Категории и виды стандартов
ОСНОВЫ МЕТРОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Содержание
- 12.4.
- Категории стандартов
- Похожие страницы:
- Стандарты аудиторской деятельности (4)
- Изучение построения стандарта
- Стандарты
- Стандарти вищої освіти у контексті Болонського процесу
- Стандарты управления предприятием. ERP, MRP, MRP II, TQM
- О присоединении России к Специальному стандарту распространения данных (ССРД) Международного валютного фонда
- Классификация стандартов учета
12.4.
Категории стандартов
Категории и виды стандартов
Стандарты в РФ являются обязательными в пределах установленной сферы их действия и подразделяются на следующие категории :
- государственные стандарты – ГОСТ;
- отраслевые стандарты – ОСТ;
- республиканские стандарты союзных республик – РСТ;
- стандарты предприятий – СТП.
- Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями во всех отраслях народного хозяйства. Они распространяются преимущественно на объекты межотраслевого применения, нормы, параметры, требования, показатели качества продукции, термины, обозначения и др., необходимые для обеспечения единства и взаимосвязи различных областей науки
Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей, применяющих (потребляющих) продукцию этой отрасли. Отраслевые стандарты организационно-методического характера обязательны только для предприятий и организаций министерства, их утвердившего.
Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации и необходимые для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической и организационно-управленческой деятельности предприятий и организаций отрасли. Отраслевые стандарты могут ограничивать применение государственных стандартов для используемой в отрасли номенклатуры изделий, типоразмеров и т. п.
Отраслевые стандарты утверждает министерство, являющееся ведущим в производстве данного вида продукции.
Республиканские стандарты обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения данной союзной республики независимо от их ведомственной подчиненности и устанавливают требования к продукции, выпускаемой этими предприятиями и организациями в том случае, когда на нее отсутствуют государственные или отраслевые стандарты.
Стандарты предприятия обязательны только для предприятия (объединения), утвердившего данный стандарт. Стандарты предприятия могут распространяться на составные части разрабатываемых или изготавливаемых на предприятии изделий, внутренние нормы и правила в области управления и организации производства, управления качеством продукции; оснастку и инструмент, типовые технологические процессы, методики измерений и контроля.
В зависимости от назначения и содержания Государственная система стандартизации устанавливает на продукцию стандарт всех категорий следующих видов:
- общих технических условий;
- общих технических требований;
- параметров и (или) размеров;
- типов, основных параметров и (или) размеров;
- конструкции и размеров;
- марок;
- правил приемки;
- методов контроля (испытаний, анализа, измерений);
- правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;
- правил эксплуатации и ремонта;
- типовых технологических процессов.
Деятельность по стандартизации может осуществляться на различных уровнях: международном, региональном, межгосударственном, на уровне одной отдельно взятой страны или в рамках одного отдельного объединения, предприятия, организации.
Уровень стандартизации – участие в деятельности по стандартизации с учетом географического, политического или экономического признаков.
Международная стандартизация – это стандартизация, участие в которой открыто для национальных органов по стандартизации всех стран мира. Например, деятельность международной организации по стандартизации ИСО, в работе которой участвуют более 150 стран мира, расположенных в различных регионах.
Региональная стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто для национальных органов по стандартизации стран только одного географического, политического или экономического региона мира. Например, в Скандинавских странах создана региональная система стандартизации. В нее вошли Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция, т. е. страны по территориальному признаку. Другим примером является совместная работа в области стандартизации стран СНГ, объединенных в региональную организацию Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (EAСС).
Межгосударственная стандартизация – региональная стандартизация, проводимая на уровне Содружества Независимых Государств, правительства которых заключили Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности, а национальные органы по стандартизации образовали ЕАСС. В работе по межгосударственной стандартизации участвуют страны СНГ, расположенные в одном регионе.
Национальная стандартизация – стандартизация, проводимая на уровне одной конкретной страны. Например, деятельность по стандартизации на территории Германии.
