Инвентаризация отходов производства

Инвентаризация отходов производства

Добавить в «Нужное»

Обновление: 13 февраля 2017 г.

Все предприятия обязаны соблюдать установленные экологические требования, в числе которых установлена необходимость проводить инвентаризацию отходов производства и потребления. Образец акта инвентаризации, который составляется по результатам инвентаризации, приведен ниже.

Содержание

Обязательность проведения инвентаризации

Обязательность инвентаризации объектов размещения отходов указана в ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Ошибочно считать, что источником отходов являются только производственные предприятия, имеющие источник загрязнения окружающей среды, например, большой завод или предприятия, ведущие деятельность, связанную с применением материалов, представляющих опасность. Многие малые предприятия и даже ИП ведут деятельность, в результате которой появляются отходы производства.

Так, например, индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, был оштрафован по ст. 8.2 КоАП на 30 000 руб. за то, что не вел учет отходов, использованных автомобильных покрышек. В решении суда указано, что отсутствовала паспортизация, не проводилась инвентаризация отходов, не было учета размещенных отходов, а также образовавшихся, использованных и переданных другим лицам (Постановление Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2012 г. по делу № А75-512/2012).

Этапы проведения инвентаризации

Законодательство четко не регламентирует порядок проведения инвентаризации. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов (далее — Правила), в пункте 4 которых указано, что проведение инвентаризации объектов должно быть не реже одного раза в пять лет. После сбора и обработки информации об объекте составляется характеристика каждого объекта размещения отходов согласно приложению к Правилам. В отношении порядка и регламента инвентаризации правил не установлено, поэтому предприятие может устанавливать свои требования.

Как правило, инвентаризация отходов проводится в несколько этапов:

  • издание приказа о проведении инвентаризации источников образования отходов;
  • проведение инвентаризации;
  • обобщение полученных в результате инвентаризации данных и оформление акта инвентаризации отходов.

Инвентаризация может проводиться как силами самого предприятия, так и с привлечением сторонней специализированной организации.

Документы, которые необходимо оформить

На предприятии, являющемся источником отходов производства, могут быть издана инструкция о порядке проведении инвентаризации и разработаны документы, которые должны составляться в процессе инвентаризации. Так, могут быть разработаны и утверждены инвентаризационные ведомости источников образования отходов, ведомости объектов хранения и накопления отходов, сведения о предприятиях, принимающих отходы и другие необходимые для учёта образующихся в процессе деятельности отходов документы в зависимости от вида деятельности предприятия,

Для проведения инвентаризации необходимо подготовить приказ, в котором должны быть указаны состав инвентаризационной комиссии, сроки инвентаризации, сроки оформления акта инвентаризации.

В процессе инвентаризации используются проектная документация на строительство объектов размещения отходов, данные обследований объектов размещения отходов и другая документация.

После проведения инвентаризации, исходя из составленных в процессе инвентаризации документов, составляется акт инвентаризации, который подписывают члены комиссии.

Скачать образец акта инвентаризации отходов производства

Использование материалов инвентаризации

Надо отметить, что согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предприниматели и организации, в результате деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих экологическому надзору, должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Руководствоваться необходимо Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Минприроды РФ от 05.08.2014 № 349. Результаты инвентаризации, так же как технологические карты, регламенты и другие материалы, являются основанием для ПНООЛР.

Кроме того, результаты инвентаризации используются для подготовки статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы), утвержденной Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17, а также заполняется экологический паспорт предприятия.

Согласно ст.22 Закона РБ «Об отходах» все лица, занимающиеся оборотом отходов, обязаны проводить их инвентаризацию и учет.

Инвентаризация отходов – это совокупность рабочих моментов, направленных на составление и учет качественных и количественных показателей отходов.

Главным ее назначением является установка соответствия фактических данных об образовании отходов, полученных в ходе проверки, зарегистрированным данным в нормативах и технических документах, отражающих количественные и качественные характеристики отходов.

Инвентаризация отходов производства – обязательное мероприятие для лиц:

  • занимающихся производством отходов (собственники);
  • являющихся собственниками объектов, где размещены и обезврежены отходы;
  • занимающихся деятельностью по сбору и транспортировке отходов;
  • использующих отходы как сырье для производства.

