Контроль охраны труда

Контроль охраны труда

О ПОЛОЖЕНИИ О СТУПЕНЧАТОМ КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

ОБЛАСТНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2001 года N 27

О ПОЛОЖЕНИИ О СТУПЕНЧАТОМ КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Настоящее Положение разработано в порядке исполнения мероприятий по улучшению охраны труда и реализации Закона области «Об охране труда в Липецкой области» на период до 2005 г., утвержденных постановлением главы администрации области от 23 августа 2000 года N 142, и нацелено на усиление профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, предупреждение аварийности, своевременное устранение нарушений действующих правил и инструкций по охране труда. Областная Межведомственная комиссия по охране труда постановляет:

1. Положение о ступенчатом контроле за соблюдением требований охраны труда в организации одобрить (прилагается).
2. Управлению труда и занятости населения администрации области (Лапыгин И.А.) доработать настоящее Положение с учетом обсуждения и направить областным службам, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, администрациям районов и городов, Федерации профсоюзов области для использования в практической работе при организации ступенчатого контроля за соблюдением требований охраны труда в организациях.

Председатель
областной Межведомственной
комиссии по охране труда,
заместитель главы администрации
Липецкой области
П.А.ГУЧЕК

Приложение. ПОЛОЖЕНИЕ О СТУПЕНЧАТОМ КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Приложение
к постановлению
областной Межведомственной
комиссии по охране труда
от 18 сентября 2001 года N 27

Общие положения

1.1. Ступенчатый контроль в системе управления охраной труда и промышленной безопасности является основной формой контроля руководителя и профсоюзного комитета организации за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, участках, цехах, отделениях и др., а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работниками требований законодательства, правил, норм, инструкций и иных нормативных документов об охране труда.
1.2. Ступенчатый контроль выступает важным средством профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, предупреждения аварийности, своевременного устранения нарушений действующих норм и правил.
1.3. Ступенчатый контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и специалистов организации, а также общественного контроля, осуществляемого профсоюзами и иными уполномоченными работниками представительными органами на основании действующего законодательства.
1.4. В зависимости от специфики производства, структуры организации и масштабов подразделений ступенчатый контроль за состоянием охраны труда производится:
на первой ступени — на участках цеха, в смене, ферме и др.;
на второй ступени — в цехе, отделении, службе, на участке организации и других приравненных к цеху подразделений;
на третьей ступени — в организации в целом.

Первая ступень контроля

2.1. Контроль осуществляется непосредственным руководителем работ (начальник участка, мастер, энергетик, механик, технолог, начальник смены, заведующий фермой, начальник мастерской, другие приравненные к ним должностные лица (далее руководитель работ) ежедневно в начале и в течение рабочего дня (смены) с привлечением, по необходимости, подчиненного персонала проверяет исправность и безопасное состояние закрепленного оборудования (машин, агрегатов, станков), инструмента, приспособлений, состояние рабочих мест, знание (выборочно) и соблюдение работниками правил и норм безопасности, осуществляет постоянный осмотр зданий и сооружений, принимает сообщения от подчиненного персонала о выявленных нарушениях, организует и обеспечивает их немедленное устранение.
2.2. На первой ступени контроля проверяется:
— выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
— состояние и правильность применения спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной и коллективной защиты работающих;
— состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.);
— состояние и правильность применения защитных ограждений, защитных козырьков, настилов и т.д.;
— безопасность технологического оборудования грузоподъемных и транспортных средств;
— соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
— соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;
— соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;
— исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;
— состояние и правильность применения средств подмащивания;
— состояние откосов и правильность крепления стенок котлованов и траншей (при выполнении соответствующих работ);
— исправность лестниц и переходных мостков;
— состояние строительных конструкций и сооружений;
— состояние факторов производственной среды на рабочих местах (освещенность, запыленность, шум, вибрация, температурный режим);
— состояние закрепленных территорий;
— наличие и соблюдение работниками инструкций по охране труда;
— исправное состояние оборудования (технических устройств, применяемых на объектах повышенной опасности), ограждений, блокировок и т.п.;
— исполнение требований технологических (эксплуатационных) инструкций, регламентов, графиков и других документов, определяющих технологические (эксплуатационные) параметры процессов и действия персонала по их обеспечению;
— выполнение требований безопасности движения;
— состояние пожарной безопасности, наличие первичных средств пожаротушения;
— соблюдение трудовой и технологической дисциплины.
2.3. По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные исполнители.
2.4. Устранение выявленных нарушений, как правило, должно производиться незамедлительно под непосредственным надзором руководителя работ. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены силами участка, записать их в журнал по охране труда и доложить непосредственному руководителю. В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работников или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.
2.5. Замечания по строительным конструкциям и сооружениям заносятся в журналы осмотров зданий и сооружений ответственными по зданиям и сооружениям лицами для дальнейшей организации работ по их устранению.
2.6. Выявленные нарушения правил и инструкций по охране труда, стандартов ССБТ записываются в соответствующих разделах журнала по охране труда.
2.7. Ответственность за нарушение условий первой ступени контроля несут руководители работ, а также их непосредственные руководители, которые в свою очередь контролируют исполнение функций первой ступени выборочной проверкой состояния рабочих мест, знакомятся с записями в журналах ступенчатого контроля, осмотров зданий и сооружений, резолюциями ответственных лиц, организовывают работы по устранению выявленных нарушений в назначенные сроки.
2.8. Ежедневно в конце рабочего дня (смены) руководитель работ докладывает непосредственному руководителю о состоянии охраны труда на подконтрольном объекте производства работ.

