Инвестиционно налоговый кредит

Инвестиционно налоговый кредит

Налоговый кредит предоставляется на срок, который может длиться до 5 лет. В особых случаях его продолжительность может достигать и 10 лет. В материале описано, в чем суть налогового кредита, а также каковы условия и порядок его предоставления.

Что такое налоговый кредит

Налоговый кредит по сути — это отсрочка уплаты определенного налога на некоторый срок. По его истечении организация должна внести в бюджет полную сумму налога и все причитающиеся проценты. Налоговый кредит предоставляется на срок не менее 1 года и не более 5 лет (п. 1 ст. 66 НК РФ). Допускается предоставление такого кредита и на 10 лет, но для этого налогоплательщик должен удовлетворять определенным критериям: входить в реестр резидентов зоны территориального развития.

Порядок и условия предоставления налогового кредита

Для того чтобы получить налоговый кредит, организация согласно п. 3.1. ст. 61 НК РФ сначала подает заявление в ИФНС по месту учета, а затем, после получения согласия на предоставление льготы, заключает договор с тем органом, который уполномочен на принятие решения.

Уполномоченный орган выбирается в зависимости от вида налогового платежа, а именно:

  • по федеральным налогам решение будет принимать ФНС;
  • по региональным или местным налогам — управления ФНС в регионах или местные налоговые инспекции;
  • по платежам, связанным с перемещением товаров через таможенную границу РФ,— орган исполнительной власти федерального уровня, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;
  • по государственной пошлине — те органы, в полномочия которых входит совершение действий, за которые эта госпошлина уплачивается.

Налоговый кодекс в ст. 67 определяет условия, которым должны удовлетворять налогоплательщики, чтобы получить кредит. Отсрочка может быть предоставлена, если имеется в наличии хоть одно из нижеследующих оснований:

  • налогоплательщик осуществляет НИОКР или проводит мероприятия по техническому перевооружению своего производства — размер кредита может достигать 100% от стоимости купленного оборудования;
  • занимается внедрением новых технологий, инновациями — величина кредита устанавливается в соглашении сторон;
  • ему доверено исполнение особого заказа по социально-экономическому развитию региона — размер кредита определяется сторонами договора;
  • выполняет гособоронзаказ —сумма кредита устанавливается сторонами в соглашении;
  • инвестирует средства в особо эффективные энергетические объекты — величина кредита может достигать 100% от стоимости купленного оборудования;
  • включен в реестр резидентов зоны территориального развития — размер кредита может равняться 100% от стоимости купленного оборудования.

Уполномоченный орган начинает оформлять кредит только в том случае, если имеются документы, способные подтвердить право на получение этой льготы. Законодательством установлено, что решение о выдаче кредита или отказе в этой льготе должно быть принято в течение 30 дней с даты подачи заявления.

При осуществлении платежей в условиях налогового кредита следует учитывать такие особенности:

  • Кредитная сумма определяется по каждому соглашению отдельно, когда на момент очередного платежа у налогоплательщика действуют несколько кредитных договоров такого рода.
  • Текущие платежи в бюджет, по которым оформлен кредит, разрешено снижать не более чем на 50%.
  • При наличии убытков в некоем отчетном или налоговом периоде собравшуюся кредитную сумму следует перенести на следующий год. Она будет считаться накопленной кредитной суммой в первом отчетном периоде очередного налогового периода.

Оформляя договорные отношения, налогоплательщик должен внимательно ознакомиться со всеми условиями, выдвигаемыми другой стороной соглашения. Пропуск неточности в каком-либо пункте может обернуться в дальнейшем дополнительными платежами или нарушениями сроков.

Условия договора налогового кредита

В договоре налогового кредита должны найти отражение следующие положения:

  • наименование налога, по которому выдается кредит;
  • размер кредита;
  • каким образом и в каком размере будут уменьшаться платежи по данному налогу;
  • срок действия договора;
  • размер процентов по предоставляемому кредиту;
  • в каком порядке погашается тело кредита;
  • в каком порядке уплачиваются проценты;
  • каким путем обеспечиваются обязательства сторон;
  • ответственность сторон.

При предоставлении в качестве обеспечения имущества в залог в соответствии со ст. 73 НК РФ стороны должны заключить отдельный договор о залоге.

Для процентов установлены рамки, из которых выходить запрещено. Нижний порог установлен на уровне ½ ставки рефинансирования Центробанка РФ, верхний — на уровне ¾. В течение срока договора ставка может меняться, если это предусмотрено договором.

