Как пытают детей?

Как пытают детей?

Жизнь весьма многогранна: в ней и счастливые моменты и печальные. Наиболее остро жизненные ситуации переживаются детьми — наиболее уязвимыми членами общества, которым только предстоит занять свое место в социуме. Нельзя исключить существование людей, способных допустить преступную жестокость к ребенку, в силу его слабости. Жестокое обращение, сопряженное с невыполнением обязанностей по воспитанию ребенка запрещено Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания, то есть является преступлением. Но тут возникает вопрос, как же определить, является ли обращение жестоким, есть ли исчерпывающий перечень действий (бездействия) в рамках такого обращения, с какого момента обращение достигает уровня жестокости? Попробуем разобраться.

Жестокое обращение — это оценочное понятие, то есть оно не может быть подробно детализировано в законе. Использование в законоположении оценочных понятий, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не свидетельствует о неопределенности содержания правовых норм: разнообразие фактических обстоятельств делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, а использование законодателем оценочной характеристики преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций.

В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей, систематическом нанесении побоев). К жестокому обращению при определенных условиях можно отнести лишение ребенка пищи либо кормление непригодными к приему в пищу продуктами, отказ от госпитализации ребенка длительное время нуждающегося в медицинском уходе, длительное оставление беспомощного ребенка в опасном для здоровье состоянии (голод, плач).

Вместе с тем уголовно-наказуемое жестокое обращение с ребенком может иметь место только с умышленной формой вины. Случай: несовершеннолетний нарушает порядок в классе, бросается бумажками, на замечания педагога не реагирует, препятствует проведению урока и обучению остальных учеников, нецензурно выражается. Противоправное поведение ученика, нарушающее образовательный процесс и порядок в классе, педагог обязан пресечь, поскольку остальные ученики не имеют возможности реализовать свое право на образование. При таких обстоятельствах учитываются особенности ситуации, вызвавшей ответную реакцию педагога, а также порядок его действий: намерение пресечь неправомерное поведение несовершеннолетнего может исключить преступность действий в отношении несовершеннолетнего.

Также Уголовный кодекс Российской Федерации отрицает преступность деяния, хотя формально и содержащего признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющего общественной опасности. Например, применение в отношении ребенка ремня является ненадлежащим способом воспитания и нарушает права ребенка, но в силу малозначительности — зачастую, не является преступлением.

Ребенок — это такой же субъект правоотношений, как и взрослый. Он вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе со стороны окружающих. Государство должно оберегать ребенка от негативных воздействий. Если ребенок испытывает страх, ему причиняется боль — это недосмотр взрослых, ответственных за благополучие ребенка. Нельзя скрывать и терпеть такие факты: о них нужно рассказывать родителям, учителям, полицейским.

Подготовлено с использованием материалов судебной практики.

Сегодня родители воспитывают детей совсем не так, как это было принято столетия или даже тысячелетия тому назад. В старые добрые времена самым главным было выживание, и поэтому никто не переживал, что ребенок обидится на излишнюю строгость. Так было надо. В некоторых культурах все было еще суровее. Детей пытали огнем, заставляли таскать непосильные тяжести и вынуждали поститься в угоду богам. Никто не обращал внимания на их чувства. Конечно, то были времена и места очень далекие от современной действительности.
Например, в Центральной Америке во времена правления Монтесумы Второго (Moctezuma II, 15-16 век нашей эры) столь суровые нравы с лихвой оправдывали себя. Армия императора вселяла истинный ужас в сердца недругов, и мало кто решался выступить против народа, находившегося под покровительством воителя Уицилопочтли (Huitzilopochtli), бога-птицы, великодушно принимавшего человеческие жертвоприношения в свою честь.
К счастью, нам не суждено вернуться в те времена, когда в почете были довольно жуткие нравы и ритуалы. Но разве вам не интересно услышать, как жили простые индейцы, истребленные конкистадорами и другими жадными колонистами? В этом списке мы познакомим вас со способами воспитания детей, которые древний вымерший народ практиковал несколько столетий тому назад.
10. Юные ацтеки уже с самого своего рождения знали, что жизнь – боль

