Инвентаризация земель

Инвентаризация земель

Инвентаризационные мероприятия по принадлежащим предприятию земельным наделам необходимо осуществлять для уточнения границ их территории, установления периметра соприкосновения со смежными участками. Государственные органы инициируют такие проверки для выявления площадей, которые используются не по прямому назначению или с низким уровнем эффективности.

Порядок инвентаризации земельных участков на предприятии

Инвентаризация земельных наделов используется государством в качестве основного инструмента контроля целевого характера эксплуатации земель, рациональности ведения деятельности на них и соблюдения пользователями обозначенных в документах территориальных границ. Эта процедура может быть начата для оформления правоустанавливающей документации на соответствующий участок, внесения изменений в уже имеющиеся документы или кадастровые данные.

К случаям обязательной инвентаризации земельных наделов предприятий относятся:

  1. Смена собственника территории.
  2. Документальное оформление прав на владение участком.
  3. Выявление расхождений между сведениями и границами надела по документам и в реальности.
  4. Реорганизация субъекта предпринимательской деятельности с составлением разделительного балансового отчета.
  5. Составление соглашения о слиянии или присоединении, которое затрагивает объекты недвижимости в виде земельных участков.

Инвентаризация позволяет оценить состояние почв, дать развернутую характеристику участка (по количественным и качественным показателям). Эта процедура дает возможность решить задачи по уточнению актуального списка владельцев земель, фактических их пользователей, выявлению пустующих и заброшенных наделов, территорий, которые используются с нарушением законодательных норм и целевого предназначения. Благодаря инвентаризационным мероприятиям повышается результативность природоохранных программ, нарабатывается база для составления картографических схем, планов объектов.

ВАЖНО! Инвентаризация может проводиться только в пределах государственных границ Российской Федерации.

Финансирование мероприятий, связанных с проверкой земель в населенных пунктах, осуществляется бюджетом. Источником средств для бюджетного финансирования являются поступления от земельного типа налога и арендных платежей за участки. Оплата всех этапов может быть произведена землепользователями, если они являются заказчиками инвентаризационных мероприятий.

В рамках инвентаризации проводятся такие виды работ:

  • ознакомление специалистов с имеющейся у землепользователей правоустанавливающей документацией;
  • реализации аэрофотосъемки;
  • работы по топографо-геодезическому направлению, картографические мероприятия;
  • обследование границ, их согласование и установление;
  • подготовка отчетных документов.

В рамках одного предприятия проверке подлежит не только принадлежащая ему на правах собственности недвижимость, но и арендованные активы, имущество, принятое на ответственное хранение. При внутренней инвентаризации компании в отношении земельных ресурсов могут ограничиться проверкой документации. В описях результаты отражаются в разрезе собственников участков. В случае аренды недвижимости один из экземпляров итогового документа направляется арендодателю.

НА ЗАМЕТКУ! Обязательств по самостоятельной сверке площади надела (фактической и задокументированной) во время плановой инвентаризации у субъектов предпринимательства нет.

Инвентаризация проводится комиссией, которая утверждается главой администрации. В ее состав включают председательствующее лицо в комитете по земресурсам, делегированных специалистов от служб природоохранного, архитектурного и санитарного направления деятельности. Обязательно в комиссионном органе должны присутствовать представители структур, контролирующих сферу лесного и сельского хозяйства.

ДЛЯ СПРАВКИ! Инвентаризация земель может носить характер первичной или текущей проверки. Первичная проверка требуется для оформления правоустанавливающих документов, текущая проводится для уточнения границ или подтверждения целевого характера использования надела.

При первичном типе юридические лица должны подготовить распоряжение на право владения земельным наделом, ситуационный план с актом приемки участка. Если территория находится в аренде, то от предприятия потребуется представить проверяющим договор аренды.

Этапы инвентаризации

Земельные наделы проверяются в три этапа:

  1. Подготовительная работа. Она предполагает сбор информации об обследуемом участке, его владельцах и лицах, фактически осуществляющих эксплуатацию. Изучается содержание правоустанавливающих документов. На данном этапе анализируется состояние кадастрового плана, начинается составление техпроекта инвентаризационных мероприятий.
  2. Комплекс полевых работ. В них задействуются специалисты по проведению геодезических измерений. Перед ними ставится задача по уточнению границ участка и его местоположения. На данном этапе осуществляются картографические мероприятия с учетом результатов аэрофотосъемки.
  3. Камерные операции, объединяющие набор действий по обработке собранного материала и оформлению на его базе землеустроительной документации (ей присущи свойства отчетных форм).