Проценты могут и вовсе отсутствовать, если налогоплательщик входит в реестр резидентов зоны территориального развития.

Если уполномоченный орган не входит в структуру ФНС, заключенный договор о налоговом кредите следует представить в налоговую инспекцию в течение 5 дней с момента заключения такого соглашения. Когда налоговики заключают договор сами, они же его и регистрируют.

Прекращение действия налогового кредита

Кредитный договор может прекратить действие по следующим причинам:

  • истек срок действия договора;
  • задолженность и соответствующие проценты погашены досрочно;
  • налогоплательщик нарушил условия кредитного договора.

Прекращение действия договора может быть инициировано сторонами как по взаимному согласию, так и по решению суда. Размер сумм, которые надо будет выплатить налогоплательщику в результате расторжения договора, зависит от причин такого расторжения.

Если налогоплательщик не выполнил обязательства по договору, ему дается 3 месяца на то, чтобы полностью погасить всю задолженность по налогу и процентам. Примечательно, что сумма процентов в таком случае подлежит пересчету: ее надо будет рассчитать по полной ставке ЦБ РФ за весь срок действия договора.

Может так случиться, что налогоплательщик нарушил условия кредитного договора, реализовав (передав во владение, пользование или распоряжение) оборудование или другой актив, для приобретения которого и предоставлялся налоговый кредит. Договор в таком случае расторгается, но к сумме задолженности и процентам, рассчитанным по ставке ЦБ РФ, добавляются пени за срок, прошедший с даты расторжения до даты внесения налога в бюджет. Данные суммы требуется внести в короткий срок, равняющийся одному месяцу с момента расторжения кредитного соглашения.

Итоги

Налоговый кредит позволяет отсрочить уплату налогов и тем самым помогает налогоплательщику перенести нагрузку на более поздний период. Возможность отсрочить уплату налогов предоставляется на период от года до 5 лет, а при соблюдении особых требований — и до 10 лет. При этом соответствующий договор может заключаться только при строгом выполнении условий, определенных НК РФ. Нарушение обязательств по договору может повлечь его расторжение и начисление повышенных процентов за весь период действия соглашения. Кроме того, единожды нарушив соглашение с ФНС или ФТС, впоследствии на получение налогового кредита можно не рассчитывать.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку оплаты налогов. В период его действия фирма получает право уменьшать налоговые платежи. Остаток будет превращаться в кредит и проценты. Хоть налоговый кредит и отличается особой спецификой, он практически аналогичен стандартному кредитованию. Сходства касаются срочности, платности и принципов возврата. Заем предоставляется компании, которая имеет право на такую льготу на основании пункта 1 статьи 67 НК РФ.

На каких условиях выдается кредит

Кредитование предоставляется фирмам, которые выплачивают налог на прибыль или региональный налог. Заем предоставляется не всем фирмам. Выдается он только при наличии этих условий (пункт 1 статьи 67 НК РФ):

  • Главной сферой деятельности фирмы является осуществление конструкторских и исследовательских работ. Также это может быть техническое переоснащение, выполняемое для обеспечения новых рабочих мест.
  • Компания использует инновационные технологии, которые нужны для создания материалов и сырья с новыми свойствами.
  • Фирма исполняет особый заказ. Он способствует развитию конкретного региона, нужен для оказания услуг первой важности населению.
  • Исполнение научно-исследовательских и конструкторских разработок.
  • Исполнение заказа для решения социально-экономических задач.
  • Специализация на оборонных заказах от правительства страны.
  • Фирма является резидентом зону территориального развития.

То есть для получения ИНК фирма должна заниматься деятельностью, важной для государства.

Для того чтобы получить кредитование, субъект может специализироваться на техническом переоборудовании, направленном на выполнение этих целей:

  • Создание рабочих мест.
  • Очистка промышленных отходов.

Важно! Если купленная техника предназначена для этих целей, то фирма может претендовать на кредит в объеме 30% от стоимости оборудования.

Особые правила кредитования могут устанавливаться, согласно пункту 7 статьи 67 НК РФ, следующими субъектами:

  • Власти субъектов страны относительно фирм, уплачивающих налог на прибыль.
  • Муниципалитеты относительно фирм, уплачивающих местные налоги.

Основанием выдачи займа могут быть и федеральные, и региональные нормы.

