Казначейский контроль

Казначейский контроль

о порядке осуществления контроля по части 5 и 5.1 статьи 99 44-ФЗ из КонсультантПлюс

Новый порядок контроля казначейства

С 14 августа вступило в силу постановление правительства №1193 от 06.08.2020, которое утвердило новый порядок проведения контроля по ч. 5 и 5.1 ст. 99. В проекте постановления указано, что проверяет казначейство по 44-ФЗ у заказчиков:

  • планы-графики;
  • извещения о закупках;
  • протоколы определения поставщиков;
  • условия проектов контрактов.

Эти документы проверяются по двум показателям:

  • непревышение объема финансового обеспечения для проведения закупок;
  • соответствие ИКЗ.

В новых правилах контроль казначейства разделяется на:

Кого контролируют

Все субъекты контроля остаются прежними.

Контролер Субъект контроля
Территориальные органы казначейства Федеральные заказчики, в том числе бюджетные и автономные учреждения
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований Региональные и муниципальные заказчики, в том числе бюджетные и автономные учреждения
Органы управления государственными внебюджетными фондами (ПФР, ФСС, ФФОМС) Госзаказчики, осуществляющие закупки за счет средств внебюджетных фондов и подведомственные им

В какой форме проводят казначейскую проверку

Контроль проводится автоматически в электронной форме в ЕИС, если проверяемая информация подлежит размещению в системе.

Это касается:

  • извещений;
  • протоколов определения поставщика;
  • проектов контрактов.

В новых правилах сроки контроля извещения в ЕИС не прописываются. Извещение, протокол или проект контракта автоматически публикуются в ЕИС после прохождения быстрой проверки данных в случае их соответствия.

В ряде случаев придется направить сведения контролерам на бумаге и (при наличии технической возможности) на съемном машинном носителе, например, при закупке, связанной с гостайной. Перечень таких ситуаций приведен в п. 11 проекта правил.

В некоторых случаях контроль не осуществляется. Например, при закупках на территории иностранного государства для обеспечения заказчиков, которые осуществляют там свою деятельность, или для избирательных комиссий всех уровней. Об этом говорится в п. 12 правил.

В каком порядке проверяют

Контролеры проверят информацию, указанную в п. 13—15 ПП №1193.

Как и прежде, по итогам проверки заказчики получают положительное либо отрицательное заключение. В постановлении указаны случаи, когда наступает дата публикации закупки с даты прохождения контроля по 44-ФЗ для заказчика. Если сведения будут соответствовать требованиям, то проверенный документ получит отметку о прохождении проверки и автоматически опубликуется в ЕИС. В противном случае заказчику направят протокол с указанием выявленных нарушений, которые необходимо исправить. При автоматизированной проверке информацию не разместят в ЕИС до устранения нарушений и прохождения повторной проверки сведений.

Если у документов, которые не размещаются в ЕИС, отсутствует отметка об успешном прохождении проверки, их не направят участникам закупок.

В п. 16 проекта постановления указано, в течение какого времени осуществляется контроль по ч. 5 ст. 99 и когда информация публикуется в ЕИС. Для большинства сведений этот срок составляет 1 рабочий день с момента получения информации финансовым органом. Для сведений, составляющих гостайну, срок составляет 3 рабочих дня.

Из правил исключается информация о контракте, сведения об исполнении, изменении или расторжении. Данные документы проходят проверку казначейства исключительно по правилам постановления Правительства №1084 от 28.11.2013.

Как казначейство контролирует закупки с 01.04.2020

С 01.04.2020 вступили в силу положения части 5.1 статьи 99 Закона №44-ФЗ, которые предусматривают автоматизированный контроль в ЕИС версии 10.1.

Новый функционал оптимизировал процедуру контроля, упростил работу контролеров и заказчиков.

Автоматизированный контроль по ч. 5.1 статьи 99 Закона №44-ФЗ осуществляется перед размещением документов на официальном сайте. Если срабатывает контроль, публикация документа блокируется, протокол соответствия не выдается. Заказчику необходимо повторно направить сведения после исправления ошибок.

В постановлении правительства №1367 от 12.12.2015 уточняется, почему в 2019 году казначейство не проверяло размещенный отчет по исполнению контракта: казначейство проверяет только документы, перечисленные в этом постановлении. Не проверяются реестр банковских гарантий, отчеты, размещаемые в ЕИС, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Автоматизированным способом проверяется:

  • непревышение НМЦК в извещении над суммой остатка средств в плане-графике по каждой строке, соответствие финансового объема в разрезе планируемых платежей;
  • непревышение цены победителя из протокола определения поставщика над ценой в извещении;
  • строгое соответствие ИКЗ в плане-графике, извещении, протоколе определения поставщика и проекте контракта;
  • соответствие цены в проекте контракта информации в протоколе определения поставщика.

Автоматически учитываются особенности:

Редакция постановления №1367 от 20.03.2017 года утвердила, с какого периода информацию, размещенную в ЕИС, обязаны проверять контрольные органы по части 5 статьи 99 закона №44-ФЗ, — контроль казначейства официально вступил в силу 01.01.2018 —- для федеральных заказчиков, 01.01.2019 — для субъектовых и муниципальных заказчиков.

В настоящее время по ч. 5 ст. 99 проводится глазной контроль в части проверки:

  • непревышения объема финансирования в плане-графике над доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств, показателями ПФХД или выделенными субсидиями. Проверка проводится отдельно по каждому КБК, КВР или в рамках целевой статьи;
  • закупок, содержащих гостайну (плана-графика, условий проектов контрактов);
  • извещений и иных документов для закрытых способов определения поставщика.