Ацтеки считали неправильным лгать своим детям или хоть как-то упрощать их жизнь, неважно насколько маленькими они были. Если младенец рыдал, никто не спешил успокоить его или уверить, что все будет хорошо. Плач считался вполне нормальной реакцией на появление на свет. Как только ребенок рождался, на руки его брала в первую очередь ацтекская повитуха. Женщина перерезала пуповину, благодарила бога за новую жизнь, а потом рассказывала младенцу всю правду о тягостях, ожидающих его впереди. Ребенок должен был открыть глазки и по религиозной традиции услышать, что жизнь полна скорбей и недугов. Это был очень важный момент. Более того, повитуха обязательно добавляла, что младенец непременно погибнет в жестоких мучениях, будь то по причине войны или его жертвоприношения богу.
Социальное положение родителей младенца не играло никакой роли – через этот ритуал проходили абсолютно все дети. Вдобавок сыновья и дочери самых знатных ацтеков выслушивали заодно еще и предупреждение о том, что если они преуспеют в жизни, это принесет им только еще большую печаль. Вот такое вот напутствие. Хорошо, что новорожденный ничего не понимает.
9. Родители считали, что ребенок вырастет, только если его растягивать

Фото: mexicolore.co.uk
Ацтеки не подозревали, что человеческий организм способен расти и развиваться самостоятельно, потому что так заложено в наш геном. Они замечали, что младенцы со временем становятся крупнее и выше, но не понимали, что это естественный процесс. Более того, центральноамериканские индейцы были уверены, что их ребенок вырастет высоким и здоровым, только если его вытягивать. Так они и делали…
Подобные церемонии проводились регулярно, и назывались они примерно как «растягивание людей, чтобы они росли». Сначала ребенка хватали за шею и поднимали в воздух. Таким образом должна была сработать сила притяжения. Висящий младенец якобы рос, притягиваясь вниз к земле. Затем взрослые начинали тянуть и дергать за все выступающие части тела юного ацтека – за руки, ноги, пальцы, нос и уши. Это гарантировало, что младенец будет расти равномерно, а не только в области спины и шеи.
Существовал целый свод правил, которым родители должны были следовать, чтобы их дети вырастали до определенного уровня. Если происходило землетрясение, это было знаком, что нужно срочно провести очередную церемонию растягивания, и отец с матерью спешили схватить младенца за шею, чтобы не упустить благоприятный момент. Во время приема пищи самые младшие дети должны были подождать, чтобы сначала попили их старшие братья и сестры. Если нарушить хоть одно правило, боги проклянут ребенка на всю жизнь, и он останется коротышкой до конца своих дней.
8. Непослушных детей держали над костром

Фото: mexicolore.co.uk
Ацтекские дети были трудолюбивыми и послушными. Их родители просто не оставили им другого выбора. Когда ребенку исполнялось 8 лет, мать с отцом объявляли, что ему пора брать на себя ответственность, ведь по мнению ацтеков малец становился уже совсем взрослым к этому возрасту. Теперь ребенок должен был вставать раньше всех, беспрекословно выполнять все поручения и никогда не сидеть без дела. А если юный бунтарь отказывался повиноваться указаниям старших, его сурово наказывали.
Если ацтекский ребенок плохо себя вел, родители сначала покалывали его иголками агавы (вид кактуса). Если этого оказывалось недостаточно, сорванцу слегка прокалывали запястье. Но если ребенок был совершенно неуправляемым, родители раздевали свое чадо догола, связывали его руки, и превращали его запястья в настоящие подушечки для кактусовых иголок. Но и это не предел.
Когда ацтеку исполнялось 11 лет, наказания становились еще более жестокими. Например, отец хватал ребенка и держал его над костром, в котором горел перец чили. Ослушавшийся малец дышал едким дымом, и это приносило ему немалые страдания. Иногда дети даже погибали во время таких наказаний, если родители увлекались и не отпускали их вовремя.
7. Дети из бедных семей должны были ходить в лес за дровами

Фото: mexicolore.co.uk
Когда подросткам исполнялось 15 лет, их посылали в специальные школы. В Ацтекской империи образование было обязательным для всех детей вне зависимости от их социального положения, и в школах они не просто решали задачки на сложение и вычитание. Девочки и мальчики учились отдельно.
Юноши из высокопоставленных семей и самые талантливые дети бедняков попадали в Калмекак, училище при храме, где основное внимание уделялось интеллектуальному развитию воспитанников. Остальных ребят посылали в Телпочкалли, где они обучались торговому делу, строительству и военному искусству. Дисциплина там была невероятно строгой, и юных подопечных проводили через настоящий ад на земле, чтобы воспитать из них настоящих мужественных воинов.
Детей из Телпочкалли постоянно отправляли в лес за дровами, которые были нужны не только для обогрева и приготовления пищи. Такие походы имели еще одно предназначение – проверить, насколько мужественными и выносливыми были новоприбывшие воспитанники. Каждый следующий выход в лес мальчику сообщалось, что он должен принести на одно бревно больше, чем в прошлый раз. Каждый день юноше приходилось тащить все больше поленьев и веток, пока их не становилось так много, что воспитанник физически не мог справиться с задачей. Если мальчик сдавался после первых же нескольких вылазок, ему светило стать простым крестьянином, что считалось очень скромным занятием. Но если парень приносил вязанку, которая была тяжелее него самого, это отмечалось как достижение, и свидетельствовало о том, что на глазах учителей растет настоящий воин. После такого признания подростка больше не посылали в лес за дровами, теперь он становился оруженосцем, что было куда как более почетным занятием для ацтекского юнца.
6. Детей из знатных семей морили голодом и пытали