Основные особенности кредита

Как происходит кредитование? Компания получает кредит на определенную сумму. На протяжении всего действия программы фирма может выплачивать налог по сниженной ставке. Выплаты по кредиту производятся до тех пор, пока уплаченная сумма не достигнет суммы, прописанной в договоре. Именно рассматриваемое соглашение определяет порядок уменьшения платежей. В нем же содержится условие – фирма не имеет права передавать залоговое имущество третьим лицам в период действия программы. Если с фирмой заключается несколько соглашений, размер кредита устанавливается по каждому из них.

Продолжительность кредитования составляет от 1 года до 5 лет:

  • От 1 до 5 лет — для общих случаев.
  • От 1 до 10 лет — для резидента зоны территориального развития.

Целью программы является стимулирование важных направлений деятельности. С ее помощью можно максимально отсрочить срок выплаты налогов. Еще одно важное преимущество – возможность самостоятельно выбирать сумму уменьшения платежей. Сумма выбирается та, которая поможет достигнуть максимального инвестиционного результата.

Что нужно сделать для получения кредита

Получить кредит могут ЮЛ. Основанием для получения средств является заявление и соглашение, составленное по определенной форме. Форма эта утверждена Приказом ФНС №ММВ-7-8/683 от 16 декабря 2016 года. Для получения средств необходимы эти документы:

  • Заявка от плательщика налогов.
  • Бизнес-план проекта.
  • Сведения о длительности кредитования и сроках погашения займа.
  • Расчет налоговых платежей.
  • Перечень собственности, которая будет являться залогом.
  • Баланс о прибылях и убытках.
  • Справка об отсутствии долгов по налогам.
  • Документы плательщика налогов.
  • Определение уровня эффективности от реализации проекта.

Кредит можно получать на несколько инвестиционных проектов. Однако в этом случае придется на каждый из них составлять отдельный бизнес-план. Этот план считается главным документом для предоставления именно инвестиционного кредита. То есть для увеличения шансов на получение средств нужно со всей внимательностью отнестись к составлению бизнес-плана. Желательно, чтобы оформлением его занимались профессионалы.

В каких случаях в кредитовании отказывают

В инвестиционном кредите отказывают, как правило, при наличии этих обстоятельств:

  • Фирма нарушила Налоговый кодекс, вследствие чего на ее руководителя завели уголовное дело.
  • В отношении руководителя возбуждено административное дело.
  • Фирма планирует скрыть часть своего имущества с целью ухода от обложения налогами.

То есть кредит не предоставляется в том случае, если фирма уклоняется от налогов в различных формах.

Подготовка к предоставлению кредитования

Кредитованию предшествуют эти действия:

  • Подготовка бухгалтерской отчетности, улучшенного структурного баланса.
  • Выплата всех долгов по налогам.
  • Разработка и утверждение бизнес-плана.
  • Сбор нужного перечня документов.
  • Подписание соглашения о кредитовании.
  • Формирование раздельного налогового учета для инвестиционных объектов.

Для совершения всех этих действий можно обратиться к специалисту.

Составление соглашения на инвестиционный кредит

Соглашение между ФНС и налогоплательщиком должно содержать существенные условия, оговоренные в пункте 6 статьи 67 НК РФ. Рассмотрим эти условия:

  • Порядок применения кредитования.
  • Размер кредита и процентов. Проценты не могут быть меньше ½ и не больше ¾ от ставки ЦБ. Если кредит берется фирмой, осуществляющей деятельность в зоне развития, ставка равна нулю.
  • Продолжительность действия договора.
  • Порядок покрытия займа и процентов по нему.
  • Вид обеспечения по кредиту (к примеру, залоговое имущество).
  • Ответственность сторон договора.
  • Условие о том, что в период действия соглашения нельзя передавать залоговое имущество третьим лицам.

В соглашении также могут быть дополнительные условия:

  • Порядок согласования графика покрытия долга по налогам до подписания соглашения.
  • Основания выдачи займа.
  • Отчетность перед ФНС об использовании займа.
  • Порядок досрочного завершения действия документа между сторонами.

Также в бумаге могут быть указаны дополнительные нюансы, которые важны для обеих сторон.

Максимальный размер кредита

Кредит выдается на сумму, не превышающую стоимость техники, приобретенной для НИОКР, или инвестиций в энергетическую эффективность. Основание – пункт 2 статьи 67 НК РФ. Объем кредитования может быть следующим:

  • Не более размера трат в капитальные вложения в объекты в области территориального развития.
  • Сумма, указанная в соглашении о налоговом кредите.