Инвентаризация отходов производства и потребления может проводиться самим предприятием или лицом, а может осуществляться при помощи организации, специализацией которой являются услуги по инвентаризации и составлению ее актов.
Компания «ЭкоПромЦентр» является ведущей организацией в сфере осуществления услуг по инвентаризации, учету отходов и отчетности статистической документации.
Инвентаризация должна проводиться ежегодно, возможно несколько раз в году, если в этом есть производственная необходимость.
Наша компания предоставляет услуги только высококвалифицированных специалистов, мы проводим качественную инвентаризацию независимо от сложности и масштаба производства.

Вебинар по ПНООЛР 2018, где разобрана инвентаризация отходов

Как осуществляется инвентаризация отходов (образец)

1. Проведение инвентаризации отходов, а также мест их образования или размещения.

  • Организовывается выезд рабочей группы специалистов на предприятие;
  • Ею составляется перечень отходов, их виды определяются согласно Классификатору отходов (ФККО);
  • Собирается воедино вся информация, нужная для составления отчетности «акт инвентаризации отходов».

2. Непосредственно составление отчетности по результатам инвентаризации

  • Рассчитывается годовое количество образовавшихся или используемых отходов. Принцип расчета платы ПНООЛР берется из нормативно-методических рекомендаций, разработанных органами статистики.
  • Проводятся работы по анализу соотношения количества отходов существующим нормативам на предприятии и лимитам, установленным природоохранным законодательством;
  • Анализ на соответствие мест образования отходов тем требованиям, которые установили природоохранные органы, а также их соответствия нормативным актам, разработанным на предприятии.

Все перечисленные моменты вошли в проект ПНООЛР, а также являются главными пунктами для составления достоверной и качественной отчетности инвентаризации отходов.

Бесплатная инвентаризация отходов

Если у вас больше 10 видов отходов, через 1-2 дня после обращения мы проведем бесплатную инвентаризацию источников отходов у вас на предприятии.

Заказать бесплатную инвентаризацию

  1. Консультация специалиста по изменениям в законодательстве об отходах
  2. Бесплатный выезд эколога на ваше предприятие в Санкт-Петербурге или Ленинградской области (выезд в регионы РФ по согласованию) в течение 1-2 дней
  3. Проверка экологической документации на соответствие требованиям надзорных органов
  4. Подбор полигона и перевозчика для ваших отходов (при необходимости)
  5. Помощь в составлении технического задания на конкурс для выявления минимальной цены
  6. После встречи вы получаете рекомендации, как лучше поступить в сложившейся ситуации, плюс развернутое предложение со сроками и точной стоимостью работы и ее отдельных этапов.

Для составления программы производственного экологического контроля необходимы сведения об образующихся на предприятии отходах. Как регламентировать процесс их инвентаризации с помощью инструкции и провести обследование, расскажем в этой статье.

Кто обязан проводить инвентаризацию отходов

Обязанность проведения инвентаризации отходов производства и потребления закреплена в ст. 67 Закона № 7-ФЗ1, где говорится, что сведения об инвентаризации отходов и объектов их размещения входят в состав программы производственного экологического контроля (ПЭК). Такую программу обязаны разрабатывать юридические лица и ИП, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), I, II и III категорий.

В статье 11 Закона № 89-ФЗ2 установлено, что юридические лица и ИП при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов.

— Реклама —

Следовательно, проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и объектов их размещения обязаны хозяйствующие субъекты:

  • осуществляющие свою деятельность на объектах I, II и III категорий;
  • эксплуатирующие объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы).

Хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность на объектах IV категории и прочих (бескатегорийных) с образованием отходов производства и потребления и не эксплуатируют объекты размещения отходов, не обязаны проводить инвентаризацию отходов. При этом они, конечно, могут ее проводить по своему усмотрению.

Рассмотрим это на примерах.

