Кто должен убирать мусор?

Кто должен убирать мусор?

В большинстве городов России жители многоквартирных домов выбрасывают мусор в специально установленные контейнеры. Как правило, вывоз бытовых отходов из этих емкостей производится своевременно, по графику. Но возникает другая проблема. Непогода, несознательность жильцов, оставляющих пакеты где попало, а также другие факторы приводят к появлению вокруг контейнеров огромных куч. В связи с этим возникает вопрос: кто несет ответственность за уборку таких площадок и что по этому поводу говорит закон.

Законодательное регулирование

Законодательными актами, регулирующими порядок сбора, вывоза и утилизации мусора, являются следующие документы:

  • Жилищный кодекс РФ (ст.154).
  • ФЗ № 458 от 29.12.2014 г. «Об отходах производства и потребления».
  • Постановление Правительства № 1156 от 12.11.2016 г., которым были введены в действие Правила обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами).

Кроме того, 27.12.2018 г. начало действовать Постановление Правительства № 1572 от 15.12.2018 г. С принятием этого нормативного акта были перераспределены обязанности между собственниками земель, на которых стоят контейнеры для мусора, и региональными операторами по обращению с ТКО.

Согласно этим документам за сбор, транспортировку, утилизацию и захоронение ТКО отвечают региональные операторы. Их выбор, как правило, производится на конкурсной основе

За операторами закреплена обязанность установки контейнеров около МКД. Правда, в договоре с жителями дома может быть установлено иное. Поддерживать в чистоте контейнерные площадки компании, транспортирующие бытовые отходы, не обязаны.

Кто отвечает за содержание контейнерной площадки?

Что касается мест вокруг контейнеров, содержать их в пристойном состоянии должен собственник земли. Такое правило предусматривает ст.210 ГК РФ. Если участок сформирован и поставлен на учет в Кадастровой палате, собственниками являются жители дома. В тех случаях, когда межевание не проводилось, а также когда контейнеры стоят за пределами придомовой территории, обязанность следить за чистотой площадок возлагается на орган местного самоуправления.

Определить реального собственника несложно. Чтобы выяснить, является ли земля под МКД общим имуществом владельцев квартир и других помещений дома, жильцы могут направить запрос в Регистрационную палату.

Но жителям МКД стоит знать, что закон освобождает операторов именно от содержания площадок. Подбирать просыпавшееся при погрузке вторсырье и складывать его в мусоровоз они обязаны

Функции управляющих компаний

Как правило, функции обслуживания многоквартирных домов выполняет ТСЖ или управляющая компания. Эти услуги ежемесячно оплачиваются каждым жителем многоквартирного дома. Соответственно, убирать мусор на площадках, оставшийся после вывоза отходов спецтранспортом, должны дворники, состоящие в штате обслуживающей организации.

В случае отсутствия или нехватки технических работников УК имеет право нанимать подрядчиков. Их работа оплачивается из средств, собранных жильцами. Таким образом, и претензии за некачественную уборку мест, с которых вывозится мусор, нужно предъявлять управляющей компании.

Ответственность за плохое содержание контейнерных площадок

Если площадка с контейнерами, в которых складируются отходы, находится в ненадлежащем состоянии, обслуживающая дом организация может быть привлечена к ответственности. За такое нарушение предусмотрены достаточно строгие административные санкции.

Так, за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к эксплуатации жилых домов, на виновных налагается штраф в следующем размере (ст.6.4 КоАП РФ):

  1. На юридических лиц – до 20 000 руб.
  2. На должностных лиц – до 2 000 руб.

Также нарушителей могут привлечь по ст.8.2 КоАП РФ. Здесь наказание будет уже более суровым. За несоблюдение правил охраны окружающей среды при обращении с отходами положен штраф в сумме до 250 000 руб. для юридических лиц и 30 000 для должностных лиц. Кроме того, в некоторых случаях деятельность УК может быть приостановлена на срок до 3 месяцев.

Наказать могут не только коммунальщиков, но и граждан, пренебрегающих соблюдением санитарных правил. Размер штрафа для жильцов, разбрасывающих мусор на контейнерной площадке, составляет от 500 до 2 000 руб.

Контейнерную площадку никто не убирает: куда жаловаться?