Деятельность по стандартизации на уровне организации (предприятия, объединения) проводится каждой структурой самостоятельно для осуществления нужд только этой организации (предприятия, объединения).
П р и м е ч а н и е – Под термином организация подразумеваются также коммерческие, общественные, научные организации, саморегулируемые организации и объединения юридических лиц.
На территориях конкретных стран создаются национальные органы по стандартизации, координирующие деятельность и упорядочивающие разрозненные работы в этой области в согласованные системы. Таким органом на территории РФ в настоящее время является Федеральное агентство по техническому регулированию.
Его краткое название – Ростехрегулирование.
П р и м е ч а н и е – Ростехрегулирование является правоприемником Госстандарта России – Государственного Комитета по стандартизации, метрологии сертификации.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 4808 | Нарушение авторского права страницы
ВВЕДЕНИЕ.
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия, в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.
Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.
Законы РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.
Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.
Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.
1. КАТЕГОРИИ СТАНДАРТОВ РФ.
Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.
Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.
Стандарты в РФ являются обязательными в пределах установленной сферы их действия и подразделяются на следующие категории:
государственные стандарты – ГОСТ;
отраслевые стандарты – ОСТ;
республиканские стандарты бывших союзных республик – РСТ;
стандарты предприятий – СТП.
Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями во всех отраслях народного хозяйства. Они распространяются преимущественно на объекты межотраслевого применения, нормы, параметры, требования, показатели качества продукции, термины, обозначения и др., необходимые для обеспечения единства и взаимосвязи различных областей науки и техники, производства, а также на продукцию массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет по стандартам.
Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей, применяющих (потребляющих) продукцию этой отрасли.
Под отраслью здесь понимается совокупность предприятий и организаций независимо от их территориального распределения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и (или) изготовляющих определенные виды продукции, закрепленной за министерством, являющимся ведущим в ее производстве.
ОСТы разрабатывают на объекты, не подлежащие государственной стандартизации, в том числе на технологическую оснастку, инструмент, типовые технологические процессы отраслевого применения, а также нормы, правила, требования, необходимые для взаимосвязи предприятий.
Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации и необходимые для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической и организационно-управленческой деятельности предприятий и организаций отрасли. Отраслевые стандарты могут ограничивать применение государственных стандартов для используемой в отрасли номенклатуры изделий, типоразмеров и т. п.
Отраслевые стандарты утверждает министерство, являющееся ведущим в производстве данного вида продукции. Отраслевые стандарты организационно-методического характера обязательны только для предприятий и организаций министерства, их утвердившего.
Республиканские стандарты обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения республики независимо от их ведомственной подчиненности и устанавливают требования к продукции, выпускаемой этими предприятиями и организациями в том случае, когда на нее отсутствуют государственные или отраслевые стандарты.
Стандарты предприятия обязательны только для предприятия (объединения), утвердившего данный стандарт. Стандарты предприятия могут распространяться на составные части разрабатываемых или изготавливаемых на предприятии изделий, внутренние нормы и правила в области управления и организации производства, управления качеством продукции; оснастку и инструмент, типовые технологические процессы, методики измерений и контроля.
2. ВИДЫ СТАНДАРТОВ.
В зависимости от назначения и содержания Государственная система стандартизации устанавливает на продукцию стандарт всех категорий следующих видов:
общих технических условий;
общих технических требований;
параметров и (или) размеров;
типов, основных параметров и (или) размеров;
конструкции и размеров;
марок;
правил приемки;
методов контроля (испытаний, анализа, измерений);
правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;
правил эксплуатации и ремонта;
типовых технологических процессов.
СТП разрабатывают на детали и сборочные единицы, технологическую оснастку и инструмент; нормы и правила в области организации производства и управления качеством продукции; технологические нормы, требования и типовые технологические процессы; поверочные схемы предприятия.
Понятие «вид стандарта» определяет содержание стандарта в зависимости от его назначения.
Стандарты общих технических условий устанавливают общие для данной группы однородной продукции эксплуатационные характеристики, правила приемки, методы контроля, требования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению, комплектность и гарантии изготовителя (поставщика).
