Ликвидация НКО

Ликвидация НКО

Содержание

Как ликвидировать некоммерческую организацию: общие положения

Ликвидация предприятия (в том числе некоммерческого объединения) — это совокупность действий, направленных на полное прекращение его функционирования без передачи существующих у него прав и обязанностей стороннему объединению (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ НКО является юридическим лицом. Это значит, что обязательным условием для ее ликвидации является внесение в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Упразднение НКО подчиняется общим правилам прекращения деятельности юрлиц, установленным гражданским законодательством.

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации в 2018 году может быть различной в зависимости от того, по каким основаниям упраздняется организация. Процедура может проводиться:

  • в добровольном порядке;
  • принудительном порядке через суд (по инициативе уполномоченных госорганов);
  • порядке банкротства (в том случае, если средств НКО недостаточно для того, чтобы погасить все задолженности, сформировавшиеся в ходе осуществления ею своей деятельности).

Основаниями для упразднения НКО на добровольной основе могут стать:

  • решение учредителей объединения;
  • достижение целей ее создания;
  • истечение закрепленного в уставных документах срока, в течение которого должна была функционировать НКО.

Ликвидация НКО через Минюст: порядок действий, первые шаги

Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:

  1. Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
  2. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
  3. Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
  4. Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.

Как закрыть некоммерческую организацию — пошаговая инструкция по дальнейшим действиям

После того как кредиторы объединения были уведомлены о его грядущем упразднении, ликвидационной комиссией выполняются следующие действия:

  1. Составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о дебиторской и кредиторской задолженности НКО, а также имеющихся у нее активах (п. 3 ст. 19 закона № 7).
  2. Производятся расчеты с кредиторами НКО. Если имеющихся денежных средств не хватает для полного погашения задолженностей, реализуется принадлежащее объединению имущество. Уплата долгов производится в последовательности, определенной положениями п. 1 ст. 64 ГК РФ:
  • в первую очередь производятся расчеты с лицами, перед которыми у НКО имеются обязательства, возникшие в результате причинения вреда их жизни или здоровью;
  • во вторую очередь погашается задолженность по заработной плате;
  • в третью очередь производятся расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • в четвертую очередь удовлетворяются требования прочих кредиторов.
  1. Составляется окончательный ликвидационный баланс, который передается в отделение Минюста. Оставшиеся после расчетов с кредиторами активы идут на благотворительность или иные цели, предусмотренные уставом НКО. При невозможности использования средств на целевые нужды они направляются в счет государства (п. 1 ст. 20 закона № 7).
  2. Составляется заявление по форме Р16001. К документу прилагается окончательный ликвидационный баланс и квитанция об уплате госпошлины (ее размер составляет 800 руб.). На основании полученных документов Минюст вносит в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности НКО. С этого момента некоммерческое объединение считается упраздненным.

Материальные обязательства участников НКО

В том случае, если собственных средств объединения недостаточно для того, чтобы расплатиться с имеющимися долгами, в отношении него реализуется процедура банкротства.

В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ в том случае, если имеющихся у НКО денег не хватает даже на то, чтобы провести процедуру ликвидации, учредители объединения должны профинансировать ее самостоятельно; материальные обязательства при этом распределяются солидарно.

Для отдельных видов НКО существуют установленные исключения, определяющие дополнительную ответственность их учредителей:

Особенности ликвидации отдельных видов НКО

Положения ст. 18 закона № 7 устанавливают особенные правила ликвидации следующих видов НКО:

  1. Фондов. Согласно п. 2 ст. 18 закона № 7 они могут быть упразднены только по решению суда. Основаниями для прекращения фондом своей деятельности являются:
  • нехватка денежных средств и/или имущества для нормального функционирования фонда и отсутствие источников, из которых можно было бы получить такие средства;
  • невозможность реализации целей, ради которых создавалась НКО, при условии что их нельзя изменить, внеся в учредительные документы соответствующие корректировки;
  • осуществление фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, и пр.
  1. Отделений иностранной НКО, имеющей статус неправительственной. Согласно п. 2.1 ст. 18 закона № 7 основаниями для их ликвидации могут стать:
  • ликвидация головной неправительственной иностранной НКО;
  • непредставление сведений, обязательных для представления в соответствии с законодательством;
  • несоответствие деятельности объединения целям его создания, а также сведениям, представленным в соответствии с законодательством.

Образец протокола о ликвидации некоммерческой организации

Протокол общего собрания участников НКО, содержащий решение о ее ликвидации, может выглядеть следующим образом:

ПРОТОКОЛ

общего собрания участников

НКО «Центр развития личности»

10.01.2019 г. Ярославль

Повестка дня:

Подпишитесь на рассылку

  1. Об избрании председателя и секретаря собрания.
  2. О ликвидации общества.
  3. О создании ликвидационной комиссии.
  4. О назначении председателя ликвидационной комиссии.
  5. Об установлении срока ликвидации.

Слушали:

  1. По первому вопросу — об избрании председателем собрания Гутова А. И., секретарем — Ермолина А. П.
  2. По второму вопросу — о нецелесообразности дальнейшей деятельности НКО и принятии решения о ликвидации.
  3. По третьему вопросу — о создании ликвидационной комиссии в составе трех человек:
    • Гутов Антон Иванович — директор.
    • Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
    • Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.
  4. По четвертому вопросу — о назначении председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.
  5. По пятому вопросу — об установлении срока ликвидации до 10.07.2019.

Решили:

  1. Избрать председателем собрания Гутова А. Н., секретарем — Ермолина А. П.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  2. Ликвидировать НКО.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  3. Создать ликвидационную комиссию в составе трех человек:
    • Гутов Антон Иванович — директор.
    • Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
    • Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.

    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.

  4. Назначить председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  5. Установить срок ликвидации до 10.12.2018.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.

