Кто такой автоэлектрик?

Кто такой автоэлектрик?

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Часть №2 выпуска №2 ЕТКС
Выпуск утвержден Постановлением Минтруда РФ от 15.11.1999 N 45
(в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.11.2008 N 645)

Раздел ЕТКС «Слесарные и слесарно-сборочные работы»

§ 165. Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования 2-го разряда

Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка простых узлов, аппаратов и арматуры электроосвещения с применением простых ручных приспособлений и инструментов. Очистка, промывка, протирка и продувка сжатым воздухом деталей и приборов электрооборудования. Изготовление несложных деталей из сортового металла. Соединение деталей и узлов электромашин, электроприборов по простым электромонтажным схемам. Установка соединительных муфт, тройников и коробок.

Должен знать: принцип работы обслуживаемых электромашин, электроприборов и электроаппаратов подвижного состава; назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и используемых контрольно-измерительных инструментов; способы прокладки проводов; простые электромонтажные схемы соединений деталей и узлов; правила включения и выключения электрических машин и приборов; основы электротехники и технологии металлов в объеме выполняемой работы.

Примеры работ

1. Аппараты и машины электрические — продувка.

2. Выключатели электроосвещения — снятие и установка.

3. Жалюзи вентиляции вагонов — снятие и установка.

4. Изоляторы опорные аппаратов и шин — снятие и установка.

5. Кожухи и щиты ограждения — снятие и установка.

6. Крышки якорных подшипников электрических машин — снятие.

7. Муфты (пакеты соединений валов операторов и других электрических машин) — разборка.

8. Номераторы вагонов — снятие и установка.

9. Панели резисторов — разборка.

10. Подшипники электрических машин — заправка смазкой.

11. Пускатели магнитные, электромагниты тормозные — ремонт.

12. Разъединители — снятие и установка.

13. Щиты и панели (распределители, силовые и групповые) — снятие и установка.

14. Электролампы, плафоны — снятие и установка.

§ 166. Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования 3-го разряда

Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка узлов и аппаратов средней сложности, арматуры электроосвещения. Соединение деталей и узлов электромашин, электроаппаратов и электроприборов по схемам средней сложности. Лужение, пайка, изолирование, прокладка и сращивание электропроводов и кабелей. Управление подъемно-транспортными механизмами с пола, строповка грузов.

Должен знать: устройство и принцип работы обслуживаемых электромашин переменного и постоянного тока; электромонтажные схемы и пускорегулирующую аппаратуру средней сложности; способы наладки щеточного механизма электродвигателей; основные свойства обрабатываемых материалов; устройство универсальных и специальных приспособлений, монтажного инструмента и используемых контрольно-измерительных инструментов.

Примеры работ

1. Амперметры, вольтметры — снятие, установка с проверкой.

2. Выпрямители селеновые — снятие и установка.

3. Зажимы низковольтных предохранителей, рукава токоприемников — изготовление.

4. Контакторы блокировочные — разборка и сборка.

5. Коробки парораспределительные, лопатки рабочих колес, конденсаторные и паропроводные трубы, вентиляторы турбогенераторов паровозов — снятие, установка.

6. Подшипники электрических машин — выпрессовка.

7. Полозы токоприемников электровозов — заправка смазкой.

8. Предохранители (кроме фарфоровых) — перезарядка.

9. Разъединители, патроны, розетки и выключатели электроосвещения, прожекторы, фары, педали — ремонт и сборка.

10. Разъединители и изоляторы крышевые, рукава токоприемников, клапаны редукционные, электропневматические, цилиндры воздушные токоприемников, разрядники всех типов электровозов — снятие, установка.

11. Реостаты пусковые и регулировочные вагонов — снятие и установка.

12. Рукоятки бдительности — разборка, ремонт и сборка.

13. Секция якорей тяговых электродвигателей и электрических машин — изготовление.

14. Сердечники полюсов и катушек — выпрессовка и запрессовка.

15. Термометры сопротивлений рефрижераторных поездов (секций) и вагонов с кондиционированием воздуха — разборка, комплектование.

16. Токоприемники — смена полозов.

17. Устройства подвагонные распределительные вагонов рефрижераторных поездов (секций) — снятие и установка.

18. Шунты, ножи, наконечники и перемычки электрических аппаратов и электрических машин — изготовление и установка.

19. Электрические печи, ящики линейных и мостовых контакторов, блоки резисторов — снятие.

20. Электропровода на выгонах — прокладка и крепление.

§ 167. Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования 4-го разряда

Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка сложных деталей и узлов электромашин, электроприборов и электроаппаратов в условиях тугих и скользящих посадок. Соединение деталей и узлов электромашин, электроаппаратов и электроприборов по сложной схеме. Заземление и зануление электросиловых установок. Испытание отремонтированных электромашин, электроаппаратов и электроприборов. Составление дефектных ведомостей.

Должен знать: устройство и назначение сложных электромашин, электроаппаратов и электроприборов; сложные электромонтажные схемы соединений деталей и узлов; технические условия на испытание отремонтированных электромашин, электроаппаратов и электроприборов.

Примеры работ

1. Камеры дугогасительные — разборка, ремонт и сборка.

2. Коллекторы тяговых генераторов тепловозов, тягоэлектродвигателей и вспомогательных машин — продороживание.

3. Коробки парораспределительные, лопатки рабочих колес турбогенераторов паровозов — разборка, ремонт, сборка.

