Квотируемое место

Квотируемое место

1. Что такое квотирование рабочих мест?
Квотирование рабочих мест является важнейшим средством содействия занятости граждан, которые испытывают трудности в поиске работы.
Квотирование рабочих мест – это выделение минимального количества рабочих мест в организациях для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов и молодежи квотируемых категорий.
Трудоустройство на квотируемые рабочие места создает благоприятные условия для профессиональной реабилитации инвалидов, а у молодежи появляется возможность проявить себя в работе, использовать свои возможности и потенциал, обеспечить свою материальную независимость.
2. Какие организации обязаны выполнять квоты для инвалидов и молодежи?
Независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, работодатели организуют в городе Москве квотируемые рабочие места. Рабочие места работодатель организует за счет собственных средств.
3. Какими нормативно-правовыми актами регулируется квотирование рабочих мест Москве?
В первую очередь мы руководствуемся такими федеральными законами как Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и другими.
В настоящее время вопрос содействия в трудоустройстве слабозащищенным категориям граждан, а именно инвалидам и молодежи, регулируется Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест» от 22.12.2004 г. № 90 (в ред. от 08.04.2009 г.). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Москве.
Также действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т.д.).
4. Для каких категорий граждан предусмотрены квоты для приема на работу?
По Закону № 90, квоты в городе Москве устанавливаются для приема на работу инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также для следующих категорий молодежи:

  • несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечительства в возрасте до 23 лет;
  • выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускники вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.

5. Размер квоты. Как рассчитать количество квотируемых рабочих мест для инвалидов и молодежи?
Квота для приема на работу инвалидов и молодежи устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек. Размер квоты составляет 4% от среднесписочной численности: 2 % — для трудоустройства инвалидов и 2 % — для трудоустройства молодежи. В случае если количество инвалидов, принятых на квотированные рабочие места составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении молодежи уменьшается на соответствующую величину. Уменьшение квоты в отношении инвалидов не допускается.

Квота рассчитывается организацией самостоятельно.
6. В каком случае квота считается выполненной?

  1. в отношении инвалидов — трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
  2. в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, — трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.

7. Каким образом происходит трудоустройство инвалида на квотируемое рабочее место?
В действующем законодательстве нет строгих требований по способу трудоустройства инвалида, трудоустройство осуществляется:
* Самостоятельно инвалидом
* Самостоятельно работодателем
* По направлению ЦЗН, в соответствии с запросом работодателя
* На специализированных ярмарках вакансий для лиц с ограниченными возможностями здоровья
8. Какую ответственность несет работодатель, не трудоустраивающий инвалидов и молодежь по обязательной квоте?
Невыполнение работодателем установленной обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, утвержденного законом г. Москвы от 21.11.2007 г. № 45, административный штраф за невыполнение работодателем установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест составляет:

  • для должностных лиц от 3 000 до 5 000 руб.
  • для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

9. Каким образом производится постановка на учет и снятие с учета по квотированию? Предоставление отчетности по квотированию.
Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальное подразделение Отдела квотирования рабочих мест ГКУ ЦЗН в соответствии со своим юридическим адресом.
При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку по Форме К-1 «Сведения о регистрации работодателя» (карточка должна быть подписана руководителем организации и главным бухгалтером, заверена печатью организации) и предъявляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

  • копии Устава/Положения, учредительного договора (для ассоциации или союза)/решения собственника (для учреждения);
  • информационное письмо органов государственной статистики об учете в статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;
  • данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», если работодатель не сдает форму в органы статистики, то он представляет письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

В рамках межведомственного взаимодействия при постановке работодателя на учет ДТСЗН самостоятельно запрашивает:

  • копию свидетельства о государственной регистрации;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Работодатели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования, в случае смены места постановки на учет работодателя в налоговых органах работодателю необходимо пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации – сняться с учета.
Для снятия работодателя с учета в территориальное подразделение Отдела квотирования представляется один из следующих документов:

  • заявление работодателя о снятии с учета;
  • решение собственника или судебных органов о ликвидации.

В рамках межведомственного взаимодействия при снятии работодателя с учета ДТСЗН самостоятельно запрашивает:

  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • информационное письмо о снятии с учета в налоговых органах в качестве налогоплательщика.

