Капитальные вложения

Капитальные вложения

Павлова С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

При отражении фактов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете применяются счета, в 24 – 26-м разрядах которых отражается код КОСГУ (п. 2.1 Инструкции № 174н). Коды КОСГУ используются в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н). С 1 января 2019 года используются правила применения КОСГУ, которые содержатся в порядке, утвержденном Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н). В рамках настоящего материала рассмотрим, как изменится применение подстатей КОСГУ в части совершения расходных операций по приобретению работ, услуг.

Содержание

Общие положения

Все операции, которые совершает учреждение, должны быть прозрачны и должны позволять органам исполнительной власти, в частности Минфину, отслеживать движение денежных средств. Для этого в счета бухгалтерского учета включены коды бюджетной классификации. Показатели по поступлениям и выплатам учреждения указываются в плане финансово-хозяйственной деятельности в разрезе кодов бюджетной классификации (так, в п. 8.1 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н,установлено, что в таблице 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)» графы 3 по строкам 110 – 180, 300 – 420 указываются коды классификаций операций сектора государственного управления, по строкам 210 – 280 – коды видов расходов бюджетов). При составлении отчетных бухгалтерских форм, в том числе отчетов (ф. 0503721, 0503723), отражаются показатели финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сформированные на отчетную дату в разрезе КОСГУ.

При совершении расходных операций важно правильно применять КОСГУ, чтобы характер совершаемой операции соответствовал нормам, установленным Указаниям № 65н (в части операций, совершаемых в 2018 году и совершавшихся ранее), Порядком № 209н (в части операций, совершаемых с 2019 года) и показателям, утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Расходы по оплате работ, услуг относятся на статью 220 «Оплата работ, услуг». Данная статья детализируется подстатьями КОСГУ. Ниже рассмотрим изменения, произошедшие внутри подстатей статьи 220, но прежде поговорим о требованиях, предъявляемых к утвержденной Приказом Минфина РФ № 209н структуре кодов КОСГУ в отношении статьи 220. В отношении общих особенностей применения названной статьи КОСГУ Порядок № 209н содержит следующие разъяснения:

  • возмещение (компенсация) персоналу расходов, связанных с осуществлением служебных, трудовых обязанностей, таких как расходы на компенсацию за использование личного транспорта для служебных целей, расходы, связанные со служебными командировками (за исключением выплаты суточных), компенсация за содержание служебных собак по месту жительства, компенсация стоимости вещевого имущества, иные аналогичные расходы, производится по соответствующим подстатьям статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ;

  • к социальным пособиям в натуральной форме относятся оплата товаров, работ, услуг населению, а также компенсации (возмещения) расходов населения на приобретение товаров, работ и услуг.

В части отражения операций по исполнению судебных актов следует учесть, что:

  • неисполненные обязательства по выплате пенсий, пособий, оплате труда персонала, а также по оплате кредиторской задолженности по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд отражаются по соответствующим группам, статьям и подстатьям КОСГУ;

  • возмещение судебных издержек истцам, морального ущерба, неосновательного обогащения производится по подстатьям 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» и 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ.

Из практики известно, что не все расходные операции легко отнести к той или иной подстатье КОСГУ. Так, недавно были актуальны споры касательно применения подстатьи КОСГУ при отражении расходов по выплате работникам компенсации за задержку выплаты зарплаты. Одни специалисты в области бюджетного учета считали, что такие расходы относятся на подстатью 295 «Другие экономические санкции», тогда как другие советовали в этом случае применять подстатью 296 «Иные расходы». В подобных спорных ситуациях без дополнительных разъяснений Минфина обойтись сложно. Поэтому в отношении применения подстатей КОСГУ в сложных и неоднозначных случаях Минфин дает разъяснения, тем самым обозначая свою позицию по данному вопросу. Так, в Письме Минфина РФ от 29.06.2018 № 02-05-10/45153 содержатся Методические рекомендаций к порядку применения классификации операций сектора государственного управления.Ими можно воспользоваться при принятии решения в части применения к расходной операции той или иной статьи КОСГУ. Кстати, расходы за задержку выплаты заработной платы в силу норм ст. 254 ТК РФ, как указано в вышеназванном письме, относятся на подстатью 296 «Иные расходы» КОСГУ. В этом письме отмечено, что статья 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ группирует операции по оплате работ и услуг для обеспечения выполнения функций организаций сектора государственного управления. В целях установления соответствия порядка применения подстатей статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ международному руководству СГФ-2014 в Порядке № 209н установлено разграничение приобретения работ, услуг сектором государственного управления, потребляемых непосредственно в процессе производства, и приобретения работ и услуг сектором государственного управления, потребляемых непосредственно работником для собственных нужд, не связанных с процессом производства. В Порядке № 209н последние классифицируются как часть прочих несоциальных выплат персоналу в натуральной форме – подстатья 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ. Например, из перечня расходов на транспортные услуги (подстатья 222 КОСГУ), который применяется в 2018 году, исключены расходы по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно отдельным категориям лиц в связи с тем, что данные операции не являются услугами, необходимыми для выполнения служебных, трудовых обязанностей. Указанные расходы подлежат отражению по подстатье 214. Аналогичным образом расходы на приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также на компенсационную выплату этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов, отражаются по подстатье 214. Описание подстатьи 222 КОСГУ дополнено расходами на выплату компенсации работникам за использование личного транспорта для служебных целей. Данные расходы направлены напрямую на процесс производства и поэтому отражены именно в рамках обозначенной подстатьи. Ранее компенсация за использование работником личного транспорта в служебных целях относилась на подстатью 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.

Ниже рассмотрим новшества применения каждой подстатьи статьи 220 КОСГУ.