Оформление материалов инвентаризации, подведение итогов

При разработке проекта инвентаризационных действий необходимо учитывать:

  • площадь исследуемой территории;
  • предполагаемую область эксплуатации земли;
  • расположение объекта недвижимости по отношению к другим территориям;
  • существующие границы надела.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Готовый проект инвентаризации должен пройти процедуру согласования. Утверждение его возможно только при наличии согласия всех заинтересованных сторон, в том числе владельцев смежных участков.

Для реализации инвентаризационных мероприятий составляется техническое задание. Оно формируется на основании сведений, собранных на подготовительном этапе. В этом документе необходимо отразить основания и причины проведения инвентаризации, цели проверки. В тексте выделяется нормативная база, которой руководствуются участвующие в инвентаризационных действиях лица.

В техзадании обязательно прописывается лицо, которому предоставлены полномочия по контролю и координации действий членов комиссии. Если инвентаризация не относится к категории первичной проверки, то в задании должны быть указания на результаты предыдущих инвентаризационных отчетов. Документом идентифицируется объем предстоящих работ, их полный список, приводится система координат, обозначаются дополнительные параметры проверки, условия ее осуществления. В конце документа обязательно прописывается временной интервал, на протяжении которого проверка должны быть начата и закончена, сроки подготовки отчетной документации.

На камеральном этапе комиссионным органом проводится проверка полевой документации. На ее базе разрабатывается кадастровый план. Для его оформления подбирается уровень масштабирования, достаточный для соблюдения полного набора требований к точности и полноте отображения данных. Дальнейшими шагами будет составление чертежа инвентаризации и заполнение ведомости по кадастровым сведениям. Далее осуществляется оформление технической отчетной документации и заполнение базы данных.

Материалы проведенных инвентаризационных действия отображаются в таком наборе документов:

  • пояснительной записке;
  • каталоге координат;
  • экспликации по составу земельного участка.

Комиссия при составлении акта инвентаризации земельных участков приводит пофамильный список проверяющих специалистов, координаты обследованного объекта недвижимости и список изученных правоустанавливающих документов. В акте необходимо отразить реквизиты полного набора справок, бланков и договоров, имеющих отношение к установлению прав собственности и пользования участком. При наличии сведений о предыдущих проверках они также должны быть упомянуты.

В завершающем блоке акта члены комиссии могут зафиксировать свое особое мнение о результатах проверки.

Все систематизированные результаты произведенных манипуляций и итоги аналитической работы заносятся в единый отчет. В нем должна присутствовать карта обследованного участка или его плановая схема. В землеустроительную документацию включают информацию о размерах территории, граничащих с нею объектах, уточненных границах надела. Если по проверенному объекту недвижимости имеются ограничения в отношении направлений его эксплуатации, все они находят отражение в землеустроительных документах.

Статья 83. Главы XV. ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ), раскрывает:

– понятие земель населенных пунктов;

– понятие границ населенных пунктов. \

1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (городские земли, поселковые земли, земли сельских населенных пунктов).

2. Границагородской, поселковой черты и черты сельского населенного пункта – это внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель и является, как правило, административно-территориальной границей города, поселка, сельского населенного пункта. Границы городских, поселковых, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Граница городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждается и изменяется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 13. Федерального закона «О землеустройстве» – «Инвентаризация земель». \

Постановлением Правительства РФ от 12.07.1993 № 659 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации земель.

Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ).

Инвентаризацию земельных участков по функциональному использованию можно подразделить на следующие виды:

– инвентаризация земель с целью определения арендной платы;

– инвентаризация земель с целью определения земельного налога;

– инвентаризация земель с целью определения цены земельных участков (для выкупа земли);

– инвентаризация земель с целью определения на территории муниципального района (образования) количества, площади и местоположения всех земельных участков, используемых гражданами и юридическими лицами, государственными и муниципальными организациями и учреждениями, для собственных целей;

– инвентаризация земель с целью определения возможности предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

Инвентаризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве.


Порядок инвентаризации

Для проведения инвентаризации земель создаются комиссии, в состав которых включаются: представители Росреестра, представители природоохранного органа, архитектурно-градостроительной и санитарно- эпидемиологической службы, органов сельского и лесного хозяйства, представители органов местного самоуправления, а также собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их представители. При необходимости к работе комиссии могут привлекаться представители других органов и служб.

Проведение работ по инвентаризации земель и состав комиссии утверждается постановлением главы местной администрации.