Все вопросы повестки дня рассмотрены.

Председатель собрания /Гутов/ А. И. Гутов

Секретарь собрания /Ермолин/ А. П. Ермолин

Ликвидация некоммерческой организации по решению суда

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ в суд с иском о принудительной ликвидации НКО могут обратиться государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями.

К числу таких органов относятся:

С заявлением о ликвидации общероссийского общественного движения или НКО международного уровня может обратиться только Генеральный прокурор РФ (ч. 3 ст. 44 закона «Об общественных…» от 19.05.1995 № 82). Прокурор субъекта Федерации может обратиться с соответствующим заявлением в отношении региональных и местных НКО (п. 1.1 ст. 18 закона № 7). Прокуроры городов и районов выступать с подобной инициативой не вправе. Аналогичными правами обладают отделения Минюста России.

Правовые основания для принудительной ликвидации НКО установлены п. 3 ст. 61 ГК РФ. Объединение может быть упразднено в судебном порядке в том случае, если:

  • достижение целей, ради которых создавалась организация, становится невозможным;
  • в ходе создания НКО были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер;
  • НКО осуществляла деятельность, подлежащую обязательному лицензированию, без получения разрешительных документов;
  • НКО осуществляла деятельность, нарушающую действующие законодательные нормы (в том числе конституционные);
  • деятельность НКО не соответствует ее уставным целям;
  • существуют иные основания, предусмотренные действующими федеральными законами.

***

Итак, отвечая на вопрос о том, как закрыть некоммерческую организацию, стоит ознакомиться с нормами гражданского законодательства, а также положениями закона № 7, определяющего порядок функционирования и упразднения некоммерческих объединений. Основаниями для ликвидации НКО может стать самостоятельное решение ее учредителей или решение суда, вынесенное на основании рассмотрения заявления уполномоченного госоргана (прокуратуры, налогового органа или территориального отделения Минюста). Порядок ликвидации некоммерческой организации, пошаговая инструкция по осуществлению которого приведена выше, обязателен к соблюдению объединениями всех организационно-правовых форм.

***

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ликвидация НКО. Как ликвидировать некоммерческую организацию в 2020 году?

Сопровождение НКО наша профессия. Ликвидация НКО, заключительное действие в жизненном цикле некоммерческой организации. Приняв решение ликвидации НКО, необходимо знать несколько важных вещей, которые мы тут и рассмотрим. Важно знать все особенности этого процесса в Минюсте, чтобы ответить на следующие вопросы:

  • Какова стоимость ликвидации НКО, из чего формируется цена?
  • Ликвидировать НКО самому, используя пошаговую инструкцию, или доверить работу специалистам?
  • Что будет с имуществом НКО при ликвидации?
  • Особенность ликвидации Фонда.
  • Может мне проще продать мою НКО?

Прекращение деятельности некоммерческих организаций

Как и коммерческие организации, НКО организовываются с определенными целями, функционируют, могут быть реорганизованы и ликвидированы, перестав быть субъектами правовых и гражданских отношений с момента ликвидации.

Как показывает практика, создание некоммерческих организаций и прекращение их работы происходит постоянно. Но при этом законодательство, предусматривающее их ликвидацию, еще несовершенно, как и его применение в реалиях современной жизнедеятельности. Чтобы понять существующие в этой области проблемы, выявить основные тенденции, вызванные постоянными переменами в общественных отношениях и найти их оптимальные решения, требуется постоянно изучать и анализировать существующее законодательство, регламентирующее деятельность НКО.

В настоящее время в Российской Федерации законодательные нормы, касающиеся ликвидации некоммерческих объединений, не могут полномерно обеспечить правовое регулирование в этой области, что отрицательно сказывается на деятельности НКО, как субъектов гражданского права. Это влечет за собой возникновение судебных споров и разбирательств. Один из весомых недостатков заключается в том, что в области существующего гражданского законодательства нет закрепления четкой регламентации прекращения деятельности некоммерческой организации. Нередко при ликвидации споры возникают также при определениях гарантий для кредиторов НКО и для государства, являющегося кредитором относительно налоговых обязательств.

Цена ликвидации некоммерческой организации.

Стоимость ликвидации НКО зависит от ее организационно- правовой формы. Например, ликвидировать Автономную некоммерческую организацию, Частное учреждение Ассоциацию, или Общественную организацию не составит труда, если Вы обращаетесь за нашей квалифицированной помощью (при соблюдении всех норм действующего законодательства) и стоимость данной процедуры фиксированная — 39500 рублей. Услуга по ликвидации некоммерческой организации в 39500 состоит из пяти этапов: 1. Уведомление о начале процедуры ликвидации некоммерческой организации 2. Назначение ликвидатора или ликвидационной комиссии некоммерческой организации 3. Публикация в органах печати о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами 4. Регистрационные действия, связанные с составлением промежуточного ликвидационного баланса, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения 5. Представление составленного ликвидационного баланса, исключение некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц. Важно помнить, что помимо услуг по ликвидации отдельно оплачиваются расходы на нотариуса, публикацию в органах печати и государственную пошлину. Данную стоимость спрогнозировать сложно, поскольку все зависит от публикации в органах печати, так как их стоимость рассчитывается за квадратный сантиметр текста, вышедшего в печать, но примерная сумма всех расходов от 8000 рублей. Обращаем внимание, что некоммерческая организация до исключения ее из единого государственного реестра юридических лиц обязана сдавать все отчеты, предусмотренные законодательством Российской Федерации – в ИФНС, ФСС, ПФР и помимо расходов на ликвидацию необходимо помнить об оплате работ бухгалтера, так как если будет не сдан хотя бы один отчет или останется непогашенный штраф (пени), организацию не смогут ликвидировать. Если ликвидируемая организация зарегистрирована не на домашний адрес, то не стоит забывать и о расходах на содержание офиса, адрес которого будет указан в органах печати для уведомления требований кредиторов. При условии что Вы задолго до ликвидации отказались от помещения и фактически организация нигде не находится, то могут возникнуть проблемы на последнем этапе ликвидации с указанием причины в отказе — предоставление недостоверных сведений о месте нахождения организации, и уведомление кредиторов не надлежащим образом.