Вторая ступень контроля

3.1. Вторая ступень контроля проводится еженедельно комиссией, возглавляемой начальником цеха (участка, отделения, службы, других приравненных к цеху подразделений). В состав комиссии входят уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, руководители (представители) технических служб цеха, специалист службы охраны труда, закрепленный за цехом, начальники участков и др. работники.
3.2. График проверки устанавливается начальником цеха по согласованию со службой (специалистом) охраны труда.
3.3. На второй ступени контроля проверяется:
— организация и результаты работы первой ступени контроля;
— выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения предыдущей проверки;
— выполнение плановых мероприятий по охране труда и промышленной безопасности;
— выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, государственной экспертизы условий труда, службы ведомственного контроля и общественного контроля;
— выполнение приказов и распоряжений руководителя организации и начальника цеха по вопросам охраны труда;
— выполнение мероприятий, разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
— выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
— исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям нормативных правовых актов по охране труда;
— соблюдение графиков планово — предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных систем и установок, технологических режимов работы;
— состояние переходов и галерей;
— состояние охраны труда в подразделениях, наличие плакатов и уголков по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;
— наличие и исправность защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно — измерительных приборов;
— соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
— соблюдение правил безопасности при работе с опасными производственными объектами, с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;
— своевременность и качество проведения инструктажей работников по охране труда;
— наличие и правильность применения работниками средств индивидуальной защиты;
— состояние проходов и проездов, наличие знаков, выполнение требований безопасности движения;
— обеспеченность работников лечебно — профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами, газированной водой, мылом и обезвреживающими средствами;
— состояние санитарно — бытовых помещений и устройств;
— соблюдение установленного режима труда и отдыха, технологической и трудовой дисциплины.
3.4. Результаты проверки вносятся в журнал учета работы второй ступени контроля, который должен храниться у начальника цеха.
Комиссия намечает мероприятия, а начальник цеха назначает сроки исполнения и ответственных. Контроль за выполнением намеченных мероприятий осуществляют специалист службы охраны труда организации и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда.
3.5. Ежемесячно начальник цеха информирует коллектив о состоянии охраны труда в цехе и о ходе выполнения мероприятий, намеченных комиссиями второй и третьей ступени контроля.
3.6. Ежемесячно начальник цеха докладывает руководителю организации о состоянии условий и охраны труда в цехе.

Третья ступень контроля

4.1. Контроль на третьей ступени проводится один раз в месяц комиссией, возглавляемой работодателем (руководителем организации) или главным инженером (техническим директором) и председателем профсоюзного комитета организации.
В состав комиссии входят заместитель главного инженера (технического директора) по охране труда (руководитель службы охраны труда), руководители технических служб организации.
4.2. Основная цель проверок третьей ступени — оценка работы руководителей и специалистов цехов и иных, приравненных к цехам, структурных подразделений по обеспечению безопасных условий труда на подведомственных объектах.
4.3. На третьей ступени проверяются:
— организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
— выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями по охране труда, приказами руководителя;
— выполнение плановых мероприятий по охране труда и промышленной безопасности;
— выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, государственной экспертизы условий труда, службы охраны труда и представлений общественного контроля;
— организация и осуществление работ по обеспечению безопасной эксплуатации зданий и сооружений, прилегающих территорий;
— организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
— организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;
— обеспечение рабочих мест нормативно — технической, производственной документацией;
— организация проведения обучения и инструктажей работников и специалистов по охране труда;
— соответствие технического, грузоподъемного, транспортного, газового, энергетического и другого оборудования требованиям безопасности;
— эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пылегазоулавливающих устройств;
— выполнение графиков планово — предупредительного ремонта производственного оборудования;
— обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, организация выдачи, хранения, стирки, чистки, ремонта;
— обеспечение работников санитарно — бытовыми помещениями и устройствами, мылом и обезвреживающими средствами;
— организация лечебно — профилактического обслуживания работников, питьевого режима;
— состояние кабинета охраны труда;
— состояние стендов и уголков по охране труда;
— соблюдение требований промышленной санитарии;
— готовность подразделений к работам в аварийных условиях;
— соблюдение установленного режима труда и отдыха, производственной и трудовой дисциплины.
4.4. Результаты проверок оформляются актом и обсуждаются на совещании руководителя организации с участием профсоюзного актива, а при необходимости — с приглашением органов государственного управления охраной труда и государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
На совещании заслушиваются руководители цехов и иных, приравненных к ним, структурных подразделений, в которых выявлено неудовлетворительное состояние условий и охраны труда и нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда.
Совещание оформляется протоколом, а руководитель организации издает приказ.

