Критерии психологического здоровья

Критерии психологического здоровья

Классификация психических явлений предполагает возможность четкого выделения различных психических образований с пониманием их критериев или показателей. К сожалению психология пока не имеет четких критериев многих психических образований, а иногда и доказательств того, что за данным психологическим понятием есть какая-то психическая реальность. Многие наши понятия, такие как личность, воля, потребности, мотивы и др., вводились как теоретические конструкты, призванные объяснить какие-то поведенческие или субъективные реальности.

Среди таких понятий – и основное понятие психологии, понятие «психика». Мы до сих пор не имеем критериев, по которым можно было бы определить наличие или отсутствие психики у конкретного живого существа. Существующие на сегодня критерии не позволяют однозначно решать эту задачу.

В истории психологии можно выделить три типа критериев психики: мировоззренческие, субъективные и объективные.

Типы критериев

Мировоззренческие критерии основаны на убеждении в достоверности защищаемых утверждений, и поэтому по отношению к ним не может быть применена процедура проверки истинности критерия. В соответствии с определением наличие психики объявляется у какой-то категории объектов, а это значит, что у объектов других категорий психики не может быть по определению. Было предложено четыре таких критерия: панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм и антропопсихизм.

Сторонники панпсихизма признают всеобщую одухотворенность материи, утверждая тем самым, что психика это общее свойство всех материальных тел.

Вторая крайняя позиция – это антропопсихизм, при которой наличие психики признается только у человека.

Две промежуточные позиции – биопсихизм и нейропсихизм – связаны с утверждениями, что психика есть у всех живых существ (биопсихизм) или, что психика есть только у тех животных, которые обладают нервной системой (нейропсихизм).

Сторонники каждой позиции не утруждают себя поиском доказательств своей правоты, поскольку критерии вводятся как аксиомы, т.е. как достоверные допущения, не нуждающиеся в проверке своей истинности.

Второй и самый достоверный тип критериев – это субъективный критерий, основанный на самоотчете живого существа. Если спросить человека о наличии у него психики, то взрослый человек, обладающий сознанием и самосознанием, понимающий вопрос спрашивающего, несомненно, подтвердит ее наличие у себя. Но проблема этого критерия состоит в том, что непонятно, как задать этот вопрос животным и как понять их ответ. Непонятно также, как задавать этот вопрос младенцу, не владеющему речью, и взрослому человеку, не знающему вашего языка (языка вопроса). Поэтому этот критерий, при его несомненном достоинстве, не может быть научным критерием, пригодным для разных ситуаций.

Объективные критерии можно разделить на два типа: функциональные и морфологические (анатомические).

К первому типу, как правило, относят способность живого существа к движениям. Критики этого предложения справедливо указывали на то, что движение широко распространено в живом мире, в том числе среди простейших одноклеточных и даже отдельных клеток живого организма. В ответ на критику появилось предложение считать критерием психики не всякое движение, а только ответное, в частности оборонительное. Но и это уточнение не спасает положение, поскольку мы наблюдаем такие оборонительные реакции в растительном мире. И тогда либо надо признавать наличие психики у растений, либо менять критерий.

Второй тип более достоверен, поскольку здесь, как и при мировоззренческом критерии нейропсихизма, выбирается нервная система – наличие психики связывается с наличием нервной системы. Коварство этого критерия заключается в том, что мы действительно не знаем ни одного случая развитой психики у объекта (в том числе и живого) с отсутствием нервной системы. Поэтому и появляется ложное заключение, что наличие у объекта нервной ткани есть верный признак наличия психики. Но дело в том, что нервная ткань возникает не ради психики, а как проводник сигнала от первичного следа взаимодействия к органу ответной реакции организма; затем нервная ткань становится средством нейрофизиологической регуляции ответных реакций живого существа. Возможности же нервной ткани оказались богаче, и у нее появляется способность трансформировать биотоки, приходящие в нервные клетки, в субъективные переживания (чувствования), на основе которых строятся образы объектов, и через них находится нужное поведенческое решение и регулируется поведение.

1. Способность любить

Способность вовлекаться в отношения, открываться Другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать.

2. Способность работать
Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для Других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал.

3. Способность играть
Здесь речь идет как о прямом смысле «игры» у детей, так и о способности взрослых людей «играть» словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие.

4. Безопасные отношения
К сожалению, нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в насильственных, угрожающих, зависимых — одним словом, нездоровых отношениях.

5. Автономия
У людей, обращающихся в психотерапию, часто отмечается ее недостаток (но огромный потенциал, раз они в терапию все-таки пришли). Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают «выбрать» (прислушаться к себе), чего же им хотеть.