  • Завод по производству бумаги (объект II категории) в процессе деятельности образует отходы I-V классов опасности. При этом собственных и арендуемых объектов размещения отходов нет. Предприятие обязано провести инвентаризацию отходов производства и потребления.
  • На заводе по переработке металлов (объект I категории) образуются отходы I-V классов опасности. Предприятие имеет собственный объект размещения отходов. Завод обязан проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и объекта их размещения.
  • Индивидуальный предприниматель занимается заготовкой сельскохозяйственных культур, образуются отходы IV-V классов опасности (объекту присвоена IV категория). Такой ИП не обязан проводить инвентаризацию отходов, но при этом обязан вести первичный учет в области обращения с отходами производства и потребления согласно приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 7213.
  • У ИП образуются твердые коммунальные отходы (ТКО), при этом объект не имеет категории (условно «V категория»). Отходы передаются для размещения оператору по обращению с ТКО. Такой ИП не обязан проводить инвентаризацию ТКО, но должен осуществлять первичный учет в области обращения с отходами согласно приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 7213.

Таким образом, ответ на вопрос, надо ли проводить инвентаризацию отходов, зависит исключительно от присвоенной объекту НВОС категории. Хозяйствующие субъекты, которые не обязаны проводить инвентаризацию отходов, но у которых они образуются, для облегчения ведения первичного учета в области обращения с отходами и для минимизации спорных вопросов при проверках могут проводить инвентаризацию по собственной инициативе.

К сведению

Обязательность проведения инвентаризации отходов зависит от категории объекта НВОС.

С чего начать?

Итак, вы обязаны провести инвентаризацию отходов. С чего начать, какими нормативными документами руководствоваться? На сегодняшний день нет документов, которые бы регламентировали порядок инвентаризации отходов (аналогичных, например, принятым для инвентаризации источников выбросов). Установлен лишь порядок инвентаризации объектов размещения отходов (приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 494), но это тема для отдельного рассмотрения.

Поэтому хозяйствующие субъекты сами устанавливают порядок, регламент и сроки проведения инвентаризации отходов производства и потребления.

Как правило, инвентаризация отходов проходит в несколько этапов:

  • издание приказа о проведении инвентаризации;
  • сама процедура инвентаризации;
  • обобщение полученных данных и оформление акта инвентаризации отходов.

Инвентаризация может проводиться как силами самого предприятия, так и с привлечением сторонней организации.

Можно издать инструкцию о порядке инвентаризации и разработать формы документов, которые должны составляться в процессе инвентаризации.

Прежде всего необходимо подготовить приказ, в котором указать состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения инвентаризации и оформления акта по ее итогам →(Пример1).

ПРИМЕР 1

Инструкция о проведении инвентаризации отходов должна содержать общие сведения о порядке проведения, об оформлении документов и хранении полученных данных →(Пример2).

ПРИМЕР 2

Утверждаю

Руководитель «Название организации»__________________ «____» ______________ 201_ г.

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке проведения инвентаризации отходов

производства и потребления

1. Область применения…

2. Цели и задачи…

3. Сопутствующая нормативная документация…

4. Термины и определения

5. Общие положения…

6. Этапы проведения инвентаризации отходов производства и потребления…

7. Оформление результатов инвентаризации отходов производства и потребления

8. Документы и их хранение…

9. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (рекомендательное). Организационная схема структурных подразделений предприятия

10. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендательное). Перечень отходов производства и потребления, образующихся на предприятии.

11. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (обязательное). Инвентаризационная ведомость источников образования отходов…

12. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (обязательное). Сведения о наличии транспортных средств…

13. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (обязательное). Блок-схемы технологических процессов.

14. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (обязательное). Инвентаризационная ведомость объектов временного накопления/хранения отходов…

15. ПРИЛОЖЕНИЕ 7 (обязательное). Сведения о передаче отходов специализированным организациям…

16. ПРИЛОЖЕНИЕ 8 (обязательное). Перечень отходов, для которых устанавливается годовой норматив образования

17. ПРИЛОЖЕНИЕ 9 (обязательное). Форма акта проведения инвентаризации отходов производства и потребления

201_г.