При проведении инвентаризации выявляются:

– соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам;

– неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки;

– нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации;

– земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами пригородных зеленых зон и других особо охраняемых территорий.

В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель.

По результатам проведенной инвентаризации земель на каждое землепользование (микрорайон, земельный участок) заводится самостоятельное дело с обосновывающими расчетами, графическим материалом, данными по вычислению площадей и подписанным всеми членами комиссии актом проведения инвентаризации земель. Одним из основных документов землеустроительного дела при инвентаризации земель населенных пунктов является декларация о факте использования земельного участка физическим или юридическим лицом. В декларации указывается:


1. Адрес, по которому расположен земельный участок.

2. Сведения о землепользователе (физическое лицо – ФИО, юридическое лицо – организационно-правовая форма предприятия, реквизиты, ФИО руководителя).

3. Правоудостоверяющие документы о земельном участке.

4. Описание объектов недвижимости на земельном участке.

На оборотной стороне декларации делают схематический план

Утвержденные постановлением главы администрации материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.

Межевание земельпредставляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при покупке-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.

Межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.

Межевание земель включает:

– подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов;

– полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) – опорных межевых знаков (ОМЗ);

– полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков;

– составление технического проекта (задания) межевания земель;

– уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ;

– согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков;

– сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью;

– определение координат пунктов ОМС и межевых знаков;

– определение площади земельного участка;

– составление чертежа границ земельного участка;

– контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ;

– государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков;

– формирование межевого дела;

– сдачу материалов в архив.

Геодезическая сеть – это совокупность точек, закрепленных на местности, положение которых определено в общей системе координат.

Государственная геодезическая сеть (ГГС) является главной геодезической основой для всех видов геодезических и топографических работ.

Опорная межевая сеть (ОМС) является геодезической сетью специального назначения, создаваемой для координатного обеспечения государственного кадастра недвижимости (земельно-кадастровой документации), мониторинга земель, землеустройства и других мероприятий по управлению земельным фондом России.

8.8. Кадастровая информация: сбор, хранение, анализ, актуализация
кадастровой информации

Для эффективной организации управления хозяйственным комплексом и земельными ресурсами необходимо обеспечить сбор, хранение, группировку, обработку и использование больших объемов разнообразной информации по каждому кадастровому объекту исследований.

Традиционные системы организации учета и обработки данных о земельных участках с использованием ручного труда и малоэффективной вычислительной техники перестали отвечать возрастающим требованиям к сбору и передаче первичной земельно-оценочной информации, ее хранению, систематизации и обработке, а также выдаче в удобной для пользователей форме.

Поэтому в целях полной реализации новых земельных отношений в рыночной экономике необходимо создавать информационные системы земельного кадастра на автоматизированной основе с использованием современных компьютерных технологий.

Автоматизированная система Государственного кадастра недвижимости (АС ГКН) создается на основе общегосударственной систе­мы координат и является базой для формирования лесного, водного и других кадастров природных ресурсов и иных кадастровых систем.

Единство и сопоставимость земельно-кадастровых данных обеспечиваются единством принципов и методов ведения Государственного кадастра недвижимости, единой общегосударственной системой уникальной идентификации земельных участков, а также унификацией земельно-кадастровой документации. Связь между звеньями системы различных уровней должна осуществляться по электронным данным.

Базовым средством хранения информации в системе выступает картографический блок данных, состоящий из набора тематических цифровых карт, что позволяет обеспечить возможность эффективного дополнения и редактирования информации.

Автоматизированная система ведения земельного кадастра – комплексная операционная информационно-поисковая система фактографического типа, которая наряду с набором операций формирования, хранения и поиска данных располагает пакетом программных продуктов для решения земельно-кадастровых задач и выдачи результатов в удобном для пользователя виде.

Широкое распространение и применение в практической деятельности находят автоматизированные системы ведения земельного кадастра, состоящие из нескольких целевых узкоспециализированных информационных систем, которые благодаря своей модульной конструкции могут перестраиваться на разные группы решаемых задач. Такие модульные системы обладают наибольшей гибкостью, и, следовательно, наибольшей приспособленностью к смене решаемых задач обслуживаемой информационной системы.

Одновременно с этим эффективность работы автоматизированной системы земельного кадастра во многом определяется составом используемых технических средств, посредством которых она реализуется. Современные ЭВМ, компьютерные технологии и развитая система программных продуктов обеспечивают создание автоматизированной информационной системы веления земельного кадастра, работающей в различных режимах обработки и диалога в реальном времени.

