КоАП штраф

КоАП штраф

13.04.2020
Максим Любченко Наталия Травкина

*Обновлен от 20.04.2020 г.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о признании неконституционными ряда норм КоАП РФ, препятствующих снижению ниже низшего предела размеров штрафов, назначенных в соответствии с законами субъектов РФ об административных правонарушениях (Постановление КС РФ от 07.04.2020 № 15-П)

Введение режима повышенной готовности в связи с предупреждением распространения на территории РФ новой короновирусной инфекции (COVID-19) уже привело к тому, что на территориях многих субъектов РФ началось привлечение к административной ответственности за нарушение порядка самоизоляции. Как правило, соответствующее административное наказание в данных случаях назначается в соответствии с законодательством субъекта РФ об административных правонарушениях.

В связи с этим, а также во всех иных ситуациях обращаем внимание, что Конституционный суд допустил возможность применения ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, регламентирующих возможность назначение размера административного штрафа ниже низшего предела, в том числе и при привлечении к ответственности в соответствии с законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях.

Федеральному законодателю предписано внести соответствующие изменения в КоАП РФ. До тех пор при назначении юридическим лицам административных штрафов должностным лицам и судам следует руководствоваться правовой позицией КС РФ, выявленной в указанном Постановлении. Решения, вынесенные в отношении лица, привлеченного к ответственности, в деле, рассмотренном КС РФ, подлежат пересмотру в установленном порядке.

История вопроса

В 2014 г. КС РФ предусмотрел возможность назначать штраф ниже низшего предела (постановление от 25.02.2014 № 4-П). Мотивировав это тем, что отсутствие возможности установления штрафа ниже установленного низшего предела, не исключает превращение штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.

Во исполнение этого Постановления в 2015 г. для юридических лиц введены ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, которые и рассмотрел КС РФ в постановлении от 7 апреля 2020 г № 15-П. Согласно им наказание может быть назначено в размене ниже низшего предела, установленного санкцией статьи. Но необходимо соблюдение следующих условий:

(1) административный штраф, который может быть снижен, предусматривается только Особенной частью КоАП РФ при том, что штрафы устанавливаются также законами субъектов РФ (именно это ограничение рассмотрел КС РФ),

(2) минимальный размер административного штрафа для юридических лиц (который может быть снижен), предусмотренный санкцией, должен составлять не менее 100 000 рублей,

(3) снижен он может быть не менее, чем до половины минимального штрафа, установленного санкцией (то есть самый минимальный – 50 000 рублей),

(4) для снижения штрафа важно установить наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

В рассмотренном теперь КС РФ деле акционерное общество было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа.

Суды отклонили доводы заявителя о применении ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которым при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к ответственности юридического лица, суд вправе назначить наказание в виде административного штрафа менее минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.

Суды исходили из того, что ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ отсылают к исключительно к составам административных правонарушений, предусмотренных разделом II КоАП РФ, что исключает их применение к составам правонарушений, содержащихся в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Позиция КС РФ

Конституционный суд не согласился с указанным подходом судов, указав, что он хотя и соответствует буквальному толкованию норм КоАП РФ, однако порождает предпосылки для дискриминационного правоприменения: дифференциация прав и обязанностей лиц, относящихся к одной и той же категории субъектов административной ответственности за административные правонарушения (но предусмотренной КоАП РФ, с одной стороны, и законами субъектов РФ, с другой) не имеет объективного и разумного оправдания.

Соответственно, ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования исключают возможность назначения административного штрафа юридическому лицу ниже низшего предела, установленного законом субъекта РФ об административных правонарушениях, не соответствуют Конституции РФ.

О чем подумать

Можно ли другим юридическим лицам (кроме лица, привлеченного к ответственности, в деле, рассмотренном КС РФ) использовать данную правовую позицию в своих делах, по которым уже приняты постановления о назначении наказаний?

Представляется, что да, но в случаях, когда постановления еще не исполнены (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).

А что же с гражданами и должностными лицами?

Частями 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, также введенными в 2015 г., но для граждан и должностных лиц, предусмотрены сходные условия для возможности снижения штрафа, назначаемого для должностных лиц (минимальный размер штрафа, который может быть уменьшен дополнительно при назначении наказания для граждан составляет 10 000 руб., для должностных лиц – 50 000 рублей).

Административные органы и суды обычно очень формально подходят к применению положений КоАП РФ и буквально их толкуют. И формально части 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ не признаны не соответствующими Конституции РФ. Хотя также как части 3.2. и 3.3 статьи 4.1 КоАП предусматривают, что административный штраф, который может быть снижен, предусматривается только Особенной частью КоАП РФ при том, что штрафы устанавливаются также законами субъектов РФ.