Подстатья 221 «Услуги связи»

Перечень расходов, относимых на поименованную подстатью, содержащийся в Указаниях № 65н, полностью соответствует перечню, приведенному в Порядке № 209н. В отношении применения этой подстатьи изменений не произошло.

Подстатья 222 «Транспортные услуги»

Выше мы уже осветили изменения, которые произошли относительно подстатьи 222. За исключением вышеназванных новшеств, положения Указаний № 65н и Порядка № 209н в части применения подстатьи 222 схожи. Новшеством является отнесение с 1 января 2019 года на подстатью 222 (помимо прежних расходов) расходов на оплату услуг, связанных с заключением перевозчиками договоров страхования во исполнение требований законодательства РФ о страховании, международных договоров РФ, являющимися условием осуществления деятельности по перевозкам.

Подстатья 223 «Коммунальные услуги»

В отношении применения данной статьи новшеством является то, что начиная со следующего года расходы на приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо если органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, аккредитованной в установленном законодательством РФ порядке на право выполнения исследований качества питьевой воды, выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам, относятся не на подстатью 223 «Коммунальные услуги», а на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ. (Напомним, что в 2018 году и ранее расходы на приобретение этой воды относились на подстатью 223.)

Если в Указаниях № 65н подробно было расписано, что оплата услуг канализации, ассенизации, водоотведения, включая оплату по повышенному тарифу в случае, если концентрация загрязняющих веществ в сточных водах превышает предельно допустимые значения соответствующих показателей или если превышен установленный объем сброса сточных вод в систему канализации (сверхнормативный сброс), относится на подстатью 223 КОСГУ, то в Приказе Минфина РФ № 209н подобной фразы нет. В нем просто указано, что на эту статью относятся расходы по оплате услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, предоставления газа и электроэнергии, тепловой энергии, твердого топлива при наличии печного отопления, обращения с твердыми коммунальными отходами:

  • оплата по тарифам за коммунальные услуги;

  • оплата услуг канализации, ассенизации;

  • расходы на оплату энергосервисных договоров (контрактов).

Подстатья 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)»

Если в 2018 году все расходы по оплате арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма) объектов нефинансовых активов относятся на подстатью 224 КОСГУ, то начиная со следующего года из этой подстатьи исключены расходы по оплате арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды за пользование земельными участками и (или) другими обособленными природными объектами. Арендная плата за пользование земельными участками и обособленными природными объектами производится по подстатье 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» КОСГУ.

В 2019 году, как и сейчас, расходы государственных (муниципальных) учреждений – арендаторов по уплате НДС, исчисленного ими как налоговыми агентами при исполнении обязательства по уплате арендных платежей согласно договору аренды имущества, относятся на подстатью 224 КОСГУ. В отношении этого вида расходов изменений в применении КОСГУ нет.

Подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»

На подстатью 225 относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне РФ, субъекта РФ, казне муниципального образования. Перечень расходов, относимых на данную подстатью и содержащихся в Указаниях № 65н, схож с перечнем расходов, содержащимся в Порядке № 209н. Произошедшие корректировки носят формальный характер и не влияют на деятельность учреждения.

Подстатья 226 «Прочие работы, услуги»

На названную подстатью относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 – 225, 227 – 229 КОСГУ. Относительно применения этой статьи произошло много изменений, которые мы рассмотрим ниже.

Указаниями № 65н, как и Порядком № 209н, установлено, что на подстатью 226 КОСГУ относятся расходы на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, геолого-разведочных работ, услуг по типовому проектированию, проектных и изыскательских работ. При этом Указания № 65н содержат перечень таких работ. В Приказе Минфина РФ № 209н не поименованы расходы на возмещение затрат государственных (муниципальных) учреждений на содержание дирекций (единых дирекций) строительства и проведение данными дирекциями строительного контроля, предусмотренных сметной стоимостью строительства.

Не относятся на подстатью 226 КОСГУ с 1 января 2019 года и расходы на совершение монтажных работ. Напомним, что Указаниями № 65н к подобным работам отнесены:

  • установка (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство «тревожной кнопки», а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ);

  • пусконаладочные работы «вхолостую» (расходы капитального характера на оплату работ по комплексному опробованию и наладке смонтированного оборудования на объектах капитального строительства, осуществляемые в рамках бюджетных инвестиций);

  • монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов;

  • монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов.

С 1 января 2019 года монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов, относятся на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ.

Исключены из подстатьи 226 КОСГУ и расходы на оплату услуг по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья. Расходы на уплату страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, начиная со следующего года будут учитываться по подстатье 227 «Страхование» КОСГУ.

Расходы на приобретение (изготовление) бланков строгой отчетности начиная со следующего года будут производиться за счет не подстатьи 226, а подстатьи 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.

Не поименованы в перечне расходов, относимых на подстатью 226 КОСГУ, и расходы:

  • по авторскому надзору за строительством, реконструкцией;

  • по оплате договоров гражданско-правового характера на оказание услуг по проживанию в жилых помещениях (наем жилого помещения) на период направления работников (сотрудников) в служебные командировки. С 1 января 2019 года возмещение персоналу дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства в служебных командировках (суточные, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания), относится на подстатью 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» КОСГУ.

Новшеством является включение в подстатью 226 КОСГУ следующих видов расходов:

  • оплата комиссионного вознаграждения за услуги и затраты, связанные с осуществлением компенсационных выплат по сбережениям граждан;

  • представительские расходы, прием и обслуживание делегаций;

  • оплата судебных издержек, связанных с представлением интересов РФ в международных судебных и иных юридических спорах;

  • расходы, осуществляемые в целях реализации соглашений с международными финансовыми организациями;

  • другие аналогичные расходы.