П. 14 правил контроля устанавливает срок проверки Минфином в ЕИС сведений, направленных заказчиком на проверку по ч. 5 ст. 99 44-ФЗ. Он составляет один рабочий день за исключением сведений, составляющих гостайну. Для них этот срок составляет три рабочих дня.

По итогам казначейской проверки заказчик получает уведомление о согласовании казначейством плана графика, извещений о закупках, протоколов определения поставщика, условий проектов контрактов или несоответствии, если контролеры не находят ошибок. Протокол несоответствия заказчик получает, когда информация не соответствует требованиям, установленным частью 5 статьи 99 44-ФЗ. В протоколе указываются выявленные нарушения.

Контроль казначейства в реестре контрактов

Реестр контрактов контролируется казначейством на основании постановления правительства №1084 от 28.11.2013. У заказчика есть 5 рабочих дней на публикацию заключенного контракта, его изменения, исполнения, расторжения или наступления гарантийного случая.

Если контролер посчитает, что информация соответствует предъявляемым требованиям, он формирует реестровую запись, которая незамедлительно размещается в ЕИС.

При отрицательном результате проверки подписанный контракт не проходит контроль казначейства, информация и документы заказчика не включаются в реестр контрактов. Контрольный орган направляет в электронном виде заказчику протокол с перечнем несоответствий. Заказчик в течение 1 рабочего дня с момента получения протокола дорабатывает необходимую информацию и повторно направляет документы на проверку.

В п. 3 ч. 5.1 ст. 99 44-ФЗ указано, что должно контролировать казначейство в реестре контрактов, вот список:

  • наличие всех документов по контракту, включая его изменение (расторжение и исполнение — для федеральных заказчиков);
  • соответствие ИКЗ и непревышение финансирования закупки в контракте;
  • соответствие информации о товаре, его количестве и единицах измерения, стране происхождения, коде КТРУ;
  • наименование объекта закупки, дата и номер контракта, срок исполнения, источник финансирования;
  • соответствие наименования заказчика и поставщика, его ИНН;
  • международное непатентованное наименование, номер и наименование держателя регистрационного удостоверения, наименование производителя, лекарственная форма, дозировка и количество лекарственных форм во вторичной упаковке — для лекарственных препаратов;
  • непротиворечивость всех документов друг другу.

П. 13 правил регламентирует, в течение какого срока казначейство проверяет контракт по 44-ФЗ со дня получения информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов. Этот срок составляет три рабочих дня для всех категорий госзаказчиков.

Перед направлением любого документа в ЕИС внимательно проверьте, все ли вы указали согласно требованиям закона. Простая предосторожность убережет вас от нарушения сроков публикации документов из-за повторяющихся ошибок, которые блокируют размещение документов в ЕИС.