Стандарты технических условий имеют аналогичное содержание, но относятся к конкретной продукции или нескольким ее близким типам (видам, маркам, моделям).
Стандарты общих технических требований устанавливают общие для группы однородной продукции нормы и требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальный уровень качества при проектировании и изготовлении.
Стандарты технических требований устанавливают требования к качеству, надежности, внешнему виду конкретного вида продукции в соответствии с ее основными потребительскими (эксплуатационными) характеристиками.
Стандарты параметров и (или) размеров устанавливают параметрические или размерные ряды продукции по основным потребительским (эксплуатационным) характеристикам, на базе которых следует проектировать продукцию конкретных типов, моделей, марок.
Стандарты конструкции и размеров устанавливают конструктивные исполнения и основные размеры для определенной группы изделий в целях их унификации и обеспечения взаимозаменяемости при разработке конкретных типоразмеров, моделей и т. п.
Стандарты марок устанавливают номенклатуру марок и химический состав материала (сырья).
Стандарты сортамента устанавливают геометрические формы и размеры продукции.
Стандарты методов контроля (испытаний, анализа, измерений) устанавливают порядок отбора образцов (проб), методы контроля потребительских (эксплуатационных) характеристик определенной группы продукции в целях обеспечения единства оценки показателей качества.
Стандарты типовых технологических процессов устанавливают способы и технические средства выполнения и контроля технологических операций для изготовления продукции в целях внедрения прогрессивной технологии производства и обеспечения единого уровня качества продукции.
Общетехнические и организационно-методические стандарты (на общие нормы, показатели качества, методы расчета и проектирования, классификации и кодирования, термины, единицы физических величин, общие требования к продукции, требования к безопасности труда, охране окружающей среды и т. п.) на виды не подразделяют.
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ.
На основе комплексной стандартизации в РФ разработаны системы стандартов, каждая из которых охватывает определенную сферу деятельности, проводимой в общегосударственном масштабе или в определенных отраслях народного хозяйства.
Нормативно-техническую и организационно-методическую основу производства конкретных видов, типов, групп продукции составляют отраслевые системы стандартов, регламентирующие технические характеристики, требования к качеству и надежности изделий, способы и методы достижения и контроля этих требований и др. Отраслевые системы включают также комплексы стандартов на термины, определения и обозначения, применяемые в отрасли.
Единые государственные системы стандартов обеспечивают единообразие и наивысшую эффективность проведения важнейших видов работ, общих для различных отраслей народного хозяйства. К подобным системам относятся Государственная система стандартизации (ГСС), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Единая система технологической документации (ЕСТД), Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации, Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственная система стандартов безопасности труда (ГССБТ) и др.
Единая десятичная система классификации и кодирования технико-экономической информации. Огромные масштабы производства и связанное с этим увеличение потоков информации требуют оперативной ее обработки для планирования, учета и эффективного управления деятельностью предприятий и отраслей. Этой цели служит общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации на базе государственной системы вычислительных центров и единой автоматической сети связи страны.
Под системой классификации объектов технико-экономической информации понимают совокупность правил, определяющих распределение объектов по классам (классификационным группам) на основании общих признаков, присущих объектам данного рода и отличающих их от других. В основу классификации закладывается логическая последовательность признаков, следовательно, процесс кодирования предмета существенно упрощается, так как он осуществляется в однозначном соответствии с принятой системой классификации.