Правовая позиция КС РФ универсальна, поэтому мы считаем, что тот же подход подлежит применению в делах в отношении граждан и должностных лиц.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» рекомендует соблюдать соответствующие ограничения, введенные в целях борьбы с распространением COVID-19. Однако в случае привлечения к административной ответственности за данные правонарушения, равно как и за любые другие, мы рекомендуем тщательно подойти к выработке стратегии защиты своих интересов в суде, в том числе с учетом возможности обоснования обстоятельств, при наличии которых допускается снижение размера штрафа ниже низшего предела.

Помощь консультантов

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом представительства интересов своих клиентов по делам о привлечении к административной ответственности как в судах, так и в административных органах, где готовы оказать весь спектр квалифицированной юридической помощи.

Ст 5.27 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 3.5. Административный штраф
Комментарий к статье 3.5
Комментируемая ст. 3.5 КоАП РФ конкретизирует порядок применения административного наказания в виде административного штрафа.
Административный штраф — денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан и юридических лиц в размере, установленном положениями ст. 3.5 КоАП РФ в зависимости от совершенного правонарушения, и подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ (ст. ст. 3.5, 32.2 КоАП РФ).
В ст. 3.5 КоАП РФ предусмотрены общие пределы административного наказания в виде штрафа, в том числе минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений.
Размер административного штрафа не может быть менее 100 рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения — менее 500 рублей (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ) (ч. 2 ст. 3.5 КоАП РФ).
По общему правилу максимальный размер административного штрафа, устанавливаемого для граждан, не может превышать 5 000 рублей. Однако ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ предусматривает исключения из данного правила, с учетом которых за некоторые правонарушения штраф, налагаемый на граждан, может достигать размера от 7 000 рублей до 500 000 рублей (например, за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 17.15 КоАП РФ «Неисполнение должником — оператором поисковой системы содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации о гражданине в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа»).
По общему правилу максимальный размер административного штрафа, устанавливаемого для должностных лиц, не может превышать 50 000 рублей. Однако, с учетом исключений из данного правила, его размер может достигать 1 000 000 рублей (например, за правонарушения, указанные в ч. 4 ст. 14.57, ч. 1 ст. 15.36, ч. ч. 1 — 5 ст. 15.39, ст. 15.40 КоАП РФ).
По общему правилу максимальный размер административного штрафа, устанавливаемого для организаций, не может превышать 3 000 000 рублей, однако в ряде случаев (ч. ч. 1 — 5 ст. 15.39 КоАП РФ) его величина может достигнуть 60 000 000 рублей.
При этом суды указывают, что административный штраф — мера ответственности, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, поэтому его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом. Размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания. Существенное значение для индивидуализации административной ответственности имеют характер и последствия правонарушения, степень вины правонарушителя, его имущественное и финансовое положение, а также иные обстоятельства, при учете которых обеспечивается справедливое и соразмерное административное наказание. Для недопущения чрезмерного ограничения экономических прав привлекаемых к административной ответственности юридических лиц минимальный размер штрафа может быть снижен судом ниже низшего предела санкции соответствующей статьи (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2017 N 20АП-7560/2017 по делу N А09-11429/2017).
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей (ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Снижение административного наказания в виде штрафа в размере ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, допускается лишь в определенных случаях и является правом, но не обязанностью суда.
При этом наказание может быть уменьшено лишь при наличии соответствующих условий, а именно исключительных обстоятельств, связанных:
а) с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями;
б) имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Оценка данных исключительных обстоятельств осуществляется судом в соответствии со ст. 71 АПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Помимо вышеуказанного, согласно пп. 1 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ штраф может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
Например, согласно ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 до 2-кратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В силу положений ст. 27.11 КоАП РФ оценка предмета административного правонарушения осуществляется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.
Согласно пп. 2 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ штраф может выражаться в величине, кратной:
а) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин;
б) либо сумме незаконной валютной операции;
в) либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках;
г) либо сумме денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока;
д) либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию;
е) либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица;
ж) либо сумме неуплаченного административного штрафа, либо сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники.
Согласно пп. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ штраф может выражаться в величине, кратной:
а) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение;
б) либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение;
в) либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
При этом согласно ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать 1/25 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Согласно пп. 3.1 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ штраф может выражаться в величине, кратной:
а) сумме выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение;
б) либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
При этом согласно ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), не может превышать 1/5 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Согласно пп. 3.2 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ штраф может выражаться в величине, кратной:
а) сумме выручки правонарушителя от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение;
б) либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году.
При этом согласно ч. 4.5 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива, не может превышать 3% суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году.
Согласно пп. 4 ч. 1 ст. 3.5 — пп. 7 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ штраф может выражаться в величине, кратной:
а) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года. При этом согласно ч. 4.1 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать 2-кратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года;
б) сумме затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу, не относящихся к производству такой продукции;
в) начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с ч. ч. 1, 4 — 6 ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — контракт), цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
г) сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;
д) незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.
Согласно пп. 8 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ штраф может выражаться в величине, кратной:
а) сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению;
б) либо сумме бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
в) либо сумме платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
г) либо сумме полученного бюджетного кредита;
д) либо сумме полученной бюджетной инвестиции;
е) либо сумме полученной субсидии;
ж) либо сумме средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
з) либо сумме средств незаконно произведенных операций.
Согласно пп. 9 ч. 1 ст. 3.5 — пп. 14 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ штраф может выражаться в величине, кратной:
а) разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа. При этом согласно ч. 4.2 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа, не может превышать десятикратный размер наложенного административного штрафа;
б) кадастровой стоимости земельного участка;
в) стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
г) цене совершенной государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением сделки;
д) сумме денежных средств, которые получены редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем и информация о получении которых должна предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;
е) сумме ранее наложенного административного штрафа.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить административный штраф не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, ст. 32.2 КоАП РФ).
Положениями ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ установлено, что сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», и подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
Отметим, что особенности назначения такого вида наказания, как административный штраф, установлены в ст. 4.1 КоАП РФ.