6. Постоянство себя и объекта или концепция интегрированности Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими бурной радости, способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться. Это контакт между ребенком, которым я был, тем, кто я есть сейчас, и той личностью, которой я буду через 10 лет. Это способность учитывать и интегрировать все, что дано природой и то, что я в себе сумел развить. Одним из нарушений этого пункта может быть «нападение» на собственное тело, когда оно бессознательно не воспринимается, как часть себя. Оно становится чем-то отдельным, что можно заставить голодать или резать и т.п.

7. Способность восстанавливается после стресса (сила Эго)
Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну негибкую защиту, не срывается. Он способен самым лучшим способом адаптироваться к новой ситуации.

8. Реалистичная и надежная самооценка

9. Система ценностных ориентаций Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им.

10. Способность выносить накал эмоций
Выносить эмоции — значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями — своей рациональной частью.

11. Рефлексия
Способность посмотреть на себя как бы со стороны. Люди с рефлексией способны видеть, что именно является их проблемой, и соответственно, обходиться с ней таким образом, чтобы решить ее, максимально эффективно помогая себе.

12. Ментализация
Обладая этой способностью люди способны понять, что Другие — это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Такие люди также видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов и тем, что на самом деле Другой человек не хотел их обидеть.

13. Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании

14. Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения
Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнера, с которым есть отношения.

15. Чувство витальности
Способность быть и чувствовать себя живым.

16. Принятие того, что мы не можем изменить
Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.

Нэнси Мак-Вильямс.
Признаки психического здоровья

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.



Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых: массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное.

Примеры:

антисоциальное:
1) Ученик 11 а класса сидит на последний парте все время, не общаясь ни с кем из учеников.
2) Драка учеников 11 а класса.
конкурентное: среди учеников 11 а класса провели соревнования, поведение учеников является конкурентным.
помогающее: ученица 11 а класса, не понимая тему по физике, попросила свою подругу, также ученицу 11 а класса, объяснить ей материал. поведение этой подруги является помогающим.
девиантное: ученик 11 а класса Вася Пупкин, не отрываясь от компьютера целый день, играет в CS, эта зависимость именуется Гемблинг (игровая зависимость) — форма девиантного поведения.

Массовое поведение – активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.

Групповое поведение – совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.

Просоциальное поведение – поведение человека, в основе которого лежат просоциальные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.

Пример:

Создание благотворительных фондов.

Человек, сидящий на диване, увидел рекламу. В ней говорилось о том, что нужно отправить SMS, и деньги, вырученные с SMS, пойдут на помощь детям.

В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:

– связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми;

– связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

– связанные с уверенностью или неуверенностью в себе.

В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.


Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.


Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о социальном поведении?

А. Социальное поведение проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей.

Б. Социальное поведение основывается на принятых в обществе образцах, к которым относятся нравы и обычаи.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3.

Девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Классификация девиантного поведения

Многие авторы, рассматривая девиантное поведение, используют как синонимы понятия разновидности, виды, типы, формы девиантного поведения.

Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:

Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

— преступность;

— алкоголизм;

— наркомания;

— самоубийство;

— «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  • аффективный тип поведения;
  • семейные конфликты;
  • агрессивный тип поведения;
  • ранние антисоциальные формы поведения;
  • отрицательное отношение к учебе;
  • низкий уровень интеллекта.

Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

— антидисциплинарное поведение;

— асоциальное;

— противоправное;

— аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая:

— патологические;

— непатологические девиации.

3) личностно-динамическая:

— «реакции»;

— «развития»;

— «состояния».

Формы девиантного поведения:

Гемблинг (игровая зависимость)

Пищевая девиация

  • анорексия
  • булимия

Сексуальные девиации

  • педофилия
  • зоофилия
  • некрофилия

Алкогольная зависимость

Наркомания

Трудоголизм

Клептомания

Суицидальное поведение

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

С сентября 2019 года в расписании британских школьников появится новый обязательный урок. Ученикам будут рассказывать о кибербезопасности, безопасных отношениях и заботе о психическом здоровье. Для тех, кто уже окончил школу, но хочет разобраться в этом вопросе, рассказываем: По каким критериям определяется психическое здоровье? Чем отличается от психологического? Как его укрепить и вообще – где проходит граница «нормальности»?

Что такое психическое здоровье?