4. Панели, щиты с аппаратурой — снятие, установка.

5. Пластины якорей коллекторные электромашин — пайка «петушков».

6. Полозы токоприемников — сборка новых и ремонт с выправкой на оправке.

7. Разрядники всех типов — ремонт, испытание.

8. Рамы верхние и нижние токоприемников — изготовление.

9. Реакторы сглаживающие тяговых электродвигателей и вспомогательных электромашин, якоря электромашин, контроллеры, приводы групповых переключателей, реле всех видов — снятие, установка.

10. Схемы монтажные — составление, изготовление.

11. Токоприемники, фазорасщепители электровозов — снятие, установка.

12. Турбогенераторы, центробежные регуляторы турбогенераторов паровозов — снятие, установка.

13. Установки мотор-вентиляционные вагонов — снятие, установка.

14. Установки противопожарные — осмотр, разборка, ремонт, сборка, проверка.

15. Шестерни валов тяговых двигателей, валы и коллекторы электромашин всех систем — выпрессовка.

16. Щетки электромашин — притирка и регулировка.

17. Ящики линейных и мостовых контакторов, блоки резисторов — установка.

§ 168. Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования 5-го разряда

Характеристика работ. Разборка, ремонт, сборка сложных деталей и узлов электромашин, электроаппаратов и электроприборов в условиях всех типов посадок. Изготовление сложных монтажных схем. Регулирование и испытание собранных узлов электромашин, электроаппаратов и электроприборов.

Должен знать: назначение, устройство и взаимодействие узлов и групп сложных электромашин, электроаппаратов и электроприборов; способы сборки сложных узлов электромашин, электроаппаратов и электроприборов; сложные электромонтажные схемы соединений деталей и узлов; технические условия на сборку и испытание отремонтированных узлов.

Примеры работ

1. Включатели воздушные однополюсные и быстродействующие — снятие, ремонт, установка.

2. Выпрямители селеновые — испытание.

3. Каретки и шарнирные соединения токоприемников — ремонт, сборка.

4. Контроллеры дистанционные температур вагонов — разборка, ремонт, сборка.

5. Мотор-вентиляционные установки всех систем, умформеры, электронагревательные и распределительные устройства вагонов, генераторы преобразователей тока систем люменисцентного освещения и преобразователей для бритья, устройства контроля температуры нагрева букс (термодатчики), электроагрегаты системы отопления, электродвигатели установок кондиционирования воздуха, приборов автоматики, электродвигатели холодильных установок вагонов всех типов — разборка, ремонт, сборка.

6. Муфты (пакеты) соединений валов генераторов и других электрических машин, рукоятки бдительности — проверка, регулировка взаимодействия.

7. Подшипники электрических машин всех типов — запрессовка.

8. Подшипники тяговых электродвигателей (подшипники качения) — полная ревизия.

9. Предохранители фарфоровые электровозов — перезарядка.

10. Приводы карданно-редукторные вагонов — снятие, ремонт, испытание, установка.

11. Скоростемеры, счетчики, регуляторы напряжения электронные, электронные реле ускорения, панели кремниевых выпрямителей, защиты — осмотр, проверка электрических параметров, ремонт.

12. Турбогенераторы, центробежные регуляторы турбогенераторов паровозов — разборка, ремонт, сборка.

13. Цепи управления в трамвайных вагонах и троллейбусах — установка на вал.

14. Электродвигатели, генераторы тяговые, вспомогательные электрические машины, электроизмерительные приборы, групповые переключатели и их приводы, стартеры, контроллеры, преобразователи питания радиоаппаратуры, контакторы и реле всех типов — разборка, ремонт, сборка, проверка правильности соединений электрических цепей.

15. Электрооборудование при дизелях с электрическим запуском вагонов, рефрижераторов поездов (секций) и поездов с централизованным электроснабжением — снятие, разборка, ремонт, сборка, установка.

§ 169. Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования 6-го разряда

Характеристика работ. Проверка на точность, испытания и регулирование сложных электромашин, электроаппаратов и электроприборов. Динамическая балансировка якорей электромашин всех типов с установкой балансировочного груза. Испытание и регулировка электрических систем дистанционного управления.

Должен знать: конструктивные особенности, принцип работы сложного оборудования и установок; способы и правила регулирования работы сложных электромашин, электроаппаратов и электроприборов; приемы и способы динамической балансировки якорей электромашин всех типов с установкой балансировочных грузов.

Примеры работ

1. Аппараты высоковольтных камер — замер сопротивлений изоляции и проверка взаимодействия аппаратов.

2. Аппараты, приборы и машины электрические, система автоматической локомотивной сигнализации и автостопов — проверка взаимодействия и регулировки.

3. Генераторы тяговые — центровка при установке на тепловозы.

4. Приборы автоматики и дистанционного управления — регулировка.

5. Регуляторы напряжения — ремонт, испытание на стенде.

6. Системы радиовещания «ТОН» на моторвагонном подвижном составе — регулировка.

7. Системы регулирования температуры воды и масла дизеля автоматические, а также емкости с электромасляным обогревом — настройка.

8. Скоростемеры, счетчики, регуляторы напряжения электронные, электронные реле ускорения, панели кремниевых выпрямителей, защита — регулирование, испытание.

9. Тепловозы — реостатные испытания.

10. Турбогенераторы паровозов — испытание, регулировка.

11. Цепи электрические — проверка омических сопротивлений.