Если на площадке вокруг мусорных баков скапливаются отходы, жильцы могут написать индивидуальную или коллективную претензию в управляющую компанию. В случае отсутствия положительного результата придется обращаться дальше – в местную администрацию, Жилищную инспекцию либо Роспотребнадзор. В тех случаях, когда землей владеет орган местного самоуправления, жалобу нужно сразу подавать в муниципалитет.

Предпоследней инстанцией в процессе защиты жителями своих прав является прокуратура. После обращения к прокурору вопросы с уборкой площадок решаются быстро и эффективно. Но на крайний случай остается последняя инстанция – подача иска в суд.

Мнение эксперта Станислав Ершов Квалифицированный юрист. Готов ответить на любые ваши вопросы! Задавайте их прямо сейчас! Написать эксперту Для подтверждения факта нарушения необходимо составить акт о ненадлежащей уборке с перечислением претензий жильцов. Для осмотра площадки и составления документа придется пригласить представителей УК. Также рекомендуется подготовить видеоматериалы или фото, на которых будет виден неубранный мусор

Заявление в УК, Роспотребнадзор или Жилинспекцию можно подать в онлайн-режиме либо принести лично. В последнем случае нужно убедиться в том, что документ зарегистрирован, и взять копию с уведомлением о вручении.

Мусор вокруг контейнеров, установленных около МКД – проблема достаточно распространенная. Но в большинстве случаев ее удается решить. Ведь проверяющие органы обязаны контролировать санитарное состояние придомовых территорий. Если площадка завалена мусором, это привлекает бродячих животных, а значит, способствует распространению инфекций. Поэтому жильцам не стоит затягивать с обращением в уполномоченную инстанцию, а если ситуация повторяется – нужно требовать наказания виновных.

Автор статьи Станислав Ершов Квалифицированный юрист. Готов ответить на любые ваши вопросы! Задавайте их прямо сейчас! . Задать вопрос юристу. Написано статей 293

Нужен совет грамотного юриста в сфере ЖКХ? Обращайтесь в онлайн-консультацию нашего сайта, оставьте свои контактные данные и дождитесь ответа!

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? СПРОСИТЕ У ЮРИСТА:

Домашнее задание №19
Тема: Определение и свойства алгоритма
1. Запишите исполнителей для приведённых ниже видов работ:
Уборка мусора во дворе – дворник
Перевозка пассажиров в поезде – водитель
Выдача заработной платы – бухгалтер
Приём экзаменов в школе –учитель
Сдача экзамена в университете – экзаменатор
Набор текста на компьютере – пользователь
Приготовление еды в ресторане — повар
2. Определите полный набор данных для решения следующих задач обработки информации:
а) вычисление стоимости покупок в магазине
Стоимость каждой покупки
б) вычисление суммы сдачи от данных Вами продавцу денег
Количество данных денег
Количество сдачи
в) определение времени показа по телевизору интересующего Вас фильма
Время начала фильма
Текущее время
г) вычисление площади треугольника
Сторона а
Проведенная к ней высота h
д) определение времени падения кирпича с крыши дома
Масса кирпича
е) определение месячной платы за расход электроэнергии
Стоимость электроэнергии
Количество расходованной электроэнергии
ж) перевод русского текста на итальянский язык
Русский текст
Переводчик
з) перевод итальянского текста на русский язык
Итальянский текст
Переводчик
3. Есть исполнитель «Перевозчик», который перевозит через реку волка, козу и капусту. Напишите алгоритм перевоза через реку волка, козы и капусты, если СКИ «Перевозчика» содержит 5 команд: ВЗЯТЬ КОЗУ, ВЗЯТЬ ВОЛКА, ВЗЯТЬ КАПУСТУ, ВЫСАДИТЬ, ПЕРЕПЛЫТЬ. В лодку может поместиться только один предмет или животное. Нельзя оставлять на берегу одних волка с козой и козу с капустой.
перевозим козу
плывем за капустой
высаживаем капусту
Берем козу
переплываем
высаживаем козу
Берем волка
Переплываем
высаживаем волка
Переплываем
Берем козу
Переплываем
4. Напишите алгоритм приготовления какого-либо блюда (алгоритм должен иметь линейную структуру).
Бутерброд с маслом
1.открыаешь холодильник
2.берёшь масло
3.закрываешь холодильник
4.ставишь всё это на стол
5.берёшь нож
6.нарезаешь хлеб
7.намазываешь его маслом
8.открываешь холодильник
9.убираешь в холодильник масло
10.кладешь бутерброд на тарелочку
11.украшаешь его листом салата
11 .наслаждаешься при готовленным блюдом
5. Есть исполнитель «Арифмометр», который понимает следующие команды:
— взять число N (занести в память число N),
— умножить (перемножаются занесённые в память последние два числа),
— сложить (складываются занесённые в память последние два числа),
— вычесть (вычисляется разность занесенных в память последних двух чисел),
— результат (вывести результат)
Например, в результате выполнения алгоритма:
— взять число 5,
— взять число 10,
— взять число 2,
— вычесть,
— умножить,
— результат
получим ответ 40, так как 5*(10-2)=40.
Какой результат будет получен при выполнении приведённого ниже алгоритма?
— взять число 4,
— взять число 8,
— взять число 2,
— вычесть,
— взять число 10,
— умножить,
— взять число 56,
— вычесть,
— вычесть,
— результат.
Дайте объяснение своему ответу (приведите формулу для вычисления).
В итоге получится 0
1) в памяти занесено 4 8 2
2) в памяти после действия 4 6
3) в памяти занесено 4 6 10
4) в памяти после действия 4 60
5) в памяти занесено 4 60 56
6) в памяти после действия 4 4
7) в памяти после действия 0
6. Почему приведённые ниже алгоритмы для исполнителя «Арифмометр» не могут быть выполнены (какие свойства алгоритма нарушены)?
А) – взять число 4,
— взять число 5,
— умножить,
— вычесть,
— результат.
Б) – взять число 6,
— взять число 3,
— разделить,
— результат
В) – взять число,
— взять число,
— сложить,
— результат
А)
После действия «умножить» в стеке будет лежать результат — число 20. Следующее действие «вычесть»требует двух операторов
Б) В арифмометре не определена команда «разделить».
В) Не указаны числа в командах взять