Программа позволяет снизить налог на эту сумму:

  • Не больше 50% от налога, начисленного на протяжении отчетного периода.
  • Не больше 50% от налога, начисленного на протяжении года.

Исключением является кредит для резидента области территориального развития. Размер снижения налоговой нагрузки в этом случае будет устанавливаться соглашением.

Ставка рефинансирования Центробанка устанавливается в размере 10,5% годовых с 29 апреля 2008 года (указание Центробанка от 28 апреля 2008 г. № 1997-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»). Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам (абз. 2 п. 1 ст. 66 НК). Фирмой может быть заключено несколько договоров об инвестиционном налоговом кредите по разным основаниям (п. 5 ст. 67 НК).

При проведении фирмой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) ИНК предоставляется на сумму кредита, составляющую 30 процентов от стоимости приобретенного фирмой оборудования. По основаниям, указанным в подпунктах 2, 3 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса, ИНК предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению между налоговой службой и фирмой (п. 2 ст. 67 НК).

📌 Реклама Не допускается устанавливать начисляемые на сумму инвестиционного налогового кредита проценты по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Центробанка. Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите. Форма договора об ИНК устанавливается Федеральной налоговой службой (Приказ ФНС от 29 ноября 2005 г. № САЭ-3-19/622@ «Об утверждении форм договоров об инвестиционном налоговом кредите»).

Разрешите обратиться

Для получения отсрочки, рассрочки по уплате налогов или инвестиционного налогового кредита фирме необходимо подать заявление и предоставить документы в налоговую службу (Приказ ФНС от 4 октября 2006 г. № САЭ-3-19/654@ «Об утверждении порядка рассмотрения ФНС заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов»). Документы, необходимые для оформления рассрочки, отсрочки уплаты налогов или инвестиционного кредита, утверждены приказом ФНС от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798.

📌 Реклама

Органы, уполномоченные рассматривать заявления об изменении сроков уплаты налогов, перечислены в статье 63 Налогового кодекса. Так, например, для решения вопроса об отсрочке федеральных налогов нужно обратиться в Федеральную налоговую службу. Если речь идет о региональных или местных налогах — в инспекцию ФНС по месту нахождения фирмы. В некоторых случаях налоговая служба не может принять решение самостоятельно без согласования с финансовыми органами соответствующих субъектов Федерации, муниципальных образований (решение Арбитражного суда г. Москвы от 1 августа 2005 г. № А40-22438/05-127-189).

В заявлении о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов фирме необходимо указать одно из оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Налогового кодекса. При этом основание изменения сроков уплаты налогов должно быть документально подтверждено (постановление ФАС Московского округа от 15 августа 2005 г. № КА-А40/7451-05.

Порядок учета расходов по кредитам является, пожалуй, одним из самых проработанных налоговых вопросов. Обширная переписка налогоплательщиков с налоговыми органами, а также богатая арбитражная практика позволяют подвести положительный итог в проблеме отнесения на себестоимость расходов по кредитам. Вдохновляет тот факт, что судебная практика носит единообразный характер, нацеливает на дух, а не букву закона. Это дает основания даже в новой, незнакомой ситуации предполагать исход дела в случае конфликта с налоговыми органами.