12. Электродвигатели тяговые, вспомогательные электрические машины, электрические аппараты и электрические приборы — испытание, балансировка, регулирование на стенде, снятие характеристик и разверток.

§ 170. Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования 7-го разряда

Характеристика работ. Профилактика, ремонт, проверка электрических параметров сложных электронных блоков различных систем. Поиск и устранение неисправностей в сложных электронных блоках, имеющих микропроцессорную элементную базу. Диагностика с использованием сложных проверочных систем состояния различного электрооборудования локомотивов и вагонов.

Должен знать: конструктивные особенности сложных электронных блоков различных систем; назначение, принцип устройства схемы увязки электронных систем с электрической схемой локомотива и вагона.

Требуется среднее профессиональное образование.

Примеры работ

1. Аппаратура электронная высоковольтных и низковольтных цепей подвижного состава — проверка, устранение неисправностей и регулировка.

2. Блоки электронные систем автоматического управления на подвижном составе — профилактика, ремонт, проверка электрических параметров.

3. Диоды силовые — проверка теплового сопротивления.

4. Цепи силовые и их элементы — проверка целостности с помощью специальной системы.

5. Цепи электрические — контроль параметров с помощью цифрового индикатора (типа «Мастер-5»).

§ 171. Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования 8-го разряда

Характеристика работ. Диагностика, испытание и регулировка сложной уникальной электронной аппаратуры и приборов. Выполнение пусконаладочных работ автоматического управления движением и торможением подвижного состава с применением устройств на основе вычислительной техники, выявление и устранение дефектов сопряжения электросхемы вагона с системой автоматического регулирования скорости.

Должен знать: конструктивные особенности сложной и уникальной электронной аппаратуры и приборов; контрольно-измерительные приборы и стенды для диагностирования; основы построения логических схем, реализация их на микроэлементной базе, методы проверки и устранения неисправностей отдельных блоков устройств ЭВМ.

Требуется среднее профессиональное образование.

Примеры работ

1. Аппаратура электронная — наладка, регулировка, испытание.

2. Машины электрические локомотивов и вагонов — оценка качества коммутации, контроль параметров с помощью автоматизированных систем (типа «Тестер-ЭМ», «АСКД-ЭМ»).

3. Приборы безопасности, имеющие микропроцессорную элементную базу, — диагностика, испытание и регулировка.

4. Трансформаторы тока — проверка токораспределения.

5. Электрооборудование локомотивов, вагонов — контроль параметров с помощью автоматизированной системы (типа «АСКД»).

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция слесаря-электрика по ремонту электрооборудования, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).

Слесарь-сантехник

Во многих случаях появление поломок в машине связанно с неисправностями электрического оборудования. Электрооборудование является сложным компонентом, и далеко не любой специалист автосервиса способен верно оценить неисправность и устранить поломку в электрике. Поэтому при возможных неполадках в электрике автомобиля, необходимо обращаться к профессиональному автоэлектрику.

Должностные обязанности автоэлектрика:

  • Проведение диагностики на наличие поломок;
  • Ремонт электрической проводки;
  • Монтаж автомобильной сигнализации;
  • Диагностика систем при помощи компьютера;
  • Ремонтные работы электронных контрольных узлов;
  • Монтаж и демонтаж электрического оборудования.

Автоэлектрик обязан уметь выполнять любые работы, связанные с электронными схемами контроля, электрическим оборудованием, электропроводкой.

Что делает автоэлектрик

Автоэлектрик – это профессионально подготовленный специалист, знающий, как обнаружить и ликвидировать неполадки в электрооборудовании легковых и грузовых авто. Ежегодно приумножается значение и роль профессии, потому как прогресс неустанно движется вперед.

В служебные обязательства автоэлектрика включена диагностика, изучение и устранение поломок. Помощь специалисту при выполнении диагностики оказывает разнопрофильное инновационное оборудование.

Опытным автомобильным электриком называют специалиста, работающего уже несколько лет по своему профилю и способного быстро и точно оценить возникшую проблему, решить ее и предотвратить возникновение других неисправностей в дальнейшем.

Когда не крутит стартер или генератор не дает зарядку, решить проблему сможет стендовая проверка на профессиональном оборудовании. Генератор питает габаритные огни, фары, бортовой компьютер и всех других потребителей электрической энергии. Сегодня генераторы имеют сложное устройство, поэтому отремонтировать генератор самостоятельно практически невозможно. Для выявления очага поломки и ремонта, необходимо обратиться к специалисту автоэлектрику.

Работать автоэлектриком непросто, потому как у каждой машины электрика может отличаться, неизменёнными остаются только лишь основные законы и принцип её функционирования. К автомашинам различных марок, нужен различный подход. Чтобы качественно и профессионально выполнять свою работу, автоэлектрик должен правильно читать электрические схемы, владеть иностранными языками, иметь навыки пользования ПК.

Работать автоэлектриком не легко, но вполне очевидно, что его услуги в обозримом будущем будут востребованы постоянно, потому как электрические системы проводки постоянно усложняются, становятся прогрессивней.

Автоэлектрик-автоэлектронщик

Работа с автомобильной электроникой – это сфера деятельности автоэлектрика-автоэлектронщика.