Что считается нарушением

Любое пренебрежение правилами ТК РФ станет нарушением. Выделяют такие группы неправомерных действий, которые совершают работодатели:

  1. На этапе приема на работу сотрудников: неправомерный отказ от заключения договора, отказ от оформления договора при фактическом допуске к работе, оформление договора ГПХ вместо соглашения по ТК РФ.
  2. Допускаемые в ходе работы, в том числе: отказ в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска более двух лет подряд, пренебрежение порядком выплаты зарплаты, отказ от оплаты сверхурочной работы, занижение выплат, отказ в предоставлении расчетных листков, предоставление специальных гарантий, предусмотренных для отдельных групп сотрудников, например, предпенсионеров, молодых родителей или инвалидов.
  3. На этапе расторжения договора, в числе которых: безосновательное наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения, непредоставление вовремя документов, невыплата или опоздание с выплатой окончательного расчета, неправильное оформление записи в трудовую книжку.

Виды ответственности

Совершение компанией и его должностными лицами действий, нарушающих права работника, влечет для них соответствующие виды наказания. Меры ответственности за нарушение трудового законодательства бывают различных типов и регулируются разными нормативными актами. Какая мера налагается в конкретном случае, зависит от:

  • тяжести совершенного правонарушения;
  • наличия или отсутствия умысла на причинение вреда;
  • тяжести последствий деяния.

Административная ответственность

Налагается административная ответственность за нарушение законодательства о труде в соответствии с нормами и правилами Кодекса об административных правонарушениях РФ. Ответственность за пренебрежение трудовым законодательством наступает по ст. 5.27 КоАП РФ. Привлечению к административной ответственности подвергаются:

  • сами работодатели: как юрлица, так и индивидуальные предприниматели;
  • должностные лица, допустившие нарушение.

Наказание наступает в форме:

  • предупреждения;
  • штрафа;
  • дисквалификации.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства заключается в наложении дисциплинарного наказания на должностное лицо, принявшее решение, умаляющее права работника. Дисциплинарному взысканию подвергнут и руководителя.

Дисциплинарные взыскания на руководителя организации налагаются его работодателем, собственником имущества организации или его представителем по жалобе со стороны представителей работников в порядке, предусмотренном ст. 195 ТК РФ.

Если виновность руководителя доказана, к нему применяется мера наказания вплоть до увольнения.

Материальная ответственность

Статьи 234 и 235 ТК РФ устанавливают для работодателя обязанность:

  • возместить работнику неполученный заработок за время, когда он не мог трудиться из-за неправомерных действий работодателя, например, за время незаконного отстранения от работы;
  • компенсировать ущерб, причиненный имуществу сотрудника, по договоренности сторон ущерб возмещается в натуре.