Из этой статьи вы узнаете, что такое трехступенчатый контроль по охране труда, как работает эта система, как правильно ввести ее на предприятии, как оформлять Журнал трехступенчатого контроля.

Трехступенчатый контроль по охране труда – эффективный способ постоянного наблюдения за безопасностью и оперативностью реагирования на отклонения от нормы. При этом контролирующие функции распределены по 3 уровням:

• За выполнение задач 1 уровня отвечают руководители работ – бригадиры, мастера, начальники участков. Это оперативный контроль.

• Выполнение задач 2 уровня организуют руководители подразделений – заведующие, менеджеры, начальники цехов, производств, отделений. Это контроль на уровне промежуточных руководителей.

• Задачи 3 уровня курирует комиссия по ОТ во главе с руководителем предприятия (организации). Это контроль на уровне руководства.

Поэтому трёхступенчатый контроль за соблюдением охраны труда – это действенный способ привлечь к решению вопросов безопасности труда весь коллектив. В него вовлечены все работники предприятия: рядовые рабочие через уполномоченных по ОТ, бригадиры, ИТР, представители профсоюзов, управляющие всех рангов и даже высшее руководство.

Трехступенчатый контроль по охране труда: нормативные документы

Государство не обязывает предприятия организовывать трехступенчатый контроль по охране труда – нормативными документами, в частности, ТК РФ, это не предусмотрено. Тем не менее, большинство предприятий вводят его по собственной инициативе. Настоятельно порекомендовать внедрить систему трёхступенчатого контроля за соблюдением охраны труда вправе контролирующие инстанции (например, Минтруда РФ).

В некоторых организациях трехступенчатый контроль по охране труда превращается в двухступенчатый. Это происходит, когда штат сотрудников невелик: в частных врачебных кабинетах, небольших магазинах, салонах красоты и т.д., а также у индивидуальных предпринимателей, которые используют труд наемных работников.

Организовать систему трехступенчатого контроля по охране труда помогут такие нормативные документы:

• Положение «О трехступенчатом контроле по охране труда»;
• Положение «О СУОТ предприятия» либо Стандарт предприятия «СУОТ предприятия»;
• приказ о введении трехступенчатого контроля.

В каком нормативном документе прописывать трехступенчатый контроль по охране труда – в отдельном Положении, либо в положении «О СУОТ», каждая организация решает самостоятельно. В любом из них:

• перечисляются порядок ведения трёхступенчатого контроля за соблюдением охраны труда, его цели, направления и объекты;
• вводятся ступени (уровни) контроля с описанием особенностей каждой (каждого) из них;
• назначаются ответственные лица за осуществление мероприятий на каждой ступени;
• определяется круг задач каждого ответственного лица (группы лиц);
• прописывается порядок оформления результатов проверок;
• вводится форма Журнала трехступенчатого контроля и порядок его заполнения.

Практика показывает, что, вводя «Журнал трехступенчатого контроля», пример заполнения его страниц приводить желательно сразу же. Чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов, в ходе работы над Положением либо Стандартом можно показать «Журнал трехступенчатого контроля» и пример его заполнения куратору, а затем придерживаться его рекомендаций. Целесообразно прописать процедуру внесения исправлений при ведении записей в журнале (например, запретить использовать корректор и пропускать строки, оговорить способ зачеркивания неправильных записей – вычеркивание всей строки либо только неправильной информации).

Как работает трёхступенчатый контроль за соблюдением охраны труда

Чтобы наблюдение за безопасностью труда велось непрерывно, контрольные функции разделены на 3 уровня:

1. Оперативный контроль

Основная цель – максимально быстрое устранение опасных ситуаций. Периодичность – постоянно. Его проводят мастера, бригадиры и другие непосредственные руководители работ. Они:

• доводят до сведения работников необходимость постоянно заботиться о личной безопасности, организовывать самоконтроль;
• знакомят работников с безопасными методами работы, контролируют выполнение введенных инструкциями требований;
• отмечают, выполнены ли предписания предыдущих проверок, организуют их выполнение;
• ежедневно:

в начале смены убеждаются в соответствии нормативам:

— состояния рабочих мест и оборудования: исправность инструментов, приспособлений, наличие СИЗ, работу вентиляционных и осветительных систем;
— наличия исправных ограждений, блокировок, выдачи ключей-бирок;
— состояния проходов, проездов (целостность покрытия и ограждений, отсутствие захламления);
— оформления документации: наряды-допуски, распоряжения по совместным работам, рапорты предыдущих смен, др.