Страницы: следующая →
12Смотреть все
Похожие страницы:
-
Стандарты аудиторской деятельности (4)
Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит
…
значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: — от ста одного … учета и отчетности, как правило, имеют в видустандарты IAS и GAAP. IAS (I№ter№atio …
-
Изучение построения стандарта
Практическая работа >> Культура и искусство
… №2 ИЗУЧЕНИЕ ПОСТРОЕНИЯ СТАНДАРТА Цель: Изучить категории и видыстандартов. Изучить порядок построения стандартов. Теоретические сведения В зависимости …
-
Стандарты
Доклад >> Экономика
… система золотовалютного стандарта была фактически золотодолларовым стандартом. Существуют следующие видыстандартов: 1. Международный стандарт — это стандарт, который …
-
Стандарти вищої освіти у контексті Болонського процесу
Реферат >> Педагогика
… ншими атестаційними категоріями. Галузеві стандарти вищої освіти … і видає відповідні сертифікати. Мало вчити, мало мати стандарт, … Усі навчальні дисципліни і види занять, з яких у триместрі … Диплом НаУКМА з відзнакою видається випускнику бакалаврської/магі …
-
Стандарты управления предприятием. ERP, MRP, MRP II, TQM
Реферат >> Информатика
… процессов сбора и обработки различных видов информации. Глава 2 Видыстандартов управления предприятием Системы управления … развития бизнеса. Качество определяется такими категориями, как степень реализации требований клиентов …
Хочу больше похожих работ…
В соответствии с Законом РФ «О стандартизации», в зависимости от области применения стандарта российские стандарты делятся на следующие категории:
1. Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) – разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории применяет Госстандарт России. В госстандартах содержатся как обязательные требования к объекту по стандартизации (безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки), так и рекомендательные.
2. Отраслевые стандарты – разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям госстандартов, а так же правилам и нормам безопасности, установлены для отрасли. Принимают такие стандарты государственные органы управления (например, министерства). Объектами отраслевой стандартизации могут быть: продукция, процессы и услуги, применяемы в отрасли; правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации; типовые конструкции изделий отраслевого применения (инструменты, детали и др.); правила метрологического обеспечения в отрасли. Степень обязательности соблюдения требований стандарта отрасли определяется тем предприятием, которое применяет его, или по договору между производителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.
3. Стандарты предприятий – разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления производством, совершенствование которых – главная цель стандартизации на данном уровне. Кроме того, стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием. Тогда объектами стандарта предприятия будут составные части продукции, технологическая оснастка и инструменты, общие технологические нормы процесса производства этой продукции.
4. Общероссийские классификаторы – это нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией. В настоящее время насчитывается более 30 общероссийских классификаторов, которые входят в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.
5. Технические условия (ТУ) – разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями.
В зависимости от объекта стандартизации стандарты делят на виды:
1. Основополагающие стандарты – нормативные документы, в которых изложены основные положения для определенной области деятельности.
Обычно используются как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты.
2. Стандарт на термины и определения (терминологический стандарт), в котором объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т.п.
3. Стандарты на продукцию – содержат требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению, может быть полным или неполным. Полный стандарт устанавливает не только указанные выше требования, но так же и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, этикетирования, хранения и т.д.Неполный стандарт содержит часть требований к продукции (только к параметрам качества, только к правилам поставки и пр.).
4. Стандарт на методы испытаний – устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы или образца).
5. Стандарт на процесс, стандарт на услугу – это нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс (например, технология производства), услуга (например, автосервис, транспорт, банковское обслуживание и др.).
6. Стандарт на совместимость – устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей (деталей, узлов). Такой стандарт может быть разработан на систему в целом, например, сигнализационную систему.
7. Стандарт с открытыми значениями. В некоторых ситуациях ту или иную норму определяют изготовители (поставщики), в других – потребители. Поэтому в стандарте может содержаться перечень характеристик, которые характеризируются в договорных отношениях.
8. Положения. Могут носить методический или описательный характер. Методические положения – это методика, способ осуществления процесса, той или иной операции, с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Можно назвать нормативный документ, содержащий подобное положение «методическим стандартом». Описательное положение – обычно содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать иэксплуатационное положение, которое описывает «поведение» объекта стандартизации при его использовании (применении, эксплуатации).