1.1. Методические рекомендации по проведению контроля в сфере закупок (далее – Методические рекомендации) разработаны во исполнение пункта 31 плана мероприятий по реализации концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийском автономного округа – Югры от 12 июля 2013 года № 244-п «О Концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и предназначены для методологического обеспечения реализации функции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, предусмотренных статьями 99, 100 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) органами, осуществляющими контроль в сфере закупок в соответствии с частями 3, 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, а также органами, осуществляющими ведомственный контроль в сфере закупок в соответствии со статьей 100 Закона № 44-ФЗ. Методические рекомендации вправе использовать иные субъекты, осуществляющие контроль в сфере закупок, в том числе граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в соответствии со статьей 102 Закона № 44-ФЗ. 1.2. Целью Методических рекомендаций является установление рекомендуемых единых подходов для применения в процессе осуществления контроля в сфере закупок, в том числе при проведении комплексных контрольных мероприятий по контролю за планированием, стадией определения поставщика (исполнителя, подрядчика), результатами закупок. 1.3. В Методических рекомендациях определены: понятия, задачи, предмет и субъекты контроля в сфере закупок; основные источники информации для проведения контроля в сфере закупок; порядок оценки правомерности закупок с учетом обоснованности планируемых расходов на закупки. 1.4. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях, соответствуют понятиям, установленным в статье 3 Закона № 44-ФЗ. 2. Содержание контроля в сфере закупок 2.1. Контроль в сфере закупок – это вид государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, осуществляемого органами, уполномоченными на осуществление контроля в соответствии с частью 3 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ. 2.2. Ведомственный контроль в сфере закупок – это вид контроля, осуществляемого государственными и муниципальные органами за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Своевременное проведение контрольных мероприятий по ведомственному контролю способно существенно минимизировать риски наступления вредных последствий возможных нарушений со стороны подведомственных учреждений, а также предупредить многие нарушения еще до того, как ими заинтересуются органы, уполномоченные привлекать к административной или уголовной ответственности. Итогом контроля в сфере закупок должна стать оценка правомерности действий субъектов контроля при обеспечении государственных и муниципальных нужд с учетом обоснованности планирования закупок, включая обоснованность цены закупки, определения поставщика (исполнителя, подрядчика), результатами указанных закупок. При этом оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг. 2.2. Задачи контроля в сфере закупок: проверка, анализ и оценка информации о законности, обоснованности (в том числе анализ и оценка процедуры планирования обоснования закупок и обоснованности потребности в закупках), своевременности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (далее – расходы на закупки); выявление нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы. Контроль в сфере закупок должен охватывать все этапы деятельности заказчика в сфере закупок в отношении каждого из государственных контрактов, являющихся предметом проверки, а именно: этап планирования закупок товаров (работ, услуг), этап осуществления закупок, этап заключения и исполнения контракта. 2.3. Предметом контроля в сфере закупок является процесс использования средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и муниципальных бюджетов, направляемых на закупки (далее – бюджетные средства) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок. 2.4. В процессе контроля в сфере закупок в пределах полномочий соответствующего контрольного органа в сфере закупок проверяются: организация и процесс функционирования контрактной службы (контрактного управляющего); использования бюджетных средств начиная с этапа планирования закупок; законность, своевременность, обоснованность расходов на закупки; процедура определения поставщика (исполнителя, подрядчика); результаты использования бюджетных средств; полноту и своевременность информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок. 2.5. Субъектами контроля в сфере закупок являются: 2.5.1. По общему правилу: заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации. 2.5.2. В соответствии с особенностями закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами: бюджетные учреждения, осуществляющие закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств за исключением закупок, осуществляемых учреждением в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при наличии правового акта, принятого бюджетным и размещенным до начала года в единой информационной системе: 1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; 2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения; 3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию); автономные учреждения (с 1 января 2014 года), государственные и муниципальные унитарные предприятия (с 1 января 2017 года), при предоставлении им средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. При этом контроль осуществляется только при планировании и осуществлении ими закупок. В рамках контрольных мероприятий оцениваются как деятельность заказчиков, так и деятельность формируемых ими контрактных служб и комиссий по осуществлению закупок, привлекаемых ими специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций и электронных площадок, а также работа системы ведомственного контроля в сфере закупок, системы контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком. 3. Источники информации для проведения контроля в сфере закупок При проведении контроля в сфере закупок рекомендуется использовать следующие источники информации: 1) законодательство о контрактной системе, включая Закон № 44-ФЗ и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок, в частности, принятые в соответствии с Планом мероприятий по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным Правительством Российской Федерации, а также Планом мероприятий по реализации концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденным Правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры; 2) внутренние документы заказчика: документ о создании контрактной службы и положение о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения; документ о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок; документ, регламентирующий процедуры планирования, обоснования и осуществления закупок; утвержденные план и план-график закупок; утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами; иные документы и информация в соответствии с целями проведения аудита в сфере закупок; 3) единая информационная система в сфере закупок, в том числе документы, утвержденные заказчиком и подлежащие размещению в единой информационной системе в сфере закупок (до момента ввода единой информационной системы в сфере закупок — на официальном сайте zakupki.gov.ru), а именно: планы закупок; планы-графики закупок; информация о реализации планов и планов-графиков закупок; информация об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима; реестр контрактов, включая копии заключенных контрактов; реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей); реестр банковских гарантий; каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; реестр плановых и внеплановых проверок, включая реестр жалоб, их результатов и выданных предписаний; правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами; отчеты заказчиков, предусмотренные Законом № 44-ФЗ; извещения об осуществлении закупок, документация о закупках, проекты контрактов, размещаемые при объявлении о закупке, в том числе изменения и разъяснения к ним; информация, содержащаяся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); информация о ходе и результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей; результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок; иная информация и документы, размещение которых предусмотрено Законом № 44-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. 