В обязанности автоэлектронщика входит:

  • Компьютерная диагностика узлов и агрегатов, чипов, датчиков, микросхем;
  • Стирание кодов неполадок;
  • Ремонты электронных модулей ABS, VSC, TRK, EFI, SRS;
  • Очистка ультразвуком электромагнитных клапанов;
  • Разблокировка ремней после срабатывания SRS;
  • Ремонтные работы с приборной панелью, спидометрами, тахометрами;
  • Адаптация блока управления двигателем;
  • Ремонтные работы, разблокировка иммобилайзеров, магнитол, TV;
  • Работы с электрическими усилителями рулевого управления;
  • Восстановление функциональности электронных приборов после воздействия влаги, воды;
  • Ремонтные работы с охранной сигнализацией;
  • Ремонт блоков на базе микроконтроллеров;
  • Проверка работоспособности и выявление ошибок в программном обеспечении с использованием компьютерной техники;
  • Диагностика АБС, двигателя, трансмиссии, электронных чипов управления, датчиков контроля;
  • Проверка микропроцессоров, которые отвечают за работу подушек безопасности;
  • Адаптация коробок передач, блока управления на заводские параметры, сброс аварийного режима;
  • Установка, замена, ремонт фар, ксенона;
  • Настройки, ремонт, промывка инжекторов.

Наиболее часто за помощью к автоэлектронщику обращаются для регулировки настроек режимов работы электронных контроллеров (чип-тюнинга). Работы с программой блока управления двигателем помогают добиться увеличения мощности автомобиля.

Автоэлектрик-автоэлектронщик должен уметь справиться с любыми проблемами в области электроники.

Профессии автоэлектрик и автоэлектрик-автоэлектронщик – отличный повод постоянно развиваться и самосовершенствоваться. Отрасль прогрессирует, наполняясь инновационными технологиями, методиками. Уже понятно, что даже в кризисных условиях скачка доллара, роста цен на топливо, люди все равно ремонтируют личный и служебный транспорт. Поэтому возможности получения хорошего заработка у автоэлектрика останутся всегда.

Ознакомьтесь с разделом обучение по специальности «автоэлектрик и автоэлектрик-автоэлектронщик» здесь на сайте.

С чего начать?

© А.Пахомов (aka IS_18)
Этот сакраментальный вопрос возникает перед всяким, кто решил посвятить себя авторемонту, автомобильной диагностике и чип тюнингу. Вопрос достаточно сложный. Попробуем рассказать, что для этого нужно.

Диагност

Основные требования к кандидату в автодиагносты – желание, возможность и способность к самообучению, достаточные (в идеале – глубокие) знания теории ДВС, умение разбираться в электрооборудовании, свободно читать электросхемы, умение пользоваться компьютером, электронными базами и другой справочной литературой, диагностическими приборами, оборудованием, приборами. Приветствуются знания электроники и «умение паять».

Вы должны четко представлять себе специфику данной «отрасли»: в автомобиле, где все взаимосвязано, нельзя ограничить себя чем-то одним, подчас многие неисправности напрямую не связаны с системой впрыска. Диагност должен на «отлично» знать мотор изнутри, быть хорошим автоэлектриком, знать системы впрыска как современные, так и более ранних версий. В этой профессии, как и во многих других, знаний не бывает много. Не последнее место занимает умение аккумулировать и применять полученный опыт.
Предположим, все это у Вас есть (фантастика!), теперь нужно составить необходимый набор оборудования. Конечно, все и сразу приобрести довольно тяжело, но постепенно Вы сами придете к выводу, что без хорошего инструмента – не жизнь 🙂

Обучение

Где можно освоить профессию автодианоста? К сожалению, практически нигде. Многочисленные курсы, как правило, организуются для получения прибыли, а не для реального обучения. Результат практически такой же, как обучение вождению автомобиля в автошколе, цель – получить права, а дальше – естественный отбор. Наш сайт может предложить Вам «заочное» обучение азам автодиагностики – уникальные, не имеющие аналогов, видеокурcы для начинающих «Обучение диагностике автомобиля». .

Оборудование

Какое оборудование необходимо на диагностическом участке? Попробуем ответить на этот вопрос.

Сразу оговорюсь, что методы диагностики на слух и на глаз не считаю приемлемыми в современных условиях. Отнюдь не умаляя роли человека в диагностическом процессе, напротив, считая специалиста ключевым звеном, без которого в принципе невозможно добиться сколько-нибудь заметного результата, я все-таки продолжаю считать качественное оснащение участка оборудованием совершенно необходимым.

Причин для этого три. Во-первых, на дворе 21 век. Век электроники, компьютеров и других умных систем. И диагностика двигателя внутреннего сгорания дедовскими методами, основанными на органах чувств и интуиции человека, выглядят сегодня попросту курьезно.
Во-вторых, разборчивость потребителей услуг автосервиса стала в последнее время значительно выше. Появляется все больше людей, готовых платить деньги за качественный профессиональный ремонт. И это справедливое требование времени и экономической ситуации. В‑третьих. Успешность работы участка диагностики не может и не должна зависеть от субъективного восприятия ситуации диагностом. Человек – одновременно самое сильное и самое слабое звено любого процесса. Он может быть утомленным или с похмелья, может болеть или попросту быть в отпуске. На место отсутствующего должен встать другой и продолжить эту же работу. И если первый чувствует состав смеси на нюх, то что делать второму, если нет газоанализатора?! Еще раз оговорюсь: я считаю специалиста с его знаниями и интуицией важнейшим звеном, но роли диагностического оборудования в производственном процессе тоже придаю должное значение.