и наличии:

— знаков безопасности, инструкций по ОТ, необходимых журналов;
— необходимых удостоверений у работников;

в ходе смены:

— контролируют работу персонала, использование СИЗ, безопасность рабочих мест;
— оперативно реагируют на жалобы работников;
— контролируют состояние оборудования;
— оперативно устраняют нарушения. Если их собственными силами исправить ситуацию нельзя, делается соответствующая запись в журнале 3-ступенчатого контроля.

Если нарушение слишком опасно, работы останавливаются до полной его ликвидации. Информация о нем доводится до сведения руководства и специалистов, которых необходимо привлечь для его ликвидации.

2. Контроль по подразделениям

Основная цель контроля на этом уровне – обеспечение безопасности всех работ, организованных в подразделении. Мероприятия проводятся еженедельно, ежемесячно или оперативно. Ответственные лица: руководители подразделений (начальники цехов, смен, старшие мастера, менеджеры и др.). Они:

• ежедневно заслушивают отчеты подчиненных специалистов о ведущихся в подразделении работах и их безопасности;
• еженедельно или чаще проверяют журналы приема/сдачи смен, 3-ступенчатого контроля, другие журналы, организуют устранение нарушений, которые выявил предыдущий уровень контроля, проверяют выполнение рекомендаций, внесенных предыдущими проверками;
• ежемесячно или чаще проверяют состояние безопасности на рабочих местах подразделения. Эта работа ведется совместно с уполномоченными трудовых коллективов по ОТ, при желании профкома – также с его представителями. Если проверка совпадает с проверкой службы ОТ предприятия, то они проводятся совместно одной комиссией.

Проверяются:

• выполнение мероприятий, рекомендованных предыдущими проверками;
• безопасность ведения работ;
• правильность работы с оборудованием, его обслуживания и ремонта;
• наличие и правильное оформление документации по ОТ;
• качество ведения контроля на предыдущей ступени;
• условия труда, санитарно-бытовое обслуживание;
• укомплектованность СИЗ, знаками безопасности, инструкциями и их использование.

В «Журнал 3-ступенчатого контроля» записываются нарушения, которые нельзя моментально устранить. Результаты контроля отображаются в распоряжении и изучаются на ближайшем заседании по ОТ.

3. Контроль в организации

Основная задача – обеспечение безопасности в целом по предприятию. Периодичность – оперативно, ежемесячно, ежеквартально, по графику. Ответственные лица: руководитель предприятия, комиссия по ОТ.

Обязанности:

• руководитель предприятия:
• организует ежедневный сбор информации от руководителей подразделений, службы ОТ и принимает соответствующие решения;
• раз в полугодие или чаще организует комиссионное рассмотрение хода выполнения плана комплексных мероприятий по ОТ, принятие соответствующих решений.
• главный инженер:

— организует ежедневный сбор информации от диспетчеров, службы ОТ, принимает соответствующие решения;
— ежеквартально либо чаще организует комиссионное рассмотрение состояния ОТ на предприятии, принимает или утверждает соответствующие решения.

• начальник службы ОТ:

— организует ежемесячный сбор информации от руководителей подразделений о состоянии ОТ;
— ежемесячно работает с уполномоченными трудовых коллективов по вопросам ОТ: заслушивает предложения, организует обучение, координирует совместную работу;
— проводит проверки состояния ОТ по графику, а также внепланово.

• главные специалисты:

— ежемесячно организуют анализ нарушений ОТ, зафиксированных в подчиненных им подразделениях за отчетный период;
— ежеквартально и чаще проводят проверки в сфере своей компетенции.

• комиссия по охране труда:

— проводит проверки состояния ОТ по графику комплексных обследований. В ходе этого она проверяет все аспекты работы подразделений в области безопасности;
— качество работы на 2 ступени контроля, выполнение рекомендаций предыдущих проверок;
— результаты работы оформляет актами, на основании которых издаются соответствующие распоряжения, приказы.

Контролирует устранение выявленных комиссией нарушений служба ОТ.

Журнал трехступенчатого контроля: пример заполнения

Журнал трехступенчатого контроля заполняется на 1 и 2 уровнях. Можно вводить журналы для каждой ступени отдельно или один журнал для обеих ступеней. Каждая организация вправе разработать собственную форму этого журнала, которая максимально отвечает ее потребностям.