4) электронные площадки и информация, размещаемая на них, включая реестры участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке; 5) официальные сайты заказчиков и информация, размещаемая на них, в том числе о планируемых закупках; 6) документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг потребителю, в том числе отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге, заключения об экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, акты приемки, платежные документы, документы о постановке имущества на баланс, разрешения на ввод объектов строительства в эксплуатацию и иные документы, подтверждающие, что закупленные объектом аудита (контроля) товары, работы и услуги достигли конечных потребителей, в интересах которых осуществлялась закупка; 7) результаты предыдущих проверок соответствующих контрольных и надзорных органов, в том числе проверок, проводимых Счетной палатой; 8) информация о выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе, полученная от правоохранительных органов в рамках реализации соглашений о взаимном сотрудничестве; 9) интернет-сайты компаний-производителей товаров, работ, услуг; 10) иная информация (документы, сведения), полученная от экспертов, в том числе информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В ходе проведения контрольного мероприятия могут использоваться одновременно несколько источников информации, имеющих непосредственное отношение к предмету и объекту аудита (контроля). При этом необходимо учитывать следующий минимальный набор документов, который должен быть у субъектов контроля: до этапа осуществления закупки: документ о создании контрактной службы и положение о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения; документы о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок; план закупок, включая обоснования предмета закупки; план-график закупок, включая обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительных требований к участникам закупки; документы, подтверждающие обоснования начальных (максимальных) цен контрактов; до заключения контракта (дополнительно к предыдущим документам): извещения об осуществлении закупок, документация о закупках, проекты контрактов, в том числе изменения и разъяснения к ним; решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя); протоколы, составленные в ходе осуществления закупок, в том числе решения об отстранении участников закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказы от заключения контракта с победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя); аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам; заявки участников закупки; документы, подтверждающие поступление обеспечений заявок от участников закупки; информация о результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает установленную сумму; согласование закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с контрольным органом в сфере закупок (пункты 24, 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ); согласование закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с контрольным органом в сфере закупок (часть 3 статьи 84 Закона № 44-ФЗ); отчеты, обосновывающие невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); документы, подтверждающие поступление обеспечений исполнения контрактов; по исполненным контрактам (дополнительно к предыдущим документам): заключенные контракты (договоры) и изменения к ним; расторгнутые контракты (договоры); уведомления, направленные в контрольный орган в сфере закупок (часть 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ); отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (части 9, 10 статьи 94 Закона № 44-ФЗ); документы, подтверждающие взыскание неустойки (пени, штрафа) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), удержание с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) обеспечения исполнения контракта; документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и их использование; документы, обосновывающие изменение и (или) неисполнение условий заключенных контрактов. 4. Основные направления и вопросы контроля в сфере закупок Основные направления и вопросы контроля в сфере закупок приведены в приложении № 1 к Методическим рекомендациям. В рамках проверки анализируется обобщенная информация о всех закупках заказчика за проверяемый и (или) отчетный период в разрезе закупок, контрактов, договоров с учетом количественных и стоимостных показателей, а также с указанием поданных и отклоненных заявок участников. Необходимо структурировать данную информацию по способам осуществления закупки – в разрезе конкурентных способов и с указанием закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должна быть указана в разрезе закупок до 100 тыс. рублей и свыше 100 тыс. рублей с указанием обоснования выбора способа осуществления закупки, а в необходимых случаях — реквизитов уведомления заказчиком органа контроля в сфере закупок и реквизитов ответа (согласования) органа контроля в сфере закупок. 4.1. Проверка, анализ и оценка и обоснованности расходов на закупки На данном этапе осуществляется проверка обоснования закупки заказчиком на этапе планирования закупок товаров, работ, услуг при формировании плана закупок, плана-графика закупок, анализ и оценка соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Под обоснованностью расходов на закупки понимается наличие обоснования, в том числе с использованием правил нормирования как запланированных закупок, их объемов (количества), так и требований к качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам закупаемых товаров, работ, услуг, их необходимости. В рамках контрольного мероприятия также целесообразно оценить качество планирования закупок заказчиком, в том числе путем анализа количества и объема вносимых изменений в первоначально утвержденные план и план-график закупок, а также ритмичность (равномерное распределение закупок) закупок в течение года. 4.2. Проверка, анализ и оценка своевременности расходов на закупки На данном этапе осуществляется проверка своевременности расходов на закупки заказчиком с учетом этапов планирования закупок товаров, работ, услуг, осуществления закупок, заключения и исполнения контрактов. Под своевременностью расходов на закупки понимается установление и соблюдение заказчиком сроков, достаточных для реализации контракта и достижения целей осуществления закупок в надлежащее время и с минимальными издержками. В рамках контрольного мероприятия целесообразно учитывать сезонность работ, услуг, длительность и непрерывность производственного цикла отдельных видов товаров, работ, услуг, а также наличие резерва времени для осуществления приемки товаров, работ и услуг, позволяющего поставщику, подрядчику, исполнителю устранить недостатки. 4.3. Проверка, анализ и оценка результативности расходов на закупки На данном этапе осуществляются проверка и анализ результативности расходов на закупки в рамках исполнения контрактов, а также анализ соблюдения принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд. Под результативностью расходов на закупки понимается степень достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд (наличие товаров, работ и услуг в запланированном количестве (объеме) и качестве) и целей осуществления закупок. Результативность определяется путем сравнения достигнутых и запланированных экономических результатов использования бюджетных средств, которые выступают в виде конкретных товаров, работ, услуг. 4.4. Проверка законности расходов на закупки На данном этапе осуществляются проверка и анализ соблюдения субъекта контроля законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок на этапах планирования и осуществления закупок, заключения и исполнения контрактов. Под законностью расходов на закупки понимается соблюдение участниками контрактной системы в сфере закупок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. В рамках проводимой работы рекомендуется оценить как деятельность заказчика и уполномоченного органа (при наличии), уполномоченного учреждения (при наличии), так и деятельность формируемых им контрактной службы (контрактных управляющих) и комиссии (комиссий) по осуществлению закупок, привлекаемых им специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций и электронных площадок, а также работу системы ведомственного контроля в сфере закупок и систему контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком. При выявлении нарушений законодательства о контрактной системе, содержащих признаки административных правонарушений (статьи 7.29, 7.30, 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствующая информация и материалы направляются в контрольные органы в сфере закупок для принятия мер реагирования. 4.5. Выявление признаков незаконных действий Выявление незаконных действий (бездействий) со стороны участников контрактной системы в сфере закупок, имеющих признаки состава преступления, влекущих за собой уголовную ответственность, не является основной целью проведения контроля в сфере закупок. Вместе с тем необходимо учитывать факторы риска, связанные с нарушением законодательства в сфере закупок, которые могут привести к необходимости принятия мер реагирования в соответствии с уголовным законодательством, и отслеживать их при выполнении контрольных процедур. Если подозрение в незаконных действиях (бездействиях) возникает во время проведения контроля в сфере закупок, обращение о выявленных фактах направляются в соответствующие правоохранительные органы. 4.6. Общие вопросы оценки контрольных доказательств На данном этапе следует: оценить, являются ли полученные в ходе контроля в сфере закупок доказательства достаточными и надлежащими; оценить полученные в ходе контроля в сфере закупок доказательства с учетом их значимости в целях выявления фактов несоответствия установленным требованиям; оценить, соответствует ли информация по предмету контроля в сфере закупок по всем существенным вопросам, нормам и требованиям законодательства; В ходе оценки аудиторских доказательств и формулирования результатов проверки допускается получение письменных объяснений от сотрудников субъекта контроля в подтверждение полученных доказательств. Информация, собранная и составленная по результатам анализа документов и материалов, полученных из других источников, фиксируется в рабочих документах. 4.7. Заключительный этап контроля в сфере закупок На заключительном этапе контроля в сфере закупок обобщаются результаты проведения контроля, подготавливается итоговый документ (акт, справка и т.п.), подготавливаются предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок.