Проведение инвентаризационного обследования

На подготовительном этапе изучаются следующие сведения:

  • информация о видах деятельности предприятия;
  • схема организационной структуры предприятия;
  • учетные данные (журналы первичного и общего учета отходов, форма государственной статистической отчетности 2-ТП (отходы)), договоры на передачу отходов сторонним организациям, акты приема-передачи отходов, акты выполненных работ и иные документы, свидетельствующие об образовании, использовании, обезвреживании, хранении, передаче на утилизацию, захоронение, размещение отходов производства и потребления;
  • генеральный план, представляющий собой схему расположения зданий и сооружений на территории предприятия;
  • технологические карты производственных процессов;
  • данные бухгалтерского учета о поступлении и списании видов сырья, вспомогательных материалов, готовых изделий и полуфабрикатов, которые используются (планируется использовать) в производственных процессах;
  • порядок пуска и вывода из эксплуатации оборудования;
  • иная информация о режимах работы оборудования, объемах и составе сырья и материалов, применяемых в производственных процессах, об объемах образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства;
  • материалы последней инвентаризации.

На этапе инвентаризационного обследования проводятся:

  • определение видов деятельности, характерных для каждого структурного подразделения предприятия и сопровождающихся образованием отходов;
  • обследование структурных подразделений организации в соответствии с планом-схемой расположения зданий и сооружений;
  • выявление веществ, материалов и изделий, перешедших в состояние «отход», а также определение наименований образующихся отходов производства по источникам образования отходов;
  • разработка блок-схем технологических процессов, включающих в виде отдельных блоков:
    • используемые сырье, материалы, полуфабрикаты и прочее;
    • производственные операции;
    • производимую продукцию (оказываемые услуги, выполняемые работы);
    • образующиеся отходы (по происхождению или условиям образования);
    • операции по дальнейшему обращению с отходами, включающие использование, обезвреживание, размещение отходов, передачу отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам;
  • определение мест и объектов временного хранения и накопления отходов и их характеристика;
  • обозначение источников образования отходов производства и потребления и мест их временного хранения и накопления на карте-схеме расположения зданий и сооружений организации;
  • проведение пересчета, замеров, взвешиваний количества отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определение нормативов их образования по результатам измерений;
  • расчет годового количества образующихся отходов производства и нормативов их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологических процессов исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования;
  • определение физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов, определение перечня опасных свойств отходов в соответствии с требованиями законодательства РФ в области обращения с отходами.

Для целей инвентаризации источников образования отходов в структурных подразделениях предприятия рассматриваются основные отходообразующие виды деятельности и процессы. Таблица ↓

Таблица. Пример отражения образования отходов в структурных образованиях предприятия

Отходообразующий вид деятельности, процесс Примерный перечень образующихся отходов
1. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автотранспорта
Техническое обслуживание автотранспортных средств Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом;

отходы минеральных масел моторных, компрессорных, индустриальных;

фильтры очистки масла, топлива, воздуха автотранспортных средств отработанные;

обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%);

покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные;

тормозные колодки, отработанные без накладок асбестовых;

лом черных металлов несортированный (вышедшие из строя узлы и детали транспортных средств);

песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%);

грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)

2. Строительная деятельность, ремонт зданий и помещений
Ремонт зданий и сооружений Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ;

смет с территории предприятия малоопасный;

Тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более);

Крупногабаритный мусор от текущего и капитального ремонта, а также отходы, образующиеся при демонтаже зданий и сооружений

3. Металлообработка
Обработка на наждачных станках Пыль (или порошок) от шлифования черных металлов, с содержанием металла 50% и более или

Абразивная пыль и порошок от шлифования черных металлов (с содержанием металла менее 50%)

Абразивные круги отработанные, лом абразивных кругов

Обработка на токарных, сверлильных, строгальных, фрезеровальных станках Стружка черных металлов незагрязненная;

стружка стальная незагрязненная

4. Обслуживание и ремонт технологического оборудования
Обслуживание металлообрабатывающих станков Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%);

отработанное индустриальное масло;

лом черных металлов в виде изделий, кусков, несортированный (вышедшие из строя металлические корпуса, узлы и детали оборудования и т. п.);

лом цветных металлов в виде изделий, кусков, несортированный

Сварочные работы Остатки и огарки стальных сварочных электродов
Обслуживание производственного оборудования Шланги и рукава из вулканизированной резины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные;