Как происходит ликвидация некоммерческих объединений?

В переводе с латыни ликвидация или liguidatio означает окончание дел, относительно НКО она определяется как прекращение, завершение деятельности. Еще на этапе создания некоммерческой организации нужно знать, какие основные требования предъявляются законодательством к ее ликвидации, и ознакомиться с пошаговой инструкцией завершения деятельности, что поможет избежать ошибок и проблем с законом. При этом следует учитывать, что для разных организационных форм НКО этапы ликвидации могут несколько отличаться.

Поэтапная ликвидация некоммерческой организации

Высшим органом управления НКО принимается решение о прекращении ее деятельности, после чего выбирается ликвидационная комиссия, в некоторых случаях – ликвидатор. Затем определяется представитель НКО, который будет подавать документацию, касающуюся ликвидации некоммерческого объединения, в соответствующий государственный орган, как правило это Министерство юстиции. С момента принятия решения о ликвидации и до подачи документов должно пройти не более 3-х дней.

Необходимо подать следующие документы:

  • решение, которым были назначены ликвидационная комиссия или ликвидатор;
  • нотариально заверенное уведомление о прекращении деятельности НКО, составленное по форме Р15001.

Следующим этапом предусматривается уведомление общественности о предстоящей ликвидации НКО. С этой целью ликвидационной комиссией или ликвидатором публикуется соответствующее заявление в «Вестнике государственной регистрации». С момента уведомления отсчитывается срок требований по кредиторам, который не должен быть меньше 2-х месяцев.

Для размещения публикации в государственном издании необходимо предоставить в редакцию:

  1. решение о прекращении деятельности НКО;
  2. сопровождающее письмо и заявка на размещение публикации;
  3. квитанцию, подтверждающую оплату размещения информации.

После уведомления о предстоящем прекращении деятельности, ликвидационной комиссией или ликвидатором изучаются дела некоммерческого объединения и выявляются существующие обязательства. Затем составляется график их погашения, проводится сверка со всеми государственными фондами, налоговым и другими органами. После этого все установленные задолженности должны быть ликвидированы.

После устранения задолженностей и расчетов по обязательствам бухгалтерская документация НКО приводится в требуемое состояние и определяется промежуточный баланс, который предоставляется в соответствующий государственный орган вместе с формой Р15003.

Если в НКО есть оформленные штатные сотрудники, то они должны быть уволены после погашения установленных обязательств.

На последнем этапе составляется окончательный ликвидационный баланс НКО, который затем утверждается высшим управленческим органом и подается вместе с формой Р16001 в соответствующий государственный орган.

После того, как НКО было исключено из государственного реестра, его деятельность прекращается. Но в обязательном порядке необходимо совершить еще несколько важных действий – закрыть расчетные счета, подготовить и передать документацию для хранения в государственном архиве.

Как советуют специалисты, после ликвидации НКО нужно сохранять документацию, подтверждающую ее исключение из государственного реестра, на протяжении 3-х лет

Ликвидация некоммерческих организаций в 2019 году – особенности и нюансы.

От ликвидации не застрахована ни одна НКО. Поэтому следует предусматривать возможность принятия управляющим органом решения о прекращении деятельности некоммерческого объединения.

Существует ряд причин, влекущих за собой ликвидацию НКО. Основными из них являются:

  • прекратилось финансирование;
  • цели, поставленные при создании НКО, достигнуты и ее дальнейшее существование нецелесообразно;
  • между лицами, создавшими НКО, возникли разногласия относительно направлений функционирования организации, что делает ее дальнейшее существование невозможным;
  • препятствия деятельности некоммерческого объединения со стороны государственных органов;
  • организаторы НКО потеряли интерес к выполняемой деятельности и не видят смысл в ее дальнейшем существовании.

Проблема всех некоммерческих организаций заключается в том, что законодательство, регламентирующее их деятельность, построено так, что создать НКО намного легче, чем потом ее ликвидировать. Со стороны государства это вполне логично и объяснимо, поскольку некоммерческим объединением осуществлялась определенная деятельность и у него были обязательства перед государством, перед другими организациями и физическими лицами. Поэтому при ликвидации контролирующие органы должны убедиться, что НКО были выполнены все требования, предусмотренные законодательством, а именно:

  • Организацией выплачена зарплата в полном объеме всем своим сотрудникам;
  • Закрыты все обязанности и задолженности перед кредиторами;
  • Уплачены все налоговые суммы;
  • Сдана вся необходимая отчетность за весь период существования НКО;
  • Кредиторы уведомлены о предстоящем прекращении деятельности некоммерческого объединения;
  • Имущество, остающееся после ликвидации НКО, распределено согласно уставу организации.

Кто занимается ликвидацией НКО?

Решение о прекращении деятельности некоммерческой организации принимается высшим органом управления НКО. Также этим органом назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, утверждается промежуточный и окончательный баланс.

В зависимости от организационной формы НКО, высший орган может быть:

  • Общим собранием в общественных НКО;
  • Советом или Президиумом, согласно уставу, в автономных некоммерческих объединениях;
  • Если НКО является фондом, то решение о прекращении деятельности принимается судом согласно заявлению заинтересованного лица.

Согласно решению управляющего органа, прекращение деятельности НКО возлагается на ликвидационную комиссию или ликвидатора – человека, принимающего на себя все обязанности по завершению дел.