Фото: theazteccivilization.blogspot.com
Дети благородных кровей и некоторые избранные жрецами бедняки попадали в другие школы – в Калмекак. Учителями здесь были священники, и они обучали детей так, чтобы те впоследствии выросли самыми почитаемыми людьми во всей империи. Воспитанники этих школ становились новыми жрецами, военными лидерами и государственными чиновниками. На бумаге это звучит очень даже неплохо, но на деле обучение в таких учреждениях было не менее суровым, чем в Телпочкалли.
Подопечные школы Калмекак должны были сполна познать, что такое жертва и самоотречение. День их начинался еще до рассвета с метлой в руках. Когда храм был вылизан, приходил черед поста и исполнения различных ритуалов. Подросткам внушали, что они должны возлюбить голод, поэтому они должны были морить и истязать себя при любой возможности. Еще ребята полностью покрывали себя черной краской, и им почти не разрешали носить одежду. Жрецы считали, что холод смиряет плоть, а если кто-то начинал ныть и жаловаться, давшего слабину ребенка избивали.
Испанские миссионеры назвали Калмекаки «домами рыданий, слез и скорбей», и ацтеки почти не спорили с таким определением. Перед тем, как ребенок покидал отчий дом для обучения в этой школе, родители предупреждали его, что пришло время забыть о жизни в комфорте и о любви родных. «Все закончено, ты должен это знать», — говорили мать с отцом.
5. Мальчики, не пленившие ни одного врага, подвергались общественному посрамлению

Фото: mexicolore.co.uk
Юношу не признавали мужчиной, пока он не захватит в сражении хотя бы одного пленника. До тех пор он считался бесславным мальчишкой, и ацтеки постоянно над ним насмехались. Когда ребенку исполнялось 10 лет, родители обривали его голову, оставляя только небольшой хохолок. Юнцу запрещалось срезать этот пучок волос, пока он не одолеет в бою врага и не приведет его в качестве пленника в родную деревню. Поверженного недруга впоследствии обычно приносили в жертву богам. Чем длиннее был этот позорный хохолок, тем сильнее был срам ребенка, ведь это значило, что ему уже давно не удается проявить себя в сражении достойным образом.
Самые сильные и храбрые мальчики, которые приносили из леса самые большие вязанки дров, старались побыстрее попасть на поле брани, чтобы избавиться от ненавистных хохолков. Очень часто юные оруженосцы стремились попасть в самый центр битвы, чтобы принять участие в войне и заслужить звание настоящего мужчины. Нередко эти юноши там же и погибали, ведь у них не было почти никакого опыта настоящих схваток, и они во многом уступали взрослым бойцам. Но если эти мальчишки выживали, домой они возвращались уже героями.
Ребята, у которых не хватало мужества (или безумия) на подобные подвиги, были обречены носить длинные локоны, свидетельствующие об их позорной немощи и трусливости. В таком случае даже простая прогулка по улице становилась настоящей пыткой. Этих юнцов сразу же окружали местные девочки, которые принимались всячески насмехаться над заросшими чубами и оскорблять их хозяев. Они кричали, что у ребят вонючие хохолки, и называли их девчонками. Это был серьезный удар по гордости любого уважающего себя парня.
4. Ленивых детей обжигали раскаленными углями

Как мы уже выяснили, родительское наказание всегда было довольно суровым. Но как только ребенка отправляли в школу, все становилось намного страшнее. Мальчики из училищ для простолюдинов могли только мечтать о наказаниях из прошлого, ведь тех из них, кто недостаточно старался, иногда даже закидывали прямиком в горящие костры.
Если воспитанника ловили за бездельем, или если свою работу он выполнял без особого усердия, его немедленно наказывали. Учитель хватал мальчика за позорный чуб и вел его в самое людное место, что уже звучит довольно жестоко и унизительно. Например, в если бы вас схватили за хохолок прямо в бою, это значило бы, что вы стали пленником и будете принесены в жертву богам. Простых школьников так сразу не убивали, но за свое ослушание они все же получали сполна. Об голову ленивого ученика буквально тушили раскаленные головешки, а зрители во время этого наказания срамили юнца изо всех сил. Ребенка никто не жалел.
3. Обязательные ночные дискотеки