Работодатели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.
Работодатели предоставляют в территориальное подразделение Отдела квотирования ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты по форме N 1-квотирование «Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств», утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, координирующим работу по квотированию рабочих мест в городе Москве, и согласованной с Мосгорстатом.
В связи с запуском Интерактивного ГКУ ЦЗН с 01 сентября 2016 года у работодателей появилась дополнительная возможность предоставлять форму № 1-квотирование через ИАП ЦЗН (Интерактивный портал Центра занятости населения).
Для того чтобы сдавать отчетность через «Личный кабинет» Интерактивного портала работодателям необходимо обратиться в территориальное подразделение Отдела квотирования для получения доступа для регистрации. Код активации высылается на адрес электронной почты, указанной в карточке организации, а также выдается на руки под подпись сотрудником территориального подразделения Отдела квотирования. После процедуры активации и регистрации в «Личном кабинете» работодатель получает возможность заполнить необходимые поля формы № 1-квотирование. В «Личном кабинете» появляется подтверждение о принятии отчета.
Инструкция по предоставлению формы № 1-квотирование через Интерактивный портал размещена на ИАП ЦЗН.
10. Какие меры экономической поддержки предусматриваются для работодателей в городе Москве, которые готовы трудоустроить граждан с ограниченными возможностями сверх квоты?
В 2017 году планируется проведение Эксперимента по экономической поддержке работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Субсидии будут предоставляться юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям (далее – работодатели) в целях возмещения фактически понесенных и документально подтвержденных затрат, связанных с осуществлением мероприятий по созданию (сохранению) рабочих мест для инвалидов и трудоустройству инвалидов, к которым относятся:

  • затраты на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленных в связи с созданием рабочих мест для инвалидов на созданные (сохраненные) рабочие места для инвалидов.
  • затраты на заработную плату трудовых кураторов инвалидов, трудоустроенных на созданные (сохраненные) рабочие места для инвалидов.
  • затраты на профессиональное обучение и (или) дополнительное профессиональное образование инвалидов.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 2 апреля 2020 г.

Бухгалтеры средних и крупных организаций спрашивают, что значит квотируемое рабочее место. Сразу скажем, что квотирование рабочих мест — это дополнительная обязанность для некоторых работодателей.

Квотируемое рабочее место: что это такое

Квотирование рабочих мест для инвалидов – это их резервирование для приема на работу инвалидов. Обязанность по квотированию рабочих мест установлена Законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Квота – это то минимальное количество рабочих мест, на которые организация должна трудоустроить инвалидов. Квота определяется как определенный процент от среднесписочной численности работников организации.

По Закону N 181-ФЗ квота для приема инвалидов составляет (ч. 1 ст. 21 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ):

  • если в организации численность работников больше 100 человек – от 2 до 4% среднесписочной численности;
  • если численность от 35 до 100 человек – не выше 3% среднесписочной численности.

При подсчете среднесписочной численности не учитываются работники, условия труда которых отнесены к вредным или опасным по результатам спецоценки. Также не учитываются работники филиалов и представительств, расположенных в другой местности.

Конкретный размер квотируемых рабочих мест определен в законе субъекта РФ. Там же определяются механизм квотирования и конкретные обязанности работодателей.

К примеру, по отдельным регионам установлены следующие квоты:

  • в Москве для организаций со среднесписочной численностью работников свыше 100 человек квота по трудоустройству инвалидов составляет 2% (ст. 2, 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90);
  • в Санкт-Петербурге для организаций со среднесписочной численностью работников свыше 100 человек квота по трудоустройству инвалидов составляет 2,5% (ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25).

Обязанности работодателя по трудоустройству инвалидов

Работодатели должны в соответствии с установленной для них квотой (ст. 24 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ):

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
  • создавать условия труда для инвалидов согласно выданной им индивидуальной программой реабилитации;
  • подавать в органы службы занятости населения сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях, а также о выполнении квот.

Отметим, что обязанности по выполнению квотирования рабочих мест для инвалидов подкрепляются административными штрафами. Штраф за неисполнение обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест установлен ст. 5.42 КоАП РФ. А штраф за непредставление сведений в органы службы занятости – ст. 19.7 КоАП РФ.

