренажные и канализационные системы, загрязняя землю и питьевую воду. Часть масла перерабатывается, но на данный момент его количество не превышает 20% от общего объема. Так же как пачкается одежда ребенка, который играется в песочнице, так и загрязняется в результате эксплуатации отработка масла. Применение такого масла возможно повторно, если оно будет очищено от загрязнителей. Идея перерабатывать смазочные материалы возникла более 80 лет назад, но осуществлять ее начали намного позже. Вначале сырье сжигали и получали энергию, но около 40 лет назад его стали добавлять в свежее масло. Применение отработки масла зависит во многом от перерабатывающей технологии:

  • продукт можно восстанавливать на месте использования. Применяются системы фильтрации, которые продлевают срок его эксплуатации. Метод популярен на крупных заводах и предприятиях;
  • регенерация с целью получить новый материал для смазки. Данный процесс обычно предполагает фильтрацию сырья или воздействие с помощью тепла. Масло отработанное мало чем будет отличаться от масла, изготовленного из сырой нефти;
  • переработка с целью получить топливный материал. Процесс включает такие процедуры как фильтрация и отстаивание.

Нередко масло сжигается без предварительной подготовки. Этот вид переработки разрешен только в том случае, если оборудование, с помощью которого производится утилизация, проходит по определенным нормам и стандартам.

admin

Добавить комментарий