Итак, комплектуем участок диагностики. Прежде всего следует знать, что из всех типов диагностических приборов можно выделить три основные группы. Эти группы – основа основ, это то, без чего грамотный поиск неисправности превращается в тупой процесс, основанный на методе подмены. И если на отечественных автомобилях этот метод еще прокатывает, то при работе с иномарками он невозможен по определению. На участке диагностики совершенно необходимо иметь хотя бы по одному представителю этих трех групп. Назовем их:

1. Сканеры
2. Мотортестеры.
3. Газоанализаторы.

Рассмотрим каждую подробнее.

Сканеры

Система управления современного двигателя, отвечающего строгим нормам токсичности, в качестве главного своего элемента содержит электронный блок управления (ЭБУ). Так вот сканер предназначен именно для работы с ЭБУ, для его «сканирования». Вспомним, по какой схеме функционирует блок. Он получает информацию о текущем состоянии двигателя с установленных на последнем датчиков, обрабатывает ее в соответствии с заложенной программой и выдает управляющие сигналы на так называемые исполнительные механизмы (ИМ). Кроме того, ЭБУ наделен способностью обнаруживать сбои в работе системы управления. А так как сканер работает с блоком, то он позволяет нам:

1. Наблюдать сигналы с датчиков системы, следить за их изменением во времени.
2. Проверять работу исполнительных механизмов путем приведения их в действие и визуального или другого контроля.
3. Считывать сохраненные системой коды неисправностей.
4. Посмотреть идентификационные данные ЭБУ, системы и т. п.

Следует совершенно четко понимать, что показания сканера – это то, что «видит» ЭБУ.
Это отнюдь не истинные значения напряжений или других параметров. Если по какой-либо причине (например, плохая «масса») датчик врет, то на экране сканера мы увидим это самое вранье. Кстати, про массы полезно . Другими словами, сканер не является измерительным прибором. Он всего лишь отображает данные с ЭБУ, нужно это понимать и относиться к получаемой информации соответствующим образом. Точно так же осторожно следует относиться к считанным кодам неисправностей. Эти коды – не руководство к замене, а лишь пища для дальнейших размышлений и поиска. Пример: ошибка датчика кислорода, богатая смесь. Менять? Ни в коем разе. Надо искать причину богатой (бедной) смеси. А ошибка «Обрыв датчика детонации» на системах Бош уже вошла в легенды. Что касается разновидностей сканеров, то их по большому счету две: портативные и программные, работающие совместно с персональным компьютером. И тот и другой тип имеют как свои преимущества, так и недостатки. Выбирать Вам. Подробную информацию о конкретном приборе можно найти на сайте компании-разработчика. Для работы программного сканера вам понадобятся:

  • Компьютер. Лучше не особо мощный, но ноутбук (РIII-600 и выше). Обязательным условием является наличие на ноутбуке COM – порта или переходника PCMCI-COM (На данном этапе это основной разъем сопряжения с диагностическим оборудованием). В свете развития программных продуктов от SMS-Software, скоро наличие на компьютере будет желательно, но необязательно.
  • Адаптер K‑Line (K‑L-Line) с комплектом проводов и разъемов.
  • Диагностическое ПО. Тут выбор за Вами, могу порекомендовать недорогую программу SMS-Diagnostic – тестирование всех современных ЭСУД ВАЗ/ГАЗ. Это первая из отечественных разработок, которая работает напрямую через USB, активно развивается и постоянно обрастает новыми возможностями.

Следует добавить, что протоколы обмена между сканером и ЭБУ у разных автопроизводителей отличаются, поэтому, если Вы занимаетесь иномарками, то будете вынуждены покупать несколько сканеров либо один универсальный, но за универсальность придется платить меньшими возможностями прибора.

Мотортестеры

Это совершенно другой тип диагностического оборудования. Мотор-тестер – это как раз и есть измерительный прибор. Предоставляемая им информация снимается непосредственно с двигателя и позволяет найти неисправности, недоступные сканеру. Это формы напряжения и токов датчиков и исполнительных механизмов, это и осциллограммы высокого напряжения, и осциллограммы давления в цилиндрах, давления топлива, и возможность проверить баланс цилиндров, померить стартерный ток, УОЗ и многое другое. Рассмотрим это подробнее.

Как всем известно, в цилиндрах двигателя под воздействием искры происходит воспламенение и сгорание топливно-воздушной смеси. Наблюдать и оценивать этот процесс непосредственно (зрительно или как-то еще) невозможно. Но оценить его косвенно очень даже легко. Для этого в мотортестерах предусмотрена возможность снятия осциллограмм вторичного (высокого) напряжения. На форму этих осциллограмм влияет буквально все: состояние катушки зажигания, ВВ-проводов, свечных наконечников, свечей, компрессии, состояние клапанов, состав смеси и даже неисправность ЭБУ. Как научиться извлекать ценнейшую информацию из формы вторичного напряжения, замечательно описано на сайте производителя мотортестера «МотоDoc». Кроме того, очень интересные примеры осциллограмм, снятых на двигателях с дефектными узлами и элементами, можно посмотреть или .