Квота из латыни переводится как доля, норма или часть чего-либо допускаемого в рамках возможных договоров и соглашений. Специалисты характеризуют квоту как ограничение в физическом или стоимостном выражении, которое вводится на экспорт или же импорт определенных товаров на конкретный период времени (например, на квартал, полгода или год). Другим словами вышеуказанное ограничение еще называют контингентом.

Виды квот

По направленности их действия вышеуказанные ограничения разделяют на:

  • Экспортные. Квоты такого вида применяются в соответствии с международными соглашениями, которые устанавливают одинаковую долю для каждой страны в экспорте конкретного товара (к примеру, вывоз нефти из стран ОПЕК). Также данные контингенты могут вводиться правительством одного государства, чтобы предотвратить чрезмерный вывоз товаров, которые являются дефицитными на внутреннем рынке.
  • Импортные. Национальное правительство вводит их с целью защиты местных производителей, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, достижения сбалансированности торгового баланса. Кроме того, импортные квоты могут применяться в ответ на дискриминационную политику других государств.

Кроме того, по вышеуказанные ограничения делятся на:

  • Глобальные квоты — ограничения, которые вводятся на ввоз ли вывоз определенного товара на конкретный период времени вне зависимости от того, из какого государства импортируется или в какую страну экспортируется продукция. В чем смысл таких квот? Дело в том, что данные ограничения обычно обеспечивают необходимый уровень внутреннего потребления. Их объем вычисляется как разность потребления и внутреннего производства продукции. Примером глобальной квоты может выступать экспорт Россией нефти (приблизительно 40 млн. тонн) в 1993 году для государственных нужд.
  • Индивидуальные квоты – ограничения, которые устанавливаются в рамках глобального контингента каждого государства, что импортирует или экспортирует товар. Они в большинстве случаев вводятся на основе двухсторонних договорных соглашений. Данные квоты предоставляют основные преимущества в экспорте или импорте тем государствам, с которыми существуют тесные экономические или политические интересы. Примером вышеуказанной квоты может выступать контингент в 21,6 млн. кг на импорт в Соединенные Штаты пшеницы из Канады. В большинстве случаев индивидуальные ограничения бывают сезонными. Они устанавливаются государством на конкретный период времени, когда наиболее нуждается в защите внутренней рынок этой страны. Индивидуальные ограничения делятся на два подвиды: двухсторонние (при распределении квоты предпочтение отдается тому государству, которое принимает на себя встречные обязанности ввозить на свою территорию продукцию данной страны) и пропорциональные (в зависимости от доли в импорте каждой страны за определенный период распределяются товары).
  • Тарифные квоты – ограничения, в пределах стоимости или количества которых товары, что ввозятся, облагаются в обычном режиме таможенными пошлинами.
  • Сезонные квоты применяются для ограничения ввоза сельскохозяйственной продукции в период пика ее производства внутри государства.

Порядок распределения вышеуказанных ограничений дает возможность разделить их на конкретные и нераспределенные квоты. Конкретный контингент предназначен и оформляется на имя конкретной фирмы-импортера без учета, когда были предъявлены документы на его получение. Если оформление вышеуказанного количественного ограничения осуществляется в порядке поступления необходимых для этого документов, то такая квота относится специалистами к категории нераспределенных.

Очень редко в мировой практике встречается такой тип квот, как неконкретизированные. Это количественные ограничения, которые оформляются без учета временного периода их действия.

Что такое «добровольные» квоты?

Вышеуказанные ограничения предусматривают обязательство одного из государств-партнеров (также может быть и взаимное обязательство) ограничить торговлю путем установления квот на экспорт продукции. Главная специфика этого вида контингента заключается в том, что торговый барьер, который защищает государство-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

В 1995 году, например, правительство Российской Федерации подписало договорное соглашение с ЕОУС, которое содержало обязательство по некоторым изделиям из стали. «Добровольные ограничения» в 1994 году были установлены по поставке в ЕС текстильных товаров, алюминия, карбида кремния.