Также на данную подстатью со следующего года относятся затраты на возмещение персоналу расходов, связанных со служебными командировками:

  • расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования, к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы;

  • расходов по найму жилых помещений;

  • иных расходов, произведенных работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя;

  • возмещения персоналу расходов на прохождение медицинского осмотра;

  • компенсации за содержание служебных собак по месту жительства;

  • компенсации стоимости вещевого имущества;

  • выплаты суточных понятым, а также лицам, принудительно доставленным в суд или к судебному приставу-исполнителю;

  • выплаты суточных, денежных средств на питание (при невозможности приобретения услуг по его организации), а также компенсации расходов на проезд и проживание в жилых помещениях (наем жилого помещения) спортсменам и студентам при их направлении на различного рода мероприятия (соревнования, олимпиады, учебную практику и иные мероприятия).

Подстатья 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»

Это новая статья, введенная Приказом Минфина РФ № 209. На нее относятся расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений:

  • на разработку проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов;

  • на возмещение затрат государственных (муниципальных) учреждений на содержание дирекций (единых дирекций) строительства и проведение указанными дирекциями строительного контроля, предусмотренных сметной стоимостью строительства;

  • на проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, оплату демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и т. п.);

  • на установку (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство «тревожной кнопки», а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ);

  • на пусконаладочные работы «вхолостую» (расходы капитального характера на оплату работ по комплексному опробованию и наладке смонтированного оборудования на объектах капитального строительства, осуществляемые в рамках бюджетных инвестиций);

  • на монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов; и др.

* * *

В завершение кратко укажем, что в части применения статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ произошли следующие изменения:

  • изменено название подстатьи 224 в связи с тем, что начиная со следующего года расходы по аренде земельных участков будут относиться на подстатью 229 КОСГУ;

  • статья 220 дополнена подстатьями 227 – 229 (они подлежат применению с 1 января 2019 года – см. Письмо Минфина РФ от 16.04.2018 № 02-05-10/25298);

  • введено разграничение приобретения работ, услуг сектором государственного управления, потребляемых непосредственно в процессе производства, и приобретения работ и услуг сектором государственного управления, потребляемых непосредственно работником для собственных нужд, не связанных с процессом производства. В Порядке № 209н последние классифицируются как часть прочих несоциальных выплат персоналу в натуральной форме и отнесены с 1 января 2019 года на подстатью 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ;

  • существенные изменения произошли в части применения подстатьи 226 КОСГУ.

Понятие капитальных вложений напрямую связано в учете с понятием основных средств. Капитальные вложения есть не что иное, как затраты на приобретение, изготовление, реконструкцию либо расширение, проектные, иные, подобные им, издержки, связанные с ОС. Другими словами можно сказать, что основные средства в учете есть результат капитальных вложений в них. Общее понятие капвложений содержит ФЗ-39 от 25/02/99 г., в ст. 1. Учет капвложений, вместе с тем, имеет особенности в зависимости от их характера. Требует серьезного подхода и налоговый учет таких инвестиций.

Структура капвложений

Исходя из положений ФЗ-39 можно рассматривать капитальные вложения как процесс воспроизводства основных средств, сопровождаемый затратами, которые подлежат учету. Для построения эффективного БУ при всем разнообразии вложений этого типа важна правильная их группировка, на основе которой строится аналитический учет капвложений.

Целесообразно строить классификацию, учитывая следующие признаки:

  • способ воспроизводства (строительство, реконструкция, расширение, перевооружение, поддержание работы действующих мощностей и пр.);
  • технология затрат (на строительство, на приобретение оборудования, изыскательские затраты, вложения в арендованное имущество и пр.);
  • производственный и непроизводственный характер вложений (в зависимости от того, где используется объект).

Кроме того, капвложения делятся по отраслям хозяйства (бизнеса), способу производства затрат (своими силами или сторонней организации), готовности объекта к использованию (закончен или не закончен он строительством, реконструкцией).

Если капвложения делаются в приобретение ОС, их стоимость определяется сразу. Она равна затратам на покупку объекта. Если капвложения осуществляются в процессе (например, строительство), до окончания капвложения считаются незавершенными, стоимость актива может увеличиваться на стоимость производимых затрат.

Напомним, что актив, в который делаются инвестиции, должен использоваться в производстве не менее 1 года (ПБУ 6/01). Только в этом случае вложения признаются капитальными и не учитываются в текущих расходах фирмы. Они собираются на отдельном счете БУ и образуют затем первоначальную стоимость ОС.

Бухгалтерский учет

Счетом бухучета, используемым для накопления капитальных затрат, согласно плану счетов является активный счет 08. К нему открывают субсчета. 1, 2 – приобретение участков и природных объектов, 3, 4 – строительство ОС и приобретение, 8 – научные, исследовательские, конструкторские работы, 6, 7 – приобретение животных и перевод молодняка в основное стадо и др.

Субсчета, приведенные в плане счетов, носят рекомендательный характер. В учетной политике фирмы могут быть прописаны дополнительные субсчета.

Учет затрат ведут по каждому объекту вложений. При покупке активов, относимых к ОС, делают проводку Дт 08 Кт 60. Накопление затрат при изготовлении объекта отражают рядом проводок, соответствующих этим фактическим затратам (пр. Минфина 91н от 13/10/03 г.): Дт 08 Кт 10, 02, 23, 60, 70, 71, 26 и пр.

Если в ходе осуществления капвложений приобретается оборудование, требующее монтажных работ, до начала его функционирования используют счет 07. Затраты на монтаж собирают аналогично приведенной выше проводке: Дт 07 Кт счетов затрат. Затем передают в монтаж готовое оборудование записью Дт 08 Кт 07.