Психическое здоровье — это состояние психики человека, которое обеспечивает чувство психологического комфорта, способность осмысленно и целенаправленно действовать, оптимально выполнять социальные функции, адекватно относиться к общечеловеческим и культурным особенностям. Все это возможно при цельности и согласованности психических и физиологических функций организма. Рассматривать отдельно психику и отдельно физиологию некорректно. Потому что здоровье – комплексное понятие.

Есть и более лаконичное определение: психическое здоровье – это все, что вписывается в понятие психической нормы. Здесь начинается главная интрига. Потому что грань между нормой и патологией не такая четкая, как хотелось бы. А вопрос о «нормальности/ненормальности» – одна из обсуждаемых и наиболее сложных тем в психологии, медицине, социологии, философии, педагогике, судебной экспертизе.

По определению ВОЗ психическое здоровье – это не только отсутствие психических расстройств. Человек признается психически здоровым, если:

  • Умеет любить, выстроить доверительные и безопасные отношения с партнером.
  • Может критично оценивать свое поведение, поступки.
  • Способен продуктивно работать, творить, созидать.
  • Умеет играть словами, образами, использовать метафоры и сравнения.
  • Обладает здоровым чувством юмора, позитивно относится к действительности.
  • Длительное время находится в состояние полного душевного и физического благополучия.
  • Анализирует свои поступки, мысли.
  • Осознает свои экзистенциальные конфликты (конфликт одиночества, конечности жизни).
  • Управляет своим поведением в соответствии с социальными нормами и при смене жизненной ситуации.

Психическое здоровье обеспечивает гармонию внутри общества. Разрушается психика людей – разрушается цивилизация. Поэтому это проблема одновременно личная и социальная.

Чтобы обратить на нее внимание, ежегодно 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. Мероприятия в этот день посвящены темам воспитания у граждан чувства толерантности к психически больным, рассказам о возможных причинах психопатологии, обсуждению профилактики суицидального поведения. На глобальном уровне проводятся конгрессы, международные конференции, мастер-классы, дискуссии с участием экспертов по психиатрии, психотерапии, педагогике.

Пройти тест на психические расстройства

Критерии нормы.

Психическое здоровье человека – понятие не статическое, а динамическое. Поэтому норма определяется умением человека поддерживать баланс между разными аспектами жизни. Разные психологические концепции по-своему объясняют критерии нормы. Но общепринятыми считаются:

  • Познавательные способности.
  • Моральный облик.
  • Социально привлекательное адаптивное поведение.
  • Оптимизм.
  • Эмоциональность.
  • Сексуальность.

Большинство критериев «нормальности» носят относительный и экспериментальный характер. Поэтому понятие «нормы» в общепринятом понимании психики пока не выведено. Но все не так плохо. В разных научных направлениях применяют свои подходы к разграничению патологии и нормы:

  • Статистический. Используется в случаях, когда параметры психики возможно вычислить с помощью определенной шкалы (IQ-тестирование).
  • Социологический (социальный). В качестве нормы используются общепринятые нормы, устои, традиции конкретного общества, закрепленные в нормативно-правовых актах (девиантное, асоциальное, криминальное поведение).
  • Клинический (медицинский). В качестве нормы используется отсутствие у человека симптомов патологии поведения, реакции, мышления (клинические тесты и опросники для определения астении, слабоумия, шизофрении).

На практике есть несколько международных классификаций заболеваний, связанных с психическими отклонениями. В этих толстых книгах описаны все известные на сегодня психопатологии. Но бывают случаи, когда описанные симптомы говорят о явных отклонениях, но при этом не вписываются ни в один диагноз. И это еще один повод задуматься о переменчивых границах нормальности.

Психологическое и психическое здоровье человека: в чем разница?

Психическое и психологическое здоровье – разные вещи. Психологическое здоровье – это состояние, когда психическое благополучие сочетается с личностным. Оно не просто охватывает разные сферы жизни (эмоциональную, познавательную, мотивационную, волевую), но привносит в них гармонию. Сила психологического здоровья в том, чтобы видеть действительность такой, какая она есть и «правильно» на эту действительность реагировать.