Аналогично можно установить барьер по минимальным ценам на рынке государства-импортера. Данное соглашение должно строго соблюдаться фирмами, которые экспортируют товар, при заключении контракта. Если экспортная цена опускается ниже минимального уровня, то импортирующее государство вводит антидемпинговую пошлину. Применение последней может привести в итоге к окончательному закрытию рынка для государства-экспортера.

Хотя вышеуказанная процедура заключения договорных соглашений об установлении минимальной импортной стоимости, строго говоря, совершенно не является мерой количественного ограничения экспорта, но ее действие аналогично введению квот в связи с «добровольным» ограничением вывоза товара.

Зачем вводятся количественные ограничения?

Квоты применяются государством в следующих целях:

  • обеспечения национальной безопасности;
  • защиты внутреннего рынка от импорта продукции, в случае, когда наносится очевидный ущерб отечественным фирмам-производителям аналогичных товаров;
  • выполнения международных обязательств с учетом состояния на внутренне товарном рынке;
  • защиты культурных ценностей от незаконного импорта или экспорта и передачи прав собственности на них;
  • необходимости предотвращения исчерпания природных невыполнимых ресурсов, если меры, что связаны с этим, осуществляются одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего потребления и производства;
  • защиты внешнего финансового положения государства и поддержания его платежного баланса.

Методы установления квот

Количественные ограничения могут вводиться следующи образом:

  • импортные квоты устанавливаются в процентах к размеру национального экспорта (процентные количественные ограничения);
  • импортные квоты устанавливаются в процентах к величине закупок какой-либо продукции на внутреннем рынке с целью поощрения отечественных фирм-производителей;
  • тарифные квоты предусматривают выдачу специальных разрешений на ввоз на территорию государства конкретного количества товара беспошлинно или же по сниженным ставкам таможенных пошлин (если продукция ввозится в большем количестве, чем указано, то она облагается более высокими базовыми ставками).

Квотирование рабочих мест

Квотирование рабочих мест — это определение минимального количества рабочих мест (в процентах к среднесписочной численности работников) для лиц, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» . На основании ст. 21 указанного Федерального закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Иными словами, квотированию подлежат организации с численностью работников более 100 человек. Процент квотируемых рабочих мест в таких организациях составляет не менее 2 и не более 4 процентов.

Следует отметить, что ранее квота для приема на работу инвалидов устанавливалась организациям, численность работников в которых составляла более 30 человек, а процент квотируемых рабочих мест должен был составлять не менее 3 процентов. При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлялось право устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов (ст. 21) .

Таким образом, объем квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов существенно снижен.

Важно отметить, что уровень квот, установленный в России, и так был значительно ниже, чем во многих странах Европы. Так, в ФРГ каждый работодатель, у которого работает более десяти работников, обязан шесть процентов рабочих мест предоставить инвалидам. Во Франции на предприятиях с такой же численностью три процента персонала должны составлять инвалиды труда и десять процентов — инвалиды войны .

Кроме того, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» до внесения в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ предусматривалось, что в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели обязаны вносить ежемесячную обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты (ч. 4 ст. 21). Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определялись органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 21). Таким образом, обязательная плата устанавливалась как альтернатива созданию квотируемых рабочих мест. Принцип альтернативности предоставлял работодателю право выбора при выполнении условий квотирования: либо трудоустраивать инвалидов на квотируемые рабочие места, либо ежемесячно вносить плату за каждого не трудоустроенного на эти места гражданина.

Вместе с тем, надо отметить, что взносы за невыполнение квот вряд ли следует расценивать как наказание за нарушение правовых норм и именовать их штрафами. Скорее они носят правовосстановительный, а не карательный характер. По существу это альтернативная форма взносов, т.к. они направлены, с одной стороны, на создание равных условий для работодателей, с другой — способствуют созданию новых рабочих мест для инвалидов.

В Германии и во Франции эти средства в первую очередь используются для вовлечения в процесс производства тяжелобольных инвалидов. Таким образом, средства, внесенные работодателями в качестве штрафов, возвращаются в сферу бизнеса для создания рабочих мест, улучшения условий труда инвалидов, а также используются в качестве субсидий на заработную плату. Средства, поступившие в виде штрафов, используются строго по целевому назначению .