Как монтаж оборудования, так и капзатраты в целом могут осуществляться за счет заемных банковских и иных средств. По дебету счетов 07, 08 и кредиту счетов 66, 67, в зависимости от срока займа, отражают проценты, уплаченные фирмой. Все проценты учитываются в капвложениях до принятия актива к учету в БУ. Иные суммы, возникшие позднее, учитываются уже в текущих расходах (ПБУ 10/99 п. 11).

Кроме основных средств к объектам капвложений относятся НМА (счет 04 БУ, субсчет 5). Учет по нему строится аналогично учету капвложений в основные средства.

Пример: Осуществлены капвложения в покупку ОС стоимостью 300 000 руб., в т.ч. НДС 20%. Проводки:

Внимание! К капвложениям не относят долгосрочные вложения в ценные бумаги, капиталы (УК) сторонних организаций.

Организация бухгалтерского учета капвложений подчиняется ПБУ Минфина (документ № 160 от 30/12/93 г.).

Налоговый учет

В первоначальную стоимость активов, образующуюся за счет капвложений, не включают НДС, иные сходные по характеру возмещаемые налоги.

Расходы, отнесенные к амортизируемому имуществу, не включаются в расчет налога на прибыль (НК РФ, ст. 270-5), в том числе и безвозмездная передача капвложений (там же, п. 16). Аналогично, если имеется объект незавершенного строительства, который подлежит ликвидации, затраты на этот объект не учитываются в базе по налогу на прибыль (НК РФ ст. 265).

При продаже капвложений в виде имущества (это однозначно должно следовать из договора продажи), его стоимость учитывается в налоговой базе. Правила НУ изложены в ст. 268 НК РФ. Стоимость основных средств списывается по правилам ст. 258, 259, 272 НК РФ.

Самое важное

  1. Капвложения – затраты на приобретение и любое иное воспроизводство ОС, включая изготовление, строительство и др.
  2. Эти затраты до ввода в эксплуатацию объекта учитываются на счете 08 либо 07, если речь идет об оборудовании и его предварительном монтаже.
  3. После того как затраты собраны на дебете сч. 08 (или с участием счета 07), они отражаются в виде первоначальной стоимости на сч. 01. Объект вводится в эксплуатацию.
  4. В НУ такие затраты попадают в общем случае посредством амортизационных отчислений после ввода в эксплуатацию ОС.
  5. НДС и другие возмещаемые налоги не учитываются в капвложениях и первоначальной стоимости актива.

С.В. Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3 класса

С 2016 года изменились критерии признания имущества амортизируемым для целей расчета налога на прибыль. С 2017 года применяется новая классификация основных средств. С 2018 года предусматривается инвестиционный налоговый вычет в части расходов на приобретение основных средств и расходов по их достройке, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению.

Порядку учета расходов на приобретение (создание) амортизируемого имущества посвящено с интервью с экспертом.

— Напомните количественные критерии отнесения имущества к амортизируемому?

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (пункт 1 статьи 256 НК РФ). Указанная стоимость применяется к объектам, вводимым в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года.

К амортизируемому имуществу относятся и нематериальные активы со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Такое толкование изложено в разъяснении Минфина России от 09.09.2011 № 03-03-10/86. Вместе с тем НК РФ не предусматривает увеличение первоначальной стоимости нематериальных активов в результате дооборудования, модернизации. (письма Минфина России от 27.09.2011 № 03-03-06/1/595, от 26.04.2017 № 03-03-06/1/25101).

— Речь идет об оплаченной стоимости?

Для целей отнесения имущества к основному средству при использовании метода начисления фактическая оплата значения не имеет. Амортизация может начисляться, например, при приобретении имущества в рассрочку, но при условии, что первоначальная стоимость имущества сформирована, имущество принято к учету и введено в эксплуатацию (письмо Минфина России от 15.09.2009 № 03-03-06/2/170). Аналогично может применяться амортизационная премия по приобретенному, но еще не оплаченному имуществу (письмо Минфина России от 16.08.2010 № 03-03-06/1/550).

При этом нужно отличать данную ситуацию от ситуации, когда имущество получено безвозмездно и при этом его стоимость не включается в состав внереализационных доходов на основании пункта 8 статьи 250 НК РФ. Начисление амортизации по такому имуществу повлечет налоговый риск, так как, по мнению Минфина, в такой ситуации первоначальная стоимость имущества принимается равной нулю (письмо от 30.08.2017 № 03-07-08/55630).

В силу пункта 9 статьи 258 НК РФ для применения амортизационной премии требуется несение расходов со стороны налогоплательщика.

— Как отражаются расходы на приобретение имущества в бухгалтерском учете?

Организация может установить в учетной политике лимит стоимости основных средств, но не более 40 000 рублей за единицу. Тогда имущество, стоимость которого не превышает предельную сумму, может отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (пункт 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).

— Как учесть в налоговом учете затраты на приобретение имущества, стоимостью менее 100 тысяч рублей?

С 2016 года затраты на приобретение имущества, первоначальной стоимостью менее 100 000 рублей, подлежат включению в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (подпункт 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ).

Кроме того, согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 100 тысяч, то есть, меньше суммы стоимости амортизируемого имущества, определенной пунктом 1 статьи 256 НК РФ.

— Можно ли для целей учета затрат рассматривать расходы на приобретение имущества и на его установку раздельно, в качестве самостоятельных видов расходов?

Под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальная стоимость которого превышает 100 000 рублей (пункт 1 статьи 257 НК РФ). Когда основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, первоначальная стоимость определяется по общему правилу как рыночная цена такого имущества.

Обратите внимание, что в первоначальную стоимость основного средства, приобретаемого на возмездной основе, включается не только сумма расходов на его приобретение, но и расходы на доставку, доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (кроме случаев, предусмотренных НК РФ).