1. В чем суть мусорной реформы?

2. Сколько мы будем платить?

3. Правда ли, что теперь за вывоз мусора платить будут все?

4. Кому мы будем платить?

5. Что такое твердые коммунальные отходы?

6. Кто теперь отвечает за вывоз мусора, а кто за содержание контейнерных площадок и мусоропроводов?

7. А незаконные свалки кто-то уберет?

8. Кто такой региональный оператор по обращению с ТКО?

9. А будет ли раздельный сбор мусора?

10. Как можно будет сэкономить?

В чем суть мусорной реформы?

Если кратко:

— Управляющие компании или ТСЖ теперь не выбирают кто и за сколько денег будет вывозить мусор,

— Плата за вывоз мусора, это теперь не составляющая платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме (в Красноярском крае с 1 января 2019 года),

— Вывоз мусора, а точнее «Обращение с твердыми коммунальными отходами», это теперь коммунальная услуга, такая же как электричество, вода или канализация (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ),

— Осуществлять обращение с твердыми коммунальными отходами теперь будут специальные «Региональные операторы по обращению с ТКО» (ст. 26.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах потребления»),

— Платить за обращение с твердыми коммунальными отходами будут все кто их производит: и жители многоквартирных домов, и собственники нежилых помещений, и жители частных домовладений и всевозможные садоводческие и дачные товарищества.

Сколько мы будем платить?

Возможны два варианта начисления оплаты за вывоз мусора из жилых домов: по нормативам, исходя из количества проживающих, и второй вариант, когда оплата начисляется также по нормативам, но исходя из площади жилых помещений (абз. 2 п. 148.30 Правил оказания коммунальных услуг). При этом, в случае если в доме организован раздельный сбор сортированных отходов возможен и третий вариант начисления оплаты.

Решение, по какому варианту будет происходить начисление оплаты за мусор, принимают власти вашего региона.

Для города Красноярска официально установлены нормативы накопления равные 17,7 кг. или 0,07 куб. м. в месяц на одного проживающего в многоквартирном доме, и 28,1 кг. или 0,11 куб. м. в месяц на одного проживающего в частном доме (Приказ Министерства Природных ресурсов и экологии Красноярского края от 19.12.2017 № 1/1934-од).