В России существовавшее ранее в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правило о внесении работодателем обязательной платы в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты в настоящее время отменено. Не установлено внесение обязательной платы и Законом о занятости.

Статья 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена ответственность должностных лиц за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, а также необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного, в определенной степени призвана компенсировать исключение из Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» нормы о внесении работодателем обязательной платы в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалида.

Однако введение указанной административной ответственности вряд ли можно признать равноценным по отношению к обязательным платежам способом защиты инвалидов. Наступление административной ответственности, предусмотренной указанной статьей, возможно в случае совершения административного правонарушения, т.е. при наличии вины (ст. 2.1), тогда как внесение обязательной платы за каждого нетрудоустроенного в счет квоты инвалида не обусловлено наличием вины работодателя. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает направление денежных средств, полученных вследствие уплаты административных штрафов, целевым назначением на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Таким образом, отказавшись от обязательной платы в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалида, законодатель не предусмотрел адекватной ей альтернативы.

Следует согласиться с высказанным в научной литературе мнением , что такая плата необходима, поскольку административная ответственность в соответствии со ст. 5.42 КоАП РФ ни в коей мере не может ее заменить.

Данная позиция находит подтверждение и в законотворческой деятельности.

В связи с отменой обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты органы исполнительной власти лишились рычагов воздействия на работодателей, не желающих трудоустраивать инвалидов, что послужило одним из оснований разработки и внесения на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта, предусматривающего вновь введение обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.

Введение обязательной платы в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов предусматривалось и проектами Федеральных законов «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», подготовленными и внесенными на рассмотрение Государственной Думы Законодательным Собранием Республики Карелия (проект № 190635-4), Законодательным Собранием Пензенской области (проект № 165205-4), Законодательным Собранием Санкт-Петербурга (проект № 155968), что свидетельствует о важности рассматриваемого вопроса для органов власти субъектов Российской Федерации. Однако законодатель не спешит возвращаться к существовавшему ранее правилу об обязательных платежах. До настоящего времени соответствующего изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не внесено.

Вместе с тем во многих субъектах Российской Федерации (например, в Краснодарском крае, Архангельской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Иркутской, Новгородской, Тамбовской, Тверской, Челябинской и других областях, городах Санкт-Петербурге и Москве) приняты законы о квотировании рабочих мест, сохранившие правило об обязательных платежах в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной организациям квоты.

Так, согласно ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 г. № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» в редакции Закона от 20.06.2005г. № 282-37 в случае невыполнения или невозможности выполнения закрепленной за организациями квоты работодатели ежемесячно вносят в бюджет Санкт-Петербурга обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида, равную величине прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге за предшествующий квартал для трудоспособного населения, в пределах установленной квоты. При этом в соответствии с Законом обязательная плата поступает в целевой бюджетный фонд трудоустройства инвалидов. Законом города Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест» за невыполнение работодателем установленной Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест предусмотрено наложение административного штрафа. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет города и может являться источником формирования целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве (ст. 5 Закона) .

Принятие субъектами Российской Федерации специальных законов, в которых определяется процент квотируемых рабочих мест для приема на работу инвалидов и устанавливается административная ответственность за невыполнение работодателями обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест, в полной мере согласуется с п.п. 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии с ним к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Вместе с тем следует признать, что принимаемые субъектами Российской Федерации законы о квотировании сами по себе не решают проблемы трудоустройства инвалидов.

Для того чтобы квотирование рабочих мест для инвалидов было действенным, важна заинтересованность в этом работодателей. Практика свидетельствует, что в счет квоты выделяются малозатратные низкооплачиваемые рабочие места. В итоге складывается парадоксальная ситуация: значительное количество квотируемых мест остается незанятым, а инвалиды — нетрудоустроенными. Необходима экономическая заинтересованность работодателей в принятии на работу инвалидов. В ряде субъектов Российской Федерации такой опыт уже есть. Так, в Московской области, в Республике Бурятия работодателям, выполняющим и перевыполняющим квоты, предоставлено преимущественное право на получение государственного и муниципального заказов на их продукцию, в Воронежской области — право на снижение налогов, поступающих в региональный бюджет .