Сотрудники контрактных служб в области закупок вынуждены сталкиваться при работе со специально разработанной электронной базой «АЦК-Госзаказ».

Что такое «АЦК-Госзаказ»

44-ФЗ предусматривает необходимость взаимодействия ЕИС с прочими информационными системами. Данный аспект рассматривается в ст. 4. Порядок использования ЕИС регулируется Приказом Казначейства ПФК от 2015 года №26н.

Российским регионам и муниципальным образованиям переданы полномочия по созданию баз данных, которые бы интегрировались в ЕИС. Для реализации данной задачи была введена в действие двухуровневая система «АЦК-Госзаказ».

Автоматизированный центр контроля «Госзаказ», или сокращенно «АЦК-Госзаказ», был введен в 2008 году. В его основу был заложен принцип взаимодействия цепочки документов, когда нужную информацию можно переносить из одного документа в другой. Статус данной информации удостоверяется электронной подписью уполномоченных лиц.

Такой автоматизированный центр контроля направлен на то, чтобы создать единое информационное пространство для всех участников госзакупок. В основе его работы лежат принципы централизации и автоматизации.

Разработчиком программы «АЦК-Госзаказ» является компания «БФТ» («Бюджетные и финансовые технологии»), которая занимается разработкой ПО для государства и частных компаний.

На сегодняшний день информационная система используется во многих российских регионах. К ней можно подключать дополнительные сервисы для ведения электронного документооборота, управления активами и финансами.

Для чего нужен «АЦК-госзаказ» и его возможности

Система «АЦК-Госзаказ» предназначена для того, чтобы тендерные управляющие и сотрудники контрактной службы могли готовить документацию для ЕИС. Это информационная среда для подготовки тендерной документации и контроля за финансовой стороной будущего контракта. Система является своего рода буфером между ЕИС и заказчиком.

Автоматизированный центр аккумулирует сведения обо всем процессе госзакупок начиная с планирования и формирования закупки, заканчивая ее размещением и исполнением.

В АЦК также интегрированы функции анализа заказа и контроля за его проведением. Данная система также позволяет отследить и рассчитать эффективность закупочной деятельности и при необходимости сформировать отчетную документацию.

Благодаря АЦК, система госзакупок становится более прозрачной: ее становится проще контролировать, так как вся отчетность становится доступной для контролирующих инстанций в режиме онлайн. Но принцип независимости муниципалитетов остается незыблемым, так как контрольно-проверочные мероприятия никак не влияют на ход закупок.

«АЦК-госзаказ» интегрируется с другой специализированной системой: «АЦК-финансы». Благодаря ей, обеспечивается связь со справочными массивами в финансовой сфере: с банками, бюджетными учреждениями и их счетами, кодами бюджетной классификации, сметами. АЦК содержит возможность импортирования данных для проведения резервирования лимитов обязательств бюджета.

Подобная интеграция с финансовыми модулями позволяет чиновникам запрашивать справочную информацию у банковских учреждений, получать данные сметных расчетов, узнать нужные им КБК и прочее.

«АЦК-госзаказ» связан с системой «АЦК-планирование», в которых синхронизируются все документы по закупке. У заказчика есть возможность передачи в ЕИС информации о взыскании неустойки с поставщика по госконтракту, пени или штрафных санкций при неисполнении им взятых на себя обязательств.

Через «АЦК-госзаказ» можно взаимодействовать с электронными торговыми площадками, где непосредственно проводятся торги в сфере госзакупок.

Подобная централизация позволяет уменьшить затраты на организацию тендеров, что соответствует одному из ключевых принципов госзакупок – принципу экономии.

Если резюмировать возможности системы «АЦК-госзаказ» в виде списка, то он будет выглядеть так:

  1. Благодаря ей, появляется возможность автоматизации процесса государственных и муниципальных закупок с учетом конечных потребителей товаров и услуг.
  2. Процедура подготовки и проведения закупки стандартизируется.
  3. Можно контролировать соблюдение норм федерального законодательства в части проведения закупок.
  4. Заказчик может формировать и публиковать сведения о контрактах в области поставок товаров и оказания услуг в реестре госконтрактов.
  5. Госзаказчики могут вести базу ценовых предложений, которые поступили от участников.
  6. Пользователи системы могут планировать размещение заказа и обеспечивать его исполнение.
  7. Можно централизованно управлять процессами планирования и размещения заказа.
  8. Есть возможность взаимодействия с финансовыми организациями в части исполнения обязательств, а также по гражданско-правовым договорам бюджетных организаций.
  9. Заказчик может экономить бюджетные средства через укрупнение закупки по результатам консолидации заявок.

Как подключиться к системе

Работа с «АЦК-госзаказ» возможна только после прохождения регистрационных действий.

Согласно законодательной норме по ч. 4 ст. 7 ФЗ-44, субъекты и муниципальные образования по своему усмотрению принимают меры по функционированию информсистем соответствующего уровня.