01.02.2005
О присоединении России к Специальному стандарту распространения данных (ССРД) Международного валютного фонда
31 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА РОССИЯ ПРИСОЕДИНИЛАСЬ К СПЕЦИАЛЬНОМУ СТАНДАРТУ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ДАННЫХ МВФ
Российская Федерация стала шестидесятой в мире и шестой в Содружестве Независимых Государств страной, присоединившейся к Специальному стандарту распространения данных (ССРД) Международного валютного фонда, сделав тем самым важнейший шаг в развитии статистической системы страны. Присоединение к ССРД явилось кульминационным событием в развитии российской статистики.
ССРД был основан Международным валютным фондом в марте 1996 года и служит руководством для стран-членов Фонда в процессе распространения экономических и финансовых данных.
Присоединение России к ССРД свидетельствует о высоком качестве российской статистики, повышении уровня открытости и прозрачности экономики.
Присоединение России к ССРД позволит обеспечивать своевременный доступ к широкому кругу статистических данных, способствуя, таким образом, проведению сбалансированной макроэкономической политики, повышению доверия потенциальных инвесторов.
На протяжении последних лет Минфином России совместно с Банком России и Росстатом проведена значительная работа по приведению национальной статистки в соответствие с требованиями международных стандартов.
ССРД определяет четыре измерения распространения данных — «данные: охват, периодичность и своевременность»; «доступность для общественности»; «полнота распространяемых данных» и «качество распространяемых данных». Несмотря на то, что присоединение к ССРД является добровольным, присоединившиеся страны берут на себя обязательство соблюдать его требования и предоставлять информацию в МВФ о существующей практике распространения данных. Данная информация находится в свободном доступе на Интернет-сайте Бюллетеня стандартов распространения данных (БСРД).
На БСРД представлено подробное описание статистических основ составления и распространения данных, согласно требованиям ССРД, а также гиперссылки на текущие данные, публикуемые на Национальной странице сводных данных на Интернет-сайте Министерства финансов Российской Федерации.
Минфин России является национальным координатором от России по присоединению и распространению информации в соответствии с требованиями ССРД.
Классификация стандартов учета
Стандарты учета разрабатывались в разные годы и с различными функциональными целями. Вместе с тем, проанализировав международную и национальные системы стандартизации, можно сделать вывод об однотипности их структур и возможности классифицировать стандарты по одинаковым признакам.
Всю совокупность стандартов можно классифицировать по их назначению и экономическому содержанию.
Классификация стандартов по их назначению предполагает, что классификационным признаком выступает цель или назначение стандарта. По этому признаку можно выделить следующие блоки (рис. 19.5).
Блок 1 — стандарты, формирующие международные принципы бухгалтерского учета. Блок содержит следующие международные стандарты финансовой отчетности (в дальнейшем МСФО) — МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» (Presentation of financial statements), который переоформлен и действует с 01.01.95 г. Информация, заложенная в этот стандарт, имеет базовое, основополагающее значение для бухгалтерского учета. В эту же группу можно включить МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» (Net Profit or Lost for the Period, Fundamental Error and Changes in Accounting Policies).
Блок 2 — стандарты, регламентирующие состав и содержание финансовой отчетности. В блок входят стандарты: МСФО 10 «Условные события, происшедшие после отчетной даты» (Contigencies and Events Occuring After the Balance Sheet Date); МСФО 14 «Сегментная отчетность» (Reporting Financial Information by Segment); МСФО 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании» (Concolidated Financial Statements and Accounting for Investments in Subsidiaries); МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» (Financial Reporting in Hyperinflationary Economics); МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов» (Disclosures in the Financial Statements of Banks and Similar Financial Institutions); МСФО 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности» (Financial Reporting of Interests in Joint Ventures).
Эта группа стандартов имеет базовое, основополагающее значение, ибо именно она считается ключом к пониманию финансовой отчетности любого государства, применяющего при организации бухгалтерского учета международные стандарты.