Ликвидационная комиссия или ликвидатор занимаются

подготовкой и предоставлением необходимой документации в соответствующий орган;

уведомлением кредиторов о прекращении деятельности некоммерческой организации;

публикацией информации о предстоящей ликвидации в государственное печатное издание;

взаимодействует с государственными фондами и органами при получении и подаче справок, уведомлений и других бумаг.

Также в ликвидации НКО принимает участие бухгалтер, в обязанности которого входит:

  • ведение и подготовка бухгалтерской отчетности;
  • составление промежуточного и окончательного баланса;
  • проведение сверок с государственными фондами и кредиторами;
  • решение других задач, касающихся бухгалтерии.

На первый взгляд может показаться, что в ликвидации НКО нет ничего сложного

после принятия высшим органом НКО решения о прекращении деятельности назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия. С этого момента на протяжении 3-х дней государственный орган уведомляется о том, что началась процедура ликвидации;

после получения ликвидатором соответствующих документов для кредиторов публикуется уведомление о предстоящем прекращении деятельности НКО;

по истечении двух месяцев с момента публикации бухгалтером составляется, а высшим органом утверждается промежуточный, а затем и окончательный баланс. Все необходимые документы подаются ликвидатором в Минюст;

если документация предоставлена в полном объеме, обязанности и задолженности закрыты и претензий к НКО нет, то организация исключается из государственного реестра, и ее деятельность прекращается.

Если строго соблюдать все требования законодательства РФ, то прекращение деятельности НКО пройдет без проблем и затруднений. Следует знать, что это не совсем быстрый процесс – от момента принятия решения о ликвидации до полного завершения дел пройдет минимум 6 месяцев.

Но, как показывает практика, в настоящее время существует ряд нюансов, из-за которых возникают трудности при проведении ликвидационных мероприятий. О них нужно знать еще до принятия решения о ликвидации, чтобы избежать осложнений и проблем с законодательством.

ВАЖНО! Чаще всего встречаются следующие проблемы при ликвидации НКО:

  1. Прекращение деятельности не было согласовано со всеми участниками НКО — в таком случае заключение о ликвидации может быть отменено судом;
  2. Сданы не все отчетности за полный период деятельности некоммерческого объединения, что не разрешает закрывать НКО;
  3. Ликвидатор был ранее дисквалифицирован в государственном реестре. Поэтому необходимо проверить его на дисквалификацию до назначения, в противном случае смена ликвидатора может занять много времени;
  4. Адрес, по которому зарегистрировано некоммерческое объединение, был ранее зафиксирован в реестре как неподтвержденный. До начала процесса ликвидации нужно убедиться в отсутствии подобной записи. Если она существует, то до момента уведомления о прекращении деятельности нужно изменить адресные данные в государственном реестре.

Если при ликвидации НКО возникнут проблемы, которые невозможно решить по каким-либо причинам, то ее придется отменить и закрывать некоммерческое объединение другим способом, например, провести его реорганизацию.

На практике существует еще две возможности завершить деятельность НКО практически без усилий.

Первая, передать НКО. Сменить руководителя, учредителей и органы управления. НКО передается новым владельцам, которые преследуют схожие цели, полны сил и решимости. Дело в том, что некоммерческие организации моложе 1 года имеют ряд ограничений при реализации своей деятельности. Но приняв действующую НКО, большая их часть будет отсутствовать.

Второй способ самый сомнительный. Для этого нужно закрыть банковский расчетный счет, не сдавать отчеты в соответствующие госорганы, не подтверждать продолжение работы, то есть не выполнять никаких действий, как бы забыв о существовании некоммерческого объединения.

В таком случае НКО признается недействующей и на этом основании исключается из государственного реестра. Но, решившись на такой шаг, нужно знать — за то, что учредители организации не поступили согласно законодательству РФ, не провели ликвидацию согласно правилам, и за них это сделало государство, исключив НКО из реестра, все лица, участвовавшие в этой организации, дисквалифицируются на 3 года. Запись об их дисквалификации вносится в государственный реестр юридических лиц. Фактически они попадают в черный список, должны выйти из участия в других организациях и создать новую не смогут 3 года.

Имущество НКО после ликвидации.

Порядок распределения имущества при ликвидации некоммерческой организации обязательно указывается в уставе организации. Как правило, имущество после расчета с кредиторами направляется на цели некоммерческой организации, а если это не представляется возможным, то данное имущество обращается в доход государства. Очень важно помнить, что имущество при ликвидации не распределяется между ее учредителями (участниками, членами).

Особенность ликвидации некоммерческого фонда.

В том случае, когда Вы планируете ликвидировать Фонд, стоит учитывать, что это более сложная процедура, поскольку Фонд можно ликвидировать только на основании решения суда и это довольно длительный и трудоемкий процесс, который иногда может продлиться до 2-х лет. При таких вводных стоимость ликвидации Фонда начинается от 90000 рублей. Особенность ликвидации Фонда, как уже отметили выше, состоит в том, что Фонд ликвидируется только через суд. Ниже мы коротко опишем этапы ликвидации Фонда: 1) Заинтересованное лицо составляет заявление в суд о ликвидации Фонда и просит суд назначить ликвидатора 2) Суд выносит решение о начале процедуры ликвидации Фонда 3) Суд назначает ликвидатора Фонда 4) Ликвидатор осуществляет регистрационные действия в Министерстве юстиции о начале процедуры ликвидации Фонда 5) Ликвидатор публикует сообщения в Вестнике государственной регистрации о том, что Фонд находится в стадии ликвидации 6) Ликвидатор принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности 7) Ликвидатор выявляет имущество ликвидируемого Фонда 8) Ликвидатор осуществляет все необходимые действия по расчету с кредиторами. 9) Ликвидатор осуществляет сверку ПФР, ФСС, ИФНС 10) Ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс 11) Ликвидатор составляет ликвидационный баланс 12) Заинтересованное лицо обращается в суд для завершения процесса ликвидации Фонда и утверждения промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса 13) Ликвидатор осуществляет регистрационные действия в Министерстве юстиции по завершению процедуры ликвидации Фонда 14) Министерство юстиции исключает Фонд из Единого государственного реестра и Фонд прекращает свою деятельность. Все этапы ликвидации некоммерческой организации осуществляются строго в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ее уставом, например выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой организации производится ликвидатором в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Расчет кредиторов осуществляется на основании бухгалтерской отчетности и выявленного имущества организации, а оставшееся имущество после расчета с кредиторами распределяется в соответствии с уставом организации.