Еще один очень информативный график, предоставляемый мотортестером, – давление в цилиндре при работе двигателя. Для этого свечной наконечник интересующего нас цилиндра подключается на разрядник, свеча выворачивается, а на ее место устанавливается датчик давления. Полученный в результате измерений график позволяет сделать заключение:

1. О правильности установки фаз ГРМ (не только ремня. Например, разбитые шпонки коленвала и распредвала, шкив коленвала).
2. О состоянии цилиндро-поршневой группы и клапанов.
3. О наличии подсоса воздуха во впускной тракт.
4. О высоком противодавлении выпускной системы (развалившийся катализатор, внутреннее разрушение глушителя).
5. О реальном угле опережения зажигания.

Согласитесь, список внушительный. Одна только правильность установки фаз чего стоит. Вручную эта операция делается долго и трудно, а с помощью мотортестера все решается без усилий в течение пяти минут.

С этой же самой помощью можно определить, не имеет ли места обрыв или межвитковое замыкание форсунок. Можно померить стартерный ток и сделать вывод о состоянии аккумулятора и стартера. Форма осциллограмм напряжения генератора позволяет сделать вывод о его «здоровье». Как это сделать – .

Мотортестер позволяет проверить работоспособность датчиков. Пример. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Снимаем осциллограмму сигнала с датчика при его включении. По форме переходного процесса можно сразу же, не заводя двигатель, сделать вывод о его работоспособности.

Ну что, впечатляет? Если вы убедились в необходимости приобретения такого прибора, дело осталось за выбором конкретной модели. К сожалению, из трех вышеназванных типов мотортестер – самое дорогое удовольствие. Выбор фирм и моделей достаточно велик. По соотношению цена/качество я бы посоветовал обратить внимание на продукцию Quantex Laboratory. Там же Вы найдете обучающие ролики и форум по пользованию этим прибором.

Газоанализаторы

Здесь я скажу единственное – на современном диагностическом участке газоанализатор должен быть только четырехкомпонентный. Двухкомпонентные приборы, как и карбюраторы, – достояние истории. И еще – газоанализатор служит не для «регулировки СО», а как источник диагностической информации. Как этой информацией пользоваться, довольно доходчиво описано .

Краткий итог

Все три типа описанных приборов имеют совершенно разный принцип работы, дают нам разную информацию и ни в коем случае не подменяют друг друга. Да, где-то получаемые с их помощью данные перекликаются, а где-то они у каждого уникальны. В принципе, можно обойтись без любого из этих приборов, а есть «спецы», которые вообще обходятся одной отверткой. Речь не об этом. Речь о том, что грамотный поиск дефекта основан на анализе информации. На измерениях, с коих, как известно, начинается наука.

Остальное оборудование носит в основном вспомогательный характер, хотя его наличие более чем желательно. Это:

  • Топливный манометр. О нем почитайте .
  • Установка для очистки форсунок. Ультразвуковая с проливочным стендом (очень полезная вещь) или жидкостная.
  • Стенды для проверки свечей зажигания, модулей зажигания.
  • Качественный ампервольтомметр (мультиметр), желательно не китайского производства.
  • Хороший набор инструмента. Желательно фирменный.
  • Всевозможные пробники, хитрые приспособления, изготавливаемые мастером «под себя» и самостоятельно.

Чип – тюнингом будем заниматься?

Тогда еще одна статья расходов:

  • Программатор ЭБУ c флэш-памятью (Январь 5.xx, Январь 7.2, Микас 7.x, Бош МП7, Бош М7.9.7). Для начала можно и простой, бесплатный. Их можно скачать на соответствующем разделе сайта. К покупке коммерческого варианта приходят практически все через некоторое время, при достижении определенного уровня и/или накопив определенное количество «обломов» и потерянных клиентов.
  • Программатор ПЗУ (Январь 4, GM, Микас 5, Бош М154) и, естественно, набор ППЗУ и панелек (на панельках не стоит экономить – берите цанговые). Мы рекомендуем использовать электрически стираемые ПЗУ Winbond 27С257 (32Kb) и 27С512/27E512 (64Kb).
  • УФ-лампа для стирания ППЗУ с УФ-стиранием, если Вы решили не пользоваться советом выше 🙂
  • Оборудование для пайки – паяльник, отсос и т.д (в идеале – паяльная станция).
    К трем последним пунктам можно отнестись как к второстепенным – ЭБУ этих типов встречается уже нечасто. С 2003 г. они вообще перестали устанавливаться на автомобили. Но данное оборудование может пригодиться при тюнинге большинства иномарок начала/середины 90‑х готов прошлого столетия.
  • Набор прошивок под все типы ЭСУД – в зависимости от уровня:
    а) бесплатных б) коммерческих в) собственные наработки.
  • Для продвинутых – программа для изменения калибровок для тонкой настройки программы под конкретного клиента, да и просто для творчества.
  • Инженерный блок – для профессионалов, для калибрования непосредственно «на ходу».
  • Контроллер ШДК – для владельцев инженерного блока, для контроля состава смеси. На худой конец пойдет простой альфаметр, но он сильно искажает показания на составах смеси сильно отличающихся от стехиометрического.

Не забывайте и о том, что у Вас должны быть все необходимые слесарные инструменты как можно более высокого качества. Подавляющее большинство клиентов приезжает «переписать программу, а то что-то не едет», а автомобиль просто нуждается в ремонте.

И последнее, без чего не обходится диагностический участок, – это информация. Ее мастер должен получать всеми доступными способами: Интернет, книги, публикации в автомобильных журналах.

Как делается диагностика

Работа диагноста состоит из трех этапов: сбор диагностической информации, ее обработка, принятие решения. Для сбора применяется все вышеперечисленное оборудование. Собственно процесс можно описать так.