Мы постарались ответить на вопрос: какими качествами наделен психологически здоровый человек:

  1. Он самодостаточен. У него развито ощущение собственного «Я», которое помогает не зависеть от чужого мнения, не поддаваться манипуляциям и контролю со стороны.
  2. Имеет здоровую самооценку. Это не нарциссизм, не патологическая неуверенность. Это способность реалистично оценивать свои силы, принимать свои сильные и слабые стороны.
  3. Понимает ответственность за свою жизнь. Он знает, что пассивное ожидание ничего не изменит. Поэтому в сложных ситуациях анализирует все возможные варианты действий и принимает решение. Свои ошибки воспринимает не как катастрофу, в как опыт.
  4. Живет настоящим. Он видит реальность без искажений, руководствуется здравым смыслом, логикой, разумом.
  5. Адаптируется к сложным жизненным ситуациям. Он не боится неожиданных поворотов в жизни, поскольку уверен в своих силах. В неприятной или непредвиденной ситуации он сохраняет хладнокровие и быстро адаптируется к переменам.
  6. Уважает все точки зрения. Он видит не только белое или черное, но замечает другие оттенки. После спора он способен сказать оппоненту «мы оба были неправы», а в сложной ситуации подумать «это ужасно и поучительно одновременно».
  7. Контролирует свои эмоции во время общения. Чтобы общаться с оппонентом уважительно он может обуздать свой гнев, недовольство, раздражение, злость.
  8. Хорошо знает самого себя. Он понимает причину своих реакций, умеет проанализировать поступки, сделать выводы из ошибок, знает свои таланты, осознает душевные травмы.
  9. Комфортно чувствует себя в одиночестве. Он не цепляется за токсичные отношения с партнером, который подавляет или разрушает его самооценку. Он может пойти в кино или в кафе один, просто чтобы подумать.
  10. Сопереживает. Психологически сильный человек понимает себя и умеет понимать других. Эмпатия не вынуждает его соглашаться со всеми, зато помогает беспристрастно оценить поступки людей.
  11. Готов рисковать. Он знает, что выход из зоны комфорта требует смелости. Поэтому реалистично оценивает свои силы, чтобы пойти на осознанный риск.
  12. Никому ничего не доказывает. Каждый живет в своей психической реальности, которая создается из его опыта. Он знает, что не может понравиться всем, и не обязан симпатизировать каждому.
  13. Любит родных безусловной любовью. Его любовь не зависит от обстоятельств, достоинств и недостатков, успехов или провалов его родных.
  14. Общается. Он ценит живое общение, поэтому не подменяет его на электронную переписку.
  15. Уважает ЗОЖ. Спорт, правильное питание, активный отдых – его образ жизни организован с учетом личных особенностей, поэтому его можно назвать тонизирующим.

Эту самопроверку нельзя принимать за точную диагностику. Но чем больше пунктов вызывает сомнения, тем больше поводов будет задуматься о здоровье психики.

Пройти тест на психику

Как укрепить психическое здоровье?

Подготовили несколько советов для случаев, когда с «психикой что-то не так». Они не заменят специалиста. Но помогут усилить душевное здоровье, столь необходимое сегодня.

Сесть на цифровую диету.

Ученые призывают отказаться от гаджетов, чтобы «вернуть контроль над своей жизнью». Они уверены, что отказ от соцсетей улучшит сон, отношения в реальном мире и общее состояние здоровья. А это напрямую скажется на состоянии психики. Тем, кто не способен совсем отказаться от мобильных телефонов, советуют, по крайней мере, поменьше сидеть в соцсетях.

Завести кошку или собаку.

Каждый любитель домашних животных, скажет, что общение с ними помогает лучше расслабляющего массажа или сеанса психотерапии. Это не самоовнушение, а научно доказанные факты. Домашние питомцы помогают людям, страдающим от психических расстройств. Более того, врачи рекомендуют включить домашних животных в официальный план лечения ментальных заболеваний. И действительно, домашние питомцы сглаживают приступы тревожности, понижает давление, улучшают качество сна. Но главное – они вынуждают хозяев больше двигаться. А ведь движение – один из основных пунктов душевного благополучия.

Разглядывать себя в зеркале.

Колумбийские медики провели эксперимент, показавший, что люди без привычки смотреться в зеркало теряют навыки коммуникации. Особенно это заметно у людей преклонного возраста. Зато привычка разглядывать себя в зеркале не только улучшает общительность, но помогает налаживать новые контакты. Оказалось, что зеркало как бы имитирует контакт, позволяет рассмотреть себя со стороны. Таким образом, помогает контролировать свою мимику, эмоции, повышает уверенность в себе.

Поиграть.

Фильмы, книги, музыка помогают расслабиться, отвлекают от проблем. Но игра не просто увлекает, она помогает войти в состояние потока – полной концентрации на своих действиях. Состояние потока считается сверхпозитивным, возможно наиболее продуктивным. В состоянии потока мозг полностью переключается на текущую задачу, мотивация вырастает, беспокоящие мысли и эмоции перестают докучать. Достичь его можно разными способами, но захватывающее интерактивное задание помогает лучше сосредоточиться на своей цели, чем пассивное ничегонеделание.

Думать о хорошем.