Журнал трехступенчатого контроля и пример заполнения:

• для совместного заполнения:

Дата № ступени Нарушения Сроки устранения Должность проверяющего, ФИО Подпись проверяющего, дата Дата выполнения ФИО, подпись исполнителя
1 16.12.2016 1 Снято ограждение у конвейера №3 на отм.-10м Немедленно Мастер смены Бой С.М., уполномоченный по ОТ Шевчик М.И. подпись

подпись

Выполнено Бригадир Онищенко М.И.
2 20.12.2016 2 Грузчики не обеспечены защитными очками согласно Нормам выдачи 2 дня Начальник цеха Осипов Е.Г.

уполномоченный по ОТ Шевчик М.И.

подпись 20.12.2016

подпись 20.12.2016

Выполнено 21.12.2016 Старший мастер Ефимов А.М.

• для каждой ступени отдельно:

Дата Нарушения Сроки устранения нарушений Должность проверяющего, ФИО Подпись проверяющего, дата Дата выполнения ФИО, подпись исполнителя Примечание
1 16.12.2016 Снято ограждение у конвейера №3 на отм.-10м Немедленно Мастер смены Бой С.М., уполномоченный по ОТ Шевчик В.В. подпись

подпись

Выполнено Бригадир Онищенко М.И.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 5 июня 2017 г.

Ещё во времена Советского Союза была разработана система трехступенчатого контроля по охране труда. И сегодня этот метод применяется довольно активно.

Виды контроля

Трудовой кодекс обязывает работодателя не только обеспечить в компании соответствующие условия охраны труда, но и организовать надлежащий контроль за состоянием таких условий.

Существует три основные системы контроля за охраной труда:

  • государственный;
  • ведомственный;
  • общественный.

Помимо этих систем выделяют и трехступенчатый контроль (административно-общественный).

Трехступенчатый контроль: его суть

Суть такого метода заключается в организации контроля в три этапа (ступени).

Нет единого документа, регламентирующего порядок проведения такого контроля во всех организациях. Есть несколько нормативных правовых актов, в которых описывается этот метод на отдельных производствах.

Например, в Правилах для полиграфических компаний (Приказ МПТР РФ от 04.12.2002 N 237). В этом документе данный метод предусматривает:

  • ежедневный контроль (I ступень) — должен проводиться мастером участка вместе с общественным инспектором;
  • еженедельный (II ступень) — начальником цеха вместе с уполномоченным по охране труда;
  • ежемесячный (III ступень) — комиссией под руководством главного инженера организации.

Такой же метод контроля применяется и при эксплуатационной работе и обеспечении безопасности движения поездов в локомотивном хозяйстве ОАО «РЖД» (Регламент, утв. ОАО «РЖД» 12.08.2006 N ЦТЛ-16/2).

Рассмотрим более подробно каждую ступень контроля, исходя из общей сложившейся практики.

1-я ступень контроля

Подразумевает проведение ежедневного контроля или ежесменного. Проводится руководителем работ (например, сменным мастером, дежурным по станции, бригадиром и т.д.). Контроль должен проводиться как в начале рабочего дня, так и в течение дня или смены.

В начале рабочего дня руководитель работы обязан проверить:

  • готовность сотрудников начать трудовую деятельность (на общее состояние здоровья, отсутствие алкогольного опьянения и др.);
  • рабочие места (их состояние и соответствие нормам);
  • наличие аптечки, средств пожаротушения и т.д.;
  • наличие средств защиты и спецодежды, исправных инструментов и приспособлений;
  • правильность работы заземляющих устройств, вентиляции, освещения;
  • состояние проходов и проездов;
  • устранение нарушений, обнаруженных предыдущей проверкой.

После того, как рабочая бригада приступит к работе, в течение всей смены необходимо вести контроль за соблюдением работниками инструкций и правил по охране труда.

На этой ступени рекомендуется пользоваться проверочным списком (чек-листами), чтобы проверять по этому списку все возможные опасности.

2-я ступень контроля

2-я ступень проводится руководителем подразделения. В его качестве может выступать, например, начальник цеха, участка, старший мастер и т.д.

Контроль проводится не менее 1 раза в месяц. Привлекаются к участию лица, уполномоченные по охране труда.

На втором этапе проверяются:

  • реализация мероприятий, запланированных по результатам проверок предыдущих ступеней контроля;
  • осуществление мероприятий по итогам расследования несчастных случаев;
  • работоспособность транспортных средств, оборудования;
  • освещённость рабочих мест;
  • наличие информационных стендов и знаков безопасности;
  • качество и своевременность проведения технической учёбы и инструктажей;
  • исправность электрооборудования и вентиляционных устройств;
  • санитарное состояние цехов и бытовых помещений.