1. Опрос клиента о сути проблемы. Когда, как, при каких обстоятельствах проявляется дефект. Часто «допрос с пристрастием» значительно облегчает дальнейший поиск.

2. Визуальный осмотр подкапотного пространства. Внимательно смотрим, нет ли видимых повреждений электропроводки, шлангов, высоковольтных проводов. Нет ли следов постороннего вмешательства, чаще всего со стороны установщиков ГБО и автосигнализаций. Типичные случаи – жгут, идущий к датчику синхронизации, после переборки двигателя оказывается лежащим на выпускном коллекторе, или оторваны провода от датчика скорости при замене сцепления. Вообще следам вмешательства надо уделять серьезное внимание. Полезно убедиться, что все шланги вентиляции картера, адсорбера и т.п. находятся на своих штатных местах, предохранители ЭСУД не перегорели, а в баке есть бензин. Очень желательно проверить состояние воздушного фильтра. Часто он бывает порван, и это приводит к выходу ДМРВ из строя.

Только после всего этого можно приступать к работе с приборами.

3. Первым делом «узнаем врага в лицо», т.е. с помощью сканера разберемся, с каким типом ЭБУ и с какой системой (Россия-83, Евро‑2, Евро‑3 и т.п.) мы имеем дело. Вспомним особенности ее работы, ее состав, а также возможные «врожденные дефекты». Например, прошивки типа I27, блок Январь7 с антиджеркингом и т.п. Также на этом этапе необходимо замерить компрессию в цилиндрах, чтобы сразу определить, требуется или нет более глубокое вмешательство в двигатель. При низкой компрессии или ее большом разбросе по цилиндрам необходим визит к мотористу.

4. Визуально контролируем свечи. Количество нагара, его цвет, зазор, состояние электродов, наличие/отсутствие пробоя на изоляторе. К сожалению, в этой операции единственный помощник – опыт и интуиция.

5. Проверяем в статике показания датчиков и исполнительных механизмов при помощи сканера. Можно подвигать РХХ, включить вентилятор и бензонасос, сделать баланс форсунок.

6. Проводим диагностику системы питания по давлению топлива. Как – .
Если претензий к насосу, регулятору давления, датчикам, ИМ, свечам и проводам в статике нет, заводим двигатель.

7. На работающем двигателе проверяем сканером те же самые параметры. Здесь тоже необходим опыт, в двух словах это процесс не описать. Про диагностику систем с блоком Бош МП7.0 можно почитать очень хорошую статью. Внимательно слушаем двигатель на предмет посторонних шумов, стуков и гула.

8. Фиксируем показания газоанализатора.

9. При необходимости можно снять мотортестером осциллограммы высокого напряжения.

10. Если есть подозрение на неверную установку фаз ГРМ, выполняем мотортестером проверку давления в цилиндре.

11. А вот теперь самое интересное. Внимательно смотрим на полученные результаты, анализируем их и делаем выводы.

Иногда в сомнительных случаях есть смысл подменить неисправный элемент и снять показания повторно либо совершить пробную поездку. Для этого на рабочем месте диагноста должен быть подменный фонд. Но в любом случае нужно стремиться к такой степени мастерства, когда выявление дефекта происходит только с помощью приборов и почти со стопроцентной вероятностью. Такая способность очень пригодится Вам при диагностике иномарок, на которые очень активно пересаживается население нашей страны.

Дополнительно:

1. Диагностика СУД – учебный курс для начинающих

2. Обучаюшие видеокурсы

Автоэлектрик – специалист, который ремонтирует электрические устройства на автотранспортных средствах. Он может нести ответственность за начальную проводку устройств при сборке автомобилей, ремонтировать существующие электрические устройства в более старых автомеханизмах. Электрик автомастерской должен обладать знаниями в области электрических систем, а для получения возможности работать по специальности электрика требуется как минимум среднее образование.

Автоэлектрик – обязанности и навыки

В этой профессии специалисту необходимо владеть определенными знаниями, умениями и опытом.

Реакция на события в критичных условиях

Автоэлектрику надлежит следить за ситуацией вокруг и быть готовым к принятию быстрых и адекватных мер в случае непредвиденных событий.

Соединение кабеля

Требуется умение соединять и сплетать электронные и коммуникационные кабельные линии.

Установка неисправностей в оснащении

Специалисту нужно уметь выявлять и ремонтировать повреждения оснащения и неисправности; связываться с местными представителями и производителями для получения разрешения на ремонт и замену компонентов.

Использование защитного оборудования

При проведении работ необходимо знать, какие элементы защитной одежды (например, туфли со стальными наконечниками) и снаряжение (защитные очки, перчатки) нужны, чтобы минимизировать риск несчастных случаев на производстве и уменьшить возможность возникновения любых травм.

Использование измерительных инструментов

Следует нарабатывать опыт в использовании разных измерительных приборов в зависимости от измеряемого свойства механизма. Обычно применяются различные инструменты для измерения длины, площади, объема, скорости, энергии, силы.

Установка оборудования

Для работы нужна сноровка при установке оборудования, которое зависит от токов или электромагнитных полей, или установок для генерации, передачи или измерения токов и полей. Это оснащение включает в себя распределительные щиты, электродвигатели, генераторы или системы постоянного электротока.