Сами тарифы еще официально не опубликованы, но в разосланном 14 декабря официальном пресс-релизе указанно, что жители левого берега города Красноярска будут платить 79,74 рубля с жителя многоквартирного дома и 125,31 рублей с жителя частного дома. На правом берегу это будет 87,51 рублей с человека для многоквартирных домов и 137,57 рублей с человека для частных домов.

Указанная плата, которая теперь называется «за обращение с твердыми коммунальными отходами», является платой за коммунальную услугу и будет написана отдельной строчкой в соответствующем разделе платежки.

При этом, не позднее чем за 10 дней до начала работы региональных операторов (до 21 декабря 2018 года, если вы живете в Красноярском крае) наши с вами управляющие компании или ТСЖ обязаны проинформировать нас о том, что с того момента, как за вывоз мусора начнет отвечать региональный оператор, у нас будет снижен размер платы за содержание жилого помещения, то есть один из разделов платежки должен «похудеть».

Такое снижение этой платы происходит без проведения общего собрания собственников, а размер того, на сколько снизится эта плата, должен быть экономически обоснован и подтверждаться документально. Документы, подтверждающие экономическую обоснованность такого снижения, должны предоставляться каждому собственнику, затребовавшему их.

Все это написано в статье 23 Федерального закона № 458-ФЗ от 29.12.2014.

Правда ли, что теперь за вывоз мусора платить будут все?

Да, платить будут все, кто так или иначе производит твердые коммунальные отходы: жители многоквартирных домов, собственники нежилых зданий и помещений, жители частных домов, садоводческие товарищества и др.

Исключение предусмотрено лишь для собственников машино-мест в многоквартирных домах.

Если вы прописаны в вашем дачном доме, то вы будете платить за обращения с ТКО как житель жилого дома, исходя из написанных выше нормативов. Если же вы не прописаны на даче, то расчет размера оплаты будет производиться исходы из объема вывезенных контейнером с мусором, определенного в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (Постановление Правительства РФ от 06.03.2016 № 505)

При этом, собственники индивидуальных жилых домов, жители многоквартирных домов, находящихся на непосредственном управлении, владельцы нежилых помещений в жилых домах, управляющие компании, ТСЖ, СНТ, ДНТ и т. д. обязаны будут заключить договоры с региональными операторами по обращению с ТКО. А если такие договоры не были заключены, то договор автоматически считается заключенным в форме типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Кому мы будем платить?

Жители многоквартирных домов могут платить за обращение с ТКО как через УК или ТСЖ, так и, в ряде исключений, непосредственно региональному оператору.

Как и в случае с остальными коммунальными услугами для многоквартирных домов исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО остается управляющая организация (п. 148.7 Правил оказания коммунальных услуг).

Плата за коммунальную услугу в таком случае вносится в УК или ТСЖ однако ЖК РФ и Правила оказания коммунальных услуг предусматривают, что общим собранием собственников может быть принято решение платить непосредственно региональному оператору.

Также, платить в кассу регионального оператора придется в случаях если:

— в доме выбран способ управления — непосредственное управление;

— если не выбран способ управления;

— если по какой-то причине расторгнут договор между управляющей организацией и региональным оператором, например, управляющая организация накопила просуженный долг более чем за 2 месяца;

— владельцам нежилых помещений;

— если это не многоквартирный дом, а частное домовладение.

Что такое твердые коммунальные отходы?

Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юр.лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. (абз. 21 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Также определено понятие «крупногабаритные отходы» – это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах (п. 2 Правил обращения с ТКО). Эти отходы также относятся к ТКО, и региональный оператор обязан их вывозить.

Кто теперь отвечает за вывоз мусора, а кто за содержание контейнерных площадок и мусоропроводов?

Региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с отходами с момента их приема путем погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твердых коммунальных отходов (п.148.12 Правил оказания коммунальных услуг).

Управляющая организация, будь то УК или ТСЖ несет ответственность за содержание мест накопления отходов, а также за содержание мусоропроводов (Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, п. 26.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124).

Кроме того, органы местного самоуправления с 1 января 2019 года несут ответственность за ведение реестра мест накопления твердых коммунальных отходов, обустройство и обслуживание площадок для накопления ТКО, расположенных на муниципальной земле. Также они должны будут согласовывать размещение площадок для сбора ТКО, и они же ответственны за утверждение правил благоустройства площадок для накопления ТКО (п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039).