Американский поэт и философ Эмерсон говорил, что ментальное благополучие измеряется способностью видеть хорошее. Но не каждый наделен такими способностями. Тем не менее, привычку замечать позитивные моменты жизни можно развить. Для этого не нужно брать отпуск, устраивать грандиозное торжество или дожидаться подходящего момента. Достаточно ежедневно выполнять несколько пунктов из следующего плана:

  • Начинать день с позитива, а не с просмотра гаджетов.
  • Гулять пешком.
  • Освоить технику письма (личный дневник, писать письма благодарности).
  • Раскрашивать картинки яркими карандашами.
  • Танцевать, пока делаете домашнюю работу.
  • Поэкспериментировать с новыми рецептами.
  • Съесть пару кусочков горького шоколада.

Важно выбрать свои варианты практик и тренироваться до появления результата. Постепенно привычка относиться к жизни оптимистично станет автоматической.

Несколько лет назад Герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон запустила подкаст, главной темой которого станет психическое здоровье. Это еще один показатель того, что душевное благополучие – проблема общечеловеческая. И лучшее, что можно сделать для себя лично и своих близких – разобраться в ней. Это того стоит.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Общественное здоровье — это здоровье населения в целом, обусловленное воздействием социальных и биологических факторов. Оно оценивается определенными показателями: основными (демографическими, показателями заболеваемости, физического развития), дополнительными медико-демографическими и социологическими.

Демографические показатели (рождаемость, смертность, сред­няя продолжительность жизни) дают косвенную характеристику здоровья населения, сильно зависят от социально-экономических факторов и характера государственной демографической полити­ки — стимулирования или, напротив, ограничения рождаемости.

Показатели заболеваемости — число заболеваний, зарегистриро­ванных в регионе, на 100, 1 000, 10 000 или 100 000 населения — дают прямую характеристику нездоровья населения. Они зависят от социально-экономических условий, а также от активности про­ведения профилактических мероприятий.

Показатели физического развития дают прямую характеристи­ку здоровья населения. Для такой характеристики используются антропометрические показатели (средний рост, средний вес), показатели функционального состояния — соматометрические (например, жизненная емкость легких) и соматоскопические (развитие подкожно-жировой клетчатки, вторичных половых признаков).

В группу дополнительных медико-демографических показателей входят указанные показатели, отнесенные к отдельным контингентам населения — возрастным, половым, профессиональным группам.

К социологическим относятся показатели: здорового образа жизни (количество населения, в процентах, ведущего здоровый образ жизни), субъективного благополучия, повседневной актив­ности, продолжительности жизни (при физической активности), социальной адаптации (к семейной жизни, родительским обя­занностям, материальной независимости).

Общественное здоровье складывается из здоровья каждого члена общества, индивидуального здоровья. Наиболее важное практическое значение из всего множества известных из литературы имеют два определения здоровья.

Здоровье — это состояние полного физиче­ского, психического и социального благополучия. Физическое благополучие — способность человека к повседнев­ной физической активности, полноценному труду, оцененная при учете его индивидуальных характеристик: возраста, пола, трудо­вых навыков, характера профессиональной деятельности, регио­нальных условий жизни.

Психическое благополучие — способность к контролю своего поведения и эмоций, познавательной деятельности, а также ис­пытывать положительные эмоции, которые характеризуются опре­деленной частотой и интенсивностью.

Социальное благополучие — удовлетворенность человека местом и ролью в обществе, отношениями с коллегами, друзьями, зна­комыми, уровнем и качеством жизни.

Здоровье — это состояние равновесия между защитными силами организма (потенциалом здоровья) и постоянно меняющимися условиями окружающей среды.

Оно подчеркивает, что организм — это саморегулирующаяся система с множеством взаимосвязанных подсистем, с помощью которых индивиды адаптируются к постоянно меняющимся усло­виям среды в зависимости от своих физических, психологических и социальных ресурсов. Они могут приспосабливаться к времен­ным изменениям в среде обитания, например, колебаниям тем­пературы, кратковременной недостаточности питания, инфекци­ям или аффективным состояниям, вызванным межличностными отношениями.

Оба определения взаимодополняющи, ориентируют одновре­менно на понимание здоровья как сложной системы, складыва­ющейся из разных ее компонентов (первое определение), а также как состояния, находящегося в постоянном изменении в соответ­ствии с изменчивостью окружающей среды (второе определение).

В первом определении подчеркивается, что здоровье складыва­ется из трех компонентов: физического, психического и социального. Отдельные исследователи предлагают включить в их число еще и четвертый — духовный.

admin

Добавить комментарий