Проверка электропитания

Любой автоэлектрик должен уметь проверять электрическое питание на наличие повреждений, влаги и других проблем.

Испытание электрооборудования

Специалисту необходимо иметь опыт в тестировании электрических устройств, машин и компонентов и проверять их свойства (напряжение, ток, сопротивление, емкость и индуктивность) с помощью контрольно-измерительного оборудования (например, мультиметра, омметра, вольтметра или осциллографа). Он должен также собирать и анализировать данные, отслеживать и оценивать производительность устройства и при необходимости принимать меры.

Привязка провода

Автослесарю необходимо умение связывать кабели или провода, используя при этом кабельные стяжки, кабелепровод, кабельную шнуровку, рукава, точечные стяжки, кабельные зажимы или ремни.

Применение точных инструментов

Для точных работ мастеру нужны навыки использования электронных, механических, электронных или оптических прецизионных инструментов.

Соблюдение правил техники безопасности

Работнику требуется умение применения соответствующих правил техники безопасности и охраны труда для предотвращения несчастных случаев, загрязнения механизмов и других рисков.

Поддержка электрооборудования

Работнику нужно иметь опыт и соответствующие навыки по испытанию электрооборудования на наличие неисправностей, очищению, ремонту и замене деталей и соединений при необходимости.

Основные обязанности автоэлектрика диагноста

Одной из профессиональных функций такого работника является диагностика проблем в электрической системе транспортных средств. Если вас заинтересовала данная тема, то при желании вы сможете узнать подробнее на курсах автоэлектрика https://tech-school.ru. Это может быть непросто, поскольку типы систем в транспортных механизмах бывают разные. Для осуществления диагностического теста применяются определенные инструменты: автоэлектрику нужно знать, как безопасно и правильно их использовать. При осуществлении работы может возникать опасность получения ударов электротоком, поэтому автоэлектрику надлежит научиться избегать их для личной безопасности и безопасности окружающих, а также для сохранения в целости и сохранности оборудования в транспортном механизме.

После проведения правильной диагностики транспорта автоэлектрик должен уметь составлять точное ценовое предложение для клиента. Это станет гарантией того, что затраты покроют стоимость ремонта, а клиенту будет предоставлена точная информация о том, сколько стоит решение проблемы в его автомобиле. Электрику следует иметь четкую информацию о стоимости каждой единицы оснащения и о том, сколько времени потребуется для выполнения ремонта. Для электриков-новичков данный процесс может быть трудоемким, но опытные специалисты очень хорошо разбираются в этом и предвидят, какие сложности возможны во время осуществления ремонта автотранспорта.

Распространены различные модификации существующих структур. Автоэлектрик должен уметь устанавливать новые технологии (устройства GPS, радиоприемники и mp3-плееры, нестандартные источники света, лебедки и другие аксессуары) без повреждения существующих устройств. В некоторых случаях может потребоваться монтаж отдельного устройства в автомобиле для питания некоторых аксессуаров и электрических блоков.

Такая необходимость наиболее часто встречается при ремонте больших грузовиков или внедорожников. Электрику необходимо умение устанавливать или модифицировать электрические системы в легковых и грузовых автомобилях для приспособления к новым аксессуарам.

Электрики в автомастерских должны уметь устанавливать, обслуживать, испытывать, ремонтировать, собирать и настраивать механические и электроприборы, электропроводку, оборудование, аппаратуру, приспособления, при этом используя ручные и электроинструменты.

Довольно часто выход автомобиля из строя связан с поломками электрического оборудования. Это очень сложная система, разобраться в особенностях работы, которой и уже тем более починить неисправности может только специально обученный таким тонкостям автоэлектрик. Специалист оценивает дефекты электрики транспортного средства, находит наиболее выгодные пути решения проблемы и, если это представляется возможным, устраняет поломку. Звучит не так уж и сложно, но на самом деле спектр обязанностей автоэлектрика гораздо шире. Именно по следующей ссылке: http://uslugi-avtoelektrika.kz/ можно обратиться к автоэлектрику без проблем, ведь здесь оказывают именно такие услуги, да еще и по нормальным, адекватным и весьма заманчивым ценам.

Задачи автоэлектрика

Профессия автоэлектрика в мире, где никто уже не представляет своей жизни без автомобиля, довольно востребованная и важная. К тому же каждая новая модель машины оснащается все более сложной электроникой, от работы которой зависят многие другие системы транспортного средства. С целью устранения или предотвращения ее поломок, владелец авто прибегает к услугам автоэлектрика, основными обязанностями которого являются:

  • осмотр и диагностика машины для обнаружения любых имеющихся дефектов;
  • ремонт электропроводки;
  • установка сигнализации в машину;
  • диагностика систем ТС при помощи компьютера;
  • починка контрольных узлов электрической системы;
  • демонтаж или установка электрооборудования.

Автоэлектрик — это специалист, который отлично разбирается в электрическом оборудовании автомобиля, умеет быстро выявить причину неполадки и устранить ее.

Другие обязанности автоэлектрика

Помимо основных задач, автоэлектрик так же должен обеспечить сохранность машины клиента, знать и соблюдать правила техники безопасности при работе с ТС. Дело в том, что в транспортном средстве в независимости от того, какого оно года есть электрика. Это может быть самый минимальный и безобидный набор электрических устройств, а может быть полная модификация авто. Так, электрик должен уметь работать абсолютно с любым авто любой комплектации.

admin

Добавить комментарий