Иными словами, невключение в первоначальную стоимость, например, стоимости монтажа приобретенного имущества, повлечет занижение налоговой базы по налогу в соответствующем периоде.

Налоговые риски имеются при учете в качестве отдельных основных средств имущества, которое предназначено для использования в составе другого объекта.

Единовременный учет расходов возможен, если стоимость каждого приобретенного объекта не превышает 100 тысяч рублей, каждый объект в отдельности способен исполнять определенную функцию не только в составе других объектов («комплексе»), но и самостоятельно; из документации, технических характеристик комплекса оборудования должна следовать возможность замены отдельного имущества другим без какого-либо ущерба для всей системы в целом.

Значение для квалификации расходов должна иметь, в том числе, направленность произведенных организацией затрат. Если из первичных документов следует, что целью расходов организации являлся единый комплекс имущества, а не отдельные составляющие, то возможность самостоятельного применения одного или нескольких предметов, разный срок их использования и другие причины не носят принципиального значения для признания соответствующих предметов составными частями основного средства.

При таких обстоятельствах единовременное списание расходов на приобретение отдельных частей может повлечь риск привлечения организации к ответственности по статье 122 НК РФ.

Также отметим, что объект основных средств продолжает учитываться в налоговом учете в качестве амортизируемого имущества и в случае приостановки его использования в деятельности, направленной на получение дохода. При продаже имущества, выведенного из эксплуатации в связи с принятием решения о его продаже, налоговая база определяется как доходы от реализации, уменьшенные на остаточную стоимость имущества. Полученный от реализации убыток принимается не сразу, а пропорционально оставшемуся невыбранному сроку полезного использования (пункт 3 статьи 268 НК РФ).

— С какого момента начинает начисляться амортизация?

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (пункт 4 статьи 259 НК РФ).

Напомню, что для начала начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации и которые вводятся в эксплуатацию с 1 декабря 2012 года, не требуется соблюдение условия по подаче документов на регистрацию указанных прав (статья 3.1 Федерального закона от 29.11.2012 № 206-ФЗ).

ФНС допускает отражение в текущем периоде расходов в виде сумм амортизации и амортизационной премии, относящихся к предшествующим периодам. Для этого должны быть соблюдены правила исправления ошибок в исчислении налоговой базы, предусмотренные пунктом 1 статьи 54 НК РФ (письмо от 11.08.2017 № СД-4-3/15906).

— Изменился ли подход к исчислению срока полезного использования?

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования (пункт 1 статьи 258 НК РФ).

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Налогоплательщик самостоятельно определяет срок полезного использования на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества. При этом включение объекта в амортизационную группу осуществляется по правилам статьи 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Классификация основных средств использует Общероссийский классификатор основных фондов (коды ОКОФ, наименования его разделов, подразделов, классов, подклассов и отдельных видов основных средств). Каждой единице амортизируемых основных средств присваивается код, соответствующий нижнему уровню классификационного деления, согласно ОКОФ.

С 1 января 2017 года группировка основных средств по амортизационным группам основана на новом Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (Постановление Правительства РФ от 07.07.2016 № 640).

При введении в эксплуатацию основных средств, амортизация по которым начинает начисляться с 2017 года, следует использовать новую редакцию Классификации.
В отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2017 года, применяется срок полезного использования, определенный налогоплательщиком при вводе их в эксплуатацию.

Если реконструкция, модернизация, техническое перевооружение объекта проводится после 1 января 2017 года, то налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования такого объекта в пределах той амортизационной группы, в которую объект был включен по прежней редакции Классификации (письмо Минфина России от 11.11.2016 № 03-03-06/1/66200).

— Как соотносятся новый и прежний классификаторы основных фондов?

Объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды (произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода времени, но не менее одного года, для производства товаров и оказания услуг).

Приказом Росстандарта от 21.04.2016 № 458 утверждены прямой и обратный переходные ключи между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов.

Переходный ключ состоит из прямого переходного ключа от прежнего ОКОФ (ОК 013-94) к новому ОКОФ (ОК 013-2014 (СНС 2008)) Том 1 и обратного переходного ключа от нового ОКОФ к прежнему ОКОФ Том 2.

Прямой переходный ключ представлен в виде таблицы, в которой приведены коды и наименования позиций прежнего и нового ОКОФ. В переходном ключе каждой позиции прежнего ОКОФ устанавливается соответствие одной или нескольким позициям нового ОКОФ.

Но установить корректное соответствие Классификации удается не всегда. В частности, в новой редакции амортизационных групп отсутствуют указания в отношении офисной мебели. В соответствии с переходными ключами для мебели применяется код 330.31.01.1 по ОК 013-2014 (наименование кода «Мебель для офисов и предприятий торговли»). Так как кода 330.31.01.1 в Постановлении № 1 нет, возможно использовать код верхнего уровня 330.00.00.00.000 (Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты). Но в Классификации это шестая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно). Ранее предусматривалось отнесение мебели административных помещений к 4 амортизационной группе.

Когда в нескольких амортизационных группах содержится один и тот же код, при отнесении объекта к амортизационной группе следует учитывать примечания, относящиеся к соответствующей группе, а также положения пункта 6 статьи 258 НК РФ о применении срока полезного использования объекта согласно техническим условиям (рекомендациям изготовителей).

Если основное средство предназначено для выполнения сразу нескольких определенных самостоятельных функций, необходимо исходить из максимальной амортизационной группы и срока полезного использования.

— Организация хочет провести модернизацию полностью самортизированного основного средства. Как учитывать расходы, если стоимость такой модернизации меньше 100 000 рублей?

Первоначальная стоимость основного средства изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объекта и по иным аналогичным основаниям (пункт 2 статьи 257 НК РФ).