лом черных металлов в виде изделий, кусков, несортированный (вышедшие из строя металлические корпуса, узлы и детали оборудования и т. п.);

обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)

5. Эксплуатация административно-бытового комплекса (хозяйственная деятельность)
Уборка твердых покрытий территории Смет с территории предприятия малоопасный
Освещение помещений и территории Ртутные лампы, светодиодные, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак;

электрические лампы накаливания, отработанные и брак

Жизнедеятельность работников и уборка помещений Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный);

мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный (списанная мебель и т. п.);

отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки;

отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации

Уборка помещений складского хозяйства Отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные;

отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства;

отходы полиэтиленовой тары незагрязненной;

лом и отходы изделий из полиэтилена незагрязненные (кроме тары)

Уход за древесно-кустарниковыми посадками Лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме;

растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками

Обеспечение спецодеждой персонала Обувь кожаная рабочая, потерявшая потребительские свойства;

спецодежда из х/б и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная

Приготовление пищи Пищевые отходы кухонь несортированные.
Обеспечение персонала средствами информационных технологий Системный блок компьютера, утративший потребительские свойства;

принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства;

картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные;

клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства

6. Технологический процесс производства вина
Переработка винограда Выжимки сладкие;

дрожжевые осадки отжатые;

гребни виноградные

Процесс розлива вина Лом изделий из стекла

Для удобства проведения инвентаризации лучше изначально определить организационную схему структурных подразделений, где в обязательном порядке необходимо провести инвентаризацию отходов (приложение 1 к инструкции, рисунок).Рисунок. Организационная схема структурных подразделений предприятия, где должна проводиться инвентаризация отходов производства и потребленияОбратите внимание!

Если на предприятии структурные подразделения расположены на разных территориях, есть обособленные подразделения или несколько объектов НВОС, то проводить инвентаризацию отходов следует в каждом территориально обособленном структурном подразделении, на каждом объекте НВОС. Результаты должны вноситься в отдельные инвентаризационные ведомости.

Для небольших предприятий и ИП нет необходимости выделять отдельно организационную структуру и оформлять несколько инвентаризационных ведомостей. Это актуально только для крупных предприятий, имеющих сложную организационную структуру и большие территории. Как правило, такие предприятия имеют достаточно много объектов НВОС, обособленных и территориально разделенных структурных подразделений.

Инвентаризационное обследование делается с целью максимально задействовать руководителей всех организационных структур, чтобы у них возникло понимание проблемы отходов. Результаты инвентаризации должны стать основанием для ведения всей экологической документации в области обращения с отходами на предприятии, что в свою очередь снимает определенную ответственность с инженеров по охране окружающей среды (экологов).

После того как составлена организационная структура предприятия, необходимо определить перечень образующихся отходов (приложение 2 к инструкции) в структурных подразделениях на основании первичного учета в области обращения с отходами либо результатов ранее проведенной инвентаризации.

Данный перечень не должен быть исчерпывающим, он всего лишь служит отправной точкой. Если в ходе проведения инвентаризации выявляется образование каких-либо других отходов, то они должны быть внесены в инвентаризационные ведомости и блок-схемы технологических процессов структурных подразделений.

Далее необходимо определить источники образования отходов. Инвентаризационную ведомость источников образования отходов можно оформить следующим образом (приложение 3 к инструкции →(Пример 3).

ПРИМЕР 3

Инвентаризационная ведомость источников образования отходов

Наименование структурного подразделения Машинно-технологическая станция

(название обособленного подразделения (филиала), цеха, производственного участка, отдела и другое)

Вид деятельности, процесс Наименование материалов и изделий, переходящих в состояние «отход» Исходные данные для расчета норматива

образования отхода

Данные об отходе Движение отходов
наимено

вание источников образования отхода

количество источников образования отхода ед. изм. примечание наименование агрегатное состояние и внешний вид опасные свойства периодичность образования фактическое наличие отхода
количество ед. изм.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Эксплуатация, обслуживание и ремонт автотранспорта Автошины Автотранспорт 32 шт. R 12