В случае, если контейнерных площадок нет, например в частном секторе, потребитель вправе договорится с региональным оператором о том, чтобы осуществлялся безконтейнерный вывоз мусора. При этом потребитель складывает свои ТКО в предоставленные региональным оператором пакеты (п. 10 Правил обращения с ТКО). Ну а региональный оператор обеспечивает, чтобы в заранее согласованное время к потребителю приезжал мусоровоз и забирал пакеты с ТКО.

А незаконные свалки кто-то уберет?

В случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, в месте несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней (п. 16 Правил обращения с ТКО):

а) уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить собственника земельного участка, что необходимо ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО, а для этого, в течение 30 дней после получения уведомления собственник этого земельного участка должен направить региональному оператору проект договора на оказание услуг по его ликвидации.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. (п. 17 Правил обращения с ТКО)

Кто такой региональный оператор по обращению с ТКО?

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – это юридические лица, которые несут ответственность за все этапы процесса обращения с мусором (от его сбора до уничтожения незаконных свалок) в границах определенной территориальной зоны, установленной территориальной схемой.

Региональные операторы отбираются путем конкурсного отбора на срок не менее чем 10 лет.

Деятельность регионального оператора регламентируется соглашением, которое заключается с ними по итогам конкурса, и обильным пакетом нормативных правовых актов.

Региональный оператор может быть лишен своего статуса в случае, если:

а) в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения Правил обращения с ТКО, и/или условий договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, и/или условий соглашения;

б) в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (2 раза и более) нарушения Правил обращения с ТКО и (или) условий соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан;

в) задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с ТКО превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора.

г) при нарушении схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами;

д) при нарушении условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии.

Кстати, упоминаемые здесь операторы по обращению с ТКО без приставки «региональные», это инд. предприниматели или юр.лица, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Фактически, это подрядчики, которых региональный оператор по обращению с ТКО будет отбирать по конкурсу, в случае если его собственных ресурсов недостаточно.

А будет ли раздельный сбор мусора?

Возможность внедрения раздельного сбора мусора заложена и в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и в Правила обращения с ТКО и в Правила оказания коммунальных услуг.

При этом, однако, чтобы перейти на раздельный сбор мусора, должно выполнится несколько условий:

1. Площадка для сбора ТКО должна быть приспособлена к раздельному сбору отходов, для чего потребуется решение общего собрания собственников;

2. Региональной властью должен быть утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов, предусматривающий, в том числе и раздельное накопление ТКО;

3. Фактически, требуется согласие со стороны Регионального оператора по обращению с ТКО.

Если все вышеперечисленное случится, то кроме возможности более экологично выкидывать мусор, граждане также получат возможность для экономии, так как при раздельном сборе ТКО, расчет оплаты за обращение с ТКО будет производиться исходя из объемов вывезенных контейнеров с мусором, разделенном между квартирами пропорционально количеству проживающих в них граждан, или же пропорционально их площади, в зависимости от того какой порядок начисления платы за обращение с ТКО принят в регионе (п. 148.30 Правил оказания коммунальных услуг).

Как можно будет сэкономить?

Как и в случае с любой другой коммунальной услугой, кроме отопления, если расчет за нее ведется по нормативам, то за период временного отсутствия потребителя (более 5 дней) можно будет потребовать перерасчет и снизить размер платы (п. 148.44 Правил оказания коммунальных услуг).

Также, если коммунальную услугу по обращению с ТКО вам оказывают ненадлежащего качества, например, не каждый день вывозят мусор, вы также вправе в соответствии с Правилами оказания коммунальных услуг составить акт, о том что услуга оказана некачественно, и затем уже на основании этого акта снизить размер платы за обращение с ТКО (п. 148.45 Правил оказания коммунальных услуг).

Также на коммунальную услугу по обращению с ТКО распространяется право на получение субсидии для малоимущих горожан. Она полагается всем, чья ежемесячная плата за услуги ЖКХ превышает 22 процента от общего дохода семьи. Получить такую субсидию можно в органах социальной защиты населения.

Примечания:

Правила оказания коммунальных услуг – Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Правила обращения с ТКО – Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156.

admin

Добавить комментарий