НК РФ не определен минимальный размер суммы модернизации (письмо Минфина России от 10.09.2009 № 03-03-06/2/2167). Любая модернизация приводит к изменению первоначальной стоимости основного средства.

Когда основное средство полностью самортизировано и проведена его модернизация, первоначальная стоимость такого основного средства увеличивается на стоимость модернизации. Стоимость произведенной модернизации будет амортизироваться по тем нормам, которые были определены при введении основного средства в эксплуатацию (письмо Минфина России от 25.07.2016 № 03-03-06/1/43374).

— Как влияет на срок полезного использования и норму амортизации модернизация основного средства?

Срок полезного использования основного средства может быть увеличен в пределах максимального срока соответствующей амортизационной группы.

В целом позиция контролирующих органов сводится к тому, что сохранение или увеличение срока полезного использования основного средства после его реконструкции, модернизации или технического перевооружения не влечет изменение нормы амортизации данного объекта.

Расходы на модернизацию списываются через амортизацию с применением той нормы, которая была установлена при введении основного средства в эксплуатацию, до полного списания первоначальной стоимости объекта основных средств либо до выбытия данного объекта из состава амортизируемого имущества.

Возможно, что даже после истечения срока полезного использования, объект в налоговом учете будет продолжать амортизироваться до полного списания стоимости.

В письме Минфина России от 04.08.2016 № 03-03-06/1/45862 допускается начисление амортизации по новой норме, рассчитанной исходя из нового срока полезного использования, в ситуации увеличения срока полезного использования основного средства после проведенной его реконструкции, модернизации или технического перевооружения.

В судебной практике есть иная точка зрения. Поскольку стоимость основных средств списывается на затраты посредством начисления амортизации в течение периода использования этого объекта для коммерческих целей, этот период определяется налогоплательщиком самостоятельно. Если в результате модернизации основного средства срок полезного использования не изменился, то налогоплательщик учитывает всю стоимость такого основного средства в течение оставшегося срока полезного использования, то есть, увеличивая сумму его ежемесячной амортизации (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.2016 № Ф06-4506/2015).

— Как поступать, если после реконструкции меняется назначение объекта, другими словами объект стал относиться к иной амортизационной группе?

НК РФ не предусмотрен перевод объектов в другую амортизационную группу, если их назначение изменилось в результате реконструкции, модернизации, технического перевооружения, по иным подобным основаниям (письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03-03-06/1/503).

Но если в результате изменения технических характеристик реконструируемого или модернизируемого объекта изменяется ОКОФ, то данное обстоятельство может означать создание нового основного средства. Первоначальная стоимость такого основного средства определяется по статье 257 НК РФ (письмо Минфина России от 10.07.2015 № 03-03-06/39775).

— Как амортизировать имущество, приобретенное у прежнего собственника?

Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками (пункт 7 статьи 258 НК РФ).

Если срок использования предыдущим собственником превысил срок полезного использования, указанный в Классификации, организация — новый собственник определяет такой срок с учетом предполагаемого срока использования, требований техники безопасности и других факторов. Предположим, если использовать имущество предполагается более года, то в отношении такого имущества срок не может быть менее 13 месяцев (письмо Минфина России от 09.02.2011 № 03-03-06/2/29).

Обратите внимание, что норма пункта 7 статьи 258 НК РФ не дает право новому собственнику продолжать начислять амортизацию с ошибками (Постановление АС СЗО от 22.12.2015 по делу № А56-49077/2014).

Кроме того, налогоплательщик может определить срок полезного использования приобретенного имущества, бывшего в эксплуатации, и без учета срока его использования у предыдущего собственника (письмо Минфина России от 11.08.2017 № 03-03-06/1/51573).

— В настоящее время принят закон, который предусматривает для организаций инвестиционный налоговый вычет. В чем идея данного механизма?

В уменьшении суммы налога на прибыль на расходы по приобретению основных средств и на расходы по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению (новая статья 286.1 НК РФ).

Вычет применим к расходам в отношении объектов, относящихся к 3—7 амортизационным группам.

Срок действия положений об инвестиционном налоговом вычете ограничивается НК РФ 10 годами — до 1 января 2028 года.

При выборе организацией данного порядка учета признать произведенные расходы иным образом станет невозможным: применение амортизации, а также амортизационной премии к таким объектам запрещается.

В случае продажи имущества, в отношении которого применялся инвестиционный вычет, после истечения срока его полезного использования доходом будет вся причитающаяся по договору сумма. Учет в расходах первоначальной стоимости такого имущества возможен, если реализация произведена до истечения срока полезного использования и при условии восстановления суммы налога, не уплаченной в связи с применением вычета, а также уплаты пеней.

— Какой размер вычета?

Потенциально размер вычета может составлять 100% суммы налога (90% от произведенных расходов уменьшают сумму налога в бюджет субъекта и 10% — в федеральный бюджет). Но только в части суммы налога в федеральный бюджет НК РФ прямо допускает ее уменьшение до нуля.

Из редакции законопроекта неясен порядок расчета предельного размера вычета в части уменьшения суммы налога в бюджет субъектов РФ, соотношение принимаемых в уменьшение сумм налога и произведенных расходов между бюджетами субъектов РФ при перемещении основного средства.

При том, что в силу требований НК РФ вычет, если организация приняла решение о его применении, должен распространяться на все объекты основных средств 3—7 амортизационной группы, относящиеся к организации и обособленным подразделениям, расположенным на территории субъектов РФ, которые предоставили право на применение вычета.

Неясности значительно усиливаются по причинам наделения субъекта РФ правами на принятие решения о предоставлении вычета, определении его размера, категорий налогоплательщиков и объектов соответствующих основных средств, в отношении которых применяется вычет, установлении минимального срока применения вычета, ограничения на перенос остатка вычета на последующие отчетные (налоговые) периоды.