Блок 3 — стандарты, определяющие правила учета отдельных объектов. Самая многочисленная группа, которая в свою очередь может подразделяться на подгруппы. В эту группу входят стандарты, упорядочивающие учет инвестиций и текущих активов, доходов и расходов, налоговых и пенсионных обязательств, правительственных субсидий и т.д. Например, МСФО 2 «Товарноматериальные запасы» (Inventories); МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств» (Cash Flow Statements); МСФО 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен» (Information Reflecting the Effects of Changing Prices); МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов» (The Effects of Changes in Foreign Exchange Rates) и др.
Классификация стандартов по экономическому содержанию предполагает группировку стандартов по экономическому признаку (рис. 19.6). Дело в том, что стандарты разрабатываются для разрешения определенных учетных проблем, которые возникают в ходе экономических отношений. Как известно, любая производственно-хозяйственная и финансовая деятельность вызывает целый комплекс экономических отношений. Прежде всего к ним относятся:
отношения между государством и предприятием. В их основе — взаимодействие интересов государства, моделирующего развитие экономики и формирующего общенациональный бюджет, и интересов предприятия, стремящегося к развитию и приросту собственного капитала;
отношения между товаропроизводителями и потребителями. Они строятся на сочетании и противодействии интересов «продавца» и «покупателя», регулируемых спросом и предложением товаров;
отношения между предприятиями по горизонтали, т.е. между предприятиями-партнерами. Основываются на экономическом интересе обеих сторон осуществить выгодную сделку;
отношения между структурными звеньями фирм (сегментами компаний). Опираются на сочетание экономического интереса каждого подразделения в собственном развитии и в развитии всей компании;
отношения между участниками-вкладчиками в объединенный капитал акционерного общества. Основываются на интересе в получении выгод пропорционально вложенному капиталу;
отношения между работодателем и работником. Базируются на анализе отношений, складывающихся между покупателем и продавцом, и основаны, как уже отмечалось, на сочетании и противодействии их интересов;
отношения между странами. Современная мировая экономика имеет высокий уровень интеграции. Взаимодействие крупных компаний различных стран затрагивает интересы не только отдельных фирм, но и в целом стран, континентов.
Можно выделить и другие группы экономических отношений, возникающих в ходе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Однако даже простое перечисление основных слагаемых этого комплекса показывает, какие разнообразные и противоречивые стороны заинтересованы в оперативном и достоверном учете фактов хозяйственной жизни предприятия, какие сложности могут возникнуть в результате неодинакового понимания отдельных терминов и экономических явлений, а также при применении различных методов учета.
Группировка экономических отношений предопределяет и классификацию стандартов по экономическому содержанию. По нашему мнению, возможно выделение следующих групп.
Первая группа — базовые стандарты учета, раскрывающие основополагающие принципы учета, учетной политики и финансовой отчетности.
Вторая группа — стандарты, регламентирующие учет операций, затрагивающих интересы государства и предприятия. К этой группе можно отнести стандарты по учету доходов, налогов, государственных инвестиций и т.д.
Третья группа — стандарты, устанавливающие правила учета по вопросам, затрагивающим интересы партнеров по бизнесу. В эту группу целесообразно включить стандарты по учету результатов от совместной деятельности, инвестиций в другие компании и т.д.
Четвертая группа — стандарты, направленные на учет операций внутри компаний: по учету деятельности сегментов, по учету операций при слиянии компаний и др.
Пятая группа — стандарты, предусматривающие регламентацию при учете затрат на оплату труда и пенсионное обеспечение.
Шестая группа — стандарты, отражающие отраслевую специфику. Например, специфику учета в банковском деле, в страховании, в строительстве и т.д.
Седьмая группа — стандарты, рассматривающие правила ведения учетных операций, выражающих интересы государства и предпринимателей на международном уровне: определяющие учет валютных операций, учет деятельности совместных предприятий и т.д.
Следует отметить, что деление стандартов на указанные группы условное. Однако такая классификация позволяет более четко представить весь спектр взаимосвязанных экономических интересов, который обусловливает построение стандартов учета.
Классификация стандартов по их назначению и экономическому содержанию распространяется как на международные, так и на внутренние стандарты.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1389;
Добавить комментарий