Гражданско-правовая ответственность

Если материальная ответственность, по нормам ТК РФ, призвана только возместить работнику утраченное в результате действий работодателя, то в гражданско-правовом порядке нарушение прав работника работодателем приводит к возмещению и морального вреда (ст. 1099-1101 ГК РФ). То есть в гражданско-правовом порядке работник получает сверх того, что фактически утратил из-за незаконных действий руководства.

Уголовное преследование

Наступает уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства при совершении работодателем серьезных, умышленных незаконных действий, имеющих большую общественную опасность. К ним относятся, например:

  • систематическая невыплата заработной платы — ст. 145.1 УК РФ;
  • незаконное увольнение граждан, относящихся к категориям, чьи права охраняются особенно чутко, например, граждан предпенсионного возраста — ст. 144.1 УК РФ.

Кто наказывает за нарушения

Лица, которые призывают работодателя к ответу и устанавливают, что грозит работодателю за нарушение трудового законодательства, различны в зависимости от вида налагаемой санкции, например:

  • дисциплинарное взыскание на сотрудника налагает руководство организации;
  • административное — Государственная инспекция труда или суд;
  • уголовное — только суд.

Таблица штрафов и наказаний

Таблица штрафов за нарушение трудового законодательства 2019 года содержит основную информацию о допускаемых работодателями правонарушениях и размерах административной ответственности за нее, в том числе штраф за уклонение от оформления трудового договора.

Статья КоАП РФ

Нарушение

Штраф при первичном совершении, руб.

Штраф при повторном совершении, руб.

Ч. 3 ст. 5 27,
ч. 5 ст. 5. 27 — при повторном совершении

Фактическое допущение к работе сотрудника работодателем, который не уполномочен принимать решение о допуске. Ответственность наступает, если работодатель отказывается заключить договор с привлеченным сотрудником

От 10 000 до 20 000 — на должностное лицо

Только на должностное лицо — дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Ч. 4 ст. 5 27,
ч. 5 ст. 5. 27 — при повторном совершении

Уклонение от подписания договора при найме сотрудника или подписание вместо него договора ГПХ

  • должностное лицо — от 10 000 до 20 000;
  • ИП — от 5000 до 10 000;
  • организация — от 50 000 до 100 000.
  • должностное лицо — дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 30 000 до 40 000;
  • организация — от 100 000 до 200 000.

Ч. 6 ст. 5 27,
ч. 7 ст. 5. 27 — при повторном совершении

Невыплата или неполная выплата зарплаты, других выплат либо установление зарплаты в размере менее МРОТ

  • должностное лицо — предупреждение, штраф от 10 000 до 20 000;
  • ИП — предупреждение, штраф от 1000 до 5000;
  • организация — предупреждение, штраф от 30 000 до 50 000.
  • должностное лицо — от 20 000 до 30 000, дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 10 000 до 30 000;
  • организация — от 50 000 до 100 000.

Ч. 2 ст. 5 27.1,
ч. 5 ст. 5. 27.1 — при повторном совершении

Нарушение порядка проверки условий труда

  • должностное лицо — предупреждение, штраф от 5000 до 10 000;
  • ИП — предупреждение, штраф от 5000 до 10 000;
  • организация — предупреждение, штраф от 60 000 до 80 000.
  • должностное лицо — от 30 000 до 40 000 или дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • организация — от 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Ч. 3 ст. 5 27.1,
ч. 5 ст. 5. 27.1 — при повторном совершении

Допуск работника к работе без проведения инструктажа по охране труда или без проведения необходимых медицинских осмотров

  • должностное лицо — от 15 000 до 25 000;
  • ИП — от 15 000 до 25 000;
  • организация — от 110 000 до 130 000.
  • должностное лицо — от 30 000 до 40 000 или дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • организация — от 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Ч. 4 ст. 5 27.1,
ч. 5 ст. 5. 27.1 — при повторном совершении

Непредоставление сотрудникам средств индивидуальной защиты

  • должностное лицо — от 20 000 до 30 000;
  • ИП — от 20 000 до 30 000;
  • организация — от 130 000 до 150 000.
  • должностное лицо — от 30 000 до 40 000 или дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • организация — от 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Ч. 1 ст. 5 27.1,
ч. 5 ст. 5. 27.1 — при повторном совершении