Каждая организация должна стремиться к тому, чтобы расходы по обслуживанию кредита, включая процентные и иные выплаты, в полном объеме относились в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (НОБпоНП). Если эта цель не достигнута, то следует обратить внимание на данный вопрос и доработать его, поскольку непреодолимых препятствий для нормально работающей организации нет. Безусловного признания процентов по кредиту в НК РФ не предусмотрено, что не означает стремления государства как-то ухудшить финансовое положение налогоплательщиков. Особый порядок регулирования процентов лишь призван оградить бюджет от противоправных схем снижения налогов, в данном случае с использованием заемных отношений. В пользу данного утверждения говорят следующие факты:
1) выраженная в судебных актах позиция арбитража, направленная на защиту прав налогоплательщиков в случае наличия разумных ос-нований использования заемных средств;
2) временный «кризисный» порядок признания процентов по кредитам, установленный Правительством РФ как мера, призванная облегчить тяготы финансового кризиса;
3) окончательное разрешение вопроса о критериях сопоставимости кредитов в пользу «выданных», а не «полученных» заемных средств. Данный порядок расширяет возможности списания процентов на себестоимость и выражает интересы большинства налогоплательщиков.
В целом проблему признания расходов по кредиту в уменьшение НОБпоНП можно разделить на три части:
Целевое использование кредита как основание для отнесения расходов по нему в уменьшение НОБпоНП.
Порядок признания процентов по долговым обязательствам в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль.
Основания для отнесения в уменьшение НОБпоНП иных, кроме процентных, выплат по кредитному договору.
Как мы заявили в начале статьи, в настоящее время не существует барьеров, мешающих относить на себестоимость проценты и другие расходы по кредитам, при условии экономической оправданности деятельности налогоплательщика. Чтобы судом по причине ненадлежащего использования заемных средств не были признаны проценты, нужно быть участником противоправной схемы ухода от налогов; в других случаях суды идут навстречу налогоплательщикам. Получение кредитов по ставке, более чем на 20% превышающей средний уровень процентов по сопоставимым кредитам (по банковскому портфелю), свидетельствует о незавидном финансовом положении заемщика или недоработках в переговорном процессе с банком. И то, и другое вполне поправимо, хотя признаем, что это займет определенное время. И, наконец, если у вас не были признаны в составе затрат сопутствующие кредиту банковские комиссии, то, скорее всего, суд усмотрел наличие схемы, маскирующей перераспределение денежных потоков между заемщиком и банком.
В рамках настоящей статьи мы остановимся на вопросе целевого использования заемных средств как основания для включения расходов по кредиту в уменьшение НОБпоНП.
Экономическая целесообразность в действиях налогоплательщика
Чтобы начать рассмотрение вопроса в целом, определим зону контроля действий налогоплательщика со стороны налоговых органов и судов. Коммерческие организации созданы в целях извлечения прибыли, при этом они профессионально берут на себя риски, которые могут реализоваться в неполучении желаемой прибыли, как худший (но законный!) вариант – в убытках. Налоговые органы при проверках не оставляют без внимания экономические аспекты деятельности налогоплательщика. Бюджету, как получателю части дохода, зарабатываемого коммерческим сектором, выгодна рентабельная деятельность налогоплательщика. Налоговики, выражая интересы бюджета, исследуют сделки на предмет действительных намерений налогоплательщика с целью выявить умысел на уклонение от налогов. Нам, стоящим по другую сторону барьера, следует знать, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно, на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
В Постановлении КС РФ от 24.02.2004 № 3-П указано, что судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений субъектов предпринимательской деятельности, которые обладают самостоятельностью и широкой дискрецией при принятии решений в сфере бизнеса. Следовательно, суды не оценивают экономическую целесообразность предпринимательской деятельности, поскольку в силу ее рискового характера существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.
Рассматривая споры, арбитры целиком руководствуются вышеуказанными рамками судебного контроля прав собственности. В развитие данного положения приведем доводы судебных органов. В налоговом законодательстве понятие экономической целесообразности не используется, и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. В связи с чем обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. От налогоплательщика требуется, чтобы он руководствовался намерением получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате (Постановление ФАС ВСО от 18.02.2010 № А33-5756/2009).
Подведем итоги:
деятельность налогоплательщика должна быть направлена на извлечение прибыли (основная цель коммерческой организации);
рисковый характер деятельности предполагает, что цель может быть не достигнута;
на налоговые органы не возложена обязанность по проверке экономической деятельности налогоплательщика;
экономия на налогах как единственная цель сделки преследуется по закону ;
судебные органы четко ограничили зону своего контроля экономической деятельности налогоплательщика;
налогоплательщик в случае спора с налоговыми органами обязан обосновать экономическую целесообразность своих действий, а не отчитываться о результатах.
Применительно к заемным отношениям налогоплательщик должен иметь доказательства, что использование кредитных ресурсов экономически оправданно и имело целью получение прибыли.
Целевое использование заемных средств
НК РФ не содержит специфических ограничений по направлениям использования кредита. Законодательство о налогах и сборах не ставит право налогоплательщика на отнесение процентов по долговым обязательствам к расходам в целях налогообложения прибыли организации в зависимость от дальнейшего расходования полученных денежных средств… (Постановление ФАС УО от 02.12.2009 № Ф09-9455/09-С2 ).
Отсутствие формальных ограничений по целям использования кредита не означает, что не действует общий принцип обоснованности затрат, установленный п. 1 ст. 252 НК РФ. Поэтому при анализе судебных дел мы увидим, что в спорах о целевом использовании заемных средств суды, во-первых, подчеркивают отсутствие запретов на использование кредитов по усмотрению налогоплательщика, во-вторых, оценивают обоснованность использования полученных средств на основе объяснений налогоплательщика об экономически оправданном намерении так поступить.
Защищая свои интересы, налогоплательщик должен взять на вооружение следующее:
НК РФ не установлены направления использования заемных средств;
обоснование экономической оправданности цели использования за-емных средств возлагается на налогоплательщика.
Пожалуй, теории достаточно, самое время перейти к рассмотрению конкретных судебных дел.
Кредитные ресурсы были направлены на предоставление займов поставщикам налогоплательщика
С точки зрения судов выдача займов поставщикам и подрядчикам налогоплательщика за счет кредитных ресурсов вполне оправданна. По результатам проверок налоговыми органами было установлено, что займы поставщикам были предоставлены по ставкам ниже, чем ставки, по которым привлекались кредитные ресурсы самими налогоплательщиками. На первый взгляд, налицо отсутствие экономической целесообразности сделок, ведь их суммарным результатом являются убытки, а не прибыль. Однако в суде налогоплательщики привели убедительные доказательства наличия иных оснований, которые оправдывают действия сторон сделки и имеют целью получение дохода за счет прочих экономических эффектов.