(тип шины)

Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные Готовое изделие, потерявшее потребительские свойства Токсичность, пожаро-опасность 3 мес. 16 шт. Передача специализированной организации
Обеспечение спецодеждой персонала Спецодежда из хлопчатобумажных и смешанных волокон Износ спецодежды шт. 1,5 кг

(масса одного комплекта)

Спецодежда из хлопчатобумажных и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная Волокно Пожароопасность 6 мес. 2,76 кг Передача специализированной организации

Руководитель подразделения:

(должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

Ответственный за производственный контроль обращения с отходами

(должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

Инвентаризационная ведомость подписывается руководителем структурного подразделения и лицом, ответственным за ПЭК в области обращения с отходами в подразделении. Это может быть одно и то же лицо.

Продолжение статьи читайте в следующем номере.

Речь пойдет об особенностях инвентаризации отходов на предприятиях, где используются транспортные средства, о блок-схемах технологических процессов, об инвентаризации объектов временного хранения и (или) накопления отходов и о других сведениях, которые должны быть включены в акт инвентаризации отходов.

Документы

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  3. Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
  4. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов».

Прочитать статью в pdf.

Документы

Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 февраля 2010 года N 49

Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов

(с изменениями на 9 декабря 2010 года)

Министр
Ю.П.Трутнев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
8 июня 2010 года,
регистрационный N 17520

Правила инвентаризации объектов размещения отходов

Приложение

(с изменениями на 9 декабря 2010 года)

1. Правила инвентаризации объектов размещения отходов (далее — Правила) устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее — объекты размещения отходов).

2. Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора (пункт в редакции приказа Минприроды России от 9 декабря 2010 года N 541.

3. Действие настоящих Правил не распространяется на:
объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
скотомогильники.

4. Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.

5. Источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются:
проектная документация на строительство объектов размещения отходов;
данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов;
фондовые материалы;
иная документация.

6. По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах, согласно приложению к настоящим Правилам.
Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов.
Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов (абзац в редакции приказа Минприроды России от 9 декабря 2010 года N 541.

7. Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора (абзац в редакции приказа Минприроды России от 9 декабря 2010 года N 541:

для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;
при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов;
в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.

8. Росприроднадзор размещает на своем официальном сайте в сети Интернет для свободного и бесплатного доступа электронную версию характеристики объекта размещения отходов, указанной в пункте 6 настоящих Правил, и программное обеспечение для ее формирования (пункт в редакции приказа Минприроды России от 9 декабря 2010 года N 541.

Приложение к Правилам. Характеристика объекта размещения отходов (ОРО) по результатам наименование объекта размещения отходов инвентаризации, проведенной в 20__ году

Приложение
к Правилам

Экз. N ____

Характеристика

объекта размещения отходов (ОРО)

по результатам

(наименование объекта размещения отходов)

инвентаризации, проведенной в 20__ году

_______________
Заполняется отдельно на каждый ОРО.

N п/п

Наименование строки

Содержание строки (код для машинной обработки)

Учетный номер ОРО

Номер, присваиваемый юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), эксплуатирующим ОРО

Назначение ОРО

«Хранение отходов» либо «захоронение отходов»

Вид ОРО

Код вида ОРО согласно таблице 1

Место нахождения ОРО

Код территории, на которой находится ОРО, согласно ОКАТО

Код субъекта Российской Федерации согласно таблице 2

Наименование ближайшего населенного пункта

Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен ОРО

Наименование

Дата

Номер

Проектная документация на строительство ОРО

Наименование утвердившего органа

Дата

Номер

________________
При отсутствии проектной документации на строительство ОРО в ячейках данной строки указываются нули.

Заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО

Наименование документа и наименование органа, утвердившего заключение

Дата

Номер

При отсутствии заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО в ячейках данной строки указываются нули.