Остальные нарушения в области охраны труда

  • должностное лицо — предупреждение, штраф от 2000 до 5000;
  • ИП — предупреждение, штраф от 2000 до 5000;
  • организация — предупреждение, штраф от 50 000 до 80 000.
  • должностное лицо — от 30 000 до 40 000 или дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • организация — от 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Ст. 5.28

Нежелание участвовать в обсуждении коллективного договора или изменений к нему

Только на организацию — от 1000 до 3000

Ст. 5.30

Отказ от заключения коллективного договора

Только на организацию — от 3000 до 5000

Ст. 5.33

Несоблюдение коллективного договора

Только на организацию — от 2000 до 4000

Ч. 1 ст. 5 27,
ч. 2 ст. 5. 27 — при повторном совершении

Все прочие нарушения законодательства о труде

  • должностное лицо — предупреждение, штраф от 1000 до 5000;
  • ИП — предупреждение, штраф от 1000 до 5000;
  • организация — предупреждение, штраф от 30 000 до 50 000.
  • должностное лицо — от 10 000 до 20 000 или дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 10 000 до 20 000;
  • организация — от 50 000 до 70 000.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан. К административному штрафу как самой распространенной мере административной ответственности можно применить различные основания для классификаций.

Минимальные административные штрафы в России в соответствии с КоАП РФ

  1. Штраф для физического лица — 500 (пятьсот) руб.
  2. Штраф юридическому лицу — 25 000 (двадцать пять тысяч) руб.
  3. Штраф для должностного лица — 5 000 (пять тысяч) руб.

К тому же, Судьям разрешили в отдельных случаях снижать минимальный размер административного штрафа юридическим и физическим лицам.

Такая возможность предусмотрена при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к ответственности юридического лица.

Максимальные штрафы

Максимальный размер имеет градацию в зависимости от субъекта административной ответственности:

  1. для граждан — не более 5 000 (пяти тысяч) руб;
  2. для должностных лиц — не более 50 000 (пятидесяти тысяч) руб;
  3. для юридических лиц — не более 1 000 000 (одного миллиона) руб.

Установление минимального и максимального размеров административного штрафа гарантирует возмещение не только материального урона, нанесенного гражданином или юридическим лицом государству и обществу в результате противоправного поведения (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ), что также соответствует публичным целям гарантий административной ответственности и целям административного наказания (ст. 3.1 КоАП РФ), но и позволяет правоприменителю индивидуализировать наказание, выбрав именно то, которое соответствует совершенному противоправному действию (бездействию).

Кроме того, в зависимости от формы исчисления штрафа его можно рассматривать как величину, кратную:

  1. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  2. сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции;
  3. сумме незаконно полученной выручки за определенный (установленный) период времени.

Возможности снижения суммы штрафа

Кодекс об административных правонарушениях в статье 28.6 КоАП РФ позволяет снижать минимальные штрафы, а именно:

  • Часть 2.2. КоАП РФ. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.
  • Часть 2.3. КоАП РФ. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц.
  • Часть 3. КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
  • Часть 3.1. КоАП РФ. В случаях, предусмотренных частью 3 КоАП, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Органы, рассматривающие административные проступки, не могут выходить за максимальные пределы, но по своему усмотрению в исключительных случаях могут уменьшать размеры штрафов на 50% от низшего предела.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Согласно статьи 4.2. КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  2. добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
  3. добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
  4. оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  5. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
  6. добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  7. добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
  8. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  9. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  10. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Согласно статьи 4.3. КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

  1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  2. повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП за совершение однородного административного правонарушения;
  3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  4. совершение административного правонарушения группой лиц;
  5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим или смягчающим.

Что нужно для снижения штрафа

Таким образом, для решения вопроса о снижении минимального размера административного штрафа суд (уполномоченный орган или должностное лицо) рассматривает в совокупности два компонента:

  1. характер совершенного правонарушения и его последствия;
  2. аналогичные нарушения закона, если лицо привлекалось за них ранее к ответственности;
  3. имущественное и семейное положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Штраф за проступок может применяться не только как отдельное наказание, но и как часть других санкций. Например, за управление машиной в пьяном виде.

Мнение от Суворов-Групп: Ранее штрафы не совсем являлись справедливыми и соразмерными допущенным правонарушениям. В связи с этим, в частности организации нередко обжалуют в судебном порядке назначенные им штрафы, считая их несправедливыми.

Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Штраф за курение Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для гражд… 493 11-3-2018 Где запрещено курить Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для гражд… 0 12-22-2018 Где разрешено курить Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для гражд… 0 12-22-2018 Штраф за костер Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для гражд… 2750 3-14-2019

admin

Добавить комментарий