Предлагаемый механизм может быть потенциально интересен прибыльным организациям (у которых будет иметься исчисленная по основной ставке 20% сумма налога к уплате), приобретающим имущество со сроком полезного использования менее 20 лет, не предполагающим его реализацию в течение указанного периода и перемещение в субъект РФ, в котором применение вычета не предусмотрено.

Учитывая сроки принятия необходимых законов субъектами РФ, использование инвестиционного налогового вычета в 2018 году маловероятно, а может быть и преждевременно.

— Как применение инвестиционного налогового вычета отразится на административной нагрузке организации?

Организация должна будет производить расчет предельной величины вычета, исходя из суммы налога, которая подлежала бы уплате, и расчетной суммы налога, исчисленной по ставке 5% (если иной размер не установлен субъектом РФ), в условиях, если бы вычет не применялся.

При камеральной проверке декларации налоговый орган вправе будет истребовать пояснения и документы, касающиеся применения вычета (новый пункт 8.8 статьи 88 НК РФ). Сделки организации, которая применяет вычет, со своим взаимозависимым лицом будут признаваться контролируемыми при превышении доходов по сделкам за календарный год суммы в 60 млн рублей (подпункт 9 пункта 2 НК РФ и пункт 3 статьи 105.14 НК РФ).

Поделитесь с друзьями:

Что такое капитальные вложения в бухучете и каковы их отличительные характеристики

Определение данного понятия мы можем найти в ст. 1 закона «Об инвестиционной деятельности…» от 25.02.1999 № 39-ФЗ. К капвложениям закон относит основные средства, а именно — затраты на их создание, приобретение, расширение, реконструкцию, проектно-изыскательские работы и проч.

Если мы обратимся к п. 4 ПБУ 6/01, то увидим, что важным критерием основных средств является долгосрочность их использования — более года. В свою очередь, определение долгосрочного инвестирования нам дает положение по бухучету, утвержденное письмом Минфина РФ от 30.12.93 № 160. К долгосрочным инвестициям п. 1.2 данного положения причисляет затраты на создание, покупку, увеличение размеров внеоборотных активов, которые используются дольше одного года. При этом выделяется важное условие — такие объекты не могут быть использованы для продаж.

ВАЖНО! Не являются долгосрочным инвестированием долгосрочные финвложения в ценные бумаги (в том числе государственные) и уставные капиталы иных компаний.

Капвложения в бухучете учитываются по фактически осуществленным затратам (п. 2.1 положения по бухучету долгосрочных инвестиций, п. 8 ПБУ 6/01).

Если фирма осуществляет строительство актива, для учета произведенных капзатрат рекомендуется следующая их разбивка:

  • по строительным работам;
  • по монтажу;
  • по покупке оборудования для сдачи в монтаж;
  • по покупке оборудования, не предполагающего монтажа;
  • по покупке инструмента и инвентаря;
  • по покупке оборудования, нуждающегося в монтаже, но предназначенного для постоянного запаса;
  • по прочим капзатратам.

При этом до завершения строительных работ общая сумма вышеприведенных затрат образует стоимость незавершенного строительства актива.

Как арендатору отразить в бухучете капвложения в неотделимые улучшения арендованного имущества, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Если же фирма не создает имущественный объект, а покупает — ситуация упрощается: в данном случае капвложения в активы будут равны сумме фактических затрат на их приобретение.

Резюмируя рассмотренные нами нюансы, можно сделать вывод, что определяющей характеристикой капвложений является их ориентирование на приобретение (или самостоятельное создание) инвестиционного актива, который будет использоваться более 12 месяцев. Именно поэтому капвложения не учитывают в составе текущих расходов, а включают в первоначальную стоимость основных средств. Причем данный порядок действует и в бухучете, и в налоговом учете.

Итоговый результат инвестиций — формирование объекта основного средства, подлежащего учету по его первоначальной стоимости. Поэтому для бухучета капвложений необходимо руководствоваться нормами ПБУ 6/01, посвященного детальному описанию правил бухучета основных средств.

Узнать, что из себя представляют эти активы, вы можете из статьи «Что относится к основным средствам предприятия?».

Учет капвложений: применяемые счета в бухучете

Согласно плану счетов бухучета (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н) для отражения информации о капзатратах на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухучету в качестве основных средств, применяется сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы». Именно на нем собираются все произведенные расходы, образующие первоначальную стоимость нашего актива. К данному счету предусмотрено несколько субсчетов для детального учета осуществляемых затрат.

Исчерпывающую информацию о сч. 08 вы найдете в наших публикациях:

  • «08 счет бухгалтерского учета (нюансы)»;
  • «По какой строке отразить в бухгалтерском балансе сальдо счета 08?».

Согласно п. 8 ПБУ 6/01 первоначальную стоимостью купленных основных средств образует совокупность затрат по их приобретению, созданию и сооружению (за вычетом НДС и прочих возмещаемых налогов). При этом учет ведется пообъектно.

Бухгалтерская проводка в этом случае выглядит следующим образом:

Дт 08 Кт 60.

Правила формирования первоначальной стоимости актива, изготовленного фирмой самостоятельно, приведены в п. 26 методических указаний по бухучету основных средств (приказ Минфина России от 13.10.2003 № 91н). Согласно правилам, первоначальную стоимость актива составляют фактические затраты на его производство.

ВАЖНО! Порядок учета и формирования капзатрат на производство основных средств должен соответствовать тому порядку, что определен для учета затрат соответствующих видов продукции, производимых фирмой.