Успешная разработка и внедрение автоматизированной информационной системы земельного кадастра во многом зависят от сформулированных основной пели и решаемых задач, организации руководства и финансирования проектных работ. Главное значение имеет синергическая характеристика системного подхода, т.е. достижение одновременного функционирования отдельных, но взаимосвязанных частей информационной системы, обеспечивающих большую общую эффективность, чем суммарная эффективность отдельных частей.

Информация, хранящаяся в АС ГКН, является источником ин­формационного обмена сведениями при осуществлении государ­ственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пользователями информации АС ГЗК являются:

– правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателем липа;

– органы государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

– налоговые органы в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;

– суды и правоохранительные органы, имеющие в производстве дела, связанные с конкретным земельным участком;

– органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет некоторых видов недвижимого имущества и территориальных зон в необходимом объеме;

– лица, имеющие право на наследование земельного участка правообладателя по завещанию или закону;

– иные установленные законом лица.

Объектом автоматизации является совокупность процессов формирования и ведения ГКН. С точки зрения автоматизации ГКН – многоцелевой, многоуровневый банк данных, содержа­щий необходимые и достоверные сведения и документы о природном, хозяйственном, экономическом и правовом режиме использования земель в Российской Федерации, в том числе юридически значимые сведения и документы об объектах кадастрового учета.

В основу построения АС ГКН положена совокупность концептуальных и системно-технических принципов.

8.9. Реестр собственников земельных участков (налогоплательщиков),
единый реестр земельных участков (земель)

Регистрация права собственности на землю осуществляется с целью внесения данных о земельном участке и правах на него в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Существует мнение, что регистрация права собственности на землю – обязательная процедура. На самом деле, обязательной государственная регистрация является лишь для недвижимого имущества, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно, после 29 января 1998 года.

Право собственности на землю, возникшее до вступления в силу указанного закона, признается юридически действительным и не требует обязательной государственной регистрации.

Таким образом, если имеется свидетельство на землю старого образца, то регистрация права собственности на землю не является обязательной процедурой. «Старое» свидетельство приравнивается к выдаваемым сегодня свидетельствам о государственной регистрации права. Объясняется это тем, что ранее, до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при выдаче свидетельств о праве собственности на землю существовала своего рода регистрация. Велись реестры собственников земельных участков.

По данным реестра собственников земельных участков и зарегистрированных в ЕГРП реестр собственников земельных участков (налогоплательщиков) ведется налоговым органом по месту нахождения объекта недвижимого имущества, при непосредственном участии Росреестра.

Росреестр передает всю имеющуюся информацию по регистрации объекта недвижимого имущества, перехода права собственности от одного собственника к другому, а также имеющуюся информацию по постоянному (бессрочному) пользованию, пожизненно наследуемому владению.

Для удобства организации ведения налогооблагаемой базы налоговый орган ведет реестр собственников земельных участков по видам собственности – по юридическим и физическим лицам, а также государственным и муниципальным предприятиям.

Все данные по государственному кадастровому учету земельных участков (земель) сведены в единый государственный реестр земель (ЕГРЗ).

Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ) – это документ для проведения государственного кадастрового учета земель. Документ содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках, о моментах возникновения и прекращения существования участка (дата внесения в ЕГРЗ). Кроме того, ЕГРЗ содержит сведения о земельных участках с учетом:

– кадастрового номера и площади;

– местоположения (адрес);

– категории земель и разрешенного использования их;

– описания границ участков и их отдельных частей;

– зарегистрированных вещных прав и ограничений (обременений);

– экономических характеристик, включающих плату за землю;

– качественных показателей, в том числе плодородия отдельных категорий земель;

– наличия объектов недвижимости, прочно связанных с землей.

ЕГРП и ЕГРЗ ведет Росреестр.

8.10. Положения природного и экологического блоков в системах кадастров,
их влияние на экономические и правовые основы

Земля и недвижимое имущество представляют наиболее ценные природные ресурсы любого народа. Для принятия управленческих решений в сфере охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов работают современные ГИС. Информационное обеспечение формируется и развиваться в рамках комплексного территориального кадастра природных ресурсов (КТКПР). КТКПР представляет собой государственный СВОД данных о природных ресурсах и природных объектах в территориальном разрезе, необходимых для принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития территорий, налогообложения и обеспечения рационального природопользования, формирования базы данных, взаимодействия и координации всех ведомственных и региональных служб.