Фото: mexicolore.co.uk
Вне зависимости от состоятельности семьи, все ацтекские дети должны были посещать Куикакалли. По сути это были ночные танцы, но пропускать их было запрещено.
На Куикакталли мальчики и девочки наконец-то могли пообщаться, ведь учились они порознь, и другого времени у них попросту не было. Когда наступала ночь, детей отправляли на средневековую дискотеку, во время которой они учили священные песнопения, ритуальные танцы и слушали истории про богов и выдающихся ацтеков. Для взрослых это был прекрасный способ передать молодому поколению свои знания, а также поделиться религиозными и философскими взглядами племени посредством текстов песен. Именно во время Куикакталли подростков приобщали к ритуалам, которым они должны были следовать до конца своих дней.
Впрочем, для самих детей это в первую очередь была возможность пообщаться со сверстниками противоположного пола. Мальчики демонстрировали девочкам свои мускулы, а девочки хихикали и кокетничали. Это был их единственный шанс повеселиться и расслабиться после долгого и тяжелого дня в школе. Нередко после завершения танцевальных вечеров, когда все расходились по домам, некоторые влюбленные парочки сбегали в леса и нарушали кое-какие правила…
2. Мальчиков, вступивших во внебрачные половые отношения, публично избивали
Фото: latinamericanstudies.org
Побег с симпатичной девочкой считался не самой удачной идеей. Ацтеки превозносили умеренность и воздержание, и поэтому внебрачный секс был наказуем. Отцы проводили долгие беседы со своими сыновьями и убеждали их оставаться чистыми до первой брачной ночи, обещая, что воздержание сделает их более сильными и энергичными. Если юноша не внимал совету отца, ему грозило суровое наказание. Задушевные беседы на этом заканчивались.
Если юнца застигали с проституткой или просто в постели с женщиной, виновного ждали настоящие пытки. Иногда парня обкалывали сосновыми иголками, не упуская ни единого крошечного клочка его кожи. Но бывали способы и похуже. Известно о случае, когда молодого человека, переспавшего с юной девушкой, наказали ну очень сурово. Виновника полностью раздели, обстригли и притащили на всеобщий суд. Там прелюбодея избили сосновыми дубинками и обжигали его тело раскаленными углями до тех пор, пока он не начал в буквальном смысле дымиться, как сказано в источнике. Очевидец также написал, что бедолагу изгнали из племени. Смущенный он скитался по окрестностям и никогда больше не пел и не танцевал с другими жителями селения.

1. Дети из знатных семей должны были резать себя сами
Не думайте, что социальное положение как-то упрощало жизнь детям знатных семей. Воспитанников храмовых школ Калмекак избивали точно так же, как и простолюдин. Но на избиении дело не заканчивалось. Их заставляли собственноручно наносить себе порезы. Практика «самопожертвования» и «самобичевания» была поставлена на регулярную основу, и если ученик совершал какой-то проступок, его отправляли в лес, где он должен был самостоятельно исколоть себя колючками агавы.
Даже если ребенок не сделал ничего дурного, он все равно должен был систематически причинять себе вред. Например, воспитанник не имел право перейти на следующий уровень обучения и сменить титул «послушника» на более продвинутый, пока он не начнет расхаживать по храму с размазанной по ушам кровью.
Каждую полночь учеников храмовых школ поднимали с постели и заставляли отправляться на ночную молитву. Там мальчики должны были колоть себя в голень иголками агавы, а в особенных случаях им приходилось разрезать на руке кожу и втыкать в эти порезы тонкие тростинки. Все это совершалось во славу бога солнца. Однако жертвоприношения имели разную значимость. Те, кто проливал больше крови, считались самыми способными и раскаявшимися учениками. Это была огромная честь для юноши. Если воспитанник был достаточно смиренным, в будущем он мог претендовать на роль верховного жреца. Столь великий сан подразумевал и большую ответственность – счастливчик был обязан резать себя каждый день до конца своей жизни. Вот так удача…

Это название стало символом зверского отношения фашистов к попавшим в плен детям

За три года существования лагеря (1941–1944) в Саласпилсе по разным данным погибло порядка ста тысяч человек, семь тысяч из них – дети.

Рисунок узника лагеря. ru.wikipedia.org

Место, откуда не возвращались

Этот лагерь построили плененные евреи в 1941 году на территории бывшего латвийского полигона в 18 километрах от Риги рядом с одноименным поселком. Согласно документам, первоначально «Саласпилс» (нем. Kurtenhof) называли «воспитательно-трудовым», а не концентрационным лагерем.