Проводка по учету самостоятельно созданных активов будет иметь следующий вид:

Дт 08 Кт 10, 02, 07, 10, 23, 26, 60, 69, 70, 71, 76…

Создание (реконструкция, модернизация) актива может быть связана с приобретением оборудования, предполагающего осуществление его монтажа, или оборудования, которое невозможно эксплуатировать без предварительной установки (классические примеры — оборудование с креплением на фундаменте, соединение отдельных частей технологической линии и др.). Принятие к учету таких объектов отражается на сч. 07:

Дт 07 Кт 15, 23, 60, 71, 75, 76, 79, 86, 91.

По мере передачи имущества в монтаж оно переносится со сч. 07 на сч. 08:

Дт 08 Кт 07.

Процесс создания нового объекта (или реконструкции уже имеющегося) может быть очень продолжительным. Это обусловлено, в частности, поэтапным способом принятия работ, длительным осуществлением опытной эксплуатации, которая производится до тех пор, пока не будут достигнуты запланированные проектные параметры, и многими другими специфическими объективными факторами, имеющими место в строительстве.

Все это может потребовать очень больших капзатрат, осуществить которые возможно только с помощью привлеченных заемных средств. Проценты по ним будут увеличивать бухгалтерскую стоимость капвложений в активы:

Дт 07, 08 Кт 66, 67.

ВАЖНО! Данное правило относится только к тем процентам, которые начислялись до принятия актива к учету. После этого события проценты относят на операционные расходы (п. 11 ПБУ 10/99).

После того как все капзатраты по объекту будут полностью собраны на сч. 08, он считается готовым к эксплуатации, а его стоимость переносится на сч. 01:

Дт 01 Кт 08.

Подробнее о сч. 01 читайте материал «01 счет в бухгалтерском учете (нюансы)».

Итоги

Капитальные вложения в бухгалтерском учете — это понятие, неразрывно связанное с долгосрочными инвестициями и основным капиталом фирмы. Бухучет капвложений осуществляется по правилам, предписанным ПБУ 6/01, приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н и планом счетов бухучета (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как оформить передачу затрат по незавершенному строительству и дебиторской задолженности между казенными учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю, расскажут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. А. Семенюк и В. В. Пименов.

Рассмотрим следующую ситуацию. Казенное учреждение планирует передать в рамках бюджетной деятельности затраты по незавершенному строительству и дебиторскую задолженность другому государственному заказчику (казенному учреждению), подведомственному тому же главному распорядителю, что и передающее учреждение. В учете передающей стороны затраты были распределены на счета 0 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства» и 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам».

Какими бухгалтерскими проводками оформить передачу затрат, какие должны быть оформлены первичные документы?

В рассматриваемой ситуации конкретный порядок передачи дебиторской задолженности и затрат (в том числе порядок документального оформления таких операций) между бюджетными учреждениями может быть определен главным распорядителем бюджетных средств.

Перед передачей активов в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания), может быть проведена инвентаризация.

Так, например, по незавершенному капитальному строительству в описях указываются наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т. п. При этом проверяется: не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтироваться; состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов (п. 3.32 Методических указаний).

Независимо от проведения инвентаризации передача учетных данных по нефинансовым активам, дебиторской задолженности может быть оформлена актами, разработанными учреждением самостоятельно с включением в них всех обязательных реквизитов, которые предусмотрены приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 173н).

В частности, могут быть использованы следующие формы:

  • Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (форма 0504087);
  • Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма 0504089).

Кроме того, Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями (Приложение № 5 к Приказу № 173н) при оформлении расчетов, возникающих по операциям приема-передачи имущества и (или) обязательств между учреждениями и созданными ими обособленными структурными подразделениями (филиалами), наделенными полномочиями ведения бухгалтерского учета, в том числе при реорганизации, предусмотрено оформление Извещения (форма 0504805), которое формируется в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждого учреждения, участвующего в приеме-передаче имущества и (или) обязательства.

В соответствии с пунктом 276 приказа Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н) для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении учреждениями (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета), а также для расчетов между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними предусмотрен счет 304 04 «Внутриведомственные расчеты».

Таким образом, расчеты по передаче в рамках бюджетной деятельности имущества и дебиторской задолженности (относящейся к финансовым активам) между получателями бюджетных средств, подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств, следует отражать бухгалтерскими записями в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н) с применением счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» в разрезе кодов КОСГУ.

Учитывая вышеизложенное, операции по передаче нефинансовых и финансовых активов в рассматриваемой ситуации отражаются в учете передающей стороны следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КРБ 1 304 04 310
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»
Кредит КРБ 1 106 11 410
«Уменьшение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»
— переданы вложения в основные средства;

Дебет КРБ 1 304 04 0001
«Внутриведомственные расчеты»
Кредит КРБ 1 206 00 0002
«Расчеты по выданным авансам»
— передана дебиторская задолженность по выданным авансам.

Соответственно принимающая сторона должна отразить в бухгалтерском учете в установленном порядке следующие записи:

Дебет КРБ 1 106 11 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»
Кредит КРБ 1 304 04 310
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»
— приняты к учету вложения в основные средства;

Дебет КРБ 1 206 00 000
«Расчеты по выданным авансам»
Кредит КРБ 1 304 04 000
«Внутриведомственные расчеты»
— принята дебиторская задолженность по выданным авансам.

Статья опубликована в журнале
«Бюджетный учет» № 4 апрель 2011 года

1Вместо нулей в 24 — 26 разрядах счета проставляется соответствующий код аналитического учета по КОСГУ.

2Вместо нулей в 22 разряде счета проставляется соответствующий код группы синтетического счета, в 23 разряде — код вида синтетического счета, в 24 — 26 разрядах — код аналитического учета по КОСГУ.

admin

Добавить комментарий