3-я ступень контроля

Последний этап осуществляется комиссией. В состав комиссии могут быть включены главный инженер, заместители начальника, инженер по охране труда, уполномоченные по охране труда, представители профкома, главный технолог, ответственный за электрохозяйство, инспектор отдела кадров и т.д. Возглавляется комиссия одним из руководителей предприятия. В некоторых случаях при необходимости может быть создано несколько комиссий.

3-я ступень контроля проводится не реже одного раза в квартал. Проверка охватывает все производственные подразделения.

На этом этапе рекомендовано обратить внимание на:

  • результаты контроля на предыдущих этапах;
  • содержание строений, сооружений, проезжей, пешеходной части, помещений, переходов, тоннелей;
  • работоспособность технологического, грузоподъемного, транспортного и прочего оборудования;
  • правильность работы вентиляционных систем;
  • наличие схем подключения энергоустановок и коммуникаций;
  • наличие и использование спецодежды, спецобуви и других средств защиты;
  • соблюдение режима работы и отдыха;
  • соответствие санитарно-гигиенических нормам, правилам электро- и пожарной безопасности и пр.

По результатам проверки на третьем этапе составляется акт. В этом акте указываются выявленные нарушения. На основании акта издаётся приказ о принятии необходимых мер и устранении выявленных нарушений.

Однажды анализируя по просьбе одной организации ее деятельность в сфере охраны труда, обратил внимание на то, что в организации полностью игнорируются требования по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда регламентированные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159 «Об утверждении Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации» (далее – Инструкция).

На мой вопрос почему в организации не осуществляется периодический контроль, юрисконсульт этой организации пояснил, что именно он убедил своего работодателя отказаться от такого вида контроля ссылаясь на письмо вышестоящей организации в котором некий «специалист» прокомментировал требования изложенные в Инструкции заявив, что согласно пункту 4 контроль может осуществляться, а следовательно, может и не осуществляться. Другими словами работодатель сам вправе выбирать, будет он проводить периодический контроль или нет.

Нечто подобное в своих разъяснениях «специалист» выдал и в адрес уполномоченных лиц по охране труда работников организации, которых по его словам можно также не выбирать, так как в пункте 11 Инструкции записано, что периодический контроль осуществляется представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда.

При отсутствии в организации профсоюза, с согласия нанимателя, для участия в проведении периодического контроля могут привлекаться уполномоченные лица по охране труда работников.

Если же наниматель такого согласия не дает, то и никаких «уполномоченных» выбирать не нужно.

Это нежелание выбирать уполномоченных подкрепляется кроме того пунктом 3 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 179 «Об утверждении инструкции о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации» (далее – постановление № 179), в котором указывается, что в организации при отсутствии профессиональных союзов общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда опять же могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников.

Снова в тексте волшебное слово «могут»! Следовательно, можно предположить, что выборы уполномоченных лиц носит рекомендательный характер?

Нет, у нас профсоюза значит, и общественный контроль мы можем не осуществлять!?

Стоит ли соглашаться с нашим «специалистом», который разъясняет нижестоящим, что «действующим законодательством требований об обязательством наличии уполномоченных лиц по охране труда работников организации, в которых отсутствуют профсоюзы, не установлено».

Однако, давайте разбираться.

Какие основные виды контроля осуществляются в наших организациях:

1. Контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями.

2. Контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 г. № 98.

3. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 11.

4. Периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда или уполномоченных лиц по охране труда работников.

5. Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Порядком осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240.

Пять видов контроля, которые к тому же осуществляется по разным направлениям, разными должностными лицами это совсем немного способов поддержания требований по соблюдению законодательства об охране труда на приемлемом уровне.

Отказываться от контроля полностью или частично значит не замечать нарушений требований по охране труда которые могут совершаться работающими.

Поэтому возвращаясь к периодическому контролю, давайте сразу выясним вопрос: если нет профсоюза в организации и данный вид контроля мы осуществлять все же не хотим, надо ли вообще выбирать уполномоченных лиц, нужны ли они в нашей производственной деятельности?

Конечно, нужны!

Обратимся к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 176 «Об утверждении Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ».

В этом постановлении указывается:

  • в пункте 14 – инструкции по охране труда разрабатываются руководителями структурных подразделений организации (цехов, участков, отделов, лабораторий, кафедр и других) с участием профессиональных союзов (уполномоченных лиц по охране труда работников организации);
  • в пункте 21 – проект инструкции по охране труда рассматривается службой охраны труда (специалистом по охране труда или специалистом, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), аккредитованным на оказание услуг в области охраны труда, аварийно-спасательной службой, медицинской службой, другими заинтересованными структурными подразделениями организации, а также профсоюзом (уполномоченным лицом по охране труда работников организации);
  • в пункте 24 – проект инструкции по охране труда подписывается руководителем структурного подразделения организации и представляется на согласование:
  • профсоюзу (уполномоченному лицу по охране труда работников организации).