Для подключения к «АЦК-госзаказ» всем пользователям необходимо обратиться к региональному комитету по госзакупкам по представленным на сайте контактам. Порядок подключения к АЦК может несколько варьироваться в зависимости от региона.

В некоторых регионах регистрация происходит через заполнение специальных форм, включающих сведения о потенциальном пользователе в электронном или рукописном формате. После представления запрашиваемых сведений в комитет по государственным закупкам ему выдают данные для авторизации в сервисе.

Далее участнику закупки требуется ввести свой логин и пароль в специальной форме. Если данные были введены корректно, то пользователь попадает в интерфейс центра. Если ввести некорректные сведения, то возникает сообщение об ошибке и пользователю укажут на то, что он не прошел аутентификацию.

На региональных закупочных сайтах нередко можно найти справочную информацию о работе с «АЦК-госзаказ», также ответственные за проведение закупок инстанции нередко организуют бесплатные обучающие мероприятия.

Таким образом, «АЦК-госзаказ» предоставляет заказчику возможность проводить и отслеживать документацию на всех этапах исполнения тендера: от его планирования до непосредственной реализации. Данная система отвечает принципам открытости и экономии. Консолидация сведений в единой базе данных позволяет своевременно формировать достоверную отчетность и определять эффективность проведения торгов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

А. Павелин

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 11/2016

О том, как осуществляются проверки территориальными органами Федерального казначейства, расскажет наш эксперт.

Организация контрольной деятельности.

В силу п. 3 Правил № 1092 деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований.

Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных.

Плановые контрольные мероприятия реализуются в соответствии с планом, который утверждается Федеральным казначейством по согласованию с Минфином.

На основании п. 23 Правил № 1092 план контрольных мероприятий должен составляться с соблюдением следующих условий:

  • соответствие параметров плана контрольных мероприятий показателям государственной программы РФ, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами;
  • обеспечение равномерности нагрузки на структурные подразделения центрального аппарата и территориальные органы Федерального казначейства, принимающие участие в контрольных мероприятиях;
  • выделение резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий, определяемого на основании данных о таких мероприятиях, осуществленных в предыдущие годы.

В силу п. 24 Правил № 1092 контрольные мероприятия отбираются исходя из следующих критериев:

  • существенность и значимость мероприятий, реализуемых объектами контроля, в отношении которых предполагается проведение финансового контроля, и (или) направления и объемов бюджетных расходов;
  • оценка состояния внутреннего финансового контроля и аудита в отношении объекта контроля, полученная в результате проведения Федеральным казначейством анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
  • длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия органом государственного финансового контроля (если указанный период превышает три года, данный критерий имеет наивысший приоритет);
  • информация о наличии признаков нарушений, поступившая от Минфина, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, главных администраторов доходов федерального бюджета, а также выявленная по результатам анализа данных единой информационной системы в сфере закупок.

Обратите внимание

Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более одного раза в год (п. 26 Правил № 1092).

При формировании плана контрольных мероприятий Федеральное казначейство (его территориальный орган) в целях исключения дублирования деятельности по контролю учитывает поступившую от других государственных органов информацию о планируемых идентичных контрольных мероприятиях. При этом под идентичным контрольным мероприятием понимается контрольное мероприятие, в рамках которого иными государственными органами проводятся (планируются к проведению) контрольные действия в отношении деятельности объекта контроля, которые могут быть проведены Федеральным казначейством (его территориальным органом).

Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства, принятого в связи с поступлением обращений (поручений) Президента РФ, Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Аппарата Правительства РФ, Министра финансов, Следственного комитета, правоохранительных органов, депутатских запросов, обращений иных государственных органов, граждан и организаций.

Права ревизоров.

Согласно п. 10 Правил № 1092 должностные лица Федерального казначейства имеют право:

  • запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий. Заметим, что запросы о представлении информации, документов и материалов, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения запроса. При этом такой срок составляет не менее трех рабочих дней;
  • при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
  • проводить экспертизы, необходимые в рамках контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;
  • выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;
  • направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом;
  • осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

ж) обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Порядок осуществления контрольных мероприятий.

Основанием для проведения контрольного мероприятия является решение о его проведении. В приказе о проведении контрольного мероприятия должны быть указаны наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание для его проведения, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок его осуществления, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе данного мероприятия.

Правилами № 1092 предусматривается возможность приостановления контрольного мероприятия.

Проведение выездной проверки (ревизии) может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы (п. 57 Правил № 1092):

  • на период проведения встречной проверки и (или) обследования;
  • при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта контроля – на период восстановления объектом контроля документов, необходимых для проведения выездной проверки (ревизии), а также приведения объектом контроля в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
  • на период организации и проведения экспертиз;
  • на период исполнения запросов, направленных в компетентные государственные органы, в том числе в органы государств – членов Таможенного союза или иностранных государств;
  • в случае непредставления объектом контроля информации, документов и материалов, и (или) представления неполного комплекта истребуемых информации, документов и материалов, и (или) воспрепятствования проведению контрольного мероприятия, и (или) уклонения от его проведения;
  • при необходимости обследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта контроля;
  • при наличии обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение проверки (ревизии) по причинам, не зависящим от проверочной (ревизионной) группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.

К сведению

Решение о приостановлении (возобновлении) контрольного мероприятия оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа). Копия решения направляется в адрес объекта контроля. На время приостановления выездной проверки (ревизии) течение ее срока прерывается.