📌 Реклама

Позиция налогового органа Позиция налогоплательщика Позиция суда
Постановление ФАС ВСО от 18.02.2010 № А33-5756/2009
Спорные расходы не являются экономически обоснованными и направленными на получение прибыли, поскольку уплата обществом процентов банкам по кредитным договорам, в то время как общество выдавало иным организациям займы (беспроцентные или под небольшой процент), не может считаться обоснованными расходами Предоставление займов являлось формой поддержки организаций, с которыми у налогоплательщика имеются длительные финансово-хозяйственные связи, что позволило избежать потери крупных поставщиков.
Названные юридические лица являются основными поставщиками налогоплательщика, выдача им спорных займов способствовала прекращению в последующие годы убыточности деятельности налогоплательщика и получению им прибыли
Суды пришли к выводу об обоснованности уменьшения налогоплательщиком налоговой базы на названные суммы расходов при исчислении налога на прибыль
Постановление ФАС УО от 02.12.2009 № Ф09-9455/09-С2

(см. также Определение ВАС РФ от 01.04.2010 № ВАС-3577/10)

Расходы в виде процентов за полученные кредиты и займы в случае их использования для предоставления займов другим организациям по ставкам, не дающим экономической выгоды, не могут быть расценены в качестве внереализационных расходов и уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 269 НК РФ, так как эти расходы не соответствуют критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ С учетом постоянных оборотов по счетам и осуществления расчетов посредством всех име-
ющихся счетов в течение банковского дня у налогоплательщика имелись денежные средства для предоставления их по договорам займа
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что денежные сред-
ства выдавались налогоплательщику на пополнение оборотных средств, но не имели целевого назначения и могли использоваться им по своему усмотрению в ходе осуществления предпринимательской деятельности
Определение ВАС РФ от 19.01.2009 № 17071/08
Общество не использовало кредитные средства в соб-
ственной производственной деятельности, а сделки по обмену векселей не были направлены на получение дохода, поэтому затраты общества по процентам не отвечают критерию экономической оправданности и направленности на получение дохода
Сделки были осуществлены в целях предотвращения срывов поставок мяса в запланированном объеме и причинения убытков от недопоставки сырья и закупки его по более высокой цене у других поставщиков Экономическая обоснованность расходов определяется целевой направленностью на получение дохода в результате всей хозяйственной деятельности налогоплательщика, а не получением им доходов в конкретном налоговом периоде

Разграничение потоков заемных и собственных средств
Денежные средства на расчетном счете имеют различные источники происхождения. В бухгалтерском учете конкретному активу не может быть напрямую противопоставлен конкретный пассив, поэтому в спорных ситуациях полезно разграничить источники и направления их использования вне учета. Создав внутренний документ, расшифровывающий, что прибыль направляется на одни цели, а займы – на иные, можно избежать разногласий с налоговыми органами и не доводить дело до суда. Суды же при данных обстоятельствах поддерживают налогоплательщиков, о чем свидетельствуют нижепри-веденные примеры.
📌 Реклама

admin

Добавить комментарий