Как видим участие уполномоченных в принятии локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ, при отсутствии в этих организациях профсоюзов, обязательно.

Поэтому первая страница инструкции по охране труда для этих организаций должна выглядеть так:

Кроме этого, в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в пунктах 14, 18, 29, 36-1, 45, 50, 63, 67, упоминаются уполномоченные представители профсоюза (иного представительного органа работников) которые должны принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Если нет профсоюза, иной представительный орган работников (почему бы и не созданный в соответствии с постановлением № 179) при расследовании будет его альтернативой.

Далее, возвращаясь к пункту 4 Инструкции к которому апеллировал «специалист» поставивший точку после слов «контроль может осуществляться», не захотел видимо дочитывать предложение названного пункта до конца.

В недочитанной части приписано: контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмотров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений требований охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению.

Из вышесказанного понятно, что нам не предлагается выбирать, осуществлять контроль или нет, нам предлагается определить для себя форму контроля. Будет это углубленная проверка или же визуальный осмотр работодатель выбирает сам.

Главное чтобы обеспечивалось создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При выборе формы контроля необходимо учитывать размер организации, характер ее деятельности, особенности технологических процессов по изготовлению продукции или виды оказываемых услуг.

Если в организации осуществляются сложные производственные процессы, выполняются работы с повышенной опасностью тогда, безусловно, в такой организации должны проводиться все этапы периодического контроля: ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный.

В организациях или в структурных подразделениях организаций, в которых работы с повышенной опасностью не выполняются можно ограничиться проведением только ежеквартального контроля за состоянием охраны труда в организации.

Инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда должна быть разработана и утверждена в установленном порядке в каждой организации. Это требование вытекает из пункта 7 Инструкции, в котором говориться о том, что в организациях с учетом характера их деятельности, на основе Типовой инструкции разрабатываются локальные нормативные правовые акты, регламентирующие проведение контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Поэтому работодатель может выбрать для себя наиболее рациональную форму проведения периодического контроля, разработать и утвердить свою инструкцию и осуществлять прописанные в ней мероприятия и процедуры.

Инструкция должна отражать фактический порядок проведения контроля: какой участок проверяется, кто конкретно осуществляет контроль (должностное лицо), когда (ежедневно или ежемесячно), какие уполномоченные лица по охране труда работников организации участвуют в процедуре.

В инструкции необходимо конкретно прописывать (например) – ежедневный контроль за состоянием охраны труда на производственных участках осуществляется:

на строительном участке № 1 производителем работ (прорабом) с участием уполномоченного лица по охране труда работников организации;

на строительном участке № 2 мастером с участием уполномоченного лица по охране труда работников организации;

на участке транспорта механиком с участием уполномоченного лица по охране труда работников организации.

Результаты проверки с конкретными мероприятиями по устранению выявленных недостатков и нарушений записываются в журнал ежедневного контроля за состоянием охраны труда.

Журнал ежедневного контроля за состоянием охраны

труда на участке

Дата и время
проведения
контроля

Выявленные
нарушения

Мероприятия
по
устранению
нарушений

Ответственные
лица за
выполнение
мероприятий

Срок
выполнения

Отметка о
выполнении

Подпись мастера,
общественного
инспектора по
охране труда
профсоюза
(уполномоченного
лица по охране
труда
работников)

8 ч. 55 мин.

Снято ограждение с настольного сверлильного станка инв. № 0001111

Установить ограждение

Слесарь-ремонтник Петренко Г.Л.

Немедленно

Ограждение установлено

8 ч. 40 мин.

Нарушения не выявлены

9 ч. 05 мин.

Каменщик Демьянович В.Г. на рабочем месте без каски защитной

Применять каску защитную

Каменщик

Демьянович В.Г.

Немедленно

Выполнено

Ежемесячный контроль на производственных участках проводится:

  • на строительном участке № 1 – начальником участка с участием производителя работ (прораба), инженера по охране труда и уполномоченного лица по охране труда работников организации;
  • на строительном участке № 2 – начальником участка с участием мастера, инженера по охране труда и уполномоченного лица по охране труда работников организации;
  • на участке транспорта – главным инженером с участием механика, инженера по охране труда и уполномоченного лица по охране труда работников организации.
  • Выявленные недостатки в процессе проведения ежемесячного контроля заносятся в журнал ежемесячного контроля за состоянием охраны труда, в котором указываются мероприятия, назначаются их исполнители и сроки исполнения.

Журнал ежемесячного контроля за состоянием охраны труда в цехе

Дата
проведения
контроля

Выявленные
нарушения

Мероприятия
по
устранению
нарушений

Ответственные
лица за
выполнение
мероприятий

Срок
выполнения

Отметка о
выполнении

Дата,
подписи лиц,
участвовавших
в проверке

1. 28.04.2015

нет подписи уполномоченного
лица по охране
труда
работников организации в графе 7 Журнал ежедневного контроля.