В течение трех рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа):

  • принимает решение о возобновлении выездной проверки (ревизии);
  • информирует о возобновлении выездной проверки (ревизии) объект контроля.

Контрольные мероприятия могут проводиться в виде выездных и камеральных проверок, а также обследований.

Выездная проверка (ревизия). Согласно п. 49 Правил № 1092 срок проведения выездной проверки (ревизии) структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства составляет не более 40 рабочих дней, территориальными органами Федерального казначейства – не более 30 рабочих дней. При этом руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Федерального казначейства может продлить срок проведения выездной проверки (ревизии) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы, но не более чем на 10 рабочих дней.

В свою очередь, руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства может продлить срок проведения выездной проверки (ревизии) не более чем на 20 рабочих дней:

  • в отношении контрольного мероприятия, проводимого структурным подразделением центрального аппарата Федерального казначейства, – на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы;
  • в отношении контрольного мероприятия, проводимого территориальным органом Федерального казначейства, – на основании мотивированного обращения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа).

В силу п. 56 Правил № 1092 в ходе выездной проверки (ревизии) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности объекта контроля.

Действия по документальному изучению выполняются в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля и осуществления других действий по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению выполняются путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю.

Проведение и результаты контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля оформляются соответствующими актами.

В ходе проверки руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы может назначить проведение обследования или встречной проверки.

Лица и организации, в отношении которых проводится встречная проверка, обязаны представить по запросу (требованию) должностных лиц, входящих в состав проверочной (ревизионной) группы, информацию, документы и материалы, относящиеся к тематике выездной проверки (ревизии).

По фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объектов контроля информации, документов и материалов, запрошенных в рамках выездной проверки (ревизии), руководитель проверочной (ревизионной) группы составляет акт.

В случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и (при необходимости) пресечения данных противоправных действий руководитель проверочной (ревизионной) группы изымает документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством РФ, составляет акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах, а в случае обнаружения данных, указывающих на признаки состава преступления, опечатывает кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы.

После окончания контрольных мероприятий, проводимых в рамках выездной проверки (ревизии), руководитель проверочной (ревизионной) группы подписывает справку о завершении контрольных действий и вручает ее представителю объекта контроля не позднее последнего дня срока проведения проверки.

Согласно п. 62 Правил № 1092 по результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который должен быть подписан в течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий.

Акт выездной проверки (ревизии) в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля.

К акту, кроме акта встречной проверки и заключения, подготовленного по результатам проведения обследования, прилагаются предметы и документы, результаты экспертиз (исследований), фото-, видео- и аудиоматериалы, полученные в ходе контрольных мероприятий.

Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт выездной проверки (ревизии) в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта контроля прилагаются к материалам выездной проверки (ревизии). Возражения направляются нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу и положение на ней вызывающих несогласие выводов, а также свои аргументы и нормы законодательства, подтверждающие вашу позицию.

В соответствии с п. 66 Правил № 1092 акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта.

По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) принимается решение:

  • о применении мер принуждения;
  • об отсутствии оснований для применения мер принуждения;

в) о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии) при представлении объектом контроля письменных возражений, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам проверки (ревизии).

Обследование. В соответствии с п. 19 Правил № 1092 обследования могут проводиться в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий).

К сведению

Согласно п. 34 Правил № 1092 обследование (за исключением обследования, проводимого в рамках камеральных и выездных проверок, ревизий) проводится в порядке и сроки, установленные для выездных проверок (ревизий).

Результаты обследования оформляются заключением, которое подписывается должностным лицом Федерального казначейства не позднее последнего дня срока проведения обследования. Заключение в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается представителю проверяемого учреждения либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Заключение и иные материалы обследования подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания заключения. По итогам такого рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) может назначить выездную проверку (ревизию).

Камеральная проверка. В соответствии с п. 40 Правил № 1092 камеральная проверка проводится в течение 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля информации, документов и материалов, представленных по запросу Федерального казначейства (его территориального органа).

В срок проведения камеральной проверки не засчитываются периоды времени с даты отправки запроса Федерального казначейства (его территориального органа) до даты представления информации, документов и материалов объектом проверки, а также времени, в течение которого проводится встречная проверка и (или) обследование.

По результатам камеральной проверки оформляется акт, который подписывается должностным лицом, проводящим проверку, не позднее последнего дня срока ее проведения.

Акт камеральной проверки в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля.

Согласно п. 45 Правил № 1092 проверяемое учреждение вправе представить письменные возражения на акт, оформленный по результатам камеральной проверки, в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта контроля приобщаются к материалам проверки. Возражения направляются нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Материалы камеральной проверки подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта. По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) принимает решение:

  • о применении мер принуждения, к которым относятся представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения, направляемые объекту контроля в соответствии с законодательством РФ;
  • об отсутствии оснований для применения мер принуждения;
  • о проведении выездной проверки (ревизии).

Реализация результатов контрольных мероприятий.

В соответствии с п. 68 Правил № 1092 при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений Федеральное казначейство вправе направлять представления и предписания, которые в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем.

Отмена представлений и предписаний осуществляется в судебном порядке.

Отмена представлений и предписаний территориальных органов Федерального казначейства также осуществляется его руководителем (заместителем руководителя) по результатам обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов Федерального казначейства.

Кроме представлений и предписаний, Федеральное казначейство вправе направлять и уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения направляется в Минфин не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии) и содержит описание совершенного бюджетного нарушения.