Может мне продать свою НКО?

Затраты на ликвидацию НКО составляют около 50т.р. Часто решение ликвидировать свою некоммерческую организацию возникает по причине отсутствия денег. В связи с чем этих 50000 просто нет. Но бросать НКО нельзя из-за дисквалификации директора и учредителей. Существует альтернатива, передать организацию тем, кто полон сил и денежных средств продолжить развивать Ваше направление, фактически продав её. Если Вашей НКО более года, есть все шансы. В итоге Вы не теряете 50000, а получаете от 30000. Если интересно ниже ссылка там все подробно написано: Ориентировочная стоимость ЛИКВИДАЦИИ 39500 т.р. +7 (968) 878-38-99 Звонок сразу к юристу. Или оставьте заявку на куплю-продажу вашей НКО по , телефону +7 (968) 878-38-99. Достаточно: наименования, год создания и наличие деятельности.

Решение о ликвидации

Решение о ликвидации некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм может принять только суд и только по заявлению заинтересованных лиц. Подобные ограничения касаются, таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как фонд.

Что касается других организационно-правовых форм некоммерческих организаций, то они тоже могут быть ликвидированы по решению суда. Если в ходе деятельности некоммерческая организация осуществляет действия, противоречащие ее уставным целям и соответствующим пунктам действующего законодательства, ей может быть вынесено предупреждение (в письменной форме) со стороны органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц (для некоммерческих организаций это Министерство юстиции), или со стороны прокурора — в виде представления об устранении нарушений.

Если некоммерческой организации выносится более двух письменных предупреждений или представлений об устранении выявленных нарушений, некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда.

Начало ликвидации

Для осуществления самой процедуры ликвидации некоммерческой организации учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию. Они же устанавливают порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемой некоммерческой организации, и от имени последней созданная ликвидационная комиссия выступает в суде.

При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество (если иное не установлено федеральными законами), в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации, направляется на цели, в интересах которых организация была создана, и (или) на благотворительные цели. В том случае, если имущество ликвидируемой некоммерческой организации невозможно использовать в соответствии с ее учредительными документами — оно обращается в доход государства. Исключение составляет ликвидация некоммерческих организаций, созданных в такой организационно-правовой форме, как некоммерческое партнерство или учреждение.

Порядок ликвидации

Порядок ликвидации некоммерческой организации установлен законодательством РФ и регулируется Федеральным Законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ. «О некоммерческих организациях» Согласно п. 1 ст. 19. гл. 3 названного закона, после создания ликвидационной комиссии, в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, размещается публикация о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Важно учесть, что срок заявления кредиторами вышеупомянутых требований не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия, в свою очередь, принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. По истечении срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации данной организации.

Имущество

Если сумма денежных средств, имеющихся у ликвидируемой некоммерческой организации, недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ликвидируемой некоммерческой организации с публичных торгов в соответствии с установленным для исполнения судебных решений порядком (исключение составляют частные учреждения).

При недостаточности денежных средств у частного учреждения для удовлетворения требований кредиторов последние имеют право обратиться в суд с требованием погасить оставшуюся задолженность за счет собственника ликвидируемого учреждения.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждающийся учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

По окончании расчета с кредиторами ликвидируемой некоммерческой организации, оставшееся после удовлетворения их требований имущество, в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации, направляется на цели, в интересах которых организация была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено действующим законодательством.

В том случае, если имущество ликвидируемой некоммерческой организации невозможно использовать в соответствии с ее учредительными документами, то, согласно п.1 ст. 20 гл. 3 Федерального Закона «О некоммерческих организациях», данное имущество обращается в доход государства.

При ликвидации некоммерческого партнерства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественными взносом, если в учредительных документах не предусмотрен иной порядок распределения имущества.

При ликвидации учреждения оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается собственнику учреждения при условии, что иное не предусмотрено учредительными документами ликвидируемого учреждения или правовыми актами Российской Федерации.

Отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации ликвидируется также в случае ликвидации соответствующей иностранной неправительственной организации, в случае непредставления установленных сведений о поступлениях и расходов средств, а также в случае, если его деятельность не соответствует целям, предусмотренных учредительными документами.

Завершение ликвидации

В соответствии с п. 1 ст. 21 гл. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ликвидация некоммерческой организации считается завершенной (а некоммерческая организация, в свою очередь, прекратившей свое существование) после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация Организации — это сложный комплекс мероприятий, но иногда ликвидация становится необходимой. Порядок процесса ликвидации некоммерческой организации должен происходить в строгом соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Ликвидация Организации — форма прекращения деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Документы, необходимые при ликвидации некоммерческой организации

1 ЭТАП

1. Уведомление о ликвидации юридического лица по форме №Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при госуд. регистрации юр. лиц…», в 2-х экз.

2. Решение или протокол (выписка из протокола) о ликвидации некоммерческой организации и о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), в 2-х экз.

3. Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Срок не может составлять менее двух месяцев.