Не допускать осуществления контроля без участия уполномоченного лица по охране
труда
работников организации

Мастер

Постоянно

2. На настольном сверлильном станке инв. № 0001111 неисправна пружина для возврата шпинделя станка в исходное положение

Эксплуатацию станка запретить.

Заменить пружину.

Мастер, Слесарь-ремонтник Демьянович В.Г.

В течении рабочей смены

Неисправность станка устранена

3. Используемый в работе электроинструмент инв. № 0003256, не проходил проверку и испытания в установленные сроки

Эксплуатацию электроинструмента запретить.

Провести проверку и испытания

Мастер

До проведения проверки и испытания

Ежеквартальный контроль осуществляется директором (его заместителем) с участием руководителей служб, отделов, уполномоченных лиц по охране труда работников организации.

По результатам ежеквартального контроля по каждому структурному подразделению оформляется акт, в котором указываются обнаруженные недостатки и меры по их устранению.

ОДО «ПрофиТруд»

Акт № 1

от 11 мая 2015 г.

О проведении ежеквартального

контроля за соблюдением

законодательства об охране труда

Мы, нижеподписавшиеся:

Директор Жартун С.В.,

заместитель директора по техническим вопросам Котик М.Т.,

главный бухгалтер Ковалева С.В.,

начальник отдела организационно-кадровой работы Лабодаева Е.И.,

мастер Несчастный А.А.,

уполномоченные лица по охране труда работников Карпович Ю.Б., Семенов С.П.

составили настоящий акт на предмет проведения ежеквартального контроля за соблюдением законодательства об охране труда на строительном участке № 1.

В ходе ежеквартального контроля были проверены:

  • организация и результаты проведения ежедневного и ежемесячного контроля;
  • выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренные локальными нормативными правовыми актами;
  • своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и выполнения мероприятий по ее результатам;
  • техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающей к ним территории в соответствии с требованиями охраны труда, состояние дорог, тротуаров, проходов и проездов;
  • соответствие рабочих мест, технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования требованиям охраны труда;
  • эффективность работы вентиляционных систем и установок;
  • выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производственного оборудования;
  • обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и организация ухода за ними;
  • наличие и состояние средств коллективной защиты;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • организация лечебно-профилактического обслуживания работников;
  • состояние уголков по охране труда;
  • своевременность и качество обучения и инструктажа работников по вопросам охраны труда;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины и другое.

По результатам ежеквартального контроля установлено:

1. На лестничной площадке третьего этажа строящегося объекта не установлены защитные ограждения.

2. Поверхность земли, на которую устанавливаются средства подмащивания, не спланирована (не выровнена и не утрамбована), не обеспечен отвод с нее поверхностных вод.

3. Под концы пары стоек лесов в поперечном направлении подложены кирпичи.

4. Уклон лестниц при подъеме работников на леса превышает 60°.

5. Приставные лестницы и стремянки не снабжены устройствами, предотвращающи­ми возможность их сдвига и опрокидывания при работе. На нижних концах приставных лестниц и стремянок нет оковки с острыми нако­нечниками для установки на грунте.

6. При работе с приставной лестницы на высо­те более 1,3 м арматурщик Прутков Е.Е. не применял предохрани­тельный пояс.

7. Результаты осмотра средств подмащивания не записываются в журнал приемки и осмотра лесов и подмостей.

Обнаруженные недостатки устранить. К выполнению работ до их устранения не приступать.

К работникам, допустившим нарушения по охране труда, применить меры дисциплинарного взыскания.

За допущенные нарушения требований по охране труда объявить замечания в приказе следующим работникам:

заместителю директора по техническим вопросам Котику М.Т.,

мастеру строительного участка № 1 Несчастному А.А.

По итогам ежеквартального контроля за соблюдением законодательства об охране труда провести совещание, на котором проанализировать состояние охраны труда в структурных подразделениях организации, заслушать их руководителей, рассмотреть имевшие место случаи нарушения требований по охране труда, изучать передовой опыт работы по охране труда.

_________________ Жартун С.В.,

_________________ Котик М.Т.,

_________________ Ковалева С.В.,

_________________ Лабодаева Е.И.,

_________________ Несчастный А.А.,

_________________ Карпович Ю.Б.;

_________________ Семенов С.П.

В заключение хотелось бы сказать работодателям и «специалистам» ищущим в законодательстве коллизии, а по сути, не желающим соблюдать установленные требования о труде и об охране труда.

Уважаемые господа! Не испытывайте судьбу, написано – выполняйте, потому что осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда безусловно приведет к улучшению условий труда ваших работающих и, как следствие, к снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

admin

Добавить комментарий