Внушительных размеров территория, огороженная колючей проволокой, была застроена наспех сооруженными деревянными бараками. Каждый был рассчитан на 200-300 человек, но нередко в одном помещении находилось от 500 до 1000 человек.

Изначально в лагере обрекали на смерть депортированных из Германии в Латвию евреев, но с 1942 года сюда отправляли «неугодных» из самых разных стран: Франции, Германии, Австрии, Советского Союза.

Печальную известность Саласпилский лагерь получил еще и потому, что именно здесь нацисты забирали у невинных детей кровь для нужд армии и всячески издевались над малолетними узниками.

Полные доноры для рейха

Новых заключенных привозили регулярно. Их заставляли раздеваться догола и отправляли в так называемую баню. Нужно было идти пешком полкилометра по грязи, а потом мыться в ледяной воде. После этого прибывших помещали в бараки, все вещи отбирали.

Имен, фамилий, званий не было – только порядковые номера. Многие погибали практически сразу, тех же, кому удавалось выжить после нескольких дней заточения и пыток, «рассортировывали».

Детей с родителями разлучали. Если матери не отдавали, надзиратели забирали малышей силой. Стояли страшные крики и вопли. Многие женщины сходили с ума; кого-то из них помещали в больницу, а некоторых – расстреливали на месте.

Грудных младенцев и детей в возрасте до шести лет отправляли в специальный барак, где они умирали от голода и болезней. Над узниками постарше нацисты ставили опыты: впрыскивали яды, проводили операции без анестезии, брали у детей кровь, которую передавали в госпитали для раненых солдат немецкой армии. Многие дети становились «полными донорами» — у них забирали кровь до тех пор, пока те не умирали.

Учитывая, что заключенных практически не кормили: кусок хлеба и баланда из овощных отходов, количество детских смертей исчислялось сотнями в день. Трупы, словно мусор, вывозили в огромных корзинах и сжигали в печах крематория или сбрасывали в утилизационные ямы.

Лагерная кухня. ru.wikipedia.org

Заметая следы

В августе 1944 года, перед приходом советских войск, в попытке уничтожить следы злодеяний, нацисты сожгли многие бараки. Выживших заключенных вывезли в концлагерь Штуттгоф, а на территории Саласпилса до октября 1946 года содержали немецких военнопленных.

После освобождения Риги от фашистов, комиссия по расследованию нацистских злодеяний обнаружила на территории лагеря 652 детских трупа. Также были найдены массовые захоронения и останки людей: ребра, тазобедренные кости, зубы.

Одна из самых жутких фотографий, наглядно иллюстрирующая события того времени, — «Саласпилсская мадонна», труп женщины, которая обнимает мертвого младенца. Было установлено, что их погребли заживо.

Скульптура «Несломленный». ru.wikipedia.org

Правда глаза колет

Только в 1967 году на месте лагеря возвели Саласпилсский мемориальный комплекс, который существует и по сей день. Над ансамблем трудились многие известные русские и латвийские скульпторы и архитекторы, в том числе и Эрнст Неизвестный. Дорога в Саласпилс начинается с массивной бетонной плиты, надпись на которой гласит: «За этими стенами стонет земля».

Далее на небольшом поле возвышаются фигуры-символы с «говорящими» названиями: «Несломленный», «Униженная», «Клятва», «Мать». По обе стороны от дороги стоят бараки с железными решетками, куда люди приносят цветы, детские игрушки и конфеты, а на черной мраморной стене засечки отмеряют дни, проведенные невинными в «лагере смерти».

На сегодняшний день некоторые латвийские историки кощунственно называют лагерь Саласпилс «воспитательно-трудовым» и «общественно-полезным», отказываясь признавать те зверства, которые творились под Ригой во времена Второй мировой войны.

В 2015 году в Латвии была запрещена выставка, посвященная жертвам Саласпилса. Чиновники посчитали, что подобное мероприятие навредит имиджу страны. В итоге экспозицию «Угнанное детство. Жертвы Холокоста глазами малолетних узников нацистского концлагеря Саласпилс» была проведена в Российском центре науки и культуры в Париже.

В 2017 году на пресс-конференции «Саласпилсский лагерь, история и память» также произошел скандал. Один из спикеров пытался изложить свою оригинальную точку зрения на исторические события, но получил жесткий отпор со стороны участников. «Больно слышать, как вы сегодня пытаетесь забыть о прошлом. Мы не можем допустить, чтобы столь страшные события повторились вновь. Не дай вам Бог пережить подобное», — обратилась к говорящему одна из женщин, которой удалось выжить в Саласпилсе.

admin

Добавить комментарий