2 ЭТАП

По окончании срока для предъявления требований кредиторами (через два месяца с даты публикации в журнале «Вестник») представляются следующие документы:

1. Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме №Р16001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при госуд. регистрации юр. лиц…», в 2-х экз.

2. Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации либо органом некоммерческой организации, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации, в 2-х экз.

3. Ликвидационный баланс, в 2-х экз.

4. Решение или протокол (выписка из протокола) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, завершении процедуры ликвидации, в 2-х экз.

5. Документ об уплате государственной пошлины (оригинал).

НКО (некоммерческая организация) — это объединение, созданное для определенных целей. Они могут быть социальными, гражданско-правовыми или благотворительными. Некоммерческая организация не занимается извлечением прибыли или ее распределением между своими членами.

Доход в некоммерческой организации возможен, но допускается его трата только на цели, оговоренные в уставе. Иными словами участники НКО не могут воспользоваться им в виде чистой прибыли для личных целей за редкими исключениями, предусмотренными 116 ст. ГК.

Например, образовательное учреждение может вести предпринимательскую деятельность в виде оказания платных услуг по обучению или сдавая помещения в аренду.

Тем не менее, некоммерческая организация является юридическим лицом, а значит должна быть зарегистрирована, а при необходимости и ликвидирована в установленном законом порядке.

Имущество организации также может быть приобретено на деньги, полученные от членских взносов. При ликвидации оно не подлежит возврату. Членские взносы могут быть внесены не только в виде финансов, но и в любой допустимой уставом форме.

Причины и способы ликвидации НКО

Под ликвидацией подразумевают полную остановку деятельности и прекращение существования данного объединения. Процедура может быть проведена по инициативе создателей некоммерческой организации (некоммерческого предприятия) или по решению суда.

Иногда устав организации может подразумевать ее ликвидацию при следующих обстоятельствах:

  • Достигнуты цели, ради которых создавалось объединение.
  • Истек срок, запланированный для существования НКО, прописанный в ее уставе.
  • Орган (по составу отличный от учредителей организации) принял решение о ее ликвидации.

Арбитражный или иной суд может вынести вердикт о прекращении существовании НКО по следующим причинам:

  1. НКО неоднократно и грубо нарушала действующее законодательство.
  2. Нарушения являются неустранимыми.
  3. Сфера фактической деятельности организации не соответствует заявленным в ее уставе целям и задачам.
  4. Подозрения в экстремизме.

Учредители НКО или установленный уставом орган принимают решение о ликвидации НКО главным образом по следующим причинам:

  • финансирование организации недостаточно для ее дальнейшего существования;
  • поставленные цели не могут быть достигнуты, а задачи реализованы;
  • смена поля деятельности, внутренней политики, стратегий функционирования организации.

Кроме того причиной прекращения деятельности любого юридического лица, в том числе некоммерческой организации, может быть банкротство. Инициатором в данном случае может являться как сама НКО, так и иные структуры (налоговая служба, пенсионный фонд и пр.), при обращении их в суд.

Читайте, как закрыть ООО с долгами?

Цены на ликвидацию ООО с нулевым балансом в фирмах Москвы .

Критерием признания организации банкротом является неспособность ее погасить долги в течение трех месяцев.

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации. Сроки ликвидации НКО в общем случае составляют от 4 месяцев до полугода. Этот процесс регулируется 61-64 статьями Гражданского кодекса, а также Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «О государственной регистрации ЮЛ и ИП».

Четкое следование всем инструкциям, а также соблюдение временных рамок по подаче документов в регистрирующий орган позволит избежать штрафных санкций и не даст процедуре затянуться на более длительный срок.

Порядок ликвидации некоммерческой организации в общем виде состоит из следующих этапов:

  1. Общее собрание, на котором принимается решение о ликвидации, или вынесение соответствующего решения в судебном порядке.
  2. Назначение ликвидатора. Им может стать единичное лицо или группа лиц, в таком случае говорят о ликвидационной комиссии. Дальнейшие действия по всем вопросам, связанным с закрытием организации, осуществляет ликвидатор. Результат собрание протоколируется и скрепляется подписями всех его участников.
  3. В трехдневный срок после собрания в регистрирующий орган подается заявление по форме РН0005 (бланк), протокол решения о ликвидации (образец), уведомление о назначении и составе ликвидационной комиссии по форме РН0006 (бланк), а также ксерокопии данных документов: свидетельства о регистрации и постановки на учет в налоговом органе, ИНН, выписки из Единого государственного реестра, паспорта/паспортов членов ликвидационной комиссии, при наличии в НКО главного бухгалтера/руководителя его паспорта и приказа о назначении, устава организации. Эти же документы ликвидатор обязан направить в Управление Минюста по юридическому адресу организации (это является особенностью ликвидации НКО, прочие ЮЛ к данной структуре отношения не имеют), в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Регистрирующий орган перенаправляет после проверки документы в налоговую службу. Ее сотрудники регистрируют начало ликвидации некоммерческой организации.
  4. Направление сообщения в СМИ. Для уведомления всех лиц, так или иначе заинтересованных в деятельности и ее прекращении НКО, используется периодическое издание «Вестник государственной регистрации». В сообщении указываются название некоммерческой организации, сроки представление требований по задолженностям (не менее двух месяцев), а также все контактные данные НКО — телефоны, адреса (юридический, фактический), электронную почту при желании, чтобы кредиторы могли связаться с учредителями или руководителями организации и предъявить свои претензии. Ликвидационная комиссия до полного окончания процедуры закрытия объединения должна хранить документы, подтверждающие публикацию заявления. К ним относится номер периодического издания и бланк сообщения.
  5. Составление ПЛБ. Промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ) нужен для сведения воедино всех активов и пассивов организации. ПЛБ утверждается органом, который принял решение о ликвидации НКО. Он помогает систематизировать все доходы и расходы НКО и облегчает налоговую проверку, если ИФНС решает, что ее проведение необходимо. Уведомление о его составлении оформляется по форме РН0007 (бланк) и подается в отделение ИФНС.
  6. Расчет с кредиторами при наличии задолженностей. Он организуется после предъявления требований в указанный в публикации срок. Сначала оплата производится сотрудникам организации, вслед за этим — негосударственным фондам и банкам, потом — прочим физическим и юридическим лицам. При несогласии с предъявленным требованием возможно решение вопроса через суд. Если капитала организации недостаточно для погашения всех задолженностей, ликвидатор осуществляет продажу имеющегося на ее балансе имущества. В случае ликвидации методом банкротства оно продается в рамках конкурсного производства. Оставшееся имущество распределяется между членами НКО, если уставом не определено иное. При невозможности его разделение оно отходит государству.
  7. Составление ЛБ. При отсутствии долгов ликвидационный баланс (ЛБ) полностью идентичен промежуточному, в противном случае он будет отличаться на выплаченную сумму.
  8. Оплата государственной пошлины. Она составляет 800 рублей для всех юридических лиц. Не производится ее оплата, если ликвидация ЮЛ связана с банкротством.
  9. Исключение некоммерческой организации из ЕГРЮЛ. Это является знаком окончательной ликвидации объединения. В регистрирующий орган подаются следующие документы: заявление от лица учредителей по форме РН0008 (оригинал и копия), протокол о составлении ЛБ и сам ликвидационный баланс, квитанция об оплате госпошлины или заключение арбитражного суда, свидетельство о регистрации организации, документ, подтверждающий отсутствие печатей/штампов или их уничтожение. По факту данной процедуры выдается свидетельство. Все необходимые документы подаются единым пакетом лично ликвидатором или доверенным лицом.

Случаи отмены решения о ликвидации организации. В ряде случаев ликвидацию, осуществленную принудительным путем, некоммерческая организация может попытаться отменить.

Для этого необходимо грамотное составление судебного иска. Для положительного решения вопроса необходимо оспорить причины, вызвавшие ликвидацию. Это возможно в следующих случаях:

  1. Инициатором являлась налоговая служба, причина принудительного закрытия фирмы — отсутствие фактической деятельности. В данной ситуации НКО должна доказать обратное, представив суду документы или свидетельские показания.
  2. Оспариваемый акт нарушает права НКО как юридического лица.
  3. Имеются доказательства ложности или неправомерности обвинений, выдвинутых против НКО, на основании которых было прекращено существование организации.

Сами учредители также могут остановить процесс ликвидации. Для этого подается форма Р14001. Процедура осуществляется ликвидационной комиссией. К форме прикладывается заявление об отмене ликвидации.

В подавляющем большинстве случаев бухгалтерия некоммерческой организации достаточно проста и не вызывает вопросов и сомнений у сотрудников налоговой службы при подаче деклараций и промежуточного баланса. Если НКО не вела предпринимательской деятельности, процедура ликвидации протекает быстрее и проще.

Налоговые проверки в этом случае чаще всего не производятся. Компания, которая не имела в принципе никаких движений по счетам, также вправе рассчитывать на утверждение промежуточного ликвидационного баланса без выездных проверок.

При нежелании самостоятельно заниматься закрытием НКО ее руководители или учредители могут обратиться к фирме-посреднику. Стоимость их услуг зависит от выбранного способа ликвидации.

Цена на услугу по добровольному прекращению деятельности составляет порядка 30.000 рублей. Альтернативная ликвидация методом присоединения или слияния — 60.000 рублей и более.

Цена увеличивается до 90.000 рублей, если она сопровождается переводом фирмы в другой регион. Если планируется ликвидация путем смены руководства или юридического адреса, ее стоимость будет составлять от 20.000 до 40.000 рублей.

В этой статье Вы можете ознакомиться с образцом о решении ликвидации ООО с одним участником.

Узнайте, возможна ли ликвидация ООО без налоговой проверки, по этому адресу.

Цены на ликвидацию ООО без долгов, в этой статье.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО в 2019 году

Общие положения о ликвидации НКО

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

  • налоговых;
  • трудовых и т. д.

Их завершение проводится по отдельным правилам. Так, все работники должны быть предупреждены о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации за 2 месяца (подробнее о процедуре — в статье «Увольнение работника в связи с ликвидацией организации»).

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:

  1. Принятие решения о ликвидации оформляется в виде протокола общего собрания участников (учредителей). Целесообразно включить в этот же протокол пункт об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора, п. 4 ст. 62 ГК РФ). Подробности — в статье «Ликвидационная комиссия – формирование, состав, полномочия».
  2. В течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется территориальный орган Минюста РФ (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ, уведомление по ф. P15001, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее — приказ № ММВ-7-6/25@). Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим. В этот же орган представляется уведомление по ф. P15002 о создании ликвидационной комиссии или избрании ликвидатора.
  3. Сообщение о ликвидации публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Направляются письменные уведомления кредиторам, определенным по данным бухучета.
  4. Утверждается промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ), который представляется с уведомлением по ф. Р15003.
  5. Проводятся расчеты с кредиторами, формируется ЛБ (пп. 4, 6 ст. 63, ст. 64 ГК РФ). В Пенсионный фонд представляются сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.
  6. В Минюст подается заявление по ф. Р16001 для внесения записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ.

Особенности ликвидации НКО отдельных видов

Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:

  • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2018 по делу № 2-1124/18).
  • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл. 27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см. апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 по делу № 33-28666/2016).

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.

Полномочие

Срок осуществления

Нормы

Уведомление Минюста об избрании ликвидатора

После ее создания

П. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Публикация объявления о начале процедуры

После направления уведомления о ликвидации

П. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Управление делами НКО, выступление от ее имени в суде

В период от назначения до завершения процедуры или возбуждения дела о банкротстве

П. 4 ст. 62, п. 7 ст. 63 ГК РФ

Выявление и уведомление кредиторов в индивидуальном порядке

По истечении 2 месяцев после публикации

П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Получение дебиторской задолженности

П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Подготовка промежуточного ЛБ, его представление в Минюст

Не ранее обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ

П. 3 ст. 19 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Проведение расчетов с кредиторами

П. 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, пп. 4, 5 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Исполнение налоговых обязательств

П. 1 ст. 49 НК РФ

Обращение с заявлением о банкротстве, уведомление кредиторов о банкротстве

При недостаточности имущества

Пп. 3, 4 ст. 63 ГК РФ

Подготовка ЛБ и его представление с заявлением по ф. 16001 в Минюст

П. 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ, ст. 21 закона № 129-ФЗ, прил. 9 к приказу № ММВ-7-6/25@

В отношениях с третьими лицами ликвидатор действует на основании решения (протокола) о его избрании.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Участники (учредители) обязаны:

Решения при недостаточности средств ликвидируемой НКО

Очередность погашения долгов определяется ст. 64 ГК РФ. Также в ГК РФ есть указание о том, что при отсутствии средств у НКО затраты по процедуре несут солидарно участники или учредители (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

При установлении нехватки средств ликвидационная комиссия уполномочена распродавать имущество НКО, руководствуясь при этом процедурой, установленной для исполнения судебных решений (п. 4 ст. 19 закона № 7-ФЗ). Однако вырученных средств также может не хватить.

Возникает вопрос: как поступить в этом случае?

Существует общее правило, предусматривающее отдельную имущественную ответственность юрлица и его учредителей без возможности возложения ее друг на друга (п. 2 ст. 56 ГК РФ). Однако для некоторых НКО сделаны исключения и установлена дополнительная ответственность учредителей:

Предъявление требований в порядке применения субсидиарной ответственности относится к полномочиям кредиторов, но не ликвидатора (см. п. 7 ст. 63 ГК РФ, статью «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?»). Ликвидатор вправе только инициировать банкротство.

Распределение имущества НКО после ликвидации

Общее правило, действующее при распределении остатков имущества НКО после завершения расчетов, установлено п. 8 ст. 63 ГК РФ: они должны быть направлены на уставные или благотворительные цели. Правило, предусмотренное ст. 20 закона № 7, гласит, что при невозможности направления на уставные цели средства должны быть обращены в доход государства.

Для некоторых НКО существуют изъятия из общего порядка:

  1. Общественная организация. Оставшиеся после погашения требований средства направляются на уставные цели, а при их отсутствии — на цели, которые будут определены общим собранием или конференцией участников общественной организации. В спорных случаях цели определяются решением суда. Принятое решение подлежит опубликованию ликвидационной комиссией. В случае ликвидации по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, оно обращается в собственность РФ (ст. 26 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
  2. Некоммерческое партнерство. Оставшиеся средства распределяются между членами в размере имущественных взносов. Остаток направляется на уставные цели (п. 2 ст. 20 закона № 7-ФЗ, данное правило не распространяется на иные ассоциации и союзы, к числу которых (как отдельный вид) относится некоммерческое партнерство согласно подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ).
  3. Учреждение. Оставшееся имущество передается собственнику (пп. 3, 4 ст. 20 закона № 7-ФЗ).

Полное распределение имущества должно быть проведено до завершения процедуры путем регистрации ликвидации. При наличии между участниками спорных вопросов о вещи она продается ликвидатором с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Порядок регистрации ликвидации НКО

Завершая процедуру, ликвидатор обязан представить в Минюст:

  • заявление по ф. 16001, подпись в котором должна быть заверена нотариусом;
  • ЛБ;
  • квитанцию или платежное поручение, подтверждающее оплату госпошлины в размере 400 руб. (подп. 1, 3 п. 1 ст. 333 НК РФ);
  • подтверждение подачи в ПФ РФ сведений пенсионного учета (согласно п. 3 ст. 11 закона «Об индивидуальном учете…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ представляются в течение 1 месяца после утверждения промежуточного ЛБ) и информации о допвзносах, перечисленных в соответствии с законом «О дополнительных страховых взносах…» от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

Существует также вариант запроса этого документа по системе межведомственного взаимодействия в случае непредставления заявителем. В любом случае данная обязанность должна быть исполнена до обращения с заявлением.

Административный регламент Минюста РФ, утв. приказом от 30.12.2011 № 455 (далее — Адмрегламент), предусматривает для процедур регистрации единый срок в 33 дня для общественной организации и 17 рабочих дней для иных НКО (п. 22 Адмрегламента), не включая срок для регистрации ФНС РФ (5 рабочих дней, ст. 8 закона № 129-ФЗ). Порядок взаимодействия Минюста и ФНС РФ утв. приказом Минюста РФ от 12.11.2010 № 343.

Отказ в приеме документов не допускается (п. 47 Адмрегламента), однако возможен отказ в предоставлении госуслуги по регистрации ликвидации в случае, если решение принято неуполномоченным органом и по др. основаниям, предусмотренным ст. 23 закона № 129-ФЗ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

***

Таким образом, добровольная ликвидация НКО проводится на основании решения ее учредителей (участников). Основные действия при проведении процедуры (публикация, расчеты, распродажа имущества, представление документов и др.) возлагаются на избранного участниками ликвидатора.

При недостатке имущества он обязан инициировать банкротство. Оставшееся после ликвидации имущество, как правило, не распределяется между участниками, а направляется на уставные или благотворительные цели, если иное не предусмотрено специальными нормами.

admin

Добавить комментарий