Должностные лица, принимающие участие в контрольных мероприятиях, осуществляют контроль за исполнением объектами контроля представлений и предписаний.

Обратите внимание

В силу ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В силу п. 78 Правил № 1092 в случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), такие материалы направляются для рассмотрения в порядке, установленном законодательством РФ. Например, согласно п. 2 Указа Президента РФ от 03.03.1998 № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» Федеральное казначейство, а также его территориальные органы (впрочем, как и любые другие контрольные органы) в незамедлительном порядке обязаны информировать соответствующие органы прокуратуры РФ о выявленных в ходе проведения ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности правонарушениях в сфере экономики. Таким образом, при выявлении в ходе ревизий (проверок) нарушений, содержащих признаки состава преступления в сфере экономики, Федеральное казначейство (его территориальные органы) должно принять меры по информированию об указанных фактах органов прокуратуры РФ, которые, в свою очередь, осуществляют следственные действия и направляют дела в суды.

* * *

В заключение еще раз отметим, что вместо упраздненного 02.02.2016 Росфиннадзора контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере осуществляет Федеральное казначейство. Порядок проведения такого контроля установлен Правилами № 1092.

С 03.01.2020 вступили в силу поправки, внесенные Постановлением Правительства РФ от 24.12.2019 № 1795 в Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила № 1092). Об этих изменениях расскажем в статье.

Полномочия Федерального казначейства.

Напомним, что в силу п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений – контрольная деятельность Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований.

Согласно ст. 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

  • контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
  • контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
  • контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных БК РФ, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
  • контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
  • контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу п. 6 Правил № 1092 (в редакции Постановления Правительства РФ № 1795) Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет:

  • полномочия по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, установленные п. 1 ст. 269.2 БК РФ и ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе;
  • проверки федерального казначейства осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), контроля за соблюдением Закона о контрактной системе;
  • контроль за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда и предусмотренных в бюджете субъекта РФ и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и модернизации системы коммунальной инфраструктуры;
  • контроль за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора;
  • информационный обмен данными о лицах, привлеченных к административной ответственности, со Счетной палатой РФ в порядке, установленном соглашением о сотрудничестве;
  • назначение (организацию) проведения экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований (с 03.01.2019);
  • получение необходимого для осуществления внутреннего государственного финансового контроля постоянного доступа к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне (с 03.01.2019).

Объекты контроля.

Постановлением Правительства РФ № 1795 уточнен перечень объектов контроля в финансово-бюджетной сфере, приведенный в п. 7 Правил № 1092. Начиная с 03.01.2020 к таким объектам, в частности, относятся юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся:

  • юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из федерального бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и (или) государственных контрактов, а также получающими кредиты, обеспеченные государственными гарантиями РФ;
  • исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и (или) государственных контрактов, которым в соответствии с федеральными законами открыты лицевые счета в Федеральном казначействе.

Отбор контрольных мероприятий при формировании плана проверки казначейством.

В силу п. 3 Правил № 1092 деятельность по контролю делится на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований.

Плановые контрольные мероприятия реализуются в соответствии с планом проверки казначейством. План утверждается Федеральным казначейством по согласованию с Минфином. Отбор контрольных мероприятий при формировании плана проверки казначейством осуществляется по установленной методике. При этом критерии отбора контрольных мероприятий установлены в п. 25 Правил № 1092. Постановлением Правительства РФ № 1795 из данного пункта исключен критерий, ранее имевший максимальный приоритет. Речь идет о периоде свыше трех лет с момента проведения идентичного контрольного мероприятия.

Проведение проверок казначейства.

Как мы уже отмечали, проводимые проверки федерального казначейства бывают выездными и камеральными, а также встречными, проводимыми в рамках выездных и (или) камеральных проверок.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения Федерального казначейства (его территориального органа), в том числе на основании бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, представленных по запросам Федерального казначейства (его территориального органа), а также информации, документов и материалов, полученных в ходе встречных проверок и в результате анализа данных государственных и муниципальных информационных систем. Камеральная проверка осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля информации, документов и материалов, представленных по запросу Федерального казначейства (его территориального органа).

По результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки казначейства руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение:

  • о направлении или об отсутствии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля;
  • о проведении внеплановой выездной проверки Федерального казначейства (ревизии).

Согласно новой редакции п. 48 Правил № 1092 проведение выездной проверки (ревизии) состоит в осуществлении соответствующих контрольных действий в отношении объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и первичных документов, по месту нахождения объекта контроля и оформлении акта выездной проверки.

Срок проведения контрольных действий по месту нахождения объекта контроля структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства составляет не более 40 рабочих дней, территориальными органами Федерального казначейства – не более 30 рабочих дней.

По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение:

  • о направлении или об отсутствии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля;
  • о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля возражений в письменной форме, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).

При осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере, указанной в п. 6 Правил № 1092, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения, подготовленное в том числе территориальным органом Федерального казначейства, а также уведомление о применении бюджетных мер принуждения, содержащее уточненные сведения, направляются в Минфин (орган управления государственным внебюджетным фондом) руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный ч. 5 ст. 306.2 БК РФ срок.

* * *

В заключение отметим, что указанные в статье изменения направлены на приведение положений Правил № 1092 в соответствие поправкам, введенным в БК РФ Федеральным законом от 26.07.2019 № 199‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений, №2, 2020 год

admin

Добавить комментарий