Ввод в эксплуатацию ОРО

Дата ввода ОРО в эксплуатацию

Вместимость ОРО, м (т)

Объем и (или) масса отходов, планируемых к размещению

Размещено всего, м (т)

Объем и (или) масса размещенных отходов

Основные виды отходов, размещаемых на ОРО

Наименования видов отходов и их коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов

Площадь ОРО, м

Площадь, занимаемая ОРО

Системы защиты окружающей среды на ОРО

Код(ы) применяемой(ых) на ОРО системы (систем) защиты окружающей среды согласно таблице 3

Виды мониторинга окружающей среды на ОРО

Код(ы) применяемой(ых) на ОРО системы (систем) мониторинга окружающей среды согласно таблице 4

Негативное воздействие ОРО на окружающую среду

«Имеется» либо «отсутствует»

Отсутствие негативного воздействия ОРО на окружающую среду обеспечивается наличием на ОРО систем защиты окружающей среды и данными мониторинга окружающей среды, подтверждающими соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.

Сведения о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), эксплуатирующем ОРО

Наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя)

Юридический или почтовый адрес, телефон, факс, электронная почта

Дата выдачи, номер лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности и наименование органа, выдавшего ее

Либо лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (до истечения срока ее действия).

Руководитель юридического лица (индивидуальный предприниматель)

(подпись)

(Ф.И.О.)

М.П.

г.

Таблица 1. Коды видов объектов размещения отходов (для машинной обработки)

Таблица 1

Вид объекта размещения отходов

Код для машинной обработки

Полигон захоронения твердых коммунальных отходов

Полигон захоронения промышленных отходов

Выработанная шахта, штольня, используемая для захоронения отходов

Шламохранилище (кроме шламового амбара)

Шламовый амбар

Хвостохранилище

Отвал горных пород, террикон

Отработанный карьер, используемый для захоронения отходов

Шлакозолоотвал

Навозохранилище

Пометохранилище

Открытая площадка с грунтовым покрытием

Открытая площадка с водонепроницаемым покрытием

Крытая площадка (под навесом) с грунтовым покрытием

Крытая площадка (под навесом) с водонепроницаемым покрытием

Производственное помещение (или его часть)

Другой специально оборудованный объект хранения отходов

Другой специально оборудованный объект захоронения отходов

Таблица 2. Коды субъектов Российской Федерации (для машинной обработки)

Таблица 2

Наименование субъекта Российской Федерации

Код субъекта Российской Федерации для машинной обработки

Республика Адыгея

Республика Башкортостан

Республика Бурятия

Республика Алтай

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Калмыкия

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Карелия

Республика Коми

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия — Алания

Республика Татарстан

Республика Тыва

Удмуртская Республика

Республика Хакасия

Чеченская Республика

Чувашская Республика

Алтайский край

Краснодарский край

Красноярский край

Приморский край

Ставропольский край

Хабаровский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Ивановская область

Иркутская область

Калининградская область

Калужская область

Камчатский край

Кемеровская область

Кировская область

Костромская область

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Московская область

Мурманская область

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тюменская область

Ульяновская область

Челябинская область

Забайкальский край

Ярославская область

г.Москва

г.Санкт-Петербург

Еврейская автономная область

Ненецкий автономный округ

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Чукотский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Таблица 3. Коды систем защиты окружающей среды на объектах размещения отходов (для машинной обработки)

Таблица 3

Системы защиты окружающей среды на объекте размещения отходов

Код для машинной обработки

Экран грунтовый

Экран бетонный и железобетонный

Экран асфальтобетонный

Экран пленочный

Естественный экран

Обваловка

Ограждение

Отвод ливневых и дренажных вод

Сбор и очистка ливневых и дренажных вод

Сбор и очистка фильтрата

Сбор биогаза

Противопылевое обустройство

Иная система защиты окружающей среды

Система защиты окружающей среды отсутствует

Таблица 4. Коды систем мониторинга окружающей среды на объектах размещения отходов (для машинной обработки)

Таблица 4

Системы мониторинга окружающей среды на объектах размещения отходов

Код для машинной обработки

Мониторинг грунтовых вод (наблюдательные скважины)

Мониторинг поверхностных вод

Мониторинг атмосферного воздуха

Мониторинг почвенного покрова

Мониторинг растительного покрова

Комплексный мониторинг окружающей среды

Мониторинг окружающей среды отсутствует

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

admin

Добавить комментарий