Учету и оценке в комплексных кадастрах природных ресурсов (объектов) подлежат:

– ресурсы земель, используемых в хозяйственной деятельности и социальной сфере, резервные и неиспользуемые земельные площади;

– ресурсы недр – полезные ископаемые минерального и органического происхождения;

– поверхностные и подземные воды, естественные и искусственные водные объекты;

– ресурсы растительного и животного мира (в т.ч. лесные ресурсы и лесные массивы, охото-хозяйственные ресурсы и охотничьи угодья, промысловые ресурсы внутренних водоемов, промысловые ресурсы морей и шельфа);

– ресурсы (природные объекты) рекреационного и социально-культурного назначения;

– особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы), геологические образования и биологические объекты (редкие и исчезающие виды животных и растений);

– природные ресурсы (природные объекты) населенных пунктов и на их территориях предприятий и организаций;

– места захоронения отходов производства и потребления;

– климатические ресурсы территорий;

– ресурсы, образующиеся под воздействием солнечной энергии и гравитационных сил.

Учет природных ресурсов ведется по объектам каждого вида природных ресурсов. Информация КТКПР должна быть представлена в виде географических карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях.

Кроме того, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (2002), ст. 69 предусмотрен государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Данные объекты подлежат государственному статистическому учету.

Учет природных ресурсов осуществляется по административно-территориальным единицам (районам, областям и т.д.), конкретным природопользователям или собственникам природных ресурсов. Данные о количественном и качественном состоянии природных ресурсов обобщаются в едином государственном документе–кадастре.

Законодательством предусмотрено ведение следующих видов кадастров природных ресурсов.

ГКН содержит необходимые сведения о земельных участках, содержащихся в ЕГРЗ.

Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, водных ресурсах, водопользователях.

Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических, количественных и качественных характеристик лесного фонда РФ.

Государственный кадастр месторождений и полезных ископаемых включает сведения по каждому месторождению.

Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, среды обитания.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорийвключает сведения о статусе территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях.

Своеобразным кадастром можно считать и Красную книгуРФ, так как она представляет собой официальный свод сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений с целью их охраны и воспроизводства.

В соответствии с законодательством финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды производится за счет:

– федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;

– средств предприятий, организаций и учреждений;

– экологических фондов;

– фондов экологического страхования;

– кредитов банков;

– добровольных взносов юридических лиц и граждан;

Добавить в «Нужное»

Обновление: 20 июля 2020 г.

При проведении плановой инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, а также в иных случаях, когда инвентаризация обязательна (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49), организация должна провести инвентаризацию земельных участков, которые находятся в ее собственности либо арендованы. Посмотрим, что включает в себя такая проверка.

Проведение инвентаризации земельных участков

Перед тем, как проводить инвентаризацию земель, рекомендуется проверить (п. 3.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49):

  • наличие и состояние инвентарных карточек на землю;
  • наличие и состояние кадастровых паспортов;
  • наличие документов на землю, переданную в аренду или наоборот взятую в аренду. Если документы отсутствует, необходимо их получить или оформить.

Сам процесс инвентаризации земель включает в себя осмотр участков инвентаризационной комиссией и внесение в описи данных о них: инвентарные и кадастровые номера, назначение, основные эксплуатационные показатели. После этого проверяется наличие документов на земельные участки, находящиеся в собственности организации или арендованные по договору аренды (п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49).

Документальное оформление инвентаризации земель

По итогам инвентаризации земельных участков составляется инвентаризационная опись основных средств. Можно использовать унифицированную форму ИНВ-1. Порядок ее заполнения и образец оформления инвентаризационной описи ИНВ-1 вы найдете в отдельной консультации.

Если есть расхождения между данными инвентаризационной описи и данными бухучета, то эти расхождения заносятся в сличительную ведомость (например, по форме ИНВ-18). Подробнее об этой ведомости читайте .

На арендованные участки составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие объектов в аренду (п. 3.7 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49).

Учет результатов инвентаризации земель

Если инвентаризационная комиссия выявит объекты, не принятые на учет, или объекты, по которым неправильно указаны учетные данные, то в опись нужно включить правильные данные. Оценка выявленных неучтенных объектов производится по рыночным ценам (п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49). В бухгалтерском учете выявленные объекты, ранее не принятые к учету, отражаются так:

  • дебет счета 08 – кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы».

Охраной земель называется комплекс мер, который применяется для предотвращения и ликвидации действия негативных и разрушительных для почвы факторов. Так как земля — важнейший компонент окружающей среды и незаменимый природный ресурс, то целью охраны земель является его сохранение (ч.1 ст.13 ЗК РФ). Основной ценностью земель сельскохозяйственного назначения являются их плодородные почвенные слои.

А потому все мероприятия охраны данных земель будут направлены на то, чтобы предотвратить и ликвидировать истощение, загрязнение, деградацию почвы. Еще одной целью является способствование восстановлению и улучшению плодородия почвы и ее рациональному использованию (ст.12 ЗК РФ). В данной деятельности задействованы как государственные органы власти различных уровней, так и юридические и физические лица.

Содержание охраны земель

Закон обязывает лиц, пользующихся земельными участками на правах собственности или аренды, предпринимать действия, которые будут:

  • благотворно влиять на воспроизводство плодородных свойств земель сельхозназначения;
  • укреплять защиту территории от эрозии (ветровая и водная), подтоплений, иссушений, заболачиваний, загрязнений (в том чисел отходами производства);
  • сохранять уровень мелиорации и препятствовать зарастанию участков деревьями, кустарными и сорными растениями (ч.2 ст.13 ЗК РФ).

Если на земельном объекте производятся строительные работы или деятельность по использованию недр, и по этой причине нарушается плодородный слой почвы, то его снимают и используют для добавления в менее эффективную землю для повышения ее плодородия. Бывают случаи, когда вследствие стечения обстоятельств или недобросовестного отношения собственника, качество земли ухудшается. И тогда на него возлагается обязанность произвести рекультивацию этих земель.

Рекультивация сельскохозяйственных земель

Рекультивация предназначена для того, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию земельных участков и восстановить их плодородные свойства. Для этого земли должны быть приведены в то состояние, в котором они будут пригодны для использования в соответствии со своим целевым предназначением. В число самых распространенных целей рекультивации входят:

  1. Восстановление плодородных слоев почвы.
  2. Работы по созданию лесных защитных насаждений.
  3. Ликвидация последствий загрязнения сельхоз земель (ч.5 ст.13 ЗК РФ).

Отличительной особенностью рекультивации сельскохозяйственных земель, при условии, что требуется восстановить плодородный слой почвы, является ее проведения в два этапа — технический и биологический (I.Общие положения ч.4 Приказ Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 — далее N 525, N 67). Первый этап — технический — включает в себя проведение работ по планировке земельного участка, устройству гидротехнических и мелиоративных сооружений, снятию негодного слоя почвы и нанесения нового. Окончательной целью работ первого этапа является подготовка к проведению биологических работ.

Биологический этап направлен на улучшение свойств почвы — биохимических, агрохимических, агрофизических и др. Данные работы проводятся в соответствии с проектом рекультивации, который должен быть одобрен государственной экологической экспертизой. Разрешение на осуществление этого проекта, а также на условия его проведения, дают органы, которые предоставили эти земли в пользование (I.Общие положения ч.6 N 525, N 67).

Какие мероприятия проводятся при рекультивации

Условно можно разделить все действия, проводимые на объекте рекультивации, на несколько направлений — исследовательские, подготовительные и, непосредственно, работы по улучшению земель. В зависимости от ситуации на земельном участке, перечень действий может меняться, но в основном он следующий:

  • проводятся картографирование, лабораторные обследования и проектно-изыскательные работы;
  • осуществляется государственная экологическая экспертиза нарушенного земельного объекта;
  • снимается, транспортируется и складируется (если нужно) плодородный слой почвы;
  • выравнивается и подготавливается поверхность объекта рекультивации;
  • токсичные породы проходят химическую мелиорацию;
  • если существует необходимость, то приобретается плодородный слой почвы;
  • на подготовленную поверхность наносится плодородный слой земли;
  • если появились послеусадочные признаки, то они ликвидируются;
  • все объекты предыдущей деятельности пользователя земли, при ненадобности, убираются с территории;
  • с территории удаляются строительный мусор и производственные отходы, которые впоследствии складируются или захороняются;
  • размещение сети водоотвода и дренажа;
  • засаживание участка земли саженцами;
  • если планируется создание на рекультивируемой территории водоемов, то подготавливаются соответствующие места;
  • восстанавливается плодородие земли;
  • осуществляется прием-передача участка земли соответствующими комиссиями (I.Общие положения ч.7 N 525, N 67).

Плодородие сельскохозяйственных земель

Для того, чтобы почва принесла урожай сельскохозяйственных культурных растений, она должна быть способной обеспечить их потребности в тепле, воздухе, воде, а также питательных веществах, физико-химической и биологической среде. Такая способность почвенного слоя называется плодородием. Государство активно старается обеспечить поддержание и улучшение уровня плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Для реализации федеральных программ по повышению плодородия, необходимо обеспечить для этих целей законодательную базу. Именно этим занимаются органы государственной власти субъектов РФ, которые разрабатывают и принимают соответствующие законы и нормативно-правовые акты. А обязанность по разработке, утверждению и реализации федеральных программ возложена на соответствующие государственные органы власти РФ.

Органы местного самоуправления могут выполнять лишь те полномочия по повышению плодородия сельскохозяйственных земель, которые были им делегированы, с последующим материальным и финансовым обеспечением для реализации этих целей (гл.II N 101-ФЗ). Собственники и пользователи сельскохозяйственных участков имеют как права, так и обязанности при пользовании землей.

Права:

  1. Проводить на участках мероприятия технической, химической, санитарной направленности, которые будут способствовать улучшению плодородия.
  2. Быть информированными о состоянии плодородия почвы и динамике его изменения.

Обязанности:

  1. Осуществлять производство сельскохозяйственной продукции так, чтобы оно способствовало улучшению плодородия почвенного слоя и не влияло негативно на окружающую среду.
  2. Соблюдать правила и нормы в сфере улучшения плодородия. При использовании агрохимикатов информировать об этом органы исполнительной власти.
  3. Оказывать содействие в обследовании сельскохозяйственных земель.
  4. В случае загрязнения или деградации земельного участка, уведомлять об этом соответствующие органы власти (гл.III N 101-ФЗ).

Для обеспечения плодородия осуществляется деятельность по следующим направлениям:

  • разрабатываются и реализуются федеральные и региональные целевые программы;
  • проводится мониторинг и учет показателей плодородия земель и создаются соответствующие банки данных;
  • осуществляется государственное нормирование плодородия данных земельных участков;
  • разрабатываются планы проведения мероприятий технической, химической, санитарной направленности для улучшения показателей плодородия, а также для реабилитации загрязненных земель;
  • осуществляется финансирование программ;
  • производится контроль за качеством и безопасностью применения используемых агрохимикатов (ст.11 N 101-ФЗ).

Государственная поддержка в данной сфере выражается в утверждении тех государственных заказчиков, которые осуществляют закупки в сфере:

  • поставки, производства агрохимикатов для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • добычи торфа и производства продуктов его переработки;
  • производства оборудования для осуществления мероприятий технической, химической, санитарной направленности для улучшения показателей плодородия.

Мелиорация сельскохозяйственных земель

Очень эффективным методом при повышении плодородия земель является мелиорация. Она применяется для того, чтобы коренным образом улучшить состояние земель, используя для этого ряд мелиоративных мероприятий. Они бывают:

В рамках мелиорации проектируются, строятся и вводятся в эксплуатацию мелиоративные системы, гидротехнические сооружения. Обводняются пастбища, создаются защитные лесные насаждения, проводятся работы по улучшению свойств почв. Проведение мелиорации планируется федеральным органом исполнительной власти, который управляет государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса. Причиной для проведения мелиорации являются либо заказы собственников участков, либо соответствующие федеральные или региональные программы (ст.24 N 4-ФЗ).

Сам процесс мелиорации должен соответствовать всем экологическим, строительным и санитарным нормам. Проект по проведению этого мероприятия разрабатывается органом исполнительной власти, который отвечает за нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса (ст.25 N 4-ФЗ). Для того, чтобы поддерживать состояние земель сельскохозяйственного назначения на должном уровне, а также улучшать его, государство финансирует сельское хозяйство средствами из федерального бюджета, часть их которых направляется на проведение мелиорации.

Инвентаризация нарушенных сельскохозяйственных земель

Инвентаризация нарушенных земель — выявление, учет и картографирование нарушенных земель с определением их площадей и качественного состояния.

Снятие и использование плодородных слоев почвы, а также наблюдение за нарушенными землями производится под бдительными контролем органов Роскомзема. Все организации, деятельность которых связаны с нарушением почвенного слоя, обязаны составлять отчет по состоянию на 1-е января и согласовывать данные с местными органами Минприроды РФ. До 5-го числа того же месяца общая статическая информация отправляется органам Роскомзема и Госкомстата РФ.

В свою очередь, органы Роскомзема направляют сводную статическую информацию об административных территориальных образованиях и по России в органы Госкомстата и Минприроды РФ. Физические лица предоставляют информацию о нарушении почвенного покрова сельскохозяйственных земель в порядке, утвержденном Роскомземом и Минприроды РФ. Минимум раз в десять лет проводится инвентаризация нарушенных земель. Она инициируется Роскомземом и Минприроды РФ по согласию органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Целью инвентаризации является сверка и уточнение учетных данных.

Инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения проводится в целях уточнения наличия и состояния земель сельскохозяйственного назначения, выявления неиспользуемых и неэффективно используемых земель, определение качественных характеристик (закочкаренность, закустаренность, залесенность) угодий. Инвентаризации подлежат пашни, культурные и улучшенные кормовые угодья.

Целью проведения инвентаризации земель по формам собственности является:

  • Подготовка сведений о наличии, состоянии и правовом положении земель сельскохозяйственного назначения в целях выявления невостребованных земельных долей.
  • О неиспользуемых по целевому назначению земель сельскохозяйственного назначения.
  • Для регистрации права собственности Ленинградской области на такие земельные участки.

В состав работы входят следующие этапы:

1. Подготовительные работы.

На стадии подготовительных работ подбираются и анализируются следующие документы:

  • планово картографический материал масштаба 1:10000, а на земли населенных пунктов – масштаба 1:1000 1:2000;
  • материалы по реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизации земель сельскохозяйственного назначения;
  • материалы инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения;
  • материалы по передаче земель в ведение и органов местного самоуправления;
  • материалы территориального землеустройства и перераспределения земель;
  • материалы государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения;
  • сведения об объектах и субъектах земельного права, материалы по межеванию земельных участков, свидетельства о регистрации прав на земельные участки, договора аренды, доверительного управления и др.;
    • земельно-учетные данные;
    • списки пайщиков с номерами свидетельств;
    • выписка их ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним;
    • свидетельства о государственной регистрации права;
    • договора купли продажи.

2. Инвентаризация земель включает:

  • изучение и анализ материалов, собранных в ходе проведения подготовительных работ;
  • уточнение границ категорий земель, землепользований и состава угодий, выявление неиспользуемых по целевому назначению земель по видам права и угодьям;
  • анализ материалов по реорганизации сельхозпредприятий и приватизации земель. Сопоставление списка граждан, имеющих право на получение земельных долей в момент реорганизации сельхозпредприятия с фактическим наличием собственников земельных долей (граждан и юридических лиц);
  • установление количества невостребованных земель земельных долей с указанием их собственников, определение общей площади невостребованных земельных долей с учетом материалов кадастровой оценки земель;
  • определение границ и площадей земельных участков, неиспользуемых по целевому назначению;
  • согласование материалов инвентаризации;
  • формирование землеустроительного дела;
  • публикация сообщения о невостребованных земельных долях в региональной газете «Вести».

3. Изготовление и выдача документов.

По результатам работы формируется землеустроительное дело в составе:

  • пояснительная записка;
  • экспликация земель сельскохозяйственного предприятия по видам собственности и угодьям;
  • список посторонних землепользований, расположенных в границах сельхозпредприятия;
  • список собственников земельных долей с указанием формы распоряжения земельными долями;
  • список невостребованных земельных долей с указанием их площади;
  • материалы полевого обследования земель;
  • экспликация полевого обследования земель;
  • планово-картографический материал масштаба 1:10000 с указанием границ:

— посторонних землепользований;

— границ населенных пунктов;

— земельных участков, находящихся в собственности, в том числе долевой;

— земельных участков, находящихся в пользовании и аренде;

— границы земельных участков выделяемых в счет невостребованных земельных долей;

— земельные участки, неиспользуемые в сельскохозяйственном производстве.

Поэтому данный вид работ направлен прежде всего на органы государственной власти и органы местного самоуправления. При проведении реорганизации юридического лица инвентаризация обязательна для составления разделительного баланса или договора о присоединении (слиянии).

По завершению инвентаризации сотрудниками центра «Сезапгипрозем» готовится «Технический отчет по инвентаризации земель», который содержит необходимые документы и план (карту) территории.

Использование материалов инвентаризации позволит:
· актуализировать показатели кадастровой оценки земель;
· гарантировать права дольщиков, упорядочить оборот земли, упростить и удешевить процедуру оформления земельных участков;
· обеспечить целевое использование сельскохозяйственных угодий;
· увеличить объемы кредитования отрасли под залог земель сельскохозяйственного назначения.

admin

Добавить комментарий