Другая проблема, решение которой необходимо, это осуществление контроля за нарушением прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Такой контроль возложен сегодня на федеральную инспекцию труда и подведомственные ей государственные инспекции труда, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях отказа работодателем в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты либо необоснованного отказа в регистрации инвалида в качестве безработного (ст. 28.3 КоАП).

Наряду с этим Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по проверке, выдаче обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечению лиц, нарушивших данное законодательство, к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также полномочия по принятию мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан.

Осуществление этих полномочий возлагается на органы службы занятости субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 7.1 Закона о занятости в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ). В связи с тем, что федеральная инспекция труда и органы службы занятости субъектов Российской Федерации призваны осуществлять фактически одни и те же полномочия, встает вопрос, как эти полномочия будут соотноситься между собой? На сегодняшний день он остается неразрешенным.

По всей видимости, контрольными полномочиями следует наделить высший орган в системе органов службы занятости субъектов Российской Федерации, который будет осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих органов. Что же касается проведения проверок соблюдения законодательства работодателем и обследований, а также выдачи обязательных для исполнения работодателем предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности (в том числе привлечения к ответственности за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, за необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного), то эти полномочия должны быть сохранены за федеральной инспекцией труда.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при квотировании рабочих мест для трудоустройства.

Относительно квотирования рабочих мест для трудоустройства молодежи следует сказать, что ранее оно осуществлялось на основании ст. 181 Кодекса законов о труде Российской Федерации и п. 22 ст. 50 Федерального закона «Об образовании».

В соответствии со ст. 181 КЗоТ Российской Федерации работодатель был обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и других), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Федеральным законом «Об образовании» было установлено, что государство обеспечивает квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении (п. 22 ст. 50).

В настоящее время данная норма признана утратившей силу Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Трудовой кодекс Российской Федерации также не предусматривает квотирования рабочих мест для трудоустройства молодежи.

Подводя итог вышесказанному, следует констатировать, что на федеральном уровне законодательное регулирование квотирования рабочих мест направлено на сужение круга лиц, испытывающих трудности в поиске работы, для которых осуществлялось квотирование рабочих мест.

Ситуацию исправляет региональное законодательство, которое предусматривает довольно широкий перечень лиц, испытывающих трудности в устройстве на работу и в силу этого нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, в том числе квотировании для них рабочих мест.

Законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено квотирование рабочих мест для молодежи. Так, Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест» квотирование осуществляется не только для инвалидов, но и для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (ст. 2 Закона) .

Законом Санкт-Петербурга от 8 октября 1997 г. № 161-53 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи» в редакции Закона от 12 января 2005 г. № 718-2 устанавливается квота для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите. К таким лицам отнесены: лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения; выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, прошедшие итоговую аттестацию (вне зависимости от ее результатов) с получением соответствующего документа об образовании (справки, свидетельства, диплома) и желающие устроиться на работу в течение календарного года после окончания соответствующего учебного заведения; граждане, уволенные с военной службы по призыву в течение года со дня увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации; граждане, освободившиеся из мест лишения свободы в течение года со дня освобождения; граждане, прошедшие курс лечения и реабилитации от наркомании; лица моложе 18 лет, испытывающие трудности в поиске работы .

В соответствии со ст. 41 Трудового кодекса Российской Федерации в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по вопросам занятости. Такая дополнительная гарантия занятости, как квотирование (резервирование) рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, также может быть предусмотрена в коллективных договорах.

Так, например, в коллективном договоре, заключенном между трудовым коллективом и администрацией ОАО «Белгородэнерго» на 2003 г., предусмотрена обязанность общества обеспечить предоставление на период не менее 3-х лет работы по специальности выпускникам учебных заведений, поступившим на предприятия по предварительным заявкам .

Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий граждан могут быть предусмотрены и в отраслевых соглашениях. На основании ст. 46 Трудового кодекса Российской Федерации содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Следовательно, одним из вопросов для обсуждения и включения в соглашение может быть вопрос о квотировании рабочих мест.

К примеру, квотирование рабочих мест для лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, а также ранее работавших в организациях после прохождения ими военной службы по призыву, предусмотрено Отраслевым соглашением по атомной энергетике, промышленности и науке на 2005 — 2007 гг. (п. 10.2). Отраслевым тарифным соглашением по угледобывающему комплексу РФ на 2004-2006 гг. предусмотрено квотирование рабочих мест для лиц, окончивших общеобразовательные и специальные учебные заведения начального, среднего и высшего образования (п. 5.24). Тарифным соглашением по организации тракторного и сельскохозяйственного машиностроения России на 2006 — 2008 гг. в целях усиления социальной защищенности молодых работников в организациях рекомендуется обеспечивать ежегодное квотирование рабочих мест для выпускников учебных заведений, а также для работников, ранее работавших в организации, после прохождения ими военной службы по призыву.

Таким образом, законодательством субъектов Российской Федерации, отраслевыми соглашениями, коллективными договорами предусмотрено квотирование рабочих мест для более широкого круга граждан, испытывающих трудности в поиске работы, нежели на федеральном уровне, регулирующем квотирование рабочих мест только для инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами.

Следует отметить, что неоднократно предпринимаются попытки вернуться к ранее существовавшему регулированию трудоустройства молодежи, в частности предлагается предусмотреть на уровне федерального законодательства квотирование рабочих мест для несовершеннолетних граждан. Так, Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и спорту разрабатывала проект Федерального закона «О трудовом обучении и содействии занятости несовершеннолетних граждан» («Об ученическом предприятии»). В законопроекте предполагалось предусмотреть нормы о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних, гарантировании трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений на первое место работы .

На рассмотрение Государственной Думы в марте 2006 г. был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предлагается внести изменение в Закон о занятости, предусматривающее квотирование рабочих мест для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также дополнить Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» нормой, предусматривающей квотирование рабочих мест для приема на работу несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, вернувшихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений. До настоящего времени все предпринимаемые попытки расширить круг лиц, для которых бы на федеральном уровне предусматривалось квотирование рабочих мест, не увенчались успехом.

Квотирование рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы

Одним из направлений государственной политики в области занятости населения является осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К таким гражданам Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) относит:

— инвалидов;

— лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

— несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости);

— беженцев и вынужденных переселенцев; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

— одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

— граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (п. 2 ст. 5).

В ст. 13 Закона «О занятости» для перечисленных категорий граждан закреплены дополнительные гарантии занятости: разработка и реализация программ содействия занятости; создание дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов); установление квоты для приема на работу инвалидов; организация обучения по специальным программам и некоторые другие меры.

Из всех перечисленных категорий граждан наибольшую трудность в получении работы испытывают инвалиды. Обусловлено это тем, что при трудоустройстве инвалидов необходимо учитывать как состояние их здоровья, так и трудовые рекомендации МСЭК. Кроме того, в организации, куда направляется инвалид, должны быть созданы условия труда, способствующие его реабилитации. При этом показанный инвалиду по состоянию здоровья труд должен сочетаться с мерами лечебно-восстановительного характера для достижения в конечном счете его профессиональной реабилитации.

Раздел 7 «Занятость» Стандартных правил обеспечения равных возможностей инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г., предусматривает, что «инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Они должны иметь равные возможности для занятия производительной и производящей доход трудовой деятельностью на рынке труда… Законы в области занятости не должны быть дискриминационными в отношении инвалидов и не должны создавать препятствий для их трудоустройства. Государствам надлежит активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда» .

На практике создать для инвалида условия, соответствующие всем этим требованиям, довольно трудно. Как справедливо отмечают М.И. Кучма и Е.Е. Орлова, перечень профессий, которые пригодны для инвалида, весьма узкий и они редко бывают свободными .

Решить возникающие проблемы с трудоустройством инвалидов помогает квотирование рабочих мест, которое является одной из дополнительных гарантий занятости инвалидов.

Квотирование рабочих мест помогает решить возникающие проблемы с трудоустройством так же и других категорий граждан. Возложение на работодателя юридической обязанности принять к себе на работу определенное лицо в счет установленной квоты, конечно, не всегда учитывает интересы работодателя, поскольку ограничивает его свободу в выборе необходимого ему работника. Однако в данном случае приоритет отдается общественному интересу, состоящему в обеспечении трудоустройства лиц с заведомо